Программа нетрадиционной технике рисования " Акварелька" для детей средней группы
рабочая программа по рисованию (средняя группа)

Подгорная Елена Александровна

Прграмма нетрадиционной технике рисования " Акварелька" для детей средней группы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_akvarelka.doc168.5 КБ

Предварительный просмотр:

Учредитель

Муниципальное образовательное учреждение  дополнительного образования детей

Дом детского творчества

 

 

        

 

 

 

 

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа технической направленности

«Акварелька»

 

 

Возраст обучающихся: 4-5 лет. Срок реализации: 1 год

 

 

 

 

 

 

 

 

Автор программы:  

Подгорная Елена Александровна

 Педагог-воспитатель г. Калининград

     

г. Калининград, 2024

 

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

В рисовании, лепке, аппликации таятся богатые возможности эстетического воспитания ребёнка. Именно эти виды деятельности оказывают влияние на формирование различных сторон личности человека в будущем.

Программа «Акварелька» должна помочь ребёнку познать как можно больше элементов прекрасного - стройность форм, гармоничность красок, лаконичность композиций. В ходе реализации программы дошкольники могут познакомиться с несколькими направлениями художественного развития:

нетрадиционная техника рисования (рисование ладошками и пальчиками, с помощью ватных палочек, трафарета, кляксография обычная и кляксография с трубочкой, рисование тычком, по мокрому, рваная аппликация, аппликация из крупы)

Программа «Акварелька» способствует развитию творческих способностей, воображения, фантазии, открытию ребёнком своего внутреннего мира через обучение нетрадиционным техникам рисования.

 В рамках проектной деятельности по нетрадиционной технике рисования дети проводят время интересно и увлекательно. Кроме того, рисование – это предмет, где требуется слаженная командная работа, навыки коммуникации, умение слушать, творчески мыслить.

Раскрытие ведущих идей, на которых базируется программа

Ведущая идея программы — создание современной образовательной среды, позволяющей эффективно реализовывать художественную деятельность детей, получать новые образовательные результаты и инновационные продукты.  

Идея программы состоит в следующем: с большим увлечением выполняется ребенком только та деятельность, которая выбрана им самим свободно; деятельность строится не в русле отдельного учебного предмета.

Описание ключевых понятий, которыми оперирует автор программы

Кляксография-это художественные образы, путем дорисовывания через выдувание из трубочки.

Рисование тычком-рисование жесткой полусухой кистью

Рисование по мокрому-техника рисования, когда краска наносится на обильно смоченную водой бумагу

Обрывная аппликация-аппликация из обрывков бумаги, без использования ножниц

Рисование трафаретом-лист бумаги с вырезанными сегментами

Направленность программы 

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Акварелька» имеет художественную направленность.

Уровень освоения программы

Уровень освоения программы – базовый.

Актуальность образовательной

Актуальность программы обусловлена тем, что происходит сближение содержание программы с требованиями жизни. В меру своих сил и понимания дети живо откликаются на неё, стремятся выразить свои чувства и мысли в рисунке. Поэтому важно с самых первых лет жизни ребёнка учить видеть красивое в окружающем, богатство цветов и форм, разнообразие их сочетаний, замечать характерные признаки предметов и явлений, определять их сходство и различие; формировать у детей изобразительные умения и желание рисовать, лепить, вырезать, конструировать; развивать творческую способность, учить воспринимать произведения искусства. В настоящее время возникает необходимость в новых подходах к преподаванию эстетических искусств способных решать современные задачи творческого восприятия и развития личности в целом. В системе творческого воспитания подрастающего поколения особая роль принадлежит изобразительному искусству. Умение видеть и понимать красоту окружающего мира, способствует воспитанию культуры чувств, развитию художественно-эстетического вкуса, трудовой и творческой активности, воспитывает целеустремленность, усидчивость, чувство взаимопомощи, дает возможность творческой самореализации личности. Программа направленна на то, чтобы через искусство приобщить детей к творчеству.

Педагогическая целесообразность образовательной программы

Педагогическая целесообразность образовательной программы «Акварелька» составлена таким образом, чтобы обучающиеся могли овладеть всем комплексом знаний по организации художественной деятельности, познакомиться с разными видами техники рисования, а также приобрести практические навыки.

В процессе деятельности, дети получат дополнительные знания в области художественной деятельности, что, в конечном итоге, изменит картину восприятия детей творческой направленности.

Реализация данной программы является конечным результатом, а также ступенью для перехода на другой уровень сложности.  

Таким образом, образовательная программа рассчитана на создание образовательного маршрута каждого обучающегося. Обучающиеся, имеющие соответствующий необходимым требованиям уровень знаний, умений, навыков могут быть зачислены в программу углубленного уровня.

Практическая значимость образовательной программы

Содержание данной программы построено таким образом, что обучающиеся под руководством педагога смогут не только создавать интересные работы, следуя предлагаемым пошаговым инструкциям, но пробывать свои силы в разнообразных способах рисования. Развивая при этом творческое воображение и фантазию. Нетрадиционный подход к выполнению изображения дает толчок развитию детского интеллекта, подталкивает творческую активность ребенка, учит нестандартно мыслить.

Принципы отбора содержания образовательной программы. 

Принципы отбора содержания (образовательный процесс построен с учетом уникальности и неповторимости каждого ребенка и направлен на максимальное развитие его способностей):

-  принцип единства развития, обучения и воспитания;

-  принцип систематичности и последовательности;

-  принцип доступности;

-  принцип наглядности;

-  принцип взаимодействия и сотрудничества;

 - принцип комплексного подхода.

Отличительные особенности программы

Отличительная особенность программы заключается в изменении подхода к обучению детей, а именно – внедрению в образовательный процесс нетрадиционной техники рисования, организации коллективных работ, а также формирование и развитие художественных навыков.

Реализация программы позволит сформировать творческую образовательную среду, позволяющую эффективно реализовывать художественную деятельность детей. Занятия превращаются в созидательный творческий процесс педагога и детей при помощи разнообразного изобразительного материала, который проходит те же стадии, что что и творческий процесс художника.

Цель образовательной программы.  

Цель пробудить интерес к художественному творчеству, развить восприятие зрительной и слуховой информации, моторику рук, видение цвета, привить чувство прекрасного, развить фантазию, эстетический вкус, логическое мышление, расширить кругозор.

 

Задачи образовательной программы 

Задачи дополнительной общеразвивающей программы:

Образовательные:

  • знакомить детей младшего дошкольного возраста с нетрадиционными способами рисования, формировать интерес к изобразительной деятельности.
  • Учить детей видеть и понимать прекрасное в жизни и искусстве, радоваться красоте природы, произведений классического искусства, окружающих предметов
  • Способствовать овладению дошкольниками простейшими техническими приемами работы с различными изобразительными материалам

Развивающие:

  • развивать любознательность, эстетическое восприятие окружающего мира, уточнять предоставление о форме предметов, их различии и сходстве, о характерных особенностях расположения предметов в пространстве.
  • возможность         развития         мелкой         моторики,

внимательности, аккуратности и изобретательности;  

  • развить креативное мышления и пространственное воображение обучающихся.
  • Развивать эмоциональную отзывчивость при восприятии картинок.

Воспитательные:

  • повысить мотивацию обучающихся к изобразительной деятельности и созданию собственных творческих работ.
  • формировать у обучающихся настойчивость в достижении цели, стремление к получению качественного законченного результата;

 - поддержать умение работы в команде;

Психолого-педагогические характеристики обучающихся, участвующих в реализации образовательной программы. 

У детей 4-5 лет еще не совсем развито эстетическое отношение к миру, оно еще не осознанно и не так активно. Но дети способны видеть и воспринимать красоту по-своему. При восприятии изобразительного искусства им доступны наивные образы детского фольклора, живописи, декоративно-прикладного искусства. В рисовании и лепке дети передают характерные признаки предмета: формы, цвет, замысел становится более устойчивым.

Особенности организации образовательного процесса

Особенность программы - развитие индивидуальности каждого ребенка. 

Исходя из возрастных, психолого-педагогических особенностей детей младшего дошкольного возраста программа рассчитана на один год обучения. НОД проводится один раз в неделю с октября по май включительно во второй половине дня. Численность детей в группе не превышает 12 человек. Отбор детей проводится в соответствии с индивидуальными особенностями детей. 

Формы обучения по образовательной

Форма обучения – очная.  

Режим занятий, периодичность и продолжительность занятий 

Общее количество часов в год –32 часа. Продолжительность занятий 20 минут. Занятия проводятся 1 раз в неделю.

Объем и срок освоения образовательной программы

Срок освоения программы – 1год.

На полное освоение программы требуется 32часов

Основные методы обучения.

В современных условиях процесс обучения требует методологической адаптации с учетом новых ресурсов и их специфических особенностей.  Методы нетрадиционного способа рисования для малышей, направлены на развитие творческого воображения у детей посредствам использования следующих нетрадиционных техник рисования:

восковые мелки

акварель и гуашь

отпечатки листьев

рисунки из ладошек

кляксография

выдувание

печать по трафарету

Каждый из этих методов - маленькая игра. Их использование позволяет детям чувствовать себя раскованнее, смелее, непосредственнее, развивает воображение, дает полную свободу для самовыражения. К тому же эта работа способствует развитию координации движения, внимания, памяти, воображения, фантазии. Использование различных приемов способствуют выработке умений видеть образы в сочетаниях цветовых пятен и линий и оформлять их до узнаваемых изображений. Детей очень привлекают нетрадиционные материалы, чем разнообразнее художественные материалы, тем интереснее с ними работать. Поэтому ознакомление дошкольников с нетрадиционными техниками рисования позволяет не просто повысить интерес детей к изобразительной деятельности, но и способствует развитию творческого воображения

У обучающихся повышается познавательная активность, раскрывается их потенциал, вырабатывается умение конструктивно взаимодействовать друг с другом.  

Методы, в основе которых располагается уровень деятельности учащихся:

-исследовательский – самостоятельная творческая работа детей

- репродуктивный – дети воспроизводят полученные знания и освоенные способы деятельности;

-объяснительно-иллюстративный – дети воспринимают и усваивают готовую информацию;

-частично-поисковый – участие детей в коллективном поиске, решении поставленной задачи совместно с педагогом.

Методы, в основе которых лежит способ организации занятия:

-наглядный (показ мультимедийных материалов, иллюстраций, наблюдение, показ (выполнение) педагогом, работа по образцу и др.);

-практический (выполнение работ по и, схемам и др.);

 - словесный (устное изложение, беседа, рассказ, и т.д.).

Методы, в основе которых лежит форма организации деятельности обучающихся на занятиях. При осуществлении образовательного процесса применяются следующие методы:

-объяснительно-иллюстративный (для формирования знаний и образа действий);

-словесный - рассказ, объяснение, беседа, (для формирования сознания);

-стимулирования (соревнования, выставки, поощрения).

Планируемые результаты.  

В результате работы по нетрадиционной технике рисования, у детей сформирован интерес к художественной деятельности, развиты художественно-творческие способности к индивидуальному самовыражению, через различные формы творческой деятельности. над программой обучающиеся получают не только новые знания, но также умение работать в команде, способность анализировать информацию. Дети отличаются самостоятельной активностью, проявлением инициативы в художественной деятельности, яркой индивидуальностью, эмоциональной отзывчивостью на красоту окружающего мира и произведения искусства.

Образовательные.

  1. Желание и умение детей самостоятельно творить, переживая радость творчества
  2. Умения детей использовать в изобразительной деятельности разнообразные средства и нетрадиционные способы рисования

 

Развивающие.

  1. Изменения в развитии мелкой моторики, внимательности, аккуратности и особенностей творческого мышления, зрительно-двигательной координации.

Воспитательные.

  1. Дети проявляют стремление к самостоятельной работе, усовершенствованию и созданию творческих работ.
  2. Сформированность практических навыков работы с бумагой и гуашью.

Механизм оценивания образовательных результатов.

 Механизм оценивания результатов отсутствует

Формы подведения итогов реализации образовательной программы

Выставка работ для родителей

Детское портфолио

Демонстрация работ в «Вернисаже»

Творческий отчет

Презентация детских рисунков

Организационно-педагогические         условия         реализации образовательной         программы.

Научно-методическое обеспечение реализации программы направлено на обеспечение широкого, постоянного и устойчивого доступа для всех участников образовательного процесса к любой информации, связанной с реализацией общеразвивающей программы, планируемыми результатами, организацией образовательного процесса и условиями его осуществления.

Социально-психологические условия реализации образовательной программы обеспечивают:

                 учет         специфики         возрастного         психофизического         развития

обучающихся;

 вариативность направлений сопровождения участников образовательного процесса (сохранение и укрепление психологического здоровья обучающихся);

 формирование ценности здоровья и безопасного образа жизни;

         формирование коммуникативных навыков в разновозрастной среде и среде сверстников.

Материально-технические условия. (обеспечение).

Ноутбук 1 шт.,

Телевизор 1 шт.,

Кабинет, соответствующий санитарным нормам СанПин.

Пространственно-предметная среда (стенды, наглядные пособия и др.).

Оценочные и методические материалы

Данная программа не имеет оценочной системы

Методическое обеспечение

Программа предусматривает наличие наглядного и демонстрационного материала.

Уровневая дифференциация образовательной программы

Базовый уровень программы предоставляется детям в возрасте от 4 до 5 лет. При этом срок освоения программы составляет 1 год. Результатом обучения является участие в выставке рисунков.

СОДЕРЖАНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ

Программа «Акварелька» это система занятий по изобразительной деятельности с использованием нетрадиционных техник. Содержание системы работы и задачи художественного развития представлены по разделам.

Программа реализуется в период с ноября по май, с детьми организованы занятия (по 1разу в неделю).

В программе предусмотрен учебный план, в котором рассчитаны практические занятия по видам изобразительной деятельности и календарно-тематический план по средней группе в котором представлена тематика, материалы, техника, методы и приемы изображения.

УЧЕБНЫЙ ПЛАН

1 год обучения  

 

п/п

Название раздела, темы

Количество часов

Формы

аттестации/ контроля** 

Всего

Теория  

Практика

Самостоятельная подготовка*

1.

Кляксография

3

0

3

 2.

Восковые мелки и акварель

4

0

4

 

 

 3

Рисование по мокрому

3

0

3

 4

Оттиск смятой бумагой

2

0

2

 

5

Рисование ладошкой

4

0

4

6

Печать по трафарету

3

0

3

7

Рисование ватными палочками

4

0

4

8

Рисование пальчиками

4

0

4

9

Монотипия

1

0

1

10

Обрывная аппликация

4

0

4

 

Итого  

32

0

32

 

.

Задачи первого года обучения.

Образовательные:

  • знакомить детей среднего  дошкольного возраста с нетрадиционными способами рисования, формировать интерес к изобразительной деятельности.
  • Учить детей видеть и понимать прекрасное в жизни и искусстве, радоваться красоте природы, произведений классического искусства, окружающих предметов
  • Способствовать овладению дошкольниками простейшими техническими приемами работы с различными изобразительными материалам

Развивающие:

  • развивать любознательность, эстетическое восприятие окружающего мира, уточнять предоставление о форме предметов, их различии и сходстве, о характерных особенностях расположения предметов в пространстве.
  • возможность         развития         мелкой         моторики,

внимательности, аккуратности и изобретательности;  

  • развить креативное мышления и пространственное воображение обучающихся.
  • Развивать эмоциональную отзывчивость при восприятии картинок.

Воспитательные:

  • повысить мотивацию обучающихся к изобразительной деятельности и созданию собственных творческих работ.
  • формировать у обучающихся настойчивость в достижении цели, стремление к получению качественного законченного результата;

 - поддержать умение работы в команде;

Режим деятельности

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа технической

направленности «ХХХ»

1. 

Начало учебного года

1октября

2. 

Продолжительность учебного периода

32 учебных недели

3. 

Продолжительность учебной недели

5 дней

4. 

Периодичность учебных занятий

1 раза в неделю

5. 

Количество часов

32часа

10

Окончание учебного года

30 мая

11

Период реализации программы

01.10.2024-30.05.2025

 

Рабочая программа воспитания: 

Воспитательный компонент осуществляется по следующим направлениям воспитания:

Патриотическое направление воспитания - содействие формированию у ребёнка личностной позиции наследника традиций и культуры, защитника отечества и творца (созидателя), ответственного за будущее своей страны.

Социальное направление воспитания - формирование ценностного отношения детей к семье, другому человеку, развитие дружелюбия, умения находить общий язык с другими людьми.

Познавательное направление воспитания - формирование ценности познания.

Физическое и оздоровительное направление воспитания - формирование ценностного отношения детей к здоровому образу жизни, овладение элементарными гигиеническими навыками и правилами безопасности.

Трудовое направление воспитания - формирование ценностного отношения детей к труду, трудолюбию и приобщение ребёнка к труду.

Эстетическое направление воспитания - становление у ребёнка ценностного отношения к красоте. 

 

Цель пробудить интерес к художественному творчеству, развить восприятие зрительной и слуховой информации, моторику рук, видение цвета, привить чувство прекрасного, развить фантазию, эстетический вкус, логическое мышление, расширить кругозор.

Используемые формы воспитательной работы: занятия по рисованию в нетрадиционной технике.

Методы: беседа, наблюдения

Планируемый результат: повышение мотивации к изобразительному искусству и созданию собственных творческих работ; сформированность настойчивости в достижении цели, стремление к получению качественного  результата; умение работать в команде; сформированность, познавательного и художественного  потенциалов личности.

   

Календарный план воспитательной работы

п/п

Название мероприятия, события

Направления воспитательной работы

Форма проведения

Сроки проведения

1.  

Инструктаж по технике безопасности при работе с красками, по необходимости использования специальной одежды (нарукавники, фартук) во время рисования, соблюдение осанки на протяжении занятия.

 Трудовое воспитание

Физическое и оздоровительное направление воспитания

В рамках занятий

Октябрь-май  

2.  

Речевая ситуация о том, как улучшить настроение, при плохой погоде

Социальное направление воспитания

В рамках занятий

январь

3.  

Беседа о том, как важно быть любознательным, проявлять интерес к тому, что ты делаешь и доводить начатое дело до конца.

Познавательное направление воспитания

Трудовое направление воспитания

В рамках занятий

апрель

4.  

Беседа о бережном отношении к животным, природе, и насекомым

Социальное направление воспитания

В рамках занятий

декабрь

6.  

Беседа о природе, красоте, труде, формирование позитивных установок к различным видам творчества.

Патриотическое направление воспитания

 Эстетическое направление воспитания

Трудовое направление воспитания

В рамках занятий

Февраль -май

8.  

Беседа с детьми о том, как спокойно решать споры и быть хорошими друзьями

Социальное направление воспитания

В рамках занятий

март

9.  

Выставка рисунков

Эстетическое направление воспитания

В рамках занятий

май

   

Список литературы:

Нормативные правовые акты: 

  1. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от
  1. 73-ФЗ.        

2. Указ Президента Российской Федерации «О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки» от 07.05.2012 № 599

3. Указ Президента Российской Федерации «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики» от 07.05.2012 № 597.

4. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 27 июля 2022 года № 629 "Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам"

5. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно- эпидемиологические требования к организации воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи».

  1. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 31.03.2022 года № 678-р «Об утверждении Концепции развития дополнительного образования детей до 2030 года».
  2. Приказ Министерства образования Калининградской области от 26 июля 2022 года № 912/1 "Об утверждении Плана работы по реализации Концепции развития дополнительного образования детей до 2030 года, I этап (2022 - 2024 годы) в Калининградской области и Целевых показателей реализации Концепции развития дополнительного образования детей до 2030 года в Калининградской области"

Для педагога дополнительного образования:

1. Каждый ребёнок художник. Дрезнина М.Г. Издательство «Ювента» М., 2002 г.

  1. Эстетическое воспитание дошкольников через декоративно-прикладное искусство. Парциальная программа. Ермолаева Н.В. «Детство-Пресс» СПб., 2011 г.
  2. Лепка из соленого теста. Методические рекомендации (технологические карты) Лыкова И.А. - М.: Издательский дом «КАРАПУЗ», 2010 г.
  3. Эстетическое воспитание дошкольников через декоративно - прикладное искусство. Парциальная программа. Ермолаева Н.В. - ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО - ПРЕСС», 2011 г.
  4. Объемная аппликация в детском саду. Новикова И.В. - Ярославль: ООО «Академия развития», 2011 г.
  5. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. Часть 1. Давыдова Г.Н. - М.: «Издательство Скрипторий 2003», 2008 г.
  6. Декоративные тарелки: Учебно - методическое пособие. Салагаева Л.М. - СПб.: ДЕТСТВО - ПРЕСС, 2010 г.
  7. Объемные картинки. Салагаева Л.М. - СПб.: ДЕТСТВО - ПРЕСС, 2010
  8. Обучение детей дошкольного возраста рисованию животных по алгоритмическим схемам. Шайдурова Н.В. - СПб.: ДЕТСТВО - ПРЕСС, 2012 г.

9.Веселые матрешки. Шайдурова Н.В. СПб.: ДЕТСТВО - ПРЕСС, 2012 г.

Для обучающихся и родителей:

1. От точки до пейзажа. Ходакова Н.П. - М.: Обруч, 2012 г.

  1. Поделки из бумаги. Современное творчество педагога и дошкольника. Новицкая С.А. - СПб.: ДЕТСТВО - ПРЕСС, 2012 г.
  2. Изобразительная деятельность и художественный труд с использованием современных материалов. Потапова Е.В. - СПб.: ДЕТСТВО - ПРЕСС, 2012 г.
  3. Знакомство с портретной живописью. Курочкина Н.А. - СПб.: «Детство - Пресс», 2009 г.
  4. Знакомим с пейзажной живописью. Курочкина Н.А. - СПб.: «Детство - Пресс», 2005 г.
  5. Знакомим с натюрмортом. Курочкина Н.А. - СПб.: «Детство - Пресс», 2005 г.
  6. Знакомим со сказочно - былинной живописью. Курочкина Н.А. - СПб.: «Детство - Пресс», 2007 г.
  7. Б. М. Кустодиев. Праздничная Русь. Пажинская - Откидач В.А. - СПб.: «Детство - Пресс», 2008 г.
  8. М.А. Врубель. Мир волшебства и фантазии. Пажинская - Откидач В.А. - СПб.: «Детство - Пресс», 2008 г.

Интернет-ресурсы:

1.https://make-3d.ru/articles/chto-takoe-3d-ruchka/

2.http://3dtoday.ru/wiki/3d_pens/

3.https://mysku.ru/blog/china-stores/30856.html

4.https://geektimes.ru/company/top3dshop/blog/284340/

5.https://habrahabr.ru/company/masterkit/blog/257271/

6.https://www.losprinters.ru/articles/trafarety-dlya-3d-ruchek

                 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа кружковой деятельности "Нетрадиционные техники рисования" для средней группы

Автором разработана программа кружка "Нетрадиционные техники рисования"  для дополнительного образования детей....

Рабочая Программа по развитию способностей детей средней группы «Нетрадиционные техники рисования»

Дошкольный возраст – период приобщения к миру общечеловеческих ценностей, время установления первых отношений с людьми. Для нормального развития детям необходимо творческое самовыражение. Творче...

Рабочая программа кружка по нетрадиционной технике рисования для средней группы «Волшебные пальчики»

Цель программы:- развитие у детей мелкой моторики, творческих способностей, фантазии, воображения средствами нетрадиционного рисования....

Рабочая программа кружковой работы «Радуга красок» по нетрадиционной технике рисования в средней группе на 2019-20 учебный год.

Рабочая программа кружковой работы «Радуга красок» по нетрадиционной технике рисования в средней группе  на 2019-20 учебный год....

Конспект НОД по аппликации в нетрадиционной технике для детей средней группы

Цель. Создание аппликации «Морковка»  в технике обрывная аппликацияЗадачи:-Продолжать учить детей выполнять работу в технике обрывной аппликации для создания несложной комп...

Рабочая программа по нетрадиционной технике рисования в средней группе " Волшебный мир красок"

quot;Истоки способностей и дарования детей — на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити — ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами, ...