Театральная деятельность в детском саду
статья на тему
Статья "Театральная деятельность в детском саду"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
teatralizovannaya_deyatelnost_v_dou.doc | 49.5 КБ |
Предварительный просмотр:
«ТЕАТРАЛИЗОВАННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В ДЕТСКОМ САДУ»
В любом возрасте в сказках можно открыть нечто сокровенное и волнующее. Слушая их в детстве, человек бессознательно накапливает целый «банк жизненных ситуаций», поэтому очень важно, чтобы осознание «сказочных уроков» начиналось с раннего возраста, с ответа на вопрос: «Чему нас учит сказка?»
В душе каждого ребёнка таится желание свободной театрализованной игры, в которой он воспроизводит знакомые литературные сюжеты, тренирует память и образное восприятие, развивает воображение и фантазию, совершенствует речь. А переоценить роль родного языка, который помогает людям – прежде всего детям – осознанно воспринимать окружающий мир и является средством общения, - невозможно. С.Я. Рубинштейн писал: «Чем выразительнее речь, тем больше в ней выступает говорящий, его лицо, он сам». Такая речь включает в себя вербальные (интонация, лексика и синтаксис) и невербальные (мимика, жесты, поза) средства.
Для развития выразительной речи просто необходимо создание условий, в которых каждый ребёнок мог бы передать свои эмоции, чувства, желания и взгляды, как в обычном разговоре, так и публично, не стесняясь слушателей. Огромную помощь в этом оказывают занятия по театрализованной деятельности, которые надо проводить каждый день: это игра, и пожить, и порадоваться ней может каждый ребёнок.
Воспитательные возможности театрализованной деятельности огромны: её тематика неограниченна и может удовлетворить любые интересы и желания ребёнка. Участвуя в ней, дети знакомятся с окружающим миром во всём его многообразии – через образы, краски, звуки, музыку, а умело поставленные педагогом вопросы побуждают думать, анализировать, делать выводы и обобщения. В процессе работы над выразительностью реплик, персонажей, собственных высказываний активизируется словарь ребёнка, совершенствуется звуковая культура речи.
Исполняемая роль, особенно диалог с другим персонажем, ставит маленького актёра перед необходимостью ясно, чётко, понятно изъясняться.
Поэтому именно театрализованная деятельность позволяет решать многие педагогические задачи, касающиеся формирования выразительности речи ребёнка, интеллектуального и художественно – эстетического воспитания. Она – неисчерпаемый источник чувств, переживаний и эмоциональных открытий, способ приобщения к духовному богатству.
В результате ребёнок познаёт мир умом и сердцем, выражая своё отношение к добру и злу; познаёт радость с преодолением трудностей общения, неуверенности в себе.
В нашем мире, насыщенном информацией и стрессами, душа просит сказки – чуда, ощущения беззаботного детства.
Театрализация – это в первую очередь импровизация, оживление предметов и звуков. Так как она тесно взаимосвязана с другими видами деятельности – пением, движением под музыку, слушанием, необходимость систематизировать её в едином педагогическом процессе очевидна.
Цель: развитие артистических способностей детей через театрализованную деятельность.
Задачи и методы:
- последовательное знакомство детей с видами театра;
- поэтапное освоение детьми видов творчества по возрастным группам;
- совершенствование артистических навыков детей;
- раскрепощение ребёнка;
- работа над речью, интонациями;
- коллективные действия, взаимодействия;
- пробуждение в детях живо представлять себе происходящее, горячо сочувствовать, сопереживать.
Принципы:
- импровизационность,
- гуманность,
- систематизация знаний,
- учёт индивидуальных способностей каждого ребёнка.
Знакомство детей с театральной куклой – бибабо – и театральными играми начинаем в первой младшей группе. Малыши смотрят драматизированные сказки и другие инсценировки, которые показывают воспитатели – это создаёт радостную атмосферу.
Начиная со второй младшей группы, дети последовательно знакомятся с видами театров, основами актёрского мастерства. Для этого используется этюдный тренаж, помогающий развить внимание и восприятие; прививаются навыки отображения различных эмоций, настроений, отдельных черт характера.
В средней группе кукольный спектакль объединяется с театрализованной игрой. Неуверенные в себе дети, предпочитают кукольный спектакль. Ребята, преодолевшие робость, принимают участие в инсценировке, как актёры драматического театра. При этом они, наблюдая друг за другом, обогащают свой личный опыт.
В старшей группе почти все дети хотят участвовать в театрализованных играх и драматизациях.
В подготовительной к школе группе театрализованные игры отличаются более сложными характерами героев, трудными для разработки мизансценами.
Рекомендованные средства выразительности:
- во второй младшей группе формировать простейшие образно-выразительные умения (например, имитировать характерные движения сказочных животных);
- в средней группе обучать элементам образных выразительных средств (интонации, мимике и пантомиме);
- в старшей группе совершенствовать образные исполнительские умения;
- в подготовительной к школе группе развивать творческую самостоятельность в передаче образа, выразительность речевых и пантомимических действий под музыку.
Что включают в себя занятия по театрализованной деятельности:
- просмотр кукольных спектаклей и беседы по ним;
- игры – драматизации;
- упражнения для социально – эмоционального развития детей;
- коррекционно – развивающие игры;
- упражнения по дикции (артикуляционная гимнастика);
- задания для развития речевой интонационной выразительности;
- игры – превращения («учись владеть своим телом»), образные упражнения;
- упражнения на развитие детской пластики;
- ритмические минутки (логоритмика);
- пальчиковый игротренинг для развития моторики рук, необходимой для свободного кукловождения;
- упражнения на развитие выразительной мимики, элементы искусства пантомимы;
- театральные этюды (в играх);
- отдельные упражнения по этике во время драматизаций;
- подготовка (репетиции) и разыгрывание разнообразных сказок и инсценировок;
- знакомство не только с текстом сказки, но и средствами её драматизации – жестом, мимикой, движением, костюмом, декорациями (реквизит), мизансценой и.т.д.
Следует обратить внимание: чем полнее и эмоциональнее восприятие литературных произведений, тем выше уровень театрального воплощения. Этому способствуют:
- специальное помещение со сценой и зрительным залом;
- костюмы и декорации;
- магнитофон, проигрыватель, кассеты;
- детские музыкальные инструменты;
- различные атрибуты к занятиям;
- наличие кукол для театра (наглядный материал) и ширмы.
В работе театрального кружка участвуют не только дети и воспитатели, но и родители. Для того, чтобы влиять на развитие артистических способностей детей, необходимо изучать особенности их воображения и оценивать уровень их развития. Для этого следует фиксировать результаты:
- диагностика;
- постановка кукольных спектаклей;
- драматизация сказок;
- проведение праздников (в течении года), конкурсов, концертов.
РАЗЫГРЫВАНИЕ СКАЗОК.
Дети всегда готовы играть сказки. Это их способ познания мира. В творческой атмосфере ребёнок развивается быстрее, полноценнее. Русская народная сказка радует своим оптимизмом, добротой, любовью ко всему живому, мудрой активностью в понимании жизни, сочувствием слабому, лукавством и юмором. Ребёнок, входя в сказку, получает роль одного из её героев, приобщается к культуре своего народа, непроизвольно впитывает в себя то отношение к миру, которое даёт силу и стойкость в будущей жизни.
Театрализованная деятельность позволяет формировать опыт социальных навыков поведения, поскольку каждая сказка имеет нравственную направленность. В результате ребёнок познаёт мир умом и сердцем, и выражает своё отношение к добру и злу. Любимые герои становятся образцами для подражания.
ПЛАН РАБОТЫ НАД СКАЗКОЙ.
- 1. Чтение сказки.
2. Показ музыкальных номеров.
3. Беседа по содержанию.
- 1. Обсуждение кандидатур на роли персонажей сказки.
2. Чтение сказки по ролям.
- 1. Работа с ведущим ребёнком.
2. Знакомство со вступлением.
- 1. Работа с артистами:
а) выразительное чтение;
б) игровые движения;
в) мимика.
2. Знакомство с рисунком танцев.
V. 1. Индивидуальная работа по ролям с фонограммой.
2. Разучивание танцев.
3. Закрепление.
VI. 1. Работа над танцами.
2. Работа с фонограммой.
- 1. Объединённая репетиция для всех участников спектакля.
2. Закрепление.
- Генеральная репетиция.
- Премьера.
ОБЩИЕ ПРАВИЛА КУКЛОВОЖДЕНИЯ.
- Куклу следует держать на определённом уровне по отношению к ширме. Кукла, поставленная вплотную к краю ширмы, должна возвышаться на 3\4 своей высоты.
- Когда кукла выполняет движения, её руки должны быть прижаты к туловищу.
- Держать куклу следует прямо. Наклон куклы осуществляется наклоном кисти руки. Следует помнить, что талия куклы приходится как раз, а запястье руки.
- Отводя куклу на второй план, надо поднимать её выше.
- Чтобы посадить куклу, нужно сначала наклонить её, согнув в запястье, а потом уже опереть запястье на то место, куда сажается кукла. Когда, сидевшая ранее кукла встаёт, она тоже должна сначала наклониться вперёд, а потом выпрямиться и одновременно приподняться до выпрямленного положения.
Если у куклы нет ног, нужно сажать её на край ширмы, на место воображаемых колен поставить снизу свободную руку, прикрыв её одеждой куклы.
- Движение куклы и слова должны быть обращены к определённому объекту внимания.
- Говорящая кукла должна подчеркивать наиболее важные слова движениями головы или рук.
- Когда одна кукла говорит, остальные должны быть неподвижны: иначе непонятно, кому принадлежат слова.
- Характер актёра передаётся кукле.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Из опыта работы воспитателя " Театральная деятельность в детском саду".
Театральная деятельность в детском саду. Современное дошкольное образование предполагает изменение подхода к личности ребенка на удовлетворение его потребностей во всестороннем развитии. Особое место...
Роль педагога в организации театральной деятельности в детском саду
создание театрального уголка в своей группе. Приобщение детей к театральному искусству, обучение приемам кукловождению....
Консультация для воспитателей "Театральная деятельность в детском саду".
Краткий экскурс в процесс организации театральной деятельности в детском саду....
Театральная деятельность в детском саду
Консультация для родителей...
«Театральная деятельность в детском саду»
Работа с родителями.Консультация для родителей:«Театральная деятельность в детском саду»Воспитательные возможности театрализованной деятельности широки. Участвуя в ней, дети знакомятся с окружаю...
«Театральная деятельность в детском саду»
Воспитательные возможности театрализованной деятельности широки. Участвуя в ней, дети знакомятся с окружающим миром во всем его многообразии через образы, краски, звуки, а умело поставленные вопросы з...
Консультация для родителей "Театральная деятельность в детском саду".Советы для родителей «РОЛЬ ТЕАТРАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РАЗВИТИИ РЕЧИ ДЕТЕЙ».
Консультация для родителей "Театральная деятельность в детском саду".Советы для родителей «РОЛЬ ТЕАТРАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РАЗВИТИИ РЕЧИ ДЕТЕЙ»....