Театрализация как форма утренника для детей раннего возраста (в соавторстве с Шмидт Н. О., Таракановой М. С.)
статья (младшая группа) по теме
Театрализация как соединение двух источников: сказки и игры. Возможности "игры в театр" для детей раннего возраста. Сценарий весеннего утренника для первой младшей группы по сказке "Заюшкина избушка".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya.docx | 18.47 КБ |
Предварительный просмотр:
БДОУ «Центр развития ребенка - детский сад №201», г. Омск
Шмидт Н. О., Тарабанова М. С., Тараканова М. С.
Театрализация как форма утренника для детей раннего возраста
Итоговый, «выпускной» утренник в первой младшей группе – знаковое событие в жизни дошкольников. В большинстве случаев пройдена адаптация детей к детскому саду, хождение в детский сад теперь доставляет радость от встреч с друзьями, от новых впечатлений, новых умений. А утренник, праздник прощания с «яслями» - это итог первого года в детском саду. Зачастую это и первый опыт публичного выступления для малышей: впервые на праздник приглашаются родители.
Традиционной формой утренника в первой младшей группе детского сада является сказка-представление, показанная силами других воспитателей, в ходе которой дети принимают активное участие. Но под силу ли детям раннего возраста самим стать артистами?
Исследователи театрализованной деятельности в детском саду утверждают, что театрализация самым положительным образом влияет на эмоциональное, речевое, социальное развитие ребенка. Играя роль героя, ребенок примеряет его черты характера, и тем самым обогащает свою личность. При создании образа во внимание принимаются повадки (если речь идет о животных), речевые характеристики, отличительные черты. Сегодня малыш – испуганный зайчик, завтра – смелый петушок, позже – хитрая лисичка. Ребенок стремится подражать симпатичным ему героям. И вот он уже лучше понимает товарища, становится более восприимчив к чужому и своему эмоциональному настрою, лучше понимает себя самого, ему легче передать своё настроение и свои мысли, ведь в сказках мы встречаем и замечательный образец грамотной, выразительной речи.
Сказка - первый источник, побуждающий специфически человеческие (эстетические, интеллектуальные) чувства. К. Д. Ушинский подчеркивал, что литература, с которой встречается ребенок, должна вводить его в мир народной мысли, народного чувства, народной жизни, в область народного духа. А такой литературой являются, прежде всего, произведения устного народного творчества, прежде всего сказки. Через устное народное творчество ребенок не только овладевает родным языком, но и приобщается к культуре своего народа, получает первые представления о ней. Народная сказка разносторонне воздействует на ребенка, учит образно мыслить, закладывает основы этической и эстетической культуры, приобщает к народной мудрости. Поэтому в основу сценария с театрализацией чаще всего ложится именно народная сказка (важно лишь, чтобы она соответствовала возрасту маленьких артистов)
А игра – основной вид деятельности ребенка, его путь познания мира и взаимодействия с ним. Соединив эти два направления: сказку и игру, мы получаем театрализацию, на первом этапе - игру в сказку, чуть позже – игру в театр. Проживая в игре жизнь любимых героев, дети приобщаются к духовному и нравственному опыту.
Игра в сказку развивает эмоциональную отзывчивость, творческие способности ребенка. А если мы обогащаем сказку играми с персонажами, стихами (от имени персонажа и или про него), песнями, загадками, танцами, то это приобщение происходит на всех уровнях восприятия, что делает его еще ярче, и, к тому же, позволяет задействовать в утреннике всех детей, вне зависимости от степени овладения ими речью. Через театрализацию народной сказки дети знакомятся с такими понятиями как добро, дружба, трудолюбие, любовь к родной стране, к родной природе
Так как заключительный утренник в первой младшей группе проводится в апреле-мае, то нами за основу была взята весенняя русская народная сказка «Заюшкина избушка». Т.к. текст сказки включен в программу, обращение к сказке происходит несколько раз, и ребята знаю её очень хорошо.
Предлагаемая модель проведения утренника, конечно, не предполагает использование исключительно этой сказки. За основу можно взять практически любую известную дошкольникам сказку и превратить её в сценарий утренника, обогатив дополнительными элементами. Главное, чтобы они не искажали смысл произведения, его сюжетную канву, сохраняли характеры героев и, естественно, смысл сказки.
Дети же, побывав в настоящей сказке, превратившись в артистов, хотят «поиграть в театр» еще и еще.
ВЕСЕННИЙ ПРАЗДНИК.
Для ясельной группы.
Под весёлую музыку в зал входят дети 1-ой младшей группы, с окончанием музыки останавливаются.
Вед: К нам весна пришла опять,
Будем мы весну встречать.
Утром солнышко встаёт,
Деток погулять зовёт.
Ведущий показывает на домик. Поднимается солнышко.
Песня «СОЛНЫШКО ЛУЧИСТОЕ»
Вед: Ой, ребята домик здесь!
И из снега домик есть.
К нам весна в окно стучит
Колокольчиком звенит.
ХОРОВОД « ВЕСНЯНКА». (садятся).
Вед: Что же случилось с домиком лисички, ребята? (растаял)
Негде ей стало жить, и пошла она к зайчику.
Лиса: Пусти меня, зайчик, переночевать
Заяц: Заходи, лисичка.
Вед: Пустил зайчик лису в дом, а она его и выгнала. Идёт зайчик, плачет. А навстречу ему - собачка.
ПЕСНЯ «От носика до хвостика».
Собачка: Ав, ав… Чего зайчик плачешь?
Зайчик: Меня лиса из дома выгнала.
Собачка: Пойдём, я её выгоню. (берутся за руки, идут к домику).
Ав, ав! Поди, лиса, вон!
Лиса: Как выскочу, как выпрыгну- пойдут клочки по закоулочкам
Вед: Испугались Зайчик и Собачка и убежали. Идёт опять Зайчик, плачет и видит на полянке котик с птичками играет.
ИГРА « ПТИЧКИ И КОТ».
Котик: О чём, зайчик, плачешь?
Зайчик: Меня Лиса из дома выгнала.
Котик: Пойдём, я помогу тебе её прогнать
Вед: Подошли они к избушке, Котик как закричит страшным голосом: «Поди, лиса, вон!».
А лиса ему с печи: «Как выскочу, как выпрыгну- пойдут клочки по закоулочкам».
Испугался Котик и убежал. Идёт наш Зайка – плачет. И вдруг видит: под деревом спит Медведь.
Вед: Ребята, а давайте разбудим Медведя! ( раздать колокольчики).
ИГРА С КОЛОКОЛЬЧИКОМ.(дети садятся).
Мишка: О чём , Заинька плачешь?
Зайка: Да, вот пустил я к себе в дом переночевать лисичку, а она меня и выгнала.
Медведь: Пойдём Заинька, я помогу твоему горю: выгоню плутовку вон.(подходят взявшись за руки к дому)
Медведь: Поди, лиса, вон! Р-р-р (рычит)
Лиса: Как выскочу, как выпрыгну, пойдут клочки по закоулочкам.
Вед: Испугался Мишка и убежал. Идёт наш Зайчик, плачет . А навстречу ему Петя-Петушок.
Петушок: О чём, Заинька, плачешь?
Зайка: Попросилась ко мне в дом переночевать Лисичка, да меня же и выгнала.
Петушок: Кукареку! Иду в красных сапогах, несу косу на плечах, хочу Лису посечи, вставай Лиса с печи, поди, Лиса, вон!
Вед: Испугалась Лиса и кричит:
Лиса: Одеваюсь… Собираюсь…
Вед: Выскочила Лиса из домика и убежала. Вот какой молодец наш храбрый Петушок!
А Зайчик и Петушок стали жить-поживать в своей деревянной избушке, стали песни распевать да в оркестре играть. (раздать инструменты ).
ОРКЕСТР «МУЗЫКАНТЫ»
Вед: Чем в саду играют дети, как рисуют, как поют, рассказали вам сегодня, вы увидели наш труд.
А сейчас мы покажем, какие мы стали дружные.
ТАНЕЦ «ДРУЖБА» («ПРИСЕДАЙ!»)
Вед: Здравствуй, нежная листва,
Здравствуй, первая трава!
Здравствуй, реченька-река,
Тёплый дождик, облака!
Птичий гомон не смолкает,
Вся природа оживает.
Всё очнулось ото сна.
Здравствуй, Вёснушка-весна!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Игры на закрепление понятий "цвет", "форма", "величина" у детей раннего возраста
в презентации представлены игры на закрепление понятий "цвет", "форма", "величина" у детей раннего возраста. игры можно использовать родителям и педагогам для индивидуальной работы с детьми....
самообразование"Роль малых фольклорных форм в жизни детей раннего возраста
ДЕТСКИЙ САД «БЕРЕЗКА» САМООБРАЗОВАНИЕ «РОЛЬ МАЛЫХ ФОЛЬКЛОРНЫХ ФОРМ В ЖИЗНИ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА»...
Оздоровительно-игровой час как форма организации закаливания детей раннего возраста во второй половине дня
Оздоровительно-игровой час как форма организации закаливания детей раннего возраста во второй половине дня. Включает в себя три блока....
«РОЛЬ МАЛЫХ ФОЛЬКЛОРНЫХ ФОРМ В ЖИЗНИ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА»
Работа с родителями...
Новогодний утренник для детей раннего возраста (1ая млад. гр.)
На основе материала из интернета.Снегурочка приносит волшебный мешок, в котором находятся различные предметы, с которыми дети поют, танцуют....
Сценарий новогоднего утренника для детей раннего возраста
Сценарий новогоднего утренника для детей раннего возраста Под музыку дети заходят в зал. Снегурочка встречает детей.Снегурочка: Ребята, здравствуйте! Посмотрите как красиво вокруг!Шире круг, шир...
Проект нравственно - патриотическому воспитанию «Малые формы фольклора для детей раннего возраста» в группе раннего возраста №13 «Пчёлки»
Детский фольклор необходим воспитателю , т. к. отражает в играх. песнях, сказках жизнь и деятельность людей многих поколений. Трудно переоценить ту роль, которую играет устный фольклор в процессе стан...