Методические рекомендации к Этнофестивалю в детском саду "Дружат дети на планете"
методическая разработка по теме
Детский Этнофестиваль - творческое мероприятие, в котором участвуют воспитанники детского сада, их родители и педагоги и другие сотрудники учреждения, а также - наши выпускники - участники хореографического коллектива.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodicheskie_rekomendatsii_k_etnofestivalyu_v_detskom_sadu_druzhat_deti_na_planete.docx | 30.61 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад № 14 комбинированного вида
Курортного района Санкт-Петербурга
Этнофестиваль
«Дружат дети на планете»
Авторы:
- Идея, обеспечение условий в развивающей среде ДОУ, сетевое взаимодействие - О.Г. Михайленко, заведующий ГДОУ;
- Сценарий, режиссура, музыкальное оформление - Н.В. Федотова, музыкальный руководитель;
- Коррекция, техническая и художественная редактура, методическое обеспечение - Т.П. Сикирицкая, методист, старший воспитатель;
- CD «Национальная кухня» - И.П. Горбань, учитель-логопед
Пояснительная записка:
Этнический фестиваль - творческое мероприятие, в котором участвуют воспитанники детского сада, их родители и сотрудники учреждения, а также - наши выпускники - участники хореографического коллектива. Он приурочивается к празднику встречи Весны, который отмечается всеми народами мира, а также к «Международному дню танца» - 29 апреля.
Этнофестиваль состоит из четырёх взаимосвязанных частей:
- Видео фильм «Маленькие граждане».
- Этнодефиле «Весенняя россыпь» (показ стилизованных коллекций национальной одежды).
- Праздничный гала – концерт (народные танцы в исполнении детей, родителей, гостей фестиваля).
- Хоровод дружбы. Вручение подарков гостям.
Идея проведения этнофестиваля наиболее эффективна в воспитании толерантного отношения у дошкольников. Она содержит в себе большие возможности для объединения усилий детей и взрослых в познании культур разных народов и национальностей.
Показ красочных костюмов, отражающих национальный колорит, который сопровождается народной музыкой, выразительный танец - всё это вызывает у детей яркие эмоции, оставляет радостное настроение и позволяет пережить незабываемые чувства единения, дружбы. Это мероприятие позволяет реализовывать преемственность отношений и устанавливать творческие контакты, например, с танцевальными коллективами района и города, тем самым создавая условия для межнационального культурного обмена.
Этномода - это философия взаимоотношений традиционной и современной одежды. Модели дефиле представлены в номинации «Этнические мотивы в современном костюме», задача его участников раскрыть в коллекциях своё понимание тематики: «этно» с фольклорными элементами.
Цель фестиваля:
Интеркультурное развитие детей через ознакомление с культурой разных стран и народов, объединение традиций разных национальностей.
Задачи:
1.Воспитывать у детей чувства толерантности, уважения к традициям своего народа и национальной культуре других людей, чувства собственного достоинства, основ патриотизма, идеалов добра, красоты, дружбы.
2.Формировать понятия общности и единства с людьми, живущими на Земле, желания жить в мире, дружбе и согласии. Дать детям представление о русском гостеприимстве, познакомить их с русским обычаем встречать дорогих гостей хлебом-солью.
3. Познакомить детей с музыкальной культурой народов разных национальностей, их костюмами, традициями средствами искусства. Формировать этническую и аутотолерантность через ознакомление с танцами разных народов. Обеспечить преемственность творческого развития детей посредством форм сетевого взаимодействия с образовательными учреждениями.
4.Эстетическое развитие, развитие художественно-творческих способностей, танцевальных навыков, обогащение музыкально-интеллектуального кругозора детей.
Участники:
Взрослые: педагоги ДОУ; родители, члены семей воспитанников детского сада.
Дети: воспитанники дошкольных групп детского сада (с 3-х до 7 лет); детский хореографический коллектив «Светлячки».
Материал, реквизит: сценарий фестиваля; музыкальный материал: CD «Танцевальная национальная музыка в современной обработке», фонограммы музыкальных заставок по содержанию мероприятия; подборка стилизованных национальных костюмов для детей и взрослых (авторские работы родителей и педагогов детского сада); цветные воздушные шары по количеству детей; DVD киножурнал «Маленькие граждане» – авторский видеофильм; CD «Национальная кухня»
Техническое оснащение: видеопроектор, музыкальный центр, техника для создания световых эффектов
Оформление зала: центральная стена - театральный занавес с кулисами; задник - тканевое панно с тематикой русского народного творчества, оформленное в декорации русской природы; боковая зеркальная стена - композиция из воздушных шаров «Радуга и солнце»; эмблема Этнодефиле.
Подготовка к мероприятию:
- Комплекс творческих форм совместной деятельности и образовательной работы с детьми, педагогами, родителями.
- Создание видеофильмов о творческих мероприятиях проекта.
- Анонс и реклама мероприятия среди родителей воспитанников детского сада и педагогической общественности.
Сетевое взаимодействие:
- с ДДЮТ – участие в творческих конкурсах;
- с детским хореографическим коллективом
- с детской библиотекой
Ход мероприятия
Первая часть
Демонстрация видеофильма «Маленькие граждане».
Последние кадры: мальчик и девочка с вербой в руках читают стихи на фоне музыки:
1.Благовещенье – весенний праздник, ветка вербочки украсит каждый дом.
И наполнит солнцем и весельем мир, в котором мы с тобой живём.
2.В эту солнечную пору Пасху нам принёс апрель.
По весеннему простору разлилась птиц певчих трель.
В кадре – стая голубей парит в небе. На этом фоне, за кадром ребёнок читает стихи:
Из соседней голубятни голубь вылетел ручной
И сверкнул в лучах закатных свежей снежной белизной.
И напомнил нам, что дети городов и деревень
Мира требуют на свете в этот славный добрый день.
С окончанием фильма звучит фонограмма – звон пасхальных колоколов, в зале появляются дети, одетые в костюмы голубей.
Фонограмма - Танец Голубей под музыку Э.Грига «Утро»
После танца Голуби становятся на одно колено, входит Весна с хлебом-солью на подносе с рушником.
Весна:
Под весенние капели и под звон колоколов
Я – Весна, пришла из дальних, из полуденных краёв.
С солнцем, с птицами, теплом! В каждый город, в каждый дом!
Я тепло вам принесла, земля согрелась, ожила.
Будут весенние ливни, будут хлеба обильные.
Богатым будет урожай, будет славным каравай.
Хлеб вам да соль, гости дорогие!
/ставит каравай в центре стола/
Весна: С праздником Весны вас! Всем вам мира, счастья и добра!
Голуби: Мы летим, летим, летим, всю планету облетим,
Мир и счастье принесём в каждый город, в каждый дом.
/Весна уходит, за ней - Голуби/
Вторая часть праздника
Этнодефиле «Весенняя россыпь»
На Середину зала выходят двое детей-ведущих:
Девочка: В Россию к нам пришла весна,
погода – чудо как ясна!
Мальчик: Весна! Весна! Все оживает вдруг!
Природа словно в сказке оживает,
Девочка: И в миг все изменяется вокруг,
И раз в году весна у всех бывает.
Мальчик: А весной, как водится, все девчонки модницы.
Девочка: И мальчики не отстают. Наряжаться все бегут.
Весна в душе у взрослых и ребят, и наряжаться все хотят!
Мальчик: Дружно мы решили все – устроим « этнодефиле»!
Девочка: Мамам дали мы заказы, сшили все наряды сразу.
Вместе: На дефиле модели приглашаем, аплодисментами мы дружно их встречаем!
Взрослый - ведущий: Сегодня в нашем этнодефиле участвуют девять суперфиналисток, прошедших отборочный конкурс. Участницы – наши родители и педагоги детского сада постарались раскрыть в коллекциях своё понимание тематики «этно» и использовали в своих моделях фольклорные элементы, красочные ткани и разнообразные украшения. Вместе со взрослыми презентовать коллекции в дефиле будут юные звёздочки нашего детского сада. Итак, наше этнодефиле «Весенняя россыпь» открывается!
Выступление театра мод «Весенняя россыпь»
/Каждая подгруппа демонстрирует коллекцию под свою национальную музыку./
1. Взрослый - Ведущий: Встречайте наших первых звёздочек с коллекцией «Солнечная Азия» и автора этой лучезарной модной коллекции – звезду моды …./И.Ф. мамы/!
Фонограмма восточной музыки
/В коллекции участвуют: узбеки, туркмены, киргизы, казахи, таджики/
2. Ведущий: Следующие участники нашего «Этнодефиле» продемонстрируют модную коллекцию «Легенда гор»! Аплодисменты нашей мамочке из Армении /И.Ф./ и её юным
очаровательным моделям.
Фонограмма армянской музыки
3. Ведущий: От всех ребят Прибалтики примите вы привет!
Они всех приглашают увидеть янтарного края свет…
Свой талант модельера демонстрирует/И.Ф./ со своим сыном. Они представляют вашему вниманию коллекцию «Прибалтийские мотивы»!
Фонограмма прибалтийской музыки
4. Ведущий: Интересную коллекцию финских костюмов «Яркие лоскутки» создала модельер /И.Ф./ В ней много белого и парадного красного цвета.
Фонограмма финской музыки
5. Ведущий: Давайте поприветствуем модников и модниц в костюмах «Белорусское полесье». Золотые руки мастериц /И.Ф/ создали эти модели.
Фонограмма белорусской музыки
6. Ведущий: Встречайте Украинскую коллекцию «Сказочные узоры», созданную /И.Ф./!
Фонограмма украинской музыки
7. Ведущий: Ватага шумная цыганок на дефиле сюда спешит.
И льются песни огневые, и бубен весело звенит!
Спасибо маме – модельеру /И.Ф./ и очаровательным девочкам - моделям за красочную коллекцию «Цыганские огоньки».
Фонограмма цыганской музыки
8. Ведущий: Россия! Как из песни слово. Березок юная листва.
Кругом леса, поля и реки, раздолье, русская душа!
Россия представлена сразу несколькими коллекциями. Модельер /Ф.И./ создала оригинальную коллекцию «Северное лето».
Северный край – тарросы и льды, юрты повсюду, оленьи гурты.
Северное сияние – вот красота! Загадка природы зовёт всех туда!
Давайте поприветствуем наших северян!
Фонограмма музыки народов Севера
9. Ведущий: Над коллекциями: «Калинка», «Кадриль», «Русский сувенир» - трудились сразу три дизайнера /И.Ф./
Фонограмма попурри из русских народных мелодий
Ведущий: Закончился показ этно коллекций, и я снова приглашаю сюда своих соведущих.
3 часть
«Гала концерт»
Девочка: Что за прелесть, сколько вкуса! Мода – это ведь искусство!
Какие яркие расцветки, украшения!
Чтобы создать шедевр, необходим талант и время, и терпение!
Мальчик: Мода удивительно преображает любого человека!
Но больше всего украшает людей добрая улыбка.
Ведь улыбка всем подходит и из моды не выходит.
Девочка: Я думаю, что сегодня всех заставят улыбнуться зажигательные танцы наших ребят!
Мальчик: Правильно! Ведь сегодня как раз «Международный день танца»! А кто же выступит первым номером в нашей концертной программе?
Девочка: Конечно же, я!
Мальчик: Можно объявлять?
Девочка: Пожалуйста!
Мальчик: Танец «Настасья»!
Девочка исполняет Танец «Настасья»
Мальчик: Ах, Настасья, хороша! Распахнулась аж душа!
Девочка: В русском танце озорном весело кружиться,
Мальчик: В русском танце озорном легче подружиться!
На месте мне не устоять, пойду «Барыню» плясать!
Исполняется русский танец «Барыня»
Девочка: Украинские ребята тоже очень хороши! Так танцуют, зажигают, веселятся от души!
Давайте их встретим дружными аплодисментами!
/В центр зала выходят дети в украинских костюмах/
Девочка- Украинка: Вам Украина-сестрица просила низко поклониться,
Добра и счастья пожелать и в дружбе с нами вырастать!
А где же музыка у вас? М не прочь пуститься в пляс!
Мальчик – Украинец: Украинские танцы прекрасны, как май!
Ну-ка, музыка, громче, задорней играй!
Украинский танец
Мальчик – ведущий: Из Финляндии соседней, Скандинавской стороны,
К нам приехали ребята…
Девочка – ведущая: Что ж они нам привезли?
Мальчик – ведущий: Польку финскую покажут, с кисками своими спляшут.
Финская полька
Мальчик- ведущий: А в цветущей Армении солнце всегда весеннее.
И песни ребят летят выше гор, любят армяне воздух, простор!
Взрослый: А сейчас ребятки наши армянский танец «Джан» для вас покажут. Этот танец стал лауреатом районного танцевального фестиваля.
Девочка- ведущая: В пляске удаль и задор – это пляшут дети гор!
Армянский танец «Джан»
Армянин: Правда, край армянский тесен, но всегда в нем места хватит,
Для того, кто сердцем честен, кто за дружбу дружбой платит.
Армянка: Армяне любят песни, пляски, мы очень гостеприимный народ!
Мы всех приглашаем в край наш древний, гостей он любит и ждёт!
Мальчик-ведущий:
Хорошо в любом краю, но милей России нет.
Снова русские ребята посылают свой привет.
Взрослый ведущий: Сегодня у нас в гостях хореографический коллектив со своими замечательными танцами!
Девочка-ведущая:
Российская наша земля талантами богата,
Сейчас покажут танец свой татарские ребята!
Татарский танец
Девочка – ведущая: Танец «Русский сувенир» - просто загляденье!
Лихо девочки танцуют всем на удивление!
Танец «Русский сувенир»
Мальчик- ведущий:
В России разные народы дружно, весело живут,
И еврейские ребята здесь танцуют и поют!
«Еврейский танец» озорной! Зажигательный такой!
Еврейский танец
Мальчик-ведущий: Эх, девчата, как с картинки, спляшут русскую «Калинку»!
Танец «Калинка»
Взрослый ведущий: Наш праздничный концерт подходит к концу, и мы вновь приглашаем сюда всех участников фестиваля.
4часть
Хоровод дружбы. Вручение подарков гостям.
Мальчик-ведущий: Шире круг, шире круг! Музыка зовёт
Всех друзей и подруг в шумный хоровод!
Под фонограмму песни «Детство – это я и ты» муз. Ю.Чичкова, сл.М.Пляцковского в зале собираются все участники с воздушными шарами, образуют круг, выполняют несложные танцевальные движения, отпускают под потолок шарики и встают полукругом у центральной стены.
Мальчик-ведущий: Сколько друзей собралось в нашем зале! И все они представляют культуру разных стран.
Дети:
1.Дружат дети на планете, ты - со мной, а я-с тобой,
Кружит наши песни ветер над планетой голубой.
2.Если громко засмеёмся, вот веселый будет смех!
Если за руки возьмемся, хватит радости на всех!
3.Дружат дети на планете - звонкой, юной как весна.
И одно нам солнце светит, и земля у нас одна!
Мальчик- ведущий: Вот и окончился праздник наш яркий!
Девочка- ведущая: Примите от нас сувениры в подарок!
Взрослый ведущий: «Пир на весь мир» - так называлась презентация блюд национальной кухни, приготовленных нашими мамочками. Она была посвящена МЕЖДУНАРОДНОМУ ДНЮ МАТЕРИ, и сегодня мы рады преподнести Вам в подарок электронный вариант кулинарной книги, составленной из лучших рецептов.
/Ведущие дарят гостям диски с национальными кулинарными рецептами /
Мальчик-ведущий: Счастья и мира вам на Земле!
Девочка-ведущая: И хлеба насущного всем на столе!
Вместе: До новых встреч!
Фонограмма песни «Детство – это я и ты»
/Дефилируя через центр, дети и взрослые выходят из зала./
Литература:
- Бетти Э.Риэрдон. Толерантность – дорога к миру. – М.: Изд-во “Бонфи”, 2001;
- Ботнарь В. Д., Суслова Э. К. Воспитание у детей эмоционально положительного отношения к людям ближайшего национального окружения путем приобщения к их этнической культуре.--М., 1993;
- Суслова Э. К. Общение с людьми разных национальностей -- важнейшее средство интернационального воспитания дошкольников // Дошкольное воспитание.-- 1990.--№ 6.
- Суслова Э. К. «Когда живется дружно, что может лучше быть!» // Дошкольное воспитание.-- 1991.-- № 11—12;
- Суслова Э. К. Спецкурс «Воспитание у детей этики межнационального общения».- М., 1994;
- Дунин-Васович М. Воспитание дошкольников в духе мира // Универсальное и национальное в дошкольном детстве: Материалы международного семинара / Под ред. Л. А. Парамоновой; Сост. Т. А. Румер, Л. И. Эльконинова.-- М., 1994;
- Сунд А. М. Обучение дошкольников миру и взаимопониманию между народами // 1994;
- И.Каплунова, И.Новоскольцева, И.Алексеева «Топ-топ, каблучок», №1, изд. «Композитор», СП-б, 2000.; «Ах, карнавал!», изд. «Композитор», 2002;
- М.Б.Зацепина, Т.В. Антонова «Народные праздники в детском саду, изд. «Мозаика-синтез», М.,2008.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПРОВЕДЕНИЮ АНАЛИЗА ДЕТСКИХ РАБОТ
Необходимо побуждать детей радоваться не только выразительному рисунку, но и успехам его автора, вызывать стремление утешить при огорчении и оказать по возможности действенную помощь. В ПРЕДЛАГА...
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПРОВЕДЕНИЮ АНАЛИЗА ДЕТСКИХ РАБОТ
Необходимо побуждать детей радоваться не только выразительному рисунку, но и успехам его автора, вызывать стремление утешить при огорчении и оказать по возможности действенную помощь. В ПРЕДЛАГА...
«Развитие ребенка от 0 до года». Сборник методических рекомендаций, игр и упражнений по развитию детей раннего (от 0 до года) возраста (рекомендации для родителей).
Здоровье человека в периоде раннего детства является определяющим для его развития на протяжении всей последующей жизни. Ранний детский возраст относится к критическим периодам онтогенеза ...
Методические рекомендации по организации познавательно-исследовательской деятельности детей в детском саду
Методические рекомендации по организации познавательно-исследовательской деятельности детей в детском саду...
Методические рекомендации по организации познавательно-исследовательской деятельности детей в детском саду
Методические рекомендации по организации познавательно-исследовательской деятельности детей в детском саду для старшего возраста....
Методические рекомендации по организации познавательно-исследовательской деятельности детей в детском саду
Методические рекомендации по организации познавательно-исследовательской деятельности детей в детском саду...
Методические рекомендации воспитателям и специалистам детского сада по подготовке детей дошкольного возраста к конкурсу чтецов.
Методические рекомендации воспитателям и специалистам детского садапо подготовке детей дошкольного возраста к конкурсу чтецов....