Интегрированный досуг "Путешествие по Санкт-Петербургу"
методическая разработка (старшая группа) на тему

Соколова Валентина Вячеславовна

В данной разработке представлен сценарий интегрированного досуга "Путешествие по Санкт-Петербургу" для детей старшего возраста. Интегрированный досуг является наиболее эффективной формой деятельности для детей дошкольного возраста, так как с его помощью можно решить задачи по всем образовательным областям ФГОС ДО в игровой форме.

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon dosug_puteshestvie_po_sankt-peterburgu.zip22.2 КБ

Предварительный просмотр:

Интегрированный досуг «Путешествие по Санкт-Петербургу».

Для детей 5-6 лет.

Цель:

- способствовать патриотическому воспитанию детей, привитию любви к родному городу.

Задачи:

Образовательные:

- закреплять знания детей об истории родного города, его достопримечательностях.

Развивающие задачи:

Обогащать активный словарь детей за счёт слов: город, Санкт-Петербург, царь, река, остров, крепость, дворец; ввести в пассивный словарь детей слова: символ, шедевр, площадь, шпиль, флюгер;

Совершенствовать навыки связной речи детей: умения грамматически правильно и логично строить высказывания, отвечать на вопросы развернутыми предложениями;

Активизировать познавательную и речевую активность детей в процессе беседы, вызвать желание принимать участие в групповом разговоре, слушать партнера, реагировать на его высказывания, дополнять, самостоятельно рассуждать.

Развивать координацию движений, ориентацию в пространстве, ловкость.

Воспитательные:

-  воспитывать любовь к родному городу;

-  воспитывать навыки культуры поведения юного горожанина;

-  воспитывать интерес к истории города;

-  воспитывать эмоциональную отзывчивость;

-  продолжать воспитывать умение работать в коллективе.

Материалы и оборудование: магнитофон, фортепиано, ЭОР, руль, барабан, фланелеграф, дидактическая игра «Найди ошибку», «Собери крепость», маски чаек, ленты голубого цвета, искусственные цветы, шоколадные медали.

 

Предварительная работа:

- беседы об основании Санкт-Петербурга, о гербе и флаге СПб, о символах Санкт-Петербурга.

- дидактические игры: Лото «Санкт-Петербург», Игра «Найди фигуре место» (символы СПб: кораблик Адмиралтейства, ангел Александровской колонны и др.). Разрезные картинки: «Адмиралтейство», «Летний сад», «Медный всадник», «Исаакиевский собор», «Дворцовая площадь», «Домик Петра»,

Игра «Прогулка по городу», «Найди по силуэту», «Путаница»;

- восприятие художественной литературы: Л. Шиф «Путешествие по Петербургу с Аликом и Гусариком», Е. Ефимовский «Путешествие в Санкт- Петербург», Алифанова  «Первые шаги»;

-  разучивание стихотворений о СПб;

- составление рассказов про достопримечательности города с помощью мнемотаблиц.

-  рассматривание иллюстраций и фотографий с видами города;

- художественное творчество: рисование: «Медный всадник», «Росстральные колонны», «Летний сад», «Укрась решетку моста», «Раскрашивание достопримечательностей Петербурга»; лепка: «Медный всадник», «Росстральные колонны»;

-  конструирование «Дворцы Санкт-Петербурга», конструирование из бумаги «Улицы города» и др.

-  разучивание песен о Санкт-Петербурге;

- работа с родителями: консультации на тему «Где побывать в выходной день?», папка-передвижка «Главные достопримечательности СПб», создание фотоальбома «Я в большом городе», совместное изготовление с детьми макетов, поделок достопримечательностей С-Петербурга.

Сценарий интегрированного досуга «Путешествие по Санкт-Петербургу»:

Дети входят в зал под музыку «Гимн великому городу» Р. Глиэра и встают полукругом.

(Слайд №1 – панорама Санкт-Петербурга.)

В центр зала выходят два ребенка.

Ребенок 1: 

Город музеев, чудесных дворцов,

Город каналов, мостов, островов,

Город чугунных оград на Неве, -

И нет прекрасней его на земле!

Ребенок 2:

Мы очень любим город свой.

Сияет солнце над Невой,

Или дожди стучат в окно,

Его мы любим все равно.

Мы в этом городе живем,

И он растет, и мы растем.

Ведущий: Ребята, о каком городе эти стихотворения?

Конечно, эти стихи о нашем любимом городе Санкт-Петербурге! Это один из самых больших и красивых городов мира. Ему больше 300 лет, и живет в нем 5 млн. жителей. Все люди разные, но все мы – петербуржцы, и, конечно же, все мы любим свой родной город Санкт-Петербург.

Я знаю, что вы не только любите наш город, но и хорошо знаете его. Но чтобы убедиться в этом, предлагаю вам совершить экскурсию по нашему любимому Санкт-Петербургу. Во время экскурсии вам предстоит решить загадки, отгадать ребусы и кроссворды, вы поучаствуете в викторине, мы с вами будем играть, читать стихи, петь песни и танцевать и, конечно же поговорим о том, как должны себя вести настоящие петербуржцы. Ну а в конце экскурсии вас ждет сюрприз! Итак, наша экскурсия начинается. Садитесь в автобус, и поехали…

Дети садятся на стульчики, поставленные друг за другом (воображаемый автобус). Первый ребенок (водитель) берет в руки руль и все дети, повернувшись за ним, поют песню «Путешествие по городу» (музыка О. Девочкиной).

Ведущий: 1-я остановка.

Ребенок: 

Жил давно в России царь.

Очень мудрый государь,

Он на месте не сидел,

Делал за день сотню дел,

Совершил побед немало,

Мореходом был бывалым,

Он и плотник, и кузнец…

Кто был царь тот удалец?

Дети:  Петр I.

(Слайд №2 -  портрет Петра I)

Ведущий: Правильно, молодцы! Этот царь – Петр I . По его воле на берегу суровой лесной реки Невы 27 мая 1703 года был основан город Санкт-Петербург.

Подвижная игра «По болоту Пётр пошёл» (музыка И. Смирновой, слова и композиция движений С. Сивцовой).(Описание игры смотреть в приложении).

Ведущий: В нашем городе есть памятник Петру I, называется он «Медный всадник».

(Слайд № 3 – «Медный всадник»).

Предлагаю вам, ребята, поиграть в игру.

Дидактическая игра «Найди ошибку». (Смотреть в приложении).

Ведущий: Молодцы, с заданием справились. Садимся в автобус, поедем дальше.

(Дети садятся на стулья, ребенок - водитель берет в руки руль. Звучит фрагмент из песни «Путешествие по городу»).

Ведущий: 2-я остановка.

Ребенок:

В полдень выстрелит здесь пушка

За стеной сторожевой,

Словно детская игрушка –

Это крепость над Невой.

(Слайд № 4 - Петропавловская крепость).

Ведущий: Ребята, о какой крепости идет речь, кто ее построил, где и зачем?

Дети: Это Петропавловская крепость – первое здание в Санкт-Петербурге. Построена она на Заячьем острове для защиты от врагов и называется так в честь святых Петра и Павла.

Ведущий: Предлагаю вам поиграть в игру.

Игра «Собери крепость».  (Смотреть в  приложении).

Ведущий:  Молодцы, справились с заданием. Занимайте свои места и снова в путь!

 (Дети садятся на стулья, ребенок-водитель берет в руки руль. Звучит фрагмент из песни «Путешествие по городу»).

Ведущий:  3-я остановка.

(Слайд № 5 -  река Нева).

- Подул морской ветер, стало свежо, где же мы, ребята, очутились?

Дети: Это наша река Нева.

Ведущий:  Ребята, что вы знаете о Неве?

Дети: Она вытекает из Ладожского озера. Очень глубокая и полноводная. При впадении в Финский залив разбивается на несколько речек. Между ними находятся острова.

Ведущий:  Все правильно. Весь наш город стоит на островах.  

Ребенок:

У красавицы Невы

Ожерелье из листвы.

Из гранитов самых лучших

Сшито платье на века.

Но совсем не белоручка знаменитая река.

Баржи, лодки, пароходы

На себе несет Нева.

Ведущий: Дети, скажите, пожалуйста, а можно ли представить наш город без Невы?

Дети:  Нет.

Ведущий:  Правильно, конечно нельзя. Ведь по Неве город перевозит грузы, людей. Мы пьем невскую воду. Река Нева дала жизнь нашему городу. Город раскинулся на ее берегах и островах.

Песня - танец «Чайки над волнами».

Ведущий: А сейчас с помощью картинок-ребусов попробуйте угадать названия некоторых рек Санкт-Петербурга.

(Слайды № 6, 7, 8, 9, 10 -  картинки, на которых зашифрованы названия рек: Фонтанка, Мойка, Черная речка, Волковка, Крестовка).

 Дети угадывают названия рек.

Ведущий: Отлично! Задания выполнены. Продолжаем наше путешествие, занимаем свои места в автобусе.

(Дети садятся на стулья, ребенок-водитель берет в руки руль. Звучит фрагмент из песни «Путешествие по городу»).

Ведущий: 4-я остановка. (Слайд № 11 - Кораблик Адмиралтейства)

Ребенок:

Маленький кораблик

В городе огромном,

В небе над Невою

Синем и просторном.

Маленький кораблик

Высоко плывет –

Это символ города,

Здесь рождался флот.

Ведущий:  На шпиле какого здания красуется этот кораблик - флюгер?

Дети:  Это Адмиралтейство.

(Слайд № 12 -  Адмиралтейство).

Ведущий: Правильно, Адмиралтейство. С Петровских времен здесь строились корабли для русского флота. Носовую часть корабля украшала скульптура: фигура или голова женщины, воина, дикого зверя, птицы. Это были красиво украшенные, большие военные корабли. (Слайд № 13 -  изображение старинного корабля).

- Ребята, я вам предлагаю поиграть в игру.

Игра «Узнай по контуру».

 (Слайд № 14 -   наложенные друг на друга контуры зданий: Адмиралтейство + Петропавловская крепость + Исаакиевский собор.)

Дети называют достопримечательности, чьи контуры они узнали на картинке.

Ведущий:  Молодцы! Едем дальше!

(Дети садятся на стулья, ребенок-водитель берет в руки руль. Звучит фрагмент из песни «Путешествие по городу»).

Ведущий:  5-я остановка.

(Слайд № 15 -  Дворцовая площадь.)

- Рядом с Адмиралтейством находится площадь. Как она называется и почему?

Дети:  Дворцовая площадь. На этой площади стоит знаменитый дворец, где жили цари. Сейчас это самый большой музей России.

Ребенок:

Когда на сердце тяжесть

И холодно в груди,

К ступеням Эрмитажа

Ты в сумерки приди,

Где без питья и хлеба,

Забытые в веках,

Атланты держат небо

На каменных руках.

(А. Городницкий).

Ведущий: Я предлагаю вам сейчас побывать в Эрмитаже  и поиграть в игру «Назови жанр».

(Слайды № 16 - 20, с изображением шедевров Эрмитажа.) Дети должны назвать жанр живописи, в котором исполнено то или иное произведение искусства (натюрморт, портрет, пейзаж, скульптура, морской пейзаж).

Ведущий: Молодцы, с заданием справились.

Ребенок:

Во дворце, в прекрасном зале

Пышные балы давали.

Там мазурки, полонезы,

Польки, вальсы танцевали.

Танец с цветами Вальс «Прощание с Петербургом» (музыка И. Штрауса).

Ведущий:  Спасибо. Очень красивый бал. Теперь снова занимаем места в нашем автобусе.

(Дети садятся на стулья, ребенок-водитель берет в руки руль. Звучит фрагмент из песни «Путешествие по городу»).

 (Слайд № 23 -  Детский сад № 26).

Ведущий: Вот мы и вернулись. Наша экскурсия закончилась. Сейчас давайте вместе вспомним все, что вы знаете о нашем прекрасном городе.

- Эй, ребята, не зевай! На вопрос мой отвечай!

  • Кто основал наш город? (Петр I)
  • Что венчает шпиль Адмиралтейства? (Кораблик – флюгер)
  • Как называется главная площадь Санкт-Петербурга? (Дворцовая)
  • Назовите главную улицу нашего города? (Невский проспект)
  • Как называется главная река Санкт-Петербурга? (Нева)
  • На каком острове находится Петропавловская крепость? (На Заячьем острове)
  • Где в 12 часов дня стреляет в нашем городе пушка? ( На стене Нарышкина  бастиона Петропавловской         крепости)
  • Как называется сказочное существо с головой человека и телом льва? (сфинкс)
  • Как называется памятник Петру I на площади Декабристов? («Медный всадник»)

- Да, город вы действительно знаете и любите, а знаете ли вы правила поведения настоящего петербуржца?

Дети:

  1. Не сорить на улицах города.
  2. Быть вежливым при обращении.
  3. Помогать пожилым людям.
  4. Громко не кричать.
  5. Малышей не обижать.
  6. Не рисовать на стенах и др.

Ведущий:  Молодцы! Вот и заканчивается наш досуг, посвященный городу на Неве. За ваше старание, за ваши знания и любовь к родному городу вам вручаются красивые и вкусные медали! Благодарим всех за участие.

Песня «Петербургский вальс».

Все уходят из зала.

ПРИЛОЖЕНИЕ.

  1. Подвижная игра «По болоту Пётр пошёл». (Слова и композиция движений С. Сивцовой, музыка И. Смирновой).

Игру можно проводить под музыку и без музыки, проговаривая текст.

Перед началом игры выбирается водящий – «Пётр».

1. По болоту Пётр пошел,

Остров Заячий нашел.

Он собрал рабочий люд

И построил крепость тут.

2. Крепость новая стоит,

Пушками врагу грозит:

Бам-бам, бам-бам,

Не осталось зайцев там.

Зайцы пушек испугались,

За кусточки разбежались…

Ой!

Хоровод. Дети идут по кругу в одну сторону, «Пётр» с барабаном в середине круга – в другую.

Дети показывают «лесенку» руками.

«Пётр» бьёт в барабан.

Все приседают.

Дети, изображая зайцев, прыгают вприсядку, удаляясь от середины.

С последним словом «зайцы» замирают без движения.  «Пётр» идет на охоту.

Кто пошевелится – то «убит».

  1. Дидактическая игра «Найди ошибку».

Воспитатель: Ребята, однажды, гуляя возле одного музея, я увидела на улице много художников. Одни из них рисовали портреты прохожих, другие – рисовали различные памятники. Некоторые художники подарили мне свои картины, вот они.

На фланелеграфе выставлены несколько картин.

- Все художники рисовали одно и то же: памятник Петру I – «Медный всадник». Только вот картины у них получились почему- то разные. Я открою вам секрет: по фамилиям этих художников вы можете догадаться, какой у них характер. Один художник – Ленивый, другой – Торопливый, третий – Боякин, четвертый – Авоськин, пятый – Кисточкин. А теперь посмотрите на их работы внимательно, нам надо выбрать из них самую лучшую – ту, на которой всё нарисовано правильно и точно.

Дети рассматривают картины с комментариями воспитателя, выбирают самую лучшую.

Художник Ленивый – не стал рисовать всадника, очень уж ему лень стало. Художник Торопливый – так торопился, что не обратил внимания на форму камня. Художник Боякин – увидел тучу, испугался дождя и убежал домой. Вместо памятника на картине только камень и капли дождя. Художник Авоськин – забыл нарисовать коня и подумал: «Авось, не заметят». Художник Кисточкин – всё изобразил точно, правильно. Его работа больше всех похожа на настоящий памятник. Эту картину мы оставим в группе. А остальные картины мы вернём и попросим художника Ленивого – не лениться, художника Боякина – не бояться ни снега, ни дождя, ни града, художника Торопливого – поменьше торопиться, а художника Авоськина – старательным и внимательным.

  1. Дидактическая игра «Собери крепость».

На фланелеграфе представлена иллюстрация Петропавловской крепости (формат – А2), рядом, на столе лежат фрагменты этой иллюстрации по количеству детей. Детям предлагается по очереди выбрать по одному фрагменту и прикрепить на фланелеграф рядом с изображением Петропавловской крепости. Когда все фрагменты будут использованы, картина сравнивается с образцом. Подводится итог коллективной работы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект совместной деятельности "Путешествие по Санкт - Петербургу" в рамках проекта "Мой город Санкт - Петербург".

Конспект совместной деятельности"Путешествие по Санкт - Петербургу"в рамках проекта "Мой город Санкт - Петербург".Составитель:воспитатель высшей квалификационной категории Костерева Н.Н.Исп...

Презентация "Санкт-Петербург-мой родной, любимый город. Дневной Санкт-Петербург

Пётр любил свой город, следил за его благоустройством. Однажды с полицмейстером ехал по мосту через канал. От моста отвалилось несколько досок. П.ётр начал "гладить" дубинкой спину генерала-полицмейст...

Презентация "Санкт-Петербург-мой родной, любимый город. Ночной Санкт-Петербург

Столица украшалась дворцами, набережными. проспектами, становясь одним из красивийших городов Европы....

Ознакомление дошкольников с Санкт-Петербургом. Сценарий праздника "С днем рождения, Санкт-Петербург!"

«С Днем рождения, Санкт - Петербург!» Цели и задачи:1.     Обобщать и закреплять полученные знания о Санкт-Петербурге и его достопримечательностях.2.     Р...

Методическая разработка воспитателя ГБДОУ детского сада № 10 Выборгского района Санкт-Петербурга, Персиной Елены Николаевны. Ознакомление детей дошкольного возраста (старшей группы) с Санкт-Петербургом «Я - Петербуржец»

Данный материал включает в себя содержание работы с дощкольниками с (задержкой психического развития) и их родителями по теме:Ознакомление детей дошкольного возраста (старшей группы) с  Санкт-Пет...

Итоговое интегрированное занятие по петербурговеденью«Достопримечательности Санкт Петербурга.» С использованием интегрированной игровой технологии –Викторина.

Название конспекта образовательная областьИтоговое интегрированное занятие по петербурговеденью«Достопримечательности Санкт Петербурга.»С использованием интегрированной игровой т...