Секреты бабушкиного сундука
методическая разработка (старшая группа)
Организованная образовательная деятельность по ознакомлению дошкольников с русской тряпичной куклой
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otkrytoe_zanyatie.docx | 17.63 КБ |
Предварительный просмотр:
Организованная образовательная деятельность в старшей группе.
«Секреты бабушкиного сундука»
МКДОУ «Поповский детский сад «Истоки»
Воспитатель: Ёлкина И.В.
Цель: сохранять национальные традиции, приобщать детей к истокам русской народной культуры.
Задачи: прививать интерес к русской народной культуре, познакомить с русской народной куклой, создать условия для формирования интереса детей через игрушку к народным традициям и духовным ценностям русского народа; учить работать с тканью, скручивать, завязывать; обогащать и расширять словарный запас.
Добрый день, гости званые, желанные!
Милости просим в нашу горницу,
Здесь мы вам столько интересного расскажем и покажем.
Сядем с вами рядком, да поговорим ладком.
Сегодня мы с вами отправимся в далекое прошлое. Посмотрите, как красиво у нас в избе. А что такое изба?
А на чем мы с вами сейчас сидим?
В те времена не было ни диванов, ни кресел. Были только лавки, на которых люди сидели, и даже спали. Сверху на них стелили домотканые покрывала, которые женщины делали дома из ниток, кусочков ткани.
А посмотрите какая посуда была у людей на столе. Давайте ее назовем.
(Самовар, деревянные ложки и тарелки, глиняные миски, кувшины, горшки)
Ой, ребята, что – то мы с вами засиделись, не пора ли нам поиграть?
Народная игра «У Маланьи»
У Маланьи у старушки
Жили в маленькой избушке
Семь сыновей,
Все без бровей,
Вот с такими ушами,
Вот с такими носами,
Вот с такими усами,
Вот с такой головой
Вот с такой бородой,
Ничего не ели
И все на нее глядели.
Ребята, посмотрите, что еще было в избе. Что это? (сундук)
Вот в углу сундук стоит,
Много он добра хранит.
- А для чего он служил?
Сундук был частью русской избы. Раньше не было такой мебели, как сейчас,
Не было шкафов, комодов и поэтому вещи хранили в сундуке. Хотите посмотреть, что находится внутри ? Его не просто открыть, потому что этот сундук необыкновенный – он волшебный. Чтобы его открыть, надо сказать волшебные слова: «Сундучок, сундучок, открывай – ка свой бочок!»
Давайте вместе с вами скажем эти слова ласково, как в старину разговаривали с вещами.
Дети произносят волшебные слова, воспитатель открывает сундук и говорит:
- Пришла пора заглянуть в бабушкин сундук и посмотреть, что же спрятано и сохранено в нем.
- Что же это? (лапти)
- Для чего они?
Лапти - это русская обувь. Плели их из бересты, т. е. березовой коры. А с какой березы можно снимать кору? ( с поврежденных, поваленных деревьев). Для тепла и мягкости внутрь клали солому. На ногах лапти держались с помощью веревок. Их обматывали вокруг ноги и завязывали.
Достаем платок.
- Что это за вещь необыкновенной красоты? Как его носили? (на плечах, на голове)
В сундуках хранили и вышитые полотенца, которые украшали вышитыми цветами, петухами, орнаментом.
- Лоскутное одеяло. У женщины ни один лоскуток ткани не пропадал, из них шили лоскутные одеяла, подушки, делали кукол.
В сундуке хранили не только вещи, но и предметы рукоделия: лоскутки, иголки, нитки, ленты, а также…
Для того чтобы догадаться, что за предмет, отгадайте загадку:
Платье носит, а есть не просит.
Всегда послушна, но с ней не скушно? (Кукла)
А для чего вам нужны куклы?
Игрушки современные могут двигаться, танцевать и даже говорить, а вот в старину не могли даже мечтать об этом. Игрушки были просты и неприхотливы. Чаще всего их мастерили родители. А так как сундук у нас волшебный, то и куклы в нем необычные. У современных кукол есть лицо, а у старинных нет. Сделаны они из ткани, у них нет глаз, бровей, рта, носа. Куклы безлики. Им не рисовали лицо, чтобы кукла не ожила и не стала злой и сердитой. Что же это за куклы, давайте их посмотрим.
Колокольчик – кукла хорошего настроения и радости.
Хороводница – ручки у нее подняты вверх как в танце хороводе.
Крупеничка – тело куклы наполняли зерном гречихи, риса, овса для хорошего урожая.
Пеленашка – ее клали в колыбельку малыша для защиты от недобрых глаз людей.
Травница – в нее клали сухую лекарственную травку. Как вы думаете, для чего? Ребенок, играя ею, вдыхал лечебный аромат трав.
А вот и игровая кукла «зайчик на пальчик». Ее одевали ребенку на указательный пальчик и малыш ею играл. Давайте и мы с вами поиграем.
В круг скорее вы вставайте,
С куклой зайкой поиграйте.
Мы все идем по кругу, по кругу, по кругу,
Приветствуя друг друга, друг друга, друг друга.
Мы с зайкою попрыгаем, попрыгаем, попрыгаем.
И ручками похлопаем, похлопаем, похлопаем,
И ножками потопаем, потопаем, потопаем,
И ручками помашем, помашем, помашем,
И зайчик наш попляшет, попляшет, попляшет.
Раздается детский плач.
Ребята, посмотрите, что это? Это люлька – кроватка для младенца, посмотрите, кто в ней лежит.
У малыша в кроватке лежала кукла пеленашка, которая оберегала его от всего дурного, но случилось так, что эта кукла – оберег пропала из кроватки.
Что же делать? Как помочь малышу?
Давайте мы с вами сделаем малышу кукол-пеленашек.
- Берем лоскут ткани. Какой он формы?
-Скручиваем его трубочкой. Немного отступив от верха рулончика перематываем его ниткой – это голова, а остальная часть – туловище.
- Берем лоскуток треугольной формы – это платок куклы. Надеваем на голову куклы, подогнув край внутрь, с боков делаем складочки. Концы заворачиваем назад на спину кукле.
- Чтобы кукле было тепло, мы ее заворачиваем в пеленочку. Для этого кладем куклу посередине и заворачиваем сначала с боков, а затем низ ткани прикладываем вверх к туловищу.
– Чтобы пеленочка не развернулась, нужно завязать ленточку.
Ребята, теперь вы можете дать своей кукле- пеленашке имя, подарить ее малышу или играть ею.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Секреты бабушкиного сундука"
Краткосрочный, творческий «Секреты бабушкиного сундука» (Платок)....
Проект "Секреты бабушкиного сундука"
Разработан для детей младшего дошкольного возраста...
Конспект открытого занятия в старшей группе на тему : «Секреты бабушкиного сундука».
Познакомить детей с историей русского народа: бытом, обычаями, гостеприимством.- Дать представление об избе, сундуке, о печке – главной части избы.- Продолжать знакомить с устным народным творчеством ...
Подготовка к мастер-классу «Секреты бабушкиного сундука»
Цель: Создание условий для максимального проявления и развития педагогического мастерства участников мастер-класса в использовании театрализованной деятельности для развития творческих способностей де...
«Секреты бабушкиного сундука»
Формирование представлений детей о старинных предметах быта русского народа (ложка, лапоть, корзина), посредством музея «Жили-были»....
Конспект непосредственной образовательной деятельности по приобщению детей старшего дошкольного возраста к традициями башкирского народа «Секреты бабушкиного сундука»
Цель: формировать представления о традиции башкирского народа, обогащать и развивать речь, формировать адекватную самооценку, навыки самоконтроля и позитивных взаимоотношений с педагогами и детьми...
- Мне нравится (6)
Комментарии
Очень интересный мастер-класс
Очень интересный мастер-класс.
Ирина Владимировна,какие
Ирина Владимировна,какие интересные занятия Вы проводите с детьми, приобщаете детей к традициям русского народа,изучаете историю народной культуры.