По стопам мастеров Городецких
план-конспект занятия по рисованию (старшая группа)

Соколова Елена Валерьевна

На этом занятии дети научаться основным приемам и мотивам городецкой росписи.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

Детский сад №29 Красногвардейского района

Санкт-Петербурга

Сценарий занятия

по образовательной области  «художественно-эстетическое развитие»

Тема: «По стопам мастеров Городецких

Воспитатель: Соколова Е.В.

Используемые технологии:

  • образовательные игровые технологии;
  • личностно-ориентированный подход.
  • Здоровьесберегающие технологии

Санкт – Петербург 2024г.


«По стопам мастеров Городецких»

Цель: Научить составлять узор по мотивам Городецкой росписи.

Задачи:

Образовательные

- учить приемам рисования кончиком кисти, а так же познакомить с приемом рисования круга путем полного прижатия  и прокручивания кисти.

- формировать навыки рисования таких элементов городецкой росписи, как бутон и купавка.

- Закрепить способы получения дополнительных цветов (голубой, розовый)

- Пополнить словарный запас  детей такими словами как: подмалевок, тенёвка, оживка, розан, купавка, бутон.

-Познакомить с особенностями росписи по такому материалу как дерево.

Развивающие задачи

- Способствовать развитию творческих способностей детей, через приобщение к народному творчеству и прикладному искусству.

- Развивать чувство формы, пропорций, мелкую моторику

- Развивать зрительное восприятие, художественный вкус, чувство композиции.

Воспитательные.

- Вызвать интерес к познанию нового.

- Воспитывать в детях любовь к русскому народному творчеству.

- Формировать настойчивость, целенаправленность, аккуратность, трудолюбие, самостоятельность

Интеграция образовательных областей: художественно-эстетическое развитие, речевое развитие, физическое развитие.

Предварительная работа:

Предварительная работа воспитателя — подбор изображений изделий декоративно-прикладного искусства с городецкой росписью, изготовление образца, раздаточный материал этапов росписи, подготовка мини-выставки изделий русских- народных промыслов.

Предварительная работа с детьми — знакомство с особенностями изделий декоративно-прикладного искусства: дымковская роспись, филимоновская и хохлома. Знакомство с историей и традициями Городецкой росписи, а так же особенностями сочетания цветов.

Материалы и оборудование: гуашь, кисть «белка»№5, №1, баночка с водой, салфетка, палитра, деревянные заготовки, образцы этапов росписи доски на каждый стол.


Ход совместной непрерывной образовательной деятельности:

Деятельность педагога

Деятельность детей

Организационный момент.

 Звучит русская народная музыка (балалайка).

Мотивация

- Ребята, что вы слышите?

Вы такую раньше слышали?

Куда же музыка нас зовет, как вы думаете?

Ребята, а зовет она нас в мини-музей! Скажите пожалуйста, что перед вами?

Педагог обращает внимание детей на выставку изделий русских - народных промыслов.

Кто сделал всю эту красоту?

Верно, но люди не простые, а умелые.

Раньше на Руси, люди всё  вокруг себя делали своими руками: и посуду, и мебель, и игрушки, и музыкальные инструменты. И конечно, любили свои изделия украшать разными узорами. Называли таких людей МАСТЕРА или УМЕЛЬЦЫ!

В разных селах и городах роспись была своя и имела свое название.

Вы  уже знакомы с некоторыми русскими народными промыслами.

Сможете вспомнить их названия?

Педагог демонстрирует (хохлому, филимоновскую и дымковскую игрушки)

Какие вы молодцы, и как много знаете!

Педагог обращает внимание детей на изделие с городецкой росписью.

- «Кто помнит, как называется эта роспись?»

А чем она отличается от других?

Все верно, молодцы. Городецкую роспись легко отличить от другой росписи.

Ребята, я недавно ездила в Городец на экскурсию, и увидела там столько красоты, что мне захотелось обязательно вам это показать. Хотите посмотреть фотографии оттуда?.

(демонстрация фото городецких изделий).

А еще там я встретила одного мастера. Он был очень грустный. Ему пришел заказ расписать городецким узором , очень много разделочных досок, а он не успевает. Помощников у него нет, он попросил меня найти ему учеников, передал мне посылку и сказал открыть ее только тогда, когда я найду учеников. Что в ней лежит я не знаю.

Проблемная ситуация

Педагог: Как вы думаете, вы можете стать его учениками?!

Тогда давайте посмотрим, что передал вам мастер.

Педагог открывает посылку, демонстрирует деревянные заготовки разделочных досок  и этапы росписи разделочной доски.

Педагог: Как вы думаете что это?

Вы совершенно правы. Это вам подсказка от мастера.

А кто запомнил как называются цветы, которые вы видите на образце?Это цветы купавка и бутон.

Целеполагание

Педагог: «Давайте пройдем к своим рабочим местам и посмотрим, все ли у нас есть для росписи?»

(Педагог раскладывает на каждый стол этапы росписи разделочной доски).

Продуктивная деятельность

Как вы думаете с чего нужно начать?

Начать необходимо с подготовки красок.

Какие цвета нам нужны для росписи?

Правильно, давайте вспомним как получить голубой и  розовый цвет?

Верно!

Ребята, я хочу вам напомнить о том, что когда вы захотите поменять цвет, то кисть нужно хорошо вымыть и лишнюю воду промокнуть в тряпочку, гуашь не любит много воды.

Попробуйте смешать эти цвета.

Реализация плана

Педагог помогает детям по необходимости.

Итак, краски готовы , можно начинать!

Первый этап называется - ПОДМАЛЁВОК.

Что нужно нарисовать на первом этапе посмотрите на подсказку от мастера?

Все верно!

Чтобы нарисовать ровный круг кистью, необходимо прижать кисть к поверхности и прокрутить её. Сначала большой розовый круг и тонкой кисточкой три голубых круга над розовым. Чтобы нарисовать листик, берем большую кисть и прикладываем ее к поверхности и с небольшим сдвигом поднимаем кисть вверх.

Чтобы продолжить роспись и выполнить следующие этапы наш подмалевок должен подсохнуть. Давайте пока немного передохнем

 Физкультминутка

Мы пойдем по лугам  

С яркими цветами.

Сказочные те цветы

Нарисуем сами.

Здесь ромашки и бутоны

Словно капельки росы,

Расцветают здесь розаны

Удивительной красы

Городецкий конь бежит,

Вся земля под ним дрожит!

Птицы яркие летают

 И купавки расцветают

Подмалевок немного подсох, значит можем приступать ко второму  этапу.

Он называется – ТЕНЁВКА. От слова тень

Как вы думаете каким цветом нужно выполнить этот этап росписи?

Правильно это мазки выполненные темным цветом.

Педагог показывает где необходимо нанести тенёвку. По необходимости помогает детям.

И третий этап называется – ОЖИВКА!

Как вы думаете каким цветом делается оживка?

Правильно, когда наносятся белые полосы и мазки, капельки, цветок как–будто оживает, отсюда и название третьего этапа городецкой росписи – Оживка!

А куда наносятся белые элементы?

Какая красота у нас с вами получилась!

Итог

Давайте вспомним, кем мы сегодня стали?

А зачем ему нужны были ученики?

Как называется роспись которую мы сегодня делали?

Сколько этапов росписи у нас было?

Какие этапы росписи вы запомнили?

Какие цветы городецкой росписи мы научились сегодня рисовать?

Вам было трудно?

Что было труднее всего?

После того, как работы высохнут мы их с вами упакуем в коробку и отправим мастеру в Городец.

А что  еще вы бы хотели расписать городецким узором?

Рефлексия

Ребята я вижу, что вы сегодня очень старались. Мне очень интересно узнать какое настроение у вас после  занятия? Я предлагаю вам зажечь наш «Факел настроения»!  У каждого из вас огоньки разных цветов и с разными эмоциями. Выберите тот, какое настроение у вас сейчас и прикрепите на наш факел.

Ребята, я благодарю вас за труд. Теперь вы настоящие городецкие умельцы!

Привлекает внимание детей. Дети интересуются, что это звучит и откуда.

Ответы детей:

-Это музыка!

Да/ нет.

Ответы детей:

Не знаем

Ответы детей:

Музей, выставка,

ярмарка, предметы и т.п.

Ответы детей:

Люди!

Да!

Ответы детей:

Из дерева, из глины, соломы и т.п.

Ответы детей:

Дети высказывают свои предположения.

(Хохлома, Дымковская роспись,

Филимоновская роспись.

Городецкая! /не помним

Цветом, фигурами, изображением.

Ответы детей:

Да!

Ответы детей:

Да!

Ответы детей:

Это доски и этапы её росписи.

Мы будем смотреть и видеть,что за чем нужно рисовать.

Рассуждения детей.

Ответы детей:

Вроде все есть!

 

Ответы детей:

не знаем

Ответы детей:

Голубой, розовый, зеленый. Черный, белый.

Нам нужно смешать белый с синим, белый с красным.

Дети смешивают краски на палитре

Ответы детей:

Большой розовый  круг в центре и три голубых маленьких круга над розовым, а листики между этими кругами.

Дети шагают на месте)

Вращая кисти рук, рисуют в воздухе цветок.

Руки вверху, наклоны вправо-влево

В воздухе  изображают капельки)

Круговые движения руками перед собой.

Руки в замок, перед собой, ноги согнутые в  колене поднимаем вперед.

Руки в сторону, машем руками)

Присесть и встать медленно, изображая руками распустившийся цветок.

Дети продолжают работу

Ответы детей:

Темным.

Ответы детей

Светлым или белым!

На цветы и листья.

Дети продолжают работу.

Ответы детей:

Мы стали учениками городецкого мастера.

Он не успевал расписать доски!

Городецкая.

Три!

1-Подмалевок

2. Теневка

3. Оживка

Купавка и бутон.

Да/нет!

Рассуждения детей.

Да!

Рассуждения детей.

Дети прикрепляют огоньки выбранных цветов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер класс инструктора по физической культуре на тему: «Укрепление здоровья дошкольника через формирование жизненноважных двигательных умений и навыков, способствующих укреплению осанки и коррекции стопы».

Мастер классинструктора по физической культуре на тему: «Укрепление здоровья дошкольника через формирование жизненноважных двигательных умений и навыков, способствующих укреплению осанки и коррекции с...

Мастер-класс « Здоровые стопы».

мастер класс с родителями...

Конспект занятия "Мастера городецкой росписи"

В данном конспекте представлен вариант занятия (художественно-эстетческое развитие) для детей старшего или подготовительного дошкольного возраста по декоративному рисованию....

Мастер-класс для родителей «Здоровье начинается со стопы»

Мастер-класс для родителей «Здоровье начинается со стопы»Мастер-класс для родителей «Здоровье начинается со стопы»...

Мастер-класс по двигательной терапии (упражнения для правильного формирования осанки и стоп)

В группе Буковки мама воспитанника провела мастер класс по двигательной терапии (упражнения для правильного формирования осанки и стоп).Правильная осанка является ключом к здоровой спине. Хорошая осан...

Памятка для родителей "Мастер-класс по изготовлению атрибутов для самомассажа ладоней и стоп "Веселые карандаши"

Памятка для родителей "Мастер-класс  по изготовлению атрибутов для самомассажа ладоней и стоп "Веселые карандаши"...

Проект «Красоту России донесем до всех сердец! (городецкие мастера)» Конспект занятия по рисованию с детьми старшей группы. Тема «Закладка для книги» («Городецкий цветок») по мотивам городецкой росписи

Занятие  включает   интеграцию доброжелательных образовательных технологий: здоровьесберегающие технологии, интерактивные технологии, технологии проектной деятельности,STEAM--образовате...