Дымковские и Филимоновские барышни.
план-конспект занятия по рисованию (подготовительная группа)

Красикова Анастасия Евгеньевна

Конспект занятия по рисованию в подготовительной группе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл filimonovskie_i_dymkovskie_baryshni.docx957.51 КБ

Предварительный просмотр:

        Тема.Филимоновские и дымковские барышни.  

Цели. Продолжать расширять  и закреплять представления детей о дымковской и филимоновской росписи, учить сравнивать их цветовую гамму, элементы и особенности узоров. Закреплять умение детей располагать узор на объемной форме.

Развивать интерес к народным промыслам. Развивать эстетическое восприятие, зрительную память.

Воспитывать интерес к творчеству русского народа.

Предварительная работа: рассматривание элементов узора, беседа о процессе изготовления узора, происхождения игрушек, декоративное рисование «Укрась платочек дымковским узором», «Украшение филимоновского фартука».

Оборудование.Презентация «Сравнениефилимоновской и дымковской игрушки», Иллюстрация « Русская ярмарка», образцы игрушек, гуашь, заготовки барынь.

Ход  занятия

Основная часть

Воспитатель.Ребята, сегодня мы отправимся с вами на ярмарку.

В. Раз мы попали на ярмарку, приглашаю вас покататься на карусели. ( двигаются по кругу)

Еле-еле, еле-еле,

Закружились карусели.

А потом, потом, потом

Всё бегом, бегом, бегом (едут).

Тише, тише, не спешите,

Карусель остановите.

Раз-два, раз-два,

Вот и кончилась игра.

В.Понравилось кататься на карусели?

В.На ярмарке обычно много разных аттракционов, но не только ими она славится. Самое главное на ярмарке, конечно же, её товар.

Посмотрите, сколько вокруг красивых, ярких, нарядных игрушек. Они радуют нас своей красотой.

Послушайте загадку.

Весёлая белая глина,

Кружочки, полоски на ней

Козлы и барашки смешные,

Табун разноцветных коней,

Кормилицы и водоноски,

И всадники, и ребятня,

Собачки, гусары и рыбки.

А ну назовите меня. (Дымковская игрушка)

В. Неслучайно я загадала загадку о дымковской игрушке.

Сегодня мы вспомним эту весёлую игрушку и сравним её с филимоновской.

Ой, свистулечка какая,

Утка полосатая,

Необычная, смешная

И чуть-чуть пузатая.

-Подожди минуточку.

Ты откуда, уточка?

Уточка свистит моя:

-Филимоновская я!

Все игрушки не простые,

А волшебно - расписные,

Белоснежны как берёзки,

Кружочки, клеточки, полоски –

Простой казалось бы узор,

Но отвести не в силах взор.

И пошла о дымке слава

Заслужив на это право.

Говорят о ней повсюду,

Словно появилось чудо.

В. Чем вас привлекают эти игрушки? (Узором, яркостью, весельем, нарядностью, праздничностью)

В.Давайте сравним эти игрушки.

В. Чем похожи игрушки? (Игрушки сделаны из глины. Узор на белом фоне.)

Воспитатель Чем отличаются? (Узором)

В.Из каких элементов состоит филимоновский орнамент? Назовите их.

Д. «Солнышко», «Ёлочка», «Снежинка», полоски.

В.Из каких элементов состоит дымковский орнамент? Назовите их.

Д.Точка, прямая линия, волнистая линия, круг, овал, кольцо, клетка.

В.Из каких элементов состоит дымковский орнамент? Назовите их.

(Точка, прямая линия, волнистая линия, круг, овал, кольцо, клетка.)

В.  Сейчас мы тоже будем умельцами-мастерами, украсим юбки барышень, вырезанных из бумаги, дымковскими и филимоновскими узорами. Посмотрите, как можно украсить юбку барышни элементами филимоновского узора.

Но сначала отдохнем

Физминутка «Расписные игрушки».

Мы игрушки расписные (стойка прямо, покачивание плечами вверх – вниз),

Хохотушки вятские (улыбаются друг другу с поворотами),

Щеголихи слободские (руки на поясе, поворот вокруг себя),

Кумушки посадские (руки на поясе, небольшие приседания).

У нас ручки крендельком (показ рук вперед и на пояс)

Щёчки будто яблочки (легкое касание щек).

С нами издавна знаком (ладошки к груди, потом в стороны)

Весь народ на ярмарке (поклон).

В. Представили, как мы слепили барышню, а теперь выбирайте понравившийся вам силуэт и садитесь за столы.

Дети берут понравившийся силуэт и садятся за столы.

В.Прежде, чем вы начнёте расписывать силуэты, давайте вспомним, как правильно рисовать узор?

В. Дымковские мастера лепили игрушки зимой, когда вокруг всё было белым – бело и хотелось им сделать игрушку такой же белой и чистой. Но ведь игрушки делались к празднику, поэтому не забывайте, что они должны быть яркими, нарядными, весёлыми, солнечными, красочными, радужными.

Нет двух одинаковых дымковских игрушек. Каждая игрушка это творение одного мастера.

В. Филимоновская игрушка - старейший  народный художественный промысел  России. Родина промысла - деревня Филимоново Тульской области. Мужчины в деревне Филимоново изготовляли на гончарном круге посуду, женщины лепили из глины игрушки. Все филимоновские игрушки - свистульки, лепятся из местной пластичной глины «синики», дающей после обжига белый черепок. Удивительно красивы и разнообразны глиняные игрушки. Кони, олени, барышни, петухи, бараны – всех не перечесть. Желтый, красный, зеленый – основные цвета, используемые в росписи.

Воспитатель.

Мастера, скорей за дело

Украшай игрушки смело

Выбирай любой узор

Чтобы радовался взор.

Но сначала разомнём наши пальчики.

Пальчиковая гимнастика

(дети выполняют имитационные движения руками в соответствии с текстом)

Глину мягкую замесим,                              

И получше разомнём.

На кусочки всё разделим,                                                                                                    

Барышню лепить начнём:                            

Мы скатаем голову,                                      

Юбку - раскатаем.                                                                                                                 Юбка словно колокол,                                  Их соединяем.

Прищипнём вверху кокошник,                    

Руки ей приладим,                                        

А затем возьмём в ладошки,                        

Пальчиком загладим.                                                                                                          

сжимают и разжимают пальчики,                            

4 пальца правой руки зацепляют 4 пальца левой

руки сверху, снизу попеременно

развели руки в стороны

имитируют скатывание шарика  между ладоней

имитируют скатывание колбаски

между ладоней соединяем пальцы двух рукв виде домика

соединяем поочерёдно все пальцы с большим

круговые движения кистями рук

соединяем ладоши в виде лодочки

пальцами левой руки поочерёдно массируем каждый палец правой руки

Самостоятельная работа.

Итоги занятия. Рефлексия

Воспитатель Наша ярмарка закрылась.

Вам понравилось на ярмарке? Что больше всего понравилось?IMG_20250214_095516.jpg

IMG_20250214_095525.jpg

IMG_20250214_101821.jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дымковская и филимоновская игрушка

Учебно-методический материал для формирования интереса у детей к предметам народного декоративно-прикладного искусства....

Развлечение для детей средней группы. Путешествие в сказку. Сравнение дымковской и филимоновской игрушек.

Дети в игровой форме закрепляют знания о дымковских и филимоновских народных игрушках, об особенностях их росписи....

Филимоновская барышня

Мастер-класс создание филимоновского наряда для кукол ...

Знакомство с дымковской игрушкой. Лепка барышни из пластилина с последующей росписью.

Дымковские игрушки относительно несложны в исполнении, красивы, красочны, наполнены эмоциональным смыслом, что делает работу с ними для детей и продуктивной, и привлекательной. К тому же, дети, р...