Сценарий классного часа посвящённого празднику Масленица
методическая разработка по теме

Цепцова Ольга Ивановна

                   Классный час. Масленица

Цель: знакомить со старинным  народным праздником-Масленицей,  пока- зать  традиционный размах праздничной недели; развивать интерес к народ-ной культуре; воспитывать уважительное отношение к культурному наследию  народов нашей страны.

А.С.Пушкина «Евгений Онегин»:

                                                                                  Они хранили в жизни мирной

                                                                                  Привычки милой старины:

                                                                                  У них на масленице жирной

                                                                                  Водились русские блины.

1.Для чего петух, когда поет, зажмуривает глаза? (Что бы показать, что поет наизусть).

2. Сидит кошка на окошке, хвост как у кошки, а вовсе не кошка?  (Кот).

3.Что не устаешь всю жизнь делать? (Дышать).

4. Чем наперед ходим? ( Мыслью).

5. С ушами, а не слышит? (Шапка).

6. После семи лет, что козе будет? ( Будет восьмой год).

7. В небо дыра, в землю дыра,

     А в сердце огонь да вода. (Самовар).

8.Вот еще одна загадка:

    У кого за носом пятка? ( Валенок).

 

Ведущий:

-Ребята, у нас с вами сегодня необычная встреча. А что бы понять, о чем пойдет речь, предлагаю посмотреть мультфильм.

                                                   ( Просмотр мультфильма «Ух ты Масленица»).

 -Так чему же будет посвящена наша с вами встреча?

- А что вы знаете об этом празднике?

                                       ( Зачитывается четверостишие, написанное на доске).

-Из какого произведения эти строки?

-Правильно, ребята, так А.С.Пушкин описывает жизнь патриархальной дворянской семьи Лариных  в романе « Евгений Онегин». Сегодня мы вспомним традиции и обычаи « простых русских семей», возьмем на вооружение опыт предшествующих поколений. Мир, в котором мы живем, огромен и разнообразен. Каждый из нас стремится познать этот мир, найти свое  место в нем. Но ведь для того, чтобы сделать шаг вперед, нога должна найти опору. Без знания своих истоков, своей истории, невозможно движение вперед. « Кто не помнит прошлое, не построит будущее…»

 По народному календарю началась Масленица, идет праздничная неделя. Масленица - древний славянский праздник, доставшийся нам в наследство от языческой культуры. Это веселые проводы зимы, озаренные радостным ожиданием близкого тепла, весеннего обновления природы. Подобные праздники были во всех языческих культурах – так люди провожали зиму и встречали весну или,  говоря современным языком, встречали Новый год. Эти праздники традиционно отмечаются и по сей день. Так, например, в этом году 14 февраля по калмыцкому народному календарю празднуется праздник встречи Весны - Цаган –сар, а для православных этот день совпадает с последним праздничным днем- проводами  Масленицы.

   Праздник Масленицы справляется как последняя седьмица перед Великим постом, то есть он начинался сразу после Масленицы и длился семь недель, до самой Пасхи. Ведь «не все коту Масленица, будет и Великий пост». Сырная седьмица, когда уже нельзя есть мясо, но можно есть сыр, масло, яйца, молоко, сметану, блины.

 

Чтецы (1):

                              В город нынче пришла

                              В гости Масленица!

                              Русская, старинная,

                              Румяная да блинная!

                              Со «Снежными городками»,

                              Горячими пирогами,

                              С бубликами да баранками,

                              Тройками да санками. 

Чтец (2):

                              Масленица – кривошейка,

                              Встречаем тебя хорошенько:

                              Сыром, маслом, блином

                              И румяным пирогом!             

Чтец (3):

                            А мы  Масленицу ожидали,

                            Киселя с молоком не хлебали.

                            Вот и Масленица во двор въезжает,

                            Широкая во двор вступает.

Чтец (4):

                            Все на кониках вороных,

                            Все на саночках расписных,

                            А мы, девушки, ее привечаем,

                           Веселенько в хороводах гуляем.                          

Чтец (5) держит тарелку с  блинами  в руках:

                          А мы  Масленицу ожидали,

                          Дорогую гостюшку встречали,

                          Блинами гору устилали,

                          Сверху маслицем поливали.

Ведущий:

- Действительно вся праздничная  неделя связана с основным блюдом-блинами. Этот обычай  с языческих времен дошел до наших дней.

- Русский народ во все времена с огромным размахом праздновал Масленицу. Художники Б.М.Кустодиев и Суриков на своих картинах пытались показать эпизоды праздничных дней. ( Демонстрируются репродукции картин). Масленицу в народе называли  «честной», «широкой», «обжорной», а еще «веселой» и «задорной». В традиционном быту всегда считалось, что человек, проведший Масленую неделю плохо и скучно, будет неудачлив в течение всего года.

( Просмотр отрывка из конофильма «Сибирский цирюльник» - празднование Широкой Масленицы в Москве).

Чтец (1):

                        Как на Масленой неделе

                        Из трубы блины летели,

                        Уж блины, блины, блины,

                        Вы блиночки мои.

Чтец (2):

                    У меня – то есть сестрица,

                    Печь блины – вот мастерица.

                    Напекла уж кучек шесть.

                    Семерым их не поесть.

 

Чтец (3):

                    А сели четверо за стол,

                    Дали душеньки простор.

                    Друг на друга поглядели

                    Да блины – то все и съели.

Чтец (4):

                   Вот румяные блины!

                   Во все стороны равны!

                   К ним сметана или джем!

                  Разбирайте, хватит всем!

Чтец (5):

                  Что за праздник без блинов!

                   Налетай без всяких слов!

                   С пылу с жару, из печи!

                   Все румяны, горячи!

Ведущий:

- Блинов отведать, конечно,  хватит всем, но не так-то это будет просто сделать.

Напрягите воображенье,

Конкурс на соображенье.

Каждой группе ребят, сидящих за одним столом, предлагается как можно быстрее ответить на вопросы – загадки (написаны на доске).

Чтец (5):

                 Прощай Зимушка – зима!

                  Как придет твоя пора,

                  Приезжай к нам погостить,

                  Мы тебя будем любить.

                  А теперь прощай, прощай,

                  Нас все лето вспоминай!

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Сценарий классного часа Масленица17.95 КБ
Файл Занятие.19.42 КБ

Предварительный просмотр:

                   Классный час. Масленица

Цель: знакомить со старинным  народным праздником-Масленицей,  пока- зать  традиционный размах праздничной недели; развивать интерес к народ-ной культуре; воспитывать уважительное отношение к культурному наследию  народов нашей страны.

А.С.Пушкина «Евгений Онегин»:

                                                                                  Они хранили в жизни мирной

                                                                                  Привычки милой старины:

                                                                                  У них на масленице жирной

                                                                                  Водились русские блины.

1.Для чего петух, когда поет, зажмуривает глаза? (Что бы показать, что поет наизусть).

2. Сидит кошка на окошке, хвост как у кошки, а вовсе не кошка?  (Кот).

3.Что не устаешь всю жизнь делать? (Дышать).

4. Чем наперед ходим? ( Мыслью).

5. С ушами, а не слышит? (Шапка).

6. После семи лет, что козе будет? ( Будет восьмой год).

7. В небо дыра, в землю дыра,

     А в сердце огонь да вода. (Самовар).

8.Вот еще одна загадка:

    У кого за носом пятка? ( Валенок).

 

Ведущий:

-Ребята, у нас с вами сегодня необычная встреча. А что бы понять, о чем пойдет речь, предлагаю посмотреть мультфильм.

                                                   ( Просмотр мультфильма «Ух ты Масленица»).

 -Так чему же будет посвящена наша с вами встреча?

- А что вы знаете об этом празднике?

                                       ( Зачитывается четверостишие, написанное на доске).

-Из какого произведения эти строки?

-Правильно, ребята, так А.С.Пушкин описывает жизнь патриархальной дворянской семьи Лариных  в романе « Евгений Онегин». Сегодня мы вспомним традиции и обычаи « простых русских семей», возьмем на вооружение опыт предшествующих поколений. Мир, в котором мы живем, огромен и разнообразен. Каждый из нас стремится познать этот мир, найти свое  место в нем. Но ведь для того, чтобы сделать шаг вперед, нога должна найти опору. Без знания своих истоков, своей истории, невозможно движение вперед. « Кто не помнит прошлое, не построит будущее…»

 По народному календарю началась Масленица, идет праздничная неделя. Масленица - древний славянский праздник, доставшийся нам в наследство от языческой культуры. Это веселые проводы зимы, озаренные радостным ожиданием близкого тепла, весеннего обновления природы. Подобные праздники были во всех языческих культурах – так люди провожали зиму и встречали весну или,  говоря современным языком, встречали Новый год. Эти праздники традиционно отмечаются и по сей день. Так, например, в этом году 14 февраля по калмыцкому народному календарю празднуется праздник встречи Весны - Цаган –сар, а для православных этот день совпадает с последним праздничным днем- проводами  Масленицы.

   Праздник Масленицы справляется как последняя седьмица перед Великим постом, то есть он начинался сразу после Масленицы и длился семь недель, до самой Пасхи. Ведь «не все коту Масленица, будет и Великий пост». Сырная седьмица, когда уже нельзя есть мясо, но можно есть сыр, масло, яйца, молоко, сметану, блины.

Чтецы (1):

                              В город нынче пришла

                              В гости Масленица!

                              Русская, старинная,

                              Румяная да блинная!

                              Со «Снежными городками»,

                              Горячими пирогами,

                              С бубликами да баранками,

                              Тройками да санками. 

Чтец (2):

                              Масленица – кривошейка,

                              Встречаем тебя хорошенько:

                              Сыром, маслом, блином

                              И румяным пирогом!             

Чтец (3):

                            А мы  Масленицу ожидали,

                            Киселя с молоком не хлебали.

                            Вот и Масленица во двор въезжает,

                            Широкая во двор вступает.

Чтец (4):

                            Все на кониках вороных,

                            Все на саночках расписных,

                            А мы, девушки, ее привечаем,

                           Веселенько в хороводах гуляем.                          

Чтец (5) держит тарелку с  блинами  в руках:

                          А мы  Масленицу ожидали,

                          Дорогую гостюшку встречали,

                          Блинами гору устилали,

                          Сверху маслицем поливали.

Ведущий:

- Действительно вся праздничная  неделя связана с основным блюдом-блинами. Этот обычай  с языческих времен дошел до наших дней.

- Русский народ во все времена с огромным размахом праздновал Масленицу. Художники Б.М.Кустодиев и Суриков на своих картинах пытались показать эпизоды праздничных дней. ( Демонстрируются репродукции картин). Масленицу в народе называли  «честной», «широкой», «обжорной», а еще «веселой» и «задорной». В традиционном быту всегда считалось, что человек, проведший Масленую неделю плохо и скучно, будет неудачлив в течение всего года.

( Просмотр отрывка из конофильма «Сибирский цирюльник» - празднование Широкой Масленицы в Москве).

Чтец (1):

                        Как на Масленой неделе

                        Из трубы блины летели,

                        Уж блины, блины, блины,

                        Вы блиночки мои.

Чтец (2):

                    У меня – то есть сестрица,

                    Печь блины – вот мастерица.

                    Напекла уж кучек шесть.

                    Семерым их не поесть.

 

Чтец (3):

                    А сели четверо за стол,

                    Дали душеньки простор.

                    Друг на друга поглядели

                    Да блины – то все и съели.

Чтец (4):

                   Вот румяные блины!

                   Во все стороны равны!

                   К ним сметана или джем!

                  Разбирайте, хватит всем!

Чтец (5):

                  Что за праздник без блинов!

                   Налетай без всяких слов!

                   С пылу с жару, из печи!

                   Все румяны, горячи!

Ведущий:

- Блинов отведать, конечно,  хватит всем, но не так-то это будет просто сделать.

Напрягите воображенье,

Конкурс на соображенье.

Каждой группе ребят, сидящих за одним столом, предлагается как можно быстрее ответить на вопросы – загадки (написаны на доске). 

Чтец (5):

                 Прощай Зимушка – зима!

                  Как придет твоя пора,

                  Приезжай к нам погостить,

                  Мы тебя будем любить.

                  А теперь прощай, прощай,

                  Нас все лето вспоминай!



Предварительный просмотр:

  • 1. Патриотическое воспитание в современной школе

2. О патриотизме Воспитание любви к родному краю, к родной культуре, к родному городу, к родной речи –задача первостепенной важности, и нет необходимости это доказывать. Но как воспитать эту любовь? Она начинается с малого – с любви к своей семье, к своему дому. Постоянно расширяясь, эта любовь к родному переходит в любовь к своему государству, к его истории, его прошлому и настоящему, а затем ко всему человечеству. Академик Д.С.Лихачёв

3. Что понимают под термином«патриотическое воспитание»?

 это процесс освоения, наследия традиционной отечественной культуры, формирование отношения к стране и государству, где живёт человек. это систематическая и целенаправленная деятельность органов государственной власти и организаций по формированию у граждан высокого патриотического сознания, чувства верности своему отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов Родины  Должен ли патриот стране уделять больше внимания любить Родину и гордиться ею? Правовой основой патриотического воспитания на современном этапе являются

 единство федерального, культурного и образовательного пространства. Защита и развитие системой образования национальных культур, региональных культурных традиций и особенностей в условиях многонационального государства». гуманистический характер образования, приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развития личности. Воспитание гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье;9. Закон РФ «Об образовании»Статья 2: «государственная политика в области образования основывается на 6 принципах, два из которых предполагают следующее:

10. Закон РФ «Об образовании» Статья 14 «Общие требования к содержанию образования»:«Содержание образования должно обеспечивать: Интеграцию личности в национальную и мировую культуру; Формирование человека и гражданина, интегрированного в современное ему общество и нацеленного на совершенствование этого общества. Содержание образования должно содействовать взаимопониманию и сотрудничеству между людьми, народа ми независимо от расовой, национальной этнической, религиозной и социальной принадлежности, учитывать разнообразие мировоззренческих подходов, способствовать реализации права обучающихся на свободный выбор мнений и убеждений».

12. Какие учебные дисциплины связаны с патриотическим и гражданским воспитанием?

 Психологическое Профессионально –трудовое  Спортивно – патриотическое  Героико – патриотическое  Социально – патриотическое  Гражданско – патриотическое  Историко - патриотическое  Туристско – краеведческое  Духовно – нравственное  Военно – патриотическое

13. Какие направления патриотического воспитания?

14. Система работы МОУ «СОШ п.Учебный»по патриотическому воспитанию.

15. Военно-патриотическое воспитание

16. Духовно-нравственное воспитание

17. Туристско-краеведческое воспитание

18. Гражданско -патриотическое воспитание

19. Социально -патриотическое воспитание

20. Героико -патриотическое воспитание

21. Спортивно -патриотическое воспитание

22. Историко -патриотическое воспитание

23. Профессионально - трудовое воспитание

24. Модель“Гражданин - патриот России”.

 программа «Я и семья26. Программа по патриотическому воспитанию обучающихся МОУ «СОШ п.Учебный» «Я – гражданин России»

27. «Я – гражданин России»Цель программы: создание условий для развития личности, обладающей важнейшими качествами гражданина- патриота своего Отечества и способной успешно выполнять гражданские обязанности в мирное и военное время.Задачи:1. Формирование патриотических чувств и сознания граждан на основе исторических ценностей и роли России в судьбах мира, сохранение и развитие чувства гордости за свою страну.2. Воспитание личности гражданина - патриота Родины, способного встать на защиту государственных интересов страны.3. Формирование комплекса нормативного, правового и организационно-методического обеспечения функционирования воспитательной системы по патриотическому воспитанию школьников.

 Цель: выработка общей стратегии работы по нравственно-патриотическому воспитанию школьников в рамках подготовки и празднования годовщины Победы в Великой Отечественной войне, активизация творческого потенциала педагогов

29. …Нельзя заставить любить Отечество. Любовь надо воспитывать…

Школа – целостный социальный организм, упорядоченный относительно своей важнейшей функции – воспитания. Поэтому системообразуюшим стержнем всей работы школы является воспитательная деятельность. Воспитание же нами понимается как  управление процессом развития личности через создание благоприятных условий.  В связи с этим  считаем, что важными интергративными  характеристиками воспитательной системы школы являются образ жизни школьного коллектива (всех его составляющих субъектов) и психологический климат внутри «школьной семьи».

. Основополагающей же ценностью гуманизма является ЧЕЛОВЕК. Эта ценность может проявляться в двух ипостасях: признания ценности другого человека и осознания ценности собственного «я» (телесного, душевного, духовного). Поэтому воспитательная система нашей школы строится по основным направлениям:

  1. «Я – гражданин и патриот»
  2. «Малая моя Родина»
  3. «Моя семья – моя крепость»
  4. «Здоровым быть – долго жить»
  5. «Общение и досуг»

Воспитание по данным направлениям способствует личностному росту школьников – процессу постепенного вхождения растущего человека в МИР, определения СВОЕГО МЕСТА среди других людей и восхождения к собственной СВОБОДЕ. Вершиной собственного роста является активизация поиска смысла жизни, позволяющая ребенку в будущем без поддержки взрослых личностно расти. Воспитание, таким образом, запускает механизмы и самовоспитания личности.
Стало очевидным, что решение мн
ожества проблем в жизни страны зависит от уровня сформированности гражданской позиции у подрастающего поколения, потребности в духовно-нравственном совершенствовании, уважения к историко-культурному наследию своего народа и всех народов России. Поэтому приоритетным в деятельности МОУ СОШ № 2 признано направление «Я – гражданин и патриот».
В. А. Сухомлинский писал: «Детство – это каждодневное открытие мира. И нужно, чтобы это открытие стало, прежде всего, познанием человека и Отечества, чтобы в детский ум и сердце входила красота человечества». Ведь школьный возраст – это время принятия первых значимых решений, когда ребята должны проявлять самостоятельность, обдумывая принимаемые решения, проецировать эти решения на свою будущую жизнь, демонстрировать ответственность, задумываться о том, как принятое решение повлияет не только на его судьбу, но и на судьбу людей, которые рядом с ним. Школьники учатся с помощью внеклассной работы моделировать свою будущую жизнь в социуме. Они имеют право на общение с педагогами на равных, они хотят откровенно высказывать свою жизненную позицию, осмысливать её в полемике со взрослыми людьми. Подростки должны активно принимать на себя заботу о младших и пожилых людях. 
Формирование у школьников чувства патриоти
зма, сознания активного гражданина, обладающего политической культурой, критическим мышлением, способностью самостоятельно делать свой выбор является одной из главных задач воспитания.
Поставленные цели и задачи реализуются в нашей школе и в учебной деятельности (на уроках физической культуры, истории и обществознания, ОБЖ), и во внеклассной работе через систему КТД, ключевых дел и традиций школы.
Одним из важнейших ключевых дел является участие школьников в течение года в операциях «Забота» и «Милосердие». Ребята каждого класса оказывают шефскую помощь ветеранам Великой Отечественной войны, учителям-пенсионерам, инвалидам.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий развлечения, посвящённый празднику "Масленица"

Звучит веселая русская народная музыка. Дети собираются на спортивной площадке.Стоит чучело Масленицы с косичкамиВед: Собирайся народ!В гости Масленица ждетМы зовем к себе техКто любит веселье и смехЖ...

Сценарий классного часа «Чтоб счастливо жить – нужно здоровым быть!»

Сценарий классного часа «Чтоб счастливо жить – нужно здоровым быть!»Цель: способствовать формированию у детей здорового образа жизни.Оформление: иллюстрации, картинки по теме, плакаты о здоровом образ...

Сценарий праздничного концерта, посвящённого празднику День Победы "Великий день"

Предоставляю Вашему вниманию сценарий праздника, посвященный Дню Победы. Данный материал будет полезен как воспитателям, так и музыкальным руководителям...

Сценарий классного часа «Россия – хранительница православия».

Форма проведения: тематическая лекция с элементами художественного творчества. Участники студенты ОБПОУ "Обоянский педагогический колледж"...

Сценарий летнего развлечения, посвящённого празднику дню ВДВ

Воспитание чувства гордости и уважения к родной армии, любви к Родине...

Сценарий семейного часа, посвящённый Дню матери «Экспериментариум» в средней группе.

Интересно узнать немного больше о свойствах звука? Тогда предложите мама побыть в качестве фокусника, который увлечённо расскажет и покажет, что необычного можно придумать, чтобы вызвать различные зву...

Конспект образовательной деятельности по физической культуре (сценарий физкультурного досуга, посвящённого празднику «День народного единства России»)

Квест- игра для детей 5-7 лет "В поисках дружбы". Цель данной образовательной деятельности заключается в ознакомлении детей с культурными ценностями народов России через народные подвижные и...