Сценарий классного часа «Россия – хранительница православия».
классный час
Форма проведения: тематическая лекция с элементами художественного творчества. Участники студенты ОБПОУ "Обоянский педагогический колледж"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
grimova_rossiya-hran.pravoslaviya.docx | 32.08 КБ |
Предварительный просмотр:
Вид мероприятия: классный час
Тема мероприятия: «Россия – хранительница православия».
Форма проведения: Тематическая лекция с элементами художественного творчества.
Участники: студенты 3-А группы
Организатор: классный руководитель Гримова Т.М.
Цель: Формирование понимания культуры своего народа, компонентом которой является система ценностей, соответствующая традиционной российской религии.
Задачи:
Образовательные:
- Познакомить с основами православной веры, исторической значимостью православия.
- Уточнить знания о роли православия в жизни государства.
Развивающие:
- Развивать умение правильно воспринимать, анализировать, сопоставлять полученную информацию с собственными поступками.
- Развивать умение откликаться на произведения культуры.
Воспитательные:
- Воспитывать стремление к самообразованию, изучению исторического и духовного наследия.
- Воспитывать желание жить, соблюдая библейские заповеди.
- Воспитывать отрицательное отношение к суициду.
Ключевые вопросы: Основы православия. Историческая значимость православия для России. Религия. Библия. Крещение Руси. Духовный наставник.
Оборудование: ноутбук, музыкальный центр, выставка книг, фотовыствка.
Литература:
- Библия: Книги Священного Писания Ветхого и Нового Завета. – М.: Издание Московской Патриархии, 1990.
- Бахметева А.Н. История Церкви для детей.-Мн.: Издательство Белорусского Экзархата, 2006.
- Бородина А.В. Основы православной культуры.- М.: Издательский дом «Покров», 2003.
Предварительная работа: Проведение анкетирования.
Обработка результатов анонимного опроса.
Составление презентации.
Приглашение священника и обсуждение с ним основных вопросов классного часа.
Разучивание стихотворений и подготовка вокальных номеров.
Разработка сценария.
Подбор учебного фильма.
Подготовка карточек для рефлексии.
.
Ход проведения:
Слайд 1.(Звон колоколов).
Классный руководитель: Добрый день дорогие друзья! Мы пригласили вас для того, чтобы обсудить очень важную тему. Посмотрите на оформление нашего зала, послушайте песню композитора Тухманова Д., слова Ножкина М. «Я люблю тебя, Россия» и постарайтесь догадаться, о чем пойдет речь.
Верно, тема нашего классного часа «Россия – хранительница православия».
Слайд 2.
Постарайтесь самостоятельно сформулировать цель нашего мероприятия. Чтобы вам было легче, я предлагаю послушать стихотворение Ивана Ляпина «Темная страна». Оно было написано в годы Перестройки и студенты, когда я прочитала эти строки, говорили, что не согласны, что наша страна уже не такая. И это хорошо, что у вас есть патриотические чувства, но чтобы такого никогда не повторилось, я предлагаю вам послушать его.
1 чтец:
Осталась вялость и усталость.
Осталась горечь и вина.
России больше не осталось,
И это темная страна.
Она бесстыдна и цинична,
Продажна и порнографична,
Уже беззуба и горбата,
Влачит позорную судьбу
С наклейкой фирменной на лбу.
В делах ни норова, ни нрава,
В речах картава, шепелява.
Огонь в груди ее зачах,
И свет потух в ее очах.
И надо махом все менять,
Чтоб снова ей Россией стать.
Классный руководитель: В чем актуальность данного стихотворения? Кто или что возрождает нашу матушку Русь сегодня? Много ли вы знаете о Православии? Какая цель нашего мероприятия? Пожалуйста, высказывайтесь.
Верно, сегодня мы познакомимся с основами православной веры, исторической значимостью православия, постараемся ответить на все ваши вопросы.
Позвольте представить вам нашего гостя - настоятеля храма Смоленской иконы Божьей Матери отца Георгия.
А сейчас я передаю слово ведущим.
Слайд 3.
1 ведущая: Мы с вами живем в великой стране – России. Испокон веков ее называли святой Русью, потому что душа России – Православие. Именно православная вера дала народу могучий дух, который удивлял всех иноземцев.
2 ведущая: Много веков назад князь Владимир с соборного согласия выбрал православную веру. Крещение Руси в 988 году на тысячу лет вперед предопределило нравственный облик и исторический путь нашего народа. Великий князь сумел из разрозненных племен и княжеств создать единую, могучую, святую Русь.
1 ведущая: Россияне – это не нация, а весь многонациональный народ, проживающий в России. Рядом с православными жили и живут католики, мусульмане, представители других вероучений, но православная вера всегда была единственной основной верой государства.
2 ведущая: «Русский человек без Православия - дрянь », - говаривал Ф.М.Достоевский, а уж он-то знал, в какие адские бездны способна опускаться душа человеческая, забывшая Бога.
1 ведущая: Так в чем же значение Православия для Руси?
Слайд 4.(Истинная вера) Православие имело огромное значение и определило пути развития России на последующее тысячелетие. Прежде всего, православие открыло славянам истинного Бога. Это, в свою очередь, повлияло на всю жизнь государства.
2 ведущая: С самого начала православная церковь стала "заведовать" духовно-моральной жизнью на Руси. Церковь разбирала ссоры между членами семьи, решала все вопросы, касающиеся брака вплоть до революции 1917 г. в России не было "гражданского" брака, а только церковный. При этом церкви подчинялись все граждане и все классы общества, включая и князей.
Слайд 5. (Православие объединяет Русь).
1 ведущая: Православие сыграло огромную роль в последующем объединении славян в одно мощное русское государство, а потом -- в сохранении и расширении России.
Слайд 6. (Православие и культура).
2 ведущая: Православная церковь на многие годы стала носительницей и кормилицей русской культуры. Славянская азбука, созданная на основе греческой двумя монахами, Кириллом и Мефодием, за 100 лет до Крещения Руси, дала славянам письменность, без которой невозможна никакая культура. Появившиеся вскоре монастыри явились, своего рода университетами, в которых учёные монахи занимались науками, развитием сельского хозяйства и просвещением народа.
Слайд 7. (Иконопись и живопись).
1 ведущая: Иконопись положила начало русской живописи. Хотя вначале русские иконописцы придерживались византийского стиля, очень скоро был выработан свой, русский стиль и Русь дала целый ряд знаменитых иконописцев, прославивших себя и русскую иконопись на весь мир.
Слайд 8. (Летописи и история).
2 ведущая: Православие также сыграло решающую роль в создании летописей, или своего рода дневников, в которых монахи записывали исторические факты. Записи эти велись на основании наблюдений самих летописцев, по рассказам очевидцев, а также со слов воинов, принимавших участие в боях и походах русских князей. Наши знания о далёком прошлом нашей Родины, в основном, черпаются из летописей. В монастырях устраивались библиотеки и почти все писатели древней Руси вышли из монастырей.
Слайд 9. ( Православие – начало русской архитектуры).
1 ведущая: Православие также положило начало русскому зодчеству - архитектуре. В языческой Руси не было храмов. Принятие же христианства в скором времени привело к строительству громадных каменных сооружений в главных центрах Руси, сначала по византийским образцам ( русско-византийское зодчество ), а потом в своём, русском стиле. Это строительство повлекло за собой развитие других искусств и художественных ремесел.
Слайд 10. (Православие – крепость государства российского).
2 ведущая: Православная вера также придала необычайную крепость русскому государству, строящемуся с этих пор на принципах терпимости и твёрдого убеждения в том, что не в силе Бог, а в правде. Именно это помогло русским впоследствии перенести татарское иго, частые нашествия врагов и после каждого бедствия оказаться сильнее, чем до него.
Слайд 11.
1 ведущая: В годы Великой Отечественной войны, когда наши войска терпели поражение, а враг приближался к Москве, за Россию молилось все православное христианство мира.
Блокада Ленинграда. Голод. Бомбежки. В это трудное для миллионов людей время вокруг осажденного города состоялся крестный ход с чудотворной иконой Казанской Божьей Матери.
2 ведущая: Затем икону перевезли в столицу России. После молебна с чудотворной иконой на самолете облетели Москву. После этого, начался перелом и мы стали побеждать. Русские люди возвали к Богу и он их спас.
2 чтец:
«Святое воинство Христово»
Святое воинство Христово,
Всех помнит Русская земля,
И помнит Прохоровка, поле.
Горела здесь земля моя.
Вы ратно бились за Отчизну,
Ни сил, ни жизни не щадя
За веру, за свое Отечество,
За православного Христа.
Святое воинство, солдаты,
Звонят в тиши колокола,
И звонница в цветущем поле.
Вас помнит русская земля.
Рев танков, взрывы, дым над полем,
И в пекле плавился металл.
И вам, родные, своей Волей
Святой Георгий помогал.
Вы головы свои сложили
На ратном поле, у села,
Чтоб дети, внуки в мире жили,
Войны не знали никогда.
1 ведущая: Это стихотворение, написала жительница города Белгорода Жаркова Н. При подготовке классного часа, мы провели анонимный опрос. На экране вы видите результаты этого опроса.
Слайд 12.
2 ведущая: В опросе участвовали - 51студент.
- Какую роль играет православная вера в патриотическом воспитании? Надо ли знакомить детей с православной культурой в дошкольных организациях?
Да, надо знакомить – 38 студентов
Нет, еще рано – 5
Не знаю – 8
- Ваша семья верующая?
Да – 47, Нет – 4
- Посещаете ли вы церковь? Как часто?
Часто – 14 Только в праздники – 14
Редко – 13 Не посещаю- 10
- Есть у вас духовный наставник?
Да – 8 Родители – 1
Нет – 42
- Вы знакомы с Библией?
Да – 32
Нет – 13 Частично – 5
- Хотели бы вы лучше узнать содержание Библии?
Да – 25 Я знаю – 6
Нет – 17 Нет ответа на этот вопрос – 3
- Почему Библию называют Книгой Жизни?
Не знаю – 34
В ней говорится о создании мира, человека, о жизни на земле – 5
Потому что Бог – это жизнь, источник мудрости – 4
В Библии написаны заповеди, которые надо соблюдать, чтобы жить вечно – 4 студента
Там подробно описана жизнь Иисуса Христа – 1
- Какие Христианские Заповеди вы знаете?
Знают все 10 заповедей – 3
Несколько – 20
Не знают – 28
Классный руководитель: Что показал нам опрос? Я подчеркиваю «нам», а не мне. Он проводился для того, чтобы понять кто мы, какие мы, что надо делать, чтобы быть более образованными, как надо работать над нашими душами. Я думаю, что прослушав выступление о значении православия для нашей культуры, образования, воспитания вы поняли, что знакомить детей с православием необходимо с дошкольного возраста.
Слайд 13.
Приятно, что большинство из нас верующие люди 47 из 51. Да и храм не посещают только 10 человек из 51. Большинство, знакомы с Библией и далее узнавать ее хотела бы большая часть студентов.
Некоторые затруднялись с понятием «духовный наставник». А есть один человек, который ответил, что его наставник Люцифер. Я почувствовала, что этот человек шутил, проявлял сарказм к нашей теме. Меня это очень тревожит. Именно тревожит, потому что я волнуюсь об этом человеке. Дело в том, что с темной, злой силой нельзя шутить. Врачи, которые спасали самоубийц рассказывают, что большинство из них не хотели умирать, некоторые хотели разыграть, кто-то напугать своих близких. По их рассказам получалось, что в последний момент они уже не могли контролировать ситуацию, и кто-то за них доделывал это страшное дело. Еще раз напоминаю, что с темной силой нельзя шутить не мыслями, не словами и уже тем более делами.
В анкете вы имели возможность задать вопросы, которые вас интересуют по данной теме.
Слайд14.
- Для чего Бог дает человеку жизнь?
- Что надо сделать, чтобы быть верующим православным христианином?
- Будет ли второе пришествие Христа? Когда?
- Какова цель христианства?
- Чем вера русских людей отличалась до принятия христианства?
- Как появился сам Бог?
- Что такое грех?
- Если совершил грех то, что надо сделать чтобы Бог простил?
- Самоубийство - это грех?
- Что бывает с душой самоубийцы?
- Бог наказывает того, кто подстрекает к самоубийству?
- Как православная церковь относится к любви и что надо сделать, чтобы сохранить любовь в браке?
- Кто может быть духовным наставником?
- Есть ли при храме Воскресная школа? Кого туда принимают? Какой график работы?
2 ведущая: На экране вы видите эти вопросы.
1 ведущая: На них мы попросим ответить настоятеля храма Смоленской иконы Божьей Матери отца Георгия.
Выступление священника.
Слайд 15.
Классный руководитель: В анкете был вопрос, «Какие Христианские Заповеди вы знаете? Вы видите ответы, все 10 заповедей знают 3 человека, некоторые из заповедей (не все) знают 20 человек и 28 ответили, что не знают заповедей. Я предлагаю вам посмотреть и послушать учебный фильм.
(Показ видео- 6,20 минут)
Слайд 16. (Заповеди).
Классный руководитель: Мне кажется, чтобы соблюдать все заповеди, надо сосредоточится на двух главных – люби Господа Бога твоего ( Я Господь, Бог твой .. Да не будет у тебя других богов пред лицом Моим), возлюби ближнего своего как самого себя. Если ты будешь любить людей, ты не украдешь у них, не убьешь, не обговоришь. Основное слово – это любовь, в самом чистом и высоком понимании этого слова.
Слайд 17. (Библия – священная книга христианской религии, запись Божиих откровений человеку, полученных в течение многих тысячелетий).
Слово Божие заключено в Библии. В анкете был вопрос «Почему Библию называют книгой жизни?» Многие написали – не знаю. Были такие, кто очень грамотно и душевно ответил на этот вопрос.
Слайд 18.
В ней говорится о создании мира, человека, о жизни на земле – 5
Потому что Бог – это жизнь, источник мудрости – 4
В Библии написаны заповеди, которые надо соблюдать, чтобы жить вечно – 4 студента
Там подробно описана жизнь Иисуса Христа – 1
Ответы вы видите на экране. Они все правильные. А вот не знают ответ на этот вопрос 37 из 51 студента.
Слайд 19.
Если читать и соблюдать все о чем говорится в Библии, то будешь жить во всей полноте не только физически, но и духовно. Другими словами, обретешь вечную жизнь. Если будешь жить по собственному разумению, то много придется бед притерпеть, и не потому что Бог накажет, как думают многие, а по тому, что Господь дал учение, выполняя которое у человека все будет хорошо. Так как, например, мама говорит ребенку – не трогай нож, будет больно! Ребенок не послушал и сделал по своему, и поранился. Так и здесь, Бог дал нам свои заветы в Библии, выполняй их и живи счастливо, с тобой все будет хорошо, но мы не читаем, не знаем или не хотим знать. А на кого мы тогда обижаемся?
(Показ Библии). Библия и детская Библия будут находиться, в кабинете №2, который работает каждый день после уроков. Вы можете приходить, читать, разбираться.
В кабинете работает «Почта доверия», если есть вопросы, то вы можете писать и опускать их в ящик. На их основе мы продолжим наше общение на данную тему.
Слайд 20.
Исполнение песни «Молитва старого монаха».
Слайд 21.
3 чтец:
Закончить классный час хотелось бы словами:
Без Бога нация – толпа,
Объединенная пороком,
Или слепа, или глупа,
Иль, что еще страшней, жестока.
И пусть на трон взойдет любой,
Глаголющий высоким слогом
Толпа останется толпой,
Пока не обратиться к Богу.
Исполнение песни «Родина».
Классный руководитель:
(Актуализация) Как вы думаете, где может пригодиться вам информация, полученная на классном часе?
(Рефлексия) Студентам предлагается на карточке (анонимной) выбрать один ответ и отметить его галочкой:
- на классном часе я получила много интересной и значимой для меня информации, которую я буду непременно использовать в своей дальнейшей жизни;
- на классном часе я мне было интересно, я узнала новую информацию, но некоторые вопросы остались для меня неразрешенными;
- содержание классного часа не представляет для меня значимости и не заинтересовало в полной мере.
1ведущая: Мы благодарим нашего гостя за полезное и приятное общение.
2 ведущая: До свидания. До новых встреч!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сценарий классного часа посвящённого празднику Масленица
Классный час. МасленицаЦель: знакомить со старинным народным праздником-Масленицей, пока- зать...
Сценарий классного часа «Чтоб счастливо жить – нужно здоровым быть!»
Сценарий классного часа «Чтоб счастливо жить – нужно здоровым быть!»Цель: способствовать формированию у детей здорового образа жизни.Оформление: иллюстрации, картинки по теме, плакаты о здоровом образ...
МАТЕРИАЛЫ КЛАССНОГО ЧАСА, ПОСВЯЩЕННОГО 70-ЛЕТИЮ ПОБЕДЫ СОВЕТСКОГО НАРОДА В ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЕ НА ТЕМУ: «ШАГНУВШИЕ В БЕССМЕРТИЕ».
Рассказать обучающимся о героической обороне г.Севастополя в годы Великой Отечественной войны; стараться донести до сознания все тяготы и лишения, испытанные советскими людьми в дни осады Севастополя...
Материал к классному часу.День Святого Валентина- праздник любви.
День Святого Валентина- праздник любви....
Классные часы, тренинги
Уважаемые коллеги! Я хочу представить вам, мои классные часы и замечательные тренинговые занятия!...
Конспект классного часа в подготовительном классе Тема: Блокадный Ленинград
1. Цели: Формирование чувства уважения к людям, прошедшим войну и пережившим блокаду, восхищение их подвигом, чувства сопереживания к блокадным детям2....