Конспект занятия для детей среднего дошкольного возраста на тему «Филимоновские игрушки»
план-конспект занятия по рисованию (средняя группа)
Конспект занятия по ознакомлению детей с филимоновской народной игрушкой.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 18.72 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект занятия для детей среднего дошкольного возраста
на тему «Филимоновские игрушки»
Цель:
• Совершенствовать знания детей о филимоновской игрушке.
• Учить рисовать кисточкой узоры полоски, елочки.
• Развивать интерес к филимоновским игрушкам.
• Развивать эстетические чувства, умение внимательно слушать воспитателя и отвечать на вопросы.
• Воспитывать интерес к народному быту и изделиям декоративно-прикладного искусства, фольклору России.
• Воспитывать уважительное и бережное отношение к культуре и истории своей Родины.
Предварительная работа:
Знакомство с дымковскими игрушками, с техникой их выполнения, с мастерами промысла, рассматривание иллюстраций по дымковской игрушке.
Демонстрационный материал:
• Филимоновские игрушки (глиняные свистульки)
• Фланелеграф
• Иллюстрации с филимоновской игрушкой
• Наглядное пособие по изготовлению и росписи филимоновских игрушек
Материал:
• Шаблон рисунка филимоновского петушка
• Гуашь разных цветов (красная, синяя, желтая, зеленая)
• Влажные салфетки
• Кисть
• Стаканчики с водой
Ход занятия:
Воспитатель: Ребята, сегодня на занятии мы познакомимся с одним народным промыслом – филимоновской игрушкой. Садитесь поудобнее и внимательно послушайте.
На фланелеграфе прикреплены иллюстрации филимоновской игрушки.
«Чудо Филимоновских свистулек»
Расскажите нам, откуда
Появилось это чудо?
Кто придумал эти краски,
Словно взятые из сказки.
Воспитатель:
С древних времен известна тульская деревня Филимоново. По всей России-матушке и далеко за ее пределами знают и любят филимоновские расписные игрушки-свистульки. Хотите узнать, почему их так называют? Легенда говорит, что жил в этих местах дед Филимон, он и делал игрушки. Вот и назвали деревню Филимоново.
Игрушки в основном делали зимой, когда было свободное время от сельских трудов. Затем продавали их на ярмарках и базарах в городе Туле.
Делают игрушки из глины, а глину добывают в глубоких оврагах. Игрушки смешные, причудливые. Лепят в Филимонове барышень, солдат, коней, птиц, козликов и прочих зверушек
Воспитатель: Ребята, посмотрите внимательно на игрушки, которые я вам принесла.
Дети подходят к педагогу и внимательно рассматривают игрушки.
Воспитатель: Как и у дымковской игрушки, у филимоновской есть своя отличительная особенность. Какая? Может, кто из вас догадался?
Воспитатель: они все вытянуты, будто чему-то всегда удивляются, да так удивляются, что все похожи на длинношеих жирафов. И еще, все они не просто игрушки, а свистульки. Посмотрите, у барышень свистки спрятаны в кувшины, у солдат – в гусей. И во все игрушки можно посвистеть.
Воспитатель: Вылепленные игрушки обжигают в специальных печах. Раньше это были земляные печи, которые делали в оврагах, где добывали глину. Игрушки сначала раскалятся до красна, а потом до бела. А когда они остынут, становятся бело-розовыми и твердыми, как камень.
Нас лепили мастера,
Нас расписывать пора
Кони, барышни, барашки –
Все высоки и стройны
Сине-красные полоски
На боках у нас видны.
После обжига игрушки расписывают.
Затем игрушки несли на ярмарку, где мастера не только показывали, что они изготовили, но и продавали их.
Физкультминутка:
Давайте представим, что мы с вами на ярмарке и немного поиграем.
Дружно встанем – раз, два, три.
Мы теперь богатыри!
Мы ладонь к глазам приставим,
Ноги крепкие расставим,
Поворачиваясь вправо – оглядимся величаво.
И налево надо тоже поглядеть из-под ладошек,
И направо, и еще, через левое плечо.
Буквой «Л» расставим ноги,
Точно в танце руки в боки,
Наклонились влево, вправо –
Получается на славу!
Воспитатель: Расписывают филимоновскую игрушку не кисточкой, а перышком. Посмотрите, какими элементами росписи расписаны филимоновские игрушки. Давайте назовем знакомые. Чаще всего украшают игрушки «ветвистой «елочкой», «яркой ягодкой», звездочкой» лучистой или «солнышком». А элементы обозначают следующее: круг – солнце, треугольник – землю, елочки и ростики – символ растительности и жизни. лица у фигурок остаются белыми и лишь небольшими штрихами и точками намечаются глаза и рот.
Воспитатель: Ребята, посмотрите и назовите те краски, которые используют художники для филимоновской игрушки?
Дети: Узор состоит из красного, желтого, зеленого, синего цветов.
Воспитатель: Я предлагаю вам стать народными мастерами. Сейчас мы с вами будем рисовать узор на филимоновской игрушке петушок. Петушок — любимый образ в народном творчестве. Он связан с солнцем и изобилием. Грудку и крылья птицы украшают узоры, напоминающие большое и маленькое солнышко.
Воспитатель: Но прежде чем приступить к работе давайте внимательно рассмотрим петушка. Посмотрите какая у него длинная вытянутая шея. Голова по сравнению с туловищем какая? Она больше или меньше?
Дети: Голова меньше туловища.
Воспитатель: Еще у петушка есть клюв и гребешок. У вас на столах лежат рисунки петушка. Давайте посмотрим и обсудим, какие приемы мы будем использовать в росписи.
Дети: Полосочки, елочки.
Воспитатель: Садитесь за свои рабочие места и приступайте к работе.
Дети начинают расписывать петушков. Педагог оказывает индивидуальную помощь.
Воспитатель: Посмотрите ребята, какие замечательные петушки у нас с вами получились. Понравилось вам быть мастерами филимоновских игрушек?
Дети: Да! Очень!
Воспитатель вместе с детьми рассматривают работы, обсуждают у кого как получилось.
Воспитатель: Ребята, с чем вы сегодня познакомились? Что нового узнали?
Дети: Мы познакомились с филимоновскими игрушками. А еще мы сами были мастерами и расписывали филимоновскую игрушку – петушка.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия для детей среднего дошкольного возраста на тему «Свойство материалов»
Конспект занятия предназначен для детей средней группы. Материал знакомит детей со свойствами материалов. ...
Конспект занятия для детей среднего дошкольного возраста по познавательному развитию Тема: «ВОЛШЕБНЫЙ ЛЕС - ПОЛОН ЧУДЕС».
открытое занятие...

Конспект занятия для детей среднего дошкольного возраста на тему: «Человек природе – друг».
Конспект занятия для детей среднего дошкольного возраста на тему: «Человек природе – друг».Цель: знакомство с целостной картиной мира.Задачи: - установление простейших закономер...

Конспект открытого интегрированного занятия для детей среднего дошкольного возраста. Тема: «В мире сказок».
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждениеВсероссийский детский центр «Орлёнок»Детский сад Конспектоткрытого интегрированного занятиядля ...

Конспект занятия для детей среднего дошкольного возраста на тему: «Человек природе – друг».
Конспект занятия для детей среднего дошкольного возраста на тему: «Человек природе – друг».Цель: знакомство с целостной картиной мира.Задачи: - установление простейших закономер...

Конспект занятия для детей среднего дошкольного возраста. Тема: «Полезные и вредные продукты».
Рассказать детям о полезных и вредных продуктах....

Конспект занятия для детей среднего дошкольного возраста по теме «Посуда»
Цель: обобщить и систематизировать знания детей о посуде.Образовательные задачи:Уточнить и расширить словарь по теме «Посуда».Развивать умение составлять загадки-описания по образцу со зри...