Игры с песком
картотека по рисованию (младшая группа)
В системе традиционных и нетрадиционных методов коррекции всё больше места занимают специальные техники, одна из которых - песочная игротерапия. Принципы игр на песке очень просты и незатейливы. Они являются обучающими, познавательными, проективными. Обучающие игры обеспечивают процесс обучения чтению, письму, счету, грамоте; познавательные игры дают возможность детям узнать о многообразии окружающего мира, об истории своего города, страны и т.д.; проективные игры откроют потенциальные возможности ребенка, разовьют его творчество и фантазию.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 52.99 КБ |
Предварительный просмотр:
Игры с песком
«Раскопки»
Нужно заранее закопать в песок маленькие предметы: ложку, пробку, ручку и т.п. Ребенок должен их раскопать и вместе со взрослым придумать историю о том, кому принадлежали эти вещи.
«Чьи следы»
Можно играть с небольшой группой детей или с одним ребенком. Один участник игры рисует на песке следы животного. Все остальные должны угадать, кому принадлежат следы.
«Идут медвежата» — ребенок кулачками и ладонями с силой надавливает на песок.
«Прыгают зайцы» — кончиками пальцев ребенок ударяет по поверхности песка, двигаясь в разных направлениях.
«Ползут змейки» — ребенок расслабленными или напряженными пальцами рук делает поверхность песка волнистой (в разных направлениях).
«Бегут жучки-паучки» — ребенок двигает всеми пальцами, имитируя движение насекомых (можно полностью погружать руки в песок, встречаясь под песком руками друг с другом — «жучки здороваются»).
«Кроказябла» — дети оставляют на песке самые разнообразные следы, придумывают название для фантастического животного, которое оставило такие следы (впоследствии это животное можно нарисовать и сделать его жителем песочной страны).
«Норки для мышки»
Ребенок вместе со взрослым копает небольшие ямки — норки руками или совочком. Затем педагог обыгрывает постройку с помощью игрушки. Например, педагог берет игрушечную мышку в руки, имитируя ее писк. Затем ее «мышка-норушка» пробирается в каждую норку и хвалит ребенка за то, что он сделал для нее замечательные домики. Домики можно делать и для других игрушек — зайчиков, лисят, медвежат и пр.
«Я пеку, пеку, пеку»
Ребенок «выпекает» из песка разнообразные изделия (булочки, пирожки, тортики). Для этого малыш может использовать разнообразные формочки, насыпая в них песок, утрамбовывая их рукой или совочком. Пирожки можно «выпекать» и руками, перекладывая мокрый песок из одной ладошки в другую. Затем ребенок «угощает» пирожками гостей, кукол.
«Заборчики»
Малыш руками лепит заборчики по кругу. За таким забором можно спрятать зайку от злого серого волка.
«Волшебные отпечатки на песке»
Воспитатель и малыш оставляют отпечатки своих рук на мокром песке, а затем дорисовывают их или дополняют камешками, чтобы получились веселые мордочки, рыбки, осьминожки, птички и т, д.
Сделать отпечатки кулачков, костяшек кистей рук, пальцев. Попытаться найти сходство узоров с объектами окружающего мира.
«Игра на пианино»
Сначала предложить ребенку «исполнить произведение» на столе. Затем – на песке. Обратить внимание на движение не только пальцев рук, но и кистей.
«В гости к песочному человеку» (занятие проводится по подгруппам).
Цели: познакомить с Центром песка и воды, правилами поведения в нем; развивать представления детей о разнообразии окружающего мира, свойствах песка и воды; снизить психофизическое напряжение.
Оборудование: песок, вода и игрушка «песочный человек», формочки, мелкие предметы для обыгрывания.
Содержание: педагог-психолог обращает внимание детей на то, какой красивый песок (желтый, мелкий, зернистый – определения будут зависеть от качеств подготовленного песка), и предлагает рассказать все что они знают о песке (сыплется, сухой, есть на улице и на пляже, и т.д.). Подводя итог, воспитатель говорит о том, что даже такой знакомый всем детям материал, как песок, может многому научить, рассказать немало тайн. Например, песок может научить строить дома, ходить по пустыне, может рассказать о море или о реке, в которых он живёт. В нашем Центре песка и воды живёт хранитель песка – песочный человек. Он маленький, весёлый, знает много историй и игр. Но рассказывает эти истории песочный человек только тем, кто выполняет правила (не ссориться, не сыпать песок на пол, не бросать песок в глаза и т.п.).
«Секретные задания кротов»
Цель: развитие тактильной чувствительности, расслабление, активизация интереса; знакомство со свойствами песка.
Оборудование: песок, перышко, палочки, кисточки.
Содержание: педагог-психолог: Сегодня наши руки могут превращаться в кротов. Вот так. (Взрослый взмахивает руками и складывает их «уточкой», показывая ребенку нарисованные на костяшках пальцев глаза, нос и два зуба.) Хочешь превратить свои ручки в кротов? Надо помочь моему кроту выполнить важное секретное задание под землей. (По желанию ребенка взрослый аккуратно рисует нос и глазки на костяшках его пальцев). Ну, что погружаемся в песок? Смотри и делай, как мой крот.
Взрослый погружает одну руку в песок, шевелит ею под песком (обращает внимание ребенка на изменения поверхности песка), а затем осторожно раскапывает каждый палец. Затем то же самое проделывает ребенок. После этого они раскапывают руки друг друга (можно дуть на песок, использовать перышко, палочки, кисточки).
«Узоры на песке»
Цель: закрепление знаний о сенсорных эталонах, установление закономерностей; знакомство со свойствами песка.
Оборудование: песок, кисточка.
Взрослый пальцем, ребром ладони, кисточкой в верхней части песочницы рисует различные геометрические фигуры (в соответствии с возрастными нормами освоения), простые/сложные узоры (прямые и волнистые дорожки, заборчики, лесенки). Ребенок должен нарисовать такой же узор внизу на песке, либо продолжить узор взрослого. Вариант: взрослый рисует на доске, дает устную инструкцию нарисовать на песке определенный узор.
Те же узоры на песке изготавливаются путем выкладывания в заданной последовательности предметов, например камешков, желудей, больших пуговиц и пр.
Педагог-психолог: « Сегодня мы с тобой будем украшать наш песочный дом. Посмотри, какие узоры на песке можно нарисовать. Нарисуй, как я. Придумай свой узор, рисунок. В верхней части песочницы будут узоры из кругов, а внизу — из треугольников».
Работа с мокрым песком
Мокрый песок – предоставляет огромный простор детскому творчеству: из такого песка можно лепить не только фигуры из мелких деталей, но и грандиозные по своему внешнему виду фигуры-скульптуры. Из песка можно сооружать не только дворцы, но и корабли, машины, скульптуры, украшать их камешками, цветными бусинками, ракушками.
«Секреты мокрого песка»
Цели: познакомить со свойствами мокрого песка, вспомнить свойства сухого (подвести к выводу); научить пользоваться мокрым песком для создания объемных фигур, стабилизация эмоционального состояния.
Ход занятия:
1. Приветствие.
2. Психологический настрой.
3. Повторение свойств сухого песка.
4. Что нужно сделать, чтобы песок стал влажным? (добавить воды)
Выливаем немного воды, перемешиваем так, чтобы половина песочницы была мокрой, а половина - сухой.
Опустим руки во влажный песок. Что ты чувствуешь? (холод, он влажный, мокрый, сырой, он перестал быть рассыпчатым, из него теперь можно что-нибудь слепить, он не «течет», а падает).
Давайте попробуем что-нибудь слепить из мокрого песка, («пирожки», комочки, можно поработать с формами для песка, а можно и показать, как из мокрого песка слепить буквы, например, или цифры).
Итак, какой вывод мы можем сделать? Мокрый песок - вязкий, из него можно делать любые формы.
«Кто к нам приходил?»
Цель: развитие зрительного и тактильного восприятия; познакомить со свойствами мокрого песка, вспомнить свойства, научить пользоваться мокрым песком для создания объемных фигур.
Оборудование: мокрый песок, формочки
Содержание:
Ребенок отворачивается, взрослый изготавливает с помощью формочек барельефные или горельефные отпечатки, затем ребенок отгадывает формочку, которую использовал взрослый. Потом они меняются ролями. Формочки предварительно осматриваются и ощупываются, обводятся их контуры. Усложнение задания — игра с новыми формочками без предварительного их ощупывания.
«Кап-кап-кап, дождик пошел»
Цели: изучение свойств мокрого песка; учить детей сравнивать, анализировать и делать выводы.
Оборудование: песочница, ведёрочко или лейка.
Содержание:
Пора увлажнять песочек. Можно «маленьким дождиком» — намочив руки, оставляем капельки на песке, а можно целым ручейком, поливая из ведерочка. Мы замечаем, как он изменяется (становится темнее, уже не рассыпается).
А можно просто попробовать построить что-либо из сухого песка, который находится вдали от воды и из увлажненного, которого нежно смочила водичка реки или моря — и сравнить результаты.
«Осенняя картинка»
Цели: познакомить со свойствами мокрого песка; развитие моторики рук, тонких тактильных ощущений; развитие пространственного мышления;
развитие умений выполнять действия по инструкции; коррекция умения сравнивать величины.
Оборудование: песочница, сосуд для увлажнения песка, муляжи тучек, пластмассовые формы для песка - «ручки».
Ход занятия:
1. Психонастрой
2. Речевой настрой: Раз вдохнули, два вдохнули,
Хлопнули в ладошки,
А теперь садимся рядом,
Как в земле картошки.
3. На прошлом занятии мы выяснили, что мы работаем с песком, что он - светлый, прохладный, сухой, сыпучий. На нем остаются следы, следовательно, мы можем рисовать.
- отпечатаем ладошки;
- «погружаем» ладошки в песок;
- возьмите правую «ладошку» (левую), наложите на нее свою ладошку. Что больше, что меньше?
(с не говорящими детьми комментарий проводит взрослый).
4. Какое у нас сейчас время года? (осень). Взрослый кладет на песок тучку (или рисует). Часто идет дождь, и мочит землю. Проведем линии от тучки вниз, на землю (с малышами - «рука в руке»).
Идет дождик, и внизу, на земле, получаются лужи (разрываем песок). Что у нас получилось? Настоящая осенняя картинка! Как мы ее назовем?
5. Тебе понравилось играть с песком? Твоим рукам приятно? Мне было приятно с тобой играть. У меня сейчас вот такое настроение - рисуем, какое. Я испытываю радость от общения с тобой.
6. Отряхнем руки, и - в группу. Но по пути зайдем и вымоем руки с мылом.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игры с песком. Варианты игр и игровых упражнений с песком.
“Печем куличики”.Цель: познакомить ребенка с особенностями сухого и мокрого песка, сформировать представления об изменчивости формы песка в зависимости от формочки; учить “лепить” куличики, тщательно ...

Игры с песком. Варианты игр и игровых упражнений с песком.
Цель: познакомить ребенка с особенностями сухого и мокрого песка, сформировать представления об изменчивости формы песка в зависимости от формочки; учить “лепить” куличики, тщательно заполняя всю ёмко...
Игры с песком. Варианты игр и игровых упражнений с песком.
ldquo;Печем куличики”.Цель: познакомить ребенка с особенностями сухого и мокрого песка, сформировать представления об изменчивости формы песка в зависимости от формочки; учить “лепить&rdq...

«МАГИЯ ПЕСКА» (игры с песком – это вид деятельности, который дарит детям радость)
Песок, по мнению психотерапевтов – вещество, способное вызвать у человека самые богатые ассоциации. Сухой песок способен «течь» как вода. Кроме того, песок – это некоторая &laq...

Методическая разработка по комплексу игр с песком. Игры с песком - полезное занятие
Методическая разработка по комплексу игр с песком.Игры с песком - полезное занятие...