Конспект НОД по хореографии " Всё о русском народном танце"
план-конспект занятия (старшая группа) на тему
Конспект открытого занятия по хореографии " Всё о русском народном танце" посвящённый международному дню танца 29 апреля. Проводилось лля педагогов и родителей в МБДОУ № 3 города Тулы. Использовались презентации видео, где в качестве персонажа приходила Маша, из мультфильма " Маша и медведь". Проводилась 2-х месячная подготовительная работа, совместно с воспитателем старшей группы № 10. Дети узнали историю возникновения русского танца, просмотрели видео русских народных хороводов и танцев.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 25.23 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект интегрированной образовательной деятельности
по хореографии.
Тема:
«Всё о русском народном танце»!
Цель:
Приобщение детей к русскому народному танцевальному искусству.
Выявление, раскрытие и развитие танцевальных способностей воспитанников, эстетическое развитие личности дошкольника средствами танцевально-игровой деятельности.
Задачи:
1.Образовательные:
- Обучить детей танцевальным движениям.
-Формировать умение слушать музыку, понимать ее настроение, характер, передавать их танцевальными движениями.
-Формировать пластику, культуру движения, их выразительность.
-Координация движений и ориентирование в пространстве.
2. Воспитательные:
-Развить у детей активность и самостоятельность, коммуникативные способности.
- Формировать общую культуру личности ребенка, способность ориентироваться в современном обществе.
-Формировать нравственно-эстетические отношения между детьми и взрослыми.
-Создание атмосферы радости детского творчества в сотрудничестве.
-Воспитывать любовь к русскому танцевальному искусству.
3.Развивающие:
- Развивать творческие способности детей.
- Развить музыкальный слух и чувство ритма.
- Развить воображение, фантазию.
4.Оздоровительные:
- укрепление здоровья детей.
-способствовать развитию осанки, мышечного корсета.
-постановка рук, ног и головы.
Рабочая программа “Радуга движений” направлена на расширение кругозора детей в области народно-сценической танцевальной культуры.
Интеграция образовательных областей:
"Здоровье", "Физическая культура"," Музыка", " Социализация", "Коммуникация".
Предполагаемый результат:
1. Сохранение и укрепление здоровья ребёнка.
2. Формирование потребности в двигательной активности детей.
3.Развитие внимания, собранности, зрительного восприятия, трудолюбия, ответственности.
4. Развитие логики, пространственного мышления, а также: памяти целеустремленности.
5.Развитие творческого потенциала ребенка.
6. Обучение практическим и теоретическим навыкам хореографии- знание жанрового разнообразия, умение отличать жанры, умение показать и рассказать о хороводе, пляске, русском игровом танце.
7. Раскрепощение стеснительных детей и помощь в адаптации конфликтных и некоммуникабельных детей.
8. Формирование общей культуры и художественно - эстетического вкуса детей.
9. Проявление интереса к познанию народно-сценической хореографии.10. Повышение активности родителей в укреплении здоровья и физического совершенства детей.
Дети входят в зал и располагаются врассыпную.
Педагог:
Ребята, сегодня у нас необычное занятие, сегодня праздник:
« Международный день танца»!
Мы все родились и живём в России. Сегодня я предлагаю поговорить о русском народном танце.
Педагог: -К нам в гости пришла Маша, из мультфильма «Маша и медведь».
Видео Маши:-« Какое добренькое утро». « Зовите меня просто Маша».
Педагог: -Здравствуй Маша . Наши дети поздороваются с тобой и с гостями русским поклоном.
Мы говорим жестам: « От всей души большое спасибо»! ( Дети выполняют русский поклон).
Педагог: -Маша, а ты умеешь танцевать?
Видео: Маша танцует современный танец.
Педагог: -Да не так, русский народный танец, знаешь?
Видео Маши:- Машет головой « нет», разводит руки в стороны.
Педогог: Я предлагаю рассказать и показать Маше всё, что мы знаем о русском народном танце.
-Скажите дети, когда люди танцуют?
Ребёнок:- Когда весело! В праздник!
Педагог:- Правильно, сейчас мы танцует на сцене или в музыкальном зале во время праздников. А в старину люди выходили на поляну лесную или за околицу в селе, запевали песни, играли, водили хороводы.
Кто скажет, что такое – хоровод?
Ребёнок:- Это танец в кругу!
Педагог:- Да, именно в кругу водили первые хороводы. Воспевали круглое солнце, теплое и ласковое. Без солнца нет радости, нет урожая. Землю кормилицу воспевали в песнях, прославляли красоту русской природы. Сначала только кругами водили хороводы, их могло быть много, взрослые и дети, молодые и пожилые вставали в хоровод. Позже хороводы стали исполнять на сцене- узорные, кружевные.
Посмотрите на экран, как красиво исполняют артисты Академического ансамбля танца " Берёзка" - " Весенний хоровод".
Видео презентация орнаментального хоровода.
Этот хоровод рассказывает нам о том, как просыпается русская природа весной, будто реченька течёт извилистыми протоками, как стройные берёзки танцуют, когда мимо них проходишь в рощице, как облака плывут над землёй русской. Художник изображает картины кистью и красками, поэт воспевает красоту в стихах, а танцующие люди своими движениями под музыку. Музыка в хороводе плавная, неторопливая, задушевная, лиричная – вот и хоровод получается нежным, изящным. Незаметно как меняются рисунки хоровода. Как ниточка за иголочкой тянется рисунок, как лебёдушки по воде плывут девушки, будто ноги пола не касаются. Можно представить себе сказку о том, как кружевница за работой плетёт свои кружева, или вышивку искусную на полотне, или резьбу по дереву.
Да богата талантами земля русская. Наши дети знают многие рисунки этого хоровода.
Дети: - Называют рисунки хоровода.
Педагог:- Кто может сказать, как называется хоровод, в котором рисунки плавно сменяют друг друга?
Дети:- фигурный или орнаментальный!
Педагог: -Правильно, молодцы. Каждый хоровод свою историю может рассказать.
Педагог:- А давайте поиграем, покажем Маше, как хорошо мы знаем рисунки хоровода .
Дидактическая игра: « Рисунки хоровода»!
(использование карточек или мнемосхемы)
(Дети выбирают из предложенных им карточек знакомые и называют рисунки –« круг, шеренга, колонна, улитка, ручеёк, полкруга, змейка, два круга»).
Педагог:- А какой орнаментальный хоровод вы знаете?
Дети:- « Во поле берёзка стояла».
Педагог: - Скажите дети, чтобы получился красивый
орнаментальный хоровод, какие правила надо знать?
Дети:- Смотреть в затылок, не отпускать руки, прятаться друг за другом, знать порядок и название рисунков.
Педагог: Молодцы! Давайте покажем Маше наш орнаментальный хоровод!
Исполняется орнаментальный хоровод "Во поле берёза стояла".
Педагог:
- Дети, а как называется хоровод, в котором можно соединить игру и песню и танец?
Дети: Игровой хоровод.
Педагог:- А почему игровой?
Ребёнок:- Потому, что можно петь и танцевать, играть и
рассказывать историю в движениях.
Педагог: Правильно, молодцы! Посмотрите, как исполняют дети игровой хоровод " Вейся капустка".
Видео игровых хороводов.
Игровой хоровод это первый из всех видов танца. Конечно, он неразрывно связан с песней русской. В каждом городе или селе свои песни пели, придумывали движения к словам, всегда разные интересные, красочные. В круг могли входить солисты, по одному и парами.
Участники хоровода пели и приплясывали, изображали, как они трудятся, как отдыхают, как собираются на свадьбу, как бы разыгрывали небольшие спектакли.
Игровой хоровод, более подвижный, игривый, весёлый. Темп его не такой плавный как в орнаментальном хороводе. Часто используются фольклорные движения- движения руками, соскоки, притопывания одной ногой. Каждое движение что-то означает. Например - в хороводе: « А мы просо сеяли» показывают руками как посев зерна идёт. « Вейся капустка» изображают, как растёт и завивается в вилок капуста.
Дети детского сада танцуют фольклорный танец
« Ай, заинька, ай серенький».
Можно и с музыкальными инструментами танцевать, они помогают украсить этот танец – хоровод.
Фото Маши:- Смотрит с интересом.
Педагог: Посмотри, Маша, как наши дети исполнят игровой хоровод « Как у наших у ворот».
Выходите детки на лужок.
Заводите весело кружок.
Будем петь да плясать,
Будем мы весну встречать.
Дети исполняют хоровод « Как у наших у ворот».
Видео Маши: « Поиграй со мной».
Педагог Ой дети. Маша- то, как играть хочет! А вы хотите?
Что же предлагаю поиграть в русскую народную игру "Колпачок".
Проводится русская народная игра: «Колпачок»
Колпачок, колпачок
Тоненькие ножки,
Колпачок, колпачок
Красные сапожки
Мы тебя кормили
Мы тебя поили
На ноги поставили
Танцевать заставили.
Педагог: Скажите дети, чем отличается пляска от хоровода?
Дети: Пляска быстрая, весёлая, задорная!
Педагог: Правильно, молодцы! А какие движения русской пляски вы знаете?
Дети:- « Ковырялочка», « Топотушки», « Припадание», «Каблучное», « Приставные шаги», « Выбрасывание ног на беге»,
«Танцевальный бег», « Ёлочка». Мужские плясовые движения:
« Присядка», « Мячик», « Хлопушка», « Козлик».
Педагог:- Давайте поиграем. Я покажу вам картинки танцевальные, а вы будете находить только те, где изображены народные танцы!
Игра: « Танцевальная угадай-ка».
Педагог: Скажите, а почему вы выбрали именно эти картинки? Как вы определили, что это русский народный танец?
Дети : Они отличаются русским костюмом!
Педагог:
- Правильно. У каждого народа свой национальный костюм. Мы как русские люди должны знать и любить русские танцы, свой костюм, знать свою историю!
Давайте посмотрим видео фрагмент танца: « Калинка».
Видео танца : «Калинка».
Педагог:- Да, русскую пляску не спутаешь ни с какой другой!
Весела и задорна, игрива и скромна. Во всех движениях русского танца удаль да широта, сила и доброта народа видна.
Да и мы знаем красивый русский танец – « Варенька».
Сейчас Маша мы тебе покажем, как наши дети танцуют!
Танец « Варенька» станцуем,
Порезвимся от души!
Инструменты не забудем
Веселей народ пляши!
Исполняется танец " Варенька".
( Фото Маши).
Педагог:
Наряжались девушки в русский сарафан, блузку сами расшивали цветочной вышивкой, на голове веночек или платок одевали, а самый праздничный считался « кокошник».
Он у каждой девушки был, своими руками изготовленный. Да и мальчики не отставали, рубахи с вышивкой одевали, сапоги начищали, картуз на голову. Всё самое нарядное и праздничное для танца русского!
Сегодня и мы сами изготовим русский народный головной убор «Кокошник»! А поможет нам в этом Марина Петровна.
Слово воспитателю старшей группы :
Цель: вызвать у детей интерес к изготовлению русского национального костюма, в том числе кокошника. Инициировать самостоятельный поиск украшений. Развивать чувство формы, цвета и композиции. Подводить к эмоциональной оценке готовых работ.
Материалы, инструменты, оборудование: готовые вырезанные формы кокошников, готовые вырезанные формы цветов, паетки, бусины.
Содержание занятия:
Одним из красивейших женских головных уборов на Руси был кокошник. Этот головной убор был завезён к нам однодворцами, но за сотни лет так переработан на местный манер, что обрёл в конце концов свою форму. В разных сёлах он имел некоторые различия, главным образом по высоте, аксессуарам и украшениям. Шился он из золотого галуна, реже из порчи и украшался цветными узорчатыми лентами, вышивкой разноцветными нитками, жемчугом, бисером, блёстками, цветными пуговками – каменьями, павлиньими перьями и другим декоративным материалом. Кокошник имелся в каждой семье, и носили его только по праздникам. Просмотр презентации «Русский национальный костюм». Воспитатель предлагает украсить кокошник. Дети выбирают материалы, заранее подготовленные воспитателем, и начинают оформлять кокошник по своему желанию.
Изготовление кокошника для Маши.
Педагог:
-Понравилось тебе Маша на нашем празднике!
Маша говорит "Класс показывает большой палец".
Педагог:
Вы знаете, что танцы бывают разные - балет, бальный и современный танец, но русские люди, на любом празднике любят танцевать русскую пляску. И мы должны знать историю русского танца, любить и беречь традиции русского народа!
Мы подарим тебе Маша « Кокошник» изготовленный нашими детьми.
До свидания мы тоже скажем русским праздничным поклоном!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Национальные танцы разных народов мира (армянские народные танцы, турецкие народные танцы, русские народные танцы)
Национальные танцы разных народов мира (армянские народные танцы, турецкие народные танцы, русские народные танцы)...

Образовательный проект по народному танцу " Всё о русском народном танце"
Проект по хореографии разработан и проведён к международному дню танца -29 апреля. Цель проекта приобщение дошкольников к истокам русского танцевального искусства. Проект среднесрочный, тематический, ...
Проек"Приобщение детей к народным традициям через русские народные танцы"
.. Наши дети должны хорошо знать не только историю Российского государства, но и традиции народной культуры, осознавать, понимать и активно участвовать в возрождении национальной культуры; реализовать...

«ЗНАКОМСТВО С РУССКИМ НАРОДНЫМ ТАНЦЕМ» (Конспект доминантного музыкального занятия для старшего дошкольного возраста)
Цель: познакомить детей с русскими народными хороводами и плясками, приобщить детей к русской культуре....

"Основные фигуры русских хороводов и русских народных танцев"
Основные фигуры русских хороводов и русских народных танцев...
Методическая разработка "Русский хоровод как жанр русского народного танца"
История русского хоровода, орнаментные и игровые хороводы, фигуры хороводов....

Интегрированное занятие по хореографии в МБДОУ "Детский сад "Тополек" «По страницам русского народного танца» с использованием интерактивных технологий.
Интегрированное занятие по хореографии в МБДОУ "Детский сад "Тополек"...