Мастер-класс для педагогов «Нетрадиционная техника рисования — Ниткография»
методическая разработка по рисованию

Сороковикова Светлана Сергеевна

Нетрадиционное рисование –это толчок к развитию воображения, творчества, проявлению самостоятельности, инициативы, выражения индивидуальности. Каждая техника – это маленькая игра, доставляющая ребенку радость, положительные эмоции. Она не утомляет малыша, у ребенка сохраняется высокая активность и работоспособность на протяжении всего времени рисования.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nitkografiya.docx16.8 КБ
Файл master_-_klass_nitkografiya.pptm1.1 МБ

Предварительный просмотр:

Мастер-класс для педагогов «Нетрадиционная техника рисования — ниткография»

Цель: создать условия для знакомства с нетрадиционной техникой рисования – ниткографией.

Задачи:

- показать алгоритм выполнения работы по «рисованию нитками»;

- вызвать интерес к нетрадиционному художественному творчеству, способствовать развитию воображения у воспитателей.

Актуальность.

Нетрадиционное рисование –это толчок к развитию воображения, творчества, проявлению самостоятельности, инициативы, выражения индивидуальности. Каждая техника – это маленькая игра, доставляющая ребенку радость, положительные эмоции. Она не утомляет малыша, у ребенка сохраняется высокая активность и работоспособность на протяжении всего времени рисования.

 Нетрадиционное рисование лежит в основе многих арт-терапевтических техник. Как средство коррекции психических процессов, нетрадиционные техники рисования позволяют преодолеть чувство страха, дают свободу, вселяют уверенность в себе, своих силах. Современные исследования показали, что нетрадиционное рисование способствует ослаблению возбуждения эмоционально расторможенных детей, не смотря на то, что чрезмерно активный ребенок нуждается в обширном пространстве для разворачивания деятельности, его внимание часто рассеянно и неустойчиво. В процессе нестандартной художественной деятельности зона активности сужается, уменьшается амплитуда движений.

Занятия данным видом рисования способствуют развитию зрительно-моторной координации, фантазии, логики, мышления, что очень важно для подготовки дошкольника к обучению в школе. Нетрадиционное рисование – это способ самовыражения, общения с самим собой, отличное средство не только для поднятия настроения, но и для взгляда на мир другими глазами, открытия в себе новых возможностей!

Каждый ребенок – это личность. Они имеют свое мнение, свои способности, предпочтения и интересы. Но, все они без исключения любознательны, обожают играть и рисовать, даже если это и не совсем правильно получается. Именно для того, чтобы научить ребенка рисовать, привлечь его к миру прекрасного и просто, в процессе работы, донести до него новые знания, информацию, воспитать в нем те или иные качества, в детских садах используют нетрадиционное рисование.

Такое разнообразие в выборе способов и материалов для творчества развивает детскую фантазию, знакомит с свойствами материалов и с тем, как их можно применить на практике, позволяет перенести свое восприятие окружающего мира в рисунках. Сам творческий процесс является интересной игрой, которая дарит детям множество положительных эмоций.

Оборудование: столы, стулья для педагогов, влажные салфетки; материалы для практической деятельности: гуашь разного цвета, альбомные листы, шерстяные или акриловые нитки, баночки с водой, кисти для рисования, ёмкости для использованных материалов; детские рисунки в нетрадиционной технике рисования.

Практическая часть

Уважаемые коллеги! Представляем вашему вниманию мастер-класс по нетрадиционной технике рисования – ниткография. Слово «ниткография» состоит из двух слов: нитка и графика (от «grafo» - «пишу») - вид изобразительного искусства, использующий в качестве основных изобразительных средств линии, штрихи. То есть, получается, «пишу ниткой» или проще говоря «рисую нитью». Данную технику рисования часто использую в работе с детьми. Она очень интересна детям, развивает мышление и воображение.

Предлагаю и Вам освоить данную технику рисования на практике :

1. Возьмите шерстяную или акриловую нить (длина нити 40-45 см) и немного распушите ее (изображения, получаемые от нитей с большим ворсом, гораздо интереснее для детей).

2. Приготовьте 2 обычных листа бумаги формата А4. (Можно использовать не два, а один лист, но тогда его нужно сложить пополам).

3. Опустите нить в стакан с водой.

4. Опустите нить в краску любого цвета так, чтобы один конец остался неокрашенным (можно нить окрасить в разные цвета, а можно использовать несколько нитей сразу)

5. Выложите нитью на листе бумаги узор так, чтобы один кончик нитки остался не прикрытым. (Если уложить нить в форме спирали, то получится узор в виде цветка).

6. Накройте лист с нитью другим бумажным листом.

7. Прижмите ладошкой листы бумаги и осторожно вытягивайте за свободный кончик всю нить.

8. Раскройте половинки листа (если используете один листок) или уберите второй лист (если работаете с двумя листами).

9. Уберите нить с краской.

10. Дорисуйте кистью причудливое изображение, полученное от ворса нити, проявив фантазию.

Ну, вот и все! Теперь можете показать свои рисунки.

- Коллеги, вызвала ли у Вас интерес данная техника рисования?

- Будете ли использовать в своей работе?

Ниткография в работе с детьми вознаградит Ваш труд сполна! Дети научатся создавать маленькие шедевры изобразительного искусства, станут более усидчивыми, спокойными, будут стремиться к познанию нового.

Уважаемые коллеги, спасибо за внимание!


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида «Ладушки» Мастер – класс для педагогов Тема: «Ниткография» Выполнила: Сороковикова С.С. Базарова С.А.

Слайд 2

"Если вы сумеете научить ребёнка в детские годы ощущать красоту, изумляться дивным творениям человеческих рук, красотой природы, то вырастите человека с высокой культурой чувств" В. А. Сухомлинский Слово «ниткография» состоит из двух слов: нитка и графика (от «grafo » — « пишу») — вид изобразительного искусства, использующий в качестве основных изобразительных средств линии, штрихи... То есть , получается, «пишу ниткой» или проще - «рисую нитью».

Слайд 3

Историческая справка о ниткографии Согласно одной версии, технику изонити придумали английские ткачи около 400 лет назад. Они вбивали в деревянную поверхность гвозди и натягивали между ними нити в определённой последовательности, создавая причудливые графические узоры. В результате получались ажурные кружевные изделия, которые использовались для украшения жилища. Затем возникла мысль качественно изменить эту технику, оставив тот же принцип натяжения нити, но используя картон вместо доски.

Слайд 4

Вторая версия гласит, что создательницей техники ниткография является Мэри Эверест Буль, известная английская исследовательница и математик, автор книги "Подготовка ребёнка к восприятию науки" (1904) - имела очень большую популярность. Технику заполнения нитками различных форм Мэри Эверест Буль изобрела для того, чтобы помочь детям в изучении геометрии. ниткография хорошо развивает фантазию и художественный вкус, тренирует память.

Слайд 5

Корни ниткографии можно обнаружить у индейского народа Уичоли , проживающего в западной и центральной Мексике. Антрополог Роберт Зингг назвал уичолей «племенем художников» . Формы художественного выражения уичолей отражают их религиозные верования, которые воплощаются в их искусстве. Широко известны nierika (ньерика) — своеобразные картины, выполненные в характерном стиле из шерстяной пряжи, одновременно являющиеся и предметом прикладного искусства, изготавливаемым на продажу, и религиозным объектом.

Слайд 6

Традиционно они представляют собой круглую или квадратную дощечку с отверстием в центре, покрытую с обеих сторону смесью пчелиного воска и сосновой смолы , на которую наклеивают разноцветные шерстяные нити. Такие дощечки можно встретить в домашних святилищах, храмах, священных пещерах и источниках. Ньерика является проводником в мир духов. Она называется зеркалом с двумя лицами, поэтому рисунками покрываются обе стороны. Отверстие в середине - магический «глаз», через который человек и боги могут видеть друг друга.

Слайд 7

Впервые выставка крупных картин, выполненных в этой технике, прошла в Гвадалахаре в 1962 году. В настоящее время широкий ассортимент разноцветной пряжи позволяет создавать сложные композиции, представляющие собой истинные произведения искусства. Некоторым художникам этого племени удалось добиться известности и коммерческого успеха: например, художнику Хосе Бенитесу Санчесу , который выставлял свои работы в США. Его вкладом в искусство является то, что он расширил функции картин из нитей, перейдя от чисто декоративных изделий к произведениям большего масштаба.

Слайд 8

Есть 4 разновидности изобразительной деятельности с использованием ниток. Вариант №1 — собственно ниткография Разновидность техники, с которой начинается знакомство малышей с изобразительными возможностями ниток. Обычно это происходит в средней группе. Что нужно: шерстяные нитки (чем более ворсистой она будет, тем замысловатее получится изображение); краска (гуашь или акварель); 2 листа плотной бумаги (акварельные листы подходят идеально, но можно и обычные). Инструкция: Берём шерстяную нитку длиной 40–60 см. Окунаем её в краску (гуашь удобнее использовать, чем акварель), оставляя чистый хвостик. Выкладываем на листе бумаги. Прикладываем чистый лист, прижимаем. Не открывая верхний лист, за хвостик водим нить влево- вправо. Снимаем верхний лист, убираем нить. Дорисовываем узоры, которые оставила нитка, придумывая образы. Лист основы можно сложить пополам и накрывать нить половинкой, тогда рисунок получится симметричным. Постепенно технику можно усложнять несколькими нитями, окрашенными в разные цвета.

Слайд 10

Вариант № 2 — ниткопись Что нужно: клей ПВА; хорошо заточенные ножницы; простой карандаш или акриловые краски; тонкую деревянную шпажку или спицу; нитки разных цветов, фактур, но лучше одной фирмы, одинаковой толщины(шерстяная пряжа, акриловые нитки или даже мулине); в качестве основы можно использовать стекло, пластик, дерево, ковролин, бархатную бумагу, толстый картон и т. д. Инструкция: На листе рисуем контур сюжета картинки (можно свой, а можно взять шаблон обычной раскраски). Наносим клей по контуру. Пока он не застыл, выкладываем нить и слегка прижимаем, чтобы она приклеилась. Теперь по элементам заполняем рисунок нитками подходящих цветов. Если в рисунке есть мелкие детали, то работу по созданию картины лучше начинать с них. После полного высыхания клея на всей поверхности картины, прогладьте ваш шедевр утюгом, используя марлю или тонкую ткань. Технику можно усложнять способом выкладывания ниток: по спирали; по кругу; ровными линиями; зигзагообразными линиями и т.д .

Слайд 11

Вариант №3 — аппликация нитками Что нужно: цветной или белый картон; разноцветные шерстяные нитки; клей ПВА и кисточка; ножницы; простой карандаш (рисунки из интернета). Инструкция: Нанести рисунок на бумагу простым карандашом либо взять готовый. Нитки складываем в несколько раз и нарезаем длиной не более 1 см. Так с каждым цветом (старшие дошкольники могут сделать это самостоятельно, для младших нужно подготовить). Наносим клей частями и прикладываем подготовленную нитку. Даём работе подсохнуть, остатки ниток стряхиваем и кладём под пресс (книгу).

Слайд 12

Вариант №4 — изонить. Эта техника ниткографии применяется не во всех детских садах в виду того, что малышам приходится работать с острыми предметами. Обычно изонить — прерогатива дошкольных учреждений с художественно-эстетической направленностью. Освоение этого вида техники ниткографии начинается в старшей группе. Что нужно: нитки; кнопки в виде гвоздиков; дощечка; рисунок на бумаге; ножницы. Инструкция: На дощечки прикладываем рисунок (можно из раскраски). По контурам всех элементов вставляем кнопки-гвоздики или булавки. Аккуратно, чтобы не вытащить гвоздики, вынимаем бумажный образец. Обматываем гвоздики нитками, делая по два оборота вокруг каждого, хорошо натягиваем ниточки. Как более простой вариант, по контуру рисунка прокалываются дырочки, в которые малыши пропускают ниточки с помощью иголки. В технике изонити есть две основные схемы: окружности и угла. Освоив их можно самостоятельно вышить ромб, треугольник, дугу, квадрат и овал.

Слайд 13

Приём "Заполнение угла" Начертить на изнаночной стороне картона любой угол. Разделить каждую сторону угла с помощью линейки на четное количество частей (можно через 5-10 мм). Пронумеровать полученные точки, начиная от вершины. Вершину угла обозначить точкой "0". Сделать иглой большей толщины или шилом , подложив пенопласт под картон, проколы во всех точках, кроме вершины ("0") Вдеть нить в более тонкую иглу. Заполнить угол по схеме , начиная с изнанки.

Слайд 14

Приём "Заполнение окружности" Начертить окружность (сначала небольшого размера 30 -50 мм). Разделить окружность на 12 равных частей. После освоения приёма, можно делить окружность "на глаз", прокалывая картон через равные промежутки (чем меньше расстояние между проколами, тем ажурнее и интереснее получится работа). Важно, чтобы точек было чётное количество. Сделать проколы в полученных точках. Заполнить окружность по схеме. Лучше заполнять окружность по часовой стрелке!

Слайд 15

Картины в технике "изонить"

Слайд 16

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер - класс для педагогов «Нетрадиционная техника рисования – ниткография»

Уважаемые педагоги! А сейчас я хочу провести небольшой мастер-класс по нетрадиционной технике рисования – ниткографии.  Сегодня я  покажу, как  можно с помощью гуаши и ниток рисов...

Мастер–класс для педагогов «Нетрадиционная техника рисования – ниткография»

   Ниткография – (сочетание слов «нитка» и «grafo» — пишу, то есть «пишу ниткой» или «рисую ниткой») – это создание к...

Мастер-класс для воспитателей по нетрадиционной технике рисования «ниткография».

знакомство с нетрадиционной техникой рисования – ниткографией....

Мастер - класс для педагогов «Нетрадиционная техника рисования – ниткография» презентация

Мастер - класс для педагогов «Нетрадиционная техника рисования – ниткография» презентация...

Мастер - класс для педагогов «Нетрадиционная техника рисования – ниткография»

Мастер - класс для педагогов «Нетрадиционная техника рисования – ниткография»...

Мастер - класс для педагогов "Нетрадиционные техники рисования "Ниткографии"

Цель: расширять знания педагогов через знакомство снетрадиционными техниками рисования, как средство развитиядошкольников к изобразительному творчеству.• Задачи:познакомить педагогов с нетрадицио...