"Осенняя палитра"
методическая разработка (старшая группа) на тему
Предварительный просмотр:
«Осенняя палитра»
Цель: Обогащение мировосприятия детей красотой и лиризмом музыки, поэзии и живописи. Развитие творческого воображения, способности к художественному взаимодействию с музыкой посредством рисунка, танцевального движения, проникновенного слова.
Задачи:
-через синтез искусств (музыку, поэзию, живопись) прививать любовь к классическому культурному наследию:
-развивать цветовое восприятие, наблюдательность, зрительную и слуховую память;
-вызывать эмоциональное, радостное отношение к художественному, музыкальному образу осенней природы;
-видение художественного образа в единстве его содержания и средств выразительности рисунка, колорита, композиции, интонации в музыке, пластике движений, интонации художественного слова.
Ход музыкальной гостиной:
(Дети заходят в зал, садятся на стульчики, зажигаются свечи, звучит “Сентиментальный вальс” П. И. Чайковского)
Ведущий: Добрый день, дорогие друзья! Сегодня мы вновь встретились в музыкальной гостиной, чтобы побывать с вами в осеннем царстве музыки, красок и стихов.
Тихо–тихо рядом сядем
Входит музыка в наш дом
В удивительном наряде,
В разноцветном, расписном!
И раздвинутся вдруг стены,
Вся земля видна вокруг:
Плывут звуки речкой пенной,
Тихо дремлет лес и луг...
В даль бегут лесные тропки,
Тают в дымке голубой...
Это музыка торопит и
Зовет нас за собой!
(Звучит “Осенняя песнь” П. И. Чайковского).
Не правда ли, прекрасная музыка и прекрасные стихи?!
-А о чем нам рассказала музыка?-(об осени)
- Что вы услышали в ней?- ( шум дождя, порывы ветра, шелест облетающей листвы)
-Какая по характеру музыка?-(задумчивая, мягкая, задушевная, певучая, ласковая, напевная, добрая, плавная, красивая, спокойная)
-Кто помнит, как называется это произведение ?-(“Осенняя песнь”)
Сейчас для вас прозвучала музыка замечательного русского композитора Петра Ильича Чайковского и неслучайно ,она превратила наш зал в осеннюю поляну. Если посмотреть вокруг мы увидим и услышим, как входят музыка и краски в каждый дом, в удивительном наряде, в разноцветном, расписном!
Звучит тихая мелодия.(В зал кружась, под музыку входит Фея осени кружится, исполняя танец импровизацию.)
Ведущий: Гуляет осень по дворам и скверам. Каждый день меняя свои наряды. Осень модница каждый день разная: то ветреная, взволнованная, то ласковая, приветливая, то мрачная и хмурая.
Фея Осени: раздает детям газовые платки приглашает на танец импровизацию, расставляя их по залу. Каждый ребёнок передаёт образ той осени, которую он себе представляет.
Танец-импровизация “Осень”.
(дети после танца садятся на стульчики)
Фея Осени: Ребята, какие краски осени радовали нас сейчас?
Дети: Яркие: жёлтые, оранжевые, красные, зелёные.
Фея Осени: А как мы называем осень, которую рисуют такими тёплыми красками?
Дети: Ранняя осень, золотая осень.
Фея Осени: Я хочу показать вам ребята, как художники воспевали осень в своих картинах.
(дети садятся на стульчики)
Предлагается мультимедийная презентация- «Осень в творчестве русских художников» - «Осень, солнечный день» (И. Левитан), «Просека» (И. Шишкин), «Осень в Абрамцево» (В. Поленов) «Осень» (Ф. Васильев).
Ведущий: Полюбуйтесь, ребята, какое разноцветье красок, какой колорит.
-Как вы думаете, что хотел сказать художники, рисуя эти картины? (музыка)
-Что вы можете сказать про цветовые сочетания красок?
-Какие чувства у вас возникают?
-Какое настроение у вас вызывает эта картина? (ранняя осень).
-А эта? (поздняя осень)
Предлагает показать картины, на которых изображена солнечная «Золотая осень».
-Дети показывают.
Ведущий: Осень золотая, нарядная, еще солнце светит ярко и рядом с зелеными листьями разноцветными фонариками вспыхивают желтые, оранжевые, багряные. Осень отличается самой переменчивой погодой: только что стояла солнечная, прекрасная пора, названная народом “бабье лето” или “золотая осень” и вдруг, на небе появились серые тяжелые тучи, сделавшие все вокруг мрачным и неприглядным.
Ведущий: А как удивительно картины и поэтические слова дополняют музыку. “Осень на опушке краски разводила,
По листве тихонько кистью проводила.
Пожелтел орешник и зарделись клены
В пурпуре осинки, только дуб зеленый.
Утешает осень – не жалейте лето!
Посмотрите – роща золотом одета!”
Или ещё: «Унылая пора! Очей очарованье.
Приятна мне твоя прощальная краса.
Люблю я пышное природы увяданье,
В багрец и золото одетые леса».
Дети продолжают, читают стихи об осени.
Ребёнок 1. Ложится осень жёлтыми коврами,
Позолотив дорожки в городском саду.
И тонкой паутинкой над прудами
Запрыгали дождинки на ветру.
Ребёнок 2.И лёгкий дождик вечером прольётся,
И чистый город словно улыбнётся,
Такой нарядный, сказочный такой,
Шуршащий нежной, сказочной листвой.
Ведущий: Обсыпается весь наш бедный сад.
Листья пожелтелые по ветру летят.
Лишь вдали красуются,
Там на дне долин.
Кисти ярко-красные вянущих рябин.
В зал под музыку выходит Рябинка(ребёнок).
Рябинка: Я, красная рябинка, вышла погулять, да вот только злой ветер подул, оголил мои веточки и веночек унёс.
Ведущая: Не волнуйся, рябинка, это дело поправимое. Правда, ребята? Давайте поможем маленькой рябинке, сделаем ей веночек, да разукрасим ярко.
Дети: ДА!
Фея Осени приглашает детей за столы, даёт им задание.
Чтобы спорилась работа,
И веночек был красив,
А рябина веселила глаз да радовала нас.
(Дети работают под музыку П.И. Чайковского «Сладкая грёза» и С. Рахманинова «Элегия»).
Вспомнить форму грозди рябины-овал. Предложить детям рисовать черешки коричневым или чёрным карандашом, можно концом кисти. Уточнить способы рисования (дать совет: кистью, тычком), цвет и расположение листьев. По окончании работы из деталей веток и ягод рябины сконструировать венок, надеть на голову маленькой Рябинке.
Чем удивить, что показать ребятам дружным нашим?
Мы просто песенку споём и вместе все попляшем.
Дети вместе с Рябинкой исполняют в хороводе осеннюю песенку.
Фея Осени: Ну что ж, ребята, мы еще раз убедились в том, что музыка может сочетаться со стихами, стихи – с картинами, и все это связано между собой, выражает один образ, подчинено одному настроению. И все это музыка! Музыка звуков, стихов, красок! Это все прекрасное, что нас окружает-разноцветный, пёстрый, многозвучный мир.
Посмотри, как он хорош-мир в котором ты живёшь!
Ведущий: Может быть, кто-то из вас, когда вырастет, станет знаменитым музыкантом, композитором, поэтом или художником. А пока вы еще дети, очень важно, чтобы любовь к прекрасному не проходила у вас никогда. А помогут вам в этом наши встречи в музыкальной гостиной.
«Зимние сказки».
- Музыкальные произведения
1.П.Чайковский. «Декабрь из цикла «Времена года»
2.В. Ребиков. Вальс из оперы –сказки «Ёлка».
3.П.Чайковский. «Танец феи Драже» из балета Щелкунчик».
4.Н.Мурычева, Л.Петрова. «Белая песенка».
5.А. Пономарёва, А. Чеменёва. «Новогодняя».
- Литературные источники
- П.Бажов. «Серебряное копытце».
Звучит «Декабрь» из цикла «Времена года» П. Чайковского.
Ведущий: Добрый вечер , друзья! Добро пожаловать в музыкальную гостиную. Темнеет , наступает зимний вечер. И для сегодняшней нашей встречи в преддверие Нового года я приготовила вам сюрприз. Но только вы должны закрыть глазки, чтобы произошло зимнее чудо.
На столике стоит под колпаком металлическая ёлочка со свечами и подвесками. Ведущий снимает колпак, зажигает свечи, ёлочка начинает крутиться и тихо звенеть. Дети открывают глаза.
Ведущий (читает стихи):
Сугробы в сумерки упали,
На окнах выткалась парча.
Рисуя тени на рояле,
Играет пламенем свеча.
В уютной комнате, все вместе
При этом маленьком огне
Тихонько петь мы будем песни
И сказки слушать в тишине…
Конечно, самые лучшие зимние-и сказки, и песни-новогодние, потому, что новый год и Рождество –необыкновенное время, когда сбываются мечты, и царит волшебство.Готовы ли вы вместе со мной открыть для себя эту страну чудес, постичь волшебную тайну звуков?
Дети отвечают.
Ведущий: (достаёт четыре клубочка :белый,зелёный,красный, жёлтый). Какой же клубочек должны мы выбрать для этого времени года?
Дети отвечают: белый.
Ведущий: Да ,вот он белый клубочек, и сейчас я покатаю его по волшебному блюдечку.
Звучит «Вальс» В.Ребикова из оперы-сказки «Ёлка».
Ведущий: Под этот вальс хорошо мечтать, так хорошо кружиться! Сегодня я, волшебница-фея и приготовила для вас ещё одно чудо- вот эти фигурки(показывает и раздаёт брелочки-фонарики). Сейчас я сыграю на волшебном треугольнике , погаснет свет, а вы нажмите на кнопочки, и посмотрим, что произойдёт. Но не спешите, сначала все вместе произнесём заветные слова : «Крекс-пекс-фекс».
Дети повторяют слова, Ведущий стучит по треугольнику, свет гаснет, и зажигаются фонарики.
Ведущий: О, как красиво! Сколько разноцветных огоньков! Теперь мы можем их оживить, пусть они станцуют свой танец. Сейчас я ещё раз покатаю клубочек , опять зазвучит вальс, а вы изобразите плавное движение музыки.
Ведущий катает клубочек , звучит музыка, дети « рисуют» в воздухе под музыку.
Ведущий(ударяет по треугольнику три раза). Слышите, дети, волшебный звон вновь нас приглашает на встречу со сказкой.
В зал входит Дарёнка, в руках у неё кошка.
Ведущий: Кто ты , девочка? И как к нам попала?
Девочка: Я-Дарёнка, а это моя кошечка-Мурёнка.
Я живу с дедушкой в лесу, в сторожке…Вдруг раздались какие-то звуки, я увидела танцующие огоньки –и вот я оказалась здесь.
Ведущий: Что ж, Дарёнка, расскажи нам, как тебе живётся в глухом лесу, встречала ли ты Серебряное копытце?
Дарёнка: Лес я люблю, и он мне дарит своё тепло : баюкает, когда спать ложусь, будит треньканьем синички да стуком дятла по утрам , угощает летом грибами и ягодами, орехами, зимой радует сверкающим снегом. А встречу с серебряным копытцем мне никогда не забыть! Так всё кругом переливалось из-за каменьев разноцветных!
Как бы мне хотелось это ещё раз увидеть! Да только Серебряное копытце лишь однажды появляется…
Ведущий: Может ,волшебница-музыка и огоньки фонариков помогут нам оживить для Дарёнки её воспоминания?
Давайте представим , как скакал Серебряное копытце, как кругом рассыпались драгоценные камешки. Вот музыка зазвучала, попробуем станцевать для Дарёнки танец Серебряного копытца.
Звучит «Танец феи драже» из балета «Щелкунчик» П. Чайковского, дети импровизируют вместе с Ведущим, светят фонариками .возможен танец самого Серебряного копытца, который появляется , а потом исчезает.
Дарёнка. Вот бы дедушка мой это увидел, вот бы удивился! Спасибо вам, дети, пора мне к нему , а то дедушка искать нас с Мурёнкой, пожалуй, надумает, да и расстроится, заболеет ещё.
Ведущий: Какая ты умница, Дарёнка, заботливая внученька! Конечно, возвращайся домой. А на прощание мы подарим тебе песенку, потом споёшь её дедушке, порадуешь его.
Дети исполняют песню Н.Мурычевой и Л.петровой «Белая песенка» .
Дарёнка благодарит детей за песню.
Ведущий. Дети включите фонарики, а я опять сыграю на волшебном треугольнике , вот Дарёнка и окажется в своей избушке.
Ведущий играет на треугольнике три раза, свет гаснет, дети зажигают фонарики-Дарёнка исчезает.
Ведущий: Какая удивительная встреча! Жаль, что она закончилась, правда, дети? Но ещё много встреч с нашими любимыми героями сказок может подарить нам новогодний карнавал, как в песне- «Новогодняя».
Дети исполняют песню А. Пономарёвой и А. Чеменёвой «Новогодняя»
Ведущий: Давайте устроим новогодний карнавал : вы будите перевоплощаться в героев сказок.Выберите, кого вы хотите изобразить , а наши гости отгадают, какая это сказка.
Дети, используюя различные атрибуты и элементы костюмов, исполняют пластические этюды.
Ведущий: Наша встреча в музыкальной гостиной заканчивается, но не заканчивается зимняя сказка. Она всегда рядом с нами: и в напевах зимней вьюги, и в сверкании снега, и в узорах на стекле, и в тёмном бархате зимнего вечера. Придумайте свои зимние сказки , нарисуйте их , а потом мы будем рассказывать их друг другу. Звучит «Вальс» В.Ребикова, дети покидают музыкальную гостиную.
«Весеннее преображение».
Музыкальные произведения.
1.П.Чайковский . «На тройке» из цикла «Времена года».
2.Н.Мурычева. «плывёт кораблик по волнам».
3. П Чайковский. «Жаворонок» из «Детского альбома».
4. А. Гречанинов. «Вальс».
5. П. Чайковский. «Подснежник» из цикла «Времена года»
6. Ф. Шуберт. «Вальс».
Дети входят под тихую, нежную музыку в зал.
Ведущий: И вновь встречает нас музыкальная гостиная. Сегодня хочу показать вам свою любимую картину. Её нарисовал итальянский художник Сандро Ботичелли, и называется она «Весна».
Ведущий использует мультимедийную презентацию, показывает репродукцию, дети её рассматривают.
Ведущий: Как вы думаете, дети, почему мне так нравится т, что нарисовал художник?
Дети отвечают.
Ведущий: Я рада, что вам тоже понравились прекрасные танцующие девушки – нимфы. Нимфы –это женские божества природы, живущие в горах , лесах, морях. Посмотрите, как грациозны их движения, как нежно и неторопливо они танцуют! Обратили ли вы внимание на нарядную девушку в венке из цветов в центре картины? Это сама Весна, которая озаряет своей красотой всё вокруг. Сколько гармонии в этой картине, и словно слышится тихая музыка, под которую кружатся нимфы….
А хочется ли вам, дети, тоже попасть на эту зелёную лужайку, услышат музыку весны?
Дети отвечают…
Ведущий: Если так, то пора отправляться в путешествие. Вы готовы? Вот волшебные клубочки-какой сегодня мы выберем?
Дети отвечают: зелёный.
Ведущий: Сейчас зелёный клубочек покатится по волшебному блюдечку, и , как всегда, зазвучит музыка. Она подскажет, как добраться в волшебный весенний лес.
Звучит «На тройке» из цикла «Времена года» П.Чайковского.
Ведущий: Молодцы, вы сразу узнали, что звучит чудесная музыка П.И. Чайковского «На тройке». Я знаю, она вам очень понравится. Так давайте отправимся вместе с композитором под звон бубенчиков.
Ведущий раздаёт детям бубенчики, музыка звучит ещё раз, дети подыгрывают.
Ведущий: Как быстро мчалась тройка – и вот мы оказались на лесной полянке.
Здесь чудесно, тихо, кругом ещё лежит снег, но ведь так уже хочется весны и тепла. Что же делать? Если бы здесь оказался волшебник, можно было бы попросить его примчать к нам весну. Но вдруг сейчас подумала, что мы и сами сможем сотворить чудеса , если очень захотим!
Сначала прислушаемся, вдруг мы почувствуем дыхание весны и даже услышим её шаги! Как вы думаете, какие звуки сопровождают приход Весны?
Варианты ответов: звон капели, журчание ручейка, пение птиц и т.д.
Ведущий: Попробуем изобразить их на музыкальных инструментах.
Дети могут изобразить звон капели с помощью треугольника или металлофона, шорох обрушившегося сугроба –погремушки, журчание ручейка- металлофона , пение птиц –свистульки и т.д.
Ведущий: Мне понравилось, как весело вы передали журчание весеннего ручейка. Пусть по этому ручейку поплывёт кораблик с отважным капитаном!
Дети исполняют песню Н. Мурычевой «Плывёт кораблик по волнам» и разыгрывают сценку на сюжет песни.
Ведущий: Но главная примета весны –пение птиц. Раз они запели, значит весна совсем близко.
Поле зыблется цветами…
В небо льются света волны…
Вешних жаворонков пенья
Голубые бездны полны.
А. Майков.
В народе считают, что именно жаворонки приносят на своих крыльях весну. И в один из мартовских дней люди праздновали приход весны, выпекали из теста булочки в виде жаворонков, пели специальные песни-заклички.
А сейчас послушаем , как изобразил пение этой чудесной птички П.И. Чайковский.
Исполняется пьеса «Жаворонок» из детского альбома П. Чайковского.
Ведущий: Мне тоже стало тепло и радостно на сердце и очень захотелось взлететь вместе с жаворонком далеко-далеко в небо, полюбоваться на землю с высоты , поиграть с солнечными лучиками. И солнечные лучики на зов жаворонка спешат к земле, бегут по вершинам высоких деревьев, скользят по стволам стройных берёзок, нежно касаются земли- и всё улыбается им. Хотите стать солнечными лучиками, помочь весне и солнышку разбудить землю от зимнего сна?
Звучит «Вальс» А. Гречанинова, дети исполняют пластический этюд или танец Солнечных Лучиков.
Ведущий: Как хорошо стало кругом! Весь лес оживился, всюду проталинки, и земля украсилась первыми нежными цветами.
Детям показываются репродукции на мультимедийном оборудовании, рассматривают их и обмениваются впечатлениями.
Ведущий: Садитесь скорее, мы сейчас будем слушать музыку, которая так и называется «Подснежник», её тоже написал П.И. Чайковский.
Голубенький, чистый
Подснежника цветок,
А рядом сквозистый,
Последний снежок…
Последние слёзы
О горе былом,
И первые грёзы
О счастье ином…
А. Майков.
Звучит «Подснежник» из цикла «времена года « П. Чайковского.
Ведущий: почему композитору захотелось написать эту музыку? Каким вы представляли себе подснежник?
Дети отвечают.
Ведущий: Давайте послушаем эту музыку ещё раз и попробуем найти слова , чтобы описать подснежник, который так порадовал композитора.
Вновь звучит «Подснежник» П. Чайковского , дети предлагают свои характеристики цветка.
Ведущий: Действительно, про этот цветок можно сказать , что он нежный , хрупкий , светлый, но и в то же время смелый, ведь кругом ещё лежит снег , а он уже выпустил зелёный стебелёк и подставил солнышку свою головку. Вот как рассказал о подснежнике поэт Александр Андреевич Прокофьев :
Тонкие зелёные былинки,
Цветики синеют-
Это ведь подснежники, Галинка,
Нету их милее!
Из-по снега только , что пробились-
И уже в расцвете,
Потому и людям полюбились
Больше всех на свете!
Чудесные стихи, не так ли , дети? С какой любовью поэт предал особенности этого удивительного цветочка!
Ведущий повторяет второе четверостишие.
Ведущий: Я предлагаю вам всем превратиться в маленькое зёрнышко, которое спит в земле, затем становится росточком, пробивается к свету, к солнышку ,и, наконец, превращается в прекрасный цветок.
Дети исполняют пластический этюд под музыку Ф. Шуберта «Вальс», ведущий отмечает их творческие находки.
Ведущий: К таким красивым цветам на полянку прилетели бабочки, и весеннему ветерку тоже захотелось поиграть с нежными лепестками, пошептаться о весенних чудесах. Может, кто-то хочет побыть нарядной бабочкой, а кто-то –шаловливым ветерком?
Дети подбирают себе соответствующие атрибуты и импровизируют движения под музыку (любую , по выбору музыкального руководителя). Затем Ведущий предлагает детям спеть песню о весне (любую, по выбору музыкального руководителя).
Ведущий: Вот и свершились чудесные превращения: вместо зимних сугробов и голых деревьев –бабочки, цветы, первая травка, пение птиц и ласковое солнце .Это пожаловала на нашу полянку на звуки музыки и ваши улыбки красавица Весна. Нарисуйте Весну, её прекрасный облик, и мы устроим выставку ваших картин.
А сейчас пожелаем друг другу радости, выскажем всё самое хорошее, что таится в глубине наших сердец, передавая из рук в руки этот весенний цветок.
Дети встают в круг и высказывают свои пожелания, передавая подснежник друг другу.
Летние радости.
Музыкальные произведения.
- И.Штраус. «Полька –пиццикато».
- Н.Мурычева. «В деревне».
- А.Пономарёва, А.Чеменёва. «Дождик».
- Н.Мурычева «Плывёт кораблик по волнам».
- Фонограмма с записями голосов птиц.
- Н.Мурычева «Дятел».
- Н.Римский-Корсаков. «Песни и пляски птиц» из оперы «Снегурочка».
- А.Пономарёва, В. Орлов ,А Чеменёва «Песенка о лете».
- Ф. Шопен. «Прелюдия ля мажор».
- Литературные источники
1.В.Бианки. «Кто чем поёт?»
Под весёлую музыку (И.Штраус «полька –пиццикато») дети входят в зал.
Ведущий: и вновь мы в музыкальной гостиной и продолжаем разговор о чудесах времён года.Сегодня мы будем говорить о летних радостях. А какое оно, лето? Как оно выглядит? Как мы его слышим? Как оно пахнет?
Ведущий проводит беседу с детьми.Дети читают стихи о лете(любые по выбору педагога).
Будто солнцу улыбаясь,
На соломке молодой
Дремлет, медленно качаясь,
Ржи колосик золотой.
В .Жуковский.
Дети исполняют песню о лете, например «В деревне» Н.Мурычевой
Ведущий: Вот наши волшебные клубочки.Какой мы выбираем сегодня?
Дети выбирают красный клубочек.
Ведущий :Сейчас я покатаю его по волшебному блюдечку, и мы услышим музыку долгожданного лета.
Ведущий катает клубочек, звучит музыка (любая, на выбор музыкального руководителя).
Ведущий: Глядя на этот клубочек, я вспомнила, что в народе всегда говорят:лето красное, потому , что хорошо летом, тепло и даже жарко.если осенью мы прячемся от скучного ,холодного дождя, то летом все радуются весёлым капелькам. Я знаю, что вы любите сочинять свои рассказы о явлениях природы и озвучивать их с помошью музыкальных инструментов. И сейчас я предлагаю вам рассказать о летнем дождике.
Например:
Подул сильный, тёплый ветер….- маракас, погремушки,
Пригнал большие белые облака, из них вдруг закапали сверкающие капельки….-металлофон.
Сначала они капали робко,медленно, потом всё быстрее и быстрее
Их становилось всё больше!...-темп ускоряется.
Они шумели в ветках деревьев, по крыше ,подоконникам…-хлопки по коленям, в ладоши, по стулу и др.…
и всё вокруг наполнилось звуками летнего ливня! –тутти на инструментах, хлопками.
Ведущий: По-моему, замечательно у нас получилось!
А вот зазвучала песенка летнего дождика.
Исполняется вступление к песне А.Пономарёвой и А.Чеменёвой «Дождик»
Ведущий: Давайте вспомним, с кем играл дождик и попробуем с помощью фланелеграфа проиллюстрировать каждый куплет песни.
1.Голубые капли
На траве блестят-
Это значит дождик
Навестил аш сад,
По дорожке прыгал,
Намочил траву,
Поиграл с лягушками
В стареньком пруду.
Дождик,весёлый дождик!
2.Колокольчик синий
Головой качнул,
И по тихий дождик
Он в траве уснул.
У ромашки белой
Мокрый стебелёк,
Под листочком дремлет
Нежный мотылёк.
Дождик,наш тёпдый дождик!
3.Солнце из-за тучки
Появилось вдруг,
Дождик испугался-
Убежал на луг.
Золотые спицы
По небу скользят-
Вяжет солнце радужный
Шарфик для дождя.
Дождик, весёлый дождик!
Дети повторяют текст песни, подбирая соответствующие изображения: капельки, лягушата, колокольчик, ромашка, мотылёк, солнце, золотые лучи и радуга (в виде шарфика).
Ведущий: Какие вы молодцы! Ничего не перепутали.
Кто хочет нам подыграть на музыкальных инструментах?
Дети берут музыкальные инструменты: треугольник, маракас, румбу.
Ведущий: Что ж, пусть зазвучит песенка про весёлый дождик в сопровождении наших музыкантов.
Дети исполняют песню, аккомпанируя себе на детских музыкальных инструментах, при желании можно разыграть сценку на сюжет песни.
Ведущий: После дождика побежали весёлые ручейки и даже поплыли кораблики с отважными капитанами на борту.
Звучит песня .Н. мурычевой «Плывёт кораблик по волнам»
Ведущий: Ребята, но летом дождик не всегда бывает таким радостным и тёплым. Иногда набегают большие, тёмные тучи, гремит гром, сверкают молнии. Ух и страшно становится, особенно тем, кого непогода застигла в лесу или в поле! Так и случилось с детьми , которые изображены на картине В.Маковского «Дети , бегущие от грозы». Что вы видите на картине?
Ведущий беседует с детьми о сюжете картины, предлагает придумать и озвучить на детских музыкальных инструментах рассказ по картине.
Например:
Однажды Машенька взяла своего братика Ванечку погулять.
Пошли они через поле в лесок….-музыкальный молоточек.
Стали они собирать ягоды, грибы, аукаться,
Птичек слушать…------дудочка, свирельки, свистульки.
Не заметила Машенька,
Как набежали тучи….-погремушки.
Потемнело кругом,загремел гром…-барабан
Посмотрела девочка на небо –и ахнула.
Взяла она ванечку и побежала..-музыкальный молоточек.
Маленький Ванечка скоро устал, заплакал…-румба
А тучи всё темнее,
Гром всё громче….-усиление звучания барабана.
Тогда схватила сестричка братика,
Посадила себе на плечи…-музыкальный молоточек
И припустилась со всех ног по полю….-ускорение темпа.
Сверкали молнии,шумел ветер,
Гремел гром…-маракас,барабан.
Упали первые капли дождя,
Было страшно.
Но Машенька не бросила малыша,
Добежала до деревни…-румба.
И когда начался ливень..-тремоло на треугольнике.
Брат и сестричка были уже дома.-глиссандо на металлофоне.
Ведущий: У нас получилась целая история, и позже вы нарисуете к ней свои собственные иллюстрации.
Но что это за звуки? (Прислушивается)
Звучит фонограмма с записями птиц.
Ведущий: (на фоне звучащей фонограммы).Гроза затихла, выглянуло солнышко, и запели птицы. Давайте закроем глаза и представим себя в летнем лесу…Я смотрю, вы заслушались этими звуками! Вот также любили слушать пение птиц и писатели, и композиторы, и художники. И все они по разному передавали свои впечатления словами ,и звуками, и красками. а детский писатель Виталий Валентинович Бианки сочинил о звуках леса сказку, называется она «Кто чес поёт?». Сейчас я прочитаю вам отрывок этой сказки.
(Читает отрывок из сказки)
Ведущий: Интересно? А хотите, попробуем воспроизвести услышанные писателем звуки? Подумайте, с помощью каких музыкальных инструментов это можно сделать?
Дети подбирают музыкальные инструменты к фрагменту рассказа. Рассказ читается ещё раз с музыкальным сопровождением. Ведущий отмечает, как точно дети озвучили рассказ.
Ведущий: Сейчас я сыграю вступление к знакомой вам песне, а вы скажите, про какую лесную птичку мы будем петь.
Звучи вступление к песне Н. Мурычевой «Дятел», дети отвечают на вопрос Ведущего, исполняется песня.
Ведущий: А какие ещё композиторы создали образы птиц?
Дети отвечают.
Ведущий: Я рада, что вы вспомнили П.И. Чайковского , его пьесу «Жаворонок», которую мы слушали в «весенней гостиной. Назвали и Н.А. Римского-Корсакова-в опере «Сказка о царе Салтане…» он передал красоту сказочной царевны «Лебедь», а в опере «Снегурочка» красочно описал песни и пляски птиц.
Дети слушают соответствующий фрагмент из оперы «Снегурочка» Н.А.-Римского-Корсакова.
Ведущий: О чём рассказала музыка? Какое настроение она передаёт?
Дети отвечают.
Ведущий: А вы любите наблюдать за птичками?
Что они обычно делают?
Дети отвечают6летают, ловят насекомых, клюют зёрнышки, вьют гнёзда, кормят птенчиков.
Ведущий: Птицы, как и цветы, и деревья,- украшение нашей земли. Они дарят столько радости, помогают людям, и относиться к ним нужно очень бережно, кормить, оберегать. кто хочет прочитать стихи о птицах?
Дети по очереди читают стихи (любые, по выбору педагога).
Ведущий:А сейчас я предлагаю спеть нашу любимую песенку о лете, о деревне, о лесных жителях.
Исполняется любая песня по желанию детей, например н.Мурычевой «В деревне»
Ведущий:Заканчивается наш день в летнем лесу, приходит кудесница ночь, зажигает звёзды , приглашает подружку луну похозяйничать , украсиь сказочным серебром деревья и кусты.Я приготовила вам музыкальный подарок-новую песенку о лете, в которой описываются в се эти чудеса.
Дети слушают «Песенку о лете» Пономарёвой.
Ведущий: Красивая музыка , правда , ребята? А сколько всего, оказывается , можно увидеть и услышать в ночном лесу ! Хотите, чтобы я исполнила эту песню ещё раз ?
Дети слушают песню ещё раз , делятся своими впечатлениями.
Ведущий: Я думаю, что если вы будете летом выезжать с родителями на природу, жить на даче , то сможете полюбоваться теми картинами , которые мы представили , слушая песню.
Звучит прелюдия Ля-мажор» Ф.Шопена.
Ведущий: Но , красота, которая нас окружает, всегда с нами, и тот, кто хочет слышать и видеть , может каждый день открывать всё новые чудеса вокруг себя, наполняться светом, радостью и дарить их всему миру.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект оздоровительного занятия "Осенняя палитра"
Задачи: Формировать выразительность движений, умение ориентироваться на слова при построении действий. Подводить детей к элементарным выводам о влиянии объектов и явлений природы на настроение, самочу...
Сценарий развлечения в старших группах "Осенняя палитра"
Праздник проводился в старшей группе детского сада, отличительной чертой развлечения является включение множенства разнообразных игр, яркое музыкальное и видеоформление способствловало созданию сказоч...
Сценарий осеннего утренника "Осенняя палитра"
Сценарий предназначен для детей старшей группы. Цель: вопитывать любовь к природе, видеть красоту осеннего времени года....
Музыкально-литературная викторина «Осенняя палитра» осенняя викторина для детей старшего дошкольного возраста
Музыкально-литературная викторина «Осенняя палитра» осенняя викторина для детей старшего дошкольного возраста...
"Осенняя палитра" Сценарий осеннего развлечения в старшей группе
Сценарий осеннего развлечения в старшей группе...
Конкурс рисунков "Осенняя палитра", конкурс поделок "Осенняя сказка"
С 30 сентября по 14 октября 2020 г. проводился конкурс рисунков "Осенняя палитра" на уровне МАДОУ. С 1 октября по 8 октября 2020 г. проводился конкурс поделок "Осеняя сказка" Воспи...
Конкурс "Многогранье" ("Осенняя палитра"). Номинация "Палитра красок"
Конкурс «МНОГОГРАНЬЕ» («Осенняя палитра»). Номинация «Палитра красок»...