Мои наработки
план-конспект занятия (старшая группа) по теме

Заварзина Алёна Игоревна

 

Конспекты комплексных занятий в старшей группе.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Департамент образования города Москвы

Юго-Западное окружное управление образования

Государственное образовательное учреждения комбинированного вида детский сад №1068

КОНСПЕКТ

Занятия по ознакомлению с природой с элементами экспериментирования в старшей группе

«Всё ли мы знаем о воздухе»

Заварзина Алена Игоревна – воспитатель

Москва, 2011

Цель: познакомить детей с понятием «воздух», его свойствами и ролью в жизни человека

Программное содержание:

Познакомить детей со свойствами воздуха: легкий, прозрачный;

Научить детей проводить экспериментальную деятельность  воздухом;

Познакомить детей со способами обнаружения воздуха;

Развивать интерес к исследовательской деятельности;

Развивать связную речь при ответах на вопросы;

Дать детям представление о значении воздуха для жизни человека;

Воспитать бережное отношение к воздуху.

Материалы и оборудование: емкость с водой, прозрачные стаканчики, трубочки для коктейля, воздушные шарики, палочку длиной 60 см., нитка, полиэтиленовый пакет, кусочек пластилина и бумажка, салфетки, скатерть.


Организация детей на занятие:

Первая часть занятия базируется на экспериментальной работе.

Чтобы данная работа была результативной, необходимо соблюдать следующие правила:

- перед проведением опыта сформулировать перед детьми цель.

- вместе с детьми найти пути ее достижения

- после проведения опыта необходимо привлечь детей к формулированию вывода его результата.

Ход занятия:

Организационный момент.

Воспитатель:

- Ребята, к вам в детский сад пришло письмо. Как вы думаете от кого оно?

(демонстрация конверта)

Дети.

- От Незнайки

- Давайте посмотрим, правда оно пришло от Незнайки.

- Ребята, почему его называют Незнайка?

Дети.

- Потому что он ничего не знает

Воспитатель:

- Правильно, и наверное, он обращается с просьбой о помощи, чтобы что-нибудь узнать. Сейчас я достану письмо и прочитаю.

(чтения письма)

« Привет, пишет вам Незнайка. Я знаю, что мы с вами дышим воздухом, но никто не видел этот воздух, может его и нет вовсе. Ребята, помогите мне, расскажите мне о воздухе, докажите что он все-таки есть, и расскажите мне почему его называют невидимкой». Незнайка

Воспитатель:

- Ребята, поможем Незнайке узнать действительно воздух невидимый или его можно увидеть??

Дети.

- Да

Воспитатель:

- Давайте ответим на самый первый вопрос Незнайки, почему воздух называют невидимкой?

Дети.

- Потому что он невидимый.

Воспитатель:

- Нет, ребята, он не невидимый, он прозрачный, поэтому через него все видно. А что ещё бывает прозрачным?

Дети.

- Стекло на окне, стаканы, стекла очков

Воспитатель:

- Правильно.

- Тогда приступим к работе, будем изучать свойства воздух, для того рассказать Незнайке какой он. Проверим это на опыте.

Основная часть.

Опыт №1.

Воспитатель показывает стаканчик, спрашивает, есть ли в нем что-нибудь. Предлагает детям взять свои стаканчики, изучить их. Затем предлагает детям медленно опустить стаканчик вверх дном в миску с водой, при этом нужно держать стаканчик очень ровно. Понаблюдать попадает вода в стакан или нет. Сделать вывод: в стакане есть воздух, который не пускает воду в стакан.

Опыт №2.

Воспитатель предлагает детям взять этот же стаканчик и наклеить на его дно при помощи пластилина кусочек бумажки.  Обязательно дать детям потрогать бумажку, для того чтобы убедиться что она действительна сухая. Затем предлагает детям медленно опустить стаканчик вверх дном в миску с водой, при этом нужно держать стаканчик очень ровно. Понаблюдать попадает вода в стакан или нет, намокнет бумажка или нет. Сделать вывод: воздух в стакане не пустил воду, и поэтому бумажка не намокла.

Опыт №3

Воспитатель предлагает детям опустить стаканчик вверх дном в мисочку с водой, а затем медленно наклонить его. Понаблюдать что происходит. Сделать вывод: воздух выходит, а его место занимает вода.

Воспитатель:

- Ребята, все дышат воздухом: люди, животные, растения, поэтому воздух должен быть чистым, от чистоты воздуха, ребята, зависит наше с вами здоровья, поэтому люди сажают деревья, кустарник, чтобы очистить воздух. А как проверить что мы дышим? Нужно поднести ладошку к носу и подышать, чувствуете тепло на вашей ладошке?

Дети.

- Да

Воспитатель:

- А теперь давайте подышим ртом, ощущаете тепло на ладошке?

Дети.

- Да

Воспитатель:

- Значит и носом и ртом мы с вами дышим одинаково,  и выходит воздух, который мы ощущаем на ладошке. А теперь давайте попробуем «подышать» в воду, посмотрим получиться у нас это сделать.

Опыт №4

Воспитатель предлагает детям взять трубочки для коктейля, вставить в мисочку с водой и аккуратно подуть в неё. Понаблюдать что происходит. Сделать вывод: воздух, который мы выдуваем, пытается вытеснить воду и образуется в пузырьки.

Воспитатель:

- Ребята, воздух есть везде вокруг нас, и это легко проверить.

Опыт №5.

Воспитатель раздает полиэтиленовый пакет и предлагает детям поймать в него воздух. Сделать вывод: воздух везде и его можно поймать.

Воспитатель:

- Нам с вами удалось поймать в  пакет воздух- невидимку. А ещё воздух можно услышать. Как это можно сделать?

Дети.

- посвистеть, подуть.

Воспитатель:

- Я предлагаю вам провести опыт, чтобы проверить,  как можно услышать воздух.

Опыт № 6

Воспитатель раздает детям пластиковые бутылки, предлагает приставить ее к нижней губе и подуть в ее горлышко.  Понаблюдать что происходит. Сделать совместный вывод с воспитателем: струя воздуха которую мы выдыхаем, попадает на стенки бутылки, ударяется о них и издает звук.

Воспитатель:

- Смогли мы услышать воздух?

Дети.

- Да.

Воспитатель:

- А на Луне, ребята, нет воздуха, если люди будут разговаривать, не услышат друг друга.

Физкультминутка.

Всюду воздух летает смело

- руки в сторону махи, имитируя полет птицы

        И по делу и без дела

- руки в исходном положении поворот влево и вправо

По дороге поднял пыль

И танцует с ней кадриль

       - покружиться

      Если мельницу он встретит

Крылья мельнице завертит

- круговое движения рук «мельница»

А в жару он набежит-

Нас прохладой освежит.

- легкие махи кистями перед лицом.

Воспитатель:

- Сейчас мы с вами ребята немного порисуем. Я раздам вам листочки. На них вы раскрасите где бывает воздух, и подчеркнете те свойства воздуха, с которыми мы сегодня познакомились.

Воспитатель:

- Наша занятие окончено, в благодарность за помощь Незнайка прислал вам маленькие подарочки.



Предварительный просмотр:

Департамент образования города Москвы

Юго-Западное окружное управление образования

Государственное образовательное учреждения комбинированного вида детский сад №1068

КОНСПЕКТ

Занятия по ознакомлению с природой с элементами экспериментирования в старшей группе

«Всё ли мы знаем о песке и глине»

Заварзина Алена Игоревна – воспитатель

Москва, 2010

Программное содержание:

Цель: закрепить и систематизировать знания детей о свойствах песка, глины

Образовательные задачи:

Познакомить детей со свойствами песка и глины: сыпучесть, пропускаемость воды, впитываемость.;

Познакомить детей с различными видами глины: коричневая, голубая, серая, белая;

Дать представление об использовании песка, глины, человеком.  

Развивающие задачи:

Развивать связную речь при ответах на вопросы;

Обогащать словарь детей словами: рыхлый, сыпучий, песчинки,

Развивать творческое воображение при лепке верблюда из глины.

Развить мелкую моторику.

Воспитательные:

Воспитывать чувство сотрудничество и умение работать в группе по 2 человека;

Формировать эстетическое отношение к почве родной природы;

Воспитать трудолюбие, аккуратность.

Материалы и оборудование: стаканчики с песком и глиной для каждой подгруппы, стаканчики с водой, пластмассовые тарелки, палочки,  трубочки для коктейлей, фартуки, салфетки, письмо от верблюда.

Организация детей на занятие:

Первая часть занятия базируется на экспериментальной работе, поэтому целесообразно провести его подгруппой.

Чтобы данная работа была результативной, необходимо соблюдать следующие правила:

- перед проведением опыта сформулировать перед детьми цель.

- вместе с детьми найти пути ее достижения

- после проведение опыта необходимо привлечь детей к формулированию вывода его результата.

Ход занятия:

Организационный момент.

Воспитатель:

- Ребята, к нам в детский сад пришло письмо. Как вы думаете от кого оно?

(демонстрация конверта)

Дети.

- От верблюда

- Давайте посмотрим, от кого, и правда, ребята, оно пришло от верблюда из пустыни.

(чтение от кого пришло письмо)

- Письмо пришло от Верблюда Дромадера, так зовут всех одногорбых верблюдов.

(чтения письма)

«Здравствуйте, дорогие ребята! Пишет вам из жаркого пустынного края одногорбый Верблюд Дромадер. Вокруг меня одни пески: они сыпучие, сухие, при сильном ветре поднимаются вверх и застилают глаза. По песку трудно ходить, поэтому человек путешествует по пустыне на моей спине. А что вы ребята знаете про песок? Я слышал, что есть глинистая почва, по ней, наверное, легче передвигаться. Ребята, расскажите мне о глине. Верблюд Дромадер.»

Воспитатель:

-Ребята, а что вы знаете о песке?

Дети:

- он сыпучий, сухой, легкий

Воспитатель:

- Ребята, давайте это проверим на опыте.

Воспитатель:

- Тогда приступим к работе, будем изучать песок и глину и сравнивать их. Прежде чем начнем, давайте наденем фартуки и засучим рукава.

Основная часть.

Опыты проводятся в подгруппе из 2 человек.

Опыт №1

Воспитатель предлагает детям взять стакан с песком, высыпать его аккуратно в мисочку;  понаблюдать, как высыпался песок; потрясти его из стороны в стороны, проверить, что он легко рассыпается, рассмотреть песчинки, какие они и как они «лежат» друг с другом плотно или нет. Сделать вывод: песок сыпучий, и песчинки лежат в нем отдельно друг от друга.

Опыт №2

Детям предлагается взять пустую мисочку и стаканчик с глиной, высыпать её аккуратно в мисочку; пронаблюдать как высыпалась; потрясти из стороны в сторону; проверить, что глина плохо пересыпается из стороны в сторону; рассмотреть глину. Сделать вывод: глина - не сыпучая, и песок сыплется легче чем глина, и поэтому его называют сыпучий, а глина сыплется комочками.

Опыт №3

Детям предлагается взять трубочку, и по очереди, аккуратно подуть  на песок, а затем на глину. Сделать вывод песок легкий, и легко передвигается от воздуха, глина - тяжелая, и не передвигается; песок  легче раздувается чем глина.

Опыт №4.

Детям предлагается поставить две миски перед собой с песком и глиной. Взять две палочки и попробовать их «посадить» в песок и глину. Один ребенок «сажает» палочку в песок, другой в глину, затем меняются. Сделать вывод: в песок «посадить» палочку легче, чем в глину, т.к. глина твердая.

Опыт №5

Детям предлагается взять стаканчик с водой, аккуратно вылить воду сначала в глину, затем в песок. Сделать вывод: вода быстрее впитывается в песок, а в глине она «стоит».

Опыт №7.

Детям предлагается взять палочки и попробовать их «посадить» в мокрый песок и в мокрую глину. Сделать вывод: палочку «посадить» в мокрую глину, в мокрый песок тяжелее.

Воспитатель.

- Ребята, мы с вами делали опыты с коричневой глиной, которую чаще всего используют в строительстве, а есть еще серая и голубая, из которой изготавливают различную посуду. Давайте рассмотрим серую.

Дети:

(Рассматривают, щупают, сравнивают с коричневой глиной)

Воспитатель:

- А теперь давайте сами попробуем превратиться в глину и песок, но для этого давайте сначала вытрем руки об влажные салфетки и выйдем на коврик.

Физкультминутка:

Выходите на коврик. Вокруг себя повернитесь и в песчинки превратились. Присели все на корточки

«Дунул сильный ветерок, натворил переполох,

Легкие песчинки – поднял он как пушинки,

И закружил легко.

Но ветер вдруг угомонился, песчинки разом приземлились»

Вокруг себя повернитесь и в глину превратитесь.

«Разгулялся ветерок, поднял снова переполох,

Но глины толстые куски, не поднять ему никак.

Будем дружненько стоять!»

Воспитатель:

- Молодцы ребята мы с вами как артисты сами попробовали стать песчинками песка и глины.

Воспитатель:

- Ребята, а давайте нашему другу Верблюду Дромадеру сделаем подарок: друзей – верблюдов из глины, и отправим их по почте в далекую пустыню. Лепить друзей мы будем за этими столами, сидя подгруппой из 2 человек. Одна подгруппа будет лепить за этим столом, другая вот за этим.

Беседа с детьми, из каких частей состоит верблюд, опираясь на фотографию, которую прислал Дромадер.

- Можно приступать к работе, пододвиньте каждый к себе тарелочку с глиной и смело принимайтесь за работу, сначала лучше всего начать лепить с туловища, скатать колбаску, вытянуть хвостик, затем из ещё одного кусочка глины сделаем горб и налепим его сверху на туловище. Слепим длинную колбаску и сделаем из нее шею и голову, соединим их с туловищем, примажем эти детали. Слепим ему 4 лапы, соединим их с туловищем и сожмем на конце, чтобы нашему верблюду было удобнее ходить по пустыне.

Воспитатель:

- Давайте поставим ваших верблюдов и все вместе посмотрим, какие они получились.

- У перовой группы они получились……

- У второй получились ……..

- Я уверена наши верблюды очень понравятся нашему другу, но только перед тем как мы их отправим, нужно чтобы они подсохли, и тогда они станут крепкими и с ними нечего не случиться  в дороге, поэтому пусть они постоят и подсохнут в нашей группе.

Подведение итогов.

Воспитатель.

- Давайте, ребята, вспомним, чем мы сегодня занимались

- Наше занятие окончено, идите мыть руки.



Предварительный просмотр:

Департамент образования города Москвы

Юго-Западное окружное управления образования

Государственное образовательное учреждения комбинированного вида детский сад №1068

КОНСПЕКТ

Комплексное занятие по развитию речи, экспериментированию и ручному труду, в старшей группе

«Сказочные истории снеговика»»

Заварзина Алена Игоревна – воспитатель

Москва, 2009

Программное содержание:

Образовательные задачи:

1. Показать детям, в каком виде существует вода - эксперименты с водой, паром, льдом.

2. Закрепить умение в технике барельеф.

3. Познакомить детей с новым материалом для лепки (пластилин мелкозернистый).

Развивающие задачи:

1. Развитие связной речи при ответах на вопросы.

2. Развития грамматического строя речи.

3. Обогащение словаря словами лед, пар, кипяток.

       4. Развивать творческое воображение при работе с новым видом пластилина.

       Воспитательные.

1.Воспитывать чувство, отзывчивость и умение работать в коллективе.

2.Формировать эстетическое отношение к зимним явлениям.

       3. Воспитание трудолюбия.

Материал для занятия.

Для проведения опытов - мисочки, льдинки, термос с кипяченой водой. Белый или нежно - голубой картон, масса для лепки (мелкозернистый пластилин), изображение ледяных фигур сухие и влажные салфетки, ложечка для раздачи снега, снеговик, конверт с письмом, мешок (с подарками), музыка.

 


Организация детей на занятие:

Первая часть занятия базируется на экспериментальной работе, поэтому целесообразно провести его подгруппой.

Чтобы данная работа была результативной, необходимо соблюдать следующие правила:

- перед проведением опыта сформулировать перед детьми цель.

- вместе с детьми найти пути ее достижения

- после проведение опыта необходимо привлечь детей к формулированию вывода его результата.

Ход занятия:

Воспитатель:

- Ребята, когда я шла к вам в детский сад, то встретила почтальона, который мне передал для вас конверт.

(демонстрация конверта)

- Давайте посмотрим, от кого пришло оно.

(чтение от кого пришло письмо)

- Письмо пришло от Снеговика, прочитаю, что он там нам пишет.

(чтения письма)

« Здравствуйте дорогие ребята, пишет вам снеговик из далекого леса. Хочу вам рассказать, какие со мной приключились истории:

- Однажды я стоял в лесу на полянке, радовался блестящему снегу, радовался трескучему снегу, но прилетела сорока, и сказала, что обещают потопление, и что я тогда растаю, и останется от меня только одна вода. И теперь я стаю и думаю, из чего я сделан, что могу превратиться в воду, а самое главное, почему я растаю.»      

-  Поможем ребята снеговику разобраться?                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                        

Дети:

- Да

Воспитатель:

- Из чего сделан снеговик?

Дети:

- Из снега

Воспитатель:

- А из какого снега можно сделать снеговика?

Дети:

- Из липкого

Воспитатель:

- Правильно, а если на улице будет морозно, мы сможем слепить снеговика?

Дети:

 - Нет.

Воспитатель:

-  Почему?

Дети:

 - Потому что, когда морозно снег не липкий, а рассыпчатый  и он не лепиться.

Воспитатель:

- Правильно дети молодцы.

- А из чего состоит снег?

Дети:

 - Из воды.

Воспитатель:

- Правильно ребята, из воды, и давайте это проверим. Сейчас я положу вам на ладошки немного снега, и мы посмотрим что с ним произойдет (детям на ладошки кладется немного снега  и дети наблюдают что с ним произойдет). Что произошло со снегом?

Дети:

- Он растаял.

Воспитатель:

- И во что он превратился?

Дети:

- он превратился в воду.

Воспитатель:

- Давайте с вами сделаем вывод: снег это …..

Дети:

- Вода.

Воспитатель:

Вот ещё одна история, которую нам хочет рассказать снеговик в своем письме:

«Вот как ещё со мной приключилась история: стою я на полянке, мимо меня пробегают два ушастых зайца и посоветовали мне превратиться в снеговика изо льда, я буду таким же красивым как эти ледяные фигуры, помогите мне ребята, пожалуйста, может мне стать ледяным?»

 - Поможем ребята снеговику?

Дети:

 - Да.

Воспитатель:

 - Ребята из чего состоят эти ледяные фигуры?

Дети:

 - Изо льда

Воспитатель:

 - А из чего состоит лед?

Дети:

- Из воды

Воспитатель:

- Правильно, давайте теперь это проверим. Я раздам вам маленькие льдинки и посмотрим, что с ними произойдет. (детям раздаются льдинки). Что с ними происходит?

Дети:

- Они тают.

Воспитатель:

- Правильно, они тоже растаяли и во что превратились?

Дети:

- В воду.

Воспитатель:

- Давайте сделаем вывод лед это ….?

Дети:

- лед – это вода

Воспитатель:

- Поможем ли мы снеговику,  если он будет изо льда?

Дети:

- Нет.

Воспитатель:

-Почему?

Дети:

- Потому что лед тоже тает и превращается в воду.

Воспитатель:

- Правильно

- Снеговик продолжает рассказывать свои истории:

« А ещё однажды пролетал молодой ветерок, и предложил мне стать таким же не видимым как он, помогите мне ребята, понять, как мне стать невидимым».

- Поможем, понять?

Дети:

- Да, поможем.

Воспитатель:

- Сейчас вы увидите что произойдет. Это термос, в нем кипяток, кипяток – это очень горячая вода, я приложу к нему зеркальце, смотрите из термоса вышел пар, и попал на зеркальце и остался там в виде капелек воды. Пар ребята, это тоже вода.

- Молодцы мы ребята, мы показали снеговику, что он все таки состоит из воды, но мы же его ребята  любим не водяного, парового а такого какой он есть – из снега, и давайте ему сделаем ему подарок – снежинки, из которых он состоит.

- Прежде чем мы преступим к работе я вам предложу игру «Снежок», я буду проговаривать слова и делать движения, а вы будете повторять за мной:

Физкультминутка.

Раз, два, три четыре,                                Загибают пальчики,

Мы с тобой снежок лепили                    «лепят снежок

Круглый, крепки, очень гладкий            показывают большой круг,    

                                                                    сжимаю ладони в кулак

                                                                   гладят одной ладонью другую

И совсем – совсем не сладкий.               Грозят пальчиком

Раз – подбросим.                                      «Подбрасываю»

Два – поймаем.                                         «Ловят»

Три – уроним.                                           «Роняют»

И…..сломаем                                              Топают

Дети:

Выполняют движения со словами.

Воспитатель:

- Молодцы ребята. Теперь присядем на свои места, и будем делать снеговику подарок – красивые снежинки.

- Но снежинки у нас будут не простые они из пластилина, но не обычного, а с маленькими шарика внутри. У вас на столах лежат листы картона, с нарисованной снежинкой, и пластилин из которого будем лепить. Возьмите кусочек пластилина и налепите его на нарисованную снежинку, так нужно сделать до конца, чтобы вся снежинка получилась ровная и красивая.

Дети:

Дети вылепливают снежинки.

Воспитатель:

         -  Давайте, разложим ваши снежинки на коврике и посмотрим, какие у нас получились снежинки. Давайте каждый возьмет свою снежинку, и по очереди положим их в конверт и отправим снеговику.

- В благодарность снеговик прислал вам подарки.

(Детям раздаются сувениры)

Подведение итогов.

 - Давайте, вспомним, чем мы сегодня с вами занимались?

(ответы детей – рассматривали три вида воды, делали снежинки)

- Молодцы, занятие окончено.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мои наработки

Конспекты комплексных занятий в старшей группе....

Методические наработки

Развивающие игры. В помощь родителям и педагогам...

Представляю вашему вниманию свои наработки, материалы из опыта работы, которыми с удовольствием поделюсь.

Конспект занятия автоматизация звука [л] Приложение к конспекту автоматизация звука [л]Конспект занятия дифференциация звуков [ж] [ш]Памятка для родителей дошкольникаАртикуляторно-акустичес...

Педагогические наработки

Рабочая программа воспитателя,родительские собрания,работа с родителями,детские работы...

"Народные праздники на Руси" сценарная наработка

"Народные праздники на Руси" сценарная наработка...

План работы по экспериментальной деятельности дошкольников 4-5 лет. Наработки и подборка материалов по данному плану.

План разработан для средней группы детского сада по теме проекта "Знайка" . Этот проект по экспериментальной деятельности в ДОУ  разрабатывался на 2013-2014 гг и был успешно опробирован в нашей г...

Мои наработки

Проекты, открытая НОД...