Театральная деятельность в детском саду
статья на тему

Марченко Наталья Александровна

Статья "Театральная деятельность в детском саду"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon teatralizovannaya_deyatelnost_v_dou.doc49.5 КБ

Предварительный просмотр:

«ТЕАТРАЛИЗОВАННАЯ   ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ  В  ДЕТСКОМ САДУ»

В любом возрасте в сказках можно открыть нечто сокровенное и волнующее. Слушая их в детстве, человек бессознательно накапливает целый «банк жизненных ситуаций», поэтому очень важно, чтобы осознание «сказочных уроков» начиналось с раннего возраста, с ответа на вопрос: «Чему нас учит сказка?»

В душе каждого ребёнка таится желание свободной театрализованной игры, в которой он воспроизводит знакомые литературные сюжеты, тренирует память и образное восприятие, развивает воображение и фантазию, совершенствует речь. А переоценить роль родного языка, который помогает людям – прежде всего детям – осознанно воспринимать окружающий мир и является средством общения, - невозможно. С.Я. Рубинштейн писал: «Чем выразительнее речь, тем больше в ней выступает говорящий, его лицо, он сам». Такая речь включает в себя вербальные (интонация, лексика и синтаксис) и невербальные (мимика, жесты, поза) средства.

            Для развития выразительной речи просто необходимо создание условий, в которых каждый ребёнок мог бы передать свои эмоции, чувства, желания и взгляды, как в обычном разговоре, так и публично, не стесняясь слушателей. Огромную помощь в этом оказывают занятия по театрализованной деятельности, которые надо проводить каждый день: это игра, и пожить, и порадоваться  ней может каждый ребёнок.

        Воспитательные возможности театрализованной деятельности огромны: её тематика неограниченна и может удовлетворить любые интересы и желания ребёнка. Участвуя в ней, дети знакомятся с окружающим миром во всём его многообразии – через образы, краски, звуки, музыку, а умело поставленные педагогом вопросы побуждают думать, анализировать, делать выводы и обобщения. В процессе работы над выразительностью реплик, персонажей, собственных высказываний активизируется словарь ребёнка, совершенствуется звуковая культура речи.

Исполняемая роль, особенно диалог с другим персонажем, ставит маленького актёра перед необходимостью ясно, чётко, понятно изъясняться.

        Поэтому именно театрализованная  деятельность позволяет решать многие педагогические задачи, касающиеся формирования выразительности речи ребёнка, интеллектуального и художественно – эстетического воспитания. Она – неисчерпаемый источник чувств, переживаний и эмоциональных открытий, способ приобщения к духовному богатству.

В результате ребёнок познаёт мир умом и сердцем, выражая своё отношение к добру и злу; познаёт радость с преодолением трудностей общения, неуверенности в себе.

        В нашем мире, насыщенном информацией и стрессами, душа просит сказки – чуда, ощущения беззаботного детства.

          Театрализация – это в первую очередь импровизация, оживление предметов и звуков. Так как она тесно взаимосвязана с другими видами деятельности – пением, движением под музыку, слушанием, необходимость систематизировать её в едином педагогическом процессе очевидна.

        Цель: развитие артистических способностей детей через театрализованную деятельность.

        Задачи и методы:

  • последовательное знакомство детей с видами театра;
  • поэтапное освоение детьми видов творчества по возрастным группам;
  • совершенствование артистических навыков детей;
  • раскрепощение ребёнка;
  • работа над речью, интонациями;
  • коллективные действия, взаимодействия;
  • пробуждение в детях живо представлять себе происходящее, горячо сочувствовать, сопереживать.

Принципы: 

  • импровизационность,
  • гуманность,
  • систематизация знаний,
  • учёт индивидуальных способностей каждого ребёнка.

Знакомство детей с театральной куклой – бибабо – и театральными играми начинаем в первой младшей группе. Малыши смотрят драматизированные сказки и другие инсценировки, которые показывают воспитатели – это создаёт радостную атмосферу.

        Начиная со второй младшей группы, дети последовательно знакомятся с видами театров, основами актёрского мастерства. Для этого используется этюдный тренаж, помогающий развить внимание и восприятие; прививаются навыки отображения различных эмоций, настроений, отдельных черт характера.

        В средней группе кукольный спектакль объединяется с театрализованной игрой. Неуверенные в себе дети, предпочитают кукольный спектакль. Ребята, преодолевшие робость, принимают участие в инсценировке, как актёры драматического театра. При этом они, наблюдая друг за другом, обогащают свой личный опыт.

        В старшей группе почти все дети хотят участвовать в театрализованных играх и драматизациях.

        В подготовительной к школе группе театрализованные игры отличаются более сложными характерами героев, трудными для разработки мизансценами.

        Рекомендованные средства выразительности:

  • во второй младшей группе формировать простейшие образно-выразительные умения (например, имитировать характерные движения сказочных животных);
  • в средней группе обучать элементам образных выразительных средств (интонации, мимике и пантомиме);
  • в старшей группе совершенствовать образные исполнительские умения;
  • в подготовительной к школе группе развивать творческую самостоятельность в передаче образа, выразительность речевых и пантомимических действий под музыку.

Что включают в себя занятия по театрализованной деятельности:

  • просмотр кукольных спектаклей и беседы по ним;
  • игры – драматизации;
  • упражнения для социально – эмоционального развития детей;
  • коррекционно – развивающие игры;
  • упражнения по дикции (артикуляционная гимнастика);
  • задания для развития речевой интонационной выразительности;
  • игры – превращения («учись владеть своим телом»), образные упражнения;
  • упражнения на развитие детской пластики;
  • ритмические минутки (логоритмика);
  • пальчиковый игротренинг для развития моторики рук, необходимой для свободного кукловождения;
  • упражнения на развитие выразительной мимики, элементы искусства пантомимы;
  • театральные этюды (в играх);
  • отдельные упражнения по этике во время драматизаций;
  • подготовка (репетиции) и разыгрывание разнообразных сказок и инсценировок;
  • знакомство не только с текстом сказки, но и средствами её драматизации – жестом, мимикой, движением, костюмом, декорациями (реквизит), мизансценой и.т.д.

Следует обратить внимание: чем полнее и эмоциональнее восприятие литературных произведений, тем выше уровень театрального воплощения. Этому способствуют:

  • специальное помещение со сценой и зрительным залом;
  •  костюмы и декорации;
  • магнитофон, проигрыватель, кассеты;
  • детские музыкальные инструменты;
  • различные атрибуты к занятиям;
  • наличие кукол для театра (наглядный материал) и ширмы.

В работе театрального кружка участвуют не только дети и воспитатели, но и родители. Для того, чтобы влиять на развитие артистических способностей детей, необходимо изучать особенности их воображения и оценивать уровень их развития. Для этого следует фиксировать результаты:

  • диагностика;
  • постановка кукольных спектаклей;
  • драматизация сказок;
  • проведение праздников (в течении года), конкурсов, концертов.

                               

                                      РАЗЫГРЫВАНИЕ  СКАЗОК.

Дети всегда готовы играть сказки. Это их способ познания мира. В творческой атмосфере ребёнок развивается быстрее, полноценнее. Русская народная сказка радует своим оптимизмом, добротой, любовью ко всему живому, мудрой активностью в понимании жизни, сочувствием слабому, лукавством и юмором. Ребёнок, входя в сказку, получает роль одного из её героев, приобщается к культуре своего народа, непроизвольно впитывает в себя то отношение к миру, которое даёт силу и стойкость в будущей жизни.

        Театрализованная деятельность позволяет формировать опыт социальных навыков поведения, поскольку каждая сказка имеет нравственную направленность. В результате ребёнок познаёт мир умом и сердцем, и выражает своё отношение к добру и злу. Любимые герои становятся образцами для подражания.

                 ПЛАН  РАБОТЫ  НАД  СКАЗКОЙ.

  1. 1. Чтение сказки.

2. Показ музыкальных номеров.

3. Беседа по содержанию.

  1. 1. Обсуждение кандидатур на роли персонажей сказки.

2. Чтение сказки по ролям.

  1. 1. Работа с ведущим ребёнком.

2. Знакомство со вступлением.

  1. 1. Работа с артистами:

               а) выразительное чтение;

               б) игровые движения;

               в) мимика.

          2. Знакомство с рисунком танцев.

V.      1. Индивидуальная работа по ролям с фонограммой.

          2. Разучивание танцев.

          3. Закрепление.

VI.     1. Работа над танцами.

2. Работа с фонограммой.

  1. 1. Объединённая репетиция для всех участников спектакля.

2. Закрепление.

  1. Генеральная репетиция.
  2. Премьера.

         ОБЩИЕ  ПРАВИЛА  КУКЛОВОЖДЕНИЯ.

  1. Куклу следует держать на определённом уровне по отношению к ширме. Кукла, поставленная вплотную к краю ширмы, должна возвышаться на 3\4 своей высоты.
  2. Когда кукла выполняет движения, её руки должны быть прижаты к туловищу.
  3. Держать куклу следует прямо. Наклон куклы осуществляется наклоном кисти руки. Следует помнить, что талия куклы приходится как раз, а запястье руки.
  4. Отводя куклу на второй план, надо поднимать её выше.
  5. Чтобы посадить куклу, нужно сначала наклонить её, согнув в запястье, а потом уже опереть запястье на то место, куда сажается кукла. Когда, сидевшая ранее кукла встаёт, она тоже должна сначала наклониться вперёд, а потом выпрямиться и одновременно приподняться до выпрямленного положения.

Если у куклы нет ног, нужно сажать её на край ширмы, на место воображаемых колен поставить снизу свободную руку, прикрыв её одеждой куклы.

  1. Движение куклы и слова должны быть обращены к определённому объекту внимания.
  2. Говорящая кукла должна подчеркивать наиболее важные слова движениями головы или рук.
  3. Когда одна кукла говорит, остальные должны быть неподвижны: иначе непонятно, кому принадлежат слова.
  4. Характер актёра передаётся кукле.  

 

   

            

 

         


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Из опыта работы воспитателя " Театральная деятельность в детском саду".

Театральная деятельность в детском саду. Современное дошкольное образование предполагает изменение подхода к личности ребенка на удовлетворение его потребностей во всестороннем развитии. Особое место...

Роль педагога в организации театральной деятельности в детском саду

создание театрального уголка в своей группе. Приобщение детей к театральному искусству, обучение приемам кукловождению....

Консультация для воспитателей "Театральная деятельность в детском саду".

Краткий экскурс в процесс организации театральной деятельности в детском саду....

Театральная деятельность в детском саду

Консультация для родителей...

«Театральная деятельность в детском саду»

Работа с родителями.Консультация для родителей:«Театральная деятельность в детском саду»Воспитательные возможности театрализованной деятельности широки. Участвуя в ней, дети знакомятся с окружаю...

«Театральная деятельность в детском саду»

Воспитательные возможности театрализованной деятельности широки. Участвуя в ней, дети знакомятся с окружающим миром во всем его многообразии через образы, краски, звуки, а умело поставленные вопросы з...

Консультация для родителей "Театральная деятельность в детском саду".Советы для родителей «РОЛЬ ТЕАТРАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РАЗВИТИИ РЕЧИ ДЕТЕЙ».

Консультация для родителей "Театральная деятельность в детском саду".Советы для родителей «РОЛЬ ТЕАТРАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РАЗВИТИИ РЕЧИ ДЕТЕЙ»....