Народные календарные праздники для детей
план-конспект занятия (подготовительная группа) по теме
Сценарий развлечения, предназначенный для детей старшего возраста (5-7) Данный материал будет полезен воспитателям, музыкальным руководителям инструкторам по ф/к ДОУ. В современных условиях жизни основное время дети проводят за компьютерными играми. Уходит из жизни детей традиционные детские игры, особенно необходимые для полноценного и разностороннего развития личности ребёнка.Элементы движения, включаемые в исполнение, не только существенно влияют на развитие общей координации, но и позволяют точнее передать, и, в конечном счёте, освоить национальный характер самовыражения.
Виды деятельности: коммуникативная, двигательная, познавательная, игровая.
Цель:
Приобщение детей к истокам русской народной культуры посредствам народных игр,активизация речевого развития через двигательную и театрализованную деятельность
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kolyada.docx | 19.46 КБ |
Встречаем масленицу годовую, гостьюшку дорогую! | 600.01 КБ |
Предварительный просмотр:
Хозяйка:Здравствуйте ребята, гости дорогие. Вот и закончилась новогодняя суета.
Зима самое интересное время для игр и забав.
Скоморох:Хорошо зимой – работы никакой.Сидишь себе в избе, чаёк попиваешь, про
былое вспоминаешь.Помню,в молодости весело было зимой.С Рождества Христова начинались святки - веселились ребятки. Ходили они по избам, пели песни-колядки, желали хозяевам счастья, здоровья в новом году.
Хозяйка: А ещё зима богата праздниками.
Ведущая:
Тихо кружатся снежинки,
Сказка приходит к нам в дом.
Ёлка, подарки, картинки
Зовём это всё Рождеством!
Звёздочки в небе сверкают,
Но ярче всех лишь одна.
О радости нам возвещает.
О празднике Рождества.
В этот волшебный праздник
Всё наполняется вдруг
Верой, Надеждой, Любовью
И светом добра вокруг!
Ведущая:
Пришло время светлого, радостного праздника
Рождества Христова. С 7 января по 19 наступают
Святые дни – святки. На Руси во время святок
Дети наряжались в необычные костюмы и ходили по домам и пели
Песни - колядки. Детей называли колядовщиками. Им давали разные сладости. Считалось, если не дать детям угощение,
То случится беда.
Хозяйка:Так что же такое святки?
Дети читают стихи
-Праздник этот самый длинный.
Он веселый и старинный.
Наши предки пили, ели,
Веселились две недели.
-От Рождества и до Крещения,
Приготовив угощенье,
Пели разные колядки,
По дворам ходили в святки.
-Наряжались и шутили,
Праздник ждали и любили.
Так давайте же сейчас
Встретим мы его у нас.
Скоморох: День сегодня непростой, праздник к нам пришел святой.
Наступило Рождество, начинаем торжество!
Хозяйка: Гости дорогие, гости званые!
С новым годом! С новым счастьем!
Чтоб здоровы были! Много лет чтоб жили!
Скоморох: Колядовщиаки мы и в поле загулялись да сюда забралися
На людей посмотреть себя показать!
Дети читают колядки
Скоморох: А теперь игра - не развлеченье,
А с большим, большим значеньем.
игра «Мотальщики»
Скоморох (достает из мешка палочки для игры):
На концах бечевок палки
Называются „моталки”.
Посреди бечевок рыбка
Ты мотай бечевку шибко.
Тот, кто первый намотает,
Тот и рыбку получает,
Рыбку не простую,
Рыбку золотую.
Скоморох: А теперь игра богатырей, для тех, кто дуть умеет всех сильней!
игра с шариками «Богатыри»
двое игроков, сидя на коленках, должны задуть шарики в ворота
Скоморох: Кроме того, одной из характерных традиций является катание колеса.
Деревянное колесо поджигается и катается с горы или в гору. Колесо всегда
образно отождествлялось с солнцем, а горящее колесо, которое катится в гору,
символизирует собой прибавление дня.
Солнышко, повернись!
Красное, разожгись!
Красно солнышко, в дорогу выезжай,
Зимний холод забывай! …
Колесо, гори-катись
игра «Катание колеса"
Со весной красной вернись! ...
Скоморох: Ещё хотите поиграть свою удаль показать?
Есть забава неплоха! Кто в мешке без остановки
Проскакать сумеет ловко?
игра «Прыжки в мешках»
Скоморох: (считалка)
Зимний вечер темен, долог.
Насчитаю сорок ёлок
Скину шубку на снежок
Все пожалуйте в кружок.
Ну, а тот кто водит
Первым пусть выходит!
Хоровод
Хозяйка: А кто хочет погадать, да судьбу свою узнать? Достают горшочек, водят хоровод и поют:
Горшочек с вершочек
Скажи нам дружочек:
Что сбудется, станется?
Плохое пусть останется!
Желающие подходят, достают предмет из горшочка. Хозяйка комментируют.
-Хлеб - житье в достатке.
-Колечко - колечко, сей мать муку, пеки пироги.
-Вата - кому станется, мягкая жизнь достанется.
-Монетка-к достатку, жить будешь богато.
-Конфета– лучше нету радости для ребят, чем сладости.
-Кусочек спички–щепка деревянная к крепкому здоровью.
-Ниточка–ниточка далеко потянется, ждет тебя путешествие.
-Зеркальце–собою любоваться.Делом не заниматься.
Хозяйка: Всего один горшочек остался.
Баба-Яга:И мне погадайте. Я тоже счастья хочу!
достает из горшочка веточку Что это? Растолкуйте!
Скоморох: Видно к новому помелу!
Баба-Яга огорченно заглядывает под горшочек А колечка там нет?
Скоморох:Так, кто же тебя замуж возьмет? Тебе сколько лет?
Баба-Яга:Ах так! Ах вот ты так разгоняет всех помелом Сейчас я буду хозяйкой.
попляшите вы у меня! Устрою я вам экзамен!
игра «Ведьмина метёлка»
Дети встают в круг и передают друг другу веник, пока играет музыка. У кого после окончания музыки веник остался в руках, тому Баба-Яга
даёт шуточное задание.
Я—Бабка Ежка, Костяная ножка!
Буду вас развлекать, буду с вами играть!
игра «Здравствуй, бабушка Яга!»
Дети стоят в кругу, баба Яга в центре.
Дети:Здравствуй, бабушка Яга!
Б.Я.:Здравствуйте, ребятки!
Дети:Костяная ты нога! топают ногой
Б.Я.:Ух, вы, дошколятки! Заморожу я вас!
Дети:А мы не боимся! машут руками перед лицом
Б.Я.:Заколдую я вас!
Дети:А мы разбежимся!
Звучит тревожная музыка
Баба Яга крутится (колдует). Дети бегают врассыпную по залу.
Б.Я.: Стоп! стучит метлой.
Все замирают в различных позах. Под `страшную` музыку баба Яга ходит между детьми -ищет, кто пошевельнется. Забирает - `это на «завтрак», потом `на обед` и т.д.
Баба Яга А знаете, есть такая народная примета- кто на Рождество чихнёт, тот здорово год проживёт! Кто болеть не хочет- чихнём-ка разок все вместе, а? Три-четыре- «Апчхи!!!!!!!!!»
Все чихают
Дети хором: Дай Вам Бог здоровья!!!!
Б-Я вносит тазик с водой и веник
Снегу маленько я растопила…Кто Рождественским снегом окропится, тот от недугов исцелится!!!
Б-Я бежит по залу, брызгая на детей и взрослых.
Хозяйка: А ещё есть такая примета- если звёздочку с неба поймаешь…И желание загадаешь…-То оно непременно исполнится!
Лопают воздушный шар и оттуда вылетают блестящие конфетти-звёздочки.
Скоморох:Загадывайте все желания!
Все колядовщики.
Сеем, веем, посеваем!
С Новым годом поздравляем,
На телят, на жеребят
И на маленьких ребят,
Чтоб здоровы были Много лет жили.
Баба-Яга Что с ногами не пойму вправо, влево носятся.
Не стоят они на месте так плясать и просятся! Хоровод.
Хозяйка Славно мы колядовали, танцевали и играли.
А теперь пора, угощаться детвора.
Предварительный просмотр:
МАСЛЕНИЦА
Вед-я : Здравствуйте ребята, дорогие
Маленькие и большие!
Собирайтесь, гости!
Встречать масленицу годовую
Нашу гостьюшку дорогую!
Скоморох: Здравствуйте, мальчишки, широкие штанишки
Смешливые девчонки, короткие юбчонки
Я – скоморох Ванька
По всему свету гуляю
Все на свете знаю
Пришел к вам позабавиться да повеселиться
Праздник Масленицы встретить!
А у Масленицы герой один –
Круглый и вкусный, а зовут его?
Дети: Блин!
Будем петь и развлекаться
Танцевать и кувыркаться!
Скоморох: Масленица – самый веселый праздник!
Длится неделю, а ждем Масленицу целый год!
Масленицу широкую открываем – веселье начинаем!
Вед-я: Масленица – веселый народный праздник, который появился очень давно, но так полюбился людям, что его празднуют до сих пор. Масленица продолжается целую неделю – семь дней. Во время масленичной недели празднуют окончание зимы. Люди, уставшие от снега и холода, радуются солнышку, которое начинает греть все больше и больше. Проводам зимы посвящен этот праздник.
Скоморох: Семь дней продолжается Масленичная неделя. И всю неделю пекутся вкусные блины, ведь они так похожи на солнышко, по которому все соскучились за время зимы. Вот у нас здесь есть блины – солнышки. Их столько, сколько дней длится Масленичная неделя. Догадались, сколько здесь блинов – солнышек? Тоже семь. Каждый блинок расскажет про свой день и свою забаву вам предложит.
«Первый блин».
В: Начинается празднование в первый день недели – понедельник, его называют «встреча». В этот делают куклу - чучело и строят снежные горки.
СКОМОРОХ: Встречайте, едет Масленица. (Двое детей на «лошадках» ввозят чучело Масленицы. Устанавливается в зале). (песня Камаринская)
Ведущая: Давайте поздороваемся с Масленицей!
СКОМОРОХ Наша масленица, ты широкая,
В детский сад к нам пришла
И веселье принесла!
Мы по кругу все пойдём
Дружно спляшем и споём. (хоровод «Веснянка» с детьми старшей группы)
В: В этот день не только встречают Масленицу, а еще в этот день пекут блины.
СКОМОРОХ: А давайте и мы с вами испечем блины. (От каждой группы один ребенок вырезает круг – блин. У кого аккуратнее).
В: Второй блин – вторник называют «заигрыши». В этот день строят ледяные и снежные крепости для игр.
СКОМОРОХ: Мы тоже не отстанем и поиграем с ребятами. От каждой группы ребенок попадает снежком в корзину – у кого в корзине больше снежков, тот и выиграл.
ВЕДУЩАЯ: Вторник отгуляли, берем следующий блин. А следующий день недели ?
Среда называется «лакомка». В этот день приходят в гости на блины
СКОМОРОХ: Блин действительно похож на солнышко. А вот, если приделать к нему лучики, сходство станет еще большим.
(Детям предлагается сделать «лучи» из полосок бумаги желтого цвета, прикладывая их к кругу – «солнцу», лежащему на ковре).
ВЕДУЩАЯ: Следующий блин – это… четверг. Четверг - «разгул», самый веселый день. Возят чучело на колесе, катаются, песни поют.
СКОМОРОХ: Нашептала мне Масленица, что давно песен не слыхала, давайте повеселим ее и споем для нее песню.
Песня «Птичка, птичка».
СКОМОРОХ: Молодцы. И нам, и солнышку, и Масленице понравилась песня.
Ведущая: Следующий блин – пятница – «вечерки». Теперь уж папа бабушку вечером к себе приглашает, блинами угощает.
СКОМОРОХ: Масленичные блины – просто объеденье!
Со сметаной и с икрой, с маслом и вареньем.
Почитает весь народ Масленицу нашу.
Веселее не найдешь праздника и краше.
- А хотите поиграть в игру «Отгадай – кА»?
- Ну, тогда слушайте (Загадки).
ВЕДУЩАЯ: И осталось у нас два блина. Следующий шестой блин – суббота «посиделки». Ходят друг к другу в гости, дарят подарки и окончательно прощаются с зимой.
СКОМОРОХ: Вы тоже приготовили друг для друга маленькие подарочки. Подарите своим друзьям. Да не просто отдайте в руки, а скажите добрые слова. И не забудьте поблагодарить за полученный подарок. (Вручение подарков).
Ведущая: А, чтобы зиму прогонять, надо силой обладать.
Сейчас две команды детей силой померяются, и увидим, сможем ли мы зиму прогнать.
Скоморох: Выходите – ка, ребята силой богатырской померяемся!!!
(перетягивание каната)
Ведущая: Прошла Масленица - кончилось гуляньице!
Прощай, зима, прощай, Масленица!
Приходи к нам, Весна Красная!
Давайте Масленице скажем до свидания. Ее отвезут на площадь и там с родителями посмотрите, как будут сжигать.
ВЕДУЩАЯ: И седьмой блин – воскресенье – «Проводы» зимы. А еще его называют прощеным воскресеньем, потому что в этот день все друг у друга прощение просят за то что совершили, за ошибки, за все то , что могло обидеть человека. Давайте повернемся к соседу и скажем –прости!
Молодцы ребята всю неделю веселились пришла пора Весну встречать, позовем ее громко и радостно.
СКОМОРОХ: Весна – красна, приходи к нас с ясным солнышком, с теплом, с весенним первым ручейком.
ВЕСНА: Я пришла под звон капели,
Успокоила метели,
Надолго с вами я останусь,
И принесу тепло и радость.
А вы любите веселиться и танцевать?
СКОМОРОХ: Тогда танцуйте с Весной и прощайтесь с зимой.
А потом угостим вас вкусными блинами.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ: «Приобщение детей 5-7 лет к русской народной культуре через знакомство с русскими народными календарными праздниками»
Целью данного проекта является развитие у детей дошкольного возраста устойчевого интнреса к русской народной культуре в процессе ознакомления с календарными праздниками....
«Приобщение детей к русской традиционной культуре посредством знакомства с русскими народными календарными праздниками на примере празднования «Осенин»»
Развитие у детей дошкольного возраста интереса к русской традиционной культуре в процессе ознакомления с праздниками народного календаря.1.Приобщение детей к народным традициям на примере праздн...
Педагогический проект "Приобщение детей старшего дошкольного возраста к истории и культуре русского народа через ознакомление с русскими народными календарными праздниками"
Приобщение детей старшего дошкольного возраста к истории и культуре русского народа через ознакомление с русскими народными календарными праздниками...
Народные календарные праздники и обряды как средство экологического воспитания детей.
Доклад, в котором представлен цикл занятий "Времена года"....
Музыкальные праздники в детском саду как эффективное средство приобщения детей к народным календарным праздникам и обрядам.
Музыкальные праздники в детском саду как эффективное средство приобщения детей к народным календарным праздникам и обрядам....
Кружковая работа по приобщению к русской народной культуре через знакомство с народными календарными праздниками «Березка»
Кружковая работа «Березка» направлена на ознакомление детей с жизнью, бытом и творчеством русского народа, ориентирована на нравственно-патриотическое и художественно–эстетическое воспитание детей....
Использование народных календарных праздников в экологическом воспитании детей дошкольного возраста
Народные (фольклорные) праздники – это часть духовного наследия народа. И в России, и в других странах основные народные календарные праздники носили природно-земледельческий характер. Сох...