"Можем ли мы увидеть музыку?"
план-конспект занятия (подготовительная группа) по теме

Литературно-музыкальная гостиная

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon literaturno-muz.gostinaya.doc53 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Литературно-музыкальная гостиная:

«Можем ли мы увидеть музыку?

Воропаева Елена Игоревна, воспитатель МБДОУ «Детский сад № 1 «Пчелка», г. Мичуринск

 

    Вед. Музыкальное воспитание в детских садах  и в  школе проходит по системе Дмитрия Кабалевского.

    По этой системе изучается три основных жанра в музыке (марш, песня, танец) и на примере сегодняшнего мероприятия мы увидим, как эти три жанра связаны с жизнью ваших детей.

     Входит музыка с колыбельной песней, с первых же дней в жизнь ребенка, вовсе не как искусство, а как частица самой этой жизни. Жизнь-источник музыки. У детей не должно вызывать никаких сомнений, что музыка веселая, радостная - не что иное, как отображение человеческих радостей и веселья; музыка печальная, грустная - отражает человеческую грусть и печаль. Если жизнь рождает музыку, что в свою очередь, музыка воздействует на жизнь. Музыка рождает те или иные чувства у человека, меняет характер человека, отношение к жизни. Она воздействует на жизнь через человека и в этом ее огромная преобразующая сила.

     Наша сегодняшняя встреча направлена на установление внутренних связей музыки с литературой и музыки с изобразительным искусством. Эти три искусства не только не отделены друг от друга, но, напротив связаны многими нитями и знание одного из них помогает более глубокому восприятию и пониманию остальных.

Заходят дети.

      Вед. Здравствуйте дети, сегодня мы пригласим вас в нашу литературно-музыкальную гостиную. Ребята, каждый день  мы учимся слушать музыку, а сегодня мы с вами узнаем, можем ли мы ее увидеть!

       Наша природа очень прекрасна и воспевали ее многие композиторы, поэты и художники.

       Давайте вместе с вами перевернем странички музыкального календаря природы и внимательно прислушаемся к каждому из них.

Тихо, тихо сядем рядом

Входит музыка в наш дом.

В удивительном наряде

Разноцветном, расписном.

I раздел нашего мероприятия  «Унылая пора, очей очарованье…».

«Унылая пора, очей очарованье, приятна мне твоя  прощальная кросса, люблю я     пышное  природы увяданье…» писал об осени А.С. Пушкин.

Это время года особенно любил поэт. Он посвятил ему много прекрасных стихов, а многие художники посвятили этому времени года свои картины:

Левитан «Золотая осень»

А. Левченко «Осень»

А. Афремов «Осенние грёзы»

       Вед. Музыка этого периода в природе навеяна печалью и грустью, мы предлагаем вашему вниманию романс «Осенняя грусть» в исполнении вокальной группы.

Романс «Осенняя грусть» (исп. дети группы 6-7 лет общеразвивающей направленности).

Звучит муз. «Времена года». «Святки».

Вед.

Тютчев

Чародейкою Зимою

Околдован, лес стоит,

И под снежной бахромою,

Неподвижною, немою,

Чудной жизнью он блестит,

И стоит он, околдован,

Не мертвец и не живой-

Сном волшебным очарован,

Весь опутан, весь окован

Легкой цепью пуховой…

Солнце зимнее ли мечет

На него свой луч косой-

В нем ничто не затрепещет,

Он весь вспыхнет и заблещет

Ослепительный красой.

     Эта музыка Петра Ильича Чайковского из альбома «Времена года» «Декабрь». «Святки».

    Святки - старинный праздник перед Новым годом. Музыка декабря - это просто вальс, красивый вальс, который можно слушать, а можно под него и танцевать. Только он медленный, задумчивый, зимний. И немножко -грустный. Это понятно - ведь природа спит под снежным покрывалом.

    Вед. Картина Левитана «Весна» светлая, жизнерадостная. Смотришь и словно вдыхаешь свежий, ароматный запах весны, словно ощущаешь удивительное весеннее солнце, тепло лучей, которые смешиваются со свежестью холодного по-зимнему ветерка, воздух прозрачный и чистый, как и звуки прекрасного вальса «Весенние голоса» австрийского композитора Иоганна Штрауса.      

     Первые вестники весны - это птицы.

Вед. Дети, назовите каких вы знаете птиц? (Ответы детей).

Вед. Еще в полях белеет снег,

А воды уж весной шумят-

Бегут и будят сонный брег,

Бегут и плещут и гласят…

Они гласят во все концы:

«Весна идет! Весна идет!

Мы молодой весны гонцы,

Она нас выслала вперед.

    Вед. Первый цветок весны, сперва понемножку, зеленую выставил ножку. Потом потянулся из всех своих маленьких сил, и тихо спросил: «Я вижу, погода тепла и ясна. Скажите, ведь правда, что это весна?

     Маленький, голубой подснежник ассоциируется у наших детей с праздником весны, конечно это праздник мам - 8 Марта.

     Свои эмоции дети выразят в своем песенном творчестве, которое относится к жанру песня.

«Песня про маму».

     Вед. Природу рисуют художники, о ней пишут стихи поэты. У художников - краски, у поэтов - слово, у композитора  - только звуки.

     Петр Ильич Чайковский написал балет «Щелкунчик» по сказки немецкого писателя Гофмана «Щелкунчик и мышиный король».

     Балет, ребята, - это спектакль, где герои на сцене только танцуют и именно танцем выражают свои эмоции и действия. Самый знаменитый в этом балете - это  «Вальс цветов» - он звучит виртуозно, изящно, а как же иначе, ведь цветы прекрасны и красивы.

Дидактическое упражнение «Вальс  цветов».

II раздел нашего мероприятия  «Слышим, видим, чувствуем».

     Вед. Музыка сопровождает человека всю его жизнь. В радости и печали, в труде и на отдыхе. Музыкальные звуки могут передавать самые разные настроения и взрослых, и детей.

Дидактическое упражнение «Покажи правильно».

    Перед вами две карточки, одна - коричневая, другая - красная.

Если вы услышите грустную, печальную песню, то поднимите коричневую карточку, а если веселую, то красную карточку.

- Молодцы.

Дети слушают музыку.

«Камаринская» русского композитора Глинки - это была веселая музыка, а «Сурок» Бетховина - немецкого композитора – печальная музыка.

А сейчас, дети, мы исполним песню «Кошечка».

Песня «Кошечка».

- Какая песня: грустная или веселая?

- Ребята, какую карточку мне нужно поднять? (коричневая)

Песня бодрая, энергичная  «У меня лошадка Зорька» - споем её.

- Какую карточку поднимаем? (красная)

- Правильно.

     Немецкий композитор Роберт Шуман написал музыку, которая называется  «Смелый наездник».

- А вы хотели бы покататься на лошадке?

- Да.

Бег галопом.

     Вед. Ребята, а вы знаете, что бывает музыка, которая звучит сначала печально, а  затем весело.

Послушайте русскую народную песню «Утушка».

Русская народная песня «Утушка» в исполнении детей 6-7 лет общеразвивающей направленности).

   Вед. Ребята, когда мы слушаем такие произведения, то нужно поднимать сразу две карточки (коричневую и красную).

Под веселую музыку можно танцевать?

-Да.

-Я приглашаю вас на весёлый танец.

Аэробика.

     Вед. Ребята, многие художники, поэты и композиторы обращались к теме сказка.

Давайте посмотрим несколько картин известных художников на сказочную тему:

1. «Богатыри» Васнецов.

2. «Иван царевич и серый волк» Васнецов.

     Вед. Ребята, художники не только пишут картины, но создают скульптуры и даже фарфоровые статуэтки.

- Давайте назовем сказки, какие здесь изображены.

     А что же композиторы? Они остались в стороне? Но конечно же нет.

 

Вместе с музыкой хорошей

К нам приходит волшебство

Осторожней, осторожней -

Не спугнуть бы нам его.

III раздел нашего мероприятия: «Видим, слышим, создаем!».

И так: Видим, слышим, создаем!

Мы предлагаем вашему вниманию сказку о царе Салтане А.С.Пушкина.

Сказка о царе Салтане А.С.Пушкина.

    Русский композитор Римский - Корсаков написал музыку к этой сказке. Слушая эту музыку, можно немножко пофантазировать и с помощью ваших родителей создать небольшой фрагмент из этой сказки (платье для царевны,   домик для белочки, корзина с орешками).

Ваша фантазия и умение в совместном творчестве.

(Совместные работы ребёнок-родитель под музыку).

Звучит музыка.

«Ель в лесу, под елью белка,

Белка песенки поет,

И орешки все грызет,

А орешки не простые,

Все скорлупки золотые,

Ядра - чистый изумруд…»

«Под елкою высокой,

Видит, белочка при всех

Золотой грызет орех,

Изумрудец вынимает

А скорлупку собирает.

Кучки равные кладет

И с присвисточкой поет.

При честном при всем народе  «Во саду ли в огороде»

«Где-то вздуется бурливо

Окиян, подымет вой,

Хлынет на берег пустой,

Расплеснется в шумном беге,

И очутятся на бреге,

В чешуе, как жар горя,

Тридцать три богатыря,

Все красавцы молодые,

Великаны удалые,

Все равны, как на подбор,

С ними дядька Черномор».

«А у князя жёнка есть,

Что не можно глаз отвесть:

Днем свет божий затмевает,

Ночью землю освещает;

Месяц под косой блестит,

А во лбу звезда горит».

Выставка работ.

   

    Вот и закончилась литературно-музыкальная гостиная. Мы надеемся на дальнейшее сотрудничество.

                                                                 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

педагогическое эссе на тему "Помочь ребенку увидеть мир"

Алексеева Фагиля Насимьяновна Старший воспитатель структурного подразделения «Березка» /высшая категория/ Структурное подразделение «Березка» Государственного бюджетного общеобразовательного учреж...

Что мы можем увидеть в геометрических формах

Занятие по изобразительной деятельности в подготовительной группе детского сада с использованием технологии модерации и активных методов обучения. Педагог, уточнив представления детей о геометрических...

Конспект непосредственной образовательной деятельности по познавательно-речевому развитию детей старшего дошкольного возраста "И ты увидишь мир прекрасен!""

Основные задачи. раскрываемые в данной деятельности: Закрепить ранее полученные знания о писателе-природоведе В Бианки;Расширить и углубить представления детей об окружающем мире посредство...

Вместе можем многое.

В данной презентации мои ребятки и я занимались посадкой цветов. Мы очень любим данный процесс и очень кропотливо к нему относимся, ну а остальное смотрите в презентации......

Мы не можем без игрушек

Развлечение для детей 1 младшей группы...