Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности " Пластилиновая фантазия". 2024 - 2025 гг.
рабочая программа по рисованию (средняя группа)

Ковальская Надежда Васильевна

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности " Пластилиновая фантазия" для детей 4- 5 лет.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon plastilinovaya_fantaziya_na_2024_-_2025_gg.doc216.5 КБ

Предварительный просмотр:

ёМУНИЦИПАЛЬНОЕ  БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ  МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ЯНТАРНЫЙ ГОРОДСКОЙ ОКРУГ»   «ДЕТСКИЙ САД №2 «ВЕТЕРОК»

       

СОГЛАСОВАНО                                            

на Педагогическом совете

 «30» августа 2024г.

    Протокол № 1                                                                  

УТВЕРЖДАЮ

Заведующий МБДОУ

 МО «Янтарный городской округ»

«Д/ с № 2 «Ветерок»

                      ___________   Н.В. Милосердова        

приказ  № 01-ОД/07  от   «30» августа 2024г.

                                                                       

                                                                                                                                             

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа

Художественной  направленности

«Пластилиновая фантазия » 

Возраст обучающихся:  4-5лет

Срок реализации: 9 месяцев - 36 часов

                                                                                                                                                                                                    

Разработчик:

                                                                        Ковальская Надежда Васильевна ,  воспитатель

                                             

                                                      пгт. Янтарный

                                                  2024г.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Описание предмета, дисциплины, которому посвящена программа.                                 В основе реализации дополнительной  общеобразовательной общеразвивающей программы «Пластилиновая фантазия» лежит знакомство с разными техниками пластилинографии.

Раскрытие ведущих идей, на которых базируется программа.

 Ведущая идея данной программы - Пластилинография в детском саду является важной частью творческого развития детей. Занятия этим видом лепки формируют у ребят эстетический вкус, а также способствуют развитию внимания, речи, памяти, восприятия.

Описание ключевых понятий, которыми оперирует автор программы.

  Пластилин - пластичный и мягкий материал для детского творчества, обладающий свойством принимать и держать заданную форму. Техника (от греч. techne - искусство - ремесло, мастерство), совокупность средств человеческой деятельности, создаваемых для осуществления процессов производства и обслуживания непроизводственных потребностей общества.

 «Пластилинография» - (от «графия» - создавать, изображать, «пластилин» - материал, при помощи которого осуществляется исполнение замысла) – это техника, принцип которой заключается в создании пластилином лепной картинки на бумажной, картонной или иной основе, благодаря которой изображения получаются более или менее выпуклые, полуобъёмные на горизонтальной поверхности.

Мелкая моторика — совокупность скоординированных действий человека, направленных на выполнение точных мелких движений кистями и пальцами рук и ног.

 Ручная умелость – это развитые операционально-технические умения (захватывать, удерживать, перемещать, совмещать и т.д.), т.е. способность выполнять руками определённые движения по самообслуживанию, трудовые и бытовые действия, использовать умения и навыки по ручному труду, письму и т.д.

Замысел - задуманный план действий или деятельности, намерение.

Способность – природное дарование, склонность к усвоению чего-нибудь, к занятиям чем-нибудь. Возможность, умение что-нибудь делать

Интерес - особое внимание к чему-либо, желание вникнуть в суть, узнать, понять .

 Творчество — процесс деятельности, создающий качественно новые материальные и духовные ценности или итог создания объективно нового.

 Развитие — это тип движения и изменения в природе и обществе, связанный с переходом от одного качества, состояния к другому, от старого к новому.

Цветоведение – это наука о природе цвета, его основных свойствах и характеристиках, а также о закономерностях восприятия.

Направленность программы.

Дополнительная  общеобразовательная общеразвивающая  программа «Пластилиновая фантазия»  имеет художественную направленность и обеспечивает развитие мелкой моторики пальцев рук во время работы с пластилином детей среднего дошкольного возраста с учетом возрастных физиологических, психологических, познавательных особенностей.  

Уровень освоения программы.

Уровень освоения программы ознакомительный.

Актуальность программы. 

 Актуальность программы состоит в том, что проблема развития мелкой

моторики на занятиях по изобразительной деятельности способствует развитию сенсомоторики – согласованности в работе глаза и руки, совершенствованию координации движений, гибкости, силе, точности в выполнении действий, коррекции мелкой моторики пальцев рук. Дети

овладевают навыками и умениями работы с инструментом (стекам). Чем чаще ребенок моделирует из различных материалов (пластилин, тесто, глина), тем активнее у него развиваются общие и изобразительные задатки.

Педагогическая целесообразность программы.

 Педагогическая целесообразность заключается в том, что дети проявляют интерес к лепки из нетрадиционных материалов (пластической массы, глины, теста) .Формируется способность применять различные приемы в лепки (прищипывание, вытягивание, сглаживание, сплюскивание, вдавливание), а так же стремление украшать вылепленные композиции узором при помощи дополнительного оборудования (стеки ,палочек, декоративных украшений, природного материала). Развивается интерес к пластилинографии, как к одной из техник лепки. Посредством пластилинографии ярче всего раскрываются творческие способности детей. Занятия с детьми в данной технике способствуют разностороннему развитию ребёнка, раскрывает творческий потенциал, способность применять освоенные знания и умения для решения нестандартных задач, появляется уверенность в правильности принятия обоснованного решения и их реализации.

Практическая значимость образовательной программы.

В программе успешно совмещены два любимых детьми вида изобразительной деятельности: лепка и рисование, а также возможность оформлять готовые изделия различным природным и декоративным материалом, создавать из своих поделок как плоские, так и объемные композиции, воплощая в ручном труде всю свою детскую фантазию и воображение. Ведь практически все дети дошкольного и младшего школьного возраста любят рисовать и лепить, но часто стесняются своей неумелости. Особенностью программы «Пластилиновая фантазия»  является еще и то,  что даже не обладая очень высокими способностями изобразительной деятельности, получив умения и навыки по программе, каждый ребенок может своими руками создать эстетически красивую и полезную вещь, получить высокую оценку его труда взрослыми и ровесниками, что повышает его самооценку. Ребенок растет  уверенным, спокойным, а значит счастливым, а это одна из важнейших задач каждого педагога.

Принципы отбора содержания образовательной программы.

-принцип доступности, подразумевающий построение системы обучения и воспитания с учетом возможностей дошкольников (возраст, уровень подготовленности, заинтересованность в работе и д.р.)

-принцип наглядности, предполагающий использование зрительных и иных ощущений, восприятий, образов для достижения наибольшей эффективности занятий; позволяет учитывать наглядно - образное и наглядно действенное мышление дошкольника;  

-принцип системности, заключается в одновременном получении знаний о происходящих в природе процессах и формировании таких нравственных качеств, как сострадание, доброта, милосердие;

Отличительные особенности   программы.

Программа составлена с учётом реализации интеграции образовательных областей:

Познавательное развитие: осуществляется знакомство с природой, с явлениями общественной жизни.

Социально-коммуникативное развитие: развивается общение и взаимодействие ребенка со взрослыми и сверстниками, становление самостоятельности и целенаправленности, формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества.

Речевое развитие: осуществляется обогащение словаря, звуковой культуры речи, общение.

Физическое развитие: дети выполняют упражнения пальчиковой гимнастики, способствующие развитию мелкой моторики обеих рук, выполняют гимнастику для глаз.

Художественно-эстетическое  развитие: используются произведения познавательной направленности, все виды образовательной деятельности направлены на решение эстетических задач.

 

Цель программы. Развитие творческих способностей и мелкой моторики рук через освоение нетрадиционной техники работы с пластилином – пластилинографии.

Задачи программы.

Образовательные :

- учить детей  передавать простейший образ предметов, явлений окружающего мира в технике пластилинографии;

 - учить обследовать различные объекты (предметы) с помощью зрительного, тактильного ощущения для обогащения и уточнения восприятия их формы, пропорции, цвета;

- учить принимать задачу, слушать и слышать речь воспитателя действовать по образцу, а затем по словестному указанию;

- учить основным приемам  пластилинографии (надавливание, размазывание, отщипывание, вдавливание);

- учить  работать на заданном пространстве.

Развивающие:

- развивать мелкую моторику, координацию движения рук, глазомер;

- развивать изобразительную деятельность детей;

- развивать  сюжетно – игровой замысел;

- развивать интерес к процессу и результатам работы;

- развивать интерес к коллективной работе.

Воспитательные: 

- воспитывать навыки аккуратной работы с пластилином;

- воспитывать желание участвовать в создании индивидуальных и коллективных работах;

- воспитывать отзывчивость, доброту, умение сочувстовать персонажам, желание помогать им.

Психолого-педагогические характеристики обучающихся, участвующих в реализации образовательной программы

 Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа предназначена для детей в возрасте 4 – 5 лет, посещающих МБДОУ МО «Янтарный городской округ» «Д/с №2 «Ветерок».

Особенности организации образовательного процесса.

Набор детей для обучения по программе – свободный, осуществляется из состава детей МБДОУ МО «Янтарный городской округ» «Д/с №2 «Ветерок». Программа предусматривает групповые, индивидуальные формы работы с детьми. Состав группы не более 12 человек.

Формы обучения по образовательной программе.

Форма обучения – очная.

Режим занятий, периодичность и продолжительность занятий.

Общее количество часов в год – 36 часов. Продолжительность занятий исчисляется в академических часах – 20 минут. Недельная нагрузка на одну группу – 1 час. Занятия проводятся 1 раз в неделю по 1 академическому часу.

Объем и срок освоения образовательной программы.

Срок освоения программы – 9 месяцев. На полное освоение программы

требуется 36 часов.

Основные методы обучения.

Наглядные - наблюдение, показ, образец;

Словесные – беседы, объяснение, вопросы, художественное слово, пояснение, поощрение, знакомство с новыми словами (пластилинография, стека, шаблон, покров и т. д); 

Практические – показ способов изображения и способов действия (общий и индивидуальный);

Игровой- каждое НОД проходит в виде игры, используются игры (пальчиковые, игры с пластилином и т.д.)  

Каждое занятие содержит теоретическую часть и практическую работу по закреплению материала. Благодаря такому подходу у обучающихся вырабатываются такие качества, как решение практических задач, умение ставить цель, планировать достижение этой цели.

Каждое занятие условно разбивается на 3 части, которые составляют в

комплексе целостное занятие:

1 часть включает в себя организационные моменты, изложение нового

материала, инструктаж, планирование и распределение работы для каждого

обучающегося на данное занятие;

2 часть – практическая работа обучающихся (индивидуальная или

групповая, самостоятельная или совместно с педагогом, под контролем

педагога). Здесь происходит закрепление теоретического материала,

отрабатываются навыки и приемы; формируются успешные способы

профессиональной деятельности;

3 часть – посвящена анализу проделанной работы и подведению итогов.

 

Планируемые результаты.

 Образовательными результатами являются усвоение базовых знаний,

умений и навыков в пластилиногрфии.

Развивающими результатами являются развитие когнитивных функций,

творческих способностей и коммуникативных компетенций обучающегося.

Воспитательными результатами являются развитие эстетического восприятия.

Дети будут знать:

- правила безопасности труда и личной гигиены при работе с различными материалами;

- историю возникновения  пластилинографии;

- этапы работы .

Дети будут уметь:

- передавать образ предметов, явлений окружающего мира посредством пластилинографии;

- определять порядок действий, планировать этапы своей работы;

-  работать на заданном пространстве;

- использовать приемы работы в технике пластилинографии (надавливание, размазывание, отщипывание, вдавливание, скатывание);

- экспериментировать со смешиванием различных цветов пластилина, создавая нужные оттенки, выполнять задания самостоятельно, без помощи педагога.

Механизм оценивания образовательных результатов.

 Оценивание результатов проходит в формате наблюдения педагога за

активностью работы, вовлеченностью в деятельность, взаимоотношениями

между обучающимися в процессе работы. Основным показателем результативности обучения является выполнение учебного плана.  Оценивание результата работы обучающегося необходимо по возможности комплексно, исходя из познавательного развития, коммуникативного развития и художественного развития личности ребенка в целом. Уделяется серьезное внимание качеству выполнения ребенком работ на занятиях,  развитию его творческих способностей, художественного вкуса.

Первичная диагностика происходит в процессе совместной деятельности педагога с обучающимися в виде бесед, наблюдений, игр; с целью выявления уровня развития дошкольников, их умений.

Итоговая диагностика проводится в конце учебного года в форме выставки и проведенных дистанционных  конкурсов.  

1. Уровень технических знаний.

− Низкий уровень. Требуется постоянное включение педагога

в деятельность по решению поставленных задач.

− Средний уровень. Требуется периодическое включение педагога

в деятельность обучающихся.

− Высокий уровень. Включённость педагога в работу обучающихся не

требуется.

2. Уровень проявления творчества в декоре.

− Низкий уровень. Требуется постоянное включение педагога

в деятельность по решению поставленных задач.

− Средний уровень. Требуется периодическое включение педагога

в деятельность обучающихся.

− Высокий уровень. Включённость педагога в работу обучающихся не

требуется.

3. Развитие мелкой моторики

− Низкий уровень. Требуется постоянное включение педагога

в деятельность по решению поставленных задач.

− Средний уровень. Требуется периодическое включение педагога

в деятельность обучающихся.

− Высокий уровень. Включённость педагога в работу обучающихся не

требуется.

4. Проявление аккуратности и трудолюбия.

− Низкий уровень. Требуется постоянное включение педагога

в деятельность по решению поставленных задач.

− Средний уровень. Требуется периодическое включение педагога

в деятельность обучающихся.

− Высокий уровень. Включённость педагога в работу обучающихся не

требуется.

Формы подведения итогов реализации образовательной программы.

Итогом освоения программы «Пластилиновая фантазия» является выставки детских работ, участие в различных конкурсах муниципального, регионального и всероссийского уровня.

Организационно-педагогические условия реализации программы    

Качество реализации дополнительной общеобразовательной

общеразвивающей программы обеспечивается за счет:

− соответствия программы возрастным особенностям обучающихся;

− доступности, открытости, привлекательности для детей и их

родителей (законных представителей) содержания программы;

− комфортной развивающей образовательной среды;

− качественного состава педагогических работников, имеющих среднее

профессиональное или высшее образование, по направлению обучения «Образование и педагогика» (профильное педагогическое образование).

Материально-технические условия (обеспечение):

− помещение для занятий, соответствующее требованиям санитарным

нормам СанПин;

− ноутбук;

_ мольберт,

_ принтер.

_ магнитофон,
_диски с музыкой (детский репертуар).

_наборы пластилина;

_стеки, доски, влажные салфетки;

_наборы плотного картона разного по форме, цвету;

_фото или иллюстрации с изображением различных композиций и         предметов;

_различный бросовый материал (бусинки, бисер, зубочистка и т.д.).

Кадровые условия реализации программы

 Педагог, реализующий программу, должен иметь  высшее или среднее профессиональное образование по направлению обучения «Образование и педагогика» (профильное педагогическое образование)  без предъявления требований к стажу работы.

Оценочные и методические материалы

Оценочная система складывается из наблюдений педагога за работой каждого обучающегося, уровнем вовлеченности в деятельность, из рефлексии обучающихся, обратной связи детей, а, также, из результатов

творческих работ как каждого обучающегося отдельно, так и коллектива группы в целом.

Методическое обеспечение

- презентация по темам:  «Путешествие в мир пластилинографии».

- подборка загадок.

- подборка пальчиковых игр .

-  подборка музыкальных произведений  (детский репертуар).

                         Учебный план программы.

п/п

Название раздела

темы

Количество часов/ мин

Формы аттестации/

контроля

Всего

Теория

Практика

Раздел 1: Вводное занятие      

   

   

 

1

Знакомство с техникой Пластилинография  «Воздушные шары"

1/20

0,25/5

0,75/15

Творческая работа

1/ 20

0,25/ 5

0,75 /15

Раздел   2 : Осень

2

«Солнышко проснулось,

деткам улыбнулось».

1/20

0,25/5

0,75/15

Творческая работа

3

«В нашем саду яблоки поспели.»

1/20

0,25/5

0,75/15

выставка работа

4

«Мухомор»

1/20.

0,25/5

0,75/15

Конкурс, выставка

5

«Белые грибочки выросли в лесу.»

1/20

0,25/5

0,75/15

Конкурс, выставка

6

« Цветные зонтики.»

1/20

0,25/5

0,75/15

Конкурс, выставка

7

«Вот ежик -ни головы ,ни ножек.»

1/20

0,25/5

0,75/15

Конкурс, выставка

8

«Ветка рябины»

1/20

0,25,5

0,75/15

Творческая работа

9

«Осенний урожай»

1/20

0,.25/5

0,75/15

Творческая работа

10

« Золотая рыбка»

1/20

0,25/5

0,75/15

Творческая работа

11

«Лист осенний, золотой .»

1/20

0,25/5

0,75/15

Конкурс

12

«Осень золотая.»

1/20

0,25/5

0,75/15

Выставка

13

«Птичка - синичка.»

1/20.

0,25/5

0,75/15

Творческая работа

12/240

5/60

3/180

Раздел  3: Зима

14

«Белая снежинка на ладошку села.»

1/20

0,25/5

0,75/15

Творческая работа

15

«Снеговик»

1/20

0,25/5

0,75/15

Фестиваль

16

«Новогодние шары так прекрасны и важны.»

1/20

0,25/5

0,75/15

Творческая работа

17

«Елочка, елочка - зеленая иголочка»

1/20

0,25/5

0,75/15

Конкурс

мин.18

« Зимняя ночь.»

1/20 .

0,25/5

0,75/15

Творческая работа

19

«Пингвины на льдине.»

1/20.

0,25/5

      0,75/ 15

Конкурс

20

« Рыбки в аквариуме.»

1/20 .

0,25/5

0,75/15

Выставка

21

«Белая, ах белая зима.»

   1/ 20

0,25/5

0,75/15

Выставка,

22

«Снегири на веточках.»

1/20 .

0,25/5

0,75/15

Конкурс

23

«Шубка для зайчика»

1/20 .

0,25/5

0,75/15

Творческая работа

24

«Самолет летит.»

1/20 .

0,25/5

0,75/15

Творческая работа

25

«Кораблик для папы»

1/20 .

0,25/5

0,75/15

Конкурс

12/240

5/60

3/180

Раздел 4 : Весна

26

« Веточка мимозы для мамы.»

1/20 .

0,25/5

0,75/15

Конкурс

27

 «Проснулись первоцветы.»

1/20 .

0,25/5

0,75/15

Творческая работа

28

 «Верба в вазе.»

1/20

0,25/5

0,75/15

Творческая работа

29

«Цветик – семицветик»

1/20 .

0,25/5

0,75/15

Выставка,

4/80

1,4/20

1/60

Раздел 5 : Декоративное искусство

30

«Петушок, петушок - золотой гребешок.»

1/20 .

0,25/5

0,75/15

Выставка, конкурс

31

«Пасхальное яйцо.»

1/20

0,25/5

0,75/15

Конкурс

32

«Русская матрешка.»

1/20 .

0,25/5

0,75/15

Творческая работа

33

«Ракета в космосе.»

1/20 .

0,25/5

0,75/15

Конкурс,

4/80

1,4/20

3/60

Раздел 6 : Мир природы

34

 «Гусеница на

листочке»

1/20

0,25/5

0,75/15

Творческая работа

35

«Бабочка красавица.»

1/20 .

0,25/5

0,75/15

Выставка,

36

«Божья коровка на ромашке.»( коллективная работа)

1/20

0,25/5

0,75/15

Конкурс

3/60

0.75/15  

2.25/45

                           Содержание программы.

Раздел 1: Вводное занятие      

Теория :знакомство с техникой Пластилинографии.  Пластилинография в жизни человека. Роль и место пластилинографии в изобразительном искусстве. Влияние изобразительного искусства на развитие личности, речи человека. Познакомить детей с особенностями работы техникой Пластилинография.

Практика: диагностическое занятие – знакомство с детьми, изучение способности к работе с пластилином. Развивать эстетическое и образное восприятие.

Раздел 2 : Осень

1.Солнышко проснулось, деткам улыбнулось».

Теория: способствовать художественно-эстетическому развитию детей, используя нетрадиционную технику рисования (пластилинография).

Практика: закреплять навык работать с пластилином на горизонтальной поверхности.

2. «В нашем саду яблоки поспели».

Теория: освоение техники пластилинография.

Практика: продолжать учить детей отщипывать маленькие кусочки пластилина от целого куска и скатывать из них шарики, надавливать  пальчиком  на пластилиновый шарик, прикрепляя его к основе.  

3.«Мухомор».

Теория: обучение детей располагать пластилиновые шарики по схеме.

Практика: составлять композицию.«Гриб мухомор».

4.«Белые грибочки выросли в лесу».

Теория: продолжать формировать навыки работы в нетрадиционной технике исполнения – пластилинографии.

Практика: обучать работать на заданном пространстве.

5. «Цветные зонтики».

Теория: освоение техники пластилинография.

Практика: равномерное размазывание пластилина по форме рисунка.

6. «Вот ежик - ни головы ,ни ножек.»

Теория: познакомить детей с техникой нетрадиционного рисования – пластилинография.

Практика: научить детей отщипывать кусочек пластилина, делать из него шарики, и растирать его на листе бумаги, создавая рисунок.

7.«Цыплёнок».

Теория:  cоздание композиции на основе готовых элементов, чередуя цвет.

Практика: равномерное  размазывание  пластилина  по  форме  рисунка.

8.«Осенний урожай»

Теория:  составлять композицию, используя технику пластилинография.

Практика: рнавномерное размазывание пластилина по форме рисунка.

9.« Золотая рыбка».

Теория:  обучение навыкам работы с пластилином в технике «пластилинография»

Практика: прикрепляем пластилиновые шарики по рисунку, чередуя цвет.

10.«Лист осенний, золотой».

Теория: освоение техники пластилинография.

Практика: закреплять приемы надавливания и размазывания, учить смешивать различные цвета пластилина, создавая нужный оттенок.

11.«Осень золотая.»

Теория : создавать образ осеннего дерева, используя технику –пластилинография.

Практика: обучать детей покрывать пластилином сложное по форме изображение.

12.«Птичка - синичка.»

Теория: продолжать знакомить детей с нетрадиционной техникой лепки – пластилинографией;

Практика: раскатываем пластилин в жгутики и укладываем на рисунок путём равномерного расплющивания.

Раздел 3 : Зима

1.«Белая снежинка на ладошку села.»

Теория: создавать картинку на основе готовых элементов.

Практика: продолжать   учить   детей   раскатывать   колбаски, маленькие   шарики,   размазывать   пластилин   на   готовые   формы   трафарета «Снежинка».

2.«Снеговик,»

Теория: создавать образ снеговика, используя технику –пластилинография.

Практика: формировать умение детей лепить снеговика, используя технические приёмы пластинографии. Побуждать к самостоятельному выбору дополнительных деталей для своего снеговика.

3.« Новогодние шары так прекрасны и важны.»

Теория: формировать у детей обобщенное представление о елочных игрушках.

Практика: создавать лепную картину с выпуклым изображением. Развивать творческое воображение детей, побуждая их самостоятельно придумать узор для своего шарика.

4.«Елочка, елочка - зеленая иголочка»

Теория: учить детей в технике пластинографии передавать строение ёлки.

Практика: закреплять умение пользоваться стекой, передавая игольчатую пушистость ёлочки.

5. «Зимняя ночь.»

Теория: демонстрация образцов. Создание композицию на основе готовых элементов, чередуя цвет.

Практика: продолжать учить наносить рельефный рисунок с помощью стеки для придания выразительности, изображаемым объектам.

6.«Пингвины на льдине.»

Теория: создавать картинку на основе готовых элементов.

Практика: упражнять в размазывании пластилина по готовой  поверхности.

7.« Рыбки в аквариуме».

Теория: демонстрация образцов. Создание композицию на основе готовых элементов, чередуя цвет.

Практика: учить основным приемам пластилинографии (раскатывание, надавливание, размазывание, ощипывание)

8. « Белая, ах белая зима».

Теория: рассмотреть  деревья после    снегопада    и    в технике пластилинографии.

Практика: продолжать развивать творческую самостоятельность, вызвать желание фантазировать;

9. «Снегири на веточках».

Теория: демонстрация образцов. Создание композицию на основе готовых элементов, чередуя цвет.

Практика: равномерное размазывание пластилина по форме рисунка.

10.«Шубка для зайчика»

Теория: создавать картинку на основе готовых элементов

Практика: равномерное размазывание пластилина по форме рисунка.

11.«Самолет летит.»

Теория: освоение техники пластилинография на основе готовых рисунков.

Практика: дополнять изображение характерными деталями (окошками-иллюминаторами), используя знакомые приемы работы: раскатывание, сплющивание.

12.«Кораблик для папы»

Теория: создание композицию на основе готовых элементов, чередуя цвет.

Практика: учить  детей  создавать  на  плоскости  предмет,  состоящий  из нескольких  частей,  добиваться  точности  передачи  формы  предмета,  его строения  и  частей.

Раздел 4 : Весна

1.«Веточка мимозы для мамы».

Теория: обучение детей располагать пластилиновые шарики по готовому шаблону.

Практика: формировать композиционные навыки,  цветовосприятие.

2. «Проснулись первоцветы».

Теория: продолжать знакомить детей с нетрадиционной техникой изображения- пластилинография.

Практика: закрепить умения и навыки детей в работе с пластилином - раскатывание, сплющивание, размазывание используемого материала на основе, разглаживание готовых поверхностей.

3.«Верба в вазе»

Теория: освоение техники пластилинография.

Практика: раскатываем пластилин в жгутики и укладываем на рисунок путём равномерного расплющивания.

4. «Цветик – семицветик».

Теория: создавать картинку на основе готовых элементов.

Практика: учить  использовать в своей работе несколько цветов пластилина. Учить размазывать пластилиновые шарики в разных направлениях.

Раздел 5 : Декоративное искусство

1. «Петушок, петушок - золотой гребешок.»

Теория: создавать сюжетную картину на горизонтальной плоскости.

Практика: учить детей  в передачи нескольких цветов  пластилина, передавать яркий образ петуха,

2.«Пасхальное яйцо.»

Теория: продолжать совершенствовать умения детей в технике пластилинографии.

Практика: развивать умение создавать оригинальные способы украшения пасхальных яиц.

3.«Русская матрешка».

Теория: знакомство с народным декоративным творчеством.

Практика: закрепить способы работы в технике пластилинография раскатывание, сплющивание, выполнение декоративных элементов, раскрашивание пластилином.

4.«Ракета в космосе»

Теория: освоение техники пластилинография на основе готовых рисунков.

Практика: раскатываем  пластилиновые  комочки  кругообразными движениями  и  размазываем  по  поверхности  основы.  

Раздел 6 : Мир природы

1. «Гусеница на листочке».

Теория: создавать сюжетную картину на горизонтальной плоскости

Практика: продолжать учить катать и распределять пластилиновые шарики по рисунку, чередуя цвет.

2.«Бабочка красавица».

Теория:Создание самостоятельной композиции.

Практика:Раскатываем  пластилиновые  комочки  кругообразными движениямии  самостоятельно распределяем  на  основу.

3.« Божья коровка на ромашке..»(коллективная )

Теория : продолжать совершенствовать умения детей в технике пластилинографии.

Практика: обучение детей самостоятельно отщипывать маленькие кусочки пластилина и скатывать их шарики. Учить самостоятельно, раскладывать шарики на заданном пространстве.«Точки на божий коровке». Продолжать учить детей создавать коллективную работу,  использовать в своей работе несколько цветов пластилина.

КАЛЕНДАРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ГРАФИК

№  

п/п

Режим деятельности

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа

Художественной  направленности

«Пластилиновая фантазия » 

1

Начало учебного года

1 сентября

2

Продолжительность учебного периода

36 учебных недель

3

Продолжительность учебной недели

5 дней

4

Периодичность учебных занятий

1 раз в неделю

5

Количество часов

36 часов

6

Окончание учебного года

31 мая

7

Период реализации программы

01.09.2024г. - 31.0502025г.

Воспитательная работа

Воспитательный компонент осуществляется по следующим

направлениям организации воспитания и социализации обучающихся:

1) гражданско-патриотическое;

2) нравственное и духовное воспитание;

3) воспитание положительного отношения к труду и творчеству;

4) интеллектуальное воспитание;

5) здоровьесберегающее воспитание;

6) правовое воспитание и культура безопасности;

7) воспитание семейных ценностей;

8) формирование коммуникативной культуры;

9) экологическое воспитание.

 Используемые формы воспитательной работы: викторина, экскурсии,

игровые программы, диспуты.

Методы: беседа, мини-викторина, наблюдения, столкновения взглядов и

позиций, проектный, поисковый.

Планируемый результат: повышение мотивации к пластилинографии и личностному развитию; сформированность настойчивости в достижении цели, стремление к получению качественного законченного результата; умение работать в команде; сформированность нравственного, познавательного и коммуникативного потенциалов личности.

Календарный план воспитательной работы

№ п/п

Название мероприятия, события

Направления воспитательной работы

Форма проведения

Сроки проведения

1

Инструктаж по технике безопасности при работе с оборудованием, правила поведения на занятиях

Безопасность и здоровый образ жизни

В рамках занятий

Сентябрь

2

Беседа о сохранении материальных ценностей, бережном отношении к оборудованию

Нравственное воспитание, трудовое воспитание

В рамках занятий

Октябрь - май

3

Работа над творческими заданиями внутри группы

Нравственное воспитание, трудовое воспитание

В рамках занятий

Октябрь - май

4

Беседа о празднике «День матери»

Гражданско-патриотическое,нравственное и духовное воспитание; воспитание семейных ценностей В рамках занятий

В рамках занятий

Ноябрь

5

Беседа о празднике «День защитника Отечества»

Гражданско-патриотическое,нравственное и духовное воспитание; воспитание

семейных ценностей

В рамках занятий

Февраль

6

Беседа о празднике «День космонавтики»

Гражданско-патриотическое,нравственное и духовное воспитание; воспитание семейных ценностей

В рамках занятий

Апрель

7

Совместные просмотры и обсуждение созданных работ с  родителями

Воспитание положительного отношения к труду и творчеству; формирование коммуникативной культуры

В рамках занятия

Май

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Нормативные правовые акты:

1. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ.

2. Указ Президента Российской Федерации «О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки» от 07.05.2012 № 599.

3. Указ Президента Российской Федерации «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики» от 07.05.2012 No 597.

4. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 27 июля 2022 года № 629 "Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам".

5. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно- эпидемиологические требования к организации воспитания и

обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи».

6. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 31.03.2022 года № 678-р «Об утверждении Концепции развития дополнительного образования детей до 2030 года».

7. Приказ Министерства образования Калининградской области от 26 июля 2022 года № 912/1 "Об утверждении Плана работы по реализации Концепции развития дополнительного образования детей до 2030 года, I этап (2022 - 2024 годы) в Калининградской области и Целевых показателей реализации Концепции развития дополнительного образования детей до 2030 года в Калининградской области".

Для педагога:

1.Смирнова Т. В. « Художественно - эстетическое развитие детей 5 -6 лет»  - Волгоград, изд. « Учитель» 2014г.

2.Московка О. С.  «Лепим птиц леса»  - Москва , «Сфера », 2015г.

3.Новацкая М. В. «Пластилиновые картинки» Санкт- Петербург , «Питер» ,2015г.

4.Белошистая  А.В., Жукова О.Г. Москва изд. «АРКТИ» 2009г.

5. Силенко Е . «Аппликация из пластилина 3 - 6 лет.» Ростов на Дону,  «Феникс» 2016г.

6.Петрова О «Пластилиновые картины» Москва, изд." АСТ- ПРЕСС КНИГА"2015г.

7.Сорокина Ж. В.  «Пластилиновые картинки» Санкт - Петербург , изд. «Литера» , 2013г.

8.С.Ю. Ращупкина « Лепка из пластилина» Москва , РИПОЛ классик, 2011г. Интернет ресурсы.

Приложение 1

Физкультминутки

                  ***

 Встанем, надо отдохнуть,

Наши пальчики встряхнуть.

Поднимайтесь, ручки вверх,

 Шевелитесь пальчики

 Так шевелят ушками

 Серенькие зайчики.

Крадёмся тихо на носочках,

Как лисы бродят по лесочку.

 Волк озирается кругом,

И мы головки повернём.

Теперь садимся тише, тише

 Притихнем, словно в норках мыши.

                   ***

 Только в лес мы вошли, появились комары,

Руки вверх, хлопки над головой,

Руки вниз – хлопок другой.

Снова дальше мы идём,

Перед нами водоём,

 Прыгать мы уже умеем,

Прыгать будем мы смелее,

Раз – два, раз – два, позади уже вода.

 Мы шагаем, мы шагаем,

Руки выше поднимаем,

 Дышим ровно, глубоко…

Впереди из-за куста

 Смотрит хитрая лиса,

Мы лису обхитрим,

На носочках пробежим.

Серый заяц скачет в поле,

Очень весело на воле.

Подражаем мы зайчишке,

Непоседе, шалунишке,

И закончилась игра,

За работу нам пора.

                  ***

 Цапля весело гуляла,

Всех лягушек разогнала,

 Покачалась, покачалась,

Тину с лапок обобрала,

Шейкой длинной повертела,

Всю округу осмотрела,

 К солнцу сладко потянулась, потянулась,

Вся встряхнулась,

вся встряхнулась,

И, укрывшись в камышах,

Затаилась, улыбнулась.

 

                      ***

Медвежата в чаще жили,

 Головой своей кружили,

Вот так, вот так.

Головой своей кружили.

 Медвежата мёд искали,

Дружно дерево качали,

Вот так, вот так.

Вперевалочку ходили

И из речки воду пили,

Вот так, вот так

Дружно лапы поднимали,

Вот так, вот так.

                    ***

Физкультминутку проведём

И все вместе отдохнём.

Руки в стороны возьмите

И на пояс опустите,

Шаг на месте, раз, два, три,

Плечи шире разверни,

Проведём одну игру,

Все присядем, скажем: «у»,

Быстро встанем, скажем: «а»,

 Нам пора уж за дела!

Приложение 2

Пальчиковая гимнастика

"Сказки"
Раз, два, три, четыре, пять -
Любим сказки мы читать.
Царевна-Лягушка, Конек-Горбунок,
Мышка-норушка и Колобок.
Курочку Рябу назвать еще надо -
Героев из сказок вспомнить мы рады!
(Разжимают пальцы из кулачка, начиная с мизинца. Сжимают пальцы в кулачок, начиная с большого пальца.) 

"Колобок"
Жили – были дед и баба на поляне у реки
И любили очень-очень на сметане колобки.
(ходьба на месте или пальчиками по столу).
Попросил старик старуху:
«Испеки мне колобка».
(наклоны с вытянутыми руками вперёд).
Бабка тесто замесила
(имитация замеса теста).
Колобка она слепила.
(круговые движения рук).
В печь его поставила
(вытянуть прямые руки вперёд).
Там его оставила.
(руки на пояс).
Вышел он румян – пригож
(повороты туловища в стороны).
И на солнышко похож.
(поднять руки вверх).

"Репка"
( на каждую строку дети сгибают и разгибают пальцы)
Тянут, тянут бабка с дедкой 
(Большие пальцы)
Из земли большую репку. 
(Указательные)
К ним пришла тут внучка, 
(Средние)
Подбежала Жучка, 
(Безымянные)
Кошка тоже потянула. 
( Мизинцы)
Хоть держалась крепко, 
( Берут репку всей кистью)
Вытянута репка ! 
( Руки поднимают вверх)
Сварила бабушка вкусную кашу и угостила всех: дедушку, внучку, Жучку и кошку.

"Теремок"
На полянке теремок
(ладошки соединяем домиком)
дверь закрыта на замок
(пальцы сомкнуты в "замок")
Из трубы идет дымок
(сомкнуть пальцы в колечки)
вокруг терема забор
(руки перед собой, пальцы прямые и сомкнутые)
чтобы не забрался вор.
тук-тук-тук
тук-тук-тук
(кулачок стучит по ладони)
Открывайте, я ваш друг!
(Руки развести в стороны)

"Гномики"
Жили-были в домиках маленькие гномики
(сжимают и разжимают кулаки)
Токи, Пики, Лики, Чики, Мики
(загибают пальцы, начиная с большого пальца)
1,2,3,4,5 стали гномики играть
(стучат пальцами по столу, имитируя игру на фортепиано).

Хитрые пальчики.

Вот забор. (пальцы правой руки прижать друг к другу)

В заборе щели. (раздвинуть пальцы)

Пальцы в них пролезть хотели. (просунуть большой палец левой руки)

Сунул голову Большак (между большим и указательным пальцами правой)

Дальше не пройти никак! (крепко зажать большой палец)

Вслед за ним застрял Указка. (указательный палец левой руки между указательным и средним пальцами правой)

Середняк хотел – напрасно! (средний палец левой руки между, средним и безымянным пальцами правой)

Безымянный – безуспешно!

Хоть один прошёл?

 Конечно! Щуплый, маленький мизинчик (мизинец несколько раз согнуть – разогнуть, потом помахать им)

Помощь братьям оказал:

Из щелей их всех достал. (каждый палец по очереди освободить из плена)

Дружба.

Дружат в нашей группе,

 Девочки и мальчики.

 Мы с тобой подружим

Маленькие пальчики. (пальцы рук соединяют в замок несколько раз)

Раз, два, три, четыре, пять

Начинаем мы считать. (пальцы с мизинчика поочередно соединяют друг с другом)

Раз, два, три, четыре, пять

 Мы закончили считать. (руки вниз, встряхивают кистями).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности " Пластилиновая фантазия" 2018 -2019 учебный год.

Рабочая программа по пластилинографии. Цель:  развитие у детей творческих способностей посредством нетрадиционной техники - пластилинографии....

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности изо-студия «Творческие фантазии» Возраст обучающихся: 4-7 лет

Все дети любят рисовать. Испытав интерес к творчеству, они сами находят нужные способы. Но далеко не у всех это получается, тем более, что многие дети только начинают овладевать художественной деятель...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности " Пластилиновое чудо"

Дополнительная образовательная программа «Дошколенок» (далее -программа) разработана на основе следующих нормативных правовых документов:- Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «...