«Дети и годы Великой Отечественной Войны»
план-конспект занятия на тему
Данная разработка предназначается воспитателям старших групп дошкольных образовательных учреждений, родителям, педагогам дополнительного образования в канун празднования Дня Победы над фашисткой Германией. Она направлена на расширение знаний учащихся о Великой Отечественной Войне, более глубокому изучению исторических фактов, воспитанию чувства гордости за свой народ, уважения к ветеранам и участникам Воин, так же уважение памятных мест и символов победы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
deti_i_gody_velikoy_otechestvennoy_voyny.docx | 37.13 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение - Центр развития ребенка - детский сад № 2 станицы Калининской.
Непосредственно образовательная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста по познавательному развитию:
«Дети и годы Великой Отечественной Войны»
Автор занятия: Кривенко Елена Александровна
Воспитатель МБДОУ – д\с №2 станицы Калининской
Калининского района
Краснодарского края
2015г.
Непосредственно образовательная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста по познавательному развитию:
Тема: «Дети и годы Великой Отечественной Войны»
Цель: Познакомить детей с событиями Великой Отечественной войны; дать представление о том, что она была освободительной, велась во имя мира, процветания и благополучия нашей Родины; воспитывать чувство гордости за свой народ, стремление быть похожими на тех солдат, которые отстояли нашу Родину.
Задачи:
Обучающие:
- Расширить представления детей об армии в годы Великой отечественной войне - воины храбро сражались и защищали нашу страну от врагов;
- Дать представление о роли детей в годы войны;
- Познакомить детей с символами Победы;
- Предложить нарисовать Знамя Победы.
Развивающие:
- Развивать разговорную речь детей;
- Продолжать развивать знания детей о празднике – Дне Победы;
- Объяснить детям, почему он так называется, и кого поздравляют в этот день.
- Развивать воображение, память, творческие способности, уверенность в своих силах, конструктивное мышление;
- Развивать мелкую моторику рук.
Воспитательные:
- Воспитывать любовь и уважение к ветеранам войны;
- Воспитывать уважение к символам Победы, памятным местам и обелискам;
- Воспитывать желание самостоятельно конструировать из бумаги.
Предварительная работа:
- Проведение бесед с детьми о Великой Отечественной войне.
- Рассматривание иллюстраций о Великой отечественной войне.
Чтение рассказа А. Митяева «Рассказы о Великой Отечественной войне», А.Игебаева «День Победы», В. Берестова «Нет, слово «мир» останется едва ли...».
|
- Рассматривание картин В. М. Васнецова «Богатыри», И.М.Тоидзе «Родина мать зовёт!», А.Лактионова «Письмо с фронта».
- Прогулка к памятнику воинам – землякам.
- Слушание песен военно-патриотической тематики: В. Агапкин «Прощание славянки», М.Магиденко «У кремлевской стены», Б. Мокроусов «Марш защитников Москвы», А. Аренский«День Победы», А. Филиппенко «Вечный огонь», А.Александров «Священная война.
- Заучивание стихов о войне, о победе.
- Просвещение родителей.
- Создание буклетов: «Как рассказать детям о Великой Отечественной войне?», «История и традиции празднования Дня Победы»; памятки «Расскажите детям о войне» для родителей.
Словарная работа.
Ветераны, фашисты, партизаны, обелиск, мемориал, Знамя Победы.
Ход занятия.
(У ребят на столах лежат буклеты, оформлена выставка ко Дню ВОВ и памятка, включен мультимедийный проектор, презентация «Наследие Великой Отечественной Войны» – Слайд №1)
Воспитатель: Рано утром солнце встало,
Все вокруг светлее стало.
В небе синем потянулось
Детям нашим улыбнулось.
-Ребята, давайте посмотрим друг на друга, улыбнемся, настроение у нас хорошее, и мы готовы начать занятие.
Воспитатель: А, кто мне скажет, какой праздник мы отмечаем 9 Мая? Ответы детей: День Победы.
Воспитатель: Верно, а почему он так называется «День Победы», что это за победа? Над кем?
Ответы детей: Над врагами.
Воспитатель: Ребята, 9 мая наша страна отмечает 70 годовщину Великой Победы, сегодня я расскажу вам о Великой Отечественной войне и о детях которые помогали во время войны взрослым приблизить этот День Победы.
...Летней ночью, на рассвете,
Гитлер дал войскам приказ
И послал солдат немецких
Против всех людей советских,—
Это значит — против нас.
( Звучит сообщение Левитана о нападении фашистской Германии на Советский Союз без объявления войны http://my.mail.ru/mail/zwei-margo/video/4914/11621.html , Слайд №2)
Воспитатель: Из сообщения мы с вами услышали, что на рассвете 22 июня 1941 года в 4 часа утра без объявления войны фашистская Германия напала на нашу Родину, прервав мирный труд русского народа. Началась Великая Отечественная война. Весь советский народ встал на защиту своей Родины. Все взрослые (мужчины и женщины) уходили на фронт воевать, защищать свою Родину, свой дом, своих родных.
(Слайд №3. Фото(1) женщина провожает сына на фронт.)
Воспитатель: - Ребята, скажите, пожалуйста, как вы думаете, а кто остался дома?
Ответы детей: Старики, дети, женщины.
Воспитатель: - Да, правильно! Сразу повзрослели дети, потому что надо было помогать взрослым во всех делах.
- А какие дела могли делать дети?
Ответы детей: Ухаживали за домашними животными, работали, помогали старикам.
(Слайд №4. Воспитатель показывает фотографии детей военных лет.)
На этой фотографии изображен мальчик (ему лет 12 -14), он небольшого росточка, а стоит на 2-х ящиках у сложного станка. Он работает на заводе, который делает снаряды для фронта. Он заменил своего отца или брата, который ушел на фронт воевать с немцами. А ящики ему подставили, так как он не достает до станка. Он очень хотел бы пойти на фронт сражаться с немцами, но ему мало лет, его не возьмут. А на заводах и фабриках некому было работать, и дети помогали взрослым.
Слайд №5. Фотография: мальчик стоит на табуретке. Ребята, что вы можете мне рассказать об этом фото?
Ответы детей.
Воспитатель: Слайд №6. Посмотрите на эту фотографию. Мальчик на танке, который помог взрослым во время боя на улицах города.
Л. Твардовский. РАССКАЗ ТАНКИСТА.
Был трудный бой. Всё нынче, как спросонку,
И только не могу себе простить:
Из тысяч лиц узнал бы я мальчонку,
А как зовут его, забыл его спросить...
Шёл бой за улицу. Огонь врага был страшен,
Мы прорывались к площади вперёд.
А он гвоздит — не выглянуть из башен,—
И не поймёшь, откуда бьёт.
Тут угадай-ка, за каким домишкой
Он примостился,— столько всяких дыр,
И вдруг к машине подбежал парнишка: —
Товарищ командир, товарищ командир!
Я знаю, где их пушка. Я разведал...
Я подползал, они вон там, в саду...
— Да где же, где?.. — А дайте я поеду
На танке с вами. Прямо приведу.
Что ж, бой не ждёт.— Влезай сюда, дружище! —
И вот мы катим к месту вчетвером.
Стоит парнишка — мины, пули свищут,
И только рубашонка пузырём.
Подъехали.— Вот здесь.— И с разворота
Заходим в тыл, и полный газ даём.
И эту пушку, заодно с расчётом,
Мы вмяли в рыхлый, жирный чернозём.
Я вытер пот. Душила гарь и копоть:
От дома к дому шёл большой пожар.
И помню, я сказал: — Спасибо, хлопец! —
И руку, как товарищу, пожал-
Был трудный бой.
Всё нынче, как спросонку,
И только не могу себе простить:
Из тысяч лиц узнал бы я мальчонку,
Но как зовут, забыл его спросить.
Воспитатель: Вот так мальчик помог взрослым в бою на улицах города. Какие чувства вызывает это фото у вас?
Ответы детей.
Воспитатель: Ребята, посмотрите на следующую фотографию. (Слайд №7) - Что здесь изображено? Как вы думаете?
Ответы детей.
Воспитатель: У стога сена сидит пожилой человек (можно сказать, старик), а рядом с ним мальчик лет 10, они с оружием. Вглядитесь в их глаза, посмотрите какие у них напряженные взгляды. О чем это говорит? Они из партизанского отряда, сидят в засаде, внимательно смотрят на дорогу, ждут врага. Чтобы уничтожить немцев, не дать пройти им на нашу землю.
Воспитатель: - Ребята о чем говорят эти фотографии?
Ответы детей: Дети полностью старались заменить своих взрослых родных, помогали на заводах, на фабриках, в партизанских отрядах.
Физминутка: (Слайд №8)
Как солдаты на параде,
Мы шагаем ряд за рядом,
Левой - раз, правой - раз,
Посмотрите все на нас.
Мы захлопали в ладошки - Дружно, веселей.
Застучали наши ножки - Громче и быстрей!
По коленочкам ударим - Тише, тише, тише!
Ручки, ручки поднимаем - Выше, выше, выше.
Завертелись наши ручки, Снова опустились.
Мы на месте покружились и остановились.
Воспитатель: Ребята, а кого мы поздравляем в День Победы?
Ответы детей.
Воспитатель: Верно, ветеранов Великой Отечественной Войны, тех людей, которые воевали, работали в тылу – на заводах, строили железную дорогу, танки, самолеты, делали оружие. Чтобы сохранить память о героях войны, в городах и поселках установлены памятники, мемориалы. У Кремлевской стены в столице нашей Родины городе-герое Москве у могилы Неизвестного солдата горит Вечный огонь. (Слайд № 9) Это – огонь нашей памяти, символ того, что мы помним о тех событиях. Придя к памятникам, обелискам, мемориалам, люди отдают честь погибшим минутой молчания.
(Слайд № 10 аудиозапись метронома – минута молчания)
Воспитатель: Есть еще один очень важный символ — это Знамя Победы. (Слайд № 11) Давайте рассмотрим изображение Знамени Победы. Какого цвета знамя Победы?
Ответы детей: Знамя Победы красного цвета.
Воспитатель: Что изображено на знамени?
Ответы детей: На Знамени Победы изображены: звезда, серп и молот, надписи.
Воспитатель: В те времена наша страна Россия была частью государства, которое называлось Союз Советских Социалистических Республик. Государственный флаг Советского Союза был красного цвета с золотой звездой и золотыми серпом и молотом. Серп и молот — это символы труда и трудящихся, тех, кто работает на фабриках и заводах, выращивает хлеб, звезда — символ защитников Отечества. Эти символы изображены и на Знамени Победы, только нанесены они на полотнище белой краской. Надписи на Знамени Победы говорят о том, какие войска и где воевали. В конце войны, 8 мая, когда наши войска дошли до Берлина – столица Германии, они установили Знамя Победы на главном здании. Это означало война окончена, завоевана долгожданная победа. Затем Знамя Победы перевезли в Москву для участия в Параде Победы.
Воспитатель: Ребята, предлагаю нарисовать Знамя Победы.
Материал: альбомный лист, простой карандаш, резинка, акварельные краски, кисточки, непроливайка.
Воспитатель: Вот мы и справились. Молодцы, у вас получились красивые рисунки.
Воспитатель: Ребята, а сейчас я предлагаю посмотреть видеофрагмент о детях героях ВОВ.
(Слайд № 12) http://www.youtube.com/watch?v=akrPMnCPN3M
Воспитатель: (Слайд № 13) Мы – наследники Великой Победы. Значит, наша задача стать достойной сменой уходящему поколению, любить свое Отечество, любить свои города и села, уметь защитить то, что досталось дорогой ценой, и помнить подвиг нашего народа, сберечь эту память – сберечь по призыву сердца, совести и долга, чтобы по праву называться наследниками Победы.
Воспитатель: Много на свете есть важных слов: мама, Родина, счастье. А ещё есть важное слово - Мир!
Ребёнок. Мир - это Земля!
Ребёнок. Мир - это Солнце!
Ребёнок. Мир - это люди!
Дети : Мир - это дети! Мир нужен всем!
Ребёнок. Пусть навек исчезнут войны,
Чтобы дети всей Земли
Дома спать могли спокойно,
Танцевать и петь могли.
ПЕРЕЧЕНЬ ИСПОЛЬЗУЕМЫХ НА ДАННОМ ЗАНЯТИИ ЭОР
- Презентация «Наследие Великой Отечественной Войны».
- Видеофрагмент «сообщение Левитана о нападении фашистской Германии на Советский Союз без объявления войны http://my.mail.ru/mail/zwei-margo/video/4914/11621.html».
- Ааудиозапись метронома – минута молчания.
- Фильм о детях героях ВОВ http://www.youtube.com/watch?v=akrPMnCPN3M.
ИСПОЛЬЗУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА:
- От рождения до школы. Общеобразовательная программа дошкольного образования. Под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. - М.: Мозаика – Синтез – 2014
- М.Ю. Картушина. День победы. Сценарии праздников для ДОУ и начальной школы. – Издательство «сфера», 2005.
- Великая Победа //Дошкольное воспитание. – 2000. - № 5. – С. 2.
- Маханева М.Д. Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников // Управление ДОУ. – 2005. - № 1. – С. 55 – 67.
- Стапанова В. Стихи к Дню Победы //Дошкольное воспитание. – 2000. - № 5. – С. 4.
- Волчкова В.Н., Степанова Н.В. Конспекты занятий в старшей группе детского сада. Познавательное развитие: Учебно-методическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ. – Воронеж: Учитель, 2006. – С.107 – 127.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Перспективный план работы по ознакомлению с обороной Москвы в годы Великой Отечественной Войны детей старшего дошкольного возраста.
Познавательно-поисковый проект по патриотическому воспитанию: «Мы не дрогнем в бою за столицу свою…»Цель: Воспитание чувства патриотизма у детей старшего дошкольного возраста через знакомс...
Тема проекта : «Югорский край в годы Великой Отечественной войны» ( 70 – годовщине победы в Великой Отечественной войне посвящается).
Тема проекта : «Югорский край в годы Великой Отечественной войны» ( 70 – годовщине победы в Великой Отечественной войне посвящается)....
Мемориальный комплекс, вечный огонь; Обелиск рабочим биофабрики ,погибшим на фронтах Великой Отечественной войны 1941 – 1945 гг; Памятник – обелиск жителям поселка Русские Липяги, погибшим в годы Великой Отечественной войны, установлен в Русских Липягах.
Для детей , чтобы знали что в их городе тоже есть --- Мемориальный комплекс, вечный огонь; Обелиск рабочим биофабрики ,погибшим на фронтах Великой Отечественной войны 1941 – 1945 гг; Памятник – обелис...
"Дети в годы Великой Отечественной войны"
Приложение к проекту:«Я помню! Я горжусь! Я знаю! Я стремлюсь!»...
Газета для родителей. Никто не забыт! Ничто не забыто! Дети в годы Великой Отечественной Войны.
Уважаемые пользователи сайта![[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"19891677","attributes":{"alt":"","class":"media-image","style":"height: 79px; width: 127px; float: left;"}}]] ...
Детям о Войне. Значение игрушки в годы Великой Отечественной войны»
Цель: · расширять знания воспитанников о событиях Великой Отечественной войны 1941-1945 г, изучить знач...
Трудовая жизнь жителей города Канска и помощь фронту в годы Великой Отечественной войны (1941-1945 годов)
Информация для педагогов...