Блокада Ленинграда. Помним! Гордимся!
план-конспект занятия (старшая группа) на тему
Предварительный просмотр:
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 625 С УГЛУБЛЕННЫМ ИЗУЧЕНИЕМ МАТЕМАТИКИ НЕВСКОГО РАЙОНА САНКТ-ПЕТЕРБУРГА
им. Героя Российской Федерации В.Е. Дудкина.
СТРУКТУРНОЕ ПОДРАЗДЕЛЕНИЕ «ОТДЕЛЕНИЕ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ»
Досуг для детей 5-7 лет
«Блокада Ленинграда. Помним! Гордимся!»
МАТЕРИАЛ ПОДГОТОВИЛА:
ВОСПИТАТЕЛЬ: ФИЛАТОВА О.И.
САНКТ-ПЕТЕРБУРГ
2015
Цель:
расширить знания детей о истории блокадного Ленинграда, воспитывать патриотизм, уважение к истории своей Родины.
Оборудование и материалы:
проектор, экран, музыкальная аппаратура с аудиозаписями, презентация «Дети блокадного Ленинграда», календарь с изображением даты Блокады, детские рисунки по теме, стенд с наглядным материалом о Блокаде, кусочек хлеба (125 гр.), фотоотчеты детей о посещении памятных мест.
Предварительная работа:
-чтение художественной литературы по теме
-прослушивание песен и музыкальных произведений военных лет
-слушание стихотворений о блокадном городе
-занятия по изобразительной деятельности
-показ иллюстраций о Ленинграде
- просмотр фильма «Жила – была девочка» (1944)
Взаимодействие с родителями:
-тематический альбом «Памятные места блокадного Ленинграда»,
- экскурсия к памятникам (с родителями)
-фотоотчеты
Ход мероприятия:
Дети входят в зал под музыку (Я. Френкель «Журавли»)
Опять война, опять блокада…
А, может, нам о них забыть?
Я слышу иногда: «Не надо,
Не надо раны бередить.
Ведь это правда, что устали
Мы от рассказов о войне
И о блокаде прочитали
Стихов достаточно вполне».
И может показаться: правы
И убедительны слова.
Но даже если это правда,
Такая правда – не права!
Чтоб снова на земной планете
Не повторилось той зимы,
Нам нужно, чтобы наши дети
Об этом помнили, как мы!
Дети рассаживаются на стулья.
Ребята, сегодня мы с вами собрались в честь знаменательной даты, посвященной дню снятия Блокады. Много испытаний выпало на долю нашего народа в те далекие дни Великой Отечественной войны.
Дети исполняют песню «Мой город – герой» (Слова и музыка Н.П. Бобковой)
У фашистов к нашему городу было особое отношение. Они хотели не просто захватить, а уничтожить, стереть с лица земли. Очень быстро враги оказались рядом с городом. Днем и ночью они бомбили и обстреливали Ленинград. Полыхали пожары, разрушались дома, заводы, памятники. (Слайд 2)
Враги не смогли захватить город силой, тогда они решили взять его в блокадное кольцо. Ленинград был окружен и отрезан от большой земли. В город перестало поступать продовольствие, отключили свет, отопление, воду. Наступили страшные блокадные дни. Их было 900……Это - 2,5 года. В городе остались старики, женщины и дети. (Слайд 3)
Мы не слышали взрывов, грохота,
Мы не видели эту блокаду,
Но мы знаем, как трудно было
Осажденному Ленинграду.
Голод и холод.
Война и разруха.
Сильный был город,
Не падал он духом!
Дыхание смерти было повсюду,
Но выжили, выжили люди!
Дети наравне со взрослыми боролись за победу. Подростки работали на заводах и фабриках, встав за станки за ушедших на фронт братьев и отцов. Бывали случаи, когда дети не доставали до станка и им под ноги подставляли скамеечку. Они знали, что своей работой помогают фронту. (Слайд 4)
Дети вместе с мамами и старшими сестрами собирали посылки для бойцов. Вязали варежки, носки. Разбирали письма на почте. (Слайд 5)
Весной разводили огороды во дворах, скверах и парках. (Слайд 6)
Девушки обходили квартиры и помогали беспомощным больным, помогали в госпиталях. Детей, оставшихся без родителей, устраивали в дома малюток и детские сады. (Слайд 7)
Как жить без мамы и отца,
Без хлеба, дома и тепла?
Всё это отняла война.
Не хлюпали, не плакали, не ныли
Ребята ленинградские, а - жили!
В них теплилась едва душа.
Подкашивались ноги от бессилья.
Всё отняла у них война,
Оставив ненависть к фашистскому насилью.
Никакие муки и лишения не смогли сломить мужества и стойкости защитников Ленинграда, не смогли поколебать веры ленинградцев в победу над фашизмом. В городе работали библиотеки, театры, школы и даже зоопарк. (Слайд 8)
Особенно тяжело приходилось жителям города зимой. Придёт человек домой. Окна заклеены полосками бумаги крест на крест, чтобы стёкла не разбились от взрывной волны. Холодно, потому что нет отопления, и воды тоже нет, ни горячей, ни холодной. Печка «буржуйка». Пока её топишь – тепло, перестанешь топить – холодно. Дров тоже было очень мало. На топливо разбирали разбомбленные дома, мебель… (Слайд 9)
Мы, чтоб согреться, книги жжём.
Но жжём их, будто сводим счёты:
Те, что не жалко, — целиком,
У этих — только переплёты.
Мы их опять переплетём,
Когда весну в апреле встретим.
А не придётся — вы потом
Нас вспомните по книгам этим…
За водой приходилось ходить на Неву или к колонкам, которые специально установили на улицах города. (Слайд 10)
Опять налёт, опять сирены взвыли.
Опять зенитки начали греметь.
И ангел с петропавловского шпиля
В который раз пытается взлететь.
Но неподвижна очередь людская
У проруби, дымящейся во льду.
Там люди воду медленно таскают
У вражеских пилотов на виду.
Не думайте, что лезут зря под пули.
Остались — просто силы берегут.
Самым страшным испытанием стал голод.
Кусочек хлеба был так мал, что человек не ощущал его веса на руке, а это было все, что можно было съесть. (Слайд 11)
Я вспоминаю хлеб блокадных лет,
Который нам давали.
Не из муки он был — из наших бед,
И что в него тогда не клали!
Хлеб был с мякиной и ботвой,
С корой. Колючий так, что режет десна.
Тяжелый, горький — с хвоей, лебедой,
На праздник, очень редко — чистый просто.
Но самый сильный голод был, когда
Хлеб мы по два-три дня не получали.
Мы понимали, что война – это беда,
Но каждый день с надеждой хлеба ждали.
Не дни мы голодали, а года.
Хоть раз наесться досыта мечтали.
Только автомобильная дорога, проложенная по льду Ладожского озера, помогла выжить людям и спасла от голода многих Ленинградцев. Поэтому назвали ее «Дорога жизни». Первыми по ней пошли конные обозы с хлебом. А когда лёд стал толще продукты стали перевозили на грузовиках. На обратном пути из города вывозили слабых, обессиленных ленинградцев. (Слайд 12)
И только Ладога спасала,
Когда стояли холода.
Тогда «Дорогой жизни» звала
Её народная молва.
По льду машин шли караваны,
Чтоб иногда уйти под лёд.
Ее бомбили беспрестанно,
Но день за днём, из года в год
везли туда — еду, снаряды,
Обратно — раненых, детей.
Тот город назывался Ленинградом
И шла суровая война
Под вой сирены и разрыв снарядов,
Дорогой жизни – Ладога была.
Она спасеньем ленинградцам стала
И помогла в войне нам победить,
Чтоб снова время мирное настало,
Чтоб нам с тобой под мирным небом жить!
К прорыву блокады войска Ленинградского фронта готовились долго и тайно. И, наконец, настал день штурма. Бои продолжались несколько дней. И весь мир узнал, что блокада прорвана! (Слайд 13)
Блокадный паёк,
Стакан кипятка.
Вот жизни глоток,
Потом темнота.
А город прорвался!
А город воскрес!
А город остался!
Никуда не исчез!
«Враги кричали: «Нет конца
У Ленинградского кольца!»
Мечом рассек его боец –
И вот кольцу пришел конец.
27 января 1944 года, враги были отброшены от города. Ленинград навсегда был освобожден от вражеской осады. А в Ленинграде пошел парад.
Дети исполняют песню «Бойцы идут» (слова В. Татаринова, музыка
В. Кикты)
За залпом залп.
Гремит салют.
Ракеты в воздухе горячем
Цветами пестрыми цветут.
А Ленинградцы тихо плачут.
Ни успокаивать пока,
Ни утешать людей не надо.
Их радость слишком велика-
Гремит салют над Ленинградом.
Такого дня не видел Ленинград!
Нет. Радости подобной не бывало!
Казалось, что всё небо грохотало…
Гремел неумолкаемо салют
Из боевых прославленных орудий.
Смеялись, пели, обнимались люди.
Дети исполняют «Вальс с шарами» (В.Мураделли)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект непосредственно образовательной деятельности детей с детьми логопедической группы «Я помню о Блокаде Ленинграда»
Патриотическое чувство не возникает само по себе. Это результат длительного, целеноправленного воспитательного воздействия на человека, начиная с самого детства. Данный конспект-это итоговая сов...
Конспект непосредственно образовательной деятельности детей с детьми логопедической группы «Я помню о Блокаде Ленинграда»
Патриотическое чувство не возникает само по себе. Это результат длительного, целеноправленного воспитательного воздействия на человека, начиная с самого детства. Данный конспект-это итоговая сов...
Методическая разработка сценария ко Дню снятия Блокады «Мы помним подвиг твой – Ленинград! 900 Дней Мужества!» Для детей старшей и подготовительной группы.
Методическая разработка сценария ко Дню Блокады Ленинграда!Есть дополнительный материал к этому сценарию видео-клипы, песни, музыка(закачать не получилось). Цели мероприятия:1.Формировать чувство...
"Чтобы помнили", 73 годовщине Снятия блокады Ленинграда
«Никто не забыт и ничто не забыто»Горящая надпись на глыбе гранита.Поблекшими листьями ветер играетИ снегом холодным венки засыпает.Но, словно огонь,у подножья – гвоздика.Никто не забыт и ничто не заб...
Сценарий праздника,посвящённого Дню снятия блокады Ленинграда с использованием ИКТ «Мы помним, мы скорбим..."
Целью данного мероприятия является расширение представления детей о героическом подвиге жителей блокадного Ленинграда в годы Великой отечественной войны; о жизни детей блокадного Лени...
Методическая разработка "Чтобы помнили. Блокада Ленинграда"
Методическая разработка для детей 5 - 7 класс....
Сценарий праздника ко дню снятия блокады в Ленинграде «Мы помним, гордимся, уважаем»
Цели:1.Прививать любовь детей к Отечеству, гордость за его культуру, воспитывать чувства патриотизма, уважение к прошлому своего народа;2. Расширять исторические знания детей о блокаде Ле...