Литературно- музыкальный вечер, посвященный дню рождения А.С. Пушкина
план-конспект занятия (подготовительная группа) по теме
Литературно- музыкальный вечер, посвященный дню рождения А.С. Пушкина в поготовительной к школе группе
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
literaturno_muzykalnyy_vecher._pushkin.doc | 43 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Литературно- музыкальный вечер, посвященный дню рождения А.С. Пушкина
Воспитатель: Сегодня вся наша страна празднует день рождения великого русского поэта Александра Сергеевича Пушкина. Пушкин писал для взрослых, но он умел писать так просто и в то же время так интересно, что и детям многое из того, что он писал понятно и близко. И сегодня в день рождения Пушкина мы будем говорить о нем, читать его произведения.
Ну вот уж близко. Перед ними
Уж белокаменной Москвы
Как жар крестами золотыми
Горят старинные главы.
Ах, братцы! Как я был доволен,
Когда церквей и колоколен,
Садов, чертогов полукруг
Открылся предо мною вдруг!
Как часто в горестной разлуке
В моей блуждающей судьбе
Москва! Я думал о тебе!
Москва… как много в этом звуке
Для сердца русского слилось,
Как много в нем отозвалось!
Воспитатель: О каком городе говорится в этом стихотворении? Пушкин любил Москву, веь она была городом его детства. Москва была шумным и пестрым городом, где причудливые боярские хоромы, великолепные дворцы знати соседствовали с покосившимися лачугами, а рядом с роскошными садами и цветниками располагались деревенские огороды.
- Вспомните, на чем ездили по улицам богатые и бедные люди (на лошадях, в каретах, на телегах).
Проходят века, но все так же светло и молодо звучат пушкинские слова – признание в любви родному городу
Ребенок
Края Москвы, края родные
Где на заре цветущих лет
Часы беспечности я тратил золотые,
Не зная горести и бед.
Воспитатель: У Саши Пушкина была старшая сестра и два младших брата. Отец Пушкина – Сергей Львович любил читать, сам немного писал стихи, знал много стихов и умел их декламировать. Литература, театр, музыка, разносторонние интересы отца способствовали развитию дарований детей. В их распоряжении была замечательная библиотека.
Часто в дом Пушкиных приходили в гости писатели, поэты. Смышленого мальчика нередко оставляли в гостиной, когда гости читали свои произведения. Маленький Саша Пушкин любил их слушать. Сам начал сочинять очень рано, когда ему исполнилось 3 года. С раннего детства он был окружен вниманием и заботой родителей, но в доме Пушкиных были две женщины, которые дарили Александру свою любовь и ласку.
- Кто эти женщины?
Няня Арина Родионовна Матвеева, крепостная крестьянка, отпущенная на волю, но не пожелавшая уйти от господ, вынянчившая их детей, а потом и внуков. Она была мастерица петь песни, рассказывать сказки. Говор у нее был особый, певучий, говорила она «окая». И бабушка, Мария Алексеевна Ганнибал, которая по свидетельству сестры поэта, была ума светлого и по своему времени, образованная, говорила и писала прекрасным языком. Это они спешили утешить и приласкать мальчика, они рассказывали ему сказки, познакомили с прекрасным миром поэтического народного вымысла. Это они научили Пушкина понимать поэзию своей страны, любить Россию.
В вечерней тишине
Являлась ты веселою старушкой
И надо мной сидела в шушуне,
В больших очках и с резвою гремушкой.
Ты, детскую качая колыбель,
Мой юный слух напевами пленила
И меж пелен оставила свирель, которую сама заговорила.
С бабушкой своей, Марией Алексеевной поэт провел детство в Москве в ее поместье Захарове. Маленький Саша любил свою бабушку. Как он ее часто называл?
Ребенок
Ах! Умолчу ль о мамушке своей
О прелести таинственных ночей,
Когда в чепце, в старинном одеянье
Она , духов молитвой уклоня,
С усердием перекрестит меня
И шепотом рассказывать мне станет
О мертвецах, о подвигах Бову…
От ужаса не шелохнусь бывало,
Едва дыша, прижмусь под одеяло
Не чувствуя ни ног, ни головы.
Сильно занимали Александра и рассказы о его предках. Мальчик любил посмеяться, пошутить, побегать. Воспитывали мальчика, как и всех детей его круга, французские гувернантки и гувернеры, которые жили в его доме. Бабушка выучила его читать и писать по- русски, учили его и танцам, возили на детские балы к знаменитому в Москве танцмейстеру Когелю.
Пушкин любил бывать на балах, все его удивляло там и радовало. Вот так он описывает свои впечатления от московского бала:
Музыки грохот, свеч блистанье
Мельканье, вихорь быстрых пар
Красавиц легкие уборы,
Людьми, пестреющие хоры,
Невест обширный полукруг,
Все чувства поражает вдруг.
Давайте отправимся с вами на бал. (слушание музыки Л. Боккерини «Менуэт», «Мазурка» фа -мажор М. Глинки)
Мазурка раздалась. Бывало
Когда гремит мазурки гром,
В огромном зале все дрожало,
Паркет трещал под каблуком.
Когда мальчик подрос, его стали учить арифметике, истории и другим наукам, но главным источником знаний уже и в эти детские годы были книги. Читал Александр много и жадно. Часто забирался в кабинет отца и читал.
Укрывшись в кабинет
Один я не скучаю.
И часто целый свет
С восторгом забываю.
Александру было 12 лет, когда его родители решили определить его в школу для мальчиков из дворянских семей.
- Как называлась эта школа? (Лицей)
Лицей находился в Царском Селе (г.Пушкин) под Санкт – Петербургом. В лицее Пушкин учился 6 лет, встретил друзей.
Там он начал писать настоящие стихи, среди них оды, эпиграммы, озорные еселые поэмы, дружеские послания.
Куда бы нас не бросила судьбина,
И счастие куда б ни повело,
Все те же мы: нам целый мир чужбина,
Отечество нам Царское Село.
После окончания лицея Пушкин писал стихи, поэмы, повести. Часто свои стихи дополнял рисунками. Он очень любил природу и написал много стихов о природе, временах года и все они наполнены красотой, вдохновением.
Ребенок
Гонимы вешними лучами
С окрестных гор еще снега
Сбежали мутными ручьями
На потопленные луга.
С улыбкой ясною природа
Сквозь сон встречает утро года:
Синея блещут небеса,
Еще прозрачные леса,
Как будто пухом зеленеют,
Пчела за данью полевой
Летит из кельи восковой.
Долины сохнут и пестреют.
Стада шумят, и соловей
Уж пел в безмолвии ночей.
О лете.
Ребенок
Утро.
Румяной зарею
Покрылся восток:
В селе за рекою
Потух огонек.
Росой окропились
Цветы на полях.
Стада пробудились
На мягких лугах.
О зиме
Ребенок
Вот север тучи нагоняя,
Дохнул, завыл – и вот сама
Идет волшебница – зима.
Пришла, рассыпалась клоками
Повисла на суках дубов,
Легла волнистыми коврами
Среди полей, вокруг холмов.
Брега с недвижною рекою
Сковала пухлой пеленою.
Блеснул мороз. И рады мы
Проказам матушки зимы.
Об осени
Ребенок
Октябрь уж наступил – уж роща отряхает
Последние листы с нагих своих ветвей:
Дохнул осенний хлад – дорога промерзает,
Журча еще бежит за мельницу ручей,
Но пруд уже застыл.
Воспитатель Многие стихи положены на музыку ( слушание песни «Зимний вечер» (Буря мглою небо кроет)
Особый творческий подъем испытывал А.С. Пушкин с наступлением своего любимого времени года (слушание фрагмента «Осенняя песня» П. Чайковского)
Воспитатель Какое любимое время года у А.С. Пушкина?( осень)
Давайте преподнесем подарок Пушкину, споем песню «Сарафан надела осень»
Обыкновенная жизнь, простые люди с их заботами, печалями все больше овладевают вниманием Пушкина, все шире и свободнее входят в его поэзию. Он любил разговаривать с крестьянами, слушать слепцов, поющих старинные песни, любил бывать на шумных ярмарках и народных гуляниях. ( Хоровод в исполнении детей)
Снова, как в детстве, он слушал нянины сказки. « Моя подруга, и с нею только мне не скучно»_ писал Пушкин приятелю, живя в Михайловском.
Ребенок
Подруга дней моих суровых,
Голубка дряхлая моя.
Одна в глуши лесов сосновых
Давно-давно ты ждешь меня.
Ты под окном своей светлицы
Горюешь, будто на часах,
И медлят поминутно спицы
В твоих натруженных руках.
Воспитатель Теперь он записывал сказки, стараясь сохранить не только сюжет, но и прелесть народной речи.
Ребенок « У лукоморья дуб зеленый…….
Этими словами Пушкин начинает тетрадь, куда записывает сказки своей няни: «Некоторый царь решил жениться», «Поп поехал искать работника», «Царевна заблудилась»и другие. На их основе он создал сказки, которые вы все знаете. Назовите их.
Игра « Угадай из какой сказки» (Дети читают отрывки из разных сказок, а потом все стараются отгадать название сказки)
Воспитатель Читая Пушкина, читая его сказки мы с полным правом можем гордиться тем, что мы дети страны, давшей миру одного из самых пленительных и певучих поэтов – Александра Сергеевича Пушкина.
У Пушкина была большая семья, красавица жена Наталья Николаевна, четверо детей. Он их очень любил, называл нежно «детушками». Пушкин был очень честным, решительным человеком, писал смелые правдивые стихи, в которых высмеивал глупцов, злых. Нечестных людей. Из-за этого у него были враги, они старались обидеть поэта. А.С. Пушкин не мог терпеть и прощать оскорбления. Поэтому он стрелялся на дуэли ( это поединок, где человек защищает свою честь) и погиб от раны.
Ребенок читает отрывок из стихотворения М.Ю Лермонтова «Смерть поэта»
Погиб поэт!- невольник чести-
Пал, оклеветанный молвой,
С свинцом в груди и с жаждой мести,
Поникнув гордой головой.
Воспитатель Погиб поэт… а память онем не умирает, любовь к нему не не проходит и слава его все растет.
В его честь назван город –Пушкин. Почти в каждом городе есть улица, названная в честь поэта. В Москве, городе его детства , поставлен памятник А.С. Пушкину, есть музей, квартира, где жил поэт.
Дети, вы еще много узнаете об этом великом поэте в школе, а когда станете взрослыми, почитаете не только сказки, но и повести и романы.
Пушкин учит нас глубоко уважать людей, внимательно и дружелюбно относиться к ним. Пусть всегда стихи поэта озаряют нашу жизнь.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Литературный вечер, посвященный памяти А.С.Пушкина
Образовательная область «Чтение художественной литературы».Интеграция: познание, музыка, коммуникация, социализация.Цель: развивать интерес к творчеству великого русского поэта А.С.Пушкина.Задачи: ·...
Сценарий литературно-музыкального вечера, посвященный празднованию ДНЯ ПОБЕДЫ (с использованием ИКТ)
Представлен сценарий литературно-музыкального правздника для старших дошкольников, посвященный празднованию Великой Победы над Германией (с использованием информационно-коммуникационных технолог...
Вечер, посвященный творчеству А.С. Пушкина.
Закрепление знаний о творчестве А.С.Пушкина. Развитие творческих способностей. Воспитание любви и уважения к творчеству великого поэта....
Сценарий литературно – музыкального вечера, посвященного «Дню снятия Блокады Ленинграда» для старшего дошкольного возраста.
Сценарий литературно – музыкального вечера, посвященного «Дню снятия Блокады Ленинграда»для старшего дошкольного возраста....
« Здесь русский дух, здесь Русью пахнет…» Литературно- музыкальный праздник посвященный сказкам А. С. Пушкина. Для детей старшего и среднего дошкольного возраста .
Закрепить знание детьми сказок великого русского поэта. Воспитывать любовь и интерес к творчеству русских поэтов. Прививать любовь к русской классической музыке через коллективные игры. и танцы....
Литературно-музыкальный вечер посвященный дню матери
Сценарий литературно - музыкального вечера посвященного дню матери...
Литературно-музыкальный вечер посвященный дню матери
Литературно-музыкальный вечер посвященный дню матери...