Литературно- музыкальный вечер, посвященный дню рождения А.С. Пушкина
план-конспект занятия (подготовительная группа) по теме

Чуракова Елена Николаевна

Литературно- музыкальный вечер, посвященный дню рождения  А.С. Пушкина в поготовительной к школе группе

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon literaturno_muzykalnyy_vecher._pushkin.doc43 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Литературно- музыкальный вечер, посвященный дню рождения  А.С. Пушкина

 Воспитатель: Сегодня вся наша страна празднует день рождения великого русского поэта Александра Сергеевича Пушкина. Пушкин писал для взрослых, но он умел писать так просто и в то же время так интересно, что и детям многое из того, что он писал понятно и близко. И сегодня в день рождения Пушкина мы будем говорить о нем, читать его произведения.

    Ну вот уж близко. Перед ними

    Уж белокаменной Москвы

   Как жар крестами золотыми

    Горят старинные главы.

   Ах, братцы! Как я был доволен,

  Когда церквей и колоколен,

  Садов, чертогов полукруг

 Открылся предо мною вдруг!

  Как часто в горестной разлуке

 В моей блуждающей судьбе

 Москва! Я думал о тебе!

 Москва… как много в этом звуке

 Для сердца русского слилось,

 Как много в нем отозвалось!

Воспитатель: О каком городе говорится в этом стихотворении? Пушкин любил Москву, веь она была городом его детства. Москва была шумным и пестрым городом, где причудливые боярские хоромы, великолепные дворцы знати соседствовали с покосившимися лачугами, а рядом с роскошными садами и цветниками располагались деревенские огороды.

- Вспомните, на чем ездили по улицам богатые и бедные люди (на лошадях, в каретах, на телегах).

 Проходят века, но все так же светло и молодо звучат пушкинские слова – признание в любви родному городу

Ребенок

Края Москвы, края родные

Где на заре цветущих лет

Часы беспечности я тратил золотые,

Не зная горести и бед.

Воспитатель: У Саши Пушкина была старшая сестра и два младших брата. Отец Пушкина – Сергей Львович любил читать, сам немного писал стихи, знал много стихов и умел их декламировать. Литература, театр, музыка, разносторонние интересы отца способствовали развитию дарований детей. В их распоряжении была замечательная библиотека.

   Часто в дом Пушкиных приходили в гости писатели, поэты. Смышленого мальчика нередко оставляли в гостиной, когда гости читали свои произведения. Маленький Саша Пушкин любил их слушать. Сам начал сочинять очень рано, когда ему исполнилось 3 года. С раннего детства он был окружен вниманием и заботой родителей, но в доме Пушкиных были две женщины, которые дарили Александру свою любовь и ласку.

 - Кто эти женщины?

  Няня Арина Родионовна Матвеева, крепостная крестьянка, отпущенная на волю, но не пожелавшая уйти от господ, вынянчившая их детей, а потом и внуков. Она была мастерица петь песни, рассказывать сказки. Говор у нее был особый, певучий, говорила она «окая». И бабушка, Мария  Алексеевна  Ганнибал, которая по свидетельству сестры поэта, была ума светлого и по своему времени, образованная, говорила и писала прекрасным языком. Это они спешили утешить и приласкать мальчика, они рассказывали ему сказки, познакомили с прекрасным миром поэтического народного вымысла. Это они научили Пушкина понимать поэзию своей страны, любить Россию.

В вечерней тишине

Являлась ты веселою старушкой

И надо мной сидела в шушуне,

В больших очках и с резвою гремушкой.

Ты, детскую качая колыбель,

Мой юный слух напевами пленила

И меж пелен оставила свирель, которую сама заговорила.

С бабушкой своей, Марией Алексеевной поэт провел детство в Москве в ее поместье Захарове. Маленький Саша любил свою бабушку. Как он ее часто называл?

Ребенок

Ах! Умолчу ль о мамушке своей

О прелести таинственных ночей,

Когда в чепце, в старинном  одеянье

Она , духов молитвой  уклоня,

С усердием перекрестит меня

И шепотом рассказывать мне станет

О мертвецах, о подвигах Бову…

От ужаса не шелохнусь бывало,

Едва дыша, прижмусь под одеяло

Не чувствуя ни ног, ни головы.

Сильно занимали Александра и рассказы о его предках. Мальчик любил посмеяться, пошутить, побегать. Воспитывали мальчика, как и всех детей его круга, французские гувернантки и гувернеры, которые жили в его доме. Бабушка выучила его читать и писать по- русски, учили его и танцам, возили на детские балы к знаменитому в Москве танцмейстеру  Когелю.

Пушкин любил бывать на балах, все его удивляло там и радовало. Вот так он описывает свои впечатления от московского бала:

Музыки грохот, свеч блистанье

Мельканье, вихорь быстрых пар

Красавиц легкие уборы,

Людьми, пестреющие хоры,

Невест обширный полукруг,

Все чувства поражает вдруг.

Давайте отправимся с вами на бал. (слушание музыки Л. Боккерини «Менуэт», «Мазурка» фа -мажор   М. Глинки)

Мазурка раздалась. Бывало

Когда гремит мазурки гром,

В огромном зале все дрожало,

Паркет трещал под каблуком.

Когда мальчик подрос, его стали учить арифметике, истории и другим наукам, но главным источником знаний уже и в эти детские  годы были книги. Читал Александр много и жадно. Часто забирался в кабинет отца и читал.

Укрывшись в кабинет

Один я не скучаю.

И часто целый свет

С восторгом забываю.

Александру было 12 лет, когда его родители решили определить его в школу для мальчиков из дворянских семей.

- Как называлась эта школа? (Лицей)

Лицей находился в Царском Селе (г.Пушкин) под Санкт – Петербургом. В лицее Пушкин учился 6 лет, встретил друзей.

 Там он начал писать настоящие стихи, среди них оды, эпиграммы, озорные еселые поэмы, дружеские послания.

Куда бы нас не бросила судьбина,

И счастие куда б ни повело,

Все те же мы: нам целый мир чужбина,

Отечество нам Царское Село.

   После окончания лицея Пушкин писал стихи, поэмы, повести. Часто свои стихи дополнял рисунками. Он очень любил природу и написал много стихов о природе, временах года и все они наполнены красотой,  вдохновением.

Ребенок

Гонимы вешними лучами

С окрестных гор еще снега

Сбежали мутными ручьями

На потопленные луга.

С улыбкой ясною природа

Сквозь сон встречает утро года:

Синея блещут небеса,

Еще прозрачные леса,

Как будто пухом зеленеют,

Пчела за данью полевой

Летит из кельи восковой.

Долины сохнут и пестреют.

Стада шумят, и соловей

Уж пел в безмолвии ночей.

О лете.

Ребенок

Утро.

Румяной зарею

Покрылся восток:

В селе за рекою

Потух огонек.

Росой окропились

Цветы на полях.

Стада пробудились

На мягких лугах.

О зиме

Ребенок

Вот север тучи нагоняя,

Дохнул, завыл – и вот сама

Идет волшебница – зима.

Пришла, рассыпалась клоками

Повисла на суках дубов,

Легла волнистыми коврами

Среди полей, вокруг холмов.

Брега с недвижною рекою

Сковала пухлой пеленою.

Блеснул мороз. И рады мы

Проказам матушки зимы.

Об осени

Ребенок

Октябрь уж наступил – уж роща отряхает

Последние листы с нагих своих ветвей:

Дохнул осенний хлад – дорога промерзает,

Журча еще бежит за мельницу ручей,

Но пруд уже застыл.

   Воспитатель  Многие стихи положены на музыку ( слушание песни «Зимний вечер» (Буря мглою небо кроет)

Особый творческий подъем испытывал А.С. Пушкин с наступлением своего любимого времени года (слушание фрагмента «Осенняя песня» П. Чайковского)

Воспитатель  Какое любимое время года у А.С. Пушкина?( осень)

Давайте преподнесем подарок Пушкину, споем песню «Сарафан надела осень»

   Обыкновенная жизнь, простые люди с их заботами, печалями все больше овладевают вниманием Пушкина, все шире и свободнее входят в его поэзию. Он любил разговаривать с крестьянами, слушать слепцов, поющих старинные песни, любил бывать на шумных ярмарках и народных гуляниях.     ( Хоровод в исполнении детей)

Снова, как в детстве, он слушал нянины сказки. « Моя подруга, и с нею только мне не скучно»_ писал Пушкин приятелю, живя в Михайловском.

Ребенок

 Подруга дней моих суровых,

Голубка дряхлая моя.

Одна в глуши лесов сосновых

Давно-давно ты ждешь меня.

Ты под окном своей светлицы

Горюешь, будто на часах,

И медлят поминутно спицы

В твоих натруженных руках.

Воспитатель Теперь он записывал сказки, стараясь сохранить не только  сюжет, но и прелесть народной речи.

Ребенок  « У лукоморья дуб зеленый…….

Этими словами Пушкин начинает тетрадь, куда записывает сказки своей няни: «Некоторый царь решил жениться», «Поп поехал искать работника», «Царевна заблудилась»и другие. На их основе он создал сказки, которые вы все знаете. Назовите их.

     Игра « Угадай из какой сказки» (Дети читают отрывки из разных сказок, а потом все стараются отгадать название сказки)

Воспитатель  Читая Пушкина, читая его сказки мы с полным правом можем гордиться тем, что мы дети страны, давшей миру одного из самых пленительных и певучих поэтов – Александра Сергеевича Пушкина.

  У Пушкина была большая семья, красавица жена Наталья Николаевна, четверо детей. Он их очень любил, называл нежно «детушками». Пушкин был очень честным, решительным человеком, писал смелые правдивые стихи, в которых высмеивал глупцов, злых. Нечестных людей. Из-за этого у него были враги, они старались обидеть поэта. А.С. Пушкин не мог терпеть и прощать оскорбления. Поэтому он стрелялся на дуэли ( это поединок, где человек защищает свою честь) и погиб от раны.

  Ребенок читает отрывок из стихотворения М.Ю Лермонтова «Смерть поэта»

Погиб поэт!- невольник чести-

Пал, оклеветанный молвой,

С свинцом в груди и с жаждой мести,

Поникнув гордой головой.

Воспитатель  Погиб поэт… а память онем не умирает, любовь к нему не не проходит и слава его все растет.

В его честь назван город –Пушкин. Почти в каждом городе есть улица, названная в честь поэта. В Москве, городе его детства , поставлен памятник А.С. Пушкину, есть музей, квартира, где жил поэт.

Дети, вы еще много узнаете об этом великом поэте в школе, а когда станете взрослыми, почитаете не только сказки, но и повести и романы.

   Пушкин учит нас глубоко уважать людей, внимательно и дружелюбно относиться к ним. Пусть всегда стихи поэта озаряют нашу жизнь.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Литературный вечер, посвященный памяти А.С.Пушкина

Образовательная область «Чтение художественной литературы».Интеграция: познание, музыка, коммуникация, социализация.Цель: развивать интерес к творчеству великого русского поэта А.С.Пушкина.Задачи: ·...

Сценарий литературно-музыкального вечера, посвященный празднованию ДНЯ ПОБЕДЫ (с использованием ИКТ)

Представлен  сценарий литературно-музыкального правздника для старших дошкольников, посвященный празднованию Великой Победы над Германией (с использованием информационно-коммуникационных технолог...

Вечер, посвященный творчеству А.С. Пушкина.

Закрепление знаний о творчестве А.С.Пушкина. Развитие творческих способностей. Воспитание любви и уважения к творчеству великого поэта....

Сценарий литературно – музыкального вечера, посвященного «Дню снятия Блокады Ленинграда» для старшего дошкольного возраста.

Сценарий литературно – музыкального вечера, посвященного «Дню снятия Блокады Ленинграда»для старшего дошкольного возраста....

« Здесь русский дух, здесь Русью пахнет…» Литературно- музыкальный праздник посвященный сказкам А. С. Пушкина. Для детей старшего и среднего дошкольного возраста .

Закрепить знание детьми сказок великого русского поэта. Воспитывать любовь и интерес к творчеству русских поэтов. Прививать любовь к русской классической музыке через коллективные игры. и танцы....

Литературно-музыкальный вечер посвященный дню матери

Сценарий литературно - музыкального вечера посвященного дню матери...

Литературно-музыкальный вечер посвященный дню матери

Литературно-музыкальный вечер посвященный дню матери...