Музыкально-речевой досуг "Старинная карта"
план-конспект занятия (подготовительная группа) на тему

Грачева Наталья Вадимовна

Сценарий досуга для детей подготовительной группы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл muz.rech_.zan_.docx39.86 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Цель:

Стимулирование речевого развития детей старшего дошкольного возраста в процессе совместной музыкально-игровой деятельности.

Задачи:

Закрепить умение сочетать речь и движение;  практические навыки выразительного исполнения песен; правильное звукообразование, чистоту интонации, выразительность движений под музыку

Формировать исполнительские навыки: умение петь самостоятельно, индивидуально и коллективно;  совершенствовать певческий голос и вокально-слуховую координацию;.

Развивать музыкальное восприятие, звуковысотный, ритмический, тембровый, динамический слух, творческую активность в совместной музыкально-игровой деятельности.

Воспитывать устойчивый интерес и эмоциональную отзывчивость к музыке различного характера.

Побуждать детей включаться в совместную со взрослыми игровую деятельность на тему оказание помощи товарищам в выполнении различных заданий.

Методы и приемы руководства деятельностью детей:

1. Постановка целей и мотивация деятельности детей: создание игровой ситуации.

2. Активизации деятельности детей в процессе досуга: создание развивающей среды, сюрпризный момент, появление персонажей.  

3. Организации практической деятельности детей:  исполнение песни, передавая характер и ее настроение; сочетание движений с речью; выполнение движений в соответствии с характером и сменой частей музыки.

4. Поддержания интереса у детей: речевые игры, пальчиковая гимнастика, игры с голосом, пение всей группой,  ситуация выбора, музыкальное сопровождение, чередование видов деятельности.  

5. Оценка и самооценка: поощрение, совместная с педагогом и детьми деятельность, определение качества продуктивной детской деятельности, взаимопомощь детей.

Оборудование:

•Оформление музыкального зала для морского путешествия.

•Бутылка с старинной картой

•Ключ, сундучок с сюрпризом

•Маски обезьян, попугая, муляжи фруктов для музыкальной игры, банан, апельсин, зубная щетка

•Пазлы, камушки - сердечки

ТСО:

•Музыкальный центр

•баян

Виды детской деятельности в процессе досуга:

  • Игровая.
  • Коммуникативная.
  • Познавательная.
  • Музыкально-художественная.

Планируемые результаты: Сформированы исполнительские навыки: чисто интонирует мелодию в песне, игре с голосом, обращая внимание на правильное звукообразование; умеет петь самостоятельно, индивидуально и коллективно; выразительно выполняет движения под музыку в соответствии с 3-х частной формой произведения.

Способен самостоятельно сочетать речь и движение; проявляет творческую активность в совместной музыкально-игровой деятельности; чувствует тембровые и динамические изменения в музыке выражает положительные эмоции (радость, восхищение) к музыке различного характера.

Испытывает потребность включаться в совместную со взрослыми игровую деятельность на тему поиска ключа.

Критерии оценки деятельности детей в процессе досуга:

  1. Ребёнок задаёт вопросы.  
  2. Активно участвует в продуктивной деятельности.
  3. Проявляет самостоятельность.
  4. Обращается за помощью к взрослому и детям и оказывает её своим

    сверстникам.

  1. Сопереживание.

6. Эмоционально реагирует.
7.  Проявляет волевое усилие.

8. Аргументирует самооценку.

Интеграция образовательных областей:


Социально-коммуникативное развитие: практические действия с предметами, умение действовать сообща. Отвечать на вопросы, свободно общаться со взрослыми и сверстниками.

Познавательное развитие: развивать воображение, фантазию и творческую активность в подборе движений в соответствии с характером музыки.

Речевое развитие: исполнение песни;  игра с голосом «Эхо»; речевые игры «Обезьянки», «Сладкоежка»; пальчиковые игры «Дельфин», «Бинокль»;  исполнение ролей обезьянок, попугая.

Художественно-эстетическое развитие: развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного), мира природы.

Физическое развитие: речевые игры с о звучащими жестами; комплекс пальчиковой гимнастики «На море»; музыкальная игра «Найди свой фрукт».

План досуга

1.Вводная часть:                                                          

Создание проблемной ситуации.

Создание мотива для деятельности детей.

Определение цели.

Анализ обследование, выводы.

2. Основная часть:

Поиск сундучка.

Активное слушание «Море»

Речевая игра со звучащими жестами «Обезьянки»

Комплекс пальчиковой гимнастики « На море»

Музыкальная игра с голосом «Эхо»

Музыкальная игра «Найди свой фрукт»

Песня «Мир похож на цветной луг»

Речевая игра «Сладкоежка»

3.Заключительная часть:

Оценка деятельности детей и самооценка.

Закрепление знаний о музыке.

Подведение итогов досуга.

Длительность досуга     -   30 мин.

5 мин

20 мин

5 мин.

Ход досуга

Музыкальный руководитель заходит в группу с пробкой в руках. Сообщает, что нашла ее возле двери. Спрашивает от какого предмета она может быть. Предлагает поискать этот предмет. Дети находят старую, всю в ракушках бутылку.

Музыкальный руководитель. Какая интересная бутылка. Как будто она попала к нам прямо из моря. Даже ракушки к ней прилипли. (Трясет бутылку.) В ней что-то есть. Сейчас откроем и увидим.

Открывает бутылку, достает свернутую трубочкой карту.

Музыкальный руководитель. Что это, ребята? Это же старинная карта. Давайте ее хорошенько рассмотрим. Как вы думаете, что на ней изображено?

Ответы детей.

- Все понятно. Здесь изображены разные острова. Один по форме похож на банан; другой – оранжевый, как апельсин. А на этом острове с огромной горой нарисован ключ. Что им можно открыть? Ребята, может быть в нашем музыкальном зале есть предмет, который можно открыть таким ключом? Давайте туда отправимся и поищем.

Дети самостоятельно все осматривают и находят в углу сундук с замком.

Музыкальный руководитель. Молодцы! Предлагаю отправиться в путешествие согласно этой карте. На чем же мы отправимся в путь?

Дети. На корабле!

Музыкальный руководитель. А вы сами  сможете его построить?

Дети под веселую музыку строят корабль, воспитатель  помогает им.

Музыкальный руководитель. Наш корабль готов! Море бывает разное – то приветливое, спокойное, то вдруг налетает страшный ураган и вздымает огромные волны.

Активное слушание «Море»

Под тихую музыку «Море» Н. Римского-Корсакова дети плавно качают руками и произносят «Ш-ш-ш», а под музыку «Шторм» в исполнении В. Мэй раскачивают всем телом и гудят.

Музыкальный руководитель. Вот и первый остров. На карте он обозначен как Остров Обезьян.

Выбегают мартышки

1 – я Мартышка.   Мы – мартышки, две сестрички.

                                Я – Чи-чи

2 – я Мартышка    А я- Ча-ча

1 – я Мартышка    Любим мы играть в ловишки

2 – я Мартышка    Бегать, прыгать и плясать

1 – я Мартышка    Ну- ка, стройся по порядку

2 – я Мартышка    На мартышкину зарядку!

Речевая игра со звучащими жестами «Обезьянки»

Чи-чи-чи! Чи-чи-чи!             Хлопки

Обезьяна на печи.                Шлепки по коленям

Чи-чи-чи! Чи-чи-чи!            Хлопки

Грызет с маком калачи.       Щелчки пальцами

Чу-чу-чу! Чу-чу-чу!             Хлопки

Поиграть я с ней хочу.         Притопы

Чу-чу-чу! Чу-чу-чу!             Хлопки

Я смеюсь и хохочу!             Дети весело смеются.

Музыкальный руководитель. Мартышки, вы не подскажете нам, как найти ключ от старого сундука?

1 – я Мартышка. Нет! Но мы можем вам подарить сладкий банан. Может быть, он вам пригодится. А, может, еще поиграем? С вами так весело!

Музыкальный руководитель. Спасибо. Но нам пора в путь. До свидания, мартышки!

Музыкальный руководитель. Скорее на наш корабль! Чтобы нам не было скучно в пути, поиграем с пальчиками.

Комплекс пальчиковой гимнастики « На море»

(стихи И. Арсеневского)

Дельфин

Дети соединяют руки, изображая дельфина, делают волнообразные движения

Если в море с курса сбился,

Если ветер разозлился,

Ты моряком отважным будь –

Дельфин укажет верный путь!

Бинокль

Пальцами рук делают «очки» вокруг глаз

Все, что очень далеко,

Все, что очень высоко,

Что не видишь ты порой,

Вижу я в бинокль свой!

Музыкальный руководитель.

Нет покоя парусам:

Нас качает по волнам.

Ветер дует все сильней-

Правим к берегу скорей!

Мы попали на Оранжевый остров!

Оранжевая песенка

(сл. А. Арканова, муз. К. Певзнера)

Музыкальный руководитель. Кто же может жить на таком  ярком острове?

Голос из- за ширмы. Ве-ве-ве!

Музыкальный руководитель. Ребята, кто говорит?

Голос из-за ширмы. Рит-рит-рит!

Музыкальный руководитель. Кто повторяет за мной?

Голос из-за ширмы. Ой-ой-ой!

Музыкальный руководитель. Похоже на эхо. Ребята , а давайте с ним поиграем.

Музыкальная игра с голосом «Эхо»

Выбегает пестро одетый  Попугай

Попугай.  Я не эхо!

                   Я веселый, я задорный

                   Разноцветный попугай!

                   Эй, народ, скорей вставай,

                   В игру со мною поиграй!

Музыкальная игра «Найди свой фрукт»

Попугай. Вы такие молодцы! А куда путь-то держите? (Ответы детей)

Музыкальный руководитель. Мы нашли старинную карту и ищем остров, где находится ключ от старого сундука.

Попугай. Слышал я про такой ключик. Его хранит сердитый Сладкоежка. Все его боятся. Вот вам самый спелый апельсин. Может быть, он вам пригодится.

Музыкальный руководитель.  Благодарим тебя, попугай. А мы дарим тебе сладкий банан с острова Обезьян. Пора в путь, ребята! До свидания, Оранжевый остров! А, чтобы быстрее добраться, мы споем веселую песню!

Песня «Мир похож на цветной луг»

Музыкальный руководитель. Похоже, мы попали на следующий остров.

В зал вбегает Сладкоежка

Сладкоежка. Кто пожаловал на мой остров? Я ни кого не звал! Уходите!

Музыкальный руководитель. Кто ты? Почему так кричишь?

Сладкоежка. Я – великий и ужасный Сладкоежка!

Музыкальный руководитель. Почему тебя зовут Сладкоежка?

Сладкоежка. Потому что я ем только одни шоколадки и конфетки.

Музыкальный руководитель. А почему великий и ужасный?

Сладкоежка. Потому что я в этой шоколадной стране уже почти все съел.

Музыкальный руководитель. Ай-ай-ай, Сладкоежка, ты такой сердитый! Ребята, как же нам его развеселить?(Ответы детей)Конечно, с ним нужно поиграть.

Сладкоежка. Поиграть? С удовольствием! Я знаю такую вкусную игру!

Речевая игра «Сладкоежка»

Дети стоят в кругу, в центре – Сладкоежка. Он бросает мяч по очереди каждому ребенку.  Игра проводится по типу «Съедобное- несъедобное». Если слово обозначает съедобное – ребенок ловит мяч и говорит «Ням!», а если несъедобное – отталкивает мяч.

Сладкоежка. Начинаю развлеченье

Я принес вам угощенье:

Вот тебе – пирожное,

А тебе – мороженое,

Вкусную ватрушку,

Мягкую подушку.

Вот молочный шоколад,

Разноцветный мармелад,

Абрикосовый пирог

И малиновый сапог

Яблоки румяные,

Ложки деревянные,

Круглый апельсин,

Книжный магазин,

Сладкое варенье,

Квадратное печенье.

Звонкий барабан,

Сахарный банан.

А теперь вы не зевайте

И скорее убегайте!

Сладкоежка. (грустно) Я такой сердитый, потому что  у меня всегда болят зубы.

Музыкальный руководитель. Дети, почему у Сладкоежки болят зубы?

Ответы детей

Музыкальный руководитель. Мы поможем тебе, Сладкоежка!

       Унтики-фунтики

     Пять снегирей.

    Щётка зубная,

            Явись к нам скорей!

Музыкальный руководитель. Держи, Сладкоежка, эту щетку чисть зубки каждый день, как это делают наши дети. Да не ешь столько сладкого.

Сладкоежка. А что мне тогда есть?

Музыкальный руководитель. По больше овощей и фруктов. Вот, держи апельсин. Тебе его прислал попугай с Оранжевого острова.

Сладкоежка. Вот так подарок! Я вам сейчас тоже кое-что подарю.

Достает из кармана ключик

- Смотрите, какой блестящий! Правда, я даже не знаю, для чего он.

Музыкальный руководитель. Зато мы с ребятами знаем! Надо быстрее возвращаться. Но мы проделали такой длинный путь, так устали!

Сладкоежка. Я знаю отличное заклинание. Стоит вам закрыть глаза и произнести его, как вы сразу вернетесь в детский сад. Только нужно произнести четко каждое слово, а иначе не получится.

Глазки закрываются, ручки опускаются,

Вправо-влево повернемся,

В детский садик наш вернемся!

Ну, в добрый путь! До свидания, мои маленькие друзья!

Дети прощаются с Сладкоежкой, закрывают глаза, произносят заклинание, «возвращаются» в музыкальный зал.

Дети открывают замок сундука ключом и находят внутри сюрприз.

Самоанализ музыкально – речевого досуга в подготовительной группе на тему «Старинная карта»

           Составляя конспект  досуга,   я опиралась на задачи  Образовательной программы МБДОУ «Детский сад №4 «Ласточка». При планировании досуга были учтены возрастные физиологические способности, индивидуальные возможности, использовала индивидуальный и дифференцированный методы обучения.

Цель:

Стимулирование речевого развития детей старшего дошкольного возраста в процессе совместной музыкально-игровой деятельности.

Задачи:

Закрепить умение сочетать речь и движение;  практические навыки выразительного исполнения песен; правильное звукообразование, чистоту интонации, выразительность движений под музыку

Формировать исполнительские навыки: умение петь самостоятельно, индивидуально и коллективно;  совершенствовать певческий голос и вокально-слуховую координацию;.

Развивать музыкальное восприятие, звуковысотный, ритмический, тембровый, динамический слух, творческую активность в совместной музыкально-игровой деятельности.

Воспитывать устойчивый интерес и эмоциональную отзывчивость к музыке различного характера.

Побуждать детей включаться в совместную со взрослыми игровую деятельность на тему оказание помощи товарищам в выполнении различных заданий.

Гигиенические требования были соблюдены: помещение проветрено, была проведена влажная уборка, внешний вид детей, воспитателя, музыкального руководителя соответствовал требованиям.

Для проведения музыкально-речевого досуга проводилась предварительная работа, которую проводили  я (музыкальный руководитель)  и воспитатель группы:

1Разучивание речевых игр, пальчиковой гимнастики, игры с голосом, песни.

2.Проводилась индивидуальная работа над персонажами обезьян, попугая, Сладкоежки.

3.В музыкальной игре отрабатывалось умение менять движения в соответствии 3-х частной формой музыки, а также ловкость и выдержка Предварительная работа  проводилась в трех блоках педагогического процесса: организованного обучения, совместной деятельности  педагогов  с детьми  в режимных моментах  и индивидуальная работа с детьми.

Весь процесс досуга был построен в увлекательной игровой форме. Дети шли к достижению намеченной цели найти ключ от сундучка, выполняя различные задания. Такая деятельность создала положительный, эмоциональный фон процесса досуга и позволила предотвратить утомляемость детей и перенасыщенность одним видом деятельности.

Для реализации образовательных задач в образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» я использовала

Виды детской деятельности:

  • Игровая.
  • Коммуникативная.
  • Познавательная.
  • Музыкально-художественная

Для получения более высокого результат проводимого досуга были использованы различные материалы:

  • Оформление музыкального зала для морского путешествия.
  • Бутылка с старинной картой
  • Ключ, сундучок с сюрпризом
  • Маски обезьян, попугая, муляжи фруктов для музыкальной игры, банан, апельсин, зубная щетка
  • Пазлы, камушки - сердечки

ТСО:

  • Музыкальный центр
  • баян

В образовательной деятельности использовала следующие методы и приемы:

- словесный (вопросы, пропевание слов под музыку (песенный репертуар);

- игровой (сюрпризный момент – «бутылка со старинной картой», «сундучок» использовался для мотивации, постановки проблемы, что  активизировало их на дальнейшую работу)

- практический (активное слушание «Море»; речевая игра со звучащими жестами «Обезьянки»; комплекс пальчиковой гимнастики « На море»; музыкальная игра с голосом «Эхо»; музыкальная игра «Найди свой фрукт»; исполнение песни «Мир похож на цветной луг»; речевая игра «Сладкоежка)

- наглядный (маски обезьян, попугая; муляжи фруктов; старинная карта, сундучок; оформление музыкального зала для морского путешествия);

Применение технических средств  обучения способствовало  поддержанию внимания и интереса у детей к образовательной деятельности.

Характер образовательной деятельности:  развивающий, обучающий, воспитательный соответствует поставленным задачам.

 Данная структура НОД предполагала взаимное сотрудничество музыкального руководителя, воспитателя и детей и направлено на решение поставленных задач

Оценив  деятельность детей  в образовательной деятельности можно сделать выводы:

Владеют следующими навыками:

Сформированы исполнительские навыки: чисто интонируют мелодию в песне, игре с голосом, обращая внимание на правильное звукообразование; умеют петь самостоятельно, индивидуально и коллективно; выразительно выполнять движения под музыку в соответствии с 3-х частной формой произведения.

Способны самостоятельно сочетать речь и движение; проявляют творческую активность в совместной музыкально-игровой деятельности; чувствуют тембровые и динамические изменения в музыке; выражают положительные эмоции (радость, восхищение) на музыку различного характера.

Испытывают потребность включаться в совместную со взрослыми игровую деятельность на тему поиска ключа.

Совокупность  интегральных компонентов и образовательных областей способствовали  повышению активности детей, качеству освоения знаний, предупреждению усталости.  

Я считаю, что мне удалось добиться поставленных задач. Образовательная деятельность получилась насыщенной, интересной, так как детям всегда нравится путешествовать, выполнять поручения, оказывать помощь, благодаря этому, у них развивается чувство ответственности, повышается самооценка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

МУЗЫКАЛЬНОЕ ЗАНЯТИЕ с использованием музыкально-речевых игр

План музыкального занятия.1.      Игра - приветствие «Здравствуй!» Формировать у детей артикуляцию, динамический слух и коммуникативные навыки.2....

пальчиковые игры ,музыкально - речевые. двигательно - речевые упражнения, как средство развития музыкальности детей.

в работе преследуются задачи по развитию музыкальности, развитию фонематического, интонационного. музыкально - певческого слуха,овладение мимикой лица, телом, развитие дыхания, коммуникабельности. сти...

пальчиковые игры ,музыкально - речевые. двигательно - речевые упражнения, как средство развития музыкальности детей.

в работе преследуются задачи по развитию музыкальности, развитию фонематического, интонационного. музыкально - певческого слуха,овладение мимикой лица, телом, развитие дыхания, коммуникабельности. сти...

пальчиковые игры, музыкально - речевые. двигательно - речевые упражнения как средство развития музыкальности детей.

В работе рассматриваются задачи о развитии фонематического, интонационного и музыкально - певческого слуха, об овладении мимикой лица. тела. развитие дыхания. чувства ритма, коммуникативности, стимули...

"Пальчиковые игры, музыкально-речевые, двигательно - речевые упражнения как средство развития музыкальности детей".

Уже доказано, что развитие руки находится в тесной связи с развитием речи и мышления ребенка. Поэтому работа по развитию мелкой моторики должна начинаться задолго до поступления ребенка в школу....

Консультация для педагогов "ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА РАБОТЫ С МУЗЫКАЛЬНО-РЕЧЕВЫМИ ИГРАМИ"

Речевые игры – важная форма творческой работы с детьми в развитии речи и в певческой деятельности. Артикуляционные упражнения, голосовые и речевые игры способствуют эффективной работе над дикцие...

Консультация для родителей по музыкальному воспитанию в семье: Музыкально – речевые игры- одно из средств развития коммуникативно - речевых умений старших дошкольников.

Консультация для родителей  по музыкальному воспитанию в  семье:Музыкально – речевые игры- одно из средств  развития  коммуникативно - речевых умений старших дошкольников....