Проект для старшего возраста "ярмарочные гулянья"
проект (старшая группа) по теме

Волобуева Альбина Анатольевна

Проект для старшего возраста "Ярмарочные гулянья"
Содержание проекта:

1.Введение:
2.Актуальность проекта:
3.Цели проекта:
3.1.Задачи проекта:
3.2.Ожидаемый результат:

4.Аннотация проекта:
4.1. Принципы построения:
5. Этапы реализация проекта программы:
6. План мероприятий:

7. Нормативно – правовое обеспечение реализации проекта:
8. Риск и пути преодоления рисков:
9. Выводы:
10. Литература.


 

1.Введение:
                                                                                          «В карнавале сама жизнь играет, 
                                                                                 а игра на время  становится самой жизнью»    
                                                                                                        (М.М.Бахтин).

        Во все времена усвоение социального опыта своих предков оказывало особое внимание на человека, преобразовывало его внутренний мир. Поэтому особенно важно начинать воспитание эмоционально – целостного отношения ребенка к традиционной культуре своего народа и ее освоения с малых лет. Имея богатейшие народные традиции в проведении календарных праздников, в том числе праздника Масленицы, в котором переплелись народные и православные корни, мы отходим от этих традиций, тем самым лишаем возможности детей прикоснуться к духовно-нравственным основам, к лучшим образцам устного и музыкального народного творчества.

          В 2009 году приказом министерства образования и науки РФ утверждены «Федеральные государственные требования к  структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования». Впервые в истории российского образования ФГТ являются документом, который на федеральном уровне определяет, какой должна быть программа дошкольного учреждения, какие она определяет цели, содержание и как организован образовательный процесс.  С этого времени воспитательный процесс в нашем МБОУ строится с учетом данных требований.        

        Одной из задач образовательной области «Социализация» является «воспитывать у ребенка чувства гордости за страну, в которой он живет». Современная социокультурная ситуация также выдвигает на первый план требование признания социальной значимости народной культуры, которая является источником духовности каждого человека. Т.е. приобщение детей к русской национальной культуре является актуальной проблемой современного дошкольного образования.

        Приобщение подрастающего поколения к традициям народных праздников - это приобщение к культурным ценностям и достижениям народа, воспитание духовности, национальной самобытности, восприятия красоты и гармонии. С помощью праздников осуществлялась связь поколений, укреплялись межличностные взаимоотношения в группах людей, восполнялся дефицит общения, удовлетворялись эмоциональные и психологические потребности людей. Образный поэтический язык обрядности являлся одним из средств исконно народной педагогики, этики и эстетики, с помощью которых всегда просто, мудро и ненавязчиво от поколения к поколению передавались всем понятные истины, нормы человеческого общения. И в настоящее время народные обрядовые праздники не потеряли своего значения.

 


2.Актуальность проекта:

            Россия богата своими традициями, обычаями, народными праздниками. Одним из таких праздников является большое народное гулянье в конце зимы «Масленица». На нем всегда находятся желающие силой потягаться, удаль свою показать, вкусными блинами угоститься да песни попеть. Масленица один из самых радостных и светлых праздников на Руси. Знакомство с традицией проведения этого праздника по программе «Приобщение детей дошкольного возраста к истокам русской культуры», но непосредственное участие в празднике оставляет более полное и глубокое представления о нем, поэтому возникла потребность силами ребят провести праздник. Масленица - это озорное и веселое прощание с зимой и встреча весны, несущей оживление природе и солнечное тепло. Люди испокон века воспринимали весну, как начало новой жизни и почитали Солнце, дающее жизнь и силы всему живому. В честь Солнца сначала пекли пресные лепешки, а когда научились приготовлять кислое тесто, стали печь блины. Наши предки верили, что вместе с круглым, румяным блином, так похожим на солнце, они съедают частичку его тепла и могущества. А еще Масленица – это чучело из соломы, наряженное в женскую одежду. В течение недели вокруг чучела происходит праздничное веселье, а в последний день Масленицы чучело сжигается, символизируя приход весны.
      Данный проект позволит детям познакомиться с возникновением праздника, старинными обрядами и традициями. Русская и чувашская культуры за века тесно переплелись и взаимно обогатились. Особенностью воспитания любви к своей многонациональной Родине заключается в воспитании интереса к культуре, традициям и обычаям, развитее способности понимания красоты и многообразия народного творчества.
         В настоящее время актуальным направлением воспитания является формирование у ребенка начал национального самосознания, интереса к национальной культуре и традициям посредством обращения к историческим корням и национальным истокам чувашского народа.

 


 

3.Цели проекта:

1.Создать предметно – развивающую среду для организации проекта;
2.Сформировать знания детей  о народным праздником Масленица, форму его проведения;
3.Организовать праздник Масленица;
4.Воспитание любви к своей Родине.

3.1.Задачи проекта:

1.Обеспечить условия для создания у детей положительных эмоций  и реализации творческих способностей в проведении праздников и развлечений.
2.Учить бережно относится  к народным традициям и обычаям.
3.Возрождение интереса к обрядовым русским и чувашским праздникам;
4.Воспитание патриотизма, основанного на русских традициях;
5.Обогатить духовный мир;
6.Провести праздник, через эмоциональное сопереживание и участие в игре-действии, приобщить всех участников к традиции проведения народного праздника Масленицы;
7.Формирование у детей начал национального самосознания.
 

 


 

3.2.Ожидаемый результат:

1. Приобщение детей к традиции проведения народного праздника – Масленицы через сопереживание и непосредственное участие их в общем действии.
2.Создание атмосферы радости приобщения к традиционному народному празднику.
3.Повышение познавательного интереса к родной истории.

Для воспитателей: 

  1. работа по сбору информации об истории праздника, ее обработке и поиску недостающей.
  2. выбор формы реализации проекта.
  3. помощь в написании сценария по воплощению проекта.
  4. организация выставки детских рисунков;
  5. изготовление фотоальбома «Масленичная неделя»;
  6. организовать катание на лошадях;
  7. организовать праздник  для детей и родителей по данной теме. 
  8. помощь в подборе музыкального сопровождения.
  9. разучивание песен, пословиц, считалок для выступления во время праздника.
  10. организация места проведения праздника.
  11. проведение инструктажа по технике безопасности.
  12. выставка газет родителей «Блинный пир на весь мир» 

Для детей:

       -познакомить с произведениями художественной литературы о празднике Масленицы;
-участие детей в организации выставки рисунков;
-умение самостоятельно анализировать результаты наблюдений и делать выводы;
-иметь представление о значении праздника в жизни человека;
-участие детей в развлечениях, организованных воспитателем.

Для родителей:

       -участие родителей в изготовлении  атрибутов для развлечений;
-организовать в родительском уголке выставку рисунков,
-фотовыставку  «Масленичная неделя»;
-показ презентации «Масленица».

 


 

4.Аннотация проекта:

        Цель данного проекта — создание системы работы в коллективе группы ДОУ обеспечении условий для поддержки и развития традиций Родной страны.
         Данный проект направлен на педагогов, детей и  родителей.
       Эта работа будет осуществляться через направление «Художественно -  эстетическое развитие» детей дошкольного возраста , в процессе разных форм работы, направленных на расширение потенциала творческих и интеллектуальных способностей детей через активизацию детской жизнедеятельности.
        Основной целью инновационной деятельности педагогов должно стать создание и поддержание в ДОУ развивающей образовательной среды
        Проект будет реализовываться через обучение педагогов, просветительскую работу с родителями, создание предметно-пространственной среды в соответствии с требованиями метода проектов.
        Проект рассчитан на одну неделю, включает в себя несколько этапов реализации (подготовительно –проектировочный, практический, обобщающее результативный).
         Всего в проекте будет включено  педагоги группы, детей старшего дошкольного возраста, родители воспитанников.

4.1. В соответствии с ФГТ проект опирается на научные принципы ее построения:
1. принципу развивающего образования, целью которого является развитие ребенка;
2. сочетание принципа научной обоснованности и практической применимости;
3. единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач процесса образования детей дошкольного возраста, в процессе реализации которых формируются такие знания, умения и навыки, которые имеют непосредственное отношение к развитию детей дошкольного возраста;
4. принципа интеграции образовательных областей (физическая культура, здоровье, безопасность, социализация, труд, познание, коммуникация, чтение художественной литературы, художественное творчество, музыка);
5. решение программных образовательных задач в совместной деятельности взрослого и детей и самостоятельной деятельности детей не только в рамках непосредственно образовательной деятельности (на занятиях, но и при проведении режимных моментов в соответствии со спецификой дошкольного образования;
Для работы в проекте привлекаются  - воспитатели группы, воспитанники, родители детей, музыкальный руководитель, инструктор по физической культуре, специалист по художественному творчеству.

 

5. Этапы реализация проекта программы

Реализация проекта рассчитывается на одну неделю.

 1. Подготовительно – проектировочный этап.

1. Создание технической базы (оборудование, костюмы, оформление места    проведения праздника).
2. Составление перспективного плана, разработка конспектов и сценариев  мероприятий.
3. Провести начальный опрос детей.
5. Изучение методической литературы.
6. Проведение инструктажа по технике безопасности.
 

2. Практический этап:

  1. Коммуникативная деятельность
  2. Восприятие художественной литературы
  3. Музыкально-художественная деятельность
  4. Восприятие произведений изобразительного искусства
  5. Познавательно-исследовательская и продуктивная деятельность
  6. Продуктивная и восприятие произведений изобразительного искусства
  7. Развитие двигательной деятельности
  8. Игровая и познавательная деятельность
  9. Работа с родителями

3) Обобщающе - результативный этап:

1.Презентационный,
2.Обобщение результатов работы на педсовете, анализ, закрепление,
3.Оценка результатов проекта,
4.Проведение повторного опроса и подведение итога опроса.

 


 

6. План мероприятий.

Вид деятельности

Формы работы

Цель

1 этап

- Создание технической базы (оборудование, костюмы, оформление места проведения праздника).
- Беседа на тему «Что за праздник, Масленица?»
- Составление перспективного плана, разработка конспектов и сценариев  мероприятий.
- Провести начальный опрос детей.

Цель: Познакомить ребят с русским народным праздником – Масленицей, традициями, обычаями, самобытной культурой. Развивать у детей коммуникативные качества, совершенствовать речь, расширять кругозор детей.

2 этап

Коммуникативная деятельность

 

Беседа «Как отмечать Масленицу»

.

 

Цель: Дать представление о традиционном празднике, народных посиделках, чаепитиях с песнями, хороводами, народными играми, национальными кушаньями. Обогащение знаний и представлений о национальной культуре

Музыкально-художественная деятельность

 

Слушание русских народных песен

 

Цель: Закреплять умение чувствовать музыку, ее изобразительность, передавать характер музыки в движениях и игре. Продолжать учить инсценировать знакомые песенки. Воспитывать любовь и интерес к народному творчеству.

Восприятие художественной литературы

Заучивание поговорок про масленицу, стихотворения «Масленица», разучивание масленичных закличек

 

Цель: Познакомить детей с художественным творчеством. Дать представление о русской тройке, праздновании Масленицы на Руси. Развивать творческое начало, воображение, эстетическое восприятие, активизировать словарь

Восприятие произведений изобразительного искусства

Рассматривание картин Кустодиева «Масленица», Соловьёва “Тройка”

Познавательно исследовательская и продуктивная деятельность




Продуктивная и восприятие произведений изобразительного искусства

Изготовление из соломы чучела Масленицы






Рассматривание картин Кустодиева «Масленица», Соловьёва “Тройка”

 

Цель: Познакомить детей с особенностями изготовления чучела из соломы. Развивать мышление, общую и мелкую моторику. Воспитывать заинтересованность к отображению своих представлений.

Цель: Познакомить детей с художественным творчеством. Дать представление о русской тройке, праздновании Масленицы на Руси. Развивать творческое начало, воображение, эстетическое восприятие, активизировать словарь

Рисование «Масленица»

 

Цель: Развивать у детей самостоятельность, активность при выборе листа бумаги, способов изображения; совершенствовать технику рисования цветными карандашами; обогащать знания детей о народном празднике.

Лепка «Ой, блины»

Цель: Развивать художественно-творческие способности.

Изготовление праздничной скатерти

 

Цель: Развивать творчество, воображение, эстетическое восприятие. Учить чередовать элементы по цвету. Формировать умение по образцу собирать из частей целое. Доставить удовольствие от совместной творческой деятельности с взрослыми и сверстниками.

 

Развитие двигательной деятельности

 

Катание на санках

Физкультурный досуг «Широкая Масленица».

 

Цель: Упражнять детей в различных видах бега, прыжках на обеих ногах, совершенствовать умение исполнять движения по сигналу, развивать координацию движений, ловкость, память. Воспитывать внимание, любовь к спорту. Развивать умение ориентироваться в пространстве.

    

 

Игровая и познавательная деятельность

 

Подвижные и хороводные игры

 

Цель: Развивать двигательную активность, точность движений, чувство ритма. Дать почувствовать радость от совместных действий со сверстниками. Дать детям представления о русских народных играх – забавах.

Развлечение на улице «Масленица загорела, всему миру надоела»

Цель: Приобщать к истокам народных традиций. Пробудить интерес и приобщить детей к российской культуре. Углубить представления детей о народных традициях.

Работа с родителями

 

Выставка газет родителей «Блинный пир на весь мир»

Выпечка блинов, чаепитие «Блин не клин, живота не расколет».

 

Цель: Воспитание уважительного отношения к народным традициям. Дать представление о русской тройке. Воспитывать познавательный интерес к природе.

3 этап

Презентационный, обобщение результатов работы на педсовете, анализ, закрепление, оценка результатов проекта, проведение повторного опроса и подведение итога опроса.

 

 


 

7. Нормативно – правовое обеспечение реализации проекта:

1) Закон РФ «Об образовании»;
2) Приказ Минобрнауки России от 23.11.2009 № 655 «Об утверждении и введение в действие федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования»;
3) Устав ДОУ.
4) СанПиНы 2.4.1.2660-10
5) Концепция непрерывного образования (дошкольное и начальное звено).

8. Риск и пути преодоления рисков.

        Имея богатейшие народные традиции в проведении календарных праздников, в том числе праздника Масленицы, в котором переплелись народные и православные корни, мы последние десятилетия отходили от этих традиций, тем самым лишали возможности детей прикоснуться к духовно-нравственным основам, к лучшим образцам устного и музыкального народного творчества.
        Мы разработали этот проект с целью приобщения детей к национальной культуре через организацию праздника Масленица.
       В нашем детском саду тематическая неделя начинается с беседы с детьми об этом обрядовом празднике, рассматривания и чтения произведений художественной литературы. Рисование картин празднования Масленицы, составление выставок с рисунками детей. Привлечение родителей к изготовлению костюмов, организации выставки газет «Блинный пир на весь мир», подготовка чаепития «Блин не клин, живота не расколет».
        Далее планируется различный игровой и музыкальный репертуар из текущей работы. При разработке сценария народного праздника особое внимание выделяется подбору словесно-музыкальных, драматических, игровых и хореографических произведений обрядово-календарного фольклора. Произведения соответствуют содержанию праздника, высокохудожественные, интересные и доступные для ребят.
       
8.1.Критерии оценивания проекта .

        Анализируя результаты проекта, мы увидели, что дети с большим интересом включаются в различные виды деятельности, проявляют чувство ответственности за себя и других.
       Реализуя проект, мы ставили перед собой цель - сделать жизнь своих воспитанников интересной и содержательной, наполнить её яркими впечатлениями, интересными делами, радостью творчества.
       Мы думаем, что нам это удалось.



9. Выводы.

          Особое место в нашем  проекте отведено народным играм, дети с удовольствием по многу раз обращаются к знакомым играм, игровым сюжетам. Наверное, поэтому они с радостью откликаются на предложения взрослых поиграть, предвкушая радость развлечения и не догадываясь, что на самом деле они будут … учиться.  Нами были проведены такие подвижные игр такие как «Горелки», «Звонарь», «Заря», «Анюта»; хороводные игры «А я по лугу гуляла», «Заинька, попляши»; игры-эстафеты «Перетягивание каната», «Петушиный бой», Кто быстрее на метле».

 С помощью родителей были изготовлены атрибуты для развлечений, костюмы; организованы выставки, катание на лошадях. В родительском уголке были организованы выставки: выставка рисунков «Масленица», фотовыставка «Масленичная неделя».

  В свою работу мы включили разнообразную деятельность с литературными произведениями: дети их слушают, инсценируют, разыгрывают сказки, стихотворения.

  Большое значение в воспитании детей имеет взаимодействие детского сада и родителей, поэтому нами были проведены развлечения с участием родителей такие, как «Широкая Масленица», «Масленица загорела, всему миру надоела», так же проведена презентация проекта «Масленица».

При работе над проектом, у детей произошли  позитивные изменения в отношении к народным играм и обрядам.  Дети стали более эмоционально восприимчивы к народным  традициям, играм и обрядовым праздникам.    

  Полученные данные свидетельствуют, что в итоге реализации педагогического проекта уровень интереса к традиционным народным праздникам у детей значительно возрос. У них значительно повысился интерес к традиции проведения народного праздника – Масленицы через сопереживание и непосредственное участие их в общем действии.
         Внедрение проекта в воспитательно-образовательный процесс помогло обогатить его содержание. Обеспечило развитие у детей любознательности, стремление изучить традиции родной страны.. Дети ближе с традициями родной страны. Работа по проекту помогла развить у них кругозор, эстетическую восприимчивость. Сделанная нами подборка игр на развитие двигательных способностей, разучивание с детьми народных песен, масленичных закличек дали возможность развивать чёткую выразительную речь, мимику, движения.
    Дети получили возможность почувствовать себя свободными, раскрепощенными, обрели уверенность в себе, в своих силах, в умении мыслить, фантазировать.

10. Литература
1. Н.Е.Веракса, Т.С.Комарова, М.А.Васильева «Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы». Москва Мозаика-синтез 2010

2.И.В.Романова «Технология проектирования образовательной деятельности» 2011г.

3.Капица Ф. С. Славянские традиционные верования, праздники и ритуалы: Справочник.- 2-е изд.-М.: Флинта: Наука,2001.

4.Науменко Г. М. Народные праздники, обряды и времена года в песнях и сказках: Сборник фольклорных материалов.-М.:ЗАО Изд-во Центрполиграф,  2001.

5.Панфилов В.В. По старому русскому обычаю: Сборник обрядовых представлений и праздников.- М.:РИГ,1997.

6.Пензулаева Л. И. Подвижные игры и игровые упражнения для детей 5 – 7 лет – Пособие для педагогов дошкольных учреждений.  М., Владос, 2001 г

7.Лысова В.Я., Яковлева Т.С. Спортивные праздники и развлечения для дошкольников. Старший дошкольный возраст. М.: Аркти, 2000.

8.Харченко Т.Е. Физкультурные праздники в детском саду. Сценарии спортивных праздников и развлечений: Пособие для педагогов ДОУ. – СПб.: « Детство – Пресс», 2009


 

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект деятельности старшего воспитателя по теме «Работа ДОУ по методу проектов».

Вид проекта: образовательный, информационный,средней продолжительности. Проблема: низкий уровень проектной культуры, проявляющийся в неумении педагогов ДОУ работать по методу проектов....

Методическая разработка (Современная образовательная технология: проект) Познавательно-исследовательский проект в старшей группе «Город, в котором я живу»

Цель проекта - развитие познавательной активности детей, повышение интереса к истории и культуре нашего города, формирование чувства патриотизма; формирование интереса к коллективной, игровой, п...

Проект в старшей группе «Моя родословная» Срок проекта: с 01.10.2019г-31.10.2019г.Участники проекта: дети 25, родители 10, 2 воспитателя.

Проект в старшей группе «Моя родословная» Срок проекта: с 01.10.2019г-31.10.2019г.Участники проекта: дети 25, родители 10, 2 воспитателя....

Проект для детей старшего дошкольного возраста «Культура питания» ПРОЕКТ В СТАРШЕЙ ГРУППЕ «Паровозик» «Культура питания»

Актуальность проекта обусловлена возросшим интересом к возрождению культуры поведения за столом, обучению правилам хорошего тона детей старшего дошкольного возраста.Проблема: В ходе наб...

педагогический проект в старшей группе"Книга - лучший друг" проект (старшая группа)

Во всём мире интерес к традиционной книге постепенно угасает. Печатные издания к сожалению отходят на второй план, уступая место разнообразным устройствам: телевизорам и компьютерам.Не отрицая значени...

Долгосрочный проект для старшей логопедической группы «Осенний калейдоскоп» проект по окружающему миру (старшая группа)

Дети старшего дошкольного возраста не имеют навыка самостоятельного получения, переработки и упорядочивания информации....