Сценарий досуга по теме:"Богатыри земли русской"
презентация к занятию по окружающему миру (старшая группа) по теме

Игра-драматизация, которая является итогом работы по проекту "Богатыри Земли русской".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnologiya__igra-dramatizaciya.docx942.85 КБ

Предварительный просмотр:

Воспитатель 1 категории: Андреева Елена Анатольевна

государственного бюджетного дошкольного образовательного учреждения детского сада № 43 компенсирующего вида Калининского района Санкт-Петербурга.

Санкт-Петербург, Северный проспект, дом 61 корпус 3, тел 555-65-73,555-59-55

Электронный адрес:dou43spb@yandex.ru

Конспект совместной деятельности с детьми старшей группы по теме: «Богатыри земли русской» с использованием технологии «игра-драматизация».

Программное содержание:

Формировать представление о героическом прошлом русского народа; воспитывать чувство гордости за богатырскую силу России;

Воспитывать уважение к русским воинам, желание им подражать;

Приобщать детей к истокам русской народной культуры посредством закрепления  знаний о былинах, как о жанре народного творчества; закрепить в памяти названия элементов костюма русского богатыря, названия видов древнерусского оружия вызвать интерес к языку былин, песен, преданий через театрализацию.

Предварительная работа: чтение былин; рассматривание картин В.Васнецова «Три богатыря», «Богатырь на распутье»; прослушивание аудиозаписей в исполнении  гусляров; просмотр художественного фильма «Илья Муромец»; показ детской презентации «Древняя Русь и герои ее былин».

Весь материал автора стилизован под русский фольклор.

Ход совместной деятельности:

ВОСПИТАТЕЛЬ: Дети, давайте поздороваемся с нашими гостями, да и познакомиться  будет не лишним. Скажите, пожалуйста, как вас звать-величать. Пришли к нам сегодня гостюшки дорогие, чтоб проводить нас с вами в путь-дороженьку, в путь-дорожку дальнюю, да в глубину веков, и помочь нам, коли с бедою придется встретиться неминучею.

Догадались, куда предстоит нам с вами отправиться?

Варианты ответов детей:  в прошлое, в старину.

ВОСПИТАТЕЛЬ: А как в старину наша Родина называлась?

ДЕТИ: Русь, Древняя Русь, Киевская Русь.

ВОСПИТАТЕЛЬ: А как мальчиков и девочек, юношей и девушек называли?

ДЕТИ: Добры молодцы и красны девицы.

ВОСПИТАТЕЛЬ: Верно. Так вот, добры молодцы и красны девицы, есть ли у вас предложения, на чем мы с вами отправимся в дорогу дальнюю?

Варианты ответов детей: весь транспорт и машина времени.

ВОСПИТАТЕЛЬ: Ждет нас с вами, добры молодцы да красны девицы, ковер-самолет.

Воспитатель расстилает ковер-самолет и предлагает детям на нем разместиться.

ВОСПИТАТЕЛЬ: А пока мы с вами летим на ковре-самолете, давайте-ка поведем беседу ладную да складную. Покажу я вам сейчас картиночки-подсказки, а вы, разглядывая их внимательно, растолкуете, как называли наших предков, чем они занимались, да легко ли им жилось.

ВОСПИТАТЕЛЬ  показывает детям мнемотаблицы и модели в помощь

активизации памяти.

                      

           

ДЕТИ дают ответы: наших предков называли РУСИЧИ. Они были мирными людьми, пахали землю, сеяли и выращивали хлеб, разводили скот. Жилось русичам тяжело, потому что на них очень часто нападали враги (татары, басурманы), в лесах были разбойники. Враги  сжигали дома русичей, уводили  людей в плен. На защиту своего народа вставали богатыри.

ВОСПИТАТЕЛЬ показывает модели снаряжения богатырей.

ДЕТИ называют: ШЛЕМ, КОЛЬЧУГА, КОПЬЕ, ЩИТ, МЕЧ, КИСТЕНИ, ЛУК И КОЛЧАН СО СТРЕЛАМИ.

ВОСПИТАТЕЛЬ:А не назовете ли вы, добры молодцы и красны девицы, имена известных вам богатырей?

ДЕТИ называют имена: Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алеша Попович, Святогор,Садко.

ВОСПИТАТЕЛЬ: А разве все сражались с врагами за Землю русскую?

ДЕТИ должны исключить тех,кто не сражался с врагами (Святогор, Садко).

ВОСПИТАТЕЛЬ: А как называются литературные произведения, в которых воспеваются подвиги богатырей?

ДЕТИ: БЫЛИНЫ.

ВОСПИТАТЕЛЬ: А какая былина вам особенно запомнилась и понравилась?

ДЕТИ  ДАЮТ ОТВЕТЫ.

(Включаются звуки природы – пение птиц).

ВОСПИТАТЕЛЬ: молодцы вы у меня, много рассказали о Древней Руси. А мы с вами уже и на месте.Коли вы, добры молодцы и красны девицы, такие сообразительные, то не составит вам труда сконструировать изображение богатыря.

Детям предлагается выложить богатыря, воспользовавшись р/и «Монгольская игра».

Неожиданнов древнерусских костюмах появляются гусляры (двое детей из группы). В руках у них гусли, они перебирают струны и начинают свой рассказ).

ПЕРВЫЙ ГУСЛЯР:      

Ай да люди добрые!

Ай да люди мудрые!

Вести наши слушайте,

Вести невеселые.

Пролетал над Киевом

Змей Горыныч огненный

И унес Забавушку,

Княжеску племянницу.

ВТОРОЙ ГУСЛЯР:

Князь наш просит помощи

И совета умного.

Некому помочь ему

Силой богатырскою:

Далеко все воины,

Заняты в сражениях.

Кто из вас отважится

Вызволить Забавушку?

Гусляры кланяются в пояс.

ВОСПИТАТЕЛЬ: Каков ответ ваш будет, добры молодцы, людям странствующим?
ДЕТИ вызываются на помощь.

ВОСПИТАТЕЛЬ:Думаю, что идти нам следует всем вместе, ведь, как говорится, один в поле не воин.

ДЕТИ вспоминают поговорки (одна голова хорошо, а две лучше; один за всех – и все за одного!).

ГУСЛЯРЫ: Благодарствуем за ответ ваш смелый да прямой. Вот вам грамота, что поможет найти логово Змея Горыныча. А вот и снаряжение.

Звучит музыка в исполнении ансамбля гусляров «Живая вода» (композиция «Богатырская застава»). Гусляры протягивают детям суму с одеждой для красных девиц и снаряжением  для добрых молодцев, а также свиток,и удаляются, кланяясь в пояс.

ВОСПИТАТЕЛЬ: Видать, нелегким будет наш путь, да и сраженье предстоит непростое.  Ну, да русскому человеку что в трудную минуту всегда помогало?

Предполагаемые ответы детей: друзья, песня, шутка.

ВОСПИТАТЕЛЬ: Вот, чтобы веселей у нас с вами была дорога, давайте вспомним нашу с вами шутку-физминутку.

Мальчик Петя богатырь                             шагаем на месте

Маме голову вскружил:                               вращение головой

«Не хочу я щи и кашу,                               отрицание головой

Есть не буду простоквашу!                        «ножницы» руками перед собой

Подведите мне коня,                               бег на месте, высоко

На сраженье еду я!»                                    поднимая колени

Шлем – кастрюля,                                           руки вверх-к плечам 2р.

Крышка – щит,                                           руки в стороны к плечам 2р.

Кого Петя защитит?                                           пожимаем плечами, разводим руки

«Поварежка – будь булавой!                   поочередное выбрасывание

Снарядился я на славу!»                               рук вверх и в стороны

Испугался Васька-кот,                               упали на корточки, обхватив голову руками

Прыгнул под ноги, и вот                              

Вскрикнул в страхе богатырь                   вскочить на ноги, прыжки на месте

И оружие сложил.

ВОСПИТАТЕЛЬ раскрывает свиток и говорит: Дети, взгляните, да ведь это карта!    

ВОСПИТАТЕЛЬ: (читает задание): Чтобы добраться до логова Змея Горыныча, перемещаться нужно все время наодну клеточку вправо и на одну клеточкувверх, пока не достигнете цели.

Воспитатель предлагает присесть детям за столы и каждому раздает по маленькой копии карты. Дети вычерчивают маршрут предстоящего пути и называют конечной точкой нашего маршрута  ГОРУ (см.фото №1).

ВОСПИТАТЕЛЬ: А не помните ли вы, добры молодцы и красны девицы, как называется та гора, где прячет своих пленников Змей Горыныч?

ДЕТИ называют СОРОЧИНСКУЮ ГОРУ, а если затрудняются, воспитатель подсказывает.

Далее дети, ориентируясь по подсказкам в группе, находят Сорочинскую гору и направляются к ней.

ВОСПИТАТЕЛЬ: Ну, вот мы с вами и у логова Змея Горыныча.

Появляется Змей Горыныч (взрослый в костюме).

ВОСПИТАТЕЛЬ: Змей Горыныч! Вот пришли к тебе добры молодцы да красны девицы, чтобы вызволить Забавушку. А потому вызываем тебя на честный бой.

ЗМЕЙ ГОРЫНЫЧ:  

Ох, и надоело мне

Кости мять в сражениях,

Все бока отбитые,

Крылья переломаны.

Мерялся довольно я

С силой богатырскою,

А хочу померяться

С русским умом-разумом.

Если победят меня

Ваши мудрость с хитростью,

Будь тогда по-вашему,

Отпущу Забавушку,

Княжеску племянницу!

ЗМЕЙ ГОРЫНЫЧ: 1 Задание. Соберите  правильно картинку, и вы узнаете, что это за вещь, и кому она принадлежит.

Дети собирают картинку и определяют, что это меч. Читают надпись и называют имя СВЯТОГОРА.

ВОСПИТАТЕЛЬ: А что вы знаете о СВЯТОГОРЕ?

ДЕТИ: Это самый большой богатырь. Он ни с кем не сражался, т.к. не мог ступить на землю, у него не было земной тяги.

ЗМЕЙ ГОР.: А как назывался меч Святогора?

ДЕТИ: Меч-кладенец.

ЗМЕЙ ГОР.: А кому завещал свой меч Святогор?

ДЕТИ: Илье Муромцу.

ЗМЕЙ ГОР.: А вот отгадайте-ка загадку (один из вариантов):

1 ВАРИАНТ:                                                          2 ВАРИАНТ:

Не собака и не кот –                                       Мчит стрелой

Вовсе все наоборот.                                       В путь любой.

Этот дом не сторожит,                           Несет седока,

А скорее в путь спешит.                           Не боится врага.

Мчит стрелой он седока,

Победить скорей врага.        

ОТВЕТЫ  ДЕТЕЙ: конь богатырский.

ЗМЕЙ ГОРЫНЫЧ: Верно, отгадали. А не знаете ли, как звали коней?

ДЕТИ называют Бурушку Ильи Муромца и остальных, если вспомнят.

ЗМЕЙ ГОРЫНЫЧ:  И на последний вопрос дайте мне ответ: за что сражались богатыри древнерусские и почему оказались непобедимы?

ДЕТИ: Дружно сражались богатыри за Землю нашу русскую.

ВОСПИТАТЕЛЬ: Аеще на этот вопрос мы можем ответить тебе, Змей Горыныч, пословицами.

Я буду начинать, а вы, добры молодцы и красны девицы, продолжайте:

Если народ един – он непобедим.

Родина мать – умей за нее постоять.

С родной Земли умри, а не сходи.

Жить – Родине служить.

Поднявший меч – от меча и погибнет.

ЗМЕЙ ГОРЫНЫЧ: Подивился нынче я вашей русской мудрости.Так и быть: Забавушку я свободной делаю.

ЗМЕЙ ГОРЫНЫЧ символическим ключом открывает дверь и выбегает ЗАБАВА (см.фото №2):  

Ой вы люди добрые,

Ой вы, избавители,

Вам поклон до пояса

За мое спасение.

Просим в гости жаловать

Прямо в Киев княжеский.

Пир горой готовится,

Ждем вас, дорогих гостей! (кланяется в пояс)

ВОСПИТАТЕЛЬ: Благодарим тебя, Забавушка, от всего сердца, да ведь в гостях хорошо, а дома лучше. Пора нам возвращаться к себе домой, в 2012 год.

А может быть, Забавушка, ты хочешь у нас теперь погостить?

ЗАБАВА соглашается, и дети, прощаясь со Змеем Горынычем, фотографируются на память (см.фото №3 и №4).

ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ:  РЕФЛЕКСИЯ.

ВОСПИТАТЕЛЬ Предлагает детям опять устроиться на ковре-самолете,хвалит их за проявленные знания и умения. Говорит, что на сегодняшний день мы  завершаем изучение былин и знакомство с его героями, но, придет время, и мы еще вернемся к этой теме.

ВОСПИТАТЕЛЬ: Ну, вот мы и вернулись.

ЗАБАВА: Добры молодцы и красны девицы, а я хочу попросить вас об одной

услуге: нарисуйте мне, пожалуйста, на память что-нибудь о вашем сегодняшнем путешествии.

ДЕТИ вместе с Забавой садятся рисовать по творческому замыслу.

 

Фото №1 «Составление пути по карте»

Фото №2 «Выход Забавы»

Фото №3 «Богатыри и Змей Горыныч»

Фото №4 «Фото на память»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

итоговое мероприятие по теме "Богатыри земли русской"в старшей группе детского сада

В конспекте рассматриваетсяобраз защитника Родины через образы реально существовавших исторических личностей, былинных и сказочных богатырей....

Конспект НОД тема: «Богатыри земли русской», Приобщение детей к истокам русской народной культуры, интегрированное занятие в старшей группе. В рамках проекта «Славна богатырями земля русская»

Цель занятия: Формирование представления о героическом прошлом русского народа Древней Руси, великих русских богатырях – защитниках земли русской.Задачи.· Закрепить названия элементов костюма рус...

Сценарий театрализованного спортивного праздника «Богатыри земли русской»

презентация проекта  на тему " Отец и отечество начинается одинаково". Это сценарий праздника ко дню защитников отечества в старшей  и подготовительной разновозрастной группе....

Конспект НОД по музейно – педагогической программе: «Здравствуй, музей!». Тема: «Богатыри земли Русской: сила русская, богатырская…»

Занятие было проведено по музейно педагогической программе "Мы входим в мир прекрасного"Дошкольное отделение-Здраствуй музей!. Занятие интегрированное.....

Сценарий семейного спортивного праздника «Богатыри земли русской!»

Привлечь детей и их родителей к занятиям физической культурой и спортом....

Сценарий спортивного праздника "Чудо богатыри земли русской"

Сценарий спортивного праздника для детей старшей и подготовительной к школе группы, посвященного Дню защитника Отечества...

Конспект Тема: «Богатыри земли русской». «Богатыри бурятского народа»

Образовательный межгрупповой проект в старшей и средней группе на тему: «Богатыри земли русской»-средняя группа. «Богатыри бурятского народа»-старшая группа.Участники проекта: ...