Проект для старшего возраста "ярмарочные гулянья"
проект (старшая группа) по теме
Проект для старшего возраста "Ярмарочные гулянья"
Содержание проекта:
1.Введение:
2.Актуальность проекта:
3.Цели проекта:
3.1.Задачи проекта:
3.2.Ожидаемый результат:
4.Аннотация проекта:
4.1. Принципы построения:
5. Этапы реализация проекта программы:
6. План мероприятий:
7. Нормативно – правовое обеспечение реализации проекта:
8. Риск и пути преодоления рисков:
9. Выводы:
10. Литература.
1.Введение:
«В карнавале сама жизнь играет,
а игра на время становится самой жизнью»
(М.М.Бахтин).
Во все времена усвоение социального опыта своих предков оказывало особое внимание на человека, преобразовывало его внутренний мир. Поэтому особенно важно начинать воспитание эмоционально – целостного отношения ребенка к традиционной культуре своего народа и ее освоения с малых лет. Имея богатейшие народные традиции в проведении календарных праздников, в том числе праздника Масленицы, в котором переплелись народные и православные корни, мы отходим от этих традиций, тем самым лишаем возможности детей прикоснуться к духовно-нравственным основам, к лучшим образцам устного и музыкального народного творчества.
В 2009 году приказом министерства образования и науки РФ утверждены «Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования». Впервые в истории российского образования ФГТ являются документом, который на федеральном уровне определяет, какой должна быть программа дошкольного учреждения, какие она определяет цели, содержание и как организован образовательный процесс. С этого времени воспитательный процесс в нашем МБОУ строится с учетом данных требований.
Одной из задач образовательной области «Социализация» является «воспитывать у ребенка чувства гордости за страну, в которой он живет». Современная социокультурная ситуация также выдвигает на первый план требование признания социальной значимости народной культуры, которая является источником духовности каждого человека. Т.е. приобщение детей к русской национальной культуре является актуальной проблемой современного дошкольного образования.
Приобщение подрастающего поколения к традициям народных праздников - это приобщение к культурным ценностям и достижениям народа, воспитание духовности, национальной самобытности, восприятия красоты и гармонии. С помощью праздников осуществлялась связь поколений, укреплялись межличностные взаимоотношения в группах людей, восполнялся дефицит общения, удовлетворялись эмоциональные и психологические потребности людей. Образный поэтический язык обрядности являлся одним из средств исконно народной педагогики, этики и эстетики, с помощью которых всегда просто, мудро и ненавязчиво от поколения к поколению передавались всем понятные истины, нормы человеческого общения. И в настоящее время народные обрядовые праздники не потеряли своего значения.
2.Актуальность проекта:
Россия богата своими традициями, обычаями, народными праздниками. Одним из таких праздников является большое народное гулянье в конце зимы «Масленица». На нем всегда находятся желающие силой потягаться, удаль свою показать, вкусными блинами угоститься да песни попеть. Масленица один из самых радостных и светлых праздников на Руси. Знакомство с традицией проведения этого праздника по программе «Приобщение детей дошкольного возраста к истокам русской культуры», но непосредственное участие в празднике оставляет более полное и глубокое представления о нем, поэтому возникла потребность силами ребят провести праздник. Масленица - это озорное и веселое прощание с зимой и встреча весны, несущей оживление природе и солнечное тепло. Люди испокон века воспринимали весну, как начало новой жизни и почитали Солнце, дающее жизнь и силы всему живому. В честь Солнца сначала пекли пресные лепешки, а когда научились приготовлять кислое тесто, стали печь блины. Наши предки верили, что вместе с круглым, румяным блином, так похожим на солнце, они съедают частичку его тепла и могущества. А еще Масленица – это чучело из соломы, наряженное в женскую одежду. В течение недели вокруг чучела происходит праздничное веселье, а в последний день Масленицы чучело сжигается, символизируя приход весны.
Данный проект позволит детям познакомиться с возникновением праздника, старинными обрядами и традициями. Русская и чувашская культуры за века тесно переплелись и взаимно обогатились. Особенностью воспитания любви к своей многонациональной Родине заключается в воспитании интереса к культуре, традициям и обычаям, развитее способности понимания красоты и многообразия народного творчества.
В настоящее время актуальным направлением воспитания является формирование у ребенка начал национального самосознания, интереса к национальной культуре и традициям посредством обращения к историческим корням и национальным истокам чувашского народа.
3.Цели проекта:
1.Создать предметно – развивающую среду для организации проекта;
2.Сформировать знания детей о народным праздником Масленица, форму его проведения;
3.Организовать праздник Масленица;
4.Воспитание любви к своей Родине.
3.1.Задачи проекта:
1.Обеспечить условия для создания у детей положительных эмоций и реализации творческих способностей в проведении праздников и развлечений.
2.Учить бережно относится к народным традициям и обычаям.
3.Возрождение интереса к обрядовым русским и чувашским праздникам;
4.Воспитание патриотизма, основанного на русских традициях;
5.Обогатить духовный мир;
6.Провести праздник, через эмоциональное сопереживание и участие в игре-действии, приобщить всех участников к традиции проведения народного праздника Масленицы;
7.Формирование у детей начал национального самосознания.
3.2.Ожидаемый результат:
1. Приобщение детей к традиции проведения народного праздника – Масленицы через сопереживание и непосредственное участие их в общем действии.
2.Создание атмосферы радости приобщения к традиционному народному празднику.
3.Повышение познавательного интереса к родной истории.
Для воспитателей:
- работа по сбору информации об истории праздника, ее обработке и поиску недостающей.
- выбор формы реализации проекта.
- помощь в написании сценария по воплощению проекта.
- организация выставки детских рисунков;
- изготовление фотоальбома «Масленичная неделя»;
- организовать катание на лошадях;
- организовать праздник для детей и родителей по данной теме.
- помощь в подборе музыкального сопровождения.
- разучивание песен, пословиц, считалок для выступления во время праздника.
- организация места проведения праздника.
- проведение инструктажа по технике безопасности.
- выставка газет родителей «Блинный пир на весь мир»
Для детей:
-познакомить с произведениями художественной литературы о празднике Масленицы;
-участие детей в организации выставки рисунков;
-умение самостоятельно анализировать результаты наблюдений и делать выводы;
-иметь представление о значении праздника в жизни человека;
-участие детей в развлечениях, организованных воспитателем.
Для родителей:
-участие родителей в изготовлении атрибутов для развлечений;
-организовать в родительском уголке выставку рисунков,
-фотовыставку «Масленичная неделя»;
-показ презентации «Масленица».
4.Аннотация проекта:
Цель данного проекта — создание системы работы в коллективе группы ДОУ обеспечении условий для поддержки и развития традиций Родной страны.
Данный проект направлен на педагогов, детей и родителей.
Эта работа будет осуществляться через направление «Художественно - эстетическое развитие» детей дошкольного возраста , в процессе разных форм работы, направленных на расширение потенциала творческих и интеллектуальных способностей детей через активизацию детской жизнедеятельности.
Основной целью инновационной деятельности педагогов должно стать создание и поддержание в ДОУ развивающей образовательной среды
Проект будет реализовываться через обучение педагогов, просветительскую работу с родителями, создание предметно-пространственной среды в соответствии с требованиями метода проектов.
Проект рассчитан на одну неделю, включает в себя несколько этапов реализации (подготовительно –проектировочный, практический, обобщающее результативный).
Всего в проекте будет включено педагоги группы, детей старшего дошкольного возраста, родители воспитанников.
4.1. В соответствии с ФГТ проект опирается на научные принципы ее построения:
1. принципу развивающего образования, целью которого является развитие ребенка;
2. сочетание принципа научной обоснованности и практической применимости;
3. единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач процесса образования детей дошкольного возраста, в процессе реализации которых формируются такие знания, умения и навыки, которые имеют непосредственное отношение к развитию детей дошкольного возраста;
4. принципа интеграции образовательных областей (физическая культура, здоровье, безопасность, социализация, труд, познание, коммуникация, чтение художественной литературы, художественное творчество, музыка);
5. решение программных образовательных задач в совместной деятельности взрослого и детей и самостоятельной деятельности детей не только в рамках непосредственно образовательной деятельности (на занятиях, но и при проведении режимных моментов в соответствии со спецификой дошкольного образования;
Для работы в проекте привлекаются - воспитатели группы, воспитанники, родители детей, музыкальный руководитель, инструктор по физической культуре, специалист по художественному творчеству.
5. Этапы реализация проекта программы
Реализация проекта рассчитывается на одну неделю.
1. Подготовительно – проектировочный этап.
1. Создание технической базы (оборудование, костюмы, оформление места проведения праздника).
2. Составление перспективного плана, разработка конспектов и сценариев мероприятий.
3. Провести начальный опрос детей.
5. Изучение методической литературы.
6. Проведение инструктажа по технике безопасности.
2. Практический этап:
- Коммуникативная деятельность
- Восприятие художественной литературы
- Музыкально-художественная деятельность
- Восприятие произведений изобразительного искусства
- Познавательно-исследовательская и продуктивная деятельность
- Продуктивная и восприятие произведений изобразительного искусства
- Развитие двигательной деятельности
- Игровая и познавательная деятельность
- Работа с родителями
3) Обобщающе - результативный этап:
1.Презентационный,
2.Обобщение результатов работы на педсовете, анализ, закрепление,
3.Оценка результатов проекта,
4.Проведение повторного опроса и подведение итога опроса.
6. План мероприятий.
Вид деятельности | Формы работы | Цель | |
1 этап | - Создание технической базы (оборудование, костюмы, оформление места проведения праздника). | Цель: Познакомить ребят с русским народным праздником – Масленицей, традициями, обычаями, самобытной культурой. Развивать у детей коммуникативные качества, совершенствовать речь, расширять кругозор детей. | |
2 этап | |||
Коммуникативная деятельность
| Беседа «Как отмечать Масленицу» .
| Цель: Дать представление о традиционном празднике, народных посиделках, чаепитиях с песнями, хороводами, народными играми, национальными кушаньями. Обогащение знаний и представлений о национальной культуре | |
Музыкально-художественная деятельность
| Слушание русских народных песен
| Цель: Закреплять умение чувствовать музыку, ее изобразительность, передавать характер музыки в движениях и игре. Продолжать учить инсценировать знакомые песенки. Воспитывать любовь и интерес к народному творчеству. | |
Восприятие художественной литературы | Заучивание поговорок про масленицу, стихотворения «Масленица», разучивание масленичных закличек
| Цель: Познакомить детей с художественным творчеством. Дать представление о русской тройке, праздновании Масленицы на Руси. Развивать творческое начало, воображение, эстетическое восприятие, активизировать словарь | |
Восприятие произведений изобразительного искусства | Рассматривание картин Кустодиева «Масленица», Соловьёва “Тройка” | ||
Познавательно исследовательская и продуктивная деятельность
| Изготовление из соломы чучела Масленицы
| Цель: Познакомить детей с особенностями изготовления чучела из соломы. Развивать мышление, общую и мелкую моторику. Воспитывать заинтересованность к отображению своих представлений. | |
Рисование «Масленица»
| Цель: Развивать у детей самостоятельность, активность при выборе листа бумаги, способов изображения; совершенствовать технику рисования цветными карандашами; обогащать знания детей о народном празднике. | ||
Лепка «Ой, блины» | Цель: Развивать художественно-творческие способности. | ||
Изготовление праздничной скатерти
| Цель: Развивать творчество, воображение, эстетическое восприятие. Учить чередовать элементы по цвету. Формировать умение по образцу собирать из частей целое. Доставить удовольствие от совместной творческой деятельности с взрослыми и сверстниками.
| ||
Развитие двигательной деятельности
| Катание на санках Физкультурный досуг «Широкая Масленица».
| Цель: Упражнять детей в различных видах бега, прыжках на обеих ногах, совершенствовать умение исполнять движения по сигналу, развивать координацию движений, ловкость, память. Воспитывать внимание, любовь к спорту. Развивать умение ориентироваться в пространстве. | |
Игровая и познавательная деятельность
| Подвижные и хороводные игры
| Цель: Развивать двигательную активность, точность движений, чувство ритма. Дать почувствовать радость от совместных действий со сверстниками. Дать детям представления о русских народных играх – забавах. |
Развлечение на улице «Масленица загорела, всему миру надоела» | Цель: Приобщать к истокам народных традиций. Пробудить интерес и приобщить детей к российской культуре. Углубить представления детей о народных традициях. | |
Работа с родителями
| Выставка газет родителей «Блинный пир на весь мир» Выпечка блинов, чаепитие «Блин не клин, живота не расколет».
| Цель: Воспитание уважительного отношения к народным традициям. Дать представление о русской тройке. Воспитывать познавательный интерес к природе. |
3 этап | Презентационный, обобщение результатов работы на педсовете, анализ, закрепление, оценка результатов проекта, проведение повторного опроса и подведение итога опроса.
|
|
7. Нормативно – правовое обеспечение реализации проекта:
1) Закон РФ «Об образовании»;
2) Приказ Минобрнауки России от 23.11.2009 № 655 «Об утверждении и введение в действие федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования»;
3) Устав ДОУ.
4) СанПиНы 2.4.1.2660-10
5) Концепция непрерывного образования (дошкольное и начальное звено).
8. Риск и пути преодоления рисков.
Имея богатейшие народные традиции в проведении календарных праздников, в том числе праздника Масленицы, в котором переплелись народные и православные корни, мы последние десятилетия отходили от этих традиций, тем самым лишали возможности детей прикоснуться к духовно-нравственным основам, к лучшим образцам устного и музыкального народного творчества.
Мы разработали этот проект с целью приобщения детей к национальной культуре через организацию праздника Масленица.
В нашем детском саду тематическая неделя начинается с беседы с детьми об этом обрядовом празднике, рассматривания и чтения произведений художественной литературы. Рисование картин празднования Масленицы, составление выставок с рисунками детей. Привлечение родителей к изготовлению костюмов, организации выставки газет «Блинный пир на весь мир», подготовка чаепития «Блин не клин, живота не расколет».
Далее планируется различный игровой и музыкальный репертуар из текущей работы. При разработке сценария народного праздника особое внимание выделяется подбору словесно-музыкальных, драматических, игровых и хореографических произведений обрядово-календарного фольклора. Произведения соответствуют содержанию праздника, высокохудожественные, интересные и доступные для ребят.
8.1.Критерии оценивания проекта .
Анализируя результаты проекта, мы увидели, что дети с большим интересом включаются в различные виды деятельности, проявляют чувство ответственности за себя и других.
Реализуя проект, мы ставили перед собой цель - сделать жизнь своих воспитанников интересной и содержательной, наполнить её яркими впечатлениями, интересными делами, радостью творчества.
Мы думаем, что нам это удалось.
9. Выводы.
Особое место в нашем проекте отведено народным играм, дети с удовольствием по многу раз обращаются к знакомым играм, игровым сюжетам. Наверное, поэтому они с радостью откликаются на предложения взрослых поиграть, предвкушая радость развлечения и не догадываясь, что на самом деле они будут … учиться. Нами были проведены такие подвижные игр такие как «Горелки», «Звонарь», «Заря», «Анюта»; хороводные игры «А я по лугу гуляла», «Заинька, попляши»; игры-эстафеты «Перетягивание каната», «Петушиный бой», Кто быстрее на метле».
С помощью родителей были изготовлены атрибуты для развлечений, костюмы; организованы выставки, катание на лошадях. В родительском уголке были организованы выставки: выставка рисунков «Масленица», фотовыставка «Масленичная неделя».
В свою работу мы включили разнообразную деятельность с литературными произведениями: дети их слушают, инсценируют, разыгрывают сказки, стихотворения.
Большое значение в воспитании детей имеет взаимодействие детского сада и родителей, поэтому нами были проведены развлечения с участием родителей такие, как «Широкая Масленица», «Масленица загорела, всему миру надоела», так же проведена презентация проекта «Масленица».
При работе над проектом, у детей произошли позитивные изменения в отношении к народным играм и обрядам. Дети стали более эмоционально восприимчивы к народным традициям, играм и обрядовым праздникам.
Полученные данные свидетельствуют, что в итоге реализации педагогического проекта уровень интереса к традиционным народным праздникам у детей значительно возрос. У них значительно повысился интерес к традиции проведения народного праздника – Масленицы через сопереживание и непосредственное участие их в общем действии.
Внедрение проекта в воспитательно-образовательный процесс помогло обогатить его содержание. Обеспечило развитие у детей любознательности, стремление изучить традиции родной страны.. Дети ближе с традициями родной страны. Работа по проекту помогла развить у них кругозор, эстетическую восприимчивость. Сделанная нами подборка игр на развитие двигательных способностей, разучивание с детьми народных песен, масленичных закличек дали возможность развивать чёткую выразительную речь, мимику, движения.
Дети получили возможность почувствовать себя свободными, раскрепощенными, обрели уверенность в себе, в своих силах, в умении мыслить, фантазировать.
10. Литература
1. Н.Е.Веракса, Т.С.Комарова, М.А.Васильева «Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы». Москва Мозаика-синтез 2010
2.И.В.Романова «Технология проектирования образовательной деятельности» 2011г.
3.Капица Ф. С. Славянские традиционные верования, праздники и ритуалы: Справочник.- 2-е изд.-М.: Флинта: Наука,2001.
4.Науменко Г. М. Народные праздники, обряды и времена года в песнях и сказках: Сборник фольклорных материалов.-М.:ЗАО Изд-во Центрполиграф, 2001.
5.Панфилов В.В. По старому русскому обычаю: Сборник обрядовых представлений и праздников.- М.:РИГ,1997.
6.Пензулаева Л. И. Подвижные игры и игровые упражнения для детей 5 – 7 лет – Пособие для педагогов дошкольных учреждений. М., Владос, 2001 г
7.Лысова В.Я., Яковлева Т.С. Спортивные праздники и развлечения для дошкольников. Старший дошкольный возраст. М.: Аркти, 2000.
8.Харченко Т.Е. Физкультурные праздники в детском саду. Сценарии спортивных праздников и развлечений: Пособие для педагогов ДОУ. – СПб.: « Детство – Пресс», 2009
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект деятельности старшего воспитателя по теме «Работа ДОУ по методу проектов».
Вид проекта: образовательный, информационный,средней продолжительности. Проблема: низкий уровень проектной культуры, проявляющийся в неумении педагогов ДОУ работать по методу проектов....
Методическая разработка (Современная образовательная технология: проект) Познавательно-исследовательский проект в старшей группе «Город, в котором я живу»
Цель проекта - развитие познавательной активности детей, повышение интереса к истории и культуре нашего города, формирование чувства патриотизма; формирование интереса к коллективной, игровой, п...
Проект в старшей группе «Моя родословная» Срок проекта: с 01.10.2019г-31.10.2019г.Участники проекта: дети 25, родители 10, 2 воспитателя.
Проект в старшей группе «Моя родословная» Срок проекта: с 01.10.2019г-31.10.2019г.Участники проекта: дети 25, родители 10, 2 воспитателя....
Проект для детей старшего дошкольного возраста «Культура питания» ПРОЕКТ В СТАРШЕЙ ГРУППЕ «Паровозик» «Культура питания»
Актуальность проекта обусловлена возросшим интересом к возрождению культуры поведения за столом, обучению правилам хорошего тона детей старшего дошкольного возраста.Проблема: В ходе наб...
педагогический проект в старшей группе"Книга - лучший друг" проект (старшая группа)
Во всём мире интерес к традиционной книге постепенно угасает. Печатные издания к сожалению отходят на второй план, уступая место разнообразным устройствам: телевизорам и компьютерам.Не отрицая значени...
Долгосрочный проект для старшей логопедической группы «Осенний калейдоскоп» проект по окружающему миру (старшая группа)
Дети старшего дошкольного возраста не имеют навыка самостоятельного получения, переработки и упорядочивания информации....