Богатыри земли русской
методическая разработка (средняя группа) по теме
Давным давно на Руси были непроходимые леса, полные зверей и птиц. Издревне на этой земле жили славяне. На славян часто нападали враги, опустошали земли, разоряли дома, уводили в плен людей. Жить в таких условиях могли только очень сильные, храбрые люди. Они славились богатырской силой, об их подвигах слагались сказки, былины. Жили среди Русичей богатыри – защитники Родины в древности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
bogatyri_dosug_tekst.docx | 25.25 КБ |
Предварительный просмотр:
Досуг « Богатыри земли русской»
Цель: Приобщение семьи к русскому историческому наследию, воспитание детей на примерах доблести и чести, способствующих формированию патриотизма, расширению кругозора.
Задачи:
- Формировать представление о героическом прошлом русского народа Древней Руси, великих русских богатырях- защитниках земли русской.
- Оживить представление о былинах, о былинных героях- Илье Муромце, Добрыне Никитиче, Алёши Поповиче.
- Классификация видов боевого оружия (былинного и современного).
- Закрепить умение отгадывать загадки, использовать пословицы и поговорки в активной речи.
- Воспитывать чувство гордости за богатырскую силу России, уважение к русским воинам, желание им подражать.
- Формировать эмоциональную отзывчивость при показе кукольного театра.
Активизация словаря: богатырь, кольчуга, доспехи, снаряжение, русичи, былины, меч, булава, палица, секира, кистень, копье, лук и стрелы, ножи, кинжал.
Предварительная работа.
- Чтение былин.
- Рассматривание репродукции В.М.Васнецова «Богатыри».
- Заучивание пословиц о смелости, отваге.
- Разучивание стихов о Родине.
- Рассказывание сказок.
- Постановка танцев.
- Изготовление кукол из папье-маше: Соловья Разбойника, Змея Горыныча, Тугарина Змеевича, путеводного камня.
Оборудование: репродукция «Богатыри», карточки с изображением оружия богатырей и карточки с изображением современного оружия, костюмы богатырей (детские), канат, речка, камни, лес, камень на распутье.
Дети входят в зал под русскую народную песню « Камаринская»
Сегодня мы собрались в зале,
И в этот праздничный денек
Мы вспоминаем тех, кто воевал, кто нам отечество сберег.
Кто не жалел ни сил, ни жизни,
С врагом сражался как герой,
За нашу родину Россию,
Отважно шел на смертный бой.
Стихи о Родине.
Нет края на свете красивее,
Нет Родины в мире светлей!
Россия! Россия! Россия!
Что может быть сердце милей.
Кто был тебе равен по силе?
Терпел поражение любое.
Россия, Россия, Россия-
Мы в горе и в счастье с тобой.
Россия! Как синюю птицу
Тебя бережем мы и чтим,
А если нарушат границу,
мы грудью тебя защитим!
И если бы нас вдруг спросили-
« А чем дорога Вам страна?»
Да тем, что для нас Россия,
Как мама родная она.
Россия – как из песни слово,
Березок – юная листва,
Кругом леса, поля и реки,
Раздолье, русская душа.
(садятся на места)
Давным давно на Руси были непроходимые леса, полные зверей и птиц. Издревне на этой земле жили славяне. На славян часто нападали враги, опустошали земли, разоряли дома, уводили в плен людей. Жить в таких условиях могли только очень сильные, храбрые люди. Они славились богатырской силой, об их подвигах слагались сказки, былины. Жили среди Русичей богатыри – защитники Родины в древности.
Стихотворение « Богатырь»
Богатырь силен как вольный ветер,
Могуч, как ураган,
Он защищает землю от злобных басурман
Он силой доброю богат
Он защищает стольный град.
Спасает бедных и детей,
И стариков и матерей.
Ведущий: Богатыри, как пограничники охраняют родную землю, смотрят не собирается кто – либо напасть на Русь…
Под былинную музыку входят 3 богатыря и исполняют танец «Богатыри на конях»
(дети останавливаются в середине зала, около ширмы театра, рядом стоит камень на распутье трех дорог)
Театр:
Звучит песня « Соловей Разбойник» ( на ширме появляется кукла из папье- маше «Соловей Разбойник»), после песни ребенок читает слова из былины « Илья Муромец и Соловей Разбойник»
Я Илья – Муромец..
Сидел Соловей – разбойник во сыром дубу,
Свистел Соловей – разбойник, да по-соловьиному,
От его свиста все цветочки осыпалися,
А что есть люди – все мертвые лежат.
Но срубил я ему буйну голову,
Говорил при том таковы слова:
Тебе полно свистать по соловьему,
Тебе полно кричать по звериному,
Тебе полно стращать малых детушек.
Звучит песня « Змей Горыныч»( на ширме появляется кукла из папье-маше «Змей Горыныч») после песни ребенок читает слова из былины « Добрыня Никитич и Змей Горыныч»
Я Добрыня Никитич…
Поехал я к славной речке-
Вдруг не дождь дождит, не гром гремит,
Ай Змеище, до то Горыныще.
Говорит то Змеище таковы слова:
« а теперь Добрынюшка, ты в моих руках,
Я тебе в полон возьму,
Захочу – сожгу, захочу сожру…»
Изловчился я, ударил Горынище
Ан упал – то змей на сыру землю, на сыру землю – на ковыль траву.
Запросил пощады, душегубище.
Звучит песня « Тугарин Змеевич» ( на ширме появляется кукла « Тугарин Змеевич») после песни ребенок читает слова из былины «Алеша Попович и Тугарин Змеевич»
Я Алеша Попович..
Рассказали мне про Тугарина Змеевича,
И что сам он трех саженей росту,
Конь под ним, как лютый зверь,
Изо рта пламень пышет.
Из ушей дым столбом – все боятся лютого,
Как хлестнул я его по голове,
Как упал он на сыру землю, то вскочил я ему на чёрну грудь,
И отрезал ему голову прочь ,и сказал:
« По грехам твоим Змеевич, все учинилось»
Все вместе: На дальних заставах
Мы Русь охраняем,
Коварных врагов
От границ отгоняем
(кланяются и уходят на места)
Ведущий: В сказках и былинах богатырь всегда стоял на распутье у камня, на котором было написано куда идти. Вот и у нас на дороге стоит такой камень. На нем написано:
« Пойдешь направо – деньги и слава,
налево пойдешь – в чисто поле попадешь,
двинешься прямо – ждёт опасность и богатырская слава.»
Ведущий: Так какую мы с вами выберем дорогу? (прямо)
Задание № 1
Для начала разомнитесь, по веревочке пройдитесь
Соступать с не нельзя, пропасть ждет Вас там друзья
(вам нужно пройти по канату, руки на пояс и не сойти с него)
Задание №2
А сейчас давайте вспомним пословицы о богатырях, смелости, отваге.
- Тот герой, кто за Родину горой.
- Богатыря узнаешь на поле брани.
- Кто смел, тот на коня сел.
- Сам погибай, а товарища выручай.
- Жить – Родине служить.
- За край свой насмерть стой.
- Русский ни с мечом, ни с калачом не шутит.
- С родной земли умри – нисходи
- Счастье Родины – дороже жизни!
- Не тот герой. Кто награды ждет, а тот герой, кто за народ идет.
Задание № 3
Вот нам на пути попалась речка, а мост через речку сломал Соловей Разбойник, поэтому вам надо перейти через речку по камушкам, незамочив ноги.
Все преграды покорились,
Дальше в путь мы все пустились,
Но, увы, не тут- то было,
Вихрем все тут закружило.
Змей Горыныч трёхголовый
Повстречался на пути,
Тут спасенья не ищи,
Но, ребята, не зевайте
И оружие скорей называйте.
Игра « Назови богатырское оружие и современное»
Ведущий: Вот и кончились страданья
Да большие испытанья!
И с победою желанной
Едут витязи домой.
Славит их народ честной!
А красавицы девицы
Петь большие мастерицы,
Их встречают у ворот и заводят хоровод.
Хоровод « Во поле березка стояла» (исполняют девочки)
Ведущий: Вот какие защитники – богатыри жили на Руси.
А кто в наше время защищает Родину? (солдаты, моряки, пограничники)
Пограничник на границе
Нашу землю стережет.
Чтоб работать и учиться
Мог спокойно наш народ.
Наши летчики - герои
Небо зорко стерегут,
Охраняют мирный труд.
Наши летчики - герои.
Танец «Самолетики»
Ведущий: А солдатом чтобы стать
Нужно многое узнать;
Быть внимательным, умелым
Очень ловким, сильным, смелым.
Игра « Сигнальные флажки» (воспитатель поднимает флажок определенного цвета, дети выполняют соответствующие движения: голубой - хлопать, зеленый – ногами топать, желтый – молчать, красный – ура кричать.)
Ведущий: А теперь проверим вашу смекалку. Отгадайте загадки.
Кто ребята на границе нашу землю стережет.
Чтоб работать и учиться мог спокойно наш народ (пограничник)
Он готов в огонь и в бой защищая нас с тобой.
Он в дозор идет и в град, не покинет пост…(солдат)
Смело в небе проплывает, обгоняя птиц полет
Человек им управляет, что такое …(самолет)
Гусеницы две ползут, башню с пушкою везут ( танк)
Ведущий :Молодцы ребята, все загадки отгадали. Солдаты Российской армии хотят мира, а не войны.
Родина! Отечество! Святое!
Перелески. Рощи, берега.
Поле от пшеницы золотое
Голубые от луны стога.
Это позабудется едва ли
И навек останется святым-
Землю ту, что Родиной назвали
Коль, придется, сердцем защитим
Чтоб не случилось с моею страной
Буду гордиться лишь ею одной
Станем на стражу порядка и чести
Будем верны мы Отечеству вместе.
Песня и танец о Родине « Вместе вся Россия»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Богатыри земли Русской.
Дать детям знания о былинах, как жанре народного творчества; сообщить элементарные исторические сведения об эпохе Древней Руси (в те времена русский народ славился богатырской силой)...
итоговое мероприятие по теме "Богатыри земли русской"в старшей группе детского сада
В конспекте рассматриваетсяобраз защитника Родины через образы реально существовавших исторических личностей, былинных и сказочных богатырей....
Сценарий досуга по теме:"Богатыри земли русской"
Игра-драматизация, которая является итогом работы по проекту "Богатыри Земли русской"....
В рамках проекта "Русские богатыри". Конспект занятия по рисованию «Богатыри земли русской»
Конспект занятия по рисованию «Богатыри земли русской»Программное содержание: - учить рисовать ру...
Конспект НОД тема: «Богатыри земли русской», Приобщение детей к истокам русской народной культуры, интегрированное занятие в старшей группе. В рамках проекта «Славна богатырями земля русская»
Цель занятия: Формирование представления о героическом прошлом русского народа Древней Руси, великих русских богатырях – защитниках земли русской.Задачи.· Закрепить названия элементов костюма рус...
Конспект НОД по рисованию в старшей группе «Русские богатыри». В рамках проекта «Славна богатырями земля русская»
Цель: Формировать представление о героических защитниках русской земли.Задачи: 1.Продолжить знакомство с одним из видов изобразительного искусства (портрет).2.Развивать умение передавать пропорц...
Конспект НОД по музейно – педагогической программе: «Здравствуй, музей!». Тема: «Богатыри земли Русской: сила русская, богатырская…»
Занятие было проведено по музейно педагогической программе "Мы входим в мир прекрасного"Дошкольное отделение-Здраствуй музей!. Занятие интегрированное.....