Сценарий праздника с элементами народного фольклора для детей старшего дошкольного возраста «Ах, лето красное, солнышко ясное…»
учебно-методический материал (старшая группа) на тему
Дошкольное детство - начальный этап формирования личности человека, его ценностной ориентации в окружающем мире. В этот период закладывается позитивное отношение к природе, к «рукотворному миру», к себе и к окружающим людям. Поэтому экологическое образование выступает как сложный педагогический процесс. Знание основ экологии - это важнейший компонент экологической культуры, развиваемый у дошкольников. Основным содержанием экологического воспитания является формирование у ребенка осознанно-правильного отношения к природным явлениям и объектам, которые окружают его, и с которыми он знакомится в дошкольном детстве.
Контакт с естественной окружающей средой человека начинается с раннего возраста. Именно тогда закладываются начала экологической культуры личности. Этот процесс должен основываться на психологических особенностях дошкольников. Среди последних важными является повышенная эмоциональная чувствительность.
Роль праздников и развлечений заключается в сильнейшем воздействии на эмоциональную сферу личности ребенка.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
khasanova_i.r._stsenariy_prazdnika_s_elementami_narodnogo_folklora_.docx | 327.18 КБ |
Предварительный просмотр:
Сценарий праздника с элементами народного фольклора для детей старшего дошкольного возраста «Ах, лето красное, солнышко ясное…»
Цели:
- познакомить детей с различными жанрами народного фольклора;
- развить творческое воображение и эмоционально-эстетической отзывчивости детей посредством театрализованной деятельности;
- воспитывать любовь к природе родного края, народным обычаям и традициям.
Задачи:
- расширение знаний о природных явлениях, о жизни насекомых, о живой и неживой природе;
- развитие умений отгадывать загадки, понимать смысл пословиц и поговорок;
- формирование у детей культуры общения, творческого отношения к совместной деятельности;
- создание праздничной атмосферы и организация детского досуга.
Дети заходят в зал под музыку и садятся.
Ведущий: Ярко солнце светит,
В воздухе тепло,
И куда не взглянешь
Все вокруг светло.
На лугу пестреют
Яркие цветы;
Золотом облиты
Темные листы.
Дремлет лес: ни звука,
Лист не шелестит.
Только жаворонок
В воздухе звенит…
- О каком времени года говорит поэт в своем стихотворении?
Дети: О лете!
Ведущий: Правильно, ребята, о лете пишет поэт. А что же такое лето, как вы его представляете?
1-й ребенок: Лето – это теплые, солнечные дни!
2-й ребенок: Лето – это время, когда можно купаться, позагарать!
3-й ребенок: Летом зеленая трава, яркие красивые цветы, и над ними бабочки летают.
4-й ребенок: И везде птицы поют!
(Дети исполняют песню «Песенка про лето», муз. Е.Крылатого, сл. Ю.Энтина)
Ведущий: Лето солнышко вкатилось,
Засияло, засветилось
Вишнями, ромашками,
Лютиками, кашками.
Без ясного солнышка лето представить даже невозможно.
5-й ребенок: Вышло утром солнышко из-за гор.
Посветлел над речкою темный бор.
Засверкала бусинками роса.
Зазвучали звонкие голоса.
В небе разливается: синь, синь, синь…
Зяблик заливается: пинь-пинь-пинь…
Дятел на дубочке: тук-тук-тук!..
Радуются солнышку всё вокруг. (авт. Д. Матеев)
Ведущий: Ребята, что же мы ждем, давайте позовем к нам в гости Солнышко!
Дети: Давайте, давайте!
(Русская народная речевая игра «Солнышко»)
Солнышко, солнышко, (поднимаем руки вверх, обращаясь солнышку)
Выгляни в окошечко. (показываем в сторону окна)
Где твои детки? (вытягиваем руки вперед)
Сидят на скамейке. (показываем в сторону детишек, сидящих на скамейке)
Камешки катают, (выполняем скользящие движения ладонями)
За окна бросают. (имитируем бросок рукой)
Ведущий: Услышало нас Солнышко и появилось на небе!
(Заходит Красное Солнышко в желто-оранжевом наряде, на голове венок из красных цветов)
Красное Солнышко: Здравствуйте, ребята!
Услышало я, как вы меня зовете,
Песни весело поете.
Поспешило сразу к вам,
Дорогим моим друзьям.
Лето! Лето! Лето! Лето!
В краски яркие одето,
Жарким солнышком согрето,
Пусть подольше будет лето!
- Все выходите ко мне, дайте мне на вас посмотреть!
(Дети выполняют вместе Солнышком упражнение с движениями в соответствии с текстом)
Утром солнышко встает
Выше, выше, выше. (постепенно поднимаются вверх)
К ночи солнышко зайдет
Ниже, ниже, ниже. ( медленно опускаются вниз)
Хорошо, хорошо,
Солнышко смеется! (улыбаются, руками показывают «фонарики»)
А под солнышком всем
Весело поется, (хлопают в ладоши)
Весело танцуется!
(Дети вместе с Солнышком исполняют танец с желтыми, оранжевыми ленточками под песню «Светит солнышко для нас», муз. А.Ермолова, сл. В.Орлова)
Ведущий: Милое Солнышко, мы так рады тебе! Наши дети знают много загадок, пословиц и поговорок, закличек о тебе, садись к нам, послушай.
1-й ребенок: Среди поля голубого –
Яркий блеск огня большого.
Не спеша огонь тот ходит,
Землю-матушку обходит,
Светит весело в оконце,
Ну, конечно, это ….
Дети: (вместе) Солнце!
2-й ребенок: «Все прекрасное на земле – от солнца, и все хорошее – от человека» (М. Пришвин)
3-й ребенок: Светит, сверкает, и всех согревает (солнце).
4-й ребенок: В июле солнечные дни – теплых ночей жди.
5-й ребенок: Птица радуется весне, а цветок – солнцу.
6-й ребенок: Солнышко – ведрышко,
Выгляни в окошечко!
Солнышко, покажись,
Красное, нарядись!
Солнышко, покажись!
Красное, снарядись!
Чтобы год от года
Давала нам погода:
Теплое летечко,
Грибы в берестечко,
Ягоды в лукошко,
Зеленого горошка.
7-й ребенок: Солнце, солнце, выходи,
Испекли мы пироги,
Наварили кашу,
Ждем сестрицу нашу.
А сестрица придет
Когда солнышко взойдет.
Ведущий: Ребята, вот эти стихи-заклички появились очень-очень давно, и кто их сочинил – неизвестно. Но, видимо, заклички так понравились людям, что они начали верить в них, стали передавать их из поколений в поколения, от родителей к детям. Так они дошли до нашего до нашего времени.
Заклички – это просьбы к солнышку, чтобы теплее грело; к дождику, чтобы шел тогда, когда он нужен; к мышке, чтобы она принесла малышу новый зуб, и так далее. Мне кажется, вы сами тоже знаете много закличек, давайте, вспомним:
«Божья коровка …
Дети: (продолжают) Улети на небо –
Там твои детки
Кушают конфетки.
Улети на небо –
Принеси нам хлеба.
8-й ребенок: Я тоже знаю:
Улитка, улитка,
Высуни рога,
Дам кусочек пирога!
Ведущий: Люди обращались еще и к пчелам, чтобы они побольше мед собирали и к пасеке несли:
Рой, гуди, Яры пчелки гудят,
В поля иди, В поля идут,
С полей иди, С полей идут -
Медок неси! Медок домой несут!
Да, лето – это еще и время сбора меда. А как же пчелы собирают мед?
Дети: Они летают по луговым цветам, собирают нектар, возвращаясь в свои ульи, выливают мед в соты.
Ведущий: А еще пчелы обожают липовый цвет и летают над гречишными полями. Отсюда и названия разных видов меда – цветочный, липовый, гречишный… Отличаются они друг от друга цветом и по вкусу.
Пчелы – настоящие труженики «медового производства». Про трудолюбивых пчел поэты и писатели сочиняли стихи, сказки. Одну из них, сказку А. Алиша «Пчела и Оса», мы вам и покажем.
Роли исполняют: 1. Повелитель Цветов
2. Пчела
3. Оса
и другие насекомые – бабочки, шмели, трутни.
Текст читает ведущий.
« Когда-то Повелитель Цветов бросил во все стороны клич:
Повелитель Цветов: Кто изготовит лучший сосуд для хранения меда, тому в награду позволю собирать мед со всех моих цветов!
Все насекомые взялись за работу. Каждому хотелось получить обещанную награду.
Скоро насекомые явились к Повелителю Цветов с готовыми сосудами. Каждый из них говорил:
Бабочка: Повелитель! Вот хороший сосуд. Попробуй, положи в него мед.
Шмель: Нет, у меня самый лучший!
Трутень: У меня, у меня!
Повелитель Цветов испробовал все сосуды и сказал:
Повелитель Цветов: Я вижу, вы поторопились, идите обратно. Ваши сосуды никуда не годятся. Назначаю вам новый срок, летите!
Пчела и Оса тоже хотели получить награду. Трудолюбивая Пчела работала и днем, и ночью. А ленивая Оса утром немного повозится, а чуть солнышко пригреет – и на отдых, её уже ко сну клонит.
Повстречались как-то Оса с Пчелой.
Оса: Приходи ко мне в гости, сестрица Пчела. Посмотришь мою работу. Наверное, кое-что нужно исправить – ты поможешь мне.
Пчела: Так и быть, приду. А сегодня ты приходи ко мне в гости, буду ждать тебя.
Пчела угостила Осу на славу. Оса все смотрела на сосуд Пчелы и похвалила.
Оса: Ты - лучшая из мастериц! Как это ты сделала такой прекрасный сосуд?
Пчела: Мы же с тобой подруги, и я открою тебе тайну. Чтобы сделать то, что задумала, надо трудиться не жалея сил, не откладывая дело на завтра. Я работала так, вот у меня и вышел хороший сосуд.
Шли дни за днями. Настало время Пчеле пойти в гости к Осе.
Прилетела Пчела, а Оса лежит – ноги кверху, глаза закрыты, усики повисли.
Пчела: Здравствуй, сестрица Оса. Отдыхаешь после работы или, может быть, захворала?
Оса: Ой, сестрица Пчела, болею, чуть дышу…
Ленивая Оса нарочно больной притворилась – нечем ей было угощать Пчелу. Сколько собрала утром меду, все съела. К вечеру самой есть нечего. Совсем разленилась Оса, и сосуд её стоит недоделанный.
Настал наконец срок, назначенный Повелителем Цветов. Прилетели к нему насекомые со своими сосудами.
Повелитель Цветов положил мед во все сосуды. Сосуд Осы не удержал меда, расклеился. А сосуд Пчелы очень понравился Повелителю Цветов. Он осмотрел его внимательно и сказал:
Повелитель Цветов: Видно, что ты много потрудилась. Твой сосуд – самый лучший. Разрешаю пчелам со всех моих цветов собирать мед.
С тех пор трудолюбивые пчелы со всех цветов собирают мед, хорошо живут, и все их уважают, а ленивые осы и теперь кое-как перебиваются».
Ведущий: Ребята, в чем жизненная мудрость этой сказки? Какими пословицами можно ответить на этот вопрос?
Дети: «Терпение и труд – все перетрут», «Кто не работает – тот и не ест».
(Если дети затрудняются ответить, можно подсказать начало пословицы, а они закончат).
(По записи слышен шум – звук дождя)
Ведущий: Ребята, послушайте, какой-то шум, звуки слышны. Интересно, что же это?
Дети: Это шум дождя, дождь идет!
Ведущий: Вот почему наши насекомые улетели, спрятались в свои дома! Они ведь заранее знают о предстоящих осадках. И Солнышко Красное спряталось…
Ребята, а вы знаете, как в народе звали дождь, какими закличками обращались к дождику?
1 -й ребенок: Дождик, дождик,
Сварю тебе борщик,
Поставлю на дубочке,
В зеленом горшочке.
Не шатайся, дубок!
Не пролейся, горшок!
2-й ребенок: Дождик, дождик, пуще!
Наварю я гущи!
Дождик, дождик, поскорей!
Я прибавлю сухарей!
3-й ребенок: Не иди, дождик, где косят,
А иди, где просят.
Не иди, дождик, где жнут,
А иди, где ждут!
Ведущий: А я тоже знаю!
Дождик, дождик!
На дядину пшеницу,
На наш ячмень,
Поливай весь день!
На Иванову рожь,
Поливай, как хошь!
4-й ребенок: Дождик идет, Тучка, ступай,
Дождик идет, Прочь уплывай,
Теплый идет, Солнышку вновь
Летний идет! Выглянуть дай.
Будем опять
Бегать, играть!
Дождик идет,
Летний идет! (авт. Д. Тарджеманов)
(Дети исполняют танец с зонтиками под песню «Дождь», сл. Ю. Энтина,
муз. М. Минкова)
5-й ребенок: Летний дождик хлещет в крышу
По железным, по листам.
Слышу, слышу!
Тра-та-та-та, трам-там-там!
Скину тесные сапожки,
И штанишки засучу…
По канавке вдоль дорожки
С визгом рысью поскачу.
Эва! Брызги, словно змейки!
Вся канава в пузырях,
Дождик пляшет на скамейке,
Барабанит в лопухах.
Поливалкою колючей
Промочил меня насквозь…
Солнце вылезло из тучи!
Солнце высушит – небось!
Ведущий: Представьте себе, ребята, что после дождя опять солнечная погода. Теплый летний дождик прошел, и на голубом небе появилась разноцветная …
Дети: Радуга!
Ведущий: Верно, радуга. А все знаете, какие цвета есть у радуги? Кто может раскрасить нашу радугу на этом рисунке? Какой же первый цвет? А второй? Третий?
Игра «Раскрась радугу»
(На мольберте рисунок с не раскрашенной радугой. Дети по очереди раскрасят гуашью радугу в соответствующие цвета)
Ведущий: Мы знаем замечательное стихотворение Г. Лагздыня «Радуга», оно будто написано по нашей картине.
1-й ребенок: В радуге – семь дужек, семь цветных подружек.
Красная дужка – оранжевой подружка!
Желтая дужка – зеленой подружка!
Голубая дужка – синей подружка!
Фиолетовая дужка – всем дужкам подружка!
А пойдут как обниматься
Разноцветных семь подружек,
Начинают тут сливаться
В белый цвет – семь ярких дужек!
Дети (вместе): Семицветная дуга – наша радуга!
Ведущий: А что же говорили наши предки про радугу, что они просили у нее во время сенокоса и в жатву?
2-й ребенок: Радуга-дуга,
Не давай дождя,
Давай солнышка –
Колоколнышка!
3-й ребенок: Ах ты, радуга-дуга,
Ты высока и туга!
Не дай дождичка,
Дай мне ведрышка.
Чтобы детям погулять,
Чтоб теляткам поскакать,
Нужно солнышко,
Колоколнышко!
(Заходит Красное Солнышко, обращается детям).
Красное Солнышко: Вы меня опять завете, ребятки? А я никуда не ушла, только спряталась за тучи. Ведь я очень люблю играть в прятки, как и вы. Не волнуйтесь, я все лето пробуду с вами, мои дорогие. Подарю каждому веснушки, осветлю волосы. Но иногда мои лучи бывают жаркими, горячими, поэтому советую носить косынки и понамки, чтобы не получить солнечный удар. А пока я говорю вам: до свидания, до завтра. Завтра днем мы опять увидимся, поиграем в интересную игру «Солнечные зайчики». Я вас непременно научу!
Дети: До свидания, Солнышко!
(Дети исполняют песню «Какого цвета лето?», сл. неизвестный автор, муз. А.Варламова)
Ведущий: На сегодня наш солнечный и веселый праздник закончился. Спасибо всем!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сценарий развлечения с использованием русского фольклора для детей старшего дошкольного возраста по теме: «Весела была беседа»
Данный материал поможет музыкальному руководителю организовать и провести вечер развлечение в старшей группе детского сада...
"За околицей" - развлечение с использованием народного фольклора для детей старшего дошкольного возраста
Сценарий представлен в виде "деревенских посиделок". Через народный фольклор дети знакомятся с жизнью и бытом русского народа, с образцами народного музыкального творчества....
"День рождения Земли" сценарий экологического праздника с элементами квест-игры для детей старшего дошкольного возраста
В конспекте представлен литературный и музыкальный материал, который пригодится в работе как воспитателям так и музыкальным руководителят....
«Знакомство детей с традицией празднования русского народного праздника «Воздвиженье» через народные игры» для детей старшего дошкольного возраста.
Цель; Знакомство детей с традицией празднования русского народного праздника «Воздвиженье» через народные игры. Задачи;-Развивать чувство сопричастности к народным торжествам.-Развива...
Сценарий мероприятия, посвященного Дню Народного Единства, для детей старшего дошкольного возраста: «Наша Родина»
Патриотизм – это любовь к своей Родине! Исторически - любовь к Родине всегда была национальным характером российского государства. Однако последние перемены все отчетливее показывают, что наше о...
«Народные праздники, как элемент этнопедагогики в обучении детей старшего дошкольного возраста»
Воспитание – это целенаправленная, содержательная и профессиональная деятельность педагога, содействующая максимальному развитию личности ребенка.Этнопедагогика изучает процесс социального взаим...
Сценарий проведения музыкально-спортивного праздника для детей старшего дошкольного возраста "Здравствуй Лето красное!"
Цели и задачи:Создать атмосферу праздника, побуждать к самостоятельному исполнению песен и танцев, развивать музыкально-слуховой опыт.Задачи:1. Создать у детей веселое, летнее настроение, положит...