Занятие-практикум "Русские народные игры"
план-конспект занятия (младшая группа) на тему

Храпова Надежда Васильевна

В нашем реабилитационном центре «Вера» в рамках духовно-нравственного воспитания, большое место в приобщении детей к народной культуре занимают народные  праздники. Цель нашего занятия –оптимизировать двигательную активность, познакомить детей с народными приметами, с русскими  играми, вызвать интерес к русским традициям.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon russkie_narodnye_igry.doc339.5 КБ

Предварительный просмотр:

ГСКУ АО «СРЦ для несовершеннолетних,

Харабалинский район, Астраханская область»

        

                                                                       

                                                                             Воспитатель: Храпова Н.В.

г. Харабали


Задачи занятия:  познакомить с русскими народными играми, развивать ловкость, увёртливость, быстроту, координацию движения, скоростно-силовые качества, умение действовать по сигналу; воспитывать выдержку, умение соблюдать правила игры, выполнять движения согласно с текстом, формировать дружеские взаимоотношения, приобщать детей к русской культуре, воспитывать интерес и любовь к русской народной игре, прививать навыки и умения, обеспечивающие сохранение и укрепление здоровья.

Цель: продолжить знакомить детей с русскими народными подвижными играми; вызвать интерес к русским традициям; приобщать детей к традиционной культуре на основе активного использования устного народного творчества (считалки, зазывалки); воспитывать любовь к  русскому народу, уважение друг к другу, развитие творческих способностей и навыков в процессе изучения основ народной культуры.

Ожидаемый результат

  1.  Дети будут использовать  в активной речи потешки, считалки, загадки, зазывалки.
  2. Научатся играть в русские народные подвижные игры, используя устное народное творчество.
  3. Разовьют интерес к совместным играм, согласованность,  взаимопонимание и  самоконтроль.
  4. Обогатят игровой и социальный опыт.
  5. Повысят уровень национального самосознания, расширят историко-культурный кругозор.

Ведущий: Широко и безбрежно раскинулась земля русская. Волей и простором все дышало вокруг. И люди жили на этой земле светлые, душевные, талантливые. Любили они свою землю, украшали ее, работали на своей земле от зари до зари и слагали о ней песни, водили хороводы.

    Да – хороши были наши русские песни. Однако предки наши умели не только песни петь, не только работать,  и землю свою от врагов защищать . Когда выдавалась свободная минута- показывали они свою удаль молодецкую на игрищах весёлых. Вот мы сегодня с вами и вспомним, в какие игры играли в те давние времена.

Но сначала давайте отгадаем загадки:

Очень часто в русских народных  волшебных сказках встречается персонаж, который совсем не богатырь, а побеждает и  коварного Кащея Бессмертного, и  злую Бабу Ягу, и Серый Волк у него в услужении, и он оказывается умнее самых умных царей. Кто это?

( Иван-царевич)

Выходит Иван-царевич.

Ещё одна загадка:

Этот персонаж тоже  встречается в народных русских сказках.

Часто это животное ассоциируется у иностранцев с нашей Россией.

Очень сильный ,  иногда в сказках добродушный  и бесхитростный зверь.

В чаще он лесной живёт,

Сладкоежкою слывёт.

Летом ест малину, мёд,

Лапу зиму всё сосёт.

Может громко зареветь,

А зовут его … ( Медведь)

Выходит медведь.

Вот эти два народных сказочных персонажа помогут нам провести наши русские народные игры.

Иванушка- Дурачок :  

Разудалы добры молодцы!

Собирайтесь-ка в дружины славные!

Покажите свою силушку богатырскую

Да удаль молодецкую!

Позабавьте-ка вы нас рукою твердою, да глазом зорким!

1.«У медведя во бору»

Выбирают одного «медведем». Очерчивают два круга. Одно место для «медведя», другой — дом для остальных участников. Все выходят из дома со словами:

У медведя во бору
Грибы, ягоды беру,
А медведь не спит
И на нас рычит.

На последнем слове «медведь» с рычанием выбегает из берлоги, а остальные бегут в «дом». Пойманный становится «медведем».

2.«Наседка и коршун»

Перед началом игры из всех ее участников выбирают 2-ух самых крепких: один назначается коршуном, другой назначается наседкой. Все остальные – это цыплята. Коршун находится в сторонке и по старинным русским правилам вырывает маленькую ямку. За наседкой, друг за другом, становятся цыплята и берут друг друга за талию. После чего матка с цыплятами подходят к коршуну, и матка начинает приговаривать: "Коршун! Что делаешь?" - "Ямочку рою". – "Зачем тебе ямочка?" - "Денежку ищу". – "Зачем тебе денежка?" - "Иголку купить". – "Зачем тебе иголка?" - "Мешочек сшить". – "Зачем мешочек?" - "Камешки класть". – "Зачем камешки?" - "В твоих деток шуркать-буркать". – "За что?" - "Они ко мне в огород лазят". – "Ты бы забор выше делал, а коли не умеешь, так лови их. После чего, коршун старается поймать последнего цыпленка. Наседка защищает своих цыплят, не позволяя осалить последнего цыпленка, который также старается уклониться. Пойманный цыпленок садиться на лавочку, а игра продолжается до тех пор, пока коршун всех не изловит. Игра может проводиться и без приговора наседки.

3. Поймай мяч

Дети становятся в круг. В центре круга – волк. Дети перебрасывают мяч  другу. Волк должен его поймать.

Игры для детей  школьного возраста

« Мудрый богатырь»

 Богатыри не только отличались силою, ловкостью, но и умом. Следующее состязание "Мудрый богатырь" Вопросы задаются по очереди, каждой команде.
Вопросы для викторины:
1.    Каких русских богатырей вы знаете. (Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алёша Попович)
2.    С кем пришлось сражаться Илье Муромцу. (Соловей разбойник)
3.    Как называется головной убор богатыря. (Шлем)
4.    Как назывался тяжелый панцирь, сплетенный из металлических колец.(Кольчуга)
5.    Чтобы орудовать этим рубящим холодным оружием надо иметь немалую силу. Оно состоит из клинка и рукоятки. (меч)
6.    Это колющее оружие на длинной палке.(копье, пика)
7.    Это оружие оборонительного назначения. При сражении войн прикрывает  им свое тело.(щит)
8.    Главное оружие соловья разбойника.(свист)
9.    Кто в поле не войн.(один)
10.     Царское головное отличие.(корона)
11.     Богатырская цифра.(три)
12.     Разбойничья цифра(сорок)


Горелки (Огарыши, Столбом, Парами)

Для этой игры необходим водящий, его и выбирают до начала игры. Все остальные образуют пары, преимущественно мальчик – девочка, а если в игре принимают участие и взрослые, то мужчина- женщина. Пары встают друг за другом, а водящий спиной к первой паре на определенном расстоянии и ему строго воспрещается оглядываться назад. После кто-то один или все вместе начинают приговаривать: "Гори, гори ясно! Чтобы не погасло. Взглянь на небо, там птички летают!" (Встречаются и другие рифмовки).  После чего водящий смотрим в небо. После чего задняя пара бежит через стороны вперед, один человек через правую сторону, другой через левую сторону. Задача задней пары постараться встать перед водящим, взявшись за руки. Водящий старается поймать или хотя бы осалить одного из передвигающейся пары. Если это происходит, тот, кого осалили, становится водящим, а "старый" водящий занимает его место в паре. Игра продолжается до потери интереса или появления усталости у игроков.

Прыганье со связанными ногами
Всем участникам завязываются ноги плотной широкой веревкой или платком. После чего все становятся около исходной линии и по сигналу начинают прыгать в сторону финишной черты. Победителем является тот, кто быстрее всех преодолел расстояние. Расстояние не должно быть слишком большим, так как прыгать с завязанными ногами достаточно тяжело.

«Капуста»

Рисуется круг – «огород». На середину круга складываются шапки, пояса, платки и прочее. Это – «капуста». Все  участники игры  стоят за  кругом, а один из  них  выбирается хозяином. Он садится  рядом с «капустой». «Хозяин» изображает  движениями то, о чем поет:

Я на камушке сижу,                                                  Чтоб капусту не украли,

Мелки колышки тешу.                                              В огород не прибежали

Мелки колышки тешу,                                              Волк и лисица, бобер и курица,                                                            

Огород свой горожу,                                                 Заяц усатый, медведь косолапый.

        Играющие стараются быстро забежать в «огород», схватить «капусту» и убежать. Кого «хозяин» поймает, тот  выбывает из  игры. Участник, который больше всех унесет «капусты», объявляется победителем.

Гуси.

По краям игровой площадки располагаются два «дома», в одном из которых собираются игроки — «гуси». Выбранный на роль «волка» помещается в круг, символизирующий его логово. Ведущий отправляется в пустой «дом» и заводит диалог с «гусями»:

— Гуси, гуси!
— Га-га-га!
— Есть хотите?
— Да-да-да!
— Так летите же домой!
— Нам нельзя:
Серый волк под горой
Не пускает нас домой!
— Ну, летите, как хотите,
Только крылья берегите!

«Гуси», взмахивая крыльями, пытаются переправиться в другой дом, а «волк их ловит». Пойманный игрок становится «волком».

А теперь к нам присоединяются старшие ребята.

 «Народные сказки»

1 вопрос – В какой сказке чрезмерное любопытство героя было причиной его постоянного выкрадывания?

Ответ: (петушок-золотой гребешок)

2 вопрос – В какой сказке поведение матери по отношению к своим детям можно назвать безответственным?

Ответ: (волк и семеро козлят)

3 вопрос – Какое животное – самый популярный герой в русском «животном эпосе»?

Ответ: (лиса, почти 70 сказочных сюжетов)

4 вопрос – Назовите сказки, в которых детей учат нравственным ценностям.

Ответ: («Теремок» — дружба; «Репка» — трудолюбие; «Кот, петух и лиса» — дружба, взаимовыручка и др.)

1 вопрос – В произведении какого поэта есть строки:

«Раз в крещенский вечерок

Девушки гадали:

За ворота башмачок,

Сняв с ноги бросали …

Ответ: (Василий Жуковский, баллада «Светлана»)

2 вопрос – В каком произведении известный русский поэт описывает момент гаданья своей героини?

 

- Татьяна любопытным взором

На воск потопленный глядит

Он чудно вылитым узором

Все что-то чудное гласит …

Ответ: ( «Евгений Онегин» А.С.Пушкин)

3 вопрос – Назовите известного писателя – природоведа, которому принадлежат слова «Я вышел из фольклора».

Ответ: (Михаил Пришвин)

4 вопрос – О каком чуде природы рассказал в своей известной сказке русский писатель Аксаков?

Ответ: (об аленьком цветочке) –

5 вопрос – Этот русский писатель более 50 лет отдал созданию выдающихся памятников народной языковой культуры: своду «Пословиц русского народа» и «Толковому словарю». Кто это?

Ответ: (Владимир Даль) –

Бой гусей

Игра проводится практически по тем же правилам, что и игра Гуси. Основное отличие заключается в том, что игроки, прыгая на одной ноге, закладывают руки за спину и толкаются не ладошками, а плечо в плечо. Побеждает игрок, которому удастся вытолкнуть соперника за пределы круга или же если соперник встанет на обе ноги. Побеждает команда, набравшая большее количество индивидуальных побед.

"Зоркий глаз"

Позабавьте-ка вы нас, добры молодцы, глазом зорким, рукой твёрдою! Поединок называется "Зоркий глаз" Участвуют по два богатыря из каждой команды. Побеждает в этом состязании тот , кто выбьет дротиками больше очков.


Игра «Аленушка и Иванушка»

Участники игры встают в круг, и берутся за руки. Выбираются Алёнушка и Иванушка, им

завязывают глаза. Они находятся внутри круга. Иванушка должен поймать Алёнушку. Чтобы это сделать, он должен звать её «Аленушка!». Алёнушка обязательно должна откликаться «Я здесь, Иванушка!» Как только Иванушка поймал Алёнушку, выбирают другую пару.  

Весело на нашем празднике. Умели русские люди хорошо работать, умели и весело отдыхать. Народные игры часто выступают тем содержательным и желанным мотивом праздничного действа, которое может быть связано с событиями, происходящими в рамках семьи, дружеского совместного отдыха и т.п. Знакомя детей с народными играми, мы возрождаем добрую традицию, передаем опыт старшего поколения. Нам с вами пора прощаться, хоть и жаль расставаться. Повеселились от души. Всем спасибо.

Летучий мяч

        Играющие встают в круг, водящий находится в середине круга. По условному сигналу начинается переброс мяча через центр круга друг другу. Водящий старается задержать мяч, поймать или коснуться его рукой. Если ему это удалось, то он встаёт в круг, а тот, кому был брошен мяч, становится водящим.

Вампирские салочки

Все игроки делятся поровну на две команды. Игроки из одной команды назначаются «Людьми»: они помечаются либо ярко-красными платками-повязками на шее, либо ярко-красным широким скотчем, обмотанным вокруг бицепсов обеих рук. Игроки другой команды назначаются «Вампирами» и не имеют никаких маркеров-повязок. Цель «Вампиров» — захватить как можно больше «Людей», которые после захвата тоже становятся «Вампирами». Основная прелесть игры заключается в том, что «Вампиры» не имеют никаких маркеров-повязок и «Люди» находятся в постоянном напряжении и готовности убегать от наполняющих игровую территорию «Вампиров». Игра считается завершенной, когда будет пойман последний «Человек». После этого команды, обычно, меняются ролями и начинается вторая игра. Эта игра хороша тем, что в ней нет ни победителей, ни проигравших, поэтому в итоге всегда побеждает дружба.

Перетяжка каната

Дети делятся на 2 команды. Встают цепочкой друг за другом. Тянут канат каждая команда в свою сторону. Побеждает та , которая перетянет  на свою сторону другую команду.

Игра «Золотые ворота»

В игре «Золотые ворота» двое игроков встают друг напротив друга и, взявшись за руки, поднимают руки вверх. Получаются «воротики». Остальные игроки встают друг за другом и кладут руки на плечи идущему впереди, либо просто берутся за руки. Получившаяся цепочка должна пройти под воротами.


«Воротики» произносят:

Золотые ворота
Пропускают не всегда!
Первый раз прощается,

Второй запрещается,
А на третий раз
Не пропустим вас.

После этих слов «воротики» резко опускают руки, и те дети, которые оказались пойманными, тоже становятся «воротиками». Постепенно количество «ворот» увеличивается, а цепочка уменьшается. Игра заканчивается, когда все дети становятся «воротами».

Ведущий:

На ярмарках и народных гуляниях в Древней Руси была ещё очень интересная и весёлая забава – запуск воздушного змея. Воздушный змей – самый древний летательный аппарат. Первые упоминания о них встречаются за 2 века до  нашего   летоисчисления. Змеи строились в виде рыб, птиц, бабочек, красились в яркие цвета.

   Любопытны старинные записи о том, как в 906 году Киевский князь Олег использовал воздушного змея при взятии Царь-града для устрашения татаро-монголов. Летопись говорит: «Над неприятелем в воздухе появились  кони и люди бумажны, вооружены и позлащены.»

     Ломоносов М. В. запускал в воздух змей, изучая верхние слои атмосферы и природу молнии.

    Вот и мы закончим  с вами наши игры запуском змея.

Весело было на нашем празднике. Умели русские люди хорошо работать, умели и весело отдыхать. Народные игры всегда были желанным и радостным событием на всех русских народных гуляниях. И мы свами не должны забывать эти добрые традиции и опыт предыдущего поколения. Нам с вами пора прощаться, хоть и жаль расставаться. Повеселились от души. Всем спасибо.


Список литературы, использованных

интернет-ресурсов:

  1. Григорьев В.М. Народные игры и традиции в России. – М., 1994.
  2. Дайн Г.Л. Детский народный календарь. Приметы, поверья, игры, рецепты, рукоделие. – М.: Дет. лит., 2001
  3. "Детские подвижные игры народов СССР" (составитель Л.П. Аношкина). – "Просвещение", 1988.
  4. Панкеев И. – "Русские народные игры", – Москва: издательство "Яуза", 1998.
  5. Мельников М.Н. Русский детский фольклор. – М.: Просвещение, 1985.
  6. Мухлынин М.А. Игровой фольклор и детский досуг. Методическое пособие. – М.: ВНМЦ им. Н.К. Крупской, 1988.
  7. Якуб С.К. Вспомним забытые игры. – М., 1990.
  8. www. artnek.org.ru/?p=847
  9. http://festival.1september.ru/articles/570979/
  10. http://www.maaam.ru/stati/zanjatija-s-detmi

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Народные игры по приобщению детей к русской народной культуре

«Бабка Ежка»Описание:В середину круга встает водящий – Бабка Ежка. В руках у нее «помело». Вокруг бегают играющие и дразнят ее:Бабка Ежка – Костяная ножкаС печки упала, ногу сломала,А потом и го...

«Приобщение детей дошкольного возраста к истокам русской народной культуры по теме: « Русские народные игры. Их виды, содержание, значение в воспитании детей дошкольного возраста»

В статье рассматривается вид деятельности дошкольников  - игра, её виды, особенности, значение. Раскрывая данный вид деятельности, как средство самопознания, проявления лучших качеств личности че...

Программа "Мы играем в кубанские народные игры" (использование кубанских народных игр в работе с детьми старшего дошкольного возраста)

Для эффективной реализации культурной направленности регионального компонента дошкольного образования, при отсутствии педагогических рекомендаций по методике использования кубанских народных подвижных...

Народная игра. Формы и виды народных игр. Планирование подвижных народных игр для проведения занятий в детском саду. Классификация игр по основным видам движения и возрасту

В этом материале дано определение понятию "Народная игра". Описаны формы и виды народных игр. Даны рекомендации для педагогов по планированию подвижных народных игр для проведения занятий в детском са...

Инициативные игры для детей. Инициативные игры для взрослых (дидактические игры). Традиционно-народные игры. Русские народные игры.

Самостоятельная работа "Картотека игр".  Игры первого класса.Инициативные игры для детей. Игры второго класса.Инициативные игры для взрослых (дидактические игры). Игры тр...