"Секреты бабушкиного сундука"
материал (подготовительная группа) на тему
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное
учреждение детский сад «Колокольчик»
Конспект
тематического мероприятия ко
Дню пожилого человека в подготовительной
к школе группе
по освоению образовательной области «социализация»
(интеграция с образовательными областями
«Познание», «Коммуникация», «Музыка»,
«Художественное творчество»)
на тему: «Секреты бабушкиного сундука»
Воспитатель I квалификационной
категории Митричева С.И.
г. Новоульяновск 2013 г.
2
Программное содержание:
- Продолжать знакомить детей с историей, культурой и бытом русского народа.
- Формировать эмоциональную отзывчивость на восприятие семейных традиций, традиций русского народа.
- Развивать умение создавать необычные цветы из бумаги и конфет под руководством бабушек.
- Формировать и развивать творческие возможности детей в процессе интеграции разнообразных видов деятельности: словесной, художественной и музыкальной.
- Воспитывать любовь и уважение к представителям старшего поколения.
Предшествующая работа с детьми и взаимодействие с родителями:
- Организованная образовательная деятельность педагога и детей «Откуда сундук пришел? Или Вещь с большой буквы».
- Чтение стихов В.Шипуновой «Сундук пирата», «Сундук Бабки Ежки».
- Выставка детских рисунков «О чем мечтала бабушка, когда была как я».
- Попросить бабушек принести предметы рукоделия для оформления выставки (вязание, вышивки и др.).
- Разучить стихи, танец с куклами, песню «Ах, бабуля!».
- Приготовить подарки для бабушек : фоторамочки.
Материалы и оборудование:
- Сундук; ларец с куклами; мешочек с бигудями, шпильками, расческой; калоши; букеты цветов из бумаги и конфет; пяльцы, веретено, спицы; скалка, сито.
- Записи русских народных мелодий.
- Клей, ножницы, бумага, шпажки, конфеты.
3
Содержание
Воспитатель: - Здравствуйте, наши дорогие бабушки! Поздравляем вас с праздником, Днем пожилого человека. И нашу встречу посвящаем этому празднику.
- Ребята, сегодня, как я вам и обещала, мы продолжим знакомство с сундуками. И поговорим мы с вами о бабушкином сундуке.
Ребенок: «Бабушкин сундук»
На высоком чердаке,
В пыльном, темном уголке
Верно стережет паук
Старый бабушкин сундук.
Попрошу я паука:
- Погуляй пойди пока!
Затаив дыханье,
Открываю тайну …
Деревянный сундучок прячет:
Марлевый сачок,
Одно бархатное платье,
Ворох желтых фотографий.
Бусы из рябины
И перо павлина,
Лаковые лодочки,
Ключик на веревочке …
А еще смычок от скрипки
И замок от той калитки,
У которой утром ранним
Бабушка ждала свиданья.
(В.Шипунова)
4
Воспитатель: - Сундук — это Вещь с большой буквы, хранилище памяти и семейных традиций. Сохраненные в сундуках предметы и секреты так и завораживают … Погрузимся же в тайны, настоянные временем.
Готовы познакомиться с секретами бабушкиного сундука?
Дети: - Да, готовы.
Воспитатель: (достает из сундука ларец с тряпичными куклами, показывает детям).
- Как вы думаете, что это?
Ответы детей.
Воспитатель:
- Это куклы наших прабабушек. Сейчас у вас, дети, есть много разных игрушек. А раньше таких игрушек и кукол не было, их мастерили своими руками. В старину девочки начинали учиться изготавливать куклы уже в трехлетнем возрасте.
«Кто в куклы не играет, тот счастья не знает», - гласит народная поговорка. Издавна игры с куклами поощрялись взрослыми, поскольку играя в них ребенок познавал мир и самого себя, учился вести хозяйство, обретал образ семьи. Кукла была не просто игрушкой, она была знаком продолжения рода, символом семейного счастья и благополучия.
Вот кукла «Неразлучники», еще ее иногда называли «Парочка». Это свадебная обрядовая кукла. Ее дарили молодым на свадьбе, закрепленную на полотенце, и подвешивали впереди повозки молодоженов. Общая рука, как и само название куклы, говорили о том, что супруги неразлучно должны идти по жизни «рука об руку», быть вместе и в радости, и в беде.
А это «Мартенички» (нитяные куколки). Мартеничек символизировал ребенка. Куклы — неразлучники раздвигались в стороны, и на общее плечо усаживались «детки» - столько, сколько их рождалось в семье.
«Кувадка» (колыбельная) — одна из самых простых обережных куколок. Ее делали накануне рождения ребенка и вывешивали в избе, чтобы отвлекать внимание злых духов. Кувадки защищали новорожденных и служили первыми игрушками младенцев.
«Красота» (девица с косой) — делали ее на свадьбу и ставили в свадебный пирог. Она была оберегом красоты невесты.
Эти тряпичные куклы — простые, милые и отчего-то очень-очень родные. Если они и вам понравились, я научу вас их делать позже.
5
Наши девочки тоже любят играть в куклы и сейчас они покажут танец с куклами.
«Танец с куклами».
Воспитатель: - Спасибо, девочки. А мы с вами продолжим знакомство с содержимым бабушкиного сундука. (достает из сундука «волшебный» мешочек, а в нем бигуди, шпильки, гребень, расческа).
- Дети, что это?
Ответы детей.
Воспитатель: - С помощью предметов наши бабушки наводили красоту, делали красивые прически. Редко кто ходил в парикмахерскую. А вы знаете, как раньше называли парикмахера? Цирюльник, а парикмахерскую — цирюльня. Сейчас же их называют «салон красоты», а парикмахера — стилист.
У нашей Кристины бабушка тоже работает в салоне красоты и делает красивые прически. Давайте попросим ее показать нам как это она делает.
(Лаврентьева Л.П. делает прическу одной из девочек группы).
Воспитатель: - Пока Любовь Петровна демонстрирует свое мастерство, мы с вами вновь обратимся к бабушкиному сундуку.
(достает калоши).
- Что это за обувь? Когда и где ее носили?
Ответы детей.
Воспитатель: - Во времена наших прабабушек калоши — была очень модная обувь. Они были и мужские, и женские, и на каблучке, и с замочками. Где же сейчас можно увидеть калоши?
Ответы детей.
Воспитатель: - Да, многие наши бабушки очень любят заниматься садоводством. И вот на даче в этой обуви они и ходят. Чего только не выращивают наши бабули на своих дачах. Сейчас мы послушаем рассказ Ирины Репиной о своей бабушке.
6
Рассказ Ирины Репиной о своей бабушке — Вере Валентиновне.
Мою бабушку зовут Вера Валентиновна. Она очень любит заниматься садоводством. Уже зимой она начинает выращивать рассаду.
Затем высаживает ее на даче. Много всего растет у бабули в саду: и овощи (помидоры, огуречки, кабачки, капуста), и фрукты (яблоки, груши, сливы, виктория). Большой урожай собирает бабуля. А затем много всего вкусненького делает на зиму: и варенье, и компоты, и салаты и солёные огурчики с помидорчиками. Вот — посмотрите! (показывает консервированные заготовки бабушки Веры).
А еще бабушка очень любит цветы. Их тоже много у нее на даче: тюльпаны, пионы, ромашки, ирисы, розы, георгины. Знаете какая красота?
Я тоже помогаю бабуле на даче, потому что я ее очень люблю!
Воспитатель: - Спасибо тебе, Ирина, и Вам Вера Валентиновна за Ваш труд, за воспитание внучки.
Цветы, я думаю, любят все женщины во все времена.
А что по этому поводу «думает» бабушкин сундук?
(достает из сундука букеты из бумажных цветов с конфетами).
- Посмотрите, какая красота. Эти замечательные цветы делает бабушка Арины Агафоновой — Елена Александровна. Давайте попросим ее научить нас делать такие же красивые цветы.
Мастер-класс Агафоновой Е.А.
Елена Александровна учит детей делать тюльпаны из крепированной бумаги и конфет.
Воспитатель:
- Ну вот, замечательные цветы готовы.
А также, посмотрите, и Любовь Петровна закончила свою работу.
Спасибо большое, Вам Елена Александровна и Вам Любовь Петровна за красоту, которую Вы дарите людям.
Арина А.: - Ты не похожа на старушек
Что под подъездами сидят,
Ты привлекательна снаружи,
Всё – и костюм, и макияж!
7
Бабулей – так язык не повернется,
Вторая мама просто ты,
Тебе пусть солнце улыбнется,
Оно поклонник красоты!
Кристина П.: - С бабушкой моей вдвоем
Очень дружно мы живем.
Вместе ходим мы гулять,
Вместе мы ложимся спать,
Вместе моем мы посуду -
Правда, правда! Врать не буду!
Мы не любим унывать,
Можем спеть и станцевать -
Будет бабушка мне хлопать,
Ну, а я - кружиться, топать!
Не капризничать стараюсь,
Слез не лью, а улыбаюсь -
С ней большие мы друзья,
Потому что мы - СЕМЬЯ!
Воспитатель: - И вновь мы обращаемся к нашему сундуку. Что еще он нам покажет?
(достает веретено, спицы, пяльцы).
- Что это за инструменты и для чего они нужны?
Ответы детей.
Воспитатель: - Наши бабушки замечательные мастерицы, рукодельницы. Они и шьют, и вяжут, и вышивают. Посмотрите какие замечательные вещи сотворили они своими руками.
(Обращает Внимание на выставку работ «Рукоделие наших бабушек»).
Диана Ф.: - Бабушка наша всегда уникальна –
Море энергии, воли и сил!
Пусть никогда ты не будешь печальна,
Пусть бы здоровьем Господь наделил.
Любит тебя вся семья, уважает.
8
Дед от тебя без ума много лет!
Я же скажу только то, что я знаю –
В мире прекраснее бабушки нет.
Воспитатель: - Есть ли у нас еще что-нибудь в бабушкином сундуке?
(достает сито, скалку).
- Что это? И для чего?
Ответы детей.
Воспитатель:
- Любите ли вы, дети, бабушкины блинчики? А пирожки?
Конечно же, самые вкусные и замечательные пирожки у наших бабушек. И сегодня они нас тоже порадовали: напекли на наш праздник и пироги, и печенье. Спасибо вам большое!
Карина Ш.: - Бабушка наша родная, любимая!
Бабушка славная, незаменимая,
С праздником все мы тебя поздравляем,
Всяких благ в твоей жизни желаем.
Чтобы ты никогда не болела,
Чтобы ты никогда не старела,
Чтобы вечно была молодой,
Веселой, доброй и нежной такой!
Целуем мы добрые, славные руки —
С любовью к тебе, твои дети и внуки!
Дети исполняют песню «Про бабулю».
Воспитатель: - Милые наши бабушки! Мы еще раз поздравляем вас с праздником! И хоть праздник называется «День пожилого человека», мы знаем, что в душе вы все молодые, ведь с вами ваши дети и внуки, и вы их любите. И ваши дети и внуки вас тоже очень любят. Дети любите?
Дети: - Да.
Воспитатель: - Дети приготовили вам подарки. А после вручения подарков мы приглашаем вас на чаепитие.
Вручение подарков. Чаепитие.
Литература:
Журнал «Цветной мир», Институт художественного образования Российской академии образования, г. Москва, №2/2012.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Секреты бабушкиного сундука"
Краткосрочный, творческий «Секреты бабушкиного сундука» (Платок)....
Проект "Секреты бабушкиного сундука"
Разработан для детей младшего дошкольного возраста...
Конспект открытого занятия в старшей группе на тему : «Секреты бабушкиного сундука».
Познакомить детей с историей русского народа: бытом, обычаями, гостеприимством.- Дать представление об избе, сундуке, о печке – главной части избы.- Продолжать знакомить с устным народным творчеством ...
Подготовка к мастер-классу «Секреты бабушкиного сундука»
Цель: Создание условий для максимального проявления и развития педагогического мастерства участников мастер-класса в использовании театрализованной деятельности для развития творческих способностей де...
«Секреты бабушкиного сундука»
Формирование представлений детей о старинных предметах быта русского народа (ложка, лапоть, корзина), посредством музея «Жили-были»....
Секреты бабушкиного сундука
Организованная образовательная деятельность по ознакомлению дошкольников с русской тряпичной куклой...
Конспект непосредственной образовательной деятельности по приобщению детей старшего дошкольного возраста к традициями башкирского народа «Секреты бабушкиного сундука»
Цель: формировать представления о традиции башкирского народа, обогащать и развивать речь, формировать адекватную самооценку, навыки самоконтроля и позитивных взаимоотношений с педагогами и детьми...