"Ярмарочные гулянья"
план-конспект занятия (подготовительная группа) на тему

Гилязиева Гульназ Нургаяновна

Программное содержание:

1.      Ознакомить детей с разными формами русского народного творчества (изобразительного, речевого, песенного).

2.      Пробудить интерес к русской народной культуре.

3.      Учить правильно, четко проговаривать попевки, пословицы.

Развивающая задача:

1.      Развивать выразительность речи, развивать к обогощению словарь детей.

2.      Развивать интонационную  выразительность речи.

Воспитывающая задача:

1.      Воспитывать умение слушать, отвечать четко на вопросы воспитателя.

2.      Пробуждать интерес к народному фольклору.

Словарная работа.

Пассивный словарь: Докучная сказка, солнышко – колоколнышко.

Активный словарь: Попевки – чистоговорки, пра – пра – пра - дедушки, пра-пра - пра - бабушка, закличка.

Оборудование: Изделия русских народных ремесел, вышитые и вязаные салфетки, музыкальный центр, диск с русскими народными мелодиями в современной обработке.

Демонстрационный материал: Дымковские игрушки, матерчатые куклы, матрешки, деревянная посуда, расписанная в стиле «Гжель», «Хохлома».

Раздаточный материал: Семена в пакетиках овощей, наборы для коллективной аппликации гжели и хохломы, салфетки, клейстер, кисточки.

Предварительная работа: Знакомство с русским народным творчеством, разучивание заклички «Дождик», «Солнышко»,  попевки «Котенька – коток»,  разучивание докучной сказки.

Методические приемы:

1.      Рассказ о том, куда предстоит отправиться сегодня на занятии – 2 минуты.

2.      Слушание музыки и перемещение во времени.

3.      Основная часть – 15 минут.

·         Чтение детьми докучной сказки.

·         Импровизация музыкальной сказки «Репка».

·         Загадывание загадок о том, что сеют весной.

·         Исполнение групповой заклички «Дождик», «Солнышко».

·         Загадывание загадок о домашних животных.

Игра «Горелки».

4.      Заключительная часть – 20 минут.

·         Наклеивание аппликации «гжель», «хохлома».

·         Хоровод «Красный сарафан».

·         Обобщение воспитателя.

·         Анализ занятия.

 

                                 

 

 

 

 

 

 

                              Ход занятия.

Воспитатель: - Здравствуйте ребята! Добрый день и Вам гости дорогие! Сегодня мы здесь собрались для того, чтобы отправиться в удивительное путешествие во времени. Мы перенесемся в те далекие времена, когда сказки ходили по Земле, когда Емеля на печи к царю в гости ездил, Иван царевич ходил смерть Кощееву искать, а в садах росли молодильные яблоки. Проще говоря, в те давние времена, когда жили на земле ваши пра – пра – пра - дедушки, пра-пра - пра – бабушка. А поможет нам совершить это путешествие музыка и волшебная карусель.

(Ставиться шест с ленточками, дети берутся за ленточки и под музыку медленно передвигаются по кругу. Звучит музыка  «Корабейники». В это время открывается занавес и происходят небольие перемены в зале, а воспитатель переодевается в русский костюм. Дети садятся на стульчики).

Воспитатель: - Ну, что же, ребята, давайте-ка проверим, получится наш переход во времени или нет?  Говорят в ту пору люди сказок   много знали, да и не только простых, но и  докучные. А что такое докучная сказка?

Дети: - Это сказка без конца!

Воспитатель: - Правильно, та сказка, которую без умолку рассказывать можно. Вот расскажем. Предлагаю  интонационное упражнение. Докучную сказку дети рассказывают спокойно, затем как сплетню, причитание, с интонацией  скоморохов – глашатаев!

                             Жил был царь

                             У царя был двор.

                             На дворе был кол,

                             На колу мочало –

                             Начинай сначала.

Воспитатель: - Хорошо вы ребята сказки сказываете. Но и русские простые сказки,которые сами и придумали. Вот и послушаем такую сказку музыкальную «Репка».                            (Музыкальная сказка «Репка», дети стоят около своих  стульев).

Все дети:  - Посадил дед репку, репку поливал водой водою.

                     Вырастала репка, репка,

                     Летом и зимою, зимою

                     И надумал дедка, дедка,

                     Свою вырвать репку, репку.

                     Дедка за репку, репка за грядку

                      Все по порядку тянут, потянут      

                      Раз, два, три кричит дедка бабку.

Дед (ребенок): - Бабка!

Все дети: - Говорит ей мило, мило!

Дед: - Помоги-ка бабка, бабка богатырской силой, силой!

Все дети: - Бабка за дедку, дедка за репку, репка за грядку. Все по порядку. Раз, два, три кричит бабку внучку.

Бабка: - Внучка!

Все дети: - Говорит ей мило, мило!

Бабка: - Помоги-ка внучка, внучка ты девичье силой, силой!

Все дети: - Внучка за бабку, бабка за дедку, дедка за репку, репка за грядку. Все по порядку. Раз, два, три кричит внучка Жучку.

Внучка: - Жучка!

Все дети: - Говорит ей мило, мило!

Внучка: - Помоги-ка Жучка, Жучка ты собачьей силой, силой!

Все дети: - Жучка за внучку, внучка за бабку, бабка за дедку, дедка за репку, репка за грядку. Все по порядку. Раз, два, три кричит Жучка кошку.

Жучка: - Кошка!

Все дети: - Говорит ей мило, мило!

Жучка: - Помоги-ка кошка, кошка ты кошачьей силой, силой!

Все дети: - Кошка, за Жучку, Жучка за внучку, внучка за бабку, бабка за дедку, дедка за репку, репка за грядку. Все по порядку. Раз, два, три кричит кошка мышку.

Кошка: - Мышка!

Все дети: - Говорит ей мило, мило!

Кошка: - Помоги-ка мышка, мышка ты своей малой силой, силой!

Все дети: - Мышка за кошку, кошка за Жучку, Жучка за внучку, внучка за бабку, бабка за дедку, дедка за репку, репка за грядку. Все по порядку. Раз, два, три вытянули репку.

Воспитатель: - Сказки мы с вами научились рассказывать, а сейчас нам прямая дорога на ярмарку. (выходят 2 скомороха – дети)

1 скоморох: - Люди добрые, веселые, не пропусти, проходи.

2 скоморох: - Ярмарка ждет, ярмарка зовет, налетай, покупай, не зевай!

Воспитатель: - Ребята, а что такое ярмарка?

Дети: - Где продают разные товары, вещи.

Воспитатель: - А какие бывают ярмарки?

Дети: - Продуктовая, овощная, школьная и по  времена года. Осенняя, весенняя, летняя.

Воспитатель: - Ребятки, а какое сейчас время года? И какой месяц?

Дети: - Весна, месяц апрель!

Воспитатель: - Правильно! Да, весна заставляет всех просыпаться и природу и животных. Каждая букашка тянется к свету, теплу! А чем занимаются люди весной?

Дети: - люди проращивают семена, готовят почву к посевам, сеют овес, ячмень, просо, подкармливают озимые хлеба.

Воспитатель: - Молодцы! В огородах в конце апреля сеют ранние культуры, какие?

Дети: - Укроп, петрушка, лук, морковь!

Воспитатель: - Хорошо! Дети, давайте воздадим хвалу весне – красне, как делали в старые времена.

Дети встаю в круг и говорят закличку:

                          Вот стоит изба (руки вверх)

                          Может, в ней весна?

                          Тук, тук, тук (топают ноги)

                          Разбудил весну этот стук

                          И пришла весна – красна (руки в стороны)

                          Разбудила лес весенний

                          Землю солнышком согрело (руки подняли к солнцу).

Воспитатель: - Посмотрим какие семена на нашей ярмарке? (Воспитатель из лотка достает семена и показывает детям. Дети хором называют семена: моркови, свеклы, укропа, лука, петрушки).

- Да, ребята, чтобы такой богатый урожай вырастить нужно и умение и терпение, чтобы погода помогла. Солнышко  бы землю грело, а дождик ее поливал. Ведь если долго дождя не было урожай мог погибнуть.  Что же  люди придумали?

Дети: - Они звали дождик! Говорили заклинания, обращались колдунам, шаманам!

Воспитатель: - Правильно! Вот давайте-ка, и мы позовем закличкой дождик.

(Дети встают в круг. Произносится  закличка «Дождик»).

                                     Дождик лей, лей,

                                     На  меня и на людей.

                                     На меня по лотке,

                                     А на бабу-ягу по целому ведру!

(Дети произносят закличку, постоянно усиливая тембр и высоту голоса).

Воспитатель: - Ребятки, но если долго льет дождь, то урожай может погибнуть. Давайте  произнесем закличку солнышку. (Дети встают в круг. Дети произносят закличку «Солнышко»)

                                  Солнышко, солнышко – колоколнышко

                                   Лучше грей, грей.

                                   Всю нашу землю обогрей,

                                   Дай богатый урожай!

                                   Полные лукошки лука и картошки,

                                   Морковки и редиски

                                   Всем детям полные миски.

Воспитатель: - Ой, кто это к нам едит, посвистывает, колокольчиками позванивает. (В зал въезжает купец на телеге запряженной лошадью. Стал вытаскивать товар на продажу, да все разбил. Звучит фонограмма разбитой посуды).

Купец: - Что же за напасть, вот беда так беда! Что делать, кто моему горю может помочь!

Воспитатель: - Ну, что ты так убиваешься! Какой у тебя товар был?

Купец: - Не простой, ой не простой! Кувшин гжельский, кувшин хохломской!

Воспитатель: - Ну, что ребята поможем купцу, заодно и новому ремеслу обучимся. Кувшины ваять.

(Дети делятся на 2 команды. На 2-х столах размещены вазы-образцы. Отдельно лежат вазы узоры – пазлы. Дети украшают вазы элементами. Одна команда строит хохломскую вазу, а другая гжельскую. Готовые работы отдают купцу).

Купец: - Спасибо, вам ребята! Красивые вазы у вас получились! А, вы знаете, что это за росписи?

Дети: - Хохломская роспись (1 команда)

          - Гжельская роспись (2 команда)

Воспитатель: - Теперь точно  все кувшины  будут распроданы. А ведь на ярмарку  не только дельный да необходимый товар возили, не забывали никогда и про деток. А как вы думаете, какой товар детям понравиться мог?

Дети: - Игрушки!

Воспитатель: - Правильно, игрушки! А, сейчас мы узнаем какие игрушки на ярмарке продавали? Я вам покажу из лотка игрушку, а вы подберите к ней слова синонимы.

(Воспитатель вытаскивает матрешку).

Дети: - Матушка, красавица, веснушка!

Воспитатель: (Воспитатель вытаскивает Петрушку).

Дети: - Весельчак, озорник, клоун!

Воспитатель: (Воспитатель вытаскивает медвежат-кузнецов).

Дети: - Мишки – работяги, кузнецы, умельцы, братишки – близнецы.

Воспитатель: (Воспитатель вытаскивает петушка).

Дети: - Петушок – золотой гребешок, хозяин двора, певун, ваток.

Воспитатель: - Молодцы, ребята! Вы много знаете хороших слов об игрушках. У вас быстро бы их раскупили! А мы сейчас это и проверим. А ну, подойди, выбирай себе товар. (Несколько детей подходят и выбирают себе необходимый реквизит).

- Значит, чем торговать будете, вы выбрали? А знаете вы как к своему товару внимание привлечь?

Дети: - Надо называть покупателей, хвалить свою игрушку!

Воспитатель: - Ну, что же, все знаете, начинайте торговлю.

Ребенок 1:  У дядюшки Якова

                     Товару хватит всякого!

                     Тыры-бары, растабары,

                     Расторговывай товары.

Ребенок 2:  Сами мы рязанкские!

                     Сельди астраханские!

                     Давай выбирай, покупай, забирай!

Ребенок 3:  Вот орешки, хорошие  орешки!

                     Вкусные на меду, давай шапку накладу!

Ребенок 4:  Кому пирожки! Горячие пирожки!

                    С пылу, с жара, гривенник за пару.

                    Давай налетай!

Ребенок 5:  Ай да сбитень, сбитинек!

                     Кушай девки, паренек!

                     Кушайте и пейте, денег не жалейте!

                     Сбитень  сладкий, на меду!

                     Ну-ка меду накладу!

Ребенок 6:  У нас в Рязани грибы с глазами

                     Их едят, а они глядят.

Ребенок 7:  Есть ниточки, есть катушечки

                     Подходите покупать девки-душечки!

Ребенок 1:  У дядюшки Якова

                     Товару хватит всякого!

                     Тыры-бары, растабары,

                     Расторговывай товары.

Воспитатель: - Молодцы, ребята, все товары распродали. Вот когда весь товар, что ж вы думаете здесь и ярмарке конец? Ничего подобного. Именно тогда, когда все было распродано и начинались настоящие гулянье и игры. Предлагаю поиграть в игру «Горелки». (Дети играют).

Воспитатель: - Ребята и девчата соревновались в красноречии, в знании русских. (Дети выходят в центр зала. По одному сторону становятся девочки, по-другому мальчики. Посередине бубен).

Воспитатель: - Кто говорит погворку, тот стучит в бубен. Затем кладет на место. Побеждает команда, кто больше скажет пословиц, поговорок и народных примет.

(Ведущий показывает картинку со слогоми показывает детям. Они придумывают рифму, четко проговаривая сначала этот слог, например, жи-жи-жи-весной выползают ужи; жу-жу-жу- на трве лежу; чи-чи-чи- прилетели грачи; ча-ча-ча- чашка чая горяча; ра-ра-ра- у оленя два рога; ру-ру-ру- я играю в трубу).

Воспитатель:- Ну, а уж под вечер, когда все наиграются, напляшутся, набегаются, устанут, тут и хороводы поводить можно. А вы умеете?

Дети: - Да! (Дети встают в хоровод. Водят хоровод под музыку «Красный сарафан»).

Воспитатель:- Вот и подошел к концу наш ярмарочный день, а вместе с ними и наше путешествие в старину. Нам пора возвращаться в свое время. И снова нам поможет музыка и волшебная карусель. (Дети берутся за ленточки. В это время в зале происходят перемены. Все становятся , как прежде и открывается занавес).

- Давайте еще раз вспомним, где мы сегодня были?

Дети: - В старом времени,  в прошлом!

Воспитатель:  - Что видели?

Дети: - Ярмарку, ярмарочные гулянье, игрыКак люди продавали свой товар!!

Воспитатель: - Что больше всего запомнилось?

Дети: - Сказка «Репка», докучная сказка, приезд купца с кувшинами, игрушки-забавы.

Воспитатель: -  И напоследок я открою вам один секрет. Если вы захотите отправиться в подобное путешествие сами, то стоит, лишь подойти к бабушке или дедушке и спросить, а как жили они, когда были маленькими, в какие игры играли, какие песни пели. Думаю, они с удовольствием совершат вмете  с вами путешествие в молодость и расскажут обо всем!

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект для старшего возраста "ярмарочные гулянья"

Проект для старшего возраста "Ярмарочные гулянья"Содержание проекта:1.Введение:2.Актуальность проекта:3.Цели проекта:3.1.Задачи проекта:3.2.Ожидаемый результат:4.Аннотация проекта:4.1. Принципы постро...

Фольклорный праздник "Ярмарочное гулянье"

Фольклорный праздник для детей старшей и подготовительной групп детского сада "Ярмарочное гулянье" , основанный на русском музыкальном фольклоре....

Осенний утренник в подготовительной группе "Ярмарочное гулянье"

Уже несколько лет подряд осенние утренники в подготовительных группах в нашем детском саду проводятся в форме ярмарочных гуляний. Роль коробейгиков и продавцов исполняют родители. Для детей это всегда...

"Ярмарочное гулянье" конспект тематического занятия

Занятие предназначено для знакомства детей с традициями ярмарочной культуры, постороено на фольклорном музыкальном материале....

Ярмарочные гулянья

НОД направлен на физическое развитие детей с применением технологии "Сказочные лабиринты В.В.Воскобовича" и развитие речи, через подвижные игры...

Сценарий осеннего праздника "Ярмарочные гуляния"

Данный сценарий составлен с учетом минимальной подготовки детей. Участие родителей обязательно!...

ООД "Ярмарочные гуляния"

Данный конспект можно использовать при подготовке занятия по Окружающему миру, либо при подготовке развлечения русско-народной направленности....