"Метод художественное экспериментирование, как средство развития творческих способностей дошкольников"
статья
«Детское экспериментирование- стержень
любого процесса детского творчества»
Н.Н. Поддьяков
академик Российской
академии образования
В дошкольном возрасте процесс познания у ребенка происходит эмоционально- практическим путем. Постоянное стремление наблюдать и экспериментировать, искать новые сведения об окружающем мире – важнейшие черты детского поведения. Учеными доказано, что чем больше органов чувств одновременно участвуют в процессе познания, тем лучше человек ощущает, запоминает, осмысливает, понимает, закрепляет изучаемый материал. Следовательно, чем активнее ребенок трогает, нюхает, исследует, ощупывает…, тем быстрее развиваются его познавательные способности. У ребенка дошкольника приоритетным является накопление личного опыта: только та информация, которую он воспринимает через свои органы чувств, переживает эмоционально, пропускает через себя, становится частью его интеллектуального багажа, с которым он перейдет на следующую образовательную ступень.
На сегодняшний день слова великого философа Конфуция: « что я слышу- забываю, что я вижу - я помню, что я делаю - я понимаю» как никогда становятся значимыми востребованными. Поэтому задача педагога - помогать развитию самостоятельной поисковой, исследовательской активности детей, учить маленьких почемучек искать ответы на вопросы.
Использование нетрадиционных техник рисования в экспериментальной деятельности является элементом разностороннего развития ребенка. Из опыта кружковой работы с детьми по развитию художественно творческих способностей в рисовании стало понятно, что стандартных наборов изобразительных материалов и способов передачи информации не достаточно для современных детей, т.к. уровень умственного развития и потенциал нового поколения стал намного выше. В связи с этим, нетрадиционные техники рисования я решила соединить с опытно- экспериментальной деятельностью. Рисование необычными материалами, оригинальными способами без кисточки и карандаша позволяет детям ощутить незабываемые положительные эмоции, быстро достичь желаемого результата. Например, какому ребен-
ку будет неинтересно рисовать пальчиками, делать рисунок собственной ладошкой, ставить на бумаге кляксы и получать забавный рисунок. Экспериментирование в совокупности с нетрадиционным рисованием раскрывает новые возможности использования хорошо знакомых им предметов в качестве художественных материалов; позволяет реализовать тесное взаимодействие ребенка с природой, культурной и социальной средой; развивает эстетическое восприятие через наблюдение и преобразование обьектов природы удивляет своей непредсказуемостью, дают толчок к развитию детского интеллекта, активизируют творческую активность, учат мыслить нестандартно. Действительно, сколько дома ненужных интересных вещей ( зубная щетка, расчески, поролон, губки, пробки, пенопласт, вата, катушка ниток, свечи…). Вышли погулять, присмотритесь, а сколько тут интересного: палочки, шишки, листочки, камушки, семена растений. Всеми этими предметами обогатили уголок продуктивной деятельности. Необычные материалы и оригинальные приемы привлекают детей тем, что здесь не присутствует слово « Нельзя», можно рисовать, чем хочешь и как хочешь и даже можно придумать свою необычную технику. Сделать это могут под руководством педагога- наставника.
Начал свою работу познаватнльно-творческий центр «Лаборатория творчества».
В младшей группе мы решили взять проект « Природная палитра». Мы с ребятами поговорили об овощах, проинсценировали сказку «Репка», отгадали загадки, поиграли в дидактические игры. Детей заинтересовало, почему овощ имеет свой цвет, мы решили узнать, где содержится эта краска, и провели несколько экспериментов. Натерли морковь и свеклу, выдавили сок, замочили луковую шелуху, окрасились пальчики, сделали вывод с ребятами: из растения можно получить сок. И конечно, самое лучшее этими красками нарисовать картину.
В средней группе решили усложнить задачу, выяснить свойства некоторых материалов. Например, в процессе одного из таких экспериментов детям было интересно узнать, откуда берется воск, и почему у него такие необычные качества. Провели опыт по фильтрованию окрашенной жидкости. Бумага, пропитанная воском, не пропускает воду. Вывод: воск водоотталкивающий. Наносим материал на лист бумаги и делаем акцент восковыми мелками. Самое яркое впечатление оставили творческие работы, в процессе которых ребенок покрывал акварельными красками лист бумаги и задумка автора видна всем. Это загадочное « Морское дно». Для создания осеннего панно использовали листья с восковыми прожилками, пропитанными в растительных красках.
В старшей группе дети настолько увлеклись процессом экспериментирования, решила предложить им изготовить объемную краску. Для этого нам понадобилась: мука-30гр, соль- 70гр, сода - одна чайная ложка, 5 ст.л. воды и гуашь. Наносили краску целлофановыми пакетами, сердцевинку ватными палочками. Затем, получившийся рисунок необходимо поместить на 30сек. в микроволновую печь. Изображение становится объемным. Опыт сложный (можно показать на видео сушку). Этот опыт нам полезен и с познавательной и с творческой точки зрения. Эта техника настолько интересная, что я рекомендую использовать ее и в младшей группе. Многие ребята изъявляют желание провести этот эксперимент по получению объемной краски дома со своими родителями.
Использовали такую технику- рисование пеной для бритья. Нам необходима: пена, клей ПВА и гуашь. Наносили материал уголком целлофанового пакета. При нанесении состава нас постигла неудача. Мы не расстроились. От этого опыт становится реальным. Лучше для нанесения краски использовать пластмассовую палочку. Создание красок- завораживающее зрелище. Можно проявить большой полет фантазии.
Цикл проектов формирует не только познавательную активность, но и художественный вкус. Поэтому в подготовительной группе можем перейти к использованию более сложных изобразительных техник (например: рисование на ткани, стекле (витраж), холсте.
В свой проект мы включили такую экспериментальную деятельность- взаимодействие красящих средств и ткани. На начальном этапе мы пытались узнать, как ложится растительная краска, и о том, что способ наложения зависит от типа ткани. Далее работа усложнялась, добавлялись разные приемы нанесения краски на ткань ( оттиск луковичкой- тюльпаны, пробками- цветы яблони, васильки), прорисовывали мелких деталей кисточкой. Подобные занятия оказывают благоприятное воздействие не только на познавательную деятельность дошкольников и их творческую активность, но и на психо-эмоциональное состояние ребенка( гиперактивные дети, работая в паре, успокаиваются, у них улучшается координация( нужно попасть в определенное место, не испортив узор) и налаживаются взаимоотношения со сверстниками( работая в паре, нужно договориться выбрать сюжет, нужный инструмент, распределить обязанности).
Для детей эти эксперименты - «чудесные таинства!» Очень интересные и захватывающие! Но самое важное то, что дети, пополняют свой художественно- творческий и познавательный багаж.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 19.4 КБ |
Предварительный просмотр:
«Детское экспериментирование- стержень
любого процесса детского творчества»
Н.Н. Поддьяков
академик Российской
академии образования
В дошкольном возрасте процесс познания у ребенка происходит эмоционально- практическим путем. Постоянное стремление наблюдать и экспериментировать, искать новые сведения об окружающем мире – важнейшие черты детского поведения. Учеными доказано, что чем больше органов чувств одновременно участвуют в процессе познания, тем лучше человек ощущает, запоминает, осмысливает, понимает, закрепляет изучаемый материал. Следовательно, чем активнее ребенок трогает, нюхает, исследует, ощупывает…, тем быстрее развиваются его познавательные способности. У ребенка дошкольника приоритетным является накопление личного опыта: только та информация, которую он воспринимает через свои органы чувств, переживает эмоционально, пропускает через себя, становится частью его интеллектуального багажа, с которым он перейдет на следующую образовательную ступень.
На сегодняшний день слова великого философа Конфуция: « что я слышу- забываю, что я вижу - я помню, что я делаю - я понимаю» как никогда становятся значимыми востребованными. Поэтому задача педагога - помогать развитию самостоятельной поисковой, исследовательской активности детей, учить маленьких почемучек искать ответы на вопросы.
Использование нетрадиционных техник рисования в экспериментальной деятельности является элементом разностороннего развития ребенка. Из опыта кружковой работы с детьми по развитию художественно творческих способностей в рисовании стало понятно, что стандартных наборов изобразительных материалов и способов передачи информации не достаточно для современных детей, т.к. уровень умственного развития и потенциал нового поколения стал намного выше. В связи с этим, нетрадиционные техники рисования я решила соединить с опытно- экспериментальной деятельностью. Рисование необычными материалами, оригинальными способами без кисточки и карандаша позволяет детям ощутить незабываемые положительные эмоции, быстро достичь желаемого результата. Например, какому ребен-
ку будет неинтересно рисовать пальчиками, делать рисунок собственной ладошкой, ставить на бумаге кляксы и получать забавный рисунок. Экспериментирование в совокупности с нетрадиционным рисованием раскрывает новые возможности использования хорошо знакомых им предметов в качестве художественных материалов; позволяет реализовать тесное взаимодействие ребенка с природой, культурной и социальной средой; развивает эстетическое восприятие через наблюдение и преобразование обьектов природы удивляет своей непредсказуемостью, дают толчок к развитию детского интеллекта, активизируют творческую активность, учат мыслить нестандартно. Действительно, сколько дома ненужных интересных вещей ( зубная щетка, расчески, поролон, губки, пробки, пенопласт, вата, катушка ниток, свечи…). Вышли погулять, присмотритесь, а сколько тут интересного: палочки, шишки, листочки, камушки, семена растений. Всеми этими предметами обогатили уголок продуктивной деятельности. Необычные материалы и оригинальные приемы привлекают детей тем, что здесь не присутствует слово « Нельзя», можно рисовать, чем хочешь и как хочешь и даже можно придумать свою необычную технику. Сделать это могут под руководством педагога- наставника.
Начал свою работу познаватнльно-творческий центр «Лаборатория творчества».
В младшей группе мы решили взять проект « Природная палитра». Мы с ребятами поговорили об овощах, проинсценировали сказку «Репка», отгадали загадки, поиграли в дидактические игры. Детей заинтересовало, почему овощ имеет свой цвет, мы решили узнать, где содержится эта краска, и провели несколько экспериментов. Натерли морковь и свеклу, выдавили сок, замочили луковую шелуху, окрасились пальчики, сделали вывод с ребятами: из растения можно получить сок. И конечно, самое лучшее этими красками нарисовать картину.
В средней группе решили усложнить задачу, выяснить свойства некоторых материалов. Например, в процессе одного из таких экспериментов детям было интересно узнать, откуда берется воск, и почему у него такие необычные качества. Провели опыт по фильтрованию окрашенной жидкости. Бумага, пропитанная воском, не пропускает воду. Вывод: воск водоотталкивающий. Наносим материал на лист бумаги и делаем акцент восковыми мелками. Самое яркое впечатление оставили творческие работы, в процессе которых ребенок покрывал акварельными красками лист бумаги и задумка автора видна всем. Это загадочное « Морское дно». Для создания осеннего панно использовали листья с восковыми прожилками, пропитанными в растительных красках.
В старшей группе дети настолько увлеклись процессом экспериментирования, решила предложить им изготовить объемную краску. Для этого нам понадобилась: мука-30гр, соль- 70гр, сода - одна чайная ложка, 5 ст.л. воды и гуашь. Наносили краску целлофановыми пакетами, сердцевинку ватными палочками. Затем, получившийся рисунок необходимо поместить на 30сек. в микроволновую печь. Изображение становится объемным. Опыт сложный (можно показать на видео сушку). Этот опыт нам полезен и с познавательной и с творческой точки зрения. Эта техника настолько интересная, что я рекомендую использовать ее и в младшей группе. Многие ребята изъявляют желание провести этот эксперимент по получению объемной краски дома со своими родителями.
Использовали такую технику- рисование пеной для бритья. Нам необходима: пена, клей ПВА и гуашь. Наносили материал уголком целлофанового пакета. При нанесении состава нас постигла неудача. Мы не расстроились. От этого опыт становится реальным. Лучше для нанесения краски использовать пластмассовую палочку. Создание красок- завораживающее зрелище. Можно проявить большой полет фантазии.
Цикл проектов формирует не только познавательную активность, но и художественный вкус. Поэтому в подготовительной группе можем перейти к использованию более сложных изобразительных техник (например: рисование на ткани, стекле (витраж), холсте.
В свой проект мы включили такую экспериментальную деятельность- взаимодействие красящих средств и ткани. На начальном этапе мы пытались узнать, как ложится растительная краска, и о том, что способ наложения зависит от типа ткани. Далее работа усложнялась, добавлялись разные приемы нанесения краски на ткань ( оттиск луковичкой- тюльпаны, пробками- цветы яблони, васильки), прорисовывали мелких деталей кисточкой. Подобные занятия оказывают благоприятное воздействие не только на познавательную деятельность дошкольников и их творческую активность, но и на психо-эмоциональное состояние ребенка( гиперактивные дети, работая в паре, успокаиваются, у них улучшается координация( нужно попасть в определенное место, не испортив узор) и налаживаются взаимоотношения со сверстниками( работая в паре, нужно договориться выбрать сюжет, нужный инструмент, распределить обязанности).
Для детей эти эксперименты - «чудесные таинства!» Очень интересные и захватывающие! Но самое важное то, что дети, пополняют свой художественно- творческий и познавательный багаж.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мастер-класс«Детское экспериментирование как средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста"
Мастер класс для педагогов и родителей по окрашиванию соли цветными мелками...

Детское экспериментирование как средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста
laquo;Детское экспериментирование как средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста ».Современные дети живут и развиваются в эпоху информатизации. Вусловиях быстро ...

ТЕХНОЛОГИЯ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЯ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДОШКОЛЬНИКОВ
Детское художественное экспериментирование – экспериментирование ребенка с различными художественными материалами, средствами художественной выразительности и способами (техниками) создания обра...

Художественно-творческий проект «Использование нетрадиционных техник рисования как средство развития творческих способностей дошкольников «Необычное в обычном»
Каждый ребенок по своей природе – творец. Но, как правило, его творческие возможности находятся в скрытом состоянии и не всегда полностью реализуются. Создавая условия, побуждающие ребенка к зан...

Художественно-творческий проект «Использование нетрадиционных техник рисования как средство развития творческих способностей дошкольников «Необычное в обычном»
Цель проекта: Развитие художественно-творческих способностей детей дошкольного возраста посредством использования нетрадиционной техники рисования. Задачи проекта • Продолжат...

Метод правополушарного рисования как средство развития творческих способностей дошкольников
Польза правополушарного рисования, как утверждала Эдвардс, в том, что оно позволяет быстро и эффективно обучить творческому восприятию. Методы такого рисования подходят для детей и взро...

«Художественные произведения как средство развития творческих способностей дошкольников»
Сообщение для коллег...