«Помни – мира не узнаешь, не зная края своего!»
классный час на тему
данное мероприятие актуально, так как каждый ребёнок должен знать историю своего народа. данное мероприятие расчитано для детей от 11 до 16 лет.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pomni.docx | 173.11 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное казённое учреждение общеобразовательная школа-интернат
«Салемальская школа – интернат среднего /полного/ общего образования»
__________________________________________________________________________
ул. Первомайская 19 , с. Салемал, Ямальский район, ЯНАО, 629709, , тел. (34996) 2-30-10, факс (34996) 2-32-12
Р/С 40204810900000000013, БИК 047182000, РКЦ Салехард г. Салехард, ИНН:/КПП 8909000965 / 890901001 ОКПО 43131735 ОГРН 1028900508757 электронный адрес: School–Salemal@rambler.ru
Автор: Присакарь Марина Леонидовна, воспитатель, МКУОШИ «Салемальская школа – интернат среднего /полного/ общего образования»
2014 г.
Цели и задачи:
• содействовать развитию у детей интереса к родному краю;
• воспитывать бережное отношение к природе;
• развивать интеллект, творческое мышление и смекалку;
• способствовать сплочению детского коллектива;
• развивать находчивость, сообразительность;
• создать праздничную атмосферу
На фоне мелодии появляются ведущие (один взрослый и двое детей)
Вед.- Суров мой север лишь на первый взгляд
Пусть ветры завывают за стеною,
Здесь каждый вас видеть будет рад
И обогреть душевной теплотой.
1реб. Дороже нет родного края.
Где отчий дом, семья, друзья.
Его я славлю, воспеваю –
Ведь это родина моя.
2реб. Малый кружочек на карте Ямальской
А вот по - крупнее кружок...
Все это дорого, все сердцу близко.
Все это наше родное, дружок.
1 реб. Я - мал, Я - мал-
Он говорит сам за себя.
Он маленький,
Совсем не великан.
Ямал, Ямал,
Ты - родина моя.
Я так люблю тебя,
Хоть ты и мал.
Вед. - Здравствуйте, дорогие друзья!
1вед.: Ань торова!
2вед.; Уся улаты!
Вед: Сегодня мы приглашаем вас на день рождения.
1вед.: (обращаясь к другу) А у кого день рождения? У тебя? Вот почему ты такой нарядный!
2 вед.: Но ведь ты тоже нарядный. Значит это у тебя день рождения. Неправильно это - скрывать от друзей.
Вед. - Друзья мои, не спорьте, посмотрите в зал. Сколько там нарядных людей. И все они, и мы с вами будем праздновать день рождения нашего края. А все наши выступления будут подарками нашему имениннику. Очень приятно ходить на день рождения к другу. А кто такой друг? Это тот - кого мы хорошо знаем, это наша с вами малая Родина -Ямал.
Рождение Ямала.
Расскажи, нам Ямал, о рожденье своём,
Как в дремучих веках ты явился на свет,
Как припал к ледяной материнской груди
И растил богатырскую силу свою,
Чтобы стать великаном с великой судьбой
И чтоб алые звёзды взошли над тобой.
(Л. В. Лапцуй).
А хорошо ли мы знаем наш Ямал?
Викторина: Наш Ямал.
1.В каком году образовался наш округ?
10 декабря 1930 году образовался наш округ. Однако первые сведения о северной территории, расположенной в низовьях Оби, о коренных народах населявших ее -ненцах и ханты, относятся к XI веку.
2. Назовите столицу нашего округа.
Где вьюги вихрятся под полозом нарт,
Как малый ребёнок, припал Салехард
К Оби - материнской груди...
Город был заложен сибирскими казаками более 400 лет назад, под названием Обдорск (от названия реки Обь и слова «дор», в переводе с языка коми - «место возле», «около чего-нибудь») однако ненцы издавна называли посёлок Сале-Харн, то есть «поселение на мысу».
Статус города посёлок получил в 1938 году. Это первый и единственный город на Северном полярном круге. В окружном центре действуют пять средних специальных учебных заведений: педагогический колледж, зооветеринарный техникум, училище культуры и искусства, торговое училище, старейшее в стране медицинское училище.
В 1990 году город Салехард внесён в списки исторических городов. В городе создана охранная историческая зона, потому что здесь много зданий представляющих историческую и архитектурную ценность.
3.Назовите другие города округа.
Город Губкинский возник как базовый центр. В начале 1986 года почти на голом месте высадился десант для строительства Губкинекого газоперерабатывающего завода и города, которому и названия точного не было. История города Губкинекого начинается 22 апреля 1986 года, когда специалисты, рабочие и строители собрались на митинг по случаю закладки нового города под названием Пурпе, но город в дальнейшем стал называться Губкинским.
Указом Президиума Верховного Совета РСФСР, в 1988 году посёлку на территории Пурпейского сельсовета присвоено имя Губкинский.
Статус города посёлок нефтяников и газовиков Губкинский получил 2 декабря 1996 года.
Лабытнанги - словосочетание хантыйское. Обозначает оно - «семь лиственниц». В 1975 году это был небольшой посёлок, в котором проживало 11 тысяч жителей. Здесь было два промышленных предприятия: лесобаза и базовый холодильник рыбной промышленности. В городе имелась одна школа, небольшая больница. В городе находится несколько высших учебных заведений: стационар Института экологии растений и животных (создан в по инициативе академика С.С. Шварца), который положил начало системному изучению природы Ямала. В г.Лабытнанги выходит местная газета «Вестник Заполярья». Работает с апреля 1991 года своя телестудия.
Муравленко - Рождение города связано с другим ямальским городом -Ноябрьском, от которого он находится в 95 км.
Указом Президиума Верховного Совета РСФСР 6 августа 1990 года посёлку Муравленковский (именно так он назывался раньше) присвоен статус города окружного подчинения и название Муравленко. Так было увековечено имя одного из первооткрывателей большой сибирской нефти и газа, начальникаГлавтюменьнефтегаза, Героя Социалистического Труда Виктора Ивановича Муравленко. Датой начала города (тогда ещё небольшого посёлка Муравленковский) считается 5 ноября 1984 года, когда был образован Муравленковский сельский совет. Есть у муравленковцев и своя местная газета «Наш город», которая освещает на своих страницах все городские новости, а также своё местное телевидение.
Надым - центр Надымского района. Это первый город, который появился на территории округа, благодаря открытым на Ямале крупнейшим месторождениям природного газа. Место, где находится город, издавна был известен богатыми ягельными пастбищами, где ненцы пасли своих оленей. Всего в районе проживает 80 тысяч человек.
На территории района находится девять посёлков, в том числе три посёлка коренных жителей, где проживает более трёх тысяч человек. Местные власти уделяют большое внимание сохранению и развитию их традиционной жизни и хозяйства
Новый Уренгой - город находится в 450 км к востоку от окружной столицы«Уренгой» слово ненецкое, оно в переводе означает «лысый холм» или «холм, на котором растут лиственницы».
История этого северного города нефтяников и газовиков ведёт свой отсчёт с сентября 1973 года.
Ноябрьск - это самый южный город ЯНАО. Город Ноябрьск основан в 1975 году, тогда на лёд реки Иху-яха, находящейся в центральной части Западно-Сибирской низменности, высадился первый вертолётный десант для начала освоения Холмогорского месторождения - первой ступени в освоении нового нефтяного региона - Ноябрьского.
Тарко-Сале - город в ЯНАО, центр Пуровского района. Население около 20 тысяч жителей.
Основан в 1932 году как административный центр вновь ссозданного Пуровского района. На ненецком диалекте название Тарко-Сале означает «мыс на развилке». Когда-то на место, где стоит город, приехал шаман и открыл на месте слияния двух рек стойбище. Начало города связано с освоением запасов углеводородного сырья. 23 марта 2004 года Государственная Дума ЯНАО приняла решение о придании посёлку городского типа Тарко-Сале статуса города. Теперь ежегодно 3 апреля празднуется День города. В честь этого события на центральной части города установлен памятный знак.
4.Назовите известных людей Ямала.
Ямальцы горды тем, что на их земле родились талантливые люди - поэт Леонид Лапцуй, ученый-педагог Елена Сусой, композитор Семен Няруй, художник Леонид Лар, писатели Юван Шесталов, Роман Ругин, Геннадий Пуйко.
5. Главное богатство Ямала?
1реб. Много богатств на Ямале, но главное богатство я думаю - его люди.
2реб. И, конечно же, мы, дети, его будущее. И нам, будущему этого края, очень важно сохранить все его удивительные краски и сделать всё, чтобы преумножить его величие и красоту.
Пускай бураны злятся - все напрасно, Пусть темень девять месяцев в году
А всё-таки земля моя прекрасна,
Другой такой я в мире не найду. Вед. Вы правы. Родители стремятся, чтобы дети получали образование. Дети ненцев и хантов живут и учатся в городах и посёлках нашего округа. Они приезжают из далеких тундровых стойбищ. Длинными, зимними вечерами дети загадывают друг другу загадки. 1 реб. Попробуйте и вы отгадать наши загадки.
Загадки.
В ночь беззвёздную до чума
Кто добраться вам поможет?
Кто разыщет путь по ветру,
Если в тундре бездорожье?
(Олень)
Олень от них убегает –
А они не отстают.
(Нарты)
По речной глади
Деревянная уточка скользит,
Крыльями о воду бьёт,
А взлететь не может.
(Лодка)
С неба летит - пляшет.
Всё, что есть в тундре, - прячет.
А в чум попадёт - плачет.
(Снег)
Она, как снег, от солнца прячется.
А мышки - от неё.
(Сова)
Радость пастуха оленевода
На четырёх палочках стоит,
Обсохнет - за мамой побежит.
(Новорождённый оленёнок)
Волшебник на железе
Посредине чума сидит -
И угостить может,
И укусить может.
(Огонь очага)
Летом - серая, зимой белая.
(Куропатка)
Летом - меховые, зимой берестяные.
Рога оленя)
Ведущий: Коренные народы Ямала почти в неприкосновенности сберегли свой быт, обычаи, предания и язык. А какие изумительные сказки рассказывают бабушки ненецким ребятишкам!
Инсценированние сказки "Черный и белый"
Автор:
Белый мишка жил на море
брат явился вскоре
Разгорелся тут сыр-бор –
Очень грубый разговор.
Белый:
Кто тебя сюда позвал?
Отвечай же мне нахал
Здесь у моря я живу,
Тебя в гости не зову!
Бурый:
Приглашенья я не ждал,
Взял и просто прибежал.
Я у моря посижу,
Свежим ветром подышу
(медведи толкаются)
Автор:
Разговор не получался,
Между ними бой начался:
Друг на друга налетели,
Клочья шерсти полетели,
Отдуваются, пыхтят,
Только косточки трещат.
Куропатка прилетела,
Крылышками замахала.
Куропатка:
Перестаньте, братья, злиться,
Вам бы надо помириться!
Море большое!
Много земли!
Здесь разместиться все бы смогли!
Ссориться, братья, вовсе не нужно.
Жить всем нам надо в мире и дружбе!
Дайте друг другу косматые лапы!
И ты подавай, и ты, косолапый!
Белый: Ох, мой милый бурый брат,
Отдохнуть бы был я рад:
Тяжко по земле шагать,
Лучше б с льдины понырять!
Море Карское качает,
Успокоит, приласкает.
Лучше мне у моря жить,
К тебе ж в гости приходить.
Бурый:
Воды мне нечего бояться,
Ведь тоже надо умываться.
Тебе - рыба, мне - грибы.
Вот и награда за труды.
Вместе:
Мы с тобой навек друзья.
Ссориться не станем зря.
И землю нечего делить,
Надо просто дружно жить!
1вед.: А ты знаешь, почему ненцы и ханты могут запросто жить в тундре, и ничего с ними не бывает.
2вед.: Я думаю потому, что у них много помощников. Вот олень, например.
"Олень".
Передовой олень, ты самый умный в стаде
Всю тундру я изучил по твоим следам.
Сегодня снова я, мечтая о награде,
Упряжку молодых во власть твою отдам.
Передовой олень, ты чести не уронишь.
Уж мне тебя не знать, напарник мой родной!
Соперников своих опять легко обгонишь,
Легко опередишь, как прошлою весной.
Ты добываешь мне победу за победой!
Красивый, как цветок, горячий, как огонь!
Я без труда найду узор твой крупноследный
Средь тысячи следов и тысячи погонь.
Я тяжести тебе ненужной не прибавлю,
И гордости твоей вовек не умалю.
Я глупой воркотнёй тебя не обесславлю.
(Игра «Ловля оленей»)
Играющие делятся на две группы - «оленей» и «пастухов». «Пастухи» берутся за руки и становятся полукругом, лицом к «оленям». «Олени» бегают по очерченной площадке. По сигналу ведущего «Лови!» «пастухи» стараются поймать «оленей» и замкнуть круг. Круг замыкается тогда, когда поймано большее число игроков. «Олени» стараются не попадать в круг, но они уже не имеют права вырываться из круга, если он замкнут).
Ведущий: А вы знаете, чем занимаются местные жители?
1вед.: Они занимаются оленеводством, рыбалкой, охотой.
Ведущий: А давайте и мы с вами отправимся на охоту на уток.
(Игра «Удивительная охота»)
В игре принимают участие две команды. Перед каждой командой разложены фигурки уток (из бумаги) и натянута нить. Один конец нити прикреплён к стене, а другой вдет в иголку, которая находиться в игольнице. Необходимо нанизать всех уток на нитку и расположить их на одинаковом расстоянии друг от друга. Кто быстрее?
Ведущий: Как и в стародавние времена, кочуют местные жители в поисках пастбищ для оленей и живут в традиционном жилище - чуме.
2 вед.: Что нам стоит чум построить
В лесотундре из жердей:
Приподнять его за ушки
Поддержать чуть-чуть хорей,
Закрепить брезент верёвкой,
Взять местами бечевой.
Дом мы строим со сноровкой
По привычке кочевой.
Чум готов! Пора и печку
По-хозяйски растопить
И на наше новоселье Всех соседей пригласить.
(Игра «Кто быстрее нарисует чум с закрытыми глазами»).
Ведущий:
Сейчас Ямал - обжитая планета.
Везде, на всём - солёный пот труда. ,
.. Дремавший бесконечными веками,
Весь полуостров как бы вырос вдруг,
Был поднят над студёными волнами
Усилием весёлых юных рук.
Он был вчера похож на старика,
Но юношей расправил плечи ныне.
Сейчас Ямал не снежная пустыня...
Полюбите наш край наверняка!
Мы ждём, друзья! И вовсе не беда,
Коль встретит вас неласковая вьюга.
В любой зайдите чум - вас ждёт всегда
Гостеприимство и забота друга.
Суров мой Север лишь на первый взгляд.
Пусть ветры завывают за стеною,
Здесь каждый вас увидеть будет рад
И обогреть душевной теплотой.
1вед.:Для всех нас Ямал -гораздо больше чем дом.
2вед.: Дом -это место, где мы живем, учимся. Для нас с вами этим общим домом является наш Ямал, гостеприимная Ямальская земля.
1 вед.:Тору мет олэн (хант.)!
Вед.: «С небом живите!» -так говорят ханты и манси, прощаясь. Живите в ладу с Богом, с природой и с собой!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект образовательной области "Познание" в подготовительной группе "Люби и знай родной свой край"
Данное занятие было проведено ко Дню округа ХМАО- Югры...
Проект "Люби и знай родной свой край"
Несколько занятий, посвященных изучению природы своего края....
План-конспект непосредственно образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста в образовательной области «Познание». Тема: «Мира не узнаешь, не зная края своего».
План-конспект непосредственно образовательной деятельности написан с учётом ФГТ. Интеграция образовательных областей "Социализация", "Коммуникация", "Чтение художественной литературы", "Музыка" способ...
Зимний экологический КВН "люби и знай родной свой край"
Развивать интеллектуальные, эмоциональные и нравственные качества....
Люби и знай родной свой край» конспект КВН в подготовительной группе на день открытых дверей посвященному дню города
Люби и знай родной свой край» конспект КВН в подготовительной группе на день открытых дверей посвященному дню города...
Люби и знай родной свой край
Люби и знай родной свой край» конспект КВН в подготовительной группе на день открытых дверей посвященному дню города...
(Дистанционное обучение) Рекомендация родителям в ясельной группе "Колобок" Ознакомление с миром природы "Узнай свои овощи"
Задачи: познакомить с овощами, их формой, цветом, вкусом; закрепить знание цветов: зеленый, желтый, красный.Оборудование: игрушечный зайчик, свежие овощи: огурец, помидор, перец....