методическая разработка интегрированного занятия НОД на тему "Образ матери в искусстве"
методическая разработка (подготовительная группа) на тему

НОД для детей подготовительной к школе группы к Дню матери 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл den_materi.docx440.01 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №20 г. Павлово Нижегородской области

Методическая разработка конспекта интегрированного занятия непосредственно организованной  образовательной  деятельности в подготовительной к школе группе на тему

«Образ матери в искусстве»

Разработала:

воспитатель 1 квалификационной категории

МБДОУ детского сада №20 г. Павлово

Поздышева Е.В.

         

                                              г. Павлово-2015 г.

Программное содержание:

Цель:

Формирование у детей нравственно-патриотических чувств, основанных на чувстве любви и уважения к женщине-матери.

Задачи:

Образовательные:

  • Познакомить детей с репродукцией картины Леонардо Да Винче «Мадонна Лита»; с православными иконами «Казанская икона Божией Матери» и «Владимирская икона Божией Матери».
  • Познакомить со значением слов «Мадонна» и «Богородица».
  • Расширять знания об окружающем мире.

Развивающие:

  • Способствовать развитию коммуникативной функции речи.
  • Развивать зрительное восприятие.
  • Формировать умение сравнивать и анализировать.

Воспитательные:

  • Воспитывать у детей  чувство любви и уважения к своей маме через приобщение к православной культуре, произведениям искусства, в которых главным является образ женщины - матери.    
  • Формировать у детей образ матери, как доброй отзывчивой, заботливой женщины.
  • Воспитывать чувство гордости за свою родину, желание став взрослым, встать на защиту своей страны.
  • Формировать у детей представление о том, что девочки - это будущие мамы, а мальчики - защитники своих детей, матерей и Родины.
  • Вызвать эмоциональный отклик на произведения искусства.

Средства:

Компьютер, проектор, экран,  презентация (слайды: день матери, репродукция картины Леонардо Да Винчи «Мадонна Лита»;  изображение икон «Казанская икона Божией Матери» и «Владимирская икона Божией Матери», природа России, «Родина-Мать зовет», мать и дитя); музыкальный центр, аудио запись песен: «Вставай страна огромная…», «Гляжу в озёра синие», шум дождя, пение птиц.

Методы и приёмы:

Словесные:

  • Беседа.
  • Вопросы.
  • Обсуждение.
  • Художественное слово.

Наглядные:

  • Просмотр презентации.
  • Рассматривание картины.
  • Рассматривание икон.

Практические:

  • Пение песен.
  • Чтение стихов.
  • Разыгрывание сценки.

Интерактивный метод:

  • Диалоговое общение взрослого и детей.

Новизна

В настоящее время происходит глобальный пересмотр  принципов дошкольного образования.  Дети легко осваивают информационно - коммуникативные средства, и традиционными наглядными средствами их уже сложно удивить. Развитие образовательного процесса идёт по многим направлениям, затрагивая главным образом формирование личностных качеств дошкольника. Воспитывать чувство любви и уважения к  маме нужно начинать с раннего детства. Ведь именно с этого начинается и любовь к Родине. Новизна этого занятия заключается в использовании интерактивного метода диалогового общения матери и ребёнка и  компьютерной презентации.

Эффективность:

Данное интегрированное занятие, на сегодняшний день, считаю очень эффективным, т. к. дети и родители были заинтересованы и увлечены. Они с удовольствием отвечали на вопросы. Многие мамы плакали от эмоционального переживания. Детям в легкой и доступной форме объяснили, что мама - это самый родной и близкий человек, который никогда не бросит своё дитя. Занятие было приурочено ко Дню Матери.

Ход занятия:

Под музыку дети парами с мамами входят в зал.

Воспитатель:

От чистого сердца

Простыми словами

Давайте, друзья потолкуем о маме.

Ребёнок:

На свете добрых слов немало,

Но всех добрее и важней одно

Из двух слогов простое слово «мама»

И нету слов дороже, чем оно.

Воспитатель:

Слово «мать» одно из самых древних на земле. Все люди уважают и любят матерей. Во многих странах мира празднуют «День матери». Люди поздравляют своих мам, приезжают к ним в гости, дарят подарки, устраивают для них праздники. И мы сегодня собрались поговорить о маме. Я хочу побеседовать об этом, потому, что мне хочется, чтобы вы ещё внимательнее и бережнее относились к своим мамам, чтобы вы еще больше их  любили. И чтобы мальчики поняли, что девочки, когда- нибудь, тоже станут мамами и их нужно уже сейчас беречь и уважать.

Алексей Максимович Горький сказал: «Без солнца не цветут цветы, без любви нет счастья, без женщины нет любви, без матери нет ни поэта, ни героя, вся радость мира от матерей». 

(1 слайд репродукция картины Леонардо да Винчи «Мадонна Лита»).

- Ребята, я предлагаю вашему вниманию репродукцию картины великого итальянского художника Леонардо да Винчи «Мадонна Лита». Слово «Мадонна» означает «Богоматерь - мама бога».

Дети:

  • Есть в природе знак святой и вещий,

          Ярко обозначенный,  в веках.

          Самая прекрасная из женщин

          Женщина с ребёнком на руках.

  • Свет любви давно уж ей завещан,

          И с тех пор живёт она в веках

          Самая прекрасная из женщин –

          Женщина с ребёнком на руках.

  • Всё на свете мерится следами,

          Сколько б ты не вышагал путей

          Яблоня украшена плодами,

          Женщина судьбой своих детей.

  • Пусть ей вечно солнце рукоплещет.

          Так она и будет жить в веках

          Самая прекрасная из женщин

          Женщина с ребёнком на руках.

Воспитатель:

- Ребята, скажите, кто изображён на картине? (мама и ребёнок).

- Вглядитесь в лицо матери. Какое оно? (доброе, ласковое, задумчивое…)

- Как, вы думаете, о чём сейчас думает мадонна? (о своём малыше)

- А может мама мечтает о будущем своего ребёнка, каким она его представляет? (она мечтает, что её ребёнок вырастет и станет хорошим человеком, будет хорошим…)

- Во время кормления мысли должны быть только добрыми, и тогда доброта мамы передастся малышу - не только с нежным взглядом, но и с молоком.

- Обратите внимание на руки этой женщины. Как они держат малыша? (аккуратно, нежно, бережно, но крепко…)

- Если малыш заплачет или захочет спать, как мама его успокоит? (покачает, споёт колыбельную…)

Может быть, эта мама споёт такую же колыбельную, которую ваши мамы пели вам, когда вы были маленькими. Мамина колыбельная полна любви и заботы о своём ребенке. А теперь вы выросли и сами можете спеть для мамы колыбельную. Вы согласны? (да)

«Колыбельная» Муз. Е. Крылатова, слова Ю. Яковлева. (дети поют песню)

- Можно сказать, что младенец и мама, счастливы? (да).

- Почему вы так считаете? (по их лицам, по внешнему виду…)

-Ребята, картина «Мадонна Лита»- это произведение искусства. Скажите, где ещё можно увидеть похожее изображение матери и ребёнка? (на иконе).

(2 слайд.  «Казанская икона Божией Матери»)

- В православии есть иконы с изображением материи и дитя. Например,  Казанская икона Божией Матери, Владимирская икона Божьей матери.

(3 слайд. «Владимирская икона Божией Матери»)

- Посмотрите, это Владимирская икона Божией Матери.  В православии  Богоматерь называют – Богородица. Молясь этим Святым, люди просят здоровья и защиты своим детям.

 (4 слайд. « Мама и ребёнок».)

Сценка: «Что за дети нынче, право?»

-Я вот думаю, гадаю,

Для чего детей рождают?

Так, ребята, вы не против,

Взвесим-ка все за и против?

-А зачем тебе всё это?

-Для конкретного ответа

К взрослой жизни подготовка…

-Ты придумал это ловко!

-Да за маму мне обидно,

От проблем житья не видно.

-Да, от нас проблем не мало…

Не простая должность мама.

Как бы было легче ей без таких, как мы детей.

-Фу. Какая ерунда!

Скучно будет ей тогда.

Да и в старости компот

Кто в стакане принесёт?

Вот представь себе теперь:

Маму вовсе без детей…

-Дома тихо…чистота и красота!

-И пустота! Дом уютный, но пустой, без детей он не живой!

-Но зато скажу я прямо: славно отдыхает мама.

Не придётся ей опять: мыть, тереть и убирать.

Кухня, ужин, постирушки,

Снова убирать игрушки.

Не жалея нервных клеток

Загонять в постели деток.

- И услышать, засыпая,

Ты красивая такая,

Честно-честно говорю,

Мам, я так тебя люблю!

«Песня о маме». А. Филиппенко, слова Т. Волгиной. (дети поют песню)

Воспитатель:

-Ребята, послушайте легенду.

«За день до своего рождения ребёнок спросил у бога:

-Как же я буду на земле жить?

-Я посылаю тебе ангела, который будет охранять тебя.

-Как зовут его?

-Его имя не имеет значения…Зови его просто… «мама».

1-я мама:

-Без тебя мне не жить, сынок, мой.

Мой родной, моя кровь, мой ангел.

Я тебя никогда не брошу

Потому, что я твоя мама.

2 мама:

- Если радость, успех, удача

Твои верные спутники будут,

Я с тобой разделю твою радость

И с тобою я рядом буду.

3 мама:

-Если в жизни беда нагрянет

С тобою вместе я плакать стану.

Я тебя никогда не брошу,

Потому, что я твоя мама.

4 мама:

-Детей крестите на дорогу,

Желая счастья и добра.

Ведь материнская молитва

Их защищает, как броня.

Воспитатель:

- Настоящая мама никогда не бросит своё дитя. Она ради него готова на всё. Она даже может отдать свою жизнь за него. Вы, девочки, когда подрастёте, тоже станете мамами. Вы, мальчики, станете папами. Будите защитниками своих детей, защитниками своей мамы и мамы своих детей. Дети, запомните мои слова на всю жизнь: никогда, не бросайте своих детей! Мама вырастит своего сына, и если придётся он встанет на защиту своей родины.

(5 слайд. « Природа России»).

(фонограмма «С чего начинается Родина»).

Воспитатель:

- Словом «мать» называют и свою Родину, чтобы подчеркнуть, что она по матерински относится к своим детям.

Ребёнок:

Мать-Россия моя,

С чем тебя мне сравнить?

Без тебя мне не петь,

Без тебя мне не жить.

Песня «Моя Россия». Муз. Струве, слова Н. Соловьёвой.

(6 слайд. «Берёзы»).

(7 слайд. « Дети»).

Воспитатель:

- Да, земля наша кормит нас своими хлебами, поит нас из своих родников, согревает нас своим дыханием лучами солнца. Значит она для всех нас - мать.

Когда земля спокойна, она дарит нам голоса птиц, журчанье ручья, шум дождя. Но когда на Родину нападает враг, она просит нас о помощи.

(8 слайд. «Родина-мать зовёт»).(звучит фонограмма «Священная война).

        

Воспитатель:

- Ваши прадеды воевали за родину и многие погибли. Отдавая свою жизнь за нас с вами, погибая, они произносили слова: «Родина и Мать».

Ребёнок:

Слово «Мать» и протяжно и кратко.

Произносят на весях родных.

И младенцы в некрепких кроватках

И солдаты в могилах своих.

Воспитатель:

- Ваши папы служили в армии. И вы, дети, уже защищаете Родину, в том числе хорошим поведением, добрым отношением к людям, прежде всего к мамам. А когда вырастите, вы должны быть всегда готовы к защите своей Родины.

(9 слайд. «Мама и ребёнок»).

-А теперь, ребята, возьмите свою маму за руки и посмотрите внимательно на них. Вы чувствуете, какие у мамы руки? (тёплые, нежные, ласковые, заботливые, красивые…)

Ребёнок:

Говорят у мамы руки не простые,

Говорят у мамы руки золотые.

Воспитатель:

- Почему о маминых руках говорят, что они «золотые»? (они всё умеют).

Именно мамины руки нежно гладят нас по голове, стирают и готовят еду. Сколько мамы делают для нас! Но порой мы не слушаем их, капризничаем, грубим, обижаем. Если вы хотите сделать маму самым счастливым человеком, поступайте так, чтобы она радовалась и с гордостью могла сказать: «Знаете, какой у меня хороший ребёнок!».

Ребёнок:

Дорогие наши мамы, поздравляем вас с «Днём матери».

Без сна ночей прошло не мало.

Забот, тревог не перечесть.

Земной поклон вам всем, родные мамы,

За то, что вы на свете есть! 

Воспитатель:

Ребята, сегодня нас объединила любовь к маме. Давайте споём песню о маме.

Песня «Хорошо рядом с мамой». Муз. А. Филиппенко, слова Т.Волгиной.

Дети:

  • Как найти слова достойные,

          Как сказать без лишних фраз?

          Что мы очень благодарны вам,

          Что мы очень любим вас!

  • Я мамочку милую очень люблю,

          Тепло ей и ласку от сердца дарю.

          Хочу, чтобы мама счастливой была,

          И горя не знала она никогда.

  • За ласку, доброту, заботу

          Хочу тебя благодарить.

          Собрать бы все цветы на свете

          И милой маме подарить.

  • Пусть хорошее, пусть прекрасное

          В вашей жизни будет всегда.

          Утро доброе, небо ясное,

          Ну, а пасмурных дней никогда.

Вместе:  Мы желаем счастья вам!

Воспитатель:

- Я была рада встречи с вами. Надеюсь, что после сегодняшней беседы вы ещё сильнее будите любить своих мам. Я прошу вас, обнимите их, и вспомните те обиды, которые вы нанесли ей, подумайте, как ей было больно, попросите у неё прощения. Она поймёт и простит. Скажите тихонечко на ушко: «Мамочка, я так тебя люблю».

Ещё раз поздравляю вас с праздником всех матерей.

Пусть ваши лица устают только от улыбок, а руки от букетов цветов.

Пусть ваши дети будут послушны,

А мужья внимательны.

Пусть ваш домашний очаг

Всегда украшают: уют, достаток и любовь.

Счастья, вам, дорогие!

Дети дарят подарки.(звучит фонограмма «Мы желаем счастья Вам»).        

F:\DCIM\100C1530\100_0986.JPG


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка интегрированного занятия "Семья"

Аннотация Данная методическая разработка посвящается проблеме нравственного  воспитания детей среднего дошкольного возраста через раскрытие понятия  «семья ».  Помог...

Методическая разработка. Интегрированное занятие "Мы добрые волщебники"

Методическая разработка.Интегрированное занятие  педагога-психолога и логопеда. Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида № 15 города Ейска му...

Презентация "Методическая разработка интегрированного занятия по музыке и рисованию в первой младшей группе".

Представлен конспект интегрированного занятия по музыке и рисованию в первой младшей группе в форме презентации. В презентацию включены: используемые музыкальные композиции на занятии в виде гиперссыл...

"Огуречик" (методическая разработка интегрированного занятия для детей 1 младшей группы)

Интегрированное занятие. Образовательная область - познание....

Методическая разработка Интегрированное занятие в старшей группе "Осенние настроение"

Интегрированное занятие в старшей группе "Осенние настроение"...

Методическая разработка. Интегрированное занятие, план-конспект занятия по окружающему миру (младшая группа) по теме "На бабушкином дворе"

Тема "На бабушкином дворе"Цель:знакомчтво сдомашними животными.Задачи:1.Образовательная(область познания):продолжать закреплять знания детей о  домашних животных,конкретизировать предст...