Конспект литературно-экологической викторины на тему: «Вопросы тётушки Совы» по творчеству В.В.Бианки (для детей подготовительного к школе возраста)
материал (подготовительная группа) на тему
Особую роль в экологическом образовании и воспитании занимает период дошкольного детства, когда закладываются основы мировоззрения человека, формируется его отношение к окружающему миру. В дошкольном возрасте происходят значимые изменения в познавательной сфере ребенка. Образный характер мышления, специфичный для дошкольного возраста, определяется тем, что ребенок устанавливает связи и отношения между предметами, прежде всего, на основе непосредственных впечатлений.
Игровая форма обучения знакома детям еще с детского сада, когда развивающие игры и конкурсы позволяют более успешно запоминать информацию. В старшем дошкольном возрасте помочь педагогу могут викторины. Так, экологическая викторина для старших дошкольников дает возможность в более доступной форме получить новые знания об окружающей обстановке.
Не важно, какой тематике посвящены загадки- викторины, основная их задача – пробудить интерес к неизвестному и новому. Также викторина позволяет продемонстрировать уже усвоенную информацию, пробуждая соревновательный дух и делая занятия более интересными. Особое преимущество, которое дает экологическая викторина, заключается не только в самом ее проведении. Дети с удовольствием участвуют и в подготовке мероприятия.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
stsenariy_viktoriny.docx | 37.72 КБ |
prezentatsiya_k_igre.pdf | 2.97 МБ |
Предварительный просмотр:
Конспект литературно-экологической викторины на тему:
«Вопросы тётушки Совы» по творчеству В.В.Бианки
(для детей подготовительного к школе возраста)
ЦЕЛЬ: Расширить литературный кругозор детей, пробудить интерес к творчеству В.В. Бианки.
Задачи:
- в игровой форме обобщить знания, полученные на занятиях по ознакомлению с художественной литературой;
- учить детей искать и находить новое в уже известном, увиденном на основе произведений В.Бианки;
- способствовать формированию первых понятий о единстве человека и природы;
- создать условия для воспитания интереса к творчеству писателя и миру природы,
- развивать память, речь, мышление, наблюдательность, творческое воображение;
- научить понимать природу, ее законы и особенности;
- на основе его сказок и рассказов В.Бианки воспитывать любовь и уважение к природе, к
братьям нашим меньшим, заботиться и беречь природу.
Предварительная работа:
- оформление стенда с книгами В. Бианки и других писателей о природе;
- создание презентации о жизни и творчестве В. Бианки;
- подбор фонограмм;
- составление конспекта;
- чтение книг;
- просмотр мультфильмов по произведениям Бианки.
Оформление зала: портрет Бианки, выставка книг; персонажи из книг Бианки; выставка детских рисунков по произведениям В.В.Бианки.
Оборудование: презентация биографии В.В. Бианки; презентация для игры, коробочка с яйцом, цветные конверты с вопросами, эмблемы с номерным знаком, красный флажок,
звукозапись голосов знакомых птиц (ворона, гуси, кукушка, петух, сорока, утка), дипломы, медальки, сладкие призы.
Действующие лица: ведущий, музыкальный руководитель, библиотекарь детского сада, команда знатоков, болельщики.
Звучит песня «Это называется природа»?
Мероприятие открывает педагог дополнительного образования (ПОД) по развитию речи и ознакомлению с художественной литературой.
ПОД.: - Здравствуйте ребята и уважаемые гости! Сегодняшняя викторина посвящена Виталию Валентиновичу Бианки. Что бы лучше узнать об этом замечательном писателе, предлагаю вам всем посмотреть интересную презентацию.
Просмотр презентации «О жизни и творчестве В.В.Бианки»
После выступления ПДО объявляет о начале викторины
«Вопросы Мудрой тётушки Совы».
Ведущий (эколог) с воспитанником выходят в центр зала.
Ведущий: - Здравствуйте, дорогие друзья! Сегодня мы вновь собрались с вами в нашем любимом зале на литературно-экологический вечер. А вот кому он посвящён, вы поймёте из стихотворения, которое прочтёт вам___________________________________________.
Ребёнок:
Повсюду: в лесу на полянке,
В реке, на болоте, в полях-
Ты встретишь героев Бианки,
У них побываешь в гостях.
Про птиц, насекомых, лягушек
Рассказы и сказки прочтёшь
И лучше знакомых зверушек
Узнаешь, дружок, и поймешь.
Ох, так написать о природе
Непросто, ведь нужно уметь
На вещи, знакомые вроде,
Всегда удивлённо смотреть.
Ведущий: - Ребята, вы уже наверно догадались по стихотворению, что наша викторина будет посвящена творчеству Виталия Валентиновича Бианки, которому сегодня исполняется 120 лет со дня рождения.
- Викторина – это значит, игра в ответы на вопросы. А для того, чтобы на все вопросы, были даны правильные ответы, мы приглашаем сюда наших знатоков.
Под музыку из игры «Что? Где? Когда?» входят участники викторины, проходят за стол, на котором лежат конверты с вопросами от Мудрой тётушки совы.
- Уважаемые знатоки, сегодня вы будете соревноваться с Мудрой тётушкой совой. Перед вами на столе лежат конверты с вопросами от лесной жительницы: Мудрой тётушки совы.
На конверте стоит № вопроса. Каждый игрок по очереди, берёт конверт в соответствии со своим номером и старается ответить на вопрос. В случае затруднения с ответом, помогает вся команда.
- Итак, игроки готовы, но, как и в любом соревновании, без помощи болельщиков, нам не обойтись.
- Ты, болельщик дорогой,
Ты болей за них душой.
Ободряй и одобряй,
Словом, делом помогай.
- Уважаемые игроки, обратите внимание на то, что вы сегодня будете работать в большой команде, а в командах главное уметь слушать друг друга, договариваться и принимать совместное решение.
- Теперь необходимо выбрать капитана команды. Посовещайтесь и решите, кто в вашей команде будет капитаном.
- Итак, все вопросы мы разрешили и готовы начинать нашу литературную викторину.
- Прежде, чем начнём игру, нужно провести разминку. Итак, начнём. Если команда, не может дать ответ, болельщики ей могут помогать.
РАЗМИНКА.
- О чём писал В.В.Бианки? (о природе, о лесе и его обитателях)
- Самая известная книга В.В.Бианки? («Лесная газета»)
- Что внутри птичьих костей? (воздух)
- Весной веселит, летом прохлаждает, осенью питает, зимой согревает (лес)
- Дышит ли цыплёнок в яйце? (дышит через поры скорлупы. Если яйцо выкрасить или плотно замазать клеем, то воздух не будет проходить внутрь, цыплёнок задохнётся).
- Какой зверёк спит всю зиму вниз головой? (летучая мышь)
- Как по пню срубленного дерева узнать, сколько было этому дереву лет? (возраст спиленного дерева узнают по количеству кругов его древесины).
- Какого зверя зовут «шатун»? (медведя, согнанного с берлоги или вовсе не спящего зимой)
- Что ест зимой жаба? (ничего, она зимой спит)
- Кто играл на щепке из рассказа В.Бианки «Музыкант»? (медведь)
- Молодцы, ребята, хорошие знания показали в разминке. Все эти и последующие вопросы тётушка сова взяла из книги В.В.Бианки «Лесная газета». Вот каким был наблюдательным В.Бианки: многое увидел, записал и поделился с нами своими наблюдениями, приметами.
- А теперь мы переходим к основным заданиям нашей игры.
Ребёнок под №1 берёт конверт с соответствующим номером. Воспитатель зачитывает вопрос. Участник игры старается на него ответить, если затрудняется, берёт помощь команды.
КОНВЕРТ №1.
Задание: «Назови книгу».
Я буду читать из книг В.В. Бианки небольшие отрывки, а вы должны будете узнать и назвать эту книжку, и тогда она появится на экране.
- А: «Надули пузыри за ушами, высунули головы из воды, рты приоткрыли и — один воздух вышел из них. Никакого пения». Кто же это? (Лягушата)
Книга: «Кто чем поет?» (СЛАЙД 3)
- Б: «Потянул он к себе щепку и отпустил её. Щепка выпрямилась, задрожала, и в воздухе раздалось: «Дзенн!..» - как струна пропела. Кто играл на щепке? (Медведь)
Книга: «Музыкант» (СЛАЙД 4)
- В: «И только было покатился по дорожке, - Лиса его тихонечко, одними коготками толк в канаву! Колобок – плюх! – в воду. Мигом развернулся, заработал лапками, - поплыл». Кто оказался колобком? (Ёжик)
Книга: «Лесной колобок – колючий бок» (СЛАЙД 5)
- Г: «Влез Муравьишка жуку на голову. И хорошо, что не остался на спине: разломил Жук спину надвое, два жёстких крыла приподнял. Крылья у Жука точно два перевёрнутых корыта, а из-под них другие крылышки лезут, разворачиваются: тоненькие, прозрачные, шире и длиннее верхних». О каком жуке говорится? (майском жуке)
Книга: «Как Муравьишка домой спешил» (СЛАЙД 6)
КОНВЕРТ №2. (СЛАЙД 7)
Задание: «Узнай по носу».
На экране вы видите изображение носов трёх разных птиц. Одна из этих птиц питается насекомыми, другая – зёрнами и ягодами, третья – зверьками и птицами. Как по носу узнать, какая птица, чем питается?
ОТВЕТ: ( у той птицы, что питается зёрнами растений и ягодами, толстый и твёрдый клюв (чтобы крушить косточки); у той, что питается насекомыми, тоненький, слабый клюв; у хищной птицы клюв крючком (чтобы разрывать мясо).
КОНВЕРТ №3. (СЛАЙД 8)
Задание: Конкурс «Остроглаз».
На экране изображены крылья двух птиц. Одна из них живёт в лесной чаще, а другая – на больших открытых пространствах. У кого, какое крыло?
ОТВЕТ: (у птиц, живущих на больших открытых пространствах, крыло узкое, длинное, острое. А у птиц, живущих в лесах, чаще, крылья не могут бать длинными. Птицы задевали бы ими за ветки и стволы. У птиц, живущих в чаще, крылья широкие, короткие, круглые).
КОНВЕРТ №4.
Задание: «Четвёртый лишний»
Ведущий: - Ребята, сейчас я буду говорить названия произведений В.Бианки, а если вы услышите произведение другого писателя, дайте мне сигнал: подняв красный флажок, а затем назовите, чьё это произведение.
«Лесная газета» | «Чей нос лучше?» | «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях» (А.С.Пушкин) | «Кто чем поёт?» |
«Первая охота» | «Синичкин календарь» | «Лесные домишки» | «Колобок» (р.н.сказка) |
«Живая шляпа» (Н.Носов) | «Снежная книга» | «Золотой ключик или приключения Буратино» (А.Н.Толстой) | «Приключения муравьишки» |
ИГРА СО ЗРИТЕЛЯМИ
Ведущий: - А теперь настало время знатокам отдохнуть, а болельщикам потрудиться.
Предлагаю вам задание отгадать птицу «по голосу». (Ведущий включает фонограмму. Дети слушают и отгадывают голоса знакомых птиц: 1.ворона, 2.гуси, 3.кукушка, 4.петух, 5.сорока, 6.утка) (звукозапись).
КОНВЕРТ №5. (СЛАЙД 9)
Задание: «Помоги Муравьишке».
На экране вразнобой изображены насекомые из сказки Виталия Бианки «Как Муравьишка домой спешил». Вам необходимо как можно быстрее расставить насекомых в том порядке, как они помогали Муравьишке добраться до дома.
ОТВЕТ: (Гусеница-землемер + паук-сенокосец + жужелица + жучок-блошачок + кузнечик + водомерка +майский жук +гусеница-листоверка).
КОНВЕРТ №6.
Задание: «Черный ящик» (в ящике яйцо)
Внимание вопрос: что лежит в чёрном ящике, если это…
-имеет овальную форму;
-есть дома, в магазине, можно найти в поле, лесу.
-бывает белого, желтого, коричневого цвета
-очень полезно для всех;
-хрупкое, может разбиться;
-сказка есть про это, вы ее знаете все;
-один злой волшебник хранил в нем свою смерть;
- с этого начинается жизнь птиц (яйцо).
КОНВЕРТ №7. (СЛАЙД )
Задание: Игра «Чьи ноги?» по сказке В.Бианки «Чьи ноги?»
На экране будут появляться ноги и их описание по сказке. Вы угадываете, кто хозяин этих ног.
- «Две ноги высоких, пальцев на каждой счетом три больших, один маленький. И знаю уж: птица идет большая, высокая, по земле гулять любит - хороши ходули для ходьбы» (Журавль).
- «Видишь: пальцы широкие, ноги плоские, по земле идут - спотыкаются. Вот в воде с ними удобно: повернешь ногу боком - она воду как ножом режет; растопыришь пальцы - и весло готово» (Чомга-Нырец - водяная птица).
- «Лапы в шерсти. Короткие, как обрубки, и ладошками врозь, а на толстых пальцах когтищи здоровые. На таких ногах по земле шагать трудно. А вот под землей жить, землю лапами рыть да назад ее за собой отбрасывать - очень даже удобно» (подземный зверь – Крот).
Минута отдыха: просмотр видеоролика «Давайте посмеёмся».
КОНВЕРТ №8. (СЛАЙД )
Задание: «По следам» по произведению В.В.Бианки «По следам»
Ведущий: - Ребята, а сейчас нужно вспомнить произведение В.В.Бианки «По следам».
На экране выставлены следы животных, героев произведения В.В.Бианки, вы должны определить, какому животному относятся следы.
КОНВЕРТ №9. (СЛАЙД)
Задание: «Самый внимательный»
Ведущий: - Уважаемые игроки, сейчас вы должны быть очень внимательными. На экране картинки с изображением насекомых, птиц, животных. Вы должны исключить того, о ком никогда не упоминал В.Бианки в своих произведениях.
заяц | ёж | жираф | куропатка |
медведь | верблюд | чайка | бабочка |
кенгуру | ласточка | лиса | акула |
крокодил | червяк | воробей | ёж |
сова | мышь | страус | собака |
КОНВЕРТ №10.
Задание: «Поединок»
- А сейчас настало время для поединка. Уважаемые болельщики и знатоки, вам предстоят соревнования.
- Вы друг другу, по очереди будете загадывать загадки. Посмотрим, кто из вас больше наберёт отгадок.
Знатоки | Болельщики |
1. Зелена, а не лук, бела, а не снег, кудрява, а не голова. (Берёза) | 1. Чернокрылый, красногрудый и зимой найдёт приют. Не боится он простуды с первым снегом тут как тут. (Снегирь) |
2. Днём спит, ночью летает, прохожих пугает. (Сова) | 2. У маленькой скотинки - сто серебряных монеток на спинке. (Рыба) |
3. Никто не пугает, а вся дрожит. (Осина) | 3. Волосата, зелена, в листьях прячется она хоть и много ножек, бегать всё равно не может. (Гусеница) |
4. Без рук, без топорёнка, построена избёнка. (Гнездо) | 4. Под водой живёт народ, ходит задом наперёд. (Раки) |
5. Не зверь, не птица, а нос, как спица. (Комар) | 5. Гудит мохнатенькая, летит за сладеньким. (Пчела) |
6. Кто шляпу носит, а здороваться не умеет. (Гриб) | 6. Летит - воет, сядет - землю роет. (Жук) |
7. Летом гуляет, зимой отдыхает. (Медведь) | 7. В одежде богатой, да сам слеповатый, живёт без оконца, не видывал солнца. (Крот) |
Ведущая: - Ну что ж, ребята, вот и подошла к концу наша игра. И сейчас вам предстоит самим выбрать самого умного, мудрого и смекалистого игрока, которому будет вручена сова, как символ ума, смекалки, рассудительности.
Сувенир «сова» вручается самому лучшему игроку викторины.
В память об игре, знатокам вручаются дипломы об участии и всем вручаются сладкие медальки.
- Ребята, я надеюсь, что многие из вас, сегодня узнали много нового и интересного и еще больше полюбили талантливого писателя В. Бианки. Читая книги Бианки и книги писателей, пишущих о природе вы больше узнаете о ней, а значит, больше полюбите природу и будете беречь ее красоту!
В память об игре, знатокам вручаются дипломы об участии и всем вручаются сладкие медальки.
Фотографируются на память. Чаепитие.
Предварительный просмотр:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по английскому языку для детей подготовительного к школе возраста на тему: “Let’s gather in the harvest!”
Конспект занятия по английскому языку для детей подготовительного к школе возрастана тему: “Let’s gather in the harvest!”...
Конспект занятия по английскому языку для детей подготовительного к школе возраста на тему: «Happy birthday Teddy Bear»
Конспект занятия по английскому языку для детей подготовительного к школе возраста на тему: «Happy birthday Teddy Bear»...
Викторина "Путешествие в космос" для детей подготовительного к школе возраста.
Викторина для детей подготовительного к школе возраста...
Конспект занятия по формированию лексико-грамматических компонентов речевой системы у детей подготовительного к школе возраста с тяжёлыми нарушениями речи по теме "Животные жарких стран".
Конспект занятия по формированию лексико-грамматических компонентов речевой системы по теме "Животные жарких стран" разработан с учётом возрастных и речевых возможностей детей с тяжёлыми нарушениями р...
Конспект НОД по ознакомлению с художественной литературой «Нам интересно творчество С.В. Михалкова» для детей подготовительной к школе группе
Образовательная деятельность по ознакомлению детей с художественной литературой и детскими писателями....
Конспект НОД нравственно-патриотическое воспитание дошкольников на тему: «МОЯ МАЛАЯ РОДИНА — КРЫМ» с использованием ИКТ для детей подготовительного к школе возраста
Конспект НОДнравственно-патриотическое воспитание дошкольников на тему: «МОЯ МАЛАЯ РОДИНА — КРЫМ» с использованием ИКТ для детей подготовительного к школе возраста...
НАУЧНО ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО РАЗВИТИЮ ТВОРЧЕСТВА В СЮЖЕТНО-РОЛЕВОЙ ИГРЕ ДЕТЕЙ ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ К ШКОЛЕ ГРУППЫ Изучение уровня развития творчества у детей подготовительной к школе группы
НАУЧНО ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО РАЗВИТИЮ ТВОРЧЕСТВА В СЮЖЕТНО-РОЛЕВОЙ ИГРЕ ДЕТЕЙ ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ К ШКОЛЕ ГРУППЫ Изучение уровня развития творчества у детей подготовительной к школе группыВВ...