День Земли Кубанской
план-конспект занятия на тему
Предварительный просмотр:
Интеграция ОО «Художественно-эстетическое развитие», «Социально-коммуникативное развитие».
Нравственно - экологический праздник
«День Земли Кубанской».
Программные задачи:
1. Продолжать знакомить детей с тематическими праздниками, которые отмечаются
во всех странах мира.
2.Воспитывать любовь к Отечеству, родному краю посредством ознакомления с
кубанским народным творчеством и фольклором.
3.Обогащать и закреплять знания детей об истории, быте и культуре кубанских
казаков и наших современников.
4.Активизировать словарь детей употреблением в речи старинных названий
предметов, пословиц и поговорок.
5.Продолжать формировать экологическую культуру, стремление к здоровому образу
жизни.
Оформление сцены: - шары, гирлянды из цветов, птиц, флажков по периметру
- в центре над площадкой шар-глобус, надутый газом
- карта Краснодарского края на центральной стене сцены
- гирлянда гелевых шаров с голубями и эмблемами д\сада
( манеж с шарами ставится в центре сцены в конце праздника;
шары запускаются под Гимн Природе)
- флагшток для поднятия флага Краснодарского края и вымпела
детского сада
Оборудование: - аудиозапись гимна кубанских казаков, песен в исполнении
Кубанского хора
-флаг Краснодарского края, вымпел детского сада
-предметы быта и народно-прикладного искусства
-кубанские костюмы
Ведущая: Весна на Кубани в самом разгаре. Апрель – месяц-«богатырь», месяц
возрождения природы, восстановления здоровья всего живого:
просыпаются от зимнего сна все растения, насекомые, животные; всё
расцветает и оживает. Весной укрепляются силы всех людей:
тёплое весеннее солнышко радует нас и ласкает.
Люди разных стран решили сделать праздник для всей нашей планеты
именно весной в апреле и назвали его – день Земли.
Мы с вами тоже жители планеты Земля и поэтому вместе со всеми будем
этот праздник праздновать. Земля – огромная планета. На ней много
прекрасных стран и городов. Но для каждого человека нет роднее и
красивее того места, где он родился и живёт. А где мы с вами живём?
Правильно, на Кубани. Поэтому праздник мы свой назовём – день земли
Кубанской. В честь такого праздника мы сегодня поднимем кубанский флаг
и вымпел нашего детского сада.
( звучит «Гимн кубанских казаков» поднимаются флаги)
1реб. Есть одна планета – сад
В этом космосе холодном.
Только здесь леса шумят,
Птиц скликая перелётных.
2реб. Лишь на ней одной увидишь
Ландыши в траве зелёной.
И стрекозы только тут
В речку смотрят удивлённо.
3реб. Берегите эту Землю, эту воду,
Даже малую былиночку любя.
Берегите всех зверей внутри природы,
Убивайте лишь зверей внутри себя.
4реб. У природы живые краски,
Миллионы лучистых соцветий.
Для чего чудеса из сказки,
Если в жизни их можно встретить?
Песня: «Гимн природе».
Ведущая: Прекрасен мир живой природы, а мы с вами – часть этого мира.
Без тенистых лесов, без журчанья ручейка, без звонкого пения птиц
не было бы ни музыки, ни стихов, ни искусства, а значит – не было бы и
Человека. В дружбе с природой человек может создать много красивых и
полезных вещей для всех людей. Например, сочинить прекрасную музыку,
стихи; вышить рушник; нарисовать картину; вылепить чашу или сплести
корзину…На Кубани и в нашем городе Краснодаре живёт и работает много
заслуженных людей. Они награждены орденами и медалями за свой труд.
Это люди самых разных профессий: композиторы, писатели и поэты,
артисты наших театров, художники, рабочие заводов и комбайнёры,
педагоги и врачи, учёные и военные. Низкий им поклон за доблестный труд
Сегодня мы все вместе отправимся в путешествие на поезде «Нива Кубани»
по широким просторам нашего края: увидим и узнаем много
интересного и нового из жизни наших земляков.
( под музыку дети двигаются к первой остановке)
1остановка «Площадь ремесленников»
Оформление: плетень, кубанская хата, крытая камышом; печка, различная утварь;
столы с товаром; карусель.
Ведущая: Первая остановка на пути следования нашего поезда –
«Площадь ремесленников».
Раньше все мастеровые люди, которые умели что - то мастерить,
назывались ремесленниками, то есть они владели каким-то ремеслом,
например: умели плести корзины из лозы, ткать половики; гнуть и ковать
подковы; изготавливать сбрую для лошадей; лепить посуду из глины…
Когда у ремесленника собиралось много товара, он вывозил его продавать
на ярмарку. А знаете ли вы, что означает слово «ярмарка»? Это очень
древнее слово. В старину наши деды и прадеды казаки, закончив трудную
работу на полях, в садах, собрав урожай пшеницы, овощей и фруктов,
собирались на базар. Съезжались жители всех окрестных сёл и хуторов.
Ярмарка – это большой базар, где продают и покупают самые
разные товары. А самое главное – на ярмарке люди знакомились и
веселились, играли в игры, водили хороводы.
Слово «ярмарка» созвучно словом «ярино», так в старину называли солнце.
Поэтому ярмарка - это солнечный и весёлый праздник!
Сегодня мы с вами побываем на кубанской ярмарке.
(звучит весёлая кубанская песня, участники двигаются на площадь)
1казачка: Широка кубанская ярмарка! На ярмарке можно купить разные сладости,
фрукты, овощи, разные товары для дома, игрушки.
Ребята, а какое блюдо у казаков самое любимое! Ну, конечно, наш
знаменитый кубанский борщ! Сейчас я буду показывать овощ, а вы его
назовёте и хлопните в ладоши, если он нужен для борща.
Игра «Кубанский борщ».
2казачка: Здесь можно увидеть и старинные предметы, изготовленные кубанскими
умельцам. Особую прелесть ярмарке придаёт казачья старина.
( проводит мини-экскурсию среди старинных вещей, задаёт детям
вопросы и показывает предметы в действии)
- садится за прялку, навешивает пучок шерсти и поёт:
Позолоченая прялица,
Мы прядём, а нитка тянется,
Мы прядём, а нитка тянется,
Нам работа эта нравится!
1казачка:(тянет нитку от прялки и на колене сучит её веретеном и тоже поёт песню)
Дети, как называется эта машина? Правильно – это прялка. Раньше не
было больших прядильных машин и женщины пряли пряжу руками на
прялках. Прялки делали из дерева. А вот волшебная палочка - это
веретено, от слова «вертится». Вертится веретено, тянет ниточку с прялки
и мотает её в клубок.
-показывает клубки разных ниток и вязаные вещи из них: носки, шарф,
платок, жилет:
Такие тёплые и красивые вещи вязали казачки своим казакам. И сейчас
наши бабушки вяжут нам шерстяные носочки.
2казачка: Сейчас мы с вами узнаем, трудная ли это работа: нитки мотать?
Как музыка начнёт играть,
Надо ниточку в клубок мотать,
А как музыка закончит играть,
Значит, хватит вам ниточку мотать.
Понятно ли задание?
Тогда начнём соревнование.
Игра «Прялка».
(кто быстрее намотает клубок; участвует 3 девочки; казачка сравнивает клубки, хвалит за работу всех девочек; берёт клубок у победительницы и спрашивает:
« Большой клубок, тяжёлый. Сколько же ты за клубок возьмёшь?»
Девочка-победительница: Денег не нужно, товару не нужно
Частушки хорошие спойте мне дружно.
2казачка: Эй, девчонки-хохотушки,
Запевайте-ка частушки!
Кубанские частушки.
1казачка: А как называется этот необыкновенный предмет? Совершенно верно,
это – рубель, от слова «рубить, бить», его делали из прочного дерева.
В старину им гладили бельё.
(показывает, как это делали раньше: наматывает рушник на рубель и
катает его по скалке).
Показывает выглаженный рушник и рассказывает о нём:
какое красивое, вышитое, узорное полотенце. Это рушник. Раньше на
Кубани такие рушники были в каждой хате. В старину был обычай такой:
отправляя казака в армию служить или землю кубанскую от врагов
защищать, мать родимая и жена верная давали ему рушник на счастье и
верили, что рушник спасёт казака в трудную минуту от беды и смерти.
С рушниками на Кубани гостей встречают. А где гости – там праздник.
У нас сегодня тоже праздник – широкая кубанская ярмарка.
А ярмарка – это шутки, смех, веселье, песни пляски казаков.
Шумна ярмарка идёт:
И торговля и веселье,
Разойдись честной народ!
Песня «Весна на Кубани».
2казачка: Что вам напоминает эта вещь? Да, конечно, это предмет посуды и
похож он на большой горшок. Сделан этот горшок из глины и называется
правильно – макитра. В ней хранили молочные продукты: молоко,
простоквашу, творог. А ещё замешивали тесто, из которого пекли
ароматные кубанские караваи и пироги. Кубанские гончары - так звали
мастеров, которые изготавливали разные изделия из глины.
А в печи еду готовили вот в такой посуде – показывает чугунок.
Это чугунок, он металлический. От огня в печи он сильно нагревался и
его доставали вот таким ухватом. Ловкие, расторопные были хозяйки –
казачки. Попробуйте и вы достать с печки чугунок и поставить его на стол.
Сейчас посмотрим, как это у вас получится?!
Игра «Чугунок»
3казачка: Ох, и вкусная каша получалась в печи! А вот такими расписными ложками
ели казаки кашу, борщ, вареники и другие вкусные кубанские блюда!
(показывает детям ложки; выходят ложкари и берут ложки)
Мальчик: А теперь давайте с вами весело попляшем
И покажем, как играют
Мальчик: А теперь давайте с вами весело попляшем
И покажем, как играют
Расписные ложки наши.
Танец: «Кубанские ложкари» Казак: Кубань славится не только народными мастерами, песнями и плясками,
но и народными играми, сильными и ловкими казаками.
Не перевелись у нас на Кубани казаки!?
(выходят мальчики, отвечая: «Не перевелись!»
«Силу, ловкость испытай, проиграл – не унывай!»
Какая же ярмарка без плетня и хаты, крытой камышом!
В детстве все мальчишки прыгали через плетень, да в огород!
Игра: «Плетень».
(прыжки через плетень под счёт до 5 раз, кто ни разу не задел плетень, тот и победил)
Казачка: Кубань – край не только хлебный, но и рыбный. Сколько рек в нашем
крае, а рыбы в них просто не счесть! Издавна казаки рыбу ловили- семью
кормили! А вы, ребята, ходили на рыбалку с папой, с дедушкой? Вот
сейчас мы посмотрим, кто у нас самый опытный рыбак?!
Игра: «Рыбак».
( кто больше рыбы поймал, тот и получает медаль «За ловкость»)
Казак: Ну, держитесь, казачата!
Состязаться вы должны!
Сей обычай поддержите,
Он пришёл из старины.
Игра: «Сбей кубанку»
( взрослый, подняв высоко руку с саблей, на которую надета кубанка, предлагает казачатам подпрыгнуть и сбить её своей шашкой; кто больше раз собъёт, тот и победитель)
(Казак хвалит участников и раздаёт им медали «За ловкость», «За удаль»)
Ведущая: На Кубани так идёт, что талантливый народ
Сам себе и жнец, и швец и на дудочке игрец.
И блоху он подкуёт, дом добротный возведёт.
Утварь всю по дому справит –
Чашей полной дом тот станет.
Быстрые, ловкие хлопцы да девчата подрастают у нас на Кубани!
Сразу видно: будут лихими казаками да казачками!
Потому и ярмарка наша удалась на славу!
Песня: «У Кубани-матушки реки…»
Ведущая: А наше путешествие по земле Кубанской продолжается.
Сегодня мы узнаем, как отдыхали казаки по вечерам, как праздники
праздновали?! Следующая остановка – «Казачий курень»
Остановка «Казачий курень»
(звучит кубанская песня и все участники праздника продвигаются к следующей
остановке; рассаживаются на приготовленные места полукругом)
«Кубанские посиделки»
Ведущая: На Кубани на завалинках в светёлках
Иль во двориках на брёвнышках каких.
Собирали задушевны посиделки
Собирали молодых и пожилых.
При лучине ли сидели,
Иль под светлый небосвод
Говорили, песни пели
И водили хоровод!
Под музыку входят хозяйка и хозяин в кубанских костюмах
с хлебом солью.
Хозяйка: Рады видеть вас у себя в хате. Здесь для вас, для гостей дорогих, будет
праздник большой, праздник радости. По обычаю, по старинному
посиделками называются.
Хозяин: Пожалуйте, гости дорогие! Веселья вам да радости!
Коль к нам пришли, будьте как дома!
Входят дети парами, тройками в национальных костюмах.
Первые: Не беспокойтесь, хозяйка, мы дома не лежим и в гостях не сидим!
Хозяйка: Садитесь, пожалуйста. У нас для каждого найдётся и словечко и местечко
Вторые: Дома сидеть, ничего не видеть. Решили на людей посмотреть, да себя
показать.
Хозяин: Проходите, гости дорогие! Гостю почёт, хозяину честь!
Третьи: Туда голуби летают, где их привечают!
Хозяйка: Давно мы вас поджидаем, праздник без вас не начинаем.
Четвёртые: Ехали мы мимо, да завернули до дыму.
Хозяин: Собралось у нас гостей со всех волостей. Ну, что ж, доброе начало, как
говорится, половина дела.
Хозяйка: Припасли мы для вас забавушек на всякий лад: кому – сказку,
кому – правду, кому – песенку. Удобно ли вам, гости дорогие? Всем ли
видно, всем ли слышно? Всем ли места хватило?
Гость: Гостям то известное дело места хватило, да не тесновато ли хозяевам?
Хозяйка: В тесноте, да не в обиде! Сядем рядком да поговорим ладком.
По старинному обычаю за хлебом-солью всякая песня хороша.
Песня: «Ой, да Краснодарский край!»
Хозяйка: А вы знаете, ребята, на Кубани сегодня живёт более 100 национальностей.
И все народы живут в мире и дружбе.
Русский танец «Я на горку шла»
Хозяин: Самый близкий наш сосед – народ Адыгеи.
Давным- давно поселился этот народ на кубанской земле и с тех пор
мы всегда вместе. Вместе дела делаем и праздники празднуем.
Мальчик: Полыхает как огонь,
(адыгеец) Адыгейская гармонь.
Выбивают башмачки,
Отлетают каблучки.
Адыгейский танец.
Ведущая: На Кубани казаки – мастера: ловко правят все дела!
Да и девочки подстать, им не станут уступать!
Песня «Ой, сад во дворе»
Ведущая: Наш замечательный край – частица нашей великой и сильной страны,
нашей Родины – РОССИИ!
У всех нас одна национальность – РОССИЯНЕ!
Песня о России.
Казак: Дайте, дайте, мне степного
Коня вороного,
Отпустите черногривца
До родного дома.
Я уздою золотою
Коня зануздаю.
Поскачу я, полечу я
По родному краю.
Ребята, а вы знаете, что делают люди, чтобы лошадь не поранила свои
копыта о камни или твёрдую землю? Правильно: лошадей подковывают.
Кузнецы куют железные подковы и специальными гвоздями крепят их на
копытах лошадей. В старину считалось, кто подкову найдёт, тому счастье
она принесёт.
Игра «Передай подкову»
( дети стоят в кругу и под музыку передают подкову, на ком музыка
остановилась, тот говорит пословицу или поговорку о верном друге
казака – коне и покидает круг)
Казачка: (обращаясь к хозяйке и хозяину)
Хорошо у вас, но пора и честь знать! Спасибо хозяевам за веселье!
И на добрую память дарим мы вам подковки, пусть они принесут вам
счастье.
(группа детей дарят гостям и хозяевам посиделок подковки)
Ведущая: Наше путешествие ещё не окончено. Ребята, вы любите гулять в парке,
в лесу? Наша следующая остановка «Луговая».
Остановка «Луговая».
На широких просторах кубанской земли растут самые красивые деревья
и цветы, живут разнообразные животные.
В парках Краснодара можно увидеть белок и разных птиц! А какие
замечательные лужайки из цветов! И у нас в детском саду много зелени!
Давайте одуванчиков нарвём и веночков наплетём
(выбегают дети разных групп: «спасатели природы», «добрые
волшебники», «лекари-аптекари», «разведчики удивительного»,
юные растениеводы», «зелёные почтальоны»)
1реб. Стойте! Не рвите цветы!
Не лишайте леса красоты!
2реб. Мы – юные экологи
И ничего, что молоды!
3реб. Помочь всему живому рады.
Природу разрушать не надо!
4реб. Мы подарим Вам цветы
Необычной красоты!
5реб. Изготовили их сами –
Поделиться рады с Вами!
(под «Вальс цветов» дарят гостям изготовленные одуванчики)
Выходят девочки- школьницы, берут «юных экологов» за руки и
становятся полукругом.
1шк. Для дружбы, для улыбок и для встреч
В наследство получили мы планету.
Нам этот мир завещано беречь
И Землю удивительную эту.
2шк. Мы не дадим стать пеплом и золой
Тому, что красотой земной зовётся
Пусть будет мирным небо над землёй,
Пусть вечно детство звонкое смеётся!
3шк. Завещано беречь нам этот мир
Такой неповторимый на рассвете
Он с детства очень дорог нам и мил,
За будущее мира мы в ответе!
4шк. И поклянёмся, что мы спасём
Всю эту Землю в лучах рассвета
Спасём планету – наш добрый дом
Ведь ничего у нас дороже нет!
5шк. Счастливый край, весёлый край,
Кубанский край – ты наша сила!
Цвети, наш край, казачий край!
Ты – наша Родина, ты – уголок России!
Песня: « Кубань – река».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия для детей старшей группы по патриотическому воспитанию «На земле кубанской мы живем».
Конспект занятия для детей старшей группы по патриотическому воспитанию «На земле кубанской мы живем». У дошкольников развивается чувство гордости за то, что живем на Кубани и знаем своих героев...
Конспект итогового занятия по ознакомлению с окружающим "Мой край родной - земля кубанская" в подготовительной группе.
Конспект итогового занятия по ознакомлению с окружающим "Мой край родной - земля кубанская" в подготовительпой группе. На занятии развиваются представления детей об истории развития края, казачества, ...
Путешествие по земле Кубанской
Инсценировкав рамках реализации нравственно-экологического проекта...
"КРАЙ РОДНОЙ-ЗЕМЛЯ КУБАНСКАЯ".
Приучать детей видеть красоту родного края....
Край родной - земля Кубанская
конспект занятия в подготовительной группе по ознакомлению с родным краем...
Занятия по ознакомлению с традициями Кубани Тема: «Кубань земля кубанская , кубанские казаки»
Занятия по ознакомлению с традициями КубаниТема: «Кубань земля кубанская , кубанские казаки»...
Занятия по ознакомлению с традициями Кубани Тема: «Кубань земля кубанская , кубанские казаки»
Цели и задачи:Цель: Дать представление о первом переселении казаков на Кубань. Развивать познавательные способности, интерес к жизни народа Кубани. Воспитывать чувство патриотизма, гордости за малую Р...