Метод правополушарного рисования как средство развития творческих способностей дошкольников
консультация по рисованию (старшая группа)
Польза правополушарного рисования, как утверждала Эдвардс, в том, что оно позволяет быстро и эффективно обучить творческому восприятию. Методы такого рисования подходят для детей и взрослых — и даже больше для взрослых: Эдвардс считала, что с возрастом левое полушарие мозга начинает сильно мешать правому работать в режиме творческого потока.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Метод правополушарного рисования как средство развития творческих способностей дошкольников
Что это и как появилось
В 1960-е годы нейропсихолог Роджер Сперри проводил опыты с животными и пришел к предположению, что разные полушария мозга млекопитающих отвечают за разные функции.
В исследованиях и выступлениях ученый утверждал, что человеческий мозг является «разделенным»: его полушария работают автономно и отвечают за разные задачи. Левая половина мозга, по Сперри, ответственна за логику, рациональность и вербальную сферу, а правая — за творчество и воображение.
В 1970-е годы идеи Сперри широко обсуждались в разных дисциплинах — и в том числе среди художников. Тогда о его концепции узнала Бетти Эдвардс — художница и учительница живописи из Калифорнии.
В 1979 году Эдвардс выпустила книгу «Рисуя правой половиной мозга» (в русском переводе — «Художник внутри вас»), где описала метод, который, по ее словам, позволял «отключить» левое и активизировать правое полушарие, открывая дорогу к безграничному творческому самовыражению. Эту технику она и назвала «правополушарным рисованием»
Польза правополушарного рисования, как утверждала Эдвардс, в том, что оно позволяет быстро и эффективно обучить творческому восприятию. Методы такого рисования подходят для детей и взрослых — и даже больше для взрослых: Эдвардс считала, что с возрастом левое полушарие мозга начинает сильно мешать правому работать в режиме творческого потока.
Работа по правополушарному рисованию в ДОО
проходит поэтапно.
1. На первом этапе следует начинать работу с детьми с кинезиологических упражнений (ПРИМЕР волна) и упражнений, направленных на развитие межполушарных связей, которые нацелены на гармонизацию правого и левого полушария и их взаимодействия. Они проводятся в любые режимные моменты в качестве динамических пауз. Параллельно на этом этапе переходим к упражнениям, которые стимулируют работу правого полушария :
- рисование перевернутых изображений. «Перевернутым рисованием» называют перерисовывание перевернутого изображения (например, рисунка с репродукции). Такое рисование позволяет отключить интеллектуальное распознавание предмета и постоянное оценивание своих художественных способностей и сосредоточиться на творчестве — линиях, света и тени, цветах.
- «зеркальное рисование»Оно осуществляется одновременно двумя руками. Выполняя такую работу двумя руками, ребенок задействует в работу сразу два полушария, что улучшает работу всего мозга;
- рисование воображаемых предметов. Оно заключается в том, что прежде, чем что-то нарисовать, детям необходимо пофантазировать. После того, как воображение «разыграется», пробуем нарисовать воображаемую вещь.
- быстрое рисование или штормовое рисование— это очень быстрое срисовывание ребенком какого-нибудь предмета или обьекта. Такое рисование, позволяет не дать левому полушарию мозга «вмешиваться» в творческий процесс (оно просто не успевает это делать). Таким образом, над левым полушарием устанавливается контроль — методика позволяет достичь творческого режима.
2. На втором этапе работы начинается знакомство на практике с техникой правополушарного рисования. Сначаладети познают различные приемы изображения фона: горизонтальным, круговым, радужным, вертикальным и смешанным.
Для того, чтобы включить правое полушарие, фон в правополушарном рисовании рисуется только левой рукой Дети в основном правши, поэтому они перекладывают кисть в правую руку, забывая о правилах. Чтобы не путались, можно завязывать на кисть цветную ленту. А во время рисования несколько раз обращаем внимание на то, какой рукой мы рисуем фон.
Затем начинаем осваивать техники изображения самих предметов и обьектов правополушарного рисования. Таких техник достаточно много. Следует отметить, что большое внимание в нашем ДОО уделяется патриотическому воспитанию дошкольников, поэтому мы с детьми стараемся освоить техники, в которых можем изобразить родной город, деревню, стога сена, деревья (сосны, елки, цветущая ветка яблони, кактусы, полевые цветы (маки, ромашки, васильки, одуванчики и т. д., букет цветов к празднику, отражение в воде, животных родного края. Как правило, у детей все это не вызывает затруднения. Так как все техники изображения просты.
В процессе создания рисунков главная задача взрослого – не испортить изначальное творческое восприятие мира ребенком. Не нужно говорить ребенку, что он рисует неправильно, это может полностью изменить его картину мира. Так же нужно навязывать свои символы и свое видение. ребенок часто переносит на бумагу не само изображение предмета, а его восприятие или чувства, с ним связанные.
Прежде чем ребенок приступит к непосредственному изображению какого-либо объекта или явления, выражая при этом свое личное отношение к нему, у него должен сложиться его конкретный образ. Эти представления дошкольник получает из окружающей действительности в процессе наблюдения, общения, исследования.
Поэтому большое внимание в работе уделяется организации повседневных наблюдений за явлениями окружающего мира во время пребывания ребенка в ДОО. В процессе любой деятельности необходимо развивать у детей умения рассматривать предметы, всматриваться, вычленять части, сравнивать с сенсорными эталонами форму, цвет, величину, определять признаки предмета и явления. Для создания художественно-выразительного образа необходимо эмоциональное эстетическое восприятие, поэтому нужно учить детей замечать выразительность форм, цвета, пропорций и выражать при этом свое отношение и чувства.
В результате применения правополушарного рисования, можно сделать вывод, о том, что данный инновационный метод в области художественно – эстетического развития учитывает возможности, интерес и потребности детей дошкольного возраста.
Практика
- КИНЕЗЕОЛГИЧЕСКОЕ УПРАЖНЕНИЕ «ВОЛНА»
- СПИРОГРАФ
- РИСОВАНИЕ 2 РУКАМИ
- Зендудл, зенарт - это такая техника рисования, при которой человек одновременно включен в процесс и рисует на автомате. Эта техника помогает расслабиться, прийти в уравновешенное состояние. А если вы уже спокойны, то такой способ рисования становится уже медитацией, в ходе которой на свет появляются удивительные, завораживающие работы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

АПО "Нетрадиционные техники рисования как средство развития творческих способностей дошкольников"
Выбор темы исследования возник не случайно. Работая с детьми дошкольного возраста, заметила: дети очень любят рисовать, успешно овладевают навыками работы с разными инструментами и изобраз...

Нетрадиционные способы рисования как средство развития творческих способностей дошкольников.
Развитие творческиз способностей...

"Нетрадиционные техники рисования как средство развития творческих способностей дошкольников"
…Детский рисунок, процесс рисования – это частица духовной жизни ребенка. Дети не просто переносят на бумагу что-то из окружающего мира, а живут в этом мире, входят в него, как творцы красоты, наслажд...

Художественно-творческий проект «Использование нетрадиционных техник рисования как средство развития творческих способностей дошкольников «Необычное в обычном»
Каждый ребенок по своей природе – творец. Но, как правило, его творческие возможности находятся в скрытом состоянии и не всегда полностью реализуются. Создавая условия, побуждающие ребенка к зан...

Правополушарное рисование, как средство развития творческих способностей дошкольников
Правополушарное рисование, как средство развития творческих способностей дошкольниковАвтор: Глодэк Евгения АндреевнаОрганизация: МДОУ "Детский сад №212"'Населенный пункт: город Яро...

«Правополушарное рисование как основа развития творческих способностей дошкольников».
Наша эпоха - это время перемен. Сейчас стране нужны люди, способные принимать нестандартные решения, умеющие творчески мыслить.Ни для кого не секрет, что современное состояние образования в Росси...