Мои наработки
проект (средняя группа) по теме
Проекты, открытая НОД
Скачать:
Предварительный просмотр:
Конспект интегрированного занятия по развитию речи
во второй младшей группе
Тема:
«Яичко не простое, яичко золотое»
Воспитатель:
Несова Анастасия Михайловна
Конспект НОД тема «Яичко не простое, яичко золотое».
Цели: развивать внимание, зрительную память и чувство ритма, познакомить детей с праздником Светлой Пасхи; обычаем красить яйца и обмениваться ими, печь куличи. Вызвать интерес к традиционным пасхальным играм, самостоятельной творческой деятельности по украшению яиц.
Материалы: кулич, сувенирное яйцо с цыплёнком внутри, трафареты для росписи, материал для рисования, настольный театр «Курочка ряба», яйца для игр, желобок, призы.
Ход НОД.
(Хозяйка – педагог в русском народном костюме – встречает детей в горнице.)
Хозяйка: - Здравствуйте, ребята, здравствуйте гости дорогие, заждалась я вас. Меня зовут Аринушка. Ребята рассаживайтесь поудобнее. Чем же мне вас повеселить, порадовать? Да есть у меня для вас сюрприз! Вышла я утром и вижу: комочек пушистенький сидит, взяла его и принесла его домой, а кто это, угадайте сами.
Не барашек и не кот,
Носит шубку круглый год.
Шубка серая – да лета.
Для зимы – другого цвета.
(Заяц)
Длинное ухо,
Комочек пуха.
Прыгает ловко,
Грызёт морковку.
(Заяц)
(Бабушка Арина достаёт игрушку зайку и сажает иго рядом с собой.)
Бабушка Аринушка. Ребятки, посмотрите, какой он маленький, испуганный, грустный.
Давайте с ним поиграем.
(Играющие дети становятся в круг и берутся за руки. В стороне ходит «зайка» (ребёнок).)
Дети. Заинька, заинька, где твой дом?
Заинька. Мой дом под кустом, под берёзовым листом.
Дети (хором).
Заинька, заинька, выходи!
Заинька, заинька попляши!
( «Заинька» входит в круг и изображает действия, о которых говориться в песне.)
Дети. Заинька, заинька –
Короткие ножки, красные сапожки.
Мы тебя поили, мы тебя кормили,
На ноги поставили, танцевать заставили.
Танцуй сколько хочешь,
Выбирай, кого захочешь!
(Заинька подходит к одному из играющих и меняется с ним.)
Бабушка Аринушка. Молодцы, ребята, сами повеселились и зайку повеселили. (Садиться на лавку, рядом сажает заиньку.)
Весной много чудесных праздников.
А сейчас многие верующие люди отмечают большой праздник, который называется Пасха. Старые люди говорят, что в этот праздник солнце по – особенному светит – играет своими яркими золотистыми лучиками.
Светит солнышко в окошко,
Светит в нашу комнату.
Мы похлопаем в ладоши –
Очень рады солнышку.
В этот праздник пекут ароматные куличи, красят яйца. Это стало доброй традицией.
Бабушка Аринушка. Дети, отгадайте загадки.
Мягкий, тёпленький комочек,
Словно жёлтенький клубочек.
«Пи – пи – пи», сказал он маме.
Кто он? Вы скажите сами.
(Цыплёнок.)
(Дети рассматривают сувенирное яйцо, внутри которого цыплёнок.)
Кем станет цыплёнок, когда вырастет?
Квохчет, квохчет,
Детей созывает,
Всех под крыло собирает.
(Курица)
(Бабушка Аринушка предлагает поиграть: «Вышла курочка гулять, свежей травки пощипать…»)
(Детям предлагается походить, как петушок, - важно, горделиво.)
Хозяйка. Расскажу сказку «Курочка Ряба». Хотите посмотреть? Усаживайтесь поудобнее.
Я скажу вам сказку, сказку старинную,
Не короткую, не длинную.
Вы слушайте, запоминайте,
Ума – разума набирайте!
(Рассказывает сказку с помощью настольного театра.)
Жили себе дед да баба.
Была у них курочка Ряба.
Снесла курочка яичко,
Яичко не простое –
Золотое.
Дед бил, бил –
Не разбил.
Баба била, била –
Не разбила.
Мышка бежала,
Хвостиком махнула,
Яичко упало
И разбилось.
Дед и баба плачут,
Курочка кудахчет:
«Не плачь, дед, не плачь, баба!
Я снесу вам яичко другое,
Не золотое – простое».
Вы хотите сами украсить яйца? (Детям предлагают краски, кисти, дети украшают яйца.)
Молодцы ребята! Хорошо мы с вами порисовали, поиграли. Приходите ещё в гости.
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДЕТСКИЙ САД № 56 КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА
Краткосрочный проект по формированию интереса к исследовательской деятельности и экспериментированию на тему:
«Мы юные исследователи».
Воспитатель: Несова Анастасия Михайловна
2015 г
ПАСПОРТ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОЕКТА
Структура | Содержание |
Тема | «Мы юные исследователи» |
Адресация проекта | Педагогам образовательных учреждений |
Автор проекта | Несова А. М. МБДОУ №56 |
Участники проекта | Воспитатель группы: Несова Анастасия Михайловна. Воспитанники средней группы, родители воспитанников группы МБДОУ № 56 |
Возраст воспитанников | 4 - 5 года |
Особенности проекта | Направленность: познавательно - исследовательский (опыты, эксперименты). Количество создателей: индивидуальный. Проект по количеству детей: групповой. Проект по продолжительности: краткосрочный. |
Цель проекта | Развитие наблюдательности, умение сравнивать, анализировать, обобщать, развивать познавательный интерес у детей в процессе экспериментирования. Создание условий для формирования основного целостного мировидения ребенка дошкольного возраста средствами эксперимента. |
Задачи проекта | Развивать собственный познавательный опыт. Вызывать желание к поисковой деятельности. |
Ожидаемые результаты | Дети принимают активное участие в экспериментировании; - соблюдают правила безопасности; - отвечают на вопросы, делают выводы. |
Этапы работы над проектом | Подготовительный. Основной. Заключительный. |
Актуальность проекта
Дошкольное детство - это начальный этап человеческой личности. Творчество в экспериментирование обуславливает создание новых проявлений способностей ребенка.
Важнейшее значение для развития детей имеет их практическая деятельность, а особый интерес представляет детское экспериментирование с компонентами неживой природы, так как именно эксперименты составляют основу всякого знания, потому что без них любые понятия превращаются в сухие абстракции.
Экспериментирование в дошкольном возрасте является тем методом обучения, который позволяет малышу моделировать в своём сознании картину мира, основанную на собственных наблюдениях при решении проблемных ситуаций; совершенствовать умение анализировать, вычленять проблему, осуществлять поиск их решения, делать выводы и аргументировать их, видеть и понимать взаимосвязи и взаимозависимости окружающего мира.
Краткосрочный проект по формированию интереса к исследовательской деятельности и экспериментированию на тему: «Мы юные исследователи».
Тип проекта: познавательно - исследовательский (опыты, эксперименты).
Возраст детей: средняя группа.
Период выполнения проекта: с 13.05.2015 по 27.05.2015.
Цели проекта: Развитие наблюдательности, умение сравнивать, анализировать, обобщать, развивать познавательный интерес у детей в процессе экспериментирования. Создание условий для формирования основного целостного мировидения ребенка дошкольного возраста средствами эксперимента.
Задачи: Развивать собственный познавательный опыт. Вызывать желание к поисковой деятельности.
Ожидаемые результаты:
Дети принимают активное участие в экспериментировании;
- соблюдают правила безопасности;
- отвечают на вопросы, делают выводы.
Подготовительный этап: Подготовка материала для деятельности детей.
Подбор детской и научной литературы.
Работа с родителями.
Консультация: «Организация детского экспериментирования в домашних условиях».
Конкурс работ «Я – любознательный».
План работы с детьми:
Речевое развитие:
Развитие речи: ситуативный разговор, беседа «Научные развлечения с простыми вещами», «Мои любимые игрушки. Из чего они сделаны? », «Откуда к нам бумага пришла? Какая бывает бумага, её свойства», «Что из чего сделано? », «Узнай всё о себе, воздушный шарик», «Игрушки из металла», «Что мы знаем о стекле и пластмассе», речевая ситуация «Описание предметов».
Чтение художественной и научно - популярной литературы:
«Пузырь, соломинка и лапоть» (русская народная сказка), энциклопедия «Почемучка» (об изобретении бумаги), «Как древние люди использовали дерево? », В Сутеев «Кораблик» (бумага), «Как рубашка в поле выросла» К. Ушинский, «Голубой колокольчик» (из хрестоматии Владимирских авторов «Тропинка») (ткань, «Мамина работа» С. Баруздин, «Мой весёлый звонкий мяч», «Наша Таня. » А. Барто (резина).
Социально – коммуникативное развитие:
Дидактические игры: «Отгадай загадку», «Кто что считал?», «Что сначала, что потом», «Найди пару», «Узнай предмет», «Подбери больше слов», «Узнай на ощупь», «Узнай звук».
Сюжетно – ролевые игры: «Лаборатория».
Физическое развитие:
Подвижные игры: «Найди себе пару», «Пробеги тихо», «У ребят порядок», «Альпинисты», «Найди, где спрятано», «Самолёты», «Найди и промолчи».
Познавательное развитие:
Просмотр мультфильмов: «Уроки тётушки Совы: предметы вокруг нас».
Основной этап:
Ознакомление с понятием «воздух»:
НОД по экспериментированию: «Воздух-невидимка», «Поможем Винни -Пуху», «Незнайка в стране чудес».
Ознакомление с понятием «вода»:
НОД по экспериментированию «Свойства воды», «Домик для капельки», «Сказка к нам пришла».
Ознакомление с понятием «магнит»:
«Волшебные магниты».
Опыты со светом:
НОД по экспериментированию в средней группе «Опыты со светом».
Заключительная этап проекта: Досуг по экспериментированию в средней группе «Как мы с Карлсоном шалили».
Приложение 1: Картотека игр - экспериментов.
Ознакомление с понятием «воздух».
НОД по экспериментированию в средней группе «Воздух-невидимка».
Область: познание.
Цель: Познакомить детей с понятием «воздух».
Задачи:
• Учить детей отвечать на поставленные вопросы, анализировать и делать простейшие выводы;
• Развивать познавательный интерес, воображение, память, связную речь, наблюдательность;
• Воспитывать интерес к окружающему миру, бережное отношение к чистоте воздуха, к своему здоровью.
Оборудование и материалы: целлофановый пакет, мелкие кубики, стаканы по числу детей, соломинки, губка, кусочек кирпича, воздушные шарики, одеяло.
Бумажные кораблики для физкультминутки.
Ход непосредственно образовательной деятельности:
За окном на леске висит конверт.
Воспитатель:
Кто-то бросил нам в оконце,
Посмотрите, письмецо.
Может это лучик солнца,
Что щекочет мне лицо?
Может это воробьишка,
Пролетел, обронил?
Может, кот письмо,
Как мышку на окошко заманил?
Воспитатель достает конверт, в нем фотографии Хрюши и Степашки, письмо.
Воспитатель (зачитывает письмо) «Здравствуйте, ребята! Мы с Каркушей поспорили. Она говорит, что воздух повсюду, ей сверху виднее, а мы не согласны с ней. Как повсюду, если его не видно? Помогите нам доказать, что наша подружка неправа.
С приветом ваши друзья».
Воспитатель: Ну что ж, ребята, нужна помощь нашим друзьям, согласны? Дети соглашаются.
Воспитатель: Посмотрите на нашу группу, что в ней находится? (Ответы детей)
Воспитатель: Группа наша большая, просторная. А что же находится между полом, потолком и стенами, там, где пусто? (Воздух)
Воспитатель: Детки, а вы видите воздух? (Нет) Я тоже не вижу, но знаю, что он всегда вокруг нам. Воздух никто не видит, поэтому его можно назвать «невидимкой».
Воспитатель: Если его не видно, то значит он прозрачный. А что еще в нашей группе прозрачное? (Ответы детей)
Показать детям целлофановый пакет, наполненный кубиками.
Воспитатель: Как вы думаете, в пакете есть что-нибудь? Как вы догадались?
Освободить пакет от кубиков, аккуратно сверху скрутить, появится выпуклость и упругость.
Воспитатель: Почему пакет выпуклый? Что в нем находится? (Ответы детей).
Показать детям стакан: Что в стакане? (Пустой)
Воспитатель: Говорите, ничего нет? Тогда смотрите фокус!
(Воспитатель поворачивает стакан вверх дном и медленно его опускает в воду. Стакан не наполняется водой)
Воспитатель: Что же не пускает воду в стакан? Что появляется в воде? (Пузырьки воздуха)
Воспитатель: Откуда они взялись? Это воздух выходит из стакана, а его место занимает вода.
Физкультминутка
Соревнование «Бумажные гонки» - воздухом нужно двигать кораблики.
Воспитатель: Ребята, как вы думаете, есть ли воздух в кирпиче, губке? (Опустить предметы поочередно в воду). Почему появились пузырьки? Это воздух, что еще раз говорит о том, что воздух везде.
Воспитатель: А теперь следующий фокус! (Детям предлагаются стаканы с водой и соломинки) Подуйте в соломинку. Почему появляются пузырьки? (Воздух выходит из воды). А откуда мы взяли воздух? Мы его вдыхаем.
Воспитатель: Каким воздухом легче дышать? (Укрыться под одеялом и через некоторое время спросить, что почувствовали дети). Куда поступает воздух? (В нос) А затем в легкие. Давайте проведет опыт.
(Раздать шарики. Дети надувают и сдувают шарики).
Воспитатель: Вот так работают наши легкие. Они трудятся постоянно, и мы должны заботиться о них: дышать свежим, чистым воздухом, не простужаться.
Воспитатель: Представьте себе, если бы вдруг воздух исчез. Давай проведем эксперимент. Пальчиками закроем нос, а ладошкой другой руки закроем рот одновременно. (Дышать нечем). Без воздуха нет жизни.
Воспитатель: Попробуйте, какой на вкус воздух? (Безвкусный).
Воспитатель: Вдохните носом воздух. Чем он пахнет? (Без запаха). Правильно, чистый воздух не имеет цвета, запаха и вкуса.
Воспитатель: Что же мы ответим Хрюше и Степашке? Кто прав, Каркуша или ее друзья? Правильно, Хрюша и Степашка заблуждались, и мы их пригласим к нам в гости и покажем все фокусы, которые сейчас проделали.
Спасибо, ребятки, вы – молодцы!
НОД по экспериментированию в средней группе «Поможем Винни-Пуху». Цель: Ознакомление с понятием «воздух» через детское экспериментирование. Задачи: Знакомить с качественной характеристикой воздуха (лёгкий, невидимый, движется, ощущаем). Развивать умение детей решать проблемные задачи. Воспитывать интерес к экспериментированию. Оборудование: Воздушные шарики, ёмкость с водой, салфетки, стаканчики с водой, трубочки, игрушка «Винни - Пух», полотенце каждому ребёнку. Ход НОД Воспитатель: Ребята, сегодня к нам на занятия пришёл Винни - Пух. Давайте с ним поздороваемся. Дети: Здравствуй, Винни - Пух! Воспитатель: Ребята, Винни - Пух пришёл не просто так, а чтобы Вы ему помогли разобраться, почему у него один шарик толстый, весёлый, круглый, а второй – грустный, худой, бледный. Как Вы думаете, ребята, почему второй шарик стал худым и бледным? Дети: предлагают разные версии. Вывод: шарик сдулся, в нём нет воздуха. Воспитатель: Как вы думаете, что будет внутри шарика после того, как мы его надуем? Дети: Воздух. Воспитатель: Откуда же берётся в шарике воздух? Дети: Мы его выдыхаем. Воспитатель: А чтобы выдохнуть воздух, надо его вдохнуть. А где мы берём воздух, когда вдыхаем? Дети: (предлагают свои варианты). Воспитатель: Следовательно, вокруг нас есть воздух. Давайте мы вместе с вами вдохнём и выдохнем воздух (через рот, через нос). Попробуйте подставить ладонь и выдохнуть на неё воздух. Что вы почувствовали? Воспитатель: Значит, он из ротика передвинулся к вам на ладонь. Воздух движется. А вы, ребята, воздух видите? Дети: Нет. Воспитатель: Если вы его не видите, значит, он какой? Дети: Невидимый. Воспитатель: А ты. Сережа, как думаешь? А ты, Кира? Винни - Пух: А я так хочу увидеть воздух, что же мне делать? Воспитатель: Ребята, как же решить эту проблему? Дети: (предлагают) Воспитатель: Давайте всё - таки попробуем решить эту проблему. Пройдите, пожалуйста, к столикам, возьмите на салфетке шарик и попробуйте надуть его. Дети (надувают). Воспитатель: Молодцы, а теперь давайте опустим шарик отверстием вниз в тазик с водой и разожмем пальчики. Ой! Что это появляется в воде? Воспитатель: А откуда они берутся? Дети: Из шарика выходит воздух. Винни - Пух: Как это всё интересно! А можно ещё увидеть воздух? Воспитатель: Что вы ощущаете? (ответы детей). А я ощутила движение воздуха! Вы тоже? И ты, Даша? Дети: Да. Воспитатель: Следовательно, воздух можно ощутить. А теперь давайте подуем друг другу на ладонь и поводим трубочкой над ладонью. Почувствовали движение воздуха? Дети: Да. Воспитатель: Ребята! Смотрите! Здесь стаканы с водой! А что будет, если опустить трубочку в стакан с водой? Давайте попробуем! Сейчас вдохнем воздух через носик и выдохнем в трубочку. Что увидели в воде? Воспитатель: А если бы вам надо было нарисовать пузырьки, что бы вы нарисовали на листочке бумаги? Дети: Кружочки. Воспитатель: Вы очень наблюдательны! А как вы думаете, ребята, почему пузырьки в воде не тонут, а поднимаются вверх? Дети: Потому что воздух лёгкий. Когда мы бросаем в воду тяжелые камушки, они тонут. А воздух не тонет. Воспитатель: Ребята, а зачем нам нужен воздух? Дети: Чтобы мы могли дышать. Воспитатель: А кому ещё нужен воздух? Дети: Животным, птицам, растениям, насекомым. Винни-Пух: Подумаешь воздух! Я и без него обойдусь! Воспитатель: Дети, а вы можете обойтись без воздуха? Винни - Пух: Нет, мне воздух не нужен! Воспитатель: А давай проверим! Закрой ротик, а носик зажми лапками и не дыши! Воспитатель: Ребята, прав ли был Винни-Пух? Дети: Нет. Без воздуха мы не можем дышать. Воспитатель: А сейчас, ребята, представьте, что вы художники, настоящие волшебники. Возьмите волшебные листочки, карандаш любого цвета, найдите в группе удобное для вас место и нарисуйте воздух. Воспитатель: Молодцы! Подарите свои рисунки гостям на память. - Он какой? Дети: Невидимый, лёгкий, движется, его можно ощутить. - Так, что же ребята, надо сделать, чтобы у Винни - Пуха шарик стал круглым и упругим? Дети: Надуть. Воспитатель: Давайте считалкой выберем, кто это сделает. (Ребята благодарят). Воспитатель: Давайте, ребята, подойдем и опустим кораблики в тазик с водой. Поплыли кораблики? Дети: Нет. Воспитатель: А что надо сделать, чтобы они поплыли? Дети: Подуть. (Дети дуют). НОД по экспериментированию в средней группе «Незнайка в стране чудес». |
Цель: Ознакомление с понятием «воздух» через детское экспериментирование.
Задачи: Познакомить детей со свойствами воздуха.
Развивать познавательную активность, мышление.
Воспитывать интерес к окружающему миру.
Ход НОД.
Воспитатель: Ребята, сегодня к нам в гости пришёл Незнайка (Входит с шариками). Что принёс Незнайка?
Дети: Шарики.
Воспитатель: Какого они цвета?
Дети: Синего, красного.
Воспитатель: Сколько шариков принес Незнайка? (Ответы детей)
Воспитатель: Незнайка, а ты знаешь, что находится внутри шариков?
Незнайка: Внутри шариков ничего нет!
Воспитатель: А вы ребята, как думаете, есть что-нибудь внутри шариков? (Ответы детей).
Воспитатель: Правильно, ребята, внутри шариков - воздух! Проверим это!
(Воспитатель надувает воздушный шарик, зажимает отверстие.
Приоткрывая отверстие, направляет струю воздуха на детей.)
Воспитатель: Что это вылетает из шарика? (Ответы детей).
Снова надувает шарик, отпускает его, тот летит.
Воспитатель: Почему полетел шарик? (Ответы детей).
Что будет, если шарик проколоть? Почему мы слышим такой сильный
хлопок?
Вывод: Воздух сильный, он резко выходит из шарика, и тот летит. Когда
шарик прокалываем, весь воздух выходит в небольшое отверстие и
раздаётся характерный звук. (Модель)
Незнайка: А разве воздух есть везде? Я его не вижу?
Воспитатель: Как доказать Незнайке, что воздух есть вокруг нас.
Давайте проведём опыт.
Опыт № 1
Воспитатель: Незнайка, у нас есть ещё волшебные мешочки, которыми мы умеем ловить воздух.
(Дети ловят мешочками воздух, зажимаю отверстие.) Воспитатель: Что случилось? (Мешочек раздуло). Что в мешочке? (Воздух, мы его поймали). Какой он по весу? (Лёгкий или тяжёлый).
Чтобы проверить, что в мешочке воздух, надо его проткнуть и почувствовать струю воздуха.
Вывод: Значит, вокруг нас есть воздух, его можно почувствовать.
(Модель)
Воспитатель: А если мы его не видим, значит, воздух, какой? (Ответы детей: невидимый, прозрачный, легкий). Повторы детей 2-3 раза.
Воспитатель: Давайте покажем Незнайке, как поймать воздух ртом.
Опыт № 2
Воспитатель: Ребята, что мы с вами поймали ротиком? (Ответы детей).
Игра «Кто поймает больше воздуха».
Опыт № 3
Воспитатель: Давайте помашем рукой около лица. Что вы чувствуете? (Прохладно, ветерок).
Вывод: Воздух - невидимка: его нельзя увидеть, но можно почувствовать его движение, обмахиваясь рукой или веером.
Опыт № 4
(С водой и трубочкой)
Воспитатель: Что вы видите? (Ответы детей). Это пузырьки и есть не что
иное, как воздух. Откуда в воде появился воздух?
Незнайка: Кому и зачем он нужен, невидимый воздух?
Воспитатель: Ребята, а вы знаете, кому и зачем он нужен?
Дети: Воздух нужен, чтобы им дышать.
Воспитатель: Правильно.
Через нос проходит в грудь.
И обратно держит путь
Он невидимый, но всё же
Без него мы жить не можем. На столе у меня разложены картинки. Давайте выберем, кому нужен воздух. Прикрепим их на фланелеграф.
Вывод: Выходит, всему живому для жизни и для роста нужен воздух. {Модель)
Вывод повторяют 2-3 детей.
Воспитатель: Воздух нужно беречь, не загрязнять. Как люди загрязняют воздух? (Ответы детей). Поэтому на заводах устанавливают очистительные фильтры.
Незнайка: Ребята, а я тоже знаю одну воздушную игру.
Дети: Какую?
Незнайка: Она называется «Волшебное перышко». Хотите, я вас научу в неё
играть.
Опыт № 6
Проводится игра «Волшебные перышки».
Перед игрой детям раздают по перышку, они кладут его на ладошку и дуют на него.
Воспитатель: Почему перышко летает? (Ответы детей).
Вывод: Правильно, когда мы дуем, то приводим воздух в движение. Лёгкое
перышко не может удержаться на ладони и слетает.
Вывод: Движение воздуха называется ветром.
Воспитатель: Сейчас закройте глаза, послушайте музыку, (звучит грамзапись "Гроза" Вивальди) и скажите, что она вам напомнила? (Дождь, гром, ветер).
Воспитатель: Откуда взялся дождь? (Это ветер пригнал тучи).
Воспитатель: Что такое ветер? (Это движение воздуха).
Воспитатель: Когда поднимается ветер, что вы при этом ощущаете? (Прохладу, свежесть).
Воспитатель: Ветер в сказках наделялся волшебной силой, его сравнивали с богатырем, ласково называли озорником, часто обращались за помощью именно к ветру. Как вы думаете, почему?
Вывод: Потому, что ветер может быстро летать по всему свету, может заглянуть в любой уголок земли.
Воспитатель: Давайте вспомним стихи А.С.Пушкина "Ветер по морю гуляет", "Ветер, ветер, ты могуч!", А.Орлова "Ветер-пастушок". Люди придумали такую загадку: Он такой большой, что занимает весь мир, Он такой маленький, что в любую щель пролезет.
Воспитатель: Ребята, а ветер для человека хорошо или плохо?
Воспитатель: Чем хорошо? (Плавают парусные суда, люди летают на
дельтаплане и т.д.)
Воспитатель: Чем плохо? Что может случиться при сильном ветре? (Ураганы, штормы)
Давайте вспомним, в каких сказках сказочные герои летали по воздуху? (Змей - Горыныч, Баба Яга, Карлсон, маленькие крылья были у Эльфов, к которым прилетела Дюймовочка, она тоже получила такие крылья, Черномор, Кощей Бессмертный).
Воспитатель: Давайте изменим, слова по образцу, придумаем свойство предмета.
Шар, какой? Воздушный. Платье, какое? Воздушное. Транспорт, какой? Воздушный.
Воспитатель: Давайте подведем итог, что мы узнали о свойствах воздуха? (Составление рассказа по моделям).
Незнайка: Ну, теперь мне всё понятно. Пойду к своим друзьям Винтику и Шпунтику и всё им расскажу. Вам я оставлю воздушные шары, чтобы вы с ними поиграли! До свидания, до новых встреч!
Ознакомление с понятием «вода».
НОД по экспериментированию в средней группе «Свойства воды».
Цель:
Расширение представлений о воде, её свойствах.
Задачи:
Дать детям представление о воде, её свойствах (запах, вкус, цвет).
Формировать умение сравнивать и анализировать.
Развивать логическое мышление.
Активизировать словарь детей.
Предварительная работа:
Загадывание загадок о воде, рассматривание иллюстраций с изображением воды, беседы о воде.
Оборудование:
Одноразовые стаканчики по два на каждого ребёнка, гуашь, кисточки каждому участнику эксперимента. Для воспитателя : ложка и варенье.
Ход НОД:
Детям загадывается загадка о воде
Все говорят – она течет.
Все говорят – она играет.
Она всегда бежит вперед,
Но никуда не убегает. (вода)
Воспитатель:
Вы знаете, ребята, вода, как волшебница из сказок. Она может делать разные превращения. Хотели бы вы вместе с водичкой побывать волшебниками? (ответы)
Послушайте, что это? (Звучит аудиозапись журчания воды) (ответы)
Правильно вы догадались, это наша волшебница вода приглашает нас в лабораторию заняться там волшебством.
1.Воспитатель показывает детям чистую воду в прозрачном стакане.
Воспитатель: Ребята, какая вода у нас в стакане? (ответы детей)
Опыт: Опустите в стакан с водой предмет. Виден ли он? Да. Вывод - вода прозрачная.
Воспитатель: Давайте внимательно рассмотрим, какая вода? Какого она цвета? Какие цвета вы знаете? (ответы детей) Вода не похожа ни на один цвет, у воды нет никакого цвета, значит она бесцветная. Давайте хором повторим слово "бесцветная".
2.Но мы с вами говорили, что вода - волшебница, она, оказывается, может менять свой цвет.
Опыт: У каждого из вас есть кисточка и гуашь. Предлагаю намочить кисточку, обмакнуть в гуашь и помешать кисточкой прозрачную воду в ваших стаканчиках. Что произошло с водой? (ответы)
Вода поменяла свой цвет: у кого-то она стала жёлтой, у кого-то зелёной, красной, синей.
Мы с вами узнали, что вода может менять свой цвет.
3.Детям даются новые стаканчики с прозрачной чистой водой.
Воспитатель:
Давайте понюхаем воду. Чем она пахнет? (ответы)
Чистая вода, ребята, ничем не пахнет. Вода без запаха. Как вы думаете, а бывает ли вода с запахом? (ответы)
Как вы думаете, чем будет пахнуть вода, если я в неё положу варенье из смородины? (ответы)
Воспитатель кладёт в свой стакан с водой варенье, размешивает его и даёт каждому ребёнку понюхать. Чем пахнет вода? (ответы)
4. У детей на столиках стоят стаканчики с чистой водой.
Воспитатель:
Ребята, как вы думаете, у воды есть вкус? (ответы)
Давайте вспомним, какие вкусы мы знаем? Конфета, какая на вкус? (ответы)
Лимон какой на вкус? (ответы)
Теперь попробуйте водичку. Какая она на вкус? (ответы)
У чистой воды нет никакого вкуса, она безвкусная. Давайте хором повторим слово "безвкусная"
Воспитатель: Вот, ребята, вода действительно волшебница! Давайте вспомним, чистая вода какая? (ответы)
1. Без запаха
2. Без цвета (бесцветная)
3. Без вкуса (безвкусная)
Но мы с вами выяснили, что вода имеет свойство менять свой цвет, запах и вкус - поэтому воду можно назвать волшебной.
Понравилось вам заниматься волшебством? (ответы)
Следующий раз мы снова придём в лабораторию и узнаем, что ещё может делать волшебница водичка.
НОД по экспериментированию в средней группе «Домик для капельки».
Программное содержание:
Цель: познакомить детей со свойствами воды.
Задачи:
Конкретизировать и систематизировать знания о воде: зачем она нужна, для чего её используют.
Учить бережному отношению к воде.
Воспитывать сенсорную восприимчивость к окружающей действительности.
Развивать любознательность.
Обогащать жизненный опыт детей действиями и средствами поисковой деятельности.
Развивающая среда: звуковой дизайн - фонограмма с голосом капельки, журчанием воды; модель Капельки; картинки-иллюстрации с моделями, где и как можно использовать воду; набор пластмассовых прозрачных ёмкостей на каждого ребёнка, соль, сахар, лимон, гуашь, кубики льда, зеркала, кисточки.
Проектирование воображаемой ситуации: Жила была маленькая Капелька. У неё был домик и много-много друзей. Но вот однажды ребята забыли закрыть кран и все её друзья - капельки уплыли. Теперь у Капельки нет ни друзей, ни дома.
Проблемно-поисковая ситуация: Как помочь Капельке найти её дом?
Поисковая задача: Где может быть домик Капельки.
Ход НОД:
Дети сидят полукругом.
Воспитатель:
Поудобней садитесь
Не крутитесь, не вертитесь.
Дети, ой что утром было
Я же вам сказать забыла.
Только в садик я зашла
Ко мне Капелька пришла.
Плачет бедная, грустит,
А потом мне говорит…
Запись фонограммы (голос Капельки)
Дети кран закрыть забыли
И все капельки уплыли…
Теперь у меня нет ни друзей, ни дома.
Воспитатель: И сказала я в ответ.
Нет, таких детей здесь нет.
Воду попусту не льём,
Мы водичку бережём.
Показ, демонстрация Капельки.
Воспитатель: Ребята, давайте расскажем нашей Капельке о воде. Что мы о ней знаем: для чего нужна вода и как её надо беречь.
Воспитатель показывает схемы - модели где и как можно использовать воду, подводит итог сказанного детьми:
Вода везде - вода в стакане
И в чайнике и просто в кране.
Когда водички вовсе нет
То и не сваришь ты обед.
Не могут рыбы без воды,
Я не могу, не можешь ты
Давайте все вместе водичку беречь
И каждую капельку дружно стеречь.
- Почему наша Капелька грустит?
- Можем ли мы помочь найти Капельке домик? (Рассуждения детей.)
- Как вы думаете, где может быть домик Капельки? (Рассуждения детей.)
Воспитатель: Давайте посмотрим где может жить Капелька. (Индивидуальная работа детей.)
- Как вы думаете, что в стакане?
- Какая вода по вкусу? (пресная, безвкусная и т.д.)
- Можно ли воду сделать сладкой? Как? (Рассуждения детей.)
- Можно ли воду сделать солёной? Кислой? Цветной? (Экспериментируют.)
Воспитатель: А теперь послушаем песенку воды. (Дети переливают водичку из стакана в стакан.)
Вывод: Вода льется, мы слышим её журчание. А если она льется, то значит она какая? (Жидкая.)
Воспитатель обращает внимание на кубики льда. Предлагает взять в ладони и подержать.
- Что происходит со льдом? Почему он тает?
Вывод: Значит лёд - это замерзлая вода.
- А как вы думаете, может ли наша Капелька жить везде: в жидкой, и в твердой? (Рассуждения детей.)
Вывод: любое место, где есть вода - дом для Капельки. И нужно очень бережно к нему относиться, чтобы капельки чувствовали, как о них заботятся.
Фонограмма с голосом Капельки:
- Замечательно! Вы самые умные, самые любознательные дети на свете. За то, что вы помогли мне найти домик я хочу вам подарить этот конверт.
Дети вместе с воспитателем раскрывают конверт и находят там диск. Воспитатель предлагает всем вместе полюбоваться красотой водного царства.
НОД по экспериментированию в средней группе «Сказка к нам пришла».
Задачи:
- Закрепить знания детей о роли воды в природе, о ее свойствах.
- Формировать знания детей о свойствах воды через опытническую деятельность.
- Развивать связную речь, умение рассуждать, делать выводы.
- Активизировать словарь: снег, лед, облака, речка, сосулька и т. д.
- Воспитывать бережное отношение к воде.
Оборудование: ведерко; карточки с рисунками (ответы на загадки); игрушка «Колобок», прозрачные сосуды и деревянная палочка на каждого ребенка для проведения опыта.
Предварительная работа:
- Изготовление панно «Кому нужна вода»
- Чтение рассказов и сказок познавательного характера.
- Опыты (превращение снега в воду, воды в лёд).
- Беседы на тему: «Где можно встретить воду», «Кто живёт в воде».
Ход НОД.
Воспитатель. Ребята сегодня к нам в группу придёт сказочный герой, но чтобы он пришёл нужно произнести следующие слова:
Раз, два, три, четыре, пять,
(Дети загибают поочередно пальцы на обеих руках)
Будем вместе мы играть,
(Разгибают пальцы поочередно на обеих руках)
Будем дружно мы играть,
(Сжимают и разжимают кулачки)
И сказку в гости будем ждать.
(Поднимают руки вверх)
После того как дети произнесут слова, звучит песня главного героя из сказки «Колобок». Появляется сказочный герой Колобок. (Роль исполняет ребенок.)
Воспитатель. Из какой сказки к нам пришел гость? (Дети отвечают на вопрос и приветствуют Колобка.)
Колобок. Здравствуйте ребята. Я колобок - румяный бок. Люблю бабушку, дедушку, слушаюсь, не убегаю, забочусь о них, стараюсь помочь всегда и везде. Бабушка и дедушка попросили меня принести воды в ведерке. Воды я раньше не видел и что это такое, не знаю. Объясните, пожалуйста, какая она и где ее взять?
Воспитатель: Дети, поможем Колобку все узнать о воде?
Мы с вами уже проводили опыты с водой и знаем её свойства.
- Ребята, сейчас вы будете доставать из коробочки карточку (играли на предыдущих занятиях) и называть свойства воды.
Дети по очереди достают карточки-символы и называют свойства воды:
- Вода – это жидкость, её можно налить, перелить, вылить. Она течёт.
- Вода – бесцветная, но может изменять свой цвет. Вода может менять цвет в зависимости от того, что в неё добавили.
- Вода – безвкусная.
- Вода не имеет запаха.
Воспитатель: Правильно. Без воды человек жить не может: он ее пьет, готовит пищу, умывается, стирает одежду и убирает свое жилище. Людям требуется очень много воды. Кто еще не может жить без воды?
Дети (воспитатель добивается от детей развернутых ответов):
- Рыбам нужна вода, они в ней живут.
- Растениям нужна вода, чтобы расти, их водой поливают.
- Животным и птицам нужна вода, чтобы пить, а некоторые в ней живут (крокодил, кит, утки т. д.)
Воспитатель: А теперь давайте покажем Колобку, в какое состояние может превратиться вода.
(Педагог читает загадку, а дети должны отгадать ее и показать имитационно с движением.)
Лежало одеяло, мягкое, белое,
Солнце припекло,
Одеяло потекло (покружиться как легкие пушистые снежинки).
(Снег.)
Люди ждут меня, зовут,
А приду к ним — прочь бегут.
(стучат пальчиками по коленям).
(Дождь.)
У нас под крышей
Белый гвоздь висит,
Солнце взойдет —
Гвоздь упадет.
(дети стоят как солдатики)
(Сосулька.)
Течет, течет — не вытечет,
Бежит, бежит — не выбежит.
(дети берутся за руки и образуют круг)
(Речка.)
Физкультминутка.
Воспитатель (Дети образуют круг.) Сейчас мы будем плавать, нырять в речке:
Раз, два, три, четыре, пять,
Начинаем мы нырять! (потянуться)
Спинку бодро разогнули,
Ручки кверху потянули!
Раз и два, присесть и встать,
Чтобы отдохнуть опять.
Раз и два вперед нагнуться,
Раз и два назад прогнуться
Ловко в воду окунуться (движения по тексту стихотворения)
Вот и стали мы сильней, (показать «силу»)
Здоровей и веселей! (улыбнуться друг другу).
Воспитатель. Вспомните, ребята, о чём просил Колобок? Где можно набрать воду Колобку? (в речке в кране, ручейке, озеро, …). А где еще бывает вода? (в океане, море, луже…)
Воспитатель. Дорогой наш Колобок - румяный бок. Наши ребята рассказали тебе, какими свойствами обладает вода. Но это еще не все, мы хотим пригласить тебя в нашу лабораторию, и показать какие предметы вода может удерживать на плаву, а какие нет.
Дети подходят к столам. Колобок проделывает опыт вместе с детьми.
Воспитатель. В нашей лаборатории мы все вместе узнаем, какие предметы вода может удерживать на плаву, а какие нет. Посмотрите, какие предметы нам помогут это узнать. Они лежат у вас на столах.
- Итак, начнём проводить наш опыт. Попрошу вас взять в одну руку деревянную палочку, а в другую камушек. Определите, что тяжелее.
- Как вы думаете, какой из этих предметов может остаться на плаву, а какой пойдет на дно (ответы детей).
- Давайте проверим наши ответы, а Колобок внимательно будет за всем наблюдать. Сначала опустите в воду камень. Что с ним произошло? (ответы детей). А теперь опустите деревянную палочку. Она утонула или нет?
- Вода держит на плаву, какие предметы?
- А что случилось с камнем? Почему? (он тяжелый).
Воспитатель: Колобок - румяный бок, помогли ли тебе ребята?
Колобок. Да я многое узнал, спасибо вам ребята, теперь знаю, что вода и помощница и поилица. А еще она может превращаться в разное состояние и держать на поверхности деревянные предметы.
Ознакомление с понятием «магнит».
НОД по экспериментированию в средней группе «Волшебные магниты».
Цель: расширить знания детей об окружающем мире.
Задачи:
Закрепить знания детей о металлах.
Формировать знания детей о свойствах магнита через опытническую деятельность.
Развивать связную речь, умение рассуждать, делать выводы.
Ход НОД.
Психогимнастика
Воспитатель: Ребята, давайте подарим друг другу хорошее настроение, возьмитесь за руки и пожелаем друг другу удачи, почувствуйте тепло товарища.
Воспитатель: Я, надеюсь, что вы мне поможете сегодня преодолеть любые трудности. И так я приглашаю вас в лабораторию.
Давайте представим, что вы юные научные работники. Вы мне доверяете, быть старшим лаборантом? Да? Спасибо.
Но прежде чем зайти в лабораторию, расскажите мне, какие вы знаете металлы?
Дети: Железо, золото, свинец, алюминий.
Воспитатель: Много на свете разных металлов. Вы их назвали правильно. Какие свойства металла вы знаете?
Дети: Тяжёлый, прочный, твёрдый, не бьётся, не режется, не ломается.
Воспитатель: А есть металл, который притягивает разные предметы – магнит.
Воспитатель: Все ли предметы притягивает магнит? Чтобы это узнать я вас приглашаю в лабораторию, проверить всё на опыте, оденьте шапочки, возьмите магнит и поднесите его к предметам в тарелочке.
Какой предмет притянул магнит у тебя, Миша? (гвоздь) . А у тебя Лена, а у тебя? Что можно сказать про эти предметы? Из какого материала сделаны эти предметы?
Дети: Они все из металла.
Воспитатель: А знаете, все эти предметы ещё называют, магнетические. Все магнетические предметы положите в пустую корзинку. (кладут) Какие предметы мы положили в корзинку? (магнетические)
В тарелочках остались предметы, которые магнит не притянул, давайте их рассмотрим. (рассматривают)
Воспитатель: Остались предметы, из какого материала? (из пластмассы, из дерева, из стекла, резины, кожи, бумаги). Что об этом можно сказать?
Дети: магнит пластмассу, дерево, стекло, кожу, бумагу … не притягивает.
Воспитатель: Так какой же вывод мы сделаем?
Дети: Магнит притягивает только металлические предметы.
Воспитатель: Я довольна вами, вы меня порадовали своими знаниями. А сейчас мы поиграем, ловкий кто из вас узнаем.
Физкультминутка: «В лесу».
«Вверх руки подняли и покачали - это деревья в лесу.
Руки согнули, кисти встряхнули - ветер сбивает росу.
В сторону руки, плавно помашем - это к нам птицы летят, где они сядут, тоже покажем, руки - согнули назад.
Здравствуй лес, дремучий лес полный сказок и чудес.
Воспитатель: Ой, кто это к нам из сказочного леса пришёл?
(появляется Иванушка)
Воспитатель: Что Иванушка не весел, буйну голову повесил?
Иванушка: Как же мне не печалиться: томится моя Василисушка в царстве Кащея Бессмертного. Хочу вызволить её из плена, но чтобы биться с Кащеем, нужен мне меч – кладенец. А лежит тот меч на дне колодца. Как же мне достать оттуда меч, ведь колодец глубокий и до самых краёв наполнен водой?
Ребята как можно помочь Иванушке? (вычерпать ведром воду достать, выкачать)
Воспитатель: Может нам магнит поможет? (да, давайте попробуем)
Отправляемся в лабораторию.
Опыт №1
Воспитатель: Давайте проверим это.. Бросьте в стакан с водой скрепку, а потом с помощью магнита попробуйте достать её из воды. Как тебе удалось достать скрепку? (магнит её притянул) Сохраняются ли свойства магнита?
Дети: Сохраняются, и в воде притягивает магнит.
Иванушка: Но колодец глубокий - не стакан, а магнит маленький, как же достать с его помощью меч со дна?
Дети обсуждают, приходят к выводу, что надо привязать верёвку к магниту и опустить в колодец. Один из ребят проводит опыт на столе у воспитателя. Иванушка благодарит за помощь, уходит на поиски меча, выручать любимую.
Воспитатель: А сейчас я вам задам задание посложнее. Попробуйте достать скрепку так, чтоб не замочить ни рук, ни магнит. Как это сделать? (попробовать приложить магнит к стеклу)
Опыт № 2
Дети: Вывод: магнит притягивает предметы и через стекло.
Воспитатель: Я вам сейчас покажу фокус «Танцующие скрепка»
Почему она пляшет? (магнит притягивает)
Дети: Вывод: Не только через стекло, но и через дерево магнит притягивает металлические предметы.
А сейчас я вас приглашаю в театр. Из какого материала двери ширмы? (картон) Почему персонажи не падают? (скрепки металлические) (ширма, бумажные персонажи сказки на скрепках)
Вывод: Ребята, что интересного и нового вы узнали о магните?
(магнит может притягивать металлические предметы через стекло, воду, картон, дерево, в воздухе). А ты Серёжа, а ты Катя?
Какое задание вам показалось трудным? (Достать меч.) А какое задание лёгкое?
Вы сегодня были настоящими исследователями. Я вас благодарю за сотрудничество. Со своими друзьями вы поделитесь, расскажите, что интересного узнали о магните, других предметах (стекло, дерево, бумага).
«Опыты со светом»
НОД по экспериментированию в средней группе «Опыты со светом».
Цель: расширить знания детей об окружающем мире.
Задачи:
Дать понятие о возникновении света и тени.
Развивать стремление к поисково-познавательной деятельности.
Способствовать овладению приёмами практического взаимодействия с окружающими предметами.
Активизация словаря: проникает, яркий, тусклый, тень, отражается.
Оборудование: фонарики, настольная лампа, свеча, экран, цветные стёкла, картон, тряпочки, дощечки, пластмассовые тарелочки, чашка, ложка, чайник, вилка, молоток, кукла.
Ход НОД.
Воспитатель: Ребята! Сегодня мы отправимся в увлекательное путешествие на поиски сюрприза. Давайте присядем на дорожку. Перед нашим путешествием я хочу прочитать вам небольшой отрывок из сказки К.И. Чуковского «Краденое солнце». (Воспитатель читает отрывок).
Ребята, а почему в сказке наступила темнота? (ответы детей)
Воспитатель: - Что даёт нам солнце? (свет, тепло)
- А от чего ещё бывает светло? (по ходу ответов детей выставляются иллюстрации солнца, звёзд, месяца, свечи, электрической лампочки, фонарика)
Путешествие наше будет интересным. Может нам придётся идти при свете, а может и в темноте. А сможем ли мы с вами идти в темноте? (нет) Значит, что нужно взять с собой в путешествие? (фонарики)
Прежде, чем я раздам вам фонарики, ответьте, как ими пользоваться, чтобы они не принесли нам вред? (ответы детей)
- А теперь возьмите в руки фонарики, проверьте, как они работают.
В путь мои друзья! (идём под весёлую музыку, вдруг гаснет свет)
- Ой! Наступила темнота, но нам не страшно. Отважные путешественники, включайте свои фонарики.
- Что нам дают фонарики? Как светят фонарики в темноте? (ярко)
- Если фонарики направим вверх, что произойдёт? (наверху будет свет)
- На что похож свет от фонариков?
- А если направим фонарики вниз. Где будет светло?
- Давайте приблизим фонарики к полу, что произойдёт? (свет уменьшится)
- А если фонарики удалить от пола, что произойдёт? (свет становится больше)
- Свет рассеивается. Давайте повторим слово - рассеивается.
- Продолжаем наше путешествие (идём в темноте с фонариками, и загорается свет)
- Ребята, а как теперь светят фонарики? (тускло)
- Когда светло фонарики можно выключить.
- Ребята, посмотрите, что я нашла (подходит к столу с разными предметами)
- Давайте посмотрим, что это за предметы (тряпочки, цветные стёкла, дощечки, картон, пластмассовые тарелочки)
-Ребята, а теперь мы поиграем с этими предметами (гаснет свет)
- Ребята, как вы думаете, если мы закроем фонарики дощечкой, свет будет проникать сквозь дощечку? (ответы детей)
- Давайте попробуем, что получится. (свет не проникает)
- А почему?
Аналогичная работа проводится с цветными стёклами, картоном, тряпочками, ладошками.
- Через какие предметы свет проходит?
- А через какие предметы свет не проходит?
В путь мои друзья. ( на пути настольная лампа и свеча)
- Ребята, а это что за предметы? Для чего они нужны? (ответы детей)
- Дети, как вы думаете, от чего света будет больше: от лампы, свечи или моего фонарика? (ответы детей)
- Давайте проверим. А, что для этого нужно сделать? (включить свет)
- Чтобы лампа давала свет, что нужно сделать? (включить в розетку)
- А фонарик тоже включаем в розетку? (нет, у него есть батарейки)
- А как включить свечу? (её надо зажечь)
Лампа стоит на столе, фонарик в руках ребёнка, свеча у воспитателя. Ребята сравнивают яркость света.
- Что же светит ярче?
- Продолжаем наше путешествие (подходим к экрану)
- Ребята, а вот здесь нас ждут загадки. А загадки мои необычные. Присаживайтесь на стулья. Закройте глаза. Откройте. Что изображено на экране? (ответы детей)
- Это тень. Скажем хором это слово.
Воспитатель закрывает свет от прожектора.
- Ребята, а сейчас есть тень? (нет)
- А почему не стало тени? (нет света)
- Значит, бывает тень без света? (нет)
- А я ещё умею показывать тени ладошками. Хотите посмотреть? (воспитатель показывает тени птиц, зайчика, собачки и т.д.)
- А вы хотите поиграть с тенью? (дети показывают тени)
- Ребята, а теперь мой волшебный фонарик покажет своим светом где спрятан сюрприз. (дети находят сюрприз)
- Ребята, посмотрите в отверстие в крышке коробки. Вы видите, что в ней
лежит? (нет)
- Почему? (там темно)
- А теперь отвернитесь. (воспитатель кладёт включенный фонарик в
коробку)
- А теперь видно, что внутри? (да)
- Почему? (там светло)
- Ребята, я дарю вам эти звёздочки как символ света. Они будут вам напоминать об нашем увлекательном путешествии, об игре со светом и тенью.
Заключительная часть проекта:
Досуг по экспериментированию в средней группе «Как мы с Карлсоном шалили».
Цель: Ознакомление с понятием «воздух» через детское экспериментирование.
Задачи: Познакомить детей со свойствами воздуха ( прозрачность, заполняет все пространство, может двигать предметы, находится везде), его ролью в жизни человека; способствовать овладению некоторыми способами обнаружения воздуха в процессе экспериментальной деятельности.
Развивать познавательную активность, мышление.
Воспитывать интерес к окружающему миру.
Ход НОД:
Дети входят в зал (звучит оркестровая обработка песни « Улыбка» в исполнении ансамбля « Мелодия»). Здороваются с гостями.
Воспитатель:
От улыбки хмурый день светлей.
От улыбки в небе радуга проснется!
Поделись улыбкою своей,
И она к тебе не раз еще вернется…
Мы очень рады, что к нам пришло столько много гостей..Примите от нас «улыбки - солнышки» и хорошее настроение не покинет больше вас.
Предлагает детям подарить «улыбки – солнышки» гостям.
В это время в зал заглядывает Карлсон и дразнится.
Карлсон: Бе-бе-бе-бе-бе. Ну. я так не играю (огорченно). Я прилетел с ними пошалить, а они меня даже не замечают.
Воспитатель: Ой, Карлсон, здравствуй! Как хорошо, что ты прилетел…
Карлсон( перебивая): Пошалим?
Подходит к связке с шарами и лопает один из них.
Карлсон ( восторженно): Вы видели, а? Как бабахнул воздушный шарик! Так громко, даже уши заложило! Интересно, откуда такой громкий звук?
Воспитатель: А я знаю, откуда этот звук взялся.( интригующе). А вы хотите узнать?
Дети и Карлсон соглашаются.
Воспитатель: То, что ты называешь « бабахнул» - это воздух вылетел из шарика.
Карлсон: Как вылетел? Куда вылетел?
Воспитатель: Сюда, к нам. Он повсюду! (показать жестом).
Карлсон: А я его не вижу. А вы, ребята видите? (обращается к детям).
Я же говорю, что его никто не видит! Значит его нет!
Воспитатель: Скажите, вы фокусы любите? (обращается ко всем)
Карлсон с детьми соглашаются.
Воспитатель: Тогда приглашаю всех к этому столу.
ОПЫТ 1. Обнаружение воздуха при помощи пакета.
Звучит оркестровая композиция Д.Эленгтона « Караван».
Воспитатель: Что у меня в руках? (пакет)
В нем что - нибудь лежит? (дети высказывают свои предположения)
Воспитатель предлагает детям хорошенько рассмотреть пакет. Музыка звучит громче и воспитатель показывает « фокус» с пакетом:
- показывает со всех сторон,
- складывает в несколько раз,
- взмахивает пакетом, ловя воздух, закручивает пакет.
Воспитатель: Что вы теперь скажете? И теперь пакет пустой? (дает потрогать детям и Карлсону надутый пакет). Почему пакет стал похож на подушку? (подвести высказывания детей к тому, что в пакете воздух)
Воспитатель: В пакете воздух, он занял все пространство в пакете, что пакет стал похож на подушку.
Карлсон: Дайте – ка, я посмотрю. Я все равно ничего не вижу! Ребята, поглядите сами! (предлагает детям посмотреть сквозь пакет).
Воспитатель: Карлсон, ты все сомневаешься. Я сейчас проткну пакет острой палочкой .Подставьте свои щечки ( воспитатель прокалывает пакет, подносит пакет к Карлсону и к каждому из детей, давая тем самым почувствовать струю воздуха).
Воспитатель: Расскажите о своих ощущениях. (дети рассказывают, что чувствуют холодок, ветерок, воздух).
Карлсон: Как здорово! Я чувствую воздух!
Воспитатель: Из пакета выходила струйка воздуха. Воздух нельзя увидеть, но можно его почувствовать.
В это время Карлсон незаметно подходит к столу, где стоят стаканы с водой и соломинки для коктейля
Воспитатель: Скажите, ребята, а внутри нас есть воздух? ( дети высказывают свои предположения). В это время Карлсон начинает дуть в через соломинку в воду и пускать пузыри.
Воспитатель: Карлсон, ты чем занят?
Карлсон: Шалю я, шалю! Идите сюда, будем вместе шалить!
Воспитатель: Будем шалить с Карлсоном? Но шалить мы будем с пользой.
ОПЫТ 2. Обнаружение воздуха при помощи соломинки для коктейля.
Звучит музыка из к/ф « Усатый нянь» Детский смех. Дети вместе с Карлсоном пускают пузыри в стакане с водой.
Воспитатель: Как здорово у вас получается. Вода в стаканах просто бурлит.
Почему так произошло? ( дети говорят что это выходил воздух из трубочки)
Откуда вы взяли воздух что бы дуть в трубочки? ( подвести детей к тому , что необходимо сначала вдохнуть воздух, а потом его выдохнуть в трубочку).
Верно, сначала мы вдыхаем воздух через нос , он попадает к нам в легкие, затем мы его выдыхаем в трубочку и получаются пузырьки. Мы с вами дышим, а значит воздух находится в нас.
Карлсон: Давайте поиграем в игру «Водолаз».
Воспитатель: А это как?
Карлсон: Кто дольше сможет продержаться без воздуха под водой. Для этого нужно крепко зажать нос руками и еще крепче сжать губы. (дети предварительно « готовят» организм к «погружению» - делают вдох – выдох три раза, затем приседают – «погружаются» и сидят на корточках кто сколько сможет. Кто не сможет дольше просидеть « всплывают» - встают).
Дети играют с Карлсоном. Карлсон первым сдается.
Карлсон: Все, я не могу. Голова закружилась.
Воспитатель: Это потому, что человеку для жизни необходим воздух, как и всему живому на земле. Карлсон, ты в футбол любишь играть?
Карлсон (важно): Да! Я самый лучший футбольщик!
Воспитатель: Ну, во первых, не «футбольщик», а футболист. А во-вторых, мяч нужно забить в ворота не касаясь до него ни руками, ни ногами. Ребята, кто-нибудь из вас догадался как это сделать (дети отвечают, что нужно дуть на мячик)
ОПЫТ 3. Воздух движет предметы.
Звучит музыка из к/ф «Усатый нянь». Переполох. Воспитатель объясняет детям как правильно забить мяч в ворота. Дети начинают играть в «Воздушный футбол» вместе с Карлсоном.
Воспитатель: Весело играли. Как вам удалось так ловко забивать в ворота мяч? (дети говорят, что они дули на мячик ). Значит воздух помог нам играть, он двигал мячик.
Карлсон: Что - то я заигрался с вами. Мне к Малышу пора. Полечу, расскажу обо всем что узнал. До встречи! Еще увидимся!
Карлсон « улетает». Дети машут ему в след. Воспитатель обращается к детям.
Воспитатель: Весело провели время. Я думаю это не последняя встреча с Карлсоном. Он обещал вернуться. Ребята, как вы думаете , о чем может рассказать Карлсон Малышу? ( воспитатель подводит детей к самостоятельному выводу: воздух везде, его нельзя увидеть, но можно почувствовать; при помощи воздуха можно пускать пузыри и передвигать
мячик, без него нельзя дышать)
Воспитатель: Хотите еще поиграть с воздухом? Тогда пойдем одеваться на улицу, возьмем с собой вертушки и будем играть.
Приложение 1
Картотека игр - экспериментов.
Тени на стене.
Вечером, когда стемнеет, включите настольную лампу и направьте её на стену. При помощи кистей рук вы получите на стене тень лающей собаки, летящей птицы и т.д. Можно использовать различные предметы и игрушки.
Игры со светом и тенями:
Солнечный зайчик.
Выбрав момент, когда солнце заглядывает в окно, поймайте с помощью зеркальца лучик и постарайтесь обратить внимание малыша на то, как солнечный «зайчик» прыгает по стене, по потолку, со стены на диван и т.д. Предложите поймать убегающего «зайчика». Если ребёнку понравилась игра, поменяйтесь ролями: дайте ему зеркало, покажите как поймать луч, а затем встаньте у стены. Постарайтесь «ловить» пятнышко света как можно более эмоционально, не забывая при этом комментировать свои действия: «Поймаю- поймаю! Какой шустрый зайчик – быстро бегает! Ой, а теперь он на потолке, не достать… Ну - ка заяц, спускайся к нам!» и т.д.
Смех ребёнка станет вам самой лучшей наградой.
Игры с красками:
Смешиваем краски.
Смешивая краски, мы получаем возможность создавать новые цвета. Для этого можно сливать воду разных цветов в одном стакане, либо растворять в стакане с чистой водой поочерёдно несколько красок, можно смешивать краски, используя палитру. Так, из жёлтого и красного цветов получаем оранжевый, из синего и жёлтого - зелёный, из красного и синего -фиолетовый и т.д.
Рисование на мокром листе.
Незабываемые ощущения может подарить процесс рисования акварельными красками на мокром листе. Для этого на стол или на пол постелите клеёнку. Намочите плотный лист бумаги для акварели (кисточкой или просто окунув в тазик с водой) и положите на клеёнку пригладив губкой. Окуните кисточку в одну из красок и осторожно проведите по бумаге. Продолжайте, используя другие цвета. Как бы случайно можно провести по рисунку кисточкой с одной водой, без краски - вода создаст на листе нежные, размытые, светлые полутона.
Игры со льдом:
Тает льдинка.
Положите кусочек льда на ложку и подогрейте его над пламенем свечи: «Посмотри, вот лёд. Давай его подогреем на огне. Где же лёд? Растаял! Во что лёд превратился? В водичку!». В прозрачную стеклянную кружку или стакан налейте горячую воду (её можно подкрасить), опустите кусочек льда и понаблюдайте, как быстро он тает. Можно взять несколько стаканов и понаблюдать, как по-разному тает лёд в воде разной температуры.
Ледяные фигуры.
Замораживайте воду не только в специальных формочках, но и в других ёмкостях. Используйте для этого пластиковые стаканчики, формочки из-под конфет т.д., чтобы получить разнообразные ледяные формы разного размера. Используйте их как конструктор - выкладывайте узоры (лучше на однородном цветном фоне). Сложите из кусков льда ледяную пирамидку или домик.
Игры с воздухом:
Кто играет ленточками?
На веранде воспитатель раздаёт детям султанчики. Предлагает послушать: шуршат ли бумажные ленты? Шевелятся ли они? Подчёркивает: ленты не шевелятся, не шуршат.
Предлагает: «Поиграем ленточками» (делает различные движения). Подчёркивает, что это мы играем лентами. Затем предлагает тихо постоять и посмотреть: а теперь играют ленты?
После этого предлагает выйти с веранды и тихо постоять, обращает внимание на ленты: кто играет ими? Обращается к детям: «Аня, кто играет твоими лентами? Сережа, ты не играешь своими лентами? А кто ими играет?». Подводит детей к выводу: это ветер играет ленточками.
Игра с теплом:
Кто нагрел предметы?
На прогулке воспитатель показывает детям зайчика и говорит: «Зайчик прыгнул на скамейку. Ах, как тепло! Потрогайте скамеечку, какая она: тёплая или нет? Кто её нагрел? Да, солнышко! Пришла весна. Солнышко сильно греет - нагрело и скамейку. Теперь зайчик прыгнул на качели». Дети вместе с воспитателем обходят участок и выясняют, что тёплыми стали стол, стена здания и т.п. «Кто нагрел всё это?» - спрашивает воспитатель.
Можно посадить зайчика на скамейку и через некоторое время убедиться, что и зайчик стал тёплым. «Кто его согрел?».
Игра с магнитом:
Опыт №1. Перед его проведением рассказываем о том, что магнит обладает одним очень необычным, можно сказать, волшебным свойством (каким именно, дети узнают благодаря экспериментированию). Перед каждым ребёнком на столике стоит одноразовая пластмассовая тарелка, на которой лежит скрепка. Как можно двигать скрепку, не дотрагиваясь до неё? (Водим небольшим магнитом по внешней стороне дна тарелки).
Опыт №2. Притягиваем скрепку магнитом обычным способом. Затем поочерёдно кладём на неё лоскут ткани, бумагу и каждый раз пробуем взять скрепку при помощи магнита.
Опыт №3. Опускаем скрепку на дно ёмкости с водой и выясняем, мешает ли вода магниту «работать».
Опыт №4. На подносе у педагога лежат разнообразные предметы. Каждый ребёнок при помощи магнита определяет, какие из них железные.
Опыт №5. У педагога есть волшебная варежка (внутри прикреплён магнит, о чём не знают дошкольники). Детям предлагается повторить опыт №4, но уже при помощи варежки. Как они думают, в чём её волшебство?
Опыт №6. Выберите ребёнка, который будет магнитом. Попросите, чтобы он встал перед группой. Другие дети подходят к магниту по одному и сообщают магниту, из чего они сделаны. Если какой – либо ребёнок объявляет себя металлическим, магнит кладёт свои руки на плечи этого ребёнка, прижимает его к себе и говорит: «Я тебя притягиваю». Если ребёнок не является металлическим, магнит тоже кладет руки на плечи этого ребёнка, но за тем снимает их, говоря: «Я тебя не притягиваю». Позвольте каждому ребёнку самому решать, из чего он сделан. В заключении делаются выводы, что железо обладает особым свойством - притягивается магнитами.
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Физкультминутка
Раз-два, стоит ракета. (дети поднимают руки вверх)
Три-четыре, скоро взлет. (разводят руки в стороны)
Чтобы долететь до солнца (круг руками)
Космонавтам нужен год. (берется руками за щеки, качает
головой)
Но дорогой нам не страшно (руки в стороны, наклоны
корпусом вправо-влево)
Каждый ведь из нас атлет (сгибают руки в локтях)
Пролетая над землею (разводят руки в стороны)
Ей передадим привет . (поднимают руки вверх и машут)
Воспитатель: Ребята, вот мы с вами в космосе! А сейчас мы поиграем в игру: «Посмотри в иллюминатор».
Если мы назовем отгадку правильно, то сможем ее увидеть в иллюминаторе.
Дети загадывают загадки:
Давайте отгадаем, что видит в иллюминаторе Вадим .
1.По тёмному небу рассыпан горошек
Цветной карамели из сахарной крошки,
И только тогда, когда утро настанет,
Вся карамель та внезапно растает. (Звёзды-фото)
Воспитатель: А какие бывают звёзды? (маленькие, блестящие). В какое время суток мы видим звёзды? (Ночью).
Давайте отгадаем, что видит в иллюминаторе Влад.
2.Ни начала, ни конца,
Ни затылка, ни лица.
Знают все, и млад и стар,
Что она – большущий шар. (Земля- фото)
Воспитатель: На какую геометрическую фигуру и форму похожа наша Земля? (Круг, шар). Что на ней растёт? ( Деревья, кустарники, цветы, трава). Кто живёт? (Животные, птицы, насекомые, люди). А что еще есть на нашей планете? (Реки, озёра, горы).
Давайте отгадаем, что видит в иллюминаторе Полина.
3.Когда все дети вечером ложатся спать,
На небе звёзды начинают в мяч играть.
Тот жёлтый мяч там скачет до утра.
Ну, отгадали? Этот мяч - ... (Луна- фото)
Воспитатель: Ребята, каким цветом луна? (Белая). Какую форму напоминает луна? ( круг). А ещё какая луна? (большая). В какое время суток видно луну? (Ночью)
«У Луны есть одна замечательная особенность: она каждый день меняет свой вид. То она появляется как узкий серпик (тогда ее называют «месяц»), то похожа на шар (говорят: «Луна»). Это происходит из - за того, что наша планета Земля все время вращается.
Давайте отгадаем, что видит в иллюминаторе Злата.
4.Бродит одиноко
Огненное око.
Всюду, где бывает,
Взглядом согревает. (Солнце-фото)
Воспитатель: Каким цветом солнце? ( Жёлтое, красное). А для чего нам нужно солнце? ( Чтобы было тепло людям, животным, птицам, растениям) На какую геометрическую фигуру похоже солнце?( Круг)
Ребята вот и прилетели мы Луну. Нас встречают Лунтики.
Лунтики: Незнайка и ребята мы очень рады вас встретить».
Незнайка: я получил ваше письмо и мы с ребятами прилетели к вам.
Воспитатель: Давайте вместе с ребятами и Незнайкой потанцуем?
Лунтики: Мы очень любим танцевать.
Дети с Незнайкой и Лунтиками исполняют танец из мультфильма «Смешарики на Круглой Планете».
Лунтики: Нам очень понравилось с вами и веселиться.
Ребята: А мы хотим вам рассказать о нашей планете Земля. (Дети рассказывают по мнемотаблицы).
Дети: До свидания!
Дети садятся в ракету и имитируют полет и приземление ракеты.
Воспитатель: Я рада приветствовать Вас на нашей земле. Незнайка тебе понравилось наше путешествие?
Незнайка: Спасибо ребята, я узнал много нового и интересного. Побегу и расскажу всем своим друзьям. До свидания!
Заключительная часть:
Подведение итога занятия.
- Ребята, давайте вспомним, что мы сегодня с вами делали?
(Воспитатель подсказывает, детям если они затрудняются с ответом).
- Сегодня мы с вами вспомнили, что 12 апреля вся страна отмечает День Космонавтики.
- Как звали первого космонавта? (Ю.А. Гагарин).
- Вам понравилось путешествие?
Использованная литература:
Иллюстрации: www.Yandex.ru
Е.Паникова, В.Инкина «Беседы о космосе», М., Сфера, 2010г.
Баныкин Н.П. « Детям о космосе, земле и человеке». Омск 1992г.
Калашников В. Звезды и планеты. Из-во: Белый город. 2006 г.
Козлова С.А. Я – человек. Программа социального развития ребенка. М., 2003 г.
Космос . Демонстрационный материал для фронтальных занятий.. М., 2004 г.
Левитан Е.П. Малышам о звездах и планетах. М., 1981 г.
Паникова Е.А. Инкина В.В. . М., Сфера. 2010 г.
Программа воспитания и обучения в детском саду. Под ред. М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой. Москва. “Мозаика-Синтез”. 2005
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мои наработки
Конспекты комплексных занятий в старшей группе....
Мои наработки
Конспекты комплексных занятий в старшей группе....
Методические наработки
Развивающие игры. В помощь родителям и педагогам...
Представляю вашему вниманию свои наработки, материалы из опыта работы, которыми с удовольствием поделюсь.
Конспект занятия автоматизация звука [л] Приложение к конспекту автоматизация звука [л]Конспект занятия дифференциация звуков [ж] [ш]Памятка для родителей дошкольникаАртикуляторно-акустичес...
Педагогические наработки
Рабочая программа воспитателя,родительские собрания,работа с родителями,детские работы...
"Народные праздники на Руси" сценарная наработка
"Народные праздники на Руси" сценарная наработка...
План работы по экспериментальной деятельности дошкольников 4-5 лет. Наработки и подборка материалов по данному плану.
План разработан для средней группы детского сада по теме проекта "Знайка" . Этот проект по экспериментальной деятельности в ДОУ разрабатывался на 2013-2014 гг и был успешно опробирован в нашей г...