Конспект совместной образовательной деятельности воспитателя с детьми старшего возраста "Прошлое книги"
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)

Мамонова Елена Валентиновна

Конспект совместной образовательной деятельности воспитателя с детьми старшего возраста "Прошлое книги"

       Ход занятия.

I Организационный момент

Воспитатель: Ребята, сегодня на занятии мы совершим путешествие в прошлое книги. Для начала давайте  улыбнемся друг  другу! И пусть хорошее настроение не покидает нас целый день!

     Открываю  «Волшебный ящик» и предлагаю детям отгадать, что, в нём находится.

Дидактическая игра «Да- нет».

Дети задают наводящие вопросы, воспитатель отвечает «да» или «нет».

Дети: Это живая природа?

Воспитатель: Нет

Дети: Это сделано руками человека?

Воспитатель: Да

Дети: Это посуда? Игрушка? Мебель? Одежда?

Воспитатель: Нет

Дети: Это деревянное? Железное? Стеклянное?  Пластмассовое? Бумажное?

Воспитатель: Да

Дети: Это с листочками?

Воспитатель: Да

Дети: Это тетрадь? Книга?

Воспитатель: Да !!!   Правильно, это – книга.

Воспитатель: Для чего нужны книги?

Дети: Чтобы читать, узнавать новое, чтобы учиться нам в школе, чтобы быть умнее.

Воспитатель: Правильно, люди передают знания, информацию друг другу с помощью книг. Поэтому нам нужны здоровые глазки, чтобы читать. 

Давайте сделаем гимнастику для глаз:

Мы гимнастику для глаз

Выполняем каждый раз.

Вправо, влево, кругом, вниз,

Повторить ты не ленись.

Укрепляем мышцы глаза.

Видеть лучше будем сразу.  (повторить 3-4 раза)

II Основная часть

Предлагаю обратить внимание детей на выставку современных книг.

Воспитатель: Расскажите, какие бывают книги?

Дети: Словари, энциклопедии, книги для взрослых и детей.

Воспитатель: Что это? Для чего нужны книги?

Дети: С помощью книг передают знания, информацию.

Воспитатель:  Кто делает книги?

Дети: Книги делает человек.

Воспитатель: Человек делает книги вручную?

Дети:Книги создаются с помощью машин в типографии. 
      Педагог показывает иллюстрации с изображением печатных станков разных времен, рассматривает их вместе с детьми. 
Воспитатель: Вы знаете, как создавали книги, когда не было печатных станков? Люди с древности сочиняли сказки, песни, пословицы, загадки. А чтобы не забыть, их нужно было записать. Как вы думаете, удобно было читать книги, написанные на глиняных дощечках? Конечно, нет! Поэтому в Китае стали писать книги на бамбуковых пластинках (показывает рисунок), нанизанных на крепкую веревку. Но и это было неудобно. Китайцы начали писать книги кисточкой и тушью на шелке. А в Египте писали книги на каменных плитах (показывает рисунок), а потом на папирусе – похожем на бумагу очень тонком и длинном листе, сделанном из тростника. Папирусы хранили свернутым в свиток (показывает картинку). Наконец люди изобрели бумагу и стали создавать книги на бумаге: сначала рукописные, а затем и печатные. Обложки у рукописных книг были деревянные, обтянутые кожей или тканью. Требовалось очень много времени, чтобы написать одну книгу вручную. Когда возникла потребность создавать много книг, человек придумал печатный станок. Первую книгу на Руси напечатал Иван Федоров (показываю портрет).

Печатный станок упростил изготовление книг. Постепенно человек усовершенствовал печатный станок, придумав машины, которые изготовляют сразу много книг. Существуют машины, которые печатают, обрезают и сшивают листы, печатают красочные обложки, иллюстрации и изготовляют переплет, чтобы книга дольше сохранилась. Всеми машинами управляют люди. Но, прежде чем начать печатать книгу, необходимо подготовить ее содержание. Как вы думаете, кто готовит все материалы для книг? (Поэты, писатели, художники.) И в результате мы с вами читаем вот такие красивые книжки (показываю), в которых есть замечательные картинки.

Дидактическая игра:  «Придумай сам».

Воспитатель: А сейчас мы с вами будем  составлять предложения  с словами: книга, страницы, беречь, рвать, кидать, читать, рисовать, дарить.

Дети: Интересную книгу можно подарить другу.

Дети: Страницы в книге нельзя загибать.

Дети: Рвать книгу я не буду.

Дети: Я люблю читать.

Дети: Кидать книги нельзя.

Дети: На книге рисовать нельзя.

 Воспитатель: Молодцы, ребята хорошие предложения составили.

Физкультминутка

Быстро встаньте, улыбнитесь,

Выше, выше подтянитесь.

Ну-ка, плечи распрямите,

Поднимите, опустите,

Влево, вправо повернулись,

Рук коленями коснулись.

Сели, встали, сели, встали

И на месте побежали.   (повторить3-4 раза)

 Дидактическая игра «Как я берегу книгу»:

по предложенным сюжетным картинкам дети формулируют правила обращения с книгой.

Дети: Нельзя разбрасывать книги, надо ставить их на место.

Дети: Нельзя рвать, вырывать страницы.

Дети: Нельзя рисовать на книгах.

Дети: Нельзя загибать страницы, надо пользоваться закладкой.

Дети: Нельзя брать книгу грязными руками.

Дети: Нельзя есть над книгой.

Дети: Надо оборачивать книги в обложки.

III Итог занятия, рефлексия:

Воспитатель:  Ребята, о чём мы сегодня говорили на занятии?

Дети: Мы сегодня говорили о книгах.

Воспитатель: Как вы думаете, полезным для вас было занятие? Если да, то покажите зеленый квадратик, а если нет, то- красный.

Дети: (показывают все зелёный карандаш)

Воспитатель:  Ребята, дома вы расскажите своим родителям всё, что узнали сегодня о книге, а так же каждый из вас нарисует обложку для своей любимой книжки, а в стране знаний для этих обложек напечатают книги.

Дети: Да расскажем своим родителям, что мы узнали о прошлом книге.

Воспитатель: А сейчас давайте пройдем в наш уголок книги и проверим, хорошо ли живется книгам в группе.

Дети: Книгам в нашем уголке живётся хорошо.

Воспитатель: Вот и закончилось наше путешествие в прошлое книги.

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Прошлое книги18.2 КБ

Предварительный просмотр:

Ход занятия.

I Организационный момент

Воспитатель: Ребята, сегодня на занятии мы совершим путешествие в прошлое книги. Для начала давайте  улыбнемся друг  другу! И пусть хорошее настроение не покидает нас целый день!

     Открываю  «Волшебный ящик» и предлагаю детям отгадать, что, в нём находится.

Дидактическая игра «Да- нет». 

Дети задают наводящие вопросы, воспитатель отвечает «да» или «нет».

Дети: Это живая природа?

Воспитатель: Нет

Дети: Это сделано руками человека?

Воспитатель: Да

Дети: Это посуда? Игрушка? Мебель? Одежда?

Воспитатель: Нет

Дети: Это деревянное? Железное? Стеклянное?  Пластмассовое? Бумажное?

Воспитатель: Да

Дети: Это с листочками?

Воспитатель: Да

Дети: Это тетрадь? Книга?

Воспитатель: Да !!!   Правильно, это – книга.

Воспитатель: Для чего нужны книги?

Дети: Чтобы читать, узнавать новое, чтобы учиться нам в школе, чтобы быть умнее.

Воспитатель: Правильно, люди передают знания, информацию друг другу с помощью книг. Поэтому нам нужны здоровые глазки, чтобы читать.  

Давайте сделаем гимнастику для глаз:

Мы гимнастику для глаз

Выполняем каждый раз.

Вправо, влево, кругом, вниз,

Повторить ты не ленись.

Укрепляем мышцы глаза.

Видеть лучше будем сразу.  (повторить 3-4 раза)

II Основная часть

Предлагаю обратить внимание детей на выставку современных книг.

Воспитатель: Расскажите, какие бывают книги?

Дети: Словари, энциклопедии, книги для взрослых и детей.

Воспитатель: Что это? Для чего нужны книги?

Дети: С помощью книг передают знания, информацию.

Воспитатель:  Кто делает книги?

Дети: Книги делает человек.

Воспитатель: Человек делает книги вручную?

Дети:Книги создаются с помощью машин в типографии. 
      Педагог показывает иллюстрации с изображением печатных станков разных времен, рассматривает их вместе с детьми. 
Воспитатель: Вы знаете, как создавали книги, когда не было печатных станков? Люди с древности сочиняли сказки, песни, пословицы, загадки. А чтобы не забыть, их нужно было записать. Как вы думаете, удобно было читать книги, написанные на глиняных дощечках? Конечно, нет! Поэтому в Китае стали писать книги на бамбуковых пластинках (показывает рисунок), нанизанных на крепкую веревку. Но и это было неудобно. Китайцы начали писать книги кисточкой и тушью на шелке. А в Египте писали книги на каменных плитах (показывает рисунок), а потом на папирусе – похожем на бумагу очень тонком и длинном листе, сделанном из тростника. Папирусы хранили свернутым в свиток (показывает картинку). Наконец люди изобрели бумагу и стали создавать книги на бумаге: сначала рукописные, а затем и печатные. Обложки у рукописных книг были деревянные, обтянутые кожей или тканью. Требовалось очень много времени, чтобы написать одну книгу вручную. Когда возникла потребность создавать много книг, человек придумал печатный станок. Первую книгу на Руси напечатал Иван Федоров (показываю портрет).

Печатный станок упростил изготовление книг. Постепенно человек усовершенствовал печатный станок, придумав машины, которые изготовляют сразу много книг. Существуют машины, которые печатают, обрезают и сшивают листы, печатают красочные обложки, иллюстрации и изготовляют переплет, чтобы книга дольше сохранилась. Всеми машинами управляют люди. Но, прежде чем начать печатать книгу, необходимо подготовить ее содержание. Как вы думаете, кто готовит все материалы для книг? (Поэты, писатели, художники.) И в результате мы с вами читаем вот такие красивые книжки (показываю), в которых есть замечательные картинки.

Дидактическая игра:  «Придумай сам».

Воспитатель: А сейчас мы с вами будем  составлять предложения  с словами: книга, страницы, беречь, рвать, кидать, читать, рисовать, дарить.

Дети: Интересную книгу можно подарить другу.

Дети: Страницы в книге нельзя загибать.

Дети: Рвать книгу я не буду.

Дети: Я люблю читать.

Дети: Кидать книги нельзя.

Дети: На книге рисовать нельзя.

 Воспитатель: Молодцы, ребята хорошие предложения составили.

Физкультминутка

Быстро встаньте, улыбнитесь,

Выше, выше подтянитесь.

Ну-ка, плечи распрямите,

Поднимите, опустите,

Влево, вправо повернулись,

Рук коленями коснулись.

Сели, встали, сели, встали

И на месте побежали.   (повторить3-4 раза)

 Дидактическая игра «Как я берегу книгу»:

по предложенным сюжетным картинкам дети формулируют правила обращения с книгой.

Дети: Нельзя разбрасывать книги, надо ставить их на место.

Дети: Нельзя рвать, вырывать страницы.

Дети: Нельзя рисовать на книгах.

Дети: Нельзя загибать страницы, надо пользоваться закладкой.

Дети: Нельзя брать книгу грязными руками.

Дети: Нельзя есть над книгой.

Дети: Надо оборачивать книги в обложки.

III Итог занятия, рефлексия:

Воспитатель:  Ребята, о чём мы сегодня говорили на занятии?

Дети: Мы сегодня говорили о книгах.

Воспитатель: Как вы думаете, полезным для вас было занятие? Если да, то покажите зеленый квадратик, а если нет, то- красный.

Дети: (показывают все зелёный карандаш)

Воспитатель:  Ребята, дома вы расскажите своим родителям всё, что узнали сегодня о книге, а так же каждый из вас нарисует обложку для своей любимой книжки, а в стране знаний для этих обложек напечатают книги.

Дети: Да расскажем своим родителям, что мы узнали о прошлом книге.

Воспитатель: А сейчас давайте пройдем в наш уголок книги и проверим, хорошо ли живется книгам в группе.

Дети: Книгам в нашем уголке живётся хорошо.

Воспитатель: Вот и закончилось наше путешествие в прошлое книги.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект. Совместной образовательной деятельности воспитателя с детьми. Проект «Приключение книги в почтовой коробке» с детьми старшего дошкольного возраста логопедической группы.

Пропаганда чтения, продвижение чтения – актуальная проблема. Современные дети много смотрят и мало читают, предпочитают книге другие виды деятельности, многие из них с большим трудом формулируют...

Конспект совместной образовательной деятельности воспитателя с детьми старшего дошкольного возраста по наблюдению за аквариумными рыбками "Стеклянный домик"

Конспект содержит современные образовательные технологии: здоровьесберегающие (пальчиковая гимнастика, динамическая пауза, аутотренинг), экспериментирование, моделирование, элементы ТРИЗ....

Конспект совместной образовательной деятельности воспитателя с детьми старшего возраста с использованием проблемно-игровой технологии:Веселая ярмарка

Конспект  совместной образовательной деятельности    воспитателя с детьми старшего возраста    с использованием проблемно-игровой технологии:«Веселая ярмарка» Заняти...

Конспект совместной образовательной деятельности воспитателя с детьми старшего возраста по теме «Осень»

Конспект совместной образовательной деятельности воспитателя с детьми старшего возраста по теме «Осень» (обобщение знаний)Цель: Обобщение и закрепление знаний детей о характерных признаках...

Конспект совместной образовательной деятельности воспитателя с детьми старшего дошкольного возраст"Путешествие в сказку колобок"

Задачи   Образовательные ·        узнавать геометрические фигуры – круг, квадрат;·        ...

Конспект совместной образовательной деятельности воспитателя с детьми старшего возраста по теме "Природа - наш общий дом"

Конспект совместной образовательной деятельности воспитателя с детьми старшего возраста на тему «Природа – наш общий дом» Цель: Показать Землю как общий дом всех людей...