«Народные праздники, как элемент этнопедагогики в обучении детей старшего дошкольного возраста»
презентация к уроку по музыке (подготовительная группа)
Воспитание – это целенаправленная, содержательная и профессиональная деятельность педагога, содействующая максимальному развитию личности ребенка.
Этнопедагогика изучает процесс социального взаимодействия, в ходе которого воспитывается и развивается личность: она собирает народный опыт и традиции воспитания и обучения детей, народную мудрость, отраженную в сказках, притчах, песнях, загадках, пословицах, поговорках, играх, в жизненном укладе, быте, традициях.
Сейчас нас всех волнует, какое поколение будет жить в России в 21 веке? Сумеет ли оно взять с собой духовно-нравственное богатство предков?
Что может сделать детский сад, чтобы не прервалась «времен связующая нить»?
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
prezentatsiya_microsoft_office_powerpoint.pptx | 2.61 МБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Воспитание – это целенаправленная, содержательная и профессиональная деятельность педагога, содействующая максимальному развитию личности ребенка. Этнопедагогика изучает процесс социального взаимодействия, в ходе которого воспитывается и развивается личность: она собирает народный опыт и традиции воспитания и обучения детей, народную мудрость, отраженную в сказках, притчах, песнях, загадках, пословицах, поговорках, играх, в жизненном укладе, быте, традициях. Сейчас нас всех волнует, какое поколение будет жить в России в 21 веке? Сумеет ли оно взять с собой духовно-нравственное богатство предков? Что может сделать детский сад, чтобы не прервалась «времен связующая нить»?
Важную роль в сохранении и трансляции культурного наследия играют этнокультурные традиции и обычаи, как наиболее близкие детскому опыту. Усвоение их ребенком обогатит представления об окружающем мире, вызовет интерес к познанию. К универсальным средствам этнопедагогического воспитания относятся народные праздники в старших возрастных группах. Детские праздники на основе народных традиций призваны воспитывать интерес к народным традициям, что также является одним из средств воспитания нравственных качеств ребенка. Эти фольклорные по тематике и содержанию праздники у русского народа проводятся в соответствии с христианским календарем (Рождество, Масленица, Сороки, Троица). Они составляются на доступном детям материале с использованием народных игр, забав, хороводных плясок, песен, атрибутов национальной одежды, инвентаря.
Интересные истории возникновения праздника, красочные костюмы и атрибуты нашли отклик в сердцах детей и вызывают неподдельный интерес к фольклорным развлечениям.
Для формирования личности дошкольника народный праздник имеет значение в нескольких аспектах: народные праздники знакомят детей с народными традициями и историей народов, своеобразием быта, обычаев, костюма, взаимоотношений между взрослыми и детьми; -народные праздники связаны с воспитанием уважения к нравственным ценностям : честности, добросовестности, доброте и милосердии, великодушии, справедливости и др. ; -методически грамотное проведение народных праздников формирует праздничную культуру детей дошкольного возраста.
Значение народных праздников и обрядов заключается в том, что они дают возможность проявить свои чувства и мысли, пробуждают эмоциональные чувства и переживания, стимулируют оптимистическое настроение. Одним из важных элементов фольклорного праздника является народный танец. Большое значение танец имеет для физического развития ребенка - позволяет научить его ритмично двигаться, сформировать чувства координации и пластичности движений. В процессе занятий танцами у ребенка развивается художественно-образное восприятие и мышление, происходит знакомство с танцевальным народным творчеством.
Обязательным атрибутом народных праздников являются народные игры. В работах исследователей подчеркивается необходимость широкого использования народных игр в работе с дошкольниками. Исследователи народных игр отмечают, что они способствуют развитию таких качеств, как юмор, смекалка, сообразительность расширяют содержания знаний об окружающем, развивают умственные способности Исследования, проведенные в последние годы, показали, что народные игры способствуют формированию у детей универсальных родовых психических способностей, а также важнейших черт психологии этноса, создавшего игру. Народные игры способствуют формированию у ребенка любви к родному краю, дому, воспитывают почтение и уважение к старшим, милосердие и сострадание, помогают освоить навыки общественного поведения.
Народные инструменты являются своего рода посредниками в процессе адаптации ребёнка к окружающему миру в условиях традиционной культуры. Воспитание ребенка через приобщение к лучшим традициям русской народной музыкальной культуры, желание детей играть на народных инструментах и стремление более полно развивать у детей уже имеющиеся музыкальные способности, побудило нас к разработке и реализации работы по обучению детей дошкольного возраста на ложках. Мы считаем, что включение народной музыки в повседневную жизнь детского сада позволит привить ребенку элементы музыкальной культуры и повысить качество музыкального этнопедагогического воспитания. Важным элементом фольклорного праздника является игра на народных музыкальных инструментах.
Анализируя проведенную работу мы пришли к положительным результатам и выводам: Значительно вырос у детей интерес к народным традициям и обычаям; Произошли заметные изменения в уровне сформированности знаний о национальной культуре, уважения к человеку независимо от национальной принадлежности, толерантности, дружелюбия. Возросло количество детей с высоким уровнем развития национальной культуры. Данные результаты дают основания предложить разработанную систему развлечений, направленную на воспитание в детях национального самосознания, для широкого использования в детских дошкольных учреждениях разного типа.
Список использованных источников и литературы Бабынина Т. Ф. Традиции национальных культур. – Казань: РИЦ «Школа», 2004. – 188 с. Захарова Л. М. Этнокультурное воспитание детей дошкольного возраста в отечественной педагогике / Л. М. Захарова // Проблемы образования, науки и культуры. - № 6(85). – 2010. – С. 21-26. 29. Кондрашова Н. В. Народная педагогика в поликультурном воспитании и образовании дошкольников [Электронный ресурс] / Н. В. Кондрашова // Научно-методический электронный журнал "Концепт". – 2013. – № 12 (28). – С. 41-45. – Режим доступа: http://elibrary.ru/querybox.asp?scope=newquery Таким образом, внедрение элементов этнопедагогики в работу с детьми старшего дошкольного возраста – отличный способ педагогического воздействия, с помощью которых осуществляется формирование личности ребенка в соответствии с целями и идеалами современного общества. В задачу педагога в контексте данной проблемы входит способность прогнозировать и реализировать потенциал национальных традиций, обычаев, помочь воспитать интерес к родной культуре и научиться осознавать себя как носителя и хранителя этой культуры.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технология обучения детей старшего дошкольного возраста плаванию с применением элементов синхронного плавания
Дошкольный возраст в развитии ребенка является периодом, когда закладывается фундамент его здоровья, физического развития, а также культуры движений. Б...
ОБУЧЕНИЕ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ЭЛЕМЕНТАМ СКАЛОЛАЗАНИЯ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ СКАЛОДРОМА (АЛЬПИЙСКОЙ СТЕНКИ)
Скалолазание – уникальный вид спорта, сочетающий в себе физические нагрузки и развитие логического мышления. Также скалолазание развивает личностные качества воспитанников, учит настойчивости, целеуст...
Методическая разработка по обучению детей старшего дошкольного возраста элементам спортивных игр
Методическая разработкапо обучению детей старшего дошкольного возраста элементам спортивных игр...
Народные праздники как средство духовно – нравственного воспитания детей старшего дошкольного возраста
Семейные традиции – должны жить!От того, как будут образованы, а главное, воспитаны сегодняшние дошкольники, будет зависеть, какое мы возродим общество, и счастливо ли, интересно ли в нем будет...
Программа "Русские забавы. Русские народные праздники, как средство художественно-эстетического развития детей старшего дошкольного возраста" (в приложении сценарии праздников)
Программа по приобщению дошкольников к традиционным русским народным праздникам...
"День рождения Земли" сценарий экологического праздника с элементами квест-игры для детей старшего дошкольного возраста
В конспекте представлен литературный и музыкальный материал, который пригодится в работе как воспитателям так и музыкальным руководителят....
Консультация для воспитателей : Роль народной игрушки в процессе воспитания и обучения детей старшего дошкольного возраста
Консультация для воспитателей в которой рассказывается о роли народной игрушки в процессе воспитания и обучения детей старшего дошкольного возраста....