"Можем ли мы увидеть музыку?"
план-конспект занятия (подготовительная группа) по теме
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Литературно-музыкальная гостиная:
«Можем ли мы увидеть музыку?
Воропаева Елена Игоревна, воспитатель МБДОУ «Детский сад № 1 «Пчелка», г. Мичуринск
Вед. Музыкальное воспитание в детских садах и в школе проходит по системе Дмитрия Кабалевского.
По этой системе изучается три основных жанра в музыке (марш, песня, танец) и на примере сегодняшнего мероприятия мы увидим, как эти три жанра связаны с жизнью ваших детей.
Входит музыка с колыбельной песней, с первых же дней в жизнь ребенка, вовсе не как искусство, а как частица самой этой жизни. Жизнь-источник музыки. У детей не должно вызывать никаких сомнений, что музыка веселая, радостная - не что иное, как отображение человеческих радостей и веселья; музыка печальная, грустная - отражает человеческую грусть и печаль. Если жизнь рождает музыку, что в свою очередь, музыка воздействует на жизнь. Музыка рождает те или иные чувства у человека, меняет характер человека, отношение к жизни. Она воздействует на жизнь через человека и в этом ее огромная преобразующая сила.
Наша сегодняшняя встреча направлена на установление внутренних связей музыки с литературой и музыки с изобразительным искусством. Эти три искусства не только не отделены друг от друга, но, напротив связаны многими нитями и знание одного из них помогает более глубокому восприятию и пониманию остальных.
Заходят дети.
Вед. Здравствуйте дети, сегодня мы пригласим вас в нашу литературно-музыкальную гостиную. Ребята, каждый день мы учимся слушать музыку, а сегодня мы с вами узнаем, можем ли мы ее увидеть!
Наша природа очень прекрасна и воспевали ее многие композиторы, поэты и художники.
Давайте вместе с вами перевернем странички музыкального календаря природы и внимательно прислушаемся к каждому из них.
Тихо, тихо сядем рядом
Входит музыка в наш дом.
В удивительном наряде
Разноцветном, расписном.
I раздел нашего мероприятия «Унылая пора, очей очарованье…».
«Унылая пора, очей очарованье, приятна мне твоя прощальная кросса, люблю я пышное природы увяданье…» писал об осени А.С. Пушкин.
Это время года особенно любил поэт. Он посвятил ему много прекрасных стихов, а многие художники посвятили этому времени года свои картины:
Левитан «Золотая осень»
А. Левченко «Осень»
А. Афремов «Осенние грёзы»
Вед. Музыка этого периода в природе навеяна печалью и грустью, мы предлагаем вашему вниманию романс «Осенняя грусть» в исполнении вокальной группы.
Романс «Осенняя грусть» (исп. дети группы 6-7 лет общеразвивающей направленности).
Звучит муз. «Времена года». «Святки».
Вед.
Тютчев
Чародейкою Зимою
Околдован, лес стоит,
И под снежной бахромою,
Неподвижною, немою,
Чудной жизнью он блестит,
И стоит он, околдован,
Не мертвец и не живой-
Сном волшебным очарован,
Весь опутан, весь окован
Легкой цепью пуховой…
Солнце зимнее ли мечет
На него свой луч косой-
В нем ничто не затрепещет,
Он весь вспыхнет и заблещет
Ослепительный красой.
Эта музыка Петра Ильича Чайковского из альбома «Времена года» «Декабрь». «Святки».
Святки - старинный праздник перед Новым годом. Музыка декабря - это просто вальс, красивый вальс, который можно слушать, а можно под него и танцевать. Только он медленный, задумчивый, зимний. И немножко -грустный. Это понятно - ведь природа спит под снежным покрывалом.
Вед. Картина Левитана «Весна» светлая, жизнерадостная. Смотришь и словно вдыхаешь свежий, ароматный запах весны, словно ощущаешь удивительное весеннее солнце, тепло лучей, которые смешиваются со свежестью холодного по-зимнему ветерка, воздух прозрачный и чистый, как и звуки прекрасного вальса «Весенние голоса» австрийского композитора Иоганна Штрауса.
Первые вестники весны - это птицы.
Вед. Дети, назовите каких вы знаете птиц? (Ответы детей).
Вед. Еще в полях белеет снег,
А воды уж весной шумят-
Бегут и будят сонный брег,
Бегут и плещут и гласят…
Они гласят во все концы:
«Весна идет! Весна идет!
Мы молодой весны гонцы,
Она нас выслала вперед.
Вед. Первый цветок весны, сперва понемножку, зеленую выставил ножку. Потом потянулся из всех своих маленьких сил, и тихо спросил: «Я вижу, погода тепла и ясна. Скажите, ведь правда, что это весна?
Маленький, голубой подснежник ассоциируется у наших детей с праздником весны, конечно это праздник мам - 8 Марта.
Свои эмоции дети выразят в своем песенном творчестве, которое относится к жанру песня.
«Песня про маму».
Вед. Природу рисуют художники, о ней пишут стихи поэты. У художников - краски, у поэтов - слово, у композитора - только звуки.
Петр Ильич Чайковский написал балет «Щелкунчик» по сказки немецкого писателя Гофмана «Щелкунчик и мышиный король».
Балет, ребята, - это спектакль, где герои на сцене только танцуют и именно танцем выражают свои эмоции и действия. Самый знаменитый в этом балете - это «Вальс цветов» - он звучит виртуозно, изящно, а как же иначе, ведь цветы прекрасны и красивы.
Дидактическое упражнение «Вальс цветов».
II раздел нашего мероприятия «Слышим, видим, чувствуем».
Вед. Музыка сопровождает человека всю его жизнь. В радости и печали, в труде и на отдыхе. Музыкальные звуки могут передавать самые разные настроения и взрослых, и детей.
Дидактическое упражнение «Покажи правильно».
Перед вами две карточки, одна - коричневая, другая - красная.
Если вы услышите грустную, печальную песню, то поднимите коричневую карточку, а если веселую, то красную карточку.
- Молодцы.
Дети слушают музыку.
«Камаринская» русского композитора Глинки - это была веселая музыка, а «Сурок» Бетховина - немецкого композитора – печальная музыка.
А сейчас, дети, мы исполним песню «Кошечка».
Песня «Кошечка».
- Какая песня: грустная или веселая?
- Ребята, какую карточку мне нужно поднять? (коричневая)
Песня бодрая, энергичная «У меня лошадка Зорька» - споем её.
- Какую карточку поднимаем? (красная)
- Правильно.
Немецкий композитор Роберт Шуман написал музыку, которая называется «Смелый наездник».
- А вы хотели бы покататься на лошадке?
- Да.
Бег галопом.
Вед. Ребята, а вы знаете, что бывает музыка, которая звучит сначала печально, а затем весело.
Послушайте русскую народную песню «Утушка».
Русская народная песня «Утушка» в исполнении детей 6-7 лет общеразвивающей направленности).
Вед. Ребята, когда мы слушаем такие произведения, то нужно поднимать сразу две карточки (коричневую и красную).
Под веселую музыку можно танцевать?
-Да.
-Я приглашаю вас на весёлый танец.
Аэробика.
Вед. Ребята, многие художники, поэты и композиторы обращались к теме сказка.
Давайте посмотрим несколько картин известных художников на сказочную тему:
1. «Богатыри» Васнецов.
2. «Иван царевич и серый волк» Васнецов.
Вед. Ребята, художники не только пишут картины, но создают скульптуры и даже фарфоровые статуэтки.
- Давайте назовем сказки, какие здесь изображены.
А что же композиторы? Они остались в стороне? Но конечно же нет.
Вместе с музыкой хорошей
К нам приходит волшебство
Осторожней, осторожней -
Не спугнуть бы нам его.
III раздел нашего мероприятия: «Видим, слышим, создаем!».
И так: Видим, слышим, создаем!
Мы предлагаем вашему вниманию сказку о царе Салтане А.С.Пушкина.
Сказка о царе Салтане А.С.Пушкина.
Русский композитор Римский - Корсаков написал музыку к этой сказке. Слушая эту музыку, можно немножко пофантазировать и с помощью ваших родителей создать небольшой фрагмент из этой сказки (платье для царевны, домик для белочки, корзина с орешками).
Ваша фантазия и умение в совместном творчестве.
(Совместные работы ребёнок-родитель под музыку).
Звучит музыка.
«Ель в лесу, под елью белка,
Белка песенки поет,
И орешки все грызет,
А орешки не простые,
Все скорлупки золотые,
Ядра - чистый изумруд…»
«Под елкою высокой,
Видит, белочка при всех
Золотой грызет орех,
Изумрудец вынимает
А скорлупку собирает.
Кучки равные кладет
И с присвисточкой поет.
При честном при всем народе «Во саду ли в огороде»
«Где-то вздуется бурливо
Окиян, подымет вой,
Хлынет на берег пустой,
Расплеснется в шумном беге,
И очутятся на бреге,
В чешуе, как жар горя,
Тридцать три богатыря,
Все красавцы молодые,
Великаны удалые,
Все равны, как на подбор,
С ними дядька Черномор».
«А у князя жёнка есть,
Что не можно глаз отвесть:
Днем свет божий затмевает,
Ночью землю освещает;
Месяц под косой блестит,
А во лбу звезда горит».
Выставка работ.
Вот и закончилась литературно-музыкальная гостиная. Мы надеемся на дальнейшее сотрудничество.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
педагогическое эссе на тему "Помочь ребенку увидеть мир"
Алексеева Фагиля Насимьяновна Старший воспитатель структурного подразделения «Березка» /высшая категория/ Структурное подразделение «Березка» Государственного бюджетного общеобразовательного учреж...
Что мы можем увидеть в геометрических формах
Занятие по изобразительной деятельности в подготовительной группе детского сада с использованием технологии модерации и активных методов обучения. Педагог, уточнив представления детей о геометрических...
Конспект непосредственной образовательной деятельности по познавательно-речевому развитию детей старшего дошкольного возраста "И ты увидишь мир прекрасен!""
Основные задачи. раскрываемые в данной деятельности: Закрепить ранее полученные знания о писателе-природоведе В Бианки;Расширить и углубить представления детей об окружающем мире посредство...
Вместе можем многое.
В данной презентации мои ребятки и я занимались посадкой цветов. Мы очень любим данный процесс и очень кропотливо к нему относимся, ну а остальное смотрите в презентации......
Мы не можем без игрушек
Развлечение для детей 1 младшей группы...
Консультация для родителей "Можем ли мы увидеть музыку"
консультация для родителей...