Главные вкладки
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности " Пластилиновая фантазия". 2024 - 2025 гг.
рабочая программа по рисованию (средняя группа)
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности " Пластилиновая фантазия" для детей 4- 5 лет.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 216.5 КБ |
Предварительный просмотр:
ёМУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ЯНТАРНЫЙ ГОРОДСКОЙ ОКРУГ» «ДЕТСКИЙ САД №2 «ВЕТЕРОК»
СОГЛАСОВАНО на Педагогическом совете «30» августа 2024г. Протокол № 1 | УТВЕРЖДАЮ Заведующий МБДОУ МО «Янтарный городской округ» «Д/ с № 2 «Ветерок» ___________ Н.В. Милосердова приказ № 01-ОД/07 от «30» августа 2024г. |
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
Художественной направленности
«Пластилиновая фантазия »
Возраст обучающихся: 4-5лет
Срок реализации: 9 месяцев - 36 часов
Разработчик:
Ковальская Надежда Васильевна , воспитатель
пгт. Янтарный
2024г.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Описание предмета, дисциплины, которому посвящена программа. В основе реализации дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Пластилиновая фантазия» лежит знакомство с разными техниками пластилинографии.
Раскрытие ведущих идей, на которых базируется программа.
Ведущая идея данной программы - Пластилинография в детском саду является важной частью творческого развития детей. Занятия этим видом лепки формируют у ребят эстетический вкус, а также способствуют развитию внимания, речи, памяти, восприятия.
Описание ключевых понятий, которыми оперирует автор программы.
Пластилин - пластичный и мягкий материал для детского творчества, обладающий свойством принимать и держать заданную форму. Техника (от греч. techne - искусство - ремесло, мастерство), совокупность средств человеческой деятельности, создаваемых для осуществления процессов производства и обслуживания непроизводственных потребностей общества.
«Пластилинография» - (от «графия» - создавать, изображать, «пластилин» - материал, при помощи которого осуществляется исполнение замысла) – это техника, принцип которой заключается в создании пластилином лепной картинки на бумажной, картонной или иной основе, благодаря которой изображения получаются более или менее выпуклые, полуобъёмные на горизонтальной поверхности.
Мелкая моторика — совокупность скоординированных действий человека, направленных на выполнение точных мелких движений кистями и пальцами рук и ног.
Ручная умелость – это развитые операционально-технические умения (захватывать, удерживать, перемещать, совмещать и т.д.), т.е. способность выполнять руками определённые движения по самообслуживанию, трудовые и бытовые действия, использовать умения и навыки по ручному труду, письму и т.д.
Замысел - задуманный план действий или деятельности, намерение.
Способность – природное дарование, склонность к усвоению чего-нибудь, к занятиям чем-нибудь. Возможность, умение что-нибудь делать
Интерес - особое внимание к чему-либо, желание вникнуть в суть, узнать, понять .
Творчество — процесс деятельности, создающий качественно новые материальные и духовные ценности или итог создания объективно нового.
Развитие — это тип движения и изменения в природе и обществе, связанный с переходом от одного качества, состояния к другому, от старого к новому.
Цветоведение – это наука о природе цвета, его основных свойствах и характеристиках, а также о закономерностях восприятия.
Направленность программы.
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Пластилиновая фантазия» имеет художественную направленность и обеспечивает развитие мелкой моторики пальцев рук во время работы с пластилином детей среднего дошкольного возраста с учетом возрастных физиологических, психологических, познавательных особенностей.
Уровень освоения программы.
Уровень освоения программы ознакомительный.
Актуальность программы.
Актуальность программы состоит в том, что проблема развития мелкой
моторики на занятиях по изобразительной деятельности способствует развитию сенсомоторики – согласованности в работе глаза и руки, совершенствованию координации движений, гибкости, силе, точности в выполнении действий, коррекции мелкой моторики пальцев рук. Дети
овладевают навыками и умениями работы с инструментом (стекам). Чем чаще ребенок моделирует из различных материалов (пластилин, тесто, глина), тем активнее у него развиваются общие и изобразительные задатки.
Педагогическая целесообразность программы.
Педагогическая целесообразность заключается в том, что дети проявляют интерес к лепки из нетрадиционных материалов (пластической массы, глины, теста) .Формируется способность применять различные приемы в лепки (прищипывание, вытягивание, сглаживание, сплюскивание, вдавливание), а так же стремление украшать вылепленные композиции узором при помощи дополнительного оборудования (стеки ,палочек, декоративных украшений, природного материала). Развивается интерес к пластилинографии, как к одной из техник лепки. Посредством пластилинографии ярче всего раскрываются творческие способности детей. Занятия с детьми в данной технике способствуют разностороннему развитию ребёнка, раскрывает творческий потенциал, способность применять освоенные знания и умения для решения нестандартных задач, появляется уверенность в правильности принятия обоснованного решения и их реализации.
Практическая значимость образовательной программы.
В программе успешно совмещены два любимых детьми вида изобразительной деятельности: лепка и рисование, а также возможность оформлять готовые изделия различным природным и декоративным материалом, создавать из своих поделок как плоские, так и объемные композиции, воплощая в ручном труде всю свою детскую фантазию и воображение. Ведь практически все дети дошкольного и младшего школьного возраста любят рисовать и лепить, но часто стесняются своей неумелости. Особенностью программы «Пластилиновая фантазия» является еще и то, что даже не обладая очень высокими способностями изобразительной деятельности, получив умения и навыки по программе, каждый ребенок может своими руками создать эстетически красивую и полезную вещь, получить высокую оценку его труда взрослыми и ровесниками, что повышает его самооценку. Ребенок растет уверенным, спокойным, а значит счастливым, а это одна из важнейших задач каждого педагога.
Принципы отбора содержания образовательной программы.
-принцип доступности, подразумевающий построение системы обучения и воспитания с учетом возможностей дошкольников (возраст, уровень подготовленности, заинтересованность в работе и д.р.)
-принцип наглядности, предполагающий использование зрительных и иных ощущений, восприятий, образов для достижения наибольшей эффективности занятий; позволяет учитывать наглядно - образное и наглядно действенное мышление дошкольника;
-принцип системности, заключается в одновременном получении знаний о происходящих в природе процессах и формировании таких нравственных качеств, как сострадание, доброта, милосердие;
Отличительные особенности программы.
Программа составлена с учётом реализации интеграции образовательных областей:
Познавательное развитие: осуществляется знакомство с природой, с явлениями общественной жизни.
Социально-коммуникативное развитие: развивается общение и взаимодействие ребенка со взрослыми и сверстниками, становление самостоятельности и целенаправленности, формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества.
Речевое развитие: осуществляется обогащение словаря, звуковой культуры речи, общение.
Физическое развитие: дети выполняют упражнения пальчиковой гимнастики, способствующие развитию мелкой моторики обеих рук, выполняют гимнастику для глаз.
Художественно-эстетическое развитие: используются произведения познавательной направленности, все виды образовательной деятельности направлены на решение эстетических задач.
Цель программы. Развитие творческих способностей и мелкой моторики рук через освоение нетрадиционной техники работы с пластилином – пластилинографии.
Задачи программы.
Образовательные :
- учить детей передавать простейший образ предметов, явлений окружающего мира в технике пластилинографии;
- учить обследовать различные объекты (предметы) с помощью зрительного, тактильного ощущения для обогащения и уточнения восприятия их формы, пропорции, цвета;
- учить принимать задачу, слушать и слышать речь воспитателя действовать по образцу, а затем по словестному указанию;
- учить основным приемам пластилинографии (надавливание, размазывание, отщипывание, вдавливание);
- учить работать на заданном пространстве.
Развивающие:
- развивать мелкую моторику, координацию движения рук, глазомер;
- развивать изобразительную деятельность детей;
- развивать сюжетно – игровой замысел;
- развивать интерес к процессу и результатам работы;
- развивать интерес к коллективной работе.
Воспитательные:
- воспитывать навыки аккуратной работы с пластилином;
- воспитывать желание участвовать в создании индивидуальных и коллективных работах;
- воспитывать отзывчивость, доброту, умение сочувстовать персонажам, желание помогать им.
Психолого-педагогические характеристики обучающихся, участвующих в реализации образовательной программы
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа предназначена для детей в возрасте 4 – 5 лет, посещающих МБДОУ МО «Янтарный городской округ» «Д/с №2 «Ветерок».
Особенности организации образовательного процесса.
Набор детей для обучения по программе – свободный, осуществляется из состава детей МБДОУ МО «Янтарный городской округ» «Д/с №2 «Ветерок». Программа предусматривает групповые, индивидуальные формы работы с детьми. Состав группы не более 12 человек.
Формы обучения по образовательной программе.
Форма обучения – очная.
Режим занятий, периодичность и продолжительность занятий.
Общее количество часов в год – 36 часов. Продолжительность занятий исчисляется в академических часах – 20 минут. Недельная нагрузка на одну группу – 1 час. Занятия проводятся 1 раз в неделю по 1 академическому часу.
Объем и срок освоения образовательной программы.
Срок освоения программы – 9 месяцев. На полное освоение программы
требуется 36 часов.
Основные методы обучения.
Наглядные - наблюдение, показ, образец;
Словесные – беседы, объяснение, вопросы, художественное слово, пояснение, поощрение, знакомство с новыми словами (пластилинография, стека, шаблон, покров и т. д);
Практические – показ способов изображения и способов действия (общий и индивидуальный);
Игровой- каждое НОД проходит в виде игры, используются игры (пальчиковые, игры с пластилином и т.д.)
Каждое занятие содержит теоретическую часть и практическую работу по закреплению материала. Благодаря такому подходу у обучающихся вырабатываются такие качества, как решение практических задач, умение ставить цель, планировать достижение этой цели.
Каждое занятие условно разбивается на 3 части, которые составляют в
комплексе целостное занятие:
1 часть включает в себя организационные моменты, изложение нового
материала, инструктаж, планирование и распределение работы для каждого
обучающегося на данное занятие;
2 часть – практическая работа обучающихся (индивидуальная или
групповая, самостоятельная или совместно с педагогом, под контролем
педагога). Здесь происходит закрепление теоретического материала,
отрабатываются навыки и приемы; формируются успешные способы
профессиональной деятельности;
3 часть – посвящена анализу проделанной работы и подведению итогов.
Планируемые результаты.
Образовательными результатами являются усвоение базовых знаний,
умений и навыков в пластилиногрфии.
Развивающими результатами являются развитие когнитивных функций,
творческих способностей и коммуникативных компетенций обучающегося.
Воспитательными результатами являются развитие эстетического восприятия.
Дети будут знать:
- правила безопасности труда и личной гигиены при работе с различными материалами;
- историю возникновения пластилинографии;
- этапы работы .
Дети будут уметь:
- передавать образ предметов, явлений окружающего мира посредством пластилинографии;
- определять порядок действий, планировать этапы своей работы;
- работать на заданном пространстве;
- использовать приемы работы в технике пластилинографии (надавливание, размазывание, отщипывание, вдавливание, скатывание);
- экспериментировать со смешиванием различных цветов пластилина, создавая нужные оттенки, выполнять задания самостоятельно, без помощи педагога.
Механизм оценивания образовательных результатов.
Оценивание результатов проходит в формате наблюдения педагога за
активностью работы, вовлеченностью в деятельность, взаимоотношениями
между обучающимися в процессе работы. Основным показателем результативности обучения является выполнение учебного плана. Оценивание результата работы обучающегося необходимо по возможности комплексно, исходя из познавательного развития, коммуникативного развития и художественного развития личности ребенка в целом. Уделяется серьезное внимание качеству выполнения ребенком работ на занятиях, развитию его творческих способностей, художественного вкуса.
Первичная диагностика происходит в процессе совместной деятельности педагога с обучающимися в виде бесед, наблюдений, игр; с целью выявления уровня развития дошкольников, их умений.
Итоговая диагностика проводится в конце учебного года в форме выставки и проведенных дистанционных конкурсов.
1. Уровень технических знаний.
− Низкий уровень. Требуется постоянное включение педагога
в деятельность по решению поставленных задач.
− Средний уровень. Требуется периодическое включение педагога
в деятельность обучающихся.
− Высокий уровень. Включённость педагога в работу обучающихся не
требуется.
2. Уровень проявления творчества в декоре.
− Низкий уровень. Требуется постоянное включение педагога
в деятельность по решению поставленных задач.
− Средний уровень. Требуется периодическое включение педагога
в деятельность обучающихся.
− Высокий уровень. Включённость педагога в работу обучающихся не
требуется.
3. Развитие мелкой моторики
− Низкий уровень. Требуется постоянное включение педагога
в деятельность по решению поставленных задач.
− Средний уровень. Требуется периодическое включение педагога
в деятельность обучающихся.
− Высокий уровень. Включённость педагога в работу обучающихся не
требуется.
4. Проявление аккуратности и трудолюбия.
− Низкий уровень. Требуется постоянное включение педагога
в деятельность по решению поставленных задач.
− Средний уровень. Требуется периодическое включение педагога
в деятельность обучающихся.
− Высокий уровень. Включённость педагога в работу обучающихся не
требуется.
Формы подведения итогов реализации образовательной программы.
Итогом освоения программы «Пластилиновая фантазия» является выставки детских работ, участие в различных конкурсах муниципального, регионального и всероссийского уровня.
Организационно-педагогические условия реализации программы
Качество реализации дополнительной общеобразовательной
общеразвивающей программы обеспечивается за счет:
− соответствия программы возрастным особенностям обучающихся;
− доступности, открытости, привлекательности для детей и их
родителей (законных представителей) содержания программы;
− комфортной развивающей образовательной среды;
− качественного состава педагогических работников, имеющих среднее
профессиональное или высшее образование, по направлению обучения «Образование и педагогика» (профильное педагогическое образование).
Материально-технические условия (обеспечение):
− помещение для занятий, соответствующее требованиям санитарным
нормам СанПин;
− ноутбук;
_ мольберт,
_ принтер.
_ магнитофон,
_диски с музыкой (детский репертуар).
_наборы пластилина;
_стеки, доски, влажные салфетки;
_наборы плотного картона разного по форме, цвету;
_фото или иллюстрации с изображением различных композиций и предметов;
_различный бросовый материал (бусинки, бисер, зубочистка и т.д.).
Кадровые условия реализации программы
Педагог, реализующий программу, должен иметь высшее или среднее профессиональное образование по направлению обучения «Образование и педагогика» (профильное педагогическое образование) без предъявления требований к стажу работы.
Оценочные и методические материалы
Оценочная система складывается из наблюдений педагога за работой каждого обучающегося, уровнем вовлеченности в деятельность, из рефлексии обучающихся, обратной связи детей, а, также, из результатов
творческих работ как каждого обучающегося отдельно, так и коллектива группы в целом.
Методическое обеспечение
- презентация по темам: «Путешествие в мир пластилинографии».
- подборка загадок.
- подборка пальчиковых игр .
- подборка музыкальных произведений (детский репертуар).
Учебный план программы.
№ п/п | Название раздела темы | Количество часов/ мин | Формы аттестации/ контроля | ||
Всего | Теория | Практика | |||
Раздел 1: Вводное занятие |
|
|
| ||
1 | Знакомство с техникой Пластилинография «Воздушные шары" | 1/20 | 0,25/5 | 0,75/15 | Творческая работа |
1/ 20 | 0,25/ 5 | 0,75 /15 | |||
Раздел 2 : Осень | |||||
2 | «Солнышко проснулось, деткам улыбнулось». | 1/20 | 0,25/5 | 0,75/15 | Творческая работа |
3 | «В нашем саду яблоки поспели.» | 1/20 | 0,25/5 | 0,75/15 | выставка работа |
4 | «Мухомор» | 1/20. | 0,25/5 | 0,75/15 | Конкурс, выставка |
5 | «Белые грибочки выросли в лесу.» | 1/20 | 0,25/5 | 0,75/15 | Конкурс, выставка |
6 | « Цветные зонтики.» | 1/20 | 0,25/5 | 0,75/15 | Конкурс, выставка |
7 | «Вот ежик -ни головы ,ни ножек.» | 1/20 | 0,25/5 | 0,75/15 | Конкурс, выставка |
8 | «Ветка рябины» | 1/20 | 0,25,5 | 0,75/15 | Творческая работа |
9 | «Осенний урожай» | 1/20 | 0,.25/5 | 0,75/15 | Творческая работа |
10 | « Золотая рыбка» | 1/20 | 0,25/5 | 0,75/15 | Творческая работа |
11 | «Лист осенний, золотой .» | 1/20 | 0,25/5 | 0,75/15 | Конкурс |
12 | «Осень золотая.» | 1/20 | 0,25/5 | 0,75/15 | Выставка |
13 | «Птичка - синичка.» | 1/20. | 0,25/5 | 0,75/15 | Творческая работа |
12/240 | 5/60 | 3/180 | |||
Раздел 3: Зима | |||||
14 | «Белая снежинка на ладошку села.» | 1/20 | 0,25/5 | 0,75/15 | Творческая работа |
15 | «Снеговик» | 1/20 | 0,25/5 | 0,75/15 | Фестиваль |
16 | «Новогодние шары так прекрасны и важны.» | 1/20 | 0,25/5 | 0,75/15 | Творческая работа |
17 | «Елочка, елочка - зеленая иголочка» | 1/20 | 0,25/5 | 0,75/15 | Конкурс |
мин.18 | « Зимняя ночь.» | 1/20 . | 0,25/5 | 0,75/15 | Творческая работа |
19 | «Пингвины на льдине.» | 1/20. | 0,25/5 | 0,75/ 15 | Конкурс |
20 | « Рыбки в аквариуме.» | 1/20 . | 0,25/5 | 0,75/15 | Выставка |
21 | «Белая, ах белая зима.» | 1/ 20 | 0,25/5 | 0,75/15 | Выставка, |
22 | «Снегири на веточках.» | 1/20 . | 0,25/5 | 0,75/15 | Конкурс |
23 | «Шубка для зайчика» | 1/20 . | 0,25/5 | 0,75/15 | Творческая работа |
24 | «Самолет летит.» | 1/20 . | 0,25/5 | 0,75/15 | Творческая работа |
25 | «Кораблик для папы» | 1/20 . | 0,25/5 | 0,75/15 | Конкурс |
12/240 | 5/60 | 3/180 | |||
Раздел 4 : Весна | |||||
26 | « Веточка мимозы для мамы.» | 1/20 . | 0,25/5 | 0,75/15 | Конкурс |
27 | «Проснулись первоцветы.» | 1/20 . | 0,25/5 | 0,75/15 | Творческая работа |
28 | «Верба в вазе.» | 1/20 | 0,25/5 | 0,75/15 | Творческая работа |
29 | «Цветик – семицветик» | 1/20 . | 0,25/5 | 0,75/15 | Выставка, |
4/80 | 1,4/20 | 1/60 | |||
Раздел 5 : Декоративное искусство | |||||
30 | «Петушок, петушок - золотой гребешок.» | 1/20 . | 0,25/5 | 0,75/15 | Выставка, конкурс |
31 | «Пасхальное яйцо.» | 1/20 | 0,25/5 | 0,75/15 | Конкурс |
32 | «Русская матрешка.» | 1/20 . | 0,25/5 | 0,75/15 | Творческая работа |
33 | «Ракета в космосе.» | 1/20 . | 0,25/5 | 0,75/15 | Конкурс, |
4/80 | 1,4/20 | 3/60 | |||
Раздел 6 : Мир природы | |||||
34 | «Гусеница на листочке» | 1/20 | 0,25/5 | 0,75/15 | Творческая работа |
35 | «Бабочка красавица.» | 1/20 . | 0,25/5 | 0,75/15 | Выставка, |
36 | «Божья коровка на ромашке.»( коллективная работа) | 1/20 | 0,25/5 | 0,75/15 | Конкурс |
3/60 | 0.75/15 | 2.25/45 |
Содержание программы.
Раздел 1: Вводное занятие
Теория :знакомство с техникой Пластилинографии. Пластилинография в жизни человека. Роль и место пластилинографии в изобразительном искусстве. Влияние изобразительного искусства на развитие личности, речи человека. Познакомить детей с особенностями работы техникой Пластилинография.
Практика: диагностическое занятие – знакомство с детьми, изучение способности к работе с пластилином. Развивать эстетическое и образное восприятие.
Раздел 2 : Осень
1.Солнышко проснулось, деткам улыбнулось».
Теория: способствовать художественно-эстетическому развитию детей, используя нетрадиционную технику рисования (пластилинография).
Практика: закреплять навык работать с пластилином на горизонтальной поверхности.
2. «В нашем саду яблоки поспели».
Теория: освоение техники пластилинография.
Практика: продолжать учить детей отщипывать маленькие кусочки пластилина от целого куска и скатывать из них шарики, надавливать пальчиком на пластилиновый шарик, прикрепляя его к основе.
3.«Мухомор».
Теория: обучение детей располагать пластилиновые шарики по схеме.
Практика: составлять композицию.«Гриб мухомор».
4.«Белые грибочки выросли в лесу».
Теория: продолжать формировать навыки работы в нетрадиционной технике исполнения – пластилинографии.
Практика: обучать работать на заданном пространстве.
5. «Цветные зонтики».
Теория: освоение техники пластилинография.
Практика: равномерное размазывание пластилина по форме рисунка.
6. «Вот ежик - ни головы ,ни ножек.»
Теория: познакомить детей с техникой нетрадиционного рисования – пластилинография.
Практика: научить детей отщипывать кусочек пластилина, делать из него шарики, и растирать его на листе бумаги, создавая рисунок.
7.«Цыплёнок».
Теория: cоздание композиции на основе готовых элементов, чередуя цвет.
Практика: равномерное размазывание пластилина по форме рисунка.
8.«Осенний урожай»
Теория: составлять композицию, используя технику пластилинография.
Практика: рнавномерное размазывание пластилина по форме рисунка.
9.« Золотая рыбка».
Теория: обучение навыкам работы с пластилином в технике «пластилинография»
Практика: прикрепляем пластилиновые шарики по рисунку, чередуя цвет.
10.«Лист осенний, золотой».
Теория: освоение техники пластилинография.
Практика: закреплять приемы надавливания и размазывания, учить смешивать различные цвета пластилина, создавая нужный оттенок.
11.«Осень золотая.»
Теория : создавать образ осеннего дерева, используя технику –пластилинография.
Практика: обучать детей покрывать пластилином сложное по форме изображение.
12.«Птичка - синичка.»
Теория: продолжать знакомить детей с нетрадиционной техникой лепки – пластилинографией;
Практика: раскатываем пластилин в жгутики и укладываем на рисунок путём равномерного расплющивания.
Раздел 3 : Зима
1.«Белая снежинка на ладошку села.»
Теория: создавать картинку на основе готовых элементов.
Практика: продолжать учить детей раскатывать колбаски, маленькие шарики, размазывать пластилин на готовые формы трафарета «Снежинка».
2.«Снеговик,»
Теория: создавать образ снеговика, используя технику –пластилинография.
Практика: формировать умение детей лепить снеговика, используя технические приёмы пластинографии. Побуждать к самостоятельному выбору дополнительных деталей для своего снеговика.
3.« Новогодние шары так прекрасны и важны.»
Теория: формировать у детей обобщенное представление о елочных игрушках.
Практика: создавать лепную картину с выпуклым изображением. Развивать творческое воображение детей, побуждая их самостоятельно придумать узор для своего шарика.
4.«Елочка, елочка - зеленая иголочка»
Теория: учить детей в технике пластинографии передавать строение ёлки.
Практика: закреплять умение пользоваться стекой, передавая игольчатую пушистость ёлочки.
5. «Зимняя ночь.»
Теория: демонстрация образцов. Создание композицию на основе готовых элементов, чередуя цвет.
Практика: продолжать учить наносить рельефный рисунок с помощью стеки для придания выразительности, изображаемым объектам.
6.«Пингвины на льдине.»
Теория: создавать картинку на основе готовых элементов.
Практика: упражнять в размазывании пластилина по готовой поверхности.
7.« Рыбки в аквариуме».
Теория: демонстрация образцов. Создание композицию на основе готовых элементов, чередуя цвет.
Практика: учить основным приемам пластилинографии (раскатывание, надавливание, размазывание, ощипывание)
8. « Белая, ах белая зима».
Теория: рассмотреть деревья после снегопада и в технике пластилинографии.
Практика: продолжать развивать творческую самостоятельность, вызвать желание фантазировать;
9. «Снегири на веточках».
Теория: демонстрация образцов. Создание композицию на основе готовых элементов, чередуя цвет.
Практика: равномерное размазывание пластилина по форме рисунка.
10.«Шубка для зайчика»
Теория: создавать картинку на основе готовых элементов
Практика: равномерное размазывание пластилина по форме рисунка.
11.«Самолет летит.»
Теория: освоение техники пластилинография на основе готовых рисунков.
Практика: дополнять изображение характерными деталями (окошками-иллюминаторами), используя знакомые приемы работы: раскатывание, сплющивание.
12.«Кораблик для папы»
Теория: создание композицию на основе готовых элементов, чередуя цвет.
Практика: учить детей создавать на плоскости предмет, состоящий из нескольких частей, добиваться точности передачи формы предмета, его строения и частей.
Раздел 4 : Весна
1.«Веточка мимозы для мамы».
Теория: обучение детей располагать пластилиновые шарики по готовому шаблону.
Практика: формировать композиционные навыки, цветовосприятие.
2. «Проснулись первоцветы».
Теория: продолжать знакомить детей с нетрадиционной техникой изображения- пластилинография.
Практика: закрепить умения и навыки детей в работе с пластилином - раскатывание, сплющивание, размазывание используемого материала на основе, разглаживание готовых поверхностей.
3.«Верба в вазе»
Теория: освоение техники пластилинография.
Практика: раскатываем пластилин в жгутики и укладываем на рисунок путём равномерного расплющивания.
4. «Цветик – семицветик».
Теория: создавать картинку на основе готовых элементов.
Практика: учить использовать в своей работе несколько цветов пластилина. Учить размазывать пластилиновые шарики в разных направлениях.
Раздел 5 : Декоративное искусство
1. «Петушок, петушок - золотой гребешок.»
Теория: создавать сюжетную картину на горизонтальной плоскости.
Практика: учить детей в передачи нескольких цветов пластилина, передавать яркий образ петуха,
2.«Пасхальное яйцо.»
Теория: продолжать совершенствовать умения детей в технике пластилинографии.
Практика: развивать умение создавать оригинальные способы украшения пасхальных яиц.
3.«Русская матрешка».
Теория: знакомство с народным декоративным творчеством.
Практика: закрепить способы работы в технике пластилинография раскатывание, сплющивание, выполнение декоративных элементов, раскрашивание пластилином.
4.«Ракета в космосе»
Теория: освоение техники пластилинография на основе готовых рисунков.
Практика: раскатываем пластилиновые комочки кругообразными движениями и размазываем по поверхности основы.
Раздел 6 : Мир природы
1. «Гусеница на листочке».
Теория: создавать сюжетную картину на горизонтальной плоскости
Практика: продолжать учить катать и распределять пластилиновые шарики по рисунку, чередуя цвет.
2.«Бабочка красавица».
Теория:Создание самостоятельной композиции.
Практика:Раскатываем пластилиновые комочки кругообразными движениямии самостоятельно распределяем на основу.
3.« Божья коровка на ромашке..»(коллективная )
Теория : продолжать совершенствовать умения детей в технике пластилинографии.
Практика: обучение детей самостоятельно отщипывать маленькие кусочки пластилина и скатывать их шарики. Учить самостоятельно, раскладывать шарики на заданном пространстве.«Точки на божий коровке». Продолжать учить детей создавать коллективную работу, использовать в своей работе несколько цветов пластилина.
КАЛЕНДАРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ГРАФИК
№ п/п | Режим деятельности | Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа Художественной направленности «Пластилиновая фантазия » |
1 | Начало учебного года | 1 сентября |
2 | Продолжительность учебного периода | 36 учебных недель |
3 | Продолжительность учебной недели | 5 дней |
4 | Периодичность учебных занятий | 1 раз в неделю |
5 | Количество часов | 36 часов |
6 | Окончание учебного года | 31 мая |
7 | Период реализации программы | 01.09.2024г. - 31.0502025г. |
Воспитательная работа
Воспитательный компонент осуществляется по следующим
направлениям организации воспитания и социализации обучающихся:
1) гражданско-патриотическое;
2) нравственное и духовное воспитание;
3) воспитание положительного отношения к труду и творчеству;
4) интеллектуальное воспитание;
5) здоровьесберегающее воспитание;
6) правовое воспитание и культура безопасности;
7) воспитание семейных ценностей;
8) формирование коммуникативной культуры;
9) экологическое воспитание.
Используемые формы воспитательной работы: викторина, экскурсии,
игровые программы, диспуты.
Методы: беседа, мини-викторина, наблюдения, столкновения взглядов и
позиций, проектный, поисковый.
Планируемый результат: повышение мотивации к пластилинографии и личностному развитию; сформированность настойчивости в достижении цели, стремление к получению качественного законченного результата; умение работать в команде; сформированность нравственного, познавательного и коммуникативного потенциалов личности.
Календарный план воспитательной работы
№ п/п | Название мероприятия, события | Направления воспитательной работы | Форма проведения | Сроки проведения |
1 | Инструктаж по технике безопасности при работе с оборудованием, правила поведения на занятиях | Безопасность и здоровый образ жизни | В рамках занятий | Сентябрь |
2 | Беседа о сохранении материальных ценностей, бережном отношении к оборудованию | Нравственное воспитание, трудовое воспитание | В рамках занятий | Октябрь - май |
3 | Работа над творческими заданиями внутри группы | Нравственное воспитание, трудовое воспитание | В рамках занятий | Октябрь - май |
4 | Беседа о празднике «День матери» | Гражданско-патриотическое,нравственное и духовное воспитание; воспитание семейных ценностей В рамках занятий | В рамках занятий | Ноябрь |
5 | Беседа о празднике «День защитника Отечества» | Гражданско-патриотическое,нравственное и духовное воспитание; воспитание семейных ценностей | В рамках занятий | Февраль |
6 | Беседа о празднике «День космонавтики» | Гражданско-патриотическое,нравственное и духовное воспитание; воспитание семейных ценностей | В рамках занятий | Апрель |
7 | Совместные просмотры и обсуждение созданных работ с родителями | Воспитание положительного отношения к труду и творчеству; формирование коммуникативной культуры | В рамках занятия | Май |
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Нормативные правовые акты:
1. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ.
2. Указ Президента Российской Федерации «О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки» от 07.05.2012 № 599.
3. Указ Президента Российской Федерации «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики» от 07.05.2012 No 597.
4. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 27 июля 2022 года № 629 "Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам".
5. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно- эпидемиологические требования к организации воспитания и
обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи».
6. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 31.03.2022 года № 678-р «Об утверждении Концепции развития дополнительного образования детей до 2030 года».
7. Приказ Министерства образования Калининградской области от 26 июля 2022 года № 912/1 "Об утверждении Плана работы по реализации Концепции развития дополнительного образования детей до 2030 года, I этап (2022 - 2024 годы) в Калининградской области и Целевых показателей реализации Концепции развития дополнительного образования детей до 2030 года в Калининградской области".
Для педагога:
1.Смирнова Т. В. « Художественно - эстетическое развитие детей 5 -6 лет» - Волгоград, изд. « Учитель» 2014г.
2.Московка О. С. «Лепим птиц леса» - Москва , «Сфера », 2015г.
3.Новацкая М. В. «Пластилиновые картинки» Санкт- Петербург , «Питер» ,2015г.
4.Белошистая А.В., Жукова О.Г. Москва изд. «АРКТИ» 2009г.
5. Силенко Е . «Аппликация из пластилина 3 - 6 лет.» Ростов на Дону, «Феникс» 2016г.
6.Петрова О «Пластилиновые картины» Москва, изд." АСТ- ПРЕСС КНИГА"2015г.
7.Сорокина Ж. В. «Пластилиновые картинки» Санкт - Петербург , изд. «Литера» , 2013г.
8.С.Ю. Ращупкина « Лепка из пластилина» Москва , РИПОЛ классик, 2011г. Интернет ресурсы.
Приложение 1
Физкультминутки
***
Встанем, надо отдохнуть,
Наши пальчики встряхнуть.
Поднимайтесь, ручки вверх,
Шевелитесь пальчики
Так шевелят ушками
Серенькие зайчики.
Крадёмся тихо на носочках,
Как лисы бродят по лесочку.
Волк озирается кругом,
И мы головки повернём.
Теперь садимся тише, тише
Притихнем, словно в норках мыши.
***
Только в лес мы вошли, появились комары,
Руки вверх, хлопки над головой,
Руки вниз – хлопок другой.
Снова дальше мы идём,
Перед нами водоём,
Прыгать мы уже умеем,
Прыгать будем мы смелее,
Раз – два, раз – два, позади уже вода.
Мы шагаем, мы шагаем,
Руки выше поднимаем,
Дышим ровно, глубоко…
Впереди из-за куста
Смотрит хитрая лиса,
Мы лису обхитрим,
На носочках пробежим.
Серый заяц скачет в поле,
Очень весело на воле.
Подражаем мы зайчишке,
Непоседе, шалунишке,
И закончилась игра,
За работу нам пора.
***
Цапля весело гуляла,
Всех лягушек разогнала,
Покачалась, покачалась,
Тину с лапок обобрала,
Шейкой длинной повертела,
Всю округу осмотрела,
К солнцу сладко потянулась, потянулась,
Вся встряхнулась,
вся встряхнулась,
И, укрывшись в камышах,
Затаилась, улыбнулась.
***
Медвежата в чаще жили,
Головой своей кружили,
Вот так, вот так.
Головой своей кружили.
Медвежата мёд искали,
Дружно дерево качали,
Вот так, вот так.
Вперевалочку ходили
И из речки воду пили,
Вот так, вот так
Дружно лапы поднимали,
Вот так, вот так.
***
Физкультминутку проведём
И все вместе отдохнём.
Руки в стороны возьмите
И на пояс опустите,
Шаг на месте, раз, два, три,
Плечи шире разверни,
Проведём одну игру,
Все присядем, скажем: «у»,
Быстро встанем, скажем: «а»,
Нам пора уж за дела!
Приложение 2
Пальчиковая гимнастика
"Сказки"
Раз, два, три, четыре, пять -
Любим сказки мы читать.
Царевна-Лягушка, Конек-Горбунок,
Мышка-норушка и Колобок.
Курочку Рябу назвать еще надо -
Героев из сказок вспомнить мы рады!
(Разжимают пальцы из кулачка, начиная с мизинца. Сжимают пальцы в кулачок, начиная с большого пальца.)
"Колобок"
Жили – были дед и баба на поляне у реки
И любили очень-очень на сметане колобки.
(ходьба на месте или пальчиками по столу).
Попросил старик старуху:
«Испеки мне колобка».
(наклоны с вытянутыми руками вперёд).
Бабка тесто замесила
(имитация замеса теста).
Колобка она слепила.
(круговые движения рук).
В печь его поставила
(вытянуть прямые руки вперёд).
Там его оставила.
(руки на пояс).
Вышел он румян – пригож
(повороты туловища в стороны).
И на солнышко похож.
(поднять руки вверх).
"Репка"
( на каждую строку дети сгибают и разгибают пальцы)
Тянут, тянут бабка с дедкой (Большие пальцы)
Из земли большую репку. (Указательные)
К ним пришла тут внучка, (Средние)
Подбежала Жучка, (Безымянные)
Кошка тоже потянула. ( Мизинцы)
Хоть держалась крепко, ( Берут репку всей кистью)
Вытянута репка ! ( Руки поднимают вверх)
Сварила бабушка вкусную кашу и угостила всех: дедушку, внучку, Жучку и кошку.
"Теремок"
На полянке теремок
(ладошки соединяем домиком)
дверь закрыта на замок
(пальцы сомкнуты в "замок")
Из трубы идет дымок
(сомкнуть пальцы в колечки)
вокруг терема забор
(руки перед собой, пальцы прямые и сомкнутые)
чтобы не забрался вор.
тук-тук-тук
тук-тук-тук
(кулачок стучит по ладони)
Открывайте, я ваш друг!
(Руки развести в стороны)
"Гномики"
Жили-были в домиках маленькие гномики
(сжимают и разжимают кулаки)
Токи, Пики, Лики, Чики, Мики
(загибают пальцы, начиная с большого пальца)
1,2,3,4,5 стали гномики играть
(стучат пальцами по столу, имитируя игру на фортепиано).
Хитрые пальчики.
Вот забор. (пальцы правой руки прижать друг к другу)
В заборе щели. (раздвинуть пальцы)
Пальцы в них пролезть хотели. (просунуть большой палец левой руки)
Сунул голову Большак (между большим и указательным пальцами правой)
Дальше не пройти никак! (крепко зажать большой палец)
Вслед за ним застрял Указка. (указательный палец левой руки между указательным и средним пальцами правой)
Середняк хотел – напрасно! (средний палец левой руки между, средним и безымянным пальцами правой)
Безымянный – безуспешно!
Хоть один прошёл?
Конечно! Щуплый, маленький мизинчик (мизинец несколько раз согнуть – разогнуть, потом помахать им)
Помощь братьям оказал:
Из щелей их всех достал. (каждый палец по очереди освободить из плена)
Дружба.
Дружат в нашей группе,
Девочки и мальчики.
Мы с тобой подружим
Маленькие пальчики. (пальцы рук соединяют в замок несколько раз)
Раз, два, три, четыре, пять
Начинаем мы считать. (пальцы с мизинчика поочередно соединяют друг с другом)
Раз, два, три, четыре, пять
Мы закончили считать. (руки вниз, встряхивают кистями).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности " Пластилиновая фантазия" 2018 -2019 учебный год.
Рабочая программа по пластилинографии. Цель: развитие у детей творческих способностей посредством нетрадиционной техники - пластилинографии....

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности изо-студия «Творческие фантазии» Возраст обучающихся: 4-7 лет
Все дети любят рисовать. Испытав интерес к творчеству, они сами находят нужные способы. Но далеко не у всех это получается, тем более, что многие дети только начинают овладевать художественной деятель...

Учебно-тематический план дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы художественной направленности "Пластилиновая страна"
Учебно-темотический план программы. Содержание занятий с детьми 4 - 5 лет....

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности " Пластилиновое чудо"
Дополнительная образовательная программа «Дошколенок» (далее -программа) разработана на основе следующих нормативных правовых документов:- Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности "Пластилиновое чудо" для детей 2-3 лет
Программа кружка по пластилинографии...