Мои наработки
план-конспект занятия (старшая группа) по теме
Конспекты комплексных занятий в старшей группе.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Департамент образования города Москвы
Юго-Западное окружное управление образования
Государственное образовательное учреждения комбинированного вида детский сад №1068
КОНСПЕКТ
Занятия по ознакомлению с природой с элементами экспериментирования в старшей группе
«Всё ли мы знаем о воздухе»
Заварзина Алена Игоревна – воспитатель
Москва, 2011
Цель: познакомить детей с понятием «воздух», его свойствами и ролью в жизни человека
Программное содержание:
Познакомить детей со свойствами воздуха: легкий, прозрачный;
Научить детей проводить экспериментальную деятельность воздухом;
Познакомить детей со способами обнаружения воздуха;
Развивать интерес к исследовательской деятельности;
Развивать связную речь при ответах на вопросы;
Дать детям представление о значении воздуха для жизни человека;
Воспитать бережное отношение к воздуху.
Материалы и оборудование: емкость с водой, прозрачные стаканчики, трубочки для коктейля, воздушные шарики, палочку длиной 60 см., нитка, полиэтиленовый пакет, кусочек пластилина и бумажка, салфетки, скатерть.
Организация детей на занятие:
Первая часть занятия базируется на экспериментальной работе.
Чтобы данная работа была результативной, необходимо соблюдать следующие правила:
- перед проведением опыта сформулировать перед детьми цель.
- вместе с детьми найти пути ее достижения
- после проведения опыта необходимо привлечь детей к формулированию вывода его результата.
Ход занятия:
Организационный момент.
Воспитатель:
- Ребята, к вам в детский сад пришло письмо. Как вы думаете от кого оно?
(демонстрация конверта)
Дети.
- От Незнайки
- Давайте посмотрим, правда оно пришло от Незнайки.
- Ребята, почему его называют Незнайка?
Дети.
- Потому что он ничего не знает
Воспитатель:
- Правильно, и наверное, он обращается с просьбой о помощи, чтобы что-нибудь узнать. Сейчас я достану письмо и прочитаю.
(чтения письма)
« Привет, пишет вам Незнайка. Я знаю, что мы с вами дышим воздухом, но никто не видел этот воздух, может его и нет вовсе. Ребята, помогите мне, расскажите мне о воздухе, докажите что он все-таки есть, и расскажите мне почему его называют невидимкой». Незнайка
Воспитатель:
- Ребята, поможем Незнайке узнать действительно воздух невидимый или его можно увидеть??
Дети.
- Да
Воспитатель:
- Давайте ответим на самый первый вопрос Незнайки, почему воздух называют невидимкой?
Дети.
- Потому что он невидимый.
Воспитатель:
- Нет, ребята, он не невидимый, он прозрачный, поэтому через него все видно. А что ещё бывает прозрачным?
Дети.
- Стекло на окне, стаканы, стекла очков
Воспитатель:
- Правильно.
- Тогда приступим к работе, будем изучать свойства воздух, для того рассказать Незнайке какой он. Проверим это на опыте.
Основная часть.
Опыт №1.
Воспитатель показывает стаканчик, спрашивает, есть ли в нем что-нибудь. Предлагает детям взять свои стаканчики, изучить их. Затем предлагает детям медленно опустить стаканчик вверх дном в миску с водой, при этом нужно держать стаканчик очень ровно. Понаблюдать попадает вода в стакан или нет. Сделать вывод: в стакане есть воздух, который не пускает воду в стакан.
Опыт №2.
Воспитатель предлагает детям взять этот же стаканчик и наклеить на его дно при помощи пластилина кусочек бумажки. Обязательно дать детям потрогать бумажку, для того чтобы убедиться что она действительна сухая. Затем предлагает детям медленно опустить стаканчик вверх дном в миску с водой, при этом нужно держать стаканчик очень ровно. Понаблюдать попадает вода в стакан или нет, намокнет бумажка или нет. Сделать вывод: воздух в стакане не пустил воду, и поэтому бумажка не намокла.
Опыт №3
Воспитатель предлагает детям опустить стаканчик вверх дном в мисочку с водой, а затем медленно наклонить его. Понаблюдать что происходит. Сделать вывод: воздух выходит, а его место занимает вода.
Воспитатель:
- Ребята, все дышат воздухом: люди, животные, растения, поэтому воздух должен быть чистым, от чистоты воздуха, ребята, зависит наше с вами здоровья, поэтому люди сажают деревья, кустарник, чтобы очистить воздух. А как проверить что мы дышим? Нужно поднести ладошку к носу и подышать, чувствуете тепло на вашей ладошке?
Дети.
- Да
Воспитатель:
- А теперь давайте подышим ртом, ощущаете тепло на ладошке?
Дети.
- Да
Воспитатель:
- Значит и носом и ртом мы с вами дышим одинаково, и выходит воздух, который мы ощущаем на ладошке. А теперь давайте попробуем «подышать» в воду, посмотрим получиться у нас это сделать.
Опыт №4
Воспитатель предлагает детям взять трубочки для коктейля, вставить в мисочку с водой и аккуратно подуть в неё. Понаблюдать что происходит. Сделать вывод: воздух, который мы выдуваем, пытается вытеснить воду и образуется в пузырьки.
Воспитатель:
- Ребята, воздух есть везде вокруг нас, и это легко проверить.
Опыт №5.
Воспитатель раздает полиэтиленовый пакет и предлагает детям поймать в него воздух. Сделать вывод: воздух везде и его можно поймать.
Воспитатель:
- Нам с вами удалось поймать в пакет воздух- невидимку. А ещё воздух можно услышать. Как это можно сделать?
Дети.
- посвистеть, подуть.
Воспитатель:
- Я предлагаю вам провести опыт, чтобы проверить, как можно услышать воздух.
Опыт № 6
Воспитатель раздает детям пластиковые бутылки, предлагает приставить ее к нижней губе и подуть в ее горлышко. Понаблюдать что происходит. Сделать совместный вывод с воспитателем: струя воздуха которую мы выдыхаем, попадает на стенки бутылки, ударяется о них и издает звук.
Воспитатель:
- Смогли мы услышать воздух?
Дети.
- Да.
Воспитатель:
- А на Луне, ребята, нет воздуха, если люди будут разговаривать, не услышат друг друга.
Физкультминутка.
Всюду воздух летает смело
- руки в сторону махи, имитируя полет птицы
И по делу и без дела
- руки в исходном положении поворот влево и вправо
По дороге поднял пыль
И танцует с ней кадриль
- покружиться
Если мельницу он встретит
Крылья мельнице завертит
- круговое движения рук «мельница»
А в жару он набежит-
Нас прохладой освежит.
- легкие махи кистями перед лицом.
Воспитатель:
- Сейчас мы с вами ребята немного порисуем. Я раздам вам листочки. На них вы раскрасите где бывает воздух, и подчеркнете те свойства воздуха, с которыми мы сегодня познакомились.
Воспитатель:
- Наша занятие окончено, в благодарность за помощь Незнайка прислал вам маленькие подарочки.
Предварительный просмотр:
Департамент образования города Москвы
Юго-Западное окружное управление образования
Государственное образовательное учреждения комбинированного вида детский сад №1068
КОНСПЕКТ
Занятия по ознакомлению с природой с элементами экспериментирования в старшей группе
«Всё ли мы знаем о песке и глине»
Заварзина Алена Игоревна – воспитатель
Москва, 2010
Программное содержание:
Цель: закрепить и систематизировать знания детей о свойствах песка, глины
Образовательные задачи:
Познакомить детей со свойствами песка и глины: сыпучесть, пропускаемость воды, впитываемость.;
Познакомить детей с различными видами глины: коричневая, голубая, серая, белая;
Дать представление об использовании песка, глины, человеком.
Развивающие задачи:
Развивать связную речь при ответах на вопросы;
Обогащать словарь детей словами: рыхлый, сыпучий, песчинки,
Развивать творческое воображение при лепке верблюда из глины.
Развить мелкую моторику.
Воспитательные:
Воспитывать чувство сотрудничество и умение работать в группе по 2 человека;
Формировать эстетическое отношение к почве родной природы;
Воспитать трудолюбие, аккуратность.
Материалы и оборудование: стаканчики с песком и глиной для каждой подгруппы, стаканчики с водой, пластмассовые тарелки, палочки, трубочки для коктейлей, фартуки, салфетки, письмо от верблюда.
Организация детей на занятие:
Первая часть занятия базируется на экспериментальной работе, поэтому целесообразно провести его подгруппой.
Чтобы данная работа была результативной, необходимо соблюдать следующие правила:
- перед проведением опыта сформулировать перед детьми цель.
- вместе с детьми найти пути ее достижения
- после проведение опыта необходимо привлечь детей к формулированию вывода его результата.
Ход занятия:
Организационный момент.
Воспитатель:
- Ребята, к нам в детский сад пришло письмо. Как вы думаете от кого оно?
(демонстрация конверта)
Дети.
- От верблюда
- Давайте посмотрим, от кого, и правда, ребята, оно пришло от верблюда из пустыни.
(чтение от кого пришло письмо)
- Письмо пришло от Верблюда Дромадера, так зовут всех одногорбых верблюдов.
(чтения письма)
«Здравствуйте, дорогие ребята! Пишет вам из жаркого пустынного края одногорбый Верблюд Дромадер. Вокруг меня одни пески: они сыпучие, сухие, при сильном ветре поднимаются вверх и застилают глаза. По песку трудно ходить, поэтому человек путешествует по пустыне на моей спине. А что вы ребята знаете про песок? Я слышал, что есть глинистая почва, по ней, наверное, легче передвигаться. Ребята, расскажите мне о глине. Верблюд Дромадер.»
Воспитатель:
-Ребята, а что вы знаете о песке?
Дети:
- он сыпучий, сухой, легкий
Воспитатель:
- Ребята, давайте это проверим на опыте.
Воспитатель:
- Тогда приступим к работе, будем изучать песок и глину и сравнивать их. Прежде чем начнем, давайте наденем фартуки и засучим рукава.
Основная часть.
Опыты проводятся в подгруппе из 2 человек.
Опыт №1
Воспитатель предлагает детям взять стакан с песком, высыпать его аккуратно в мисочку; понаблюдать, как высыпался песок; потрясти его из стороны в стороны, проверить, что он легко рассыпается, рассмотреть песчинки, какие они и как они «лежат» друг с другом плотно или нет. Сделать вывод: песок сыпучий, и песчинки лежат в нем отдельно друг от друга.
Опыт №2
Детям предлагается взять пустую мисочку и стаканчик с глиной, высыпать её аккуратно в мисочку; пронаблюдать как высыпалась; потрясти из стороны в сторону; проверить, что глина плохо пересыпается из стороны в сторону; рассмотреть глину. Сделать вывод: глина - не сыпучая, и песок сыплется легче чем глина, и поэтому его называют сыпучий, а глина сыплется комочками.
Опыт №3
Детям предлагается взять трубочку, и по очереди, аккуратно подуть на песок, а затем на глину. Сделать вывод песок легкий, и легко передвигается от воздуха, глина - тяжелая, и не передвигается; песок легче раздувается чем глина.
Опыт №4.
Детям предлагается поставить две миски перед собой с песком и глиной. Взять две палочки и попробовать их «посадить» в песок и глину. Один ребенок «сажает» палочку в песок, другой в глину, затем меняются. Сделать вывод: в песок «посадить» палочку легче, чем в глину, т.к. глина твердая.
Опыт №5
Детям предлагается взять стаканчик с водой, аккуратно вылить воду сначала в глину, затем в песок. Сделать вывод: вода быстрее впитывается в песок, а в глине она «стоит».
Опыт №7.
Детям предлагается взять палочки и попробовать их «посадить» в мокрый песок и в мокрую глину. Сделать вывод: палочку «посадить» в мокрую глину, в мокрый песок тяжелее.
Воспитатель.
- Ребята, мы с вами делали опыты с коричневой глиной, которую чаще всего используют в строительстве, а есть еще серая и голубая, из которой изготавливают различную посуду. Давайте рассмотрим серую.
Дети:
(Рассматривают, щупают, сравнивают с коричневой глиной)
Воспитатель:
- А теперь давайте сами попробуем превратиться в глину и песок, но для этого давайте сначала вытрем руки об влажные салфетки и выйдем на коврик.
Физкультминутка:
Выходите на коврик. Вокруг себя повернитесь и в песчинки превратились. Присели все на корточки
«Дунул сильный ветерок, натворил переполох,
Легкие песчинки – поднял он как пушинки,
И закружил легко.
Но ветер вдруг угомонился, песчинки разом приземлились»
Вокруг себя повернитесь и в глину превратитесь.
«Разгулялся ветерок, поднял снова переполох,
Но глины толстые куски, не поднять ему никак.
Будем дружненько стоять!»
Воспитатель:
- Молодцы ребята мы с вами как артисты сами попробовали стать песчинками песка и глины.
Воспитатель:
- Ребята, а давайте нашему другу Верблюду Дромадеру сделаем подарок: друзей – верблюдов из глины, и отправим их по почте в далекую пустыню. Лепить друзей мы будем за этими столами, сидя подгруппой из 2 человек. Одна подгруппа будет лепить за этим столом, другая вот за этим.
Беседа с детьми, из каких частей состоит верблюд, опираясь на фотографию, которую прислал Дромадер.
- Можно приступать к работе, пододвиньте каждый к себе тарелочку с глиной и смело принимайтесь за работу, сначала лучше всего начать лепить с туловища, скатать колбаску, вытянуть хвостик, затем из ещё одного кусочка глины сделаем горб и налепим его сверху на туловище. Слепим длинную колбаску и сделаем из нее шею и голову, соединим их с туловищем, примажем эти детали. Слепим ему 4 лапы, соединим их с туловищем и сожмем на конце, чтобы нашему верблюду было удобнее ходить по пустыне.
Воспитатель:
- Давайте поставим ваших верблюдов и все вместе посмотрим, какие они получились.
- У перовой группы они получились……
- У второй получились ……..
- Я уверена наши верблюды очень понравятся нашему другу, но только перед тем как мы их отправим, нужно чтобы они подсохли, и тогда они станут крепкими и с ними нечего не случиться в дороге, поэтому пусть они постоят и подсохнут в нашей группе.
Подведение итогов.
Воспитатель.
- Давайте, ребята, вспомним, чем мы сегодня занимались
- Наше занятие окончено, идите мыть руки.
Предварительный просмотр:
Департамент образования города Москвы
Юго-Западное окружное управления образования
Государственное образовательное учреждения комбинированного вида детский сад №1068
КОНСПЕКТ
Комплексное занятие по развитию речи, экспериментированию и ручному труду, в старшей группе
«Сказочные истории снеговика»»
Заварзина Алена Игоревна – воспитатель
Москва, 2009
Программное содержание:
Образовательные задачи:
1. Показать детям, в каком виде существует вода - эксперименты с водой, паром, льдом.
2. Закрепить умение в технике барельеф.
3. Познакомить детей с новым материалом для лепки (пластилин мелкозернистый).
Развивающие задачи:
1. Развитие связной речи при ответах на вопросы.
2. Развития грамматического строя речи.
3. Обогащение словаря словами лед, пар, кипяток.
4. Развивать творческое воображение при работе с новым видом пластилина.
Воспитательные.
1.Воспитывать чувство, отзывчивость и умение работать в коллективе.
2.Формировать эстетическое отношение к зимним явлениям.
3. Воспитание трудолюбия.
Материал для занятия.
Для проведения опытов - мисочки, льдинки, термос с кипяченой водой. Белый или нежно - голубой картон, масса для лепки (мелкозернистый пластилин), изображение ледяных фигур сухие и влажные салфетки, ложечка для раздачи снега, снеговик, конверт с письмом, мешок (с подарками), музыка.
Организация детей на занятие:
Первая часть занятия базируется на экспериментальной работе, поэтому целесообразно провести его подгруппой.
Чтобы данная работа была результативной, необходимо соблюдать следующие правила:
- перед проведением опыта сформулировать перед детьми цель.
- вместе с детьми найти пути ее достижения
- после проведение опыта необходимо привлечь детей к формулированию вывода его результата.
Ход занятия:
Воспитатель:
- Ребята, когда я шла к вам в детский сад, то встретила почтальона, который мне передал для вас конверт.
(демонстрация конверта)
- Давайте посмотрим, от кого пришло оно.
(чтение от кого пришло письмо)
- Письмо пришло от Снеговика, прочитаю, что он там нам пишет.
(чтения письма)
« Здравствуйте дорогие ребята, пишет вам снеговик из далекого леса. Хочу вам рассказать, какие со мной приключились истории:
- Однажды я стоял в лесу на полянке, радовался блестящему снегу, радовался трескучему снегу, но прилетела сорока, и сказала, что обещают потопление, и что я тогда растаю, и останется от меня только одна вода. И теперь я стаю и думаю, из чего я сделан, что могу превратиться в воду, а самое главное, почему я растаю.»
- Поможем ребята снеговику разобраться?
Дети:
- Да
Воспитатель:
- Из чего сделан снеговик?
Дети:
- Из снега
Воспитатель:
- А из какого снега можно сделать снеговика?
Дети:
- Из липкого
Воспитатель:
- Правильно, а если на улице будет морозно, мы сможем слепить снеговика?
Дети:
- Нет.
Воспитатель:
- Почему?
Дети:
- Потому что, когда морозно снег не липкий, а рассыпчатый и он не лепиться.
Воспитатель:
- Правильно дети молодцы.
- А из чего состоит снег?
Дети:
- Из воды.
Воспитатель:
- Правильно ребята, из воды, и давайте это проверим. Сейчас я положу вам на ладошки немного снега, и мы посмотрим что с ним произойдет (детям на ладошки кладется немного снега и дети наблюдают что с ним произойдет). Что произошло со снегом?
Дети:
- Он растаял.
Воспитатель:
- И во что он превратился?
Дети:
- он превратился в воду.
Воспитатель:
- Давайте с вами сделаем вывод: снег это …..
Дети:
- Вода.
Воспитатель:
Вот ещё одна история, которую нам хочет рассказать снеговик в своем письме:
«Вот как ещё со мной приключилась история: стою я на полянке, мимо меня пробегают два ушастых зайца и посоветовали мне превратиться в снеговика изо льда, я буду таким же красивым как эти ледяные фигуры, помогите мне ребята, пожалуйста, может мне стать ледяным?»
- Поможем ребята снеговику?
Дети:
- Да.
Воспитатель:
- Ребята из чего состоят эти ледяные фигуры?
Дети:
- Изо льда
Воспитатель:
- А из чего состоит лед?
Дети:
- Из воды
Воспитатель:
- Правильно, давайте теперь это проверим. Я раздам вам маленькие льдинки и посмотрим, что с ними произойдет. (детям раздаются льдинки). Что с ними происходит?
Дети:
- Они тают.
Воспитатель:
- Правильно, они тоже растаяли и во что превратились?
Дети:
- В воду.
Воспитатель:
- Давайте сделаем вывод лед это ….?
Дети:
- лед – это вода
Воспитатель:
- Поможем ли мы снеговику, если он будет изо льда?
Дети:
- Нет.
Воспитатель:
-Почему?
Дети:
- Потому что лед тоже тает и превращается в воду.
Воспитатель:
- Правильно
- Снеговик продолжает рассказывать свои истории:
« А ещё однажды пролетал молодой ветерок, и предложил мне стать таким же не видимым как он, помогите мне ребята, понять, как мне стать невидимым».
- Поможем, понять?
Дети:
- Да, поможем.
Воспитатель:
- Сейчас вы увидите что произойдет. Это термос, в нем кипяток, кипяток – это очень горячая вода, я приложу к нему зеркальце, смотрите из термоса вышел пар, и попал на зеркальце и остался там в виде капелек воды. Пар ребята, это тоже вода.
- Молодцы мы ребята, мы показали снеговику, что он все таки состоит из воды, но мы же его ребята любим не водяного, парового а такого какой он есть – из снега, и давайте ему сделаем ему подарок – снежинки, из которых он состоит.
- Прежде чем мы преступим к работе я вам предложу игру «Снежок», я буду проговаривать слова и делать движения, а вы будете повторять за мной:
Физкультминутка.
Раз, два, три четыре, Загибают пальчики,
Мы с тобой снежок лепили «лепят снежок
Круглый, крепки, очень гладкий показывают большой круг,
сжимаю ладони в кулак
гладят одной ладонью другую
И совсем – совсем не сладкий. Грозят пальчиком
Раз – подбросим. «Подбрасываю»
Два – поймаем. «Ловят»
Три – уроним. «Роняют»
И…..сломаем Топают
Дети:
Выполняют движения со словами.
Воспитатель:
- Молодцы ребята. Теперь присядем на свои места, и будем делать снеговику подарок – красивые снежинки.
- Но снежинки у нас будут не простые они из пластилина, но не обычного, а с маленькими шарика внутри. У вас на столах лежат листы картона, с нарисованной снежинкой, и пластилин из которого будем лепить. Возьмите кусочек пластилина и налепите его на нарисованную снежинку, так нужно сделать до конца, чтобы вся снежинка получилась ровная и красивая.
Дети:
Дети вылепливают снежинки.
Воспитатель:
- Давайте, разложим ваши снежинки на коврике и посмотрим, какие у нас получились снежинки. Давайте каждый возьмет свою снежинку, и по очереди положим их в конверт и отправим снеговику.
- В благодарность снеговик прислал вам подарки.
(Детям раздаются сувениры)
Подведение итогов.
- Давайте, вспомним, чем мы сегодня с вами занимались?
(ответы детей – рассматривали три вида воды, делали снежинки)
- Молодцы, занятие окончено.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мои наработки
Конспекты комплексных занятий в старшей группе....
Методические наработки
Развивающие игры. В помощь родителям и педагогам...
Представляю вашему вниманию свои наработки, материалы из опыта работы, которыми с удовольствием поделюсь.
Конспект занятия автоматизация звука [л] Приложение к конспекту автоматизация звука [л]Конспект занятия дифференциация звуков [ж] [ш]Памятка для родителей дошкольникаАртикуляторно-акустичес...
Педагогические наработки
Рабочая программа воспитателя,родительские собрания,работа с родителями,детские работы...
"Народные праздники на Руси" сценарная наработка
"Народные праздники на Руси" сценарная наработка...
План работы по экспериментальной деятельности дошкольников 4-5 лет. Наработки и подборка материалов по данному плану.
План разработан для средней группы детского сада по теме проекта "Знайка" . Этот проект по экспериментальной деятельности в ДОУ разрабатывался на 2013-2014 гг и был успешно опробирован в нашей г...
Мои наработки
Проекты, открытая НОД...