"Метод художественное экспериментирование, как средство развития творческих способностей дошкольников"
статья

                                                       «Детское экспериментирование- стержень  

                                                               любого процесса детского творчества»

                                                                                                                                                                                                        Н.Н. Поддьяков

                                                                                                               академик Российской

                                                                                                              академии образования

В дошкольном возрасте процесс познания у ребенка происходит эмоционально- практическим путем. Постоянное стремление наблюдать и экспериментировать, искать новые сведения об окружающем мире – важнейшие черты детского поведения. Учеными доказано, что чем больше органов чувств одновременно участвуют в процессе познания, тем лучше человек ощущает, запоминает, осмысливает, понимает, закрепляет изучаемый материал. Следовательно, чем активнее ребенок трогает, нюхает, исследует, ощупывает…, тем быстрее развиваются его познавательные способности. У ребенка дошкольника приоритетным является накопление личного опыта: только та информация, которую он воспринимает через свои органы чувств, переживает эмоционально,  пропускает через себя, становится частью его интеллектуального багажа, с которым он перейдет на следующую образовательную ступень.

На сегодняшний день слова великого философа Конфуция: « что я слышу- забываю, что я вижу - я помню, что я делаю - я понимаю» как никогда становятся значимыми востребованными. Поэтому задача педагога - помогать развитию самостоятельной поисковой, исследовательской активности детей, учить маленьких почемучек искать ответы на вопросы.

Использование нетрадиционных техник рисования в экспериментальной деятельности является элементом разностороннего развития ребенка. Из опыта кружковой работы с детьми по развитию художественно творческих способностей в рисовании стало понятно, что стандартных наборов изобразительных материалов и способов передачи информации не достаточно для современных детей, т.к. уровень умственного развития и потенциал нового поколения стал намного выше. В связи с этим, нетрадиционные техники рисования я решила соединить с опытно- экспериментальной деятельностью. Рисование необычными материалами, оригинальными способами без кисточки и карандаша  позволяет детям ощутить незабываемые положительные эмоции, быстро достичь желаемого результата. Например, какому ребен-

ку будет неинтересно рисовать пальчиками, делать рисунок собственной ладошкой, ставить на бумаге кляксы и получать забавный рисунок. Экспериментирование в совокупности с нетрадиционным рисованием раскрывает новые возможности использования хорошо знакомых им  предметов в качестве художественных материалов; позволяет реализовать тесное взаимодействие ребенка с природой, культурной и социальной средой; развивает эстетическое восприятие через наблюдение и преобразование обьектов природы удивляет своей непредсказуемостью, дают толчок к развитию детского интеллекта, активизируют творческую активность, учат мыслить нестандартно. Действительно, сколько дома ненужных интересных вещей ( зубная щетка, расчески, поролон, губки, пробки, пенопласт, вата, катушка ниток, свечи…). Вышли погулять, присмотритесь, а сколько тут интересного: палочки, шишки, листочки, камушки, семена растений. Всеми этими предметами обогатили уголок продуктивной деятельности. Необычные материалы и оригинальные приемы привлекают детей тем, что здесь не присутствует слово « Нельзя», можно рисовать, чем хочешь и как хочешь и даже можно придумать свою необычную технику. Сделать это могут под  руководством педагога- наставника.

Начал свою работу познаватнльно-творческий центр «Лаборатория творчества».

В младшей группе мы решили взять проект « Природная палитра». Мы с ребятами поговорили об овощах, проинсценировали сказку «Репка», отгадали загадки, поиграли в дидактические игры. Детей заинтересовало, почему овощ имеет свой цвет, мы решили узнать, где содержится эта краска, и провели несколько экспериментов. Натерли морковь и свеклу, выдавили сок, замочили луковую шелуху, окрасились пальчики, сделали вывод с ребятами: из растения можно получить сок. И конечно, самое лучшее этими красками нарисовать картину.

В средней группе решили усложнить задачу, выяснить свойства некоторых материалов. Например, в процессе одного из таких экспериментов детям было интересно узнать, откуда берется воск, и почему у него такие необычные качества. Провели опыт по фильтрованию окрашенной жидкости. Бумага,  пропитанная воском, не пропускает воду. Вывод: воск водоотталкивающий. Наносим материал на лист бумаги и делаем акцент восковыми мелками. Самое яркое впечатление  оставили творческие работы, в процессе которых ребенок покрывал акварельными красками лист бумаги и задумка автора видна всем. Это загадочное « Морское дно». Для создания осеннего панно использовали листья с восковыми прожилками, пропитанными в растительных красках.

В старшей группе дети настолько увлеклись процессом экспериментирования, решила предложить им  изготовить объемную краску. Для этого нам понадобилась: мука-30гр, соль- 70гр, сода - одна чайная ложка, 5 ст.л. воды и гуашь. Наносили краску целлофановыми пакетами, сердцевинку ватными палочками. Затем, получившийся рисунок необходимо поместить на 30сек. в микроволновую печь. Изображение становится объемным. Опыт сложный (можно показать на видео сушку). Этот опыт нам полезен и  с познавательной и с творческой точки зрения. Эта техника настолько интересная, что я рекомендую использовать ее и в младшей группе. Многие ребята изъявляют желание провести этот эксперимент по получению объемной краски дома со своими родителями.

Использовали такую технику- рисование пеной для бритья. Нам необходима: пена, клей ПВА и гуашь. Наносили материал уголком целлофанового пакета. При нанесении состава нас постигла неудача. Мы не расстроились. От этого опыт становится реальным. Лучше для нанесения краски использовать пластмассовую палочку. Создание красок- завораживающее зрелище. Можно проявить большой полет фантазии.

Цикл проектов формирует не только познавательную активность, но и художественный вкус. Поэтому в подготовительной группе можем перейти к использованию более сложных изобразительных техник (например: рисование на ткани, стекле (витраж),  холсте.

В свой проект мы включили такую экспериментальную деятельность- взаимодействие красящих средств и ткани. На начальном этапе мы пытались узнать, как ложится растительная  краска, и о том, что способ наложения зависит от типа ткани. Далее работа усложнялась, добавлялись разные приемы нанесения краски на ткань ( оттиск луковичкой- тюльпаны, пробками- цветы яблони, васильки), прорисовывали мелких деталей кисточкой. Подобные занятия оказывают благоприятное воздействие не только на познавательную деятельность дошкольников и их творческую активность, но и на психо-эмоциональное  состояние ребенка( гиперактивные дети, работая в паре, успокаиваются, у них улучшается координация( нужно попасть в определенное место, не испортив узор) и налаживаются взаимоотношения со сверстниками( работая в паре, нужно договориться выбрать сюжет, нужный инструмент, распределить обязанности).

Для детей эти эксперименты - «чудесные таинства!» Очень интересные и захватывающие! Но самое важное то, что дети, пополняют свой художественно- творческий и познавательный багаж.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл chem_bolshe_rebenok_videlredaktirovannoe.docx19.4 КБ

Предварительный просмотр:

                                                       «Детское экспериментирование- стержень  

                                                               любого процесса детского творчества»

                         Н.Н. Поддьяков

                                                                                                               академик Российской

        академии образования

В дошкольном возрасте процесс познания у ребенка происходит эмоционально- практическим путем. Постоянное стремление наблюдать и экспериментировать, искать новые сведения об окружающем мире – важнейшие черты детского поведения. Учеными доказано, что чем больше органов чувств одновременно участвуют в процессе познания, тем лучше человек ощущает, запоминает, осмысливает, понимает, закрепляет изучаемый материал. Следовательно, чем активнее ребенок трогает, нюхает, исследует, ощупывает…, тем быстрее развиваются его познавательные способности. У ребенка дошкольника приоритетным является накопление личного опыта: только та информация, которую он воспринимает через свои органы чувств, переживает эмоционально,  пропускает через себя, становится частью его интеллектуального багажа, с которым он перейдет на следующую образовательную ступень.

На сегодняшний день слова великого философа Конфуция: « что я слышу- забываю, что я вижу - я помню, что я делаю - я понимаю» как никогда становятся значимыми востребованными. Поэтому задача педагога - помогать развитию самостоятельной поисковой, исследовательской активности детей, учить маленьких почемучек искать ответы на вопросы.

Использование нетрадиционных техник рисования в экспериментальной деятельности является элементом разностороннего развития ребенка. Из опыта кружковой работы с детьми по развитию художественно творческих способностей в рисовании стало понятно, что стандартных наборов изобразительных материалов и способов передачи информации не достаточно для современных детей, т.к. уровень умственного развития и потенциал нового поколения стал намного выше. В связи с этим, нетрадиционные техники рисования я решила соединить с опытно- экспериментальной деятельностью. Рисование необычными материалами, оригинальными способами без кисточки и карандаша  позволяет детям ощутить незабываемые положительные эмоции, быстро достичь желаемого результата. Например, какому ребен-

ку будет неинтересно рисовать пальчиками, делать рисунок собственной ладошкой, ставить на бумаге кляксы и получать забавный рисунок. Экспериментирование в совокупности с нетрадиционным рисованием раскрывает новые возможности использования хорошо знакомых им  предметов в качестве художественных материалов; позволяет реализовать тесное взаимодействие ребенка с природой, культурной и социальной средой; развивает эстетическое восприятие через наблюдение и преобразование обьектов природы удивляет своей непредсказуемостью, дают толчок к развитию детского интеллекта, активизируют творческую активность, учат мыслить нестандартно. Действительно, сколько дома ненужных интересных вещей ( зубная щетка, расчески, поролон, губки, пробки, пенопласт, вата, катушка ниток, свечи…). Вышли погулять, присмотритесь, а сколько тут интересного: палочки, шишки, листочки, камушки, семена растений. Всеми этими предметами обогатили уголок продуктивной деятельности. Необычные материалы и оригинальные приемы привлекают детей тем, что здесь не присутствует слово « Нельзя», можно рисовать, чем хочешь и как хочешь и даже можно придумать свою необычную технику. Сделать это могут под  руководством педагога- наставника.

Начал свою работу познаватнльно-творческий центр «Лаборатория творчества».

В младшей группе мы решили взять проект « Природная палитра». Мы с ребятами поговорили об овощах, проинсценировали сказку «Репка», отгадали загадки, поиграли в дидактические игры. Детей заинтересовало, почему овощ имеет свой цвет, мы решили узнать, где содержится эта краска, и провели несколько экспериментов. Натерли морковь и свеклу, выдавили сок, замочили луковую шелуху, окрасились пальчики, сделали вывод с ребятами: из растения можно получить сок. И конечно, самое лучшее этими красками нарисовать картину.

В средней группе решили усложнить задачу, выяснить свойства некоторых материалов. Например, в процессе одного из таких экспериментов детям было интересно узнать, откуда берется воск, и почему у него такие необычные качества. Провели опыт по фильтрованию окрашенной жидкости. Бумага,  пропитанная воском, не пропускает воду. Вывод: воск водоотталкивающий. Наносим материал на лист бумаги и делаем акцент восковыми мелками. Самое яркое впечатление  оставили творческие работы, в процессе которых ребенок покрывал акварельными красками лист бумаги и задумка автора видна всем. Это загадочное « Морское дно». Для создания осеннего панно использовали листья с восковыми прожилками, пропитанными в растительных красках.

В старшей группе дети настолько увлеклись процессом экспериментирования, решила предложить им  изготовить объемную краску. Для этого нам понадобилась: мука-30гр, соль- 70гр, сода - одна чайная ложка, 5 ст.л. воды и гуашь. Наносили краску целлофановыми пакетами, сердцевинку ватными палочками. Затем, получившийся рисунок необходимо поместить на 30сек. в микроволновую печь. Изображение становится объемным. Опыт сложный (можно показать на видео сушку). Этот опыт нам полезен и  с познавательной и с творческой точки зрения. Эта техника настолько интересная, что я рекомендую использовать ее и в младшей группе. Многие ребята изъявляют желание провести этот эксперимент по получению объемной краски дома со своими родителями.

Использовали такую технику- рисование пеной для бритья. Нам необходима: пена, клей ПВА и гуашь. Наносили материал уголком целлофанового пакета. При нанесении состава нас постигла неудача. Мы не расстроились. От этого опыт становится реальным. Лучше для нанесения краски использовать пластмассовую палочку. Создание красок- завораживающее зрелище. Можно проявить большой полет фантазии.

Цикл проектов формирует не только познавательную активность, но и художественный вкус. Поэтому в подготовительной группе можем перейти к использованию более сложных изобразительных техник (например: рисование на ткани, стекле (витраж),  холсте.

В свой проект мы включили такую экспериментальную деятельность- взаимодействие красящих средств и ткани. На начальном этапе мы пытались узнать, как ложится растительная  краска, и о том, что способ наложения зависит от типа ткани. Далее работа усложнялась, добавлялись разные приемы нанесения краски на ткань ( оттиск луковичкой- тюльпаны, пробками- цветы яблони, васильки), прорисовывали мелких деталей кисточкой. Подобные занятия оказывают благоприятное воздействие не только на познавательную деятельность дошкольников и их творческую активность, но и на психо-эмоциональное  состояние ребенка( гиперактивные дети, работая в паре, успокаиваются, у них улучшается координация( нужно попасть в определенное место, не испортив узор) и налаживаются взаимоотношения со сверстниками( работая в паре, нужно договориться выбрать сюжет, нужный инструмент, распределить обязанности).

Для детей эти эксперименты - «чудесные таинства!» Очень интересные и захватывающие! Но самое важное то, что дети, пополняют свой художественно- творческий и познавательный багаж.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Творческий проект по изобразительной деятельности как средство развития творческих способностей дошкольников.

             Творческий проект по изобразительной деятельности как средство развития...

«Творческий проект по изобразительной деятельности, как средство развития творческих способностей дошкольника».

«Творческий проект по изобразительной деятельности, как средство развития творческих способностей дошкольника»....

Детское экспериментирование как средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста

laquo;Детское экспериментирование как средство развития  творческих способностей детей дошкольного возраста ».Современные дети живут и развиваются в эпоху информатизации. Вусловиях быстро ...

ТЕХНОЛОГИЯ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЯ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДОШКОЛЬНИКОВ

Детское художественное экспериментирование – экспериментирование ребенка с различными художественными материалами, средствами художественной выразительности и способами (техниками) создания обра...

Художественно-творческий проект «Использование нетрадиционных техник рисования как средство развития творческих способностей дошкольников «Необычное в обычном»

Каждый ребенок по своей природе – творец. Но, как правило, его творческие возможности находятся в скрытом состоянии и не всегда полностью реализуются. Создавая условия, побуждающие ребенка к зан...