У кого душа поет. Фольклорный досуг для детей подготовительной группы.
план-конспект занятия (подготовительная группа) на тему
Цель досуга: 1. Приобщение детей к русской народной культуру
2. Формирование знаний о видах русской рародной песни
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
У кого душа поет. Фольклорный досуг для детей подготовительной группы. | 397.36 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
детский сад №21 «Пингвинчик»
Фольклорный досуг для детей подготовительной группы
Подготовила
Музыкальный руководитель
Бондарева Ю.В.
г. Домодедово, с. Ильинское
2013г.
«У кого душа поет»
Фольклорный досуг для детей подготовительной группы.
Цель. Приобщение детей к русской народной культуре. Формирование знаний о видах русской народной песни.
Программное содержание.
- Закрепить представления детей о понятиях: «народная песня», «авторская песня»;
- Закрепить знания о видах русской народной песни: плясовой, хороводной и колыбельной;
- Побуждать к высказываниям о характере плясовой, хороводной и колыбельной песен;
- Закрепить знания о русских народных музыкальных инструментах и группах, к которым они относятся: струнные, ударные, духовые;
- Прививать любовь к русским народным песням, пляскам, хороводам, играм;
- Развивать навык исполнения наиболее распространенных хороводных фигур: «круга», «змейки», «гребня», «ворот».
- Развивать навык игры на русских народных инструментах: трещотке веерной, трещотке круговой, рубеле, дудочках, ложках, веерных ложках.
- Обогащать представления детей о быте русского народа, о русских народных костюмах.
Музыкальный репертуар.
1. «Светит месяц» р.н.м.
2. «Во поле береза стояла» р.н.п.
3. «Долговязый журавель» р.н.п. с оркестровкой
5. «Растяпа» р.н. игра с пением
Восприятие
6. р.н.п. «Ой, вставала я ранешенько»
7. р.н.п. «А кто у нас белая?»
8.р.н.п. «Казачья колыбельная песня» на стихи М.Ю.Лермонтова в обр. А.Луканина.
Оборудование.
1. Дидактическое пособие «Виды русской народной песни»
2. Русские народные инструменты (трещотка веерная, рубель, 2 дудочки, 4 веерных ложки, трещотка круговая )
4. Чугунный горшок
5. Лапоть
6. Осенний лист
7. Русская изба
8. Дидактическое пособие «Матрешка»
10. Фломастер
***
(Дети в р.н. костюмах входят в зал под р.н.м. «Светит месяц», идут «змейкой», выстраиваются полукругом.
Музыкальное приветствие с детьми, гостями, воспитателем.
Дети исполняют «Светит месяц»
Садятся на стулья
Музыкальный руководитель. Ребята, посмотрите друг на друга: какие вы все нарядные и яркие! Я не случайно попросила вас надеть русские народные костюмы. Сегодня наше занятие мы посвятим русской народной песне.
Какие же песни мы называем народными?
Дети. Те, которые придумал народ.
М.р. Верно, а те песни, которые сочинили композиторы, называют авторскими, то есть у этих песен есть конкретный автор. Итак, русская народная песня!
Воспитатель. Ю.В., вы не забыли, что обещали нашим ребятам отправиться в путешествие в прошлое на машине времени?
М.р. Ах, да, помню, помню, только понимаете какое дело, я сегодня утром потеряла волшебный листок, а без него машина времени не сможет завестись.
Воспитатель. Не этот ли? Я подобрала его у ворот детского сада.
М.р. Этот, этот. Ну, Елизавета Гавриловна, спасибо, без Вас бы наше путешествие не состоялось. Вот Вы и начинайте!
Воспитатель.
Ты, листочек, помоги
Время вспять ты поверни
М.р. А теперь, ребята, держитесь крепко за стулья и закрывайте глазки.
(«машина времени» переносит всех присутствующих в 19 век. Открывается занавес, взору предстает убранство русской избы. Слышны сельские звуки. С пением песни «Ой, вставала я ранешенько…» заходит хозяйка, продолжает хлопотать по-хозяйству. Замечает детей…..)
Хозяйка. Ой, поди ж ты, сколько народу-то ко мне пожаловало. И с каких это вы мест?
Воспитатель. Мы из села Ильинское.
Хозяйка. Так ведь и я тоже из села Ильинское, да только вас чтой-то я не узнаю.
Воспитатель. Мы к вам из 21 века перенеслись на машине времени. Понимаете, мы с ребятами очень любим русские народные песни, пляски, игры. Уж очень нам хотелось поглядеть и послушать как их пели 200 лет тому назад.
Хозяйка. Ой, порадовали вы меня. Ведь краше нашей русской народной песни во всем мире не сыскать. А без песни мы никуда: пироги ли печем, в огороде ли копаемся –поем! Горе ли какое – поем, радость ли – ребеночек родился, али свадьба - тоже поем.
М.р. Дорогая хозяюшка, вот и нашим ребятам 21 века полюбились русские народные песни. Они даже знают и могут рассказать какие есть виды русских народных песен.
Дети: (ответы детей) плясовые, хороводные, колыбельные.
Хозяйка. А вот я сейчас проверю! Слушайте мою первую песню, а потом скажете к какому виду русских народных песен она относится. Ой, кто же русскую народную сиднем слушает? А ну-ка вставайте, да беритесь за руки
Исполняет хороводную. Вместе с детьми водит хоровод используя наиболее распространённые хороводные фигуры – круг, «улитка», «змейка», «ворота».
Дети садятся на места
Хозяйка. Ну, так какая это была песня?
Дети. Хороводная.
Хозяйка. А почему вы так решили?
Дети. Потому, что песня была спокойная, неторопливая, плавная, напевная, протяжная, хороводная
Хозяйка. Хорошо, сейчас наша Матрешка Маруся проверит ваш ответ. Так, песня №1 (Воспитатель вписывает в кроссворд) – ХОРОВОДНАЯ. Верно! Молодцы!
М.р. Убедились Вы, дорогая хозяюшка, что наши ребята разбираются в русских народных песнях. А вот теперь и мы Вам предлагаем узнать к какому виду относится песня, которую исполнят наши красны-девицы.
Девочки исполняют Хоровод «Во поле береза стояла»
Хозяйка. Да это же моя любимая хороводная песня «Во поле береза стояла». У нас в селе ее каждая девочка знает.
А теперь слушайте следующую песню. А помочь мне я попрошу вашего музыкального руководителя.
Исполняют Казачью колыбельную.
(дети выполняют двигательное уподобление характеру колыбельной)
Дети. Это- колыбельная, потому, что эта песня ласковая, нежная, добрая, убаюкивающая, светлая, задумчивая.
Хозяйка. Сейчас проверим у Матрешки Маруси.
(Воспитатель вписывает в кроссворд №2 - КОЛЫБЕЛЬНАЯ)
Хозяйка. Верно, молодцы!
М.р. А теперь, хозяюшка, ты отгадай какого вида русскую народную песню ребята исполнят, ребята, да не просто споют, но и оркеструют.
Дети исполняют песню «Долговязый журавель»
Хозяйка. Ой, спасибо, ноги так и просились в пляс. Плясовая.
М.р. А ну-ка, Елизавета Гавриловна, проверьте, пожалуйста у Матрешки Маруси.
(Воспитатель вписывает «ПЛЯСОВАЯ»)
Хозяйка. Гляжу, вы и русские народные инструменты знаете. А ну-ка я вам загадки загадаю. А Матрешка Маруся проверит.
(загадывает загадки, воспитатель вписывает ответы)
Три струны, играет звонко
Инструмент тот — «треуголка».
Поскорее узнавай-ка,
Что же это? (Балалайка)
Хозяйка. Молодцы, отгадали. Скажите, а к какой группе русских народных инструментов относится балалайка? (струнным)
Хозяйка. Хорошо, слушайте следующую загадку.
Чьи мы слышим перекаты?
Словно гром гремит – раскаты.
В ряд пластинки – будто щётка,
А звучит сейчас - … (трещотка)
Хозяйка. А к группе каких р.н.инструментов относится трещотка? (ударным)
Вышел в поле пастушок
Заиграл его …(Рожок)
Хозяйка. Молодцы, ну а к группе каких р.н.инструментов относится рожок? (духовым)
Хозяйка. Ай-да молодцы. Все правильно ответили.
М.р. Хотим, хозяюшка, показать тебе еще и пляску с ложками.
Пляска с ложками «Пойду ль я, выйду ль я»
Хозяйка. Благодарствую! Ну а в русские народные игры вы играете? (Да!).
И какие же вы игры знаете?
Дети. «Тетера», «Гори, гори ясно», «Шел козел по лесу», «Золотые ворота», «Горшки», «Растяпа»
Хозяйка. Не уж -то и игру «Растяпа» знаете? Ее наши сельские ребятишки очень любят. Ну, тогда давайте сыграем вместе. Где мой лапоть? (достает лапоть из под лавки).
Игра «Растяпа» проводится 2-3 раза (садятся на места)
М.р. Вот и молодцы. Спасибо тебе, хозяюшка за гостеприимство, а нам с ребятами пора в свое время возвращаться.
Хозяйка. Спасибо и вам, за то, что не забываете русские народные песни, пляски, игры. До свидания! (с русским поклоном)
М.р. Ребята, давайте, и мы встанем у стульев и попрощаемся русским поклоном с хозяюшкой.
(хозяйка уходит с пением песни «Ой, вставала я ранешенько»)
М.р. И нам пора. Елизавета Гавриловна, где наш листок? Возвращайте нас в наше время.
Воспитатель.
Ты, листочек, помоги,
В наше время нас верни!
М.р. А теперь, ребята, держитесь крепче за стулья и закрывайте глаза.
(«машина времени возвращает всех в 21 век». Занавес закрывает русскую избу)
М.р. Ну вот и завершилось наше путешествие в прошлое. Вам понравилось?
Любите русские народные песни, пойте сами и учите петь своих родителей! И помните, пока поются русские народные песни, будет жив и русский народ!
До свидания!(пропевает на мотив р.н.м.)
Дети. До свидания. (пропевают)
(дети уходят цепочкой под р.н.м. «Светит месяц» )
Русские народные инструменты:
- Духовые (дудочка, рожок),
- Струнные (Балалайка, домра),
- Ударные (ложки, трещотка веерная, рубель, круговая трещотка)
Характеристика хороводной песни: спокойная, неторопливая, плавная, напевная, протяжная, хороводная
Характеристика колыбельных: ласковая, нежная, добрая, убаюкивающая, светлая, задумчивая
Характеристика плясовых: веселая, радостная, задорная, игривая, звонкая, шутливая, смешная, плясовая
У неё есть три струны ,
Их рукой щипать должны,
Можно под неё плясать
И по-русски приседать.
(Балалайка).
Вышел в поле пастушок
Заиграл его …(Рожок)
Три струны, играет звонко
Инструмент тот — «треуголка».
Поскорее узнавай-ка,
Что же это? (Балалайка)
Очень весело поет,
Если дуете в нее.
Вы все на ней играете
И сразу отгадаете.
Ду-ду, ду-ду-ду.
Да-да, да-да-да!
Вот так поет она всегда.
Не палочка, не трубочка,
А что же это?.. (Дудочка)
За обедом суп едят,
К вечеру «заговорят»
Деревянные девчонки,
Музыкальные сестренки.
Поиграй и ты немножко
На красивых ярких...
(Ложках)
В руки ты ее возьмешь,
То растянешь, то сожмешь!
Звонкая, нарядная,
Русская, двухрядная.
Заиграет, только тронь,
Как зовут ее?
(Гармонь)
И щи хлебают,
И «барыню» играют. (Ложки)
Деревянные пластинки, разноцветные картинки,
Стучат, звенят – плясать велят! (трещотка)
Загадка:
Чьи мы слышим перекаты?
Словно гром гремит – раскаты.
В ряд пластинки – будто щётка,
А звучит сейчас - … (трещотка)
"Трещотка"
l. Вот трещотки заиграли,
Их пластинки застучали.
Мы трещоткой погремим,
Всех игрою веселим!
2. Снова слышим мы раскаты,
У трещотки – перекаты,
Ручка вверх, другая – вниз…
Мы исполним Вам на бис!
3. И опять вниз и вверх –
Ожидает нас успех!
Раз, два, три, раз, два, три –
Мы играем, посмотри!
Приложение 2
Лото – загадка
«Русские народные инструменты»
Я весь круглый.
Меня ударишь-
Я бубенцами зазвучу.
Меня положишь – я молчу.
У неё есть три струны;
Их рукой щипать должны.
Можно под неё плясать
И по-русски приседать!
И щи хлебают,
И «барыню» играют.
Мы собрали хоровод,
Пригласили весь народ.
А в кругу наш пастушок
Дует весело в …………….
На дощечке - есть насечки.
Проведи по ним рукой.
И услышишь голос звонкий,
Деревянный, озорной!
А Садко на них играл
И душевно напевал.
Перебрал он много струн-
Вышел из волны Нептун.
С сороками имеет связь
Его название.
Владеть им может человек,
Имеющий хоть малое призвание!
Диалог с водой:
- Заяц-месяц, где был?
- В лесе
- Что делал?
- Лыко драл.
- Куда клал?
- Под колоду.
- Кто взял?
- Воевода.
- Ступай вон из хоровода!..
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Смолеха Елена Викторовна. Сценарий фольклорного досуга «Кузьминки» для подготовительной группы.
Сценарий фолклорного досуга "Кузьминки" для подготовительной группы. Цель: познакомить детей с одним из русских народных обрядовых праздников....
СМЕХ, ДА ВЕСЕЛЬЕ! Математический фольклорный досуг для детей подготовительной к школе группы
Этот математический досуг поможет воспитателю подготовительной группы повторить и закрепить с детьми порядковый и обратный счет, упражнять детей в решении задач, в разгадывании лабиринтов, в реш...
Фольклорный досуг для детей старшей группы «Карусель народных подвижных игр"
Укрепление здоровья и развитие двигательной активности дошкольников, воспитание любви к родине и ее истории....
Сценарий фольклорного досуга для детей подготовительной группы "Осенняя ярмарка"
Ознакомление с традициями русского народа....
Математический фольклорный досуг для детей подготовительной группы «Смех, да веселье!»
Воспитывать у детей самостоятельность, творческую активность, уверенность в себе, умение понимать учебную задачу и точно ее выполнять.Повторить с детьми порядковый и обратный счёт, упражнять детей в р...
СМЕХ, ДА ВЕСЕЛЬЕ! (математический фольклорный досуг для детей подготовительной группы).
Программные задачи: повторить с детьми порядковый и обратный счёт; упражнять детей в решении задач, в разгадывании лабиринтов, в решении задач на логическое мышление; отчёт предметов по заданному числ...
СМЕХ, ДА ВЕСЕЛЬЕ! (математический фольклорный досуг для детей подготовительной к школе группы)
Программные задачи: повторить с детьми порядковый и обратный счёт; упражнять детей в решении задач, в разгадывании лабиринтов, в решении задач на логическое мышление; отчёт предметов по заданному...