"Основные фигуры русских хороводов и русских народных танцев"
план-конспект занятия по музыке
Основные фигуры русских хороводов и русских народных танцев
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
horovody.docx | 352.71 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение города Нефтеюганска «Детский сад №14 «Умка»
Основные фигуры русских хороводов и русских народных танцев
Составила:
Кононова И.И.,
музыкальный руководитель
Русский хоровод
Девочки становятся друг за другом в правом углу зала. Каждая в правой руке держит платочек.
1. Исполняя переменный шаг, девочки движутся по кругу против часовой стрелки. Руки свободно опущены вниз.
2. Останавливаются, поворачиваются лицом к центру круга и начинают сходиться. Сойдясь, взмахивают платочком вверх.
3. Отходят спиной обратно, опуская при этом руку с платочком вниз. Дойдя до своего места, поворачиваются спиной к центру круга и берутся за руки.
. Движутся вправо с припаданием.
5. движутся влево с припаднием.
6. Плавно разъединяют руки и кружатся на месте в правую сторону, левая рука на поясе, правая с платочком поднята вверх.
7. Кружатся в другую сторону, поменяв руки.
8. Идут по кругу переменным шагом, взявшись за руки.
9. Первая девочка ведет за собой хоровод по спирали внутрь круга, делая новый круг, но меньшего диаметра.
10. Продолжая движение. Первая девочка делает в центре круга разворот на 180˚ вправо и начинает выводить хоровод обратно в большой круг.
11. В кругу девочки незаметно разбиваются по парам и становятся лицом друг к другу. Руки с платочками перекрещивают перед собой.
12. Пары кружатся на месте.
13. Снова сходятся в круг, и первая девочка выводит хоровод в линию, лицом к зрителю.
14. Делают низкий поклон.
Русский танец
Движения в русских танцах плавные медленные, нежные и широкие. Самой простой их формой являются хороводы.
Танцам девочек свойственны спокойствие, строгость и грация движений, а иногда игривость и кокетство, движения же мальчиков более задорные, резкие, ритмические четкие.
Положение рук у девочек
Положение 1. Обе руки немного подняты вперед, локти свободны, кисти направлены ладонями вверх.
Положение 2. Руки кулачками упираются в бока.
Положение 3. Левая рука согнута, правая чуть касается щеки.
Положение 4. Руки скрещены на груди, чуть отведены от корпуса. Правая рука находится под левой.
Положение 5. Правая рука поднята вверх, левая упирается кулачком в бок.
Положение рук у мальчиков
Положение 1. Руки спокойно лежат на талии.
Положение 2. Руки широко раскрыты в стороны.
Положение 3. Обе руки, согнуты в локтях, лежат сбоку на талии, локти направлены в стороны.
ОСНОВНЫЕ ФИГУРЫ –
ПОСТРОЕНИЯ РУССКОГО НАРОДНОГО ТАНЦА
1. «Круг».
2. «Восьмерка». Она образуется из фигуры «два круга рядом». Круги движутся в различные стороны. В определенный момент ведущие одновременно разрывают круги, и участники через одного переходят из одного круга в другой, их общее движение образует рисунок, похожий на цифру 8. Круги как бы переливаются один в другой. Руки разрываются только в момент перехода из одного круга в другой. Иногда участники за руки не держаться, а идут в своих кругах в затылок друг другу. Количество участников или пар в каждом круге должно быть одинаковым. «Восьмерку» лучше всего исполнять простым или переменным шагом. Эта самобытная фигура часто исполняется в хороводах и плясках.
3. «Улитка».
4. «Змейка».
5. «Ворота» («воротца», «воротики»). Пары, стоящие в одной линии, образуют ворота, пары, стоящие в другой линии, проходят под воротами. Часто все пары одной линии образуют непрерывные «воротики», другая линия с разъединенными руками проходит по одному под каждые «воротики».
6. «Колонна». Это построение рядами. Каждый ряд может состоять из нескольких человек, но не менее двух. В каждом ряду должно быть одинаковое количество участников, стоящих на небольшом расстоянии друг от друга. Ряды могут состоять как из парней и девушек, так и из одних девушек. Несколько рядов, находящихся на небольшом расстоянии друг от друга, и образуют фигуру «колонна». Ряды стоят в затылок один другому. «Колонна» представляет собой вытянутый прямоугольник, в котором ширина рядов всегда меньше длины «колонны». Чаще всего в этом построении за руки не держаться. Самая маленькая «колонна», где каждый ряд состоит из двух человек, а общее количество рядов – три-четыре. «Колонна» движется чаще всего простым шагом, торжественно.
7. «Улица». Два ряда, две параллельные линии, стоящие на небольшом расстоянии лицом друг к другу, образуя фигуру «улица». Эти две линии сходятся либо одновременно, либо одна линия может стоять, а другая идти на нее, либо одна линия может отступать, другая идти на неё. В одной линии могут стоять парни, в другой – девушки, линии могут быть и смешанными. Чаще всего в этой фигуре участники держаться за руки и движутся простым или шаркающим шагом.
8. «Звездочка». Построение может быть из одних парней. Девушек или пар, четного или нечетного числа участвующих, но не менее трех и более восьми. «Звездочка» соединяется и правыми, и левыми руками. В построении можно двигаться простым, переменным шагами, дробной дорожкой и другими движениями.
9. «Корзиночка» движется различными шагами – или «гармошкой», или «припаданием» в любую сторону. Головы исполнителей в момент движения могут быть повернуты по ходу движения, к своим партнерам или же к центру круга. Руки исполнителей могут находиться не только внутри круга, но и с внешней его стороны, со стороны спины всех его участников.
ТАНЕЦ С ПЛАТОЧКАМИ
Исходное положение: дети стоят лицом друг к другу (боком к зрителям), взгляд обращен к зрителю. Руки на поясе, на среднем пальце правой руки прикреплен платочек.
Выход
1 - 8 такты. Тройной ход с ударом носочка. На нечетные такты исполняется движение «раскрытие руки», на четные – руки закрываются. Тройной ход начинается с правой ноги. Две линии идут навстречу друг другу (схема 1), в итоге получается круг (схема 2). Дети стоят лицом в круг, руки на поясе. В конце 8 такта делают два притопа.
9 – 12 такты. Идут в круг (схема 3). Движение исполняется только правым плечом. Шаг: «раз» - шаг правой ногой, правая рука с платочком взбрасывается наверх, левая рука на поясе; левое плечо и голова отклоняется назад, взгляд направлен на средний палец правой руки; «и» - левая нога приставляется к щиколотке правой с ударом подушечки о пол. «Два» - падаем на левую ногу назад (левая нога присогнута в колене), ступня правой ноги остается на месте, но приподнимается на пятку; рука с платочком начинает опускаться, левая на поясе. «И» - правая нога приподнимается примерно на 20˚ и без стука опускается на пятку; левая рука через низ сгибается в локте; корпус наклоняется (правое плечо к правой ноге). Все движение повторяется 3 раза, шаг исполняется с малым продвижением вперед. 12 такт – 2 шага на полупальцах в центр круга, третий шаг (с правой ноги) – с поворотом через правое плечо из центра. На последнюю долю такта исполняется притоп левой ногой. В итоге получается маленький круг; дети стоят спиной в круг.
13 – 16 такты. Танцующие идут из круга (тройной ход с правой ноги с шаркающим шагом каблука) по указанным направлениям (схема 4а) и выстраиваются в две линии (схема 4 б). Последний такт – два шага и двойной притоп на «и-два».
17 – 20 такты. «Ковырялочка» с тройным притопом, руки на поясе. Повторяется 4 раза. Первая линия исполняет «ковырялочку» с правой ноги, вторая – с левой.
21 – 22 такты. Припадания с продвижением; первая линия – вправо, вторая – влево (схема 5а). У первой линии корпус отклонен влево, правая рука поднята вверх; взгляд направлен на платочек. Вторая линия – то же самое влево. На последнюю долю такта – остановка (схема 5б) и шаркающий шаг (у первой линии левой ногой, у второй – правой).
23 – 24 такты. Линии возвращаются в исходное положение (повторяют движение 21 – 22 такта в обратном направлении, меняя также руки).
25 – 26 такты. Повторяем движения по схеме 5а.
27 – 28 такты. Повторяем движения по схеме 5б.
29 – 32 такты. Повороты в четверках – «звездочки» (схема 6) в указанных направлениях. Руки внутри «звездочки» приопущены; руки снаружи – подняты наверх. Взгляд направлен в центр «звездочки».
3 – 36 такты. То же самое, но со сменой направления (схема 6б). Последний такт – возвращаются в исходное положение (две линии) с двойным притопом.
37 – 40 такты. «Веревочка» в двух линиях с правой ноги.
41 – 44 такты. Перестроение в две шеренги (схемы 7а и 7б). Танцующие идут маленькими шажками на высоких полупальцах; руки на поясе.
45 – 46 такты. Описание движения с правой ноги. Затакт: «и» - правая нога поднимается. «Раз» - упадание на пятку правой ноги, подошва левой ноги на полу; центр тяжести смещается на правую ногу. «И» - правая нога в полуприседании, левая нога согнута в воздухе, носок вытянут. «Два» - правая нога в полуприседании, левая приставляется к правой на всю ступню. «И» - подскок на полупалец правой ноги, правая нога вытянута в колене, левое колено прижато к правому, носок левой ноги вытянут и высоко отведен назад. Второй такт: на каждую восьмую такта – переступания на высоких полупальцах и вытянутых ногах. Носок работающей ноги высоко поднимается назад. Всего 4 переступания (схема 8).
47 – 48 такты. Движение повторяется с другой ноги.
49 – 52 такты. Поворот правым плечом на высоких полупальцах; руки в кулачках на поясе (схема 9а). Перестроение начинается поворотом корпуса (9а); затем танцующий описывает «восьмерку» (схем 9б). В итоге дети в паре меняются местами.
53 – 56 такты. Повторяется движение по схеме 8.
57 – 60 такты. Повторяется перестроение по схемам 9а и 9б. В итоге второго перестроения танцующие должны вернуться к схеме 5а.
61 – 64 такты. «Раз» - шаг правой ногой, правая рука с платочком взбрасывается наверх, левая рука на поясе; левое плечо и голова отклоняются назад, взгляд направлен на средний палец правой руки; «и» - левая нога приставляется к щиколотке правой с ударом подушечки о пол. «Два» - падаем на левую ногу назад (левая нога присогнута в колене), ступня правой ноги остается на месте, но приподнимается на пятку; рука с платочком начинает опускаться, левая на поясе. «И» - правая нога приподнимается примерно на 20˚ и без стука опускается на пятку; рука через низ сгибается в локте; корпус наклоняется (правое плечо к правой ноге). Повторить два раза.
65 – 66 такты. Оборот на месте вокруг себя через правое плечо; руки раскрыты; шаг на высоких полупальцах (на каждую восьмую).
67 – 68 такты. Русский поклон в правую сторону.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Направления работы по ознакомлению дошкольников с русским народным танцем.
Работа, проводимая с детьми в следующих направлениях, как убеждает нас опыт, помогает детям лучше понять характер русского народа, лучше уяснить типические черты образов, запечатленных в р...
Проект "Воспитание патриотических чувств и любви к малой Родине средствами русских народных танцев
В материале представлен проект по развитию патриотических чувств для детей подготовительной группы...
«Обеспечение решения задач социально-личностного развития воспитанников средствами русского народного танца»
Методическая разработка взаимодействия педагога -хореографа и воспитателей подготовительной группы по реализации образовательных областей "Музыка", "Познание"....
Конспект НОД по хореографии " Всё о русском народном танце"
Конспект открытого занятия по хореографии " Всё о русском народном танце" посвящённый международному дню танца 29 апреля. Проводилось лля педагогов и родителей в МБДОУ № 3 города Тулы. Использовались ...
Проек"Приобщение детей к народным традициям через русские народные танцы"
.. Наши дети должны хорошо знать не только историю Российского государства, но и традиции народной культуры, осознавать, понимать и активно участвовать в возрождении национальной культуры; реализовать...
«ЗНАКОМСТВО С РУССКИМ НАРОДНЫМ ТАНЦЕМ» (Конспект доминантного музыкального занятия для старшего дошкольного возраста)
Цель: познакомить детей с русскими народными хороводами и плясками, приобщить детей к русской культуре....
Комплекс утренней гимнастики с элементами русского народного танца.
Эта гимнастика для детей средней группы....