«Сороки. Прилет перелетных птиц»
план-конспект занятия (старшая группа) на тему

Домникова Ирина Вадимовна

   Досуг.

   Старшая группа.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon dokument_microsoft_word_2.doc50.5 КБ

Предварительный просмотр:

СЕВЕРНОЕ ОКРУЖНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ

ДЕПАРТАМЕНТА ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА МОСКВЫ  ЦЕНТР РАЗВИТИЯ РЕБЁНКА

ДЕТСКИЙ САД №14

Досуг «Сороки. Прилет перелетных птиц»

Старшая группа.

                                                                     

                                                                        Составила воспитатель высшей

                                                                        квалификационной категории

                                                                        Домникова  Ирина Вадимовна.

                                                Москвав 2013 год.

 Цель: Сформировать представления детей о народном празднике «Сороки», развивать творческий замысел и фантазию в создании облика птицы; воспитывать у детей эмоциональную отзывчивость на русский народный фольклор. Учить детей петь напевно, в умеренном темпе и правильно выполнять ритмический рисунок песни.

Предварительная работа: работа с родителями – выпечка жаворонков из теста, наглядная информация по празднику «Сороки»; индивидуальное консультирование по изготовлению для детей костюмов птиц и скворечников.

Работа с детьми – цикл занятий по ознакомлению с окружающим «Прилетели журавли и соловушки мои»; занятие по развитию речи «Рассматривание картины А. Саврасов «Грачи прилетели»; занятия по изобразительной деятельности: рисование «Жаворонки», «Сказочная птица Гжель», оригами «Птицы», коллективная аппликация с элементами обрывания «Такие разные птицы», выпечка из дрожжевого и соленого теста жаворонков.  Разучивание народных закличек, потешек, игр и песенок. Прослушивание аудиозаписей с пением птиц.

Подготовка к досугу:

- подобран теоретический материал к досугу: загадки, легенда и обряд, народные игры, связанный с закликанием весны; музыкальный репертуар; составлен конспект досуга; подобран материал  для мультимедийного показа.

- украшение зала работами детей,  тесто для обряда, шапочки птиц, костюмы птичек, ключи «золотые», запеченные жаворонушки с «секретом» (для гостей).

Дети входят в зал под фонограмму пения птиц.

Ведущая: Здравствуйте, гости дорогие, маленькие и большие! Собрались мы с вами для беседушки. Собрались мы с вами для забавушки. Дорогих гостей, первых птиц в гости ждать, праздник Сороки отмечать.

Ведущая: Ребята, посмотрите, как красиво украшен наш зал, все готово к празднику. Я вижу, что вы ждали с нетерпением прилет перелетных птиц, долго готовились к нему и рисовали, и лепили из теста птичек. А кто знает, чье пение мы сейчас слышим? Давайте прислушаемся, какое красивое пение. Как мы соскучились по нему за долгую холодную зиму.

(дети слушают пение птицы жаворонка).

Ведущая: Еще с давних времен этот праздник ждали и любили. Так давайте же сейчас встретим мы его у нас. Отгадайте загадку:

Светает рано по утрам

Проталины и тут и там

Ручей шумит как водопад

Скворцы к скворечникам летят

Звенят под крышами капели

Медведь с еловой встал с постели

Всех солнышко теплом ласкает

Кто это время года знает?        (весна)

Ведущая: а хорошо ли вы знаете приметы весны. Давайте это проверим. Рассаживайтесь, кому куда залюбуется. Детям задаются вопросы:

Что весной голубое, высокое, чистое? (небо)

Что весной бежит, журчит, поет?      (ручей)

Что с крыши свисает, капает, тает? (сосулька)

Весной он тает, оседает, плачет?     (снеговик)

Что весной темнеет, тает, водой убегает? (снег)

Что весной капает, звенит, поет?  (капель)

Что весной греет, светит, припекает? (солнышко)

А какие приметы о весне вы знаете? (ответы детей: появляются проталины, набухают почки, появляются первые цветы «первоцветы»; постепенно просыпаются насекомые и дикие животные и т.д.). Весной солнышко не только светит, но и греет. А вы рады весеннему солнышку? Давайте позовем его. Пусть оно согреет нас весеннем теплом.

Дети проговаривают народную закличку про солнышко три раза:

Солнышко ведрышко

Выгляни в окошко

Твои детки плачут

По камушкам скачут.

Ведущая: Давайте  посмотрим в окошко: услышало ли нас солнышко. Давайте наш праздник начинать, да гостей поджидать. А вы знаете, когда вода разольется, когда лес зазеленится, когда птицы прилетают, тогда и весна наступает. Весна хоть и наступила, но зима то и дело дает о себе знать: то холодом, то морозом. Чтобы приблизить радостную пору обновления природы, люди придумали обряд – закликание весны. О весне народ складывал стихи, пел песни, ей посвящали хороводные гулянья, призывали ее поскорее растопить зимний снег. Давайте заведем хоровод и споем красивую закличку о весне: «Ванька, Ванька комарок».

Ведущая: В марте хозяйки пекли из остатков пшеничной и овсяной муки маленькие шарики и затем каждый день выбрасывали по одному шарику на улицу, уговаривая мороз отведать угощенье. У меня осталось немного теста, давайте из него скатаем шарик и выбросим в окно. В давние времена люди верили, что мороз, наевшись хлебных шариков, до будущего года уйдет в дальние края и уведет с собой зиму. Давайте поможем зиме уйти до следующего года. Но прежде чем выкинуть шарик проговорим все вместе: «Мороз – Красный нос

Вот тебе хлеб и овес

А теперь убирайся

По добру, по здорову. (воспитатель открывает окно и дети выкидывают хлебные шарики)

Ведущая: С начала весны мы догадываемся по тому, что день становится все длиннее. А еще об этом нам возвещают птицы, которые возвращаются из дальних стран, на родину. Сорок сороков птиц летят - весну несут. Поэтому и праздник назвали Сороки. Кто же эти вестники весны? Давайте посмотрим на экран, какие птицы к нам прилетают. (дети смотрят на экран и рассматривают перелетных птиц) Посмотрите внимательно, каких птиц вы узнали. (ответы детей: жаворонки, малиновка, скворцы, свиристели, щеглы, ласточки, кукушки и т.д.) А теперь попробуйте отгадать загадки:

Сбирались птицы, сбирались певчие

Стадами, стадами.

Садились птицы, садились певчие

Рядами, рядами.

А ну, угадайте, что это за птицы были.

Черный, проворный, кричит «крак!»,

Червякам враг.    (грач)

Спереди у птички шильце,

позади у птички вильце,

Сама птичка мала,

А за морем была.  (ласточка)

Села птичка на суку и поет: «ку-ку, ку–ку». (кукушка)

А больше всего люди любят звонкого певца жаворонка, который своими переливчатыми трелями заставлял природу пробудиться от зимнего сна. Накануне нашего праздника мы с вами лепили жаворонков из глины, мастерили  из бумаги, из теста, украшенные шоколадом и изюмом. А теперь возьмем в руки наших жаворонушков и споем красивую русскую народную песню «Жаворонушки».

Ведущая говорит: Ой вы, жаворонки, жавороночки

                 Летите в поле, несите здоровье:

                  Первое – коровье,

                  Второе – овечье,

                 Третье – человечье.

Дети отвечают: Чувиль, виль, виль, жавороночки

                            Прилетите к нам,

                            Принесите нам,

                            Весну красную,

                            Лето теплое.

                            Нам зима надоела

                            Весь хлеб переела

                           Чувиль, виль, виль

                           Весна, весна, на чем пришла?

                           На прутике, на хомутике

                           Чувиль, виль, виль, жаворонушки

                           У-у-у!

Ведущая: во многих закличках – веснянках говорилось, что птица возвращаясь из-за моря должны принести заветные золотые ключи. Люди верили, что этими ключами было замкнуто холодное подземелье, где томилась красавица весна, которую заперла злая зима. Птицы, возвращаясь с юга в эту темницу размыкают, потому, что ключи с собой приносят.

Под музыку «влетают» три птички. Дети исполняют танец птиц под музыку П.И. Чайковского фрагмент пьесы «Песня жаворонка».

1-ая птичка говорит: Заветные ключи, золотые ключи,

                                     Собрался домой - их с собой прихвати.

2-ая птичка: Заветным ключом отопри ты темницу

                      И выпусти в свет ты весну - заряницу.

3-ая птичка: Пусть ключ золотой ярче солнца горит,

                      И терем весны пусть будет открыт!

Ведущая: Посмотрите, вот и птицы прилетели, золотые ключи нам принесли. Открыли темницу и выпустили на волю весну-красну. (птицы отдают ведущей ключи). Вот какая красивая легенда, связана с весенним прилетом птиц. Не зря мы ожидаем их возвращения. А теперь все выходите и хоровод заводите.

Проводится народная игра «Летал воробей».

Ведущая: А какую пользу приносит птицы человеку и природе? (ответы детей: уничтожают вредных насекомых, гусениц  и т.д.) А представьте если бы птиц не было. (ответы детей: насекомые уничтожили деревья, было бы меньше кислорода и т.д.)

Ведущая: Прилет птиц к родным гнездам – большой праздник. Недаром в народе много пословиц придумали. Увидал скворца – знай весна у крыльца. Журавли прилетели - тепло принесли. Зяблики прилетели – к стуже. С этого дня начинаются утренники – утренние морозы. Они продолжаются сорок дней. Если они будут постоянными, то лето будет теплое. Давайте заведем хоровод и споем песню про заиньку.

Проводится народная игра «Заинька»

Ведущая: Давайте поиграем в игру «Я начну, а ты продолжи»:

На чужой стороне и сокола зовут…. (вороной)

Жаворонок день начинает, а соловей…. (завершает)

Сорока весть на хвосте ……(принесла)

Соловей мал, да в песне …. (удал)

Увидел скворца весну …. (встречай)

Проживешь жизнь как кукушка, не получишь …. (хлеба краюшку)

Ласточки и стрижи летают низко над землей…. (к дождю)

Синичка с утра начинает пищать …. (к морозу)

Ведущая: Птицы, которые зимовали вместе с нами называются…. (ответы детей). А те, что несут на крыльях весну – перелетные. Давайте поиграем в игру «Зимующие и перелетные птицы». (Детям одевают шапочки птиц и выбирают солнышко и снежинку. Музыка играет птички летают, музыка закончилась зимующие птицы летят к снежинке, а перелетные к солнышку.)

Ведущая: Вот и подошел к концу наш замечательный праздник. В этот день было принято дарить друг другу жаворонушков. Давайте поздравим наших гостей с этим замечательным народным праздником и преподнесем им птичек в подарок, но не простых, а секретом. Кому что достанется, то и сбудется. Дети угощают гостей. А еще мы всем гостям хотим пожелать:

Дай Бог тому

Кто в нашем дому

Дорогим гостям,

Милым детушкам.

Наделил бы вас Господь

И житьем,

И бытьем,

И здоровьицем.

В заключении проводится народная игра с гостями «Золотые ворота».

По окончании праздника на деревьях воспитатель вместе с детьми развешивает птичек, изготовленных руками родителей и детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий народного праздника II младшая группа в рамках детско-родительского клуба «СОРОКИ – прилет птиц»

Расширять кругозор, закреплять знания о птицах. Познакомить с доступными возрасту детей народными приметами, познакомить родителей с русским православным обычаем встречи прилета птиц. Расширять словар...

Сценарий народного праздника в детском саду «СОРОКИ – прилет птиц». Младшая группа.

Материал  носит познавательный характер. Будет полезен воспитателям и родителям. Цель познакомить детей с народным праздником и его традициями ....

"Сороки - прилет птиц" сценарий в детском саду

Сценарий досуговой деятельности в старшей группе детского сада на тему: "Сороки - прилет птиц "...

Сценарий фольклорного праздника «СОРОКИ — ПРИЛЕТ ПТИЦ»

Цель нашего праздника познакомить с доступными возрасту детей народными приметами, с русским православными обычаями....

Сценарий народного праздника в детском саду «СОРОКИ – прилет птиц». Младшая группа Цель: познакомить детей с обычаем встречи прилета птиц, дать представление о народном празднике прихода весны

Сценарий народного праздника в детском саду«СОРОКИ – прилет птиц». Младшая группаЦель: познакомить детей с обычаем встречи прилета птиц, дать представление о народном празднике прихо...

"Сороки- прилет птиц"

Занятие развлечение проводилось в канун празднования прилета жаворонков 22 марта...