Мастер - класс "Использование пиктограмм для обучения детей дошкольного возраста рисованию пейзажа"
методическая разработка по рисованию (подготовительная группа)

Таракановская Кристина Константиновна

Мастер – класс

«Использование пиктограмм для обучения детей рисованию пейзажа»

Цель: Познакомить педагогов с методикой «пиктограмма», используемой для обучения рисованию пейзажа с детьми старшего дошкольного возраста.

Материал и оборудование: Пиктограммы «Виды пейзажа», репродукция картин И.И.Шишкина «Зима», И.Э. Грабарь «Зимний вечер», альбомные листы, краски, кисти, салфетки, вода.

Вступительное слово:

Добрый день, уважаемые коллеги! Рада Вас приветствовать на нашем мастер-классе «Использование пиктограмм для обучения детей рисованию пейзажа». Тема выбрана неслучайно, так как пиктограммы играют важную роль в начальном этапе развития художественных навыков у детей.

Теоретическая часть:

В детский сад дети приходят с разным потенциалом, и часто бывает так, что ребёнок хочет нарисовать что-то, но не знает, как.

Поэтому, чтобы помочь ребёнку в вопросе «как…», большое значение имеет организация занятий, используемые методы и приёмы. Один из интересных методов - это использование пиктограмм.

Пиктограммы – это стилизованные и упрощенные изображения предметов и явлений, которые используются для облегчения визуального восприятия и обучения детей основам рисования.

Пиктограммы способствуют формированию базовых представлений о форме и цвете – т.е. дети учатся различать и воспроизводить основные геометрические формы.

Также пиктограммы способствуют развитию мелкой моторики, воображения и творческих способностей детей.

Пиктограммы для рисования пейзажей рекомендуют использовать со старшего дошкольного возраста.

Виды пиктограмм могут варьироваться в зависимости от целей занятия и от уровня подготовки детей.

Различают следующие пиктограммы:

  1. Пиктограммы с изображением элементов природы: деревья, скалы, цветы, растения.
  2. Пиктограммы с изображением композиционных элементов: линия горизонта, перспектива и масштабирование объектов.
  3. Пиктограммы с изображением техники рисования: штриховка, размытые линии, контурные линии и нанесение краски (кистью, губкой, пальцами).

В своей работе пока я использую первых два вида.

Использование пиктограмм в обучении рисованию пейзажей у детей имеет свою специфику. Вот как это происходит:

  1. Знакомство с элементами пейзажа.

Пейзаж включает множество разных элементов: небо, земля, вода, горы, деревья, облака и другие природные объекты. Пиктограммы позволяют детям познакомиться с этими элементами и понять, как они выглядят в упрощенной форме.

  1. Простота изображения природных объектов.

Детям бывает сложно представить, как нарисовать дерево или гору. Пиктограммы предлагают простой способ изображения этих объектов: дерево как ствол с ветками, трава как треугольник.

  1. Создание композиционных схем.

Пиктограммы помогают детям понять принципы построения композиции. Например, горизонтальная линия делит лист бумаги на две части: верхнюю (небо) и нижнюю (земля). Затем добавляются элементы, такие как солнце, облака, деревья и пр.

  1. Фантазия и творчество.

Даже в рамках ограниченного набора пиктограмм дети могут проявлять своё воображение. Например, вместо простого треугольника – горы можно нарисовать с вершиной, покрытой снегом.

  1. Этапность выполнения работ.

Обучение рисованию пейзажа с помощью пиктограмм проходит поэтапно. Сначала мы рассматриваем и рисуем пейзажи по месту нахождения (лес, деревня, горы, город, море), затем рассматриваем и рисуем пейзажи по временам года, в зимний период знакомимся с пейзажем по времени суток.

В результате использование пиктограмм в обучении рисованию пейзажа помогает детям лучше понять структуру природного окружения,  развивает их способность видеть и передавать красоту природы через искусство. Этот метод позволяет постепенно усложнять задачи, начиная с самых простых элементов и заканчивая созданием полноценных пейзажных композиций.

 

Практическая часть:

А сейчас предлагаю посмотреть практическую часть нашего мастер-класса. Вы увидите на практике использование пиктограмм при рисовании зимнего пейзажа.

  1. Оргмомент:

–Здравствуйте ребята! Рада вас приветствовать в нашей мастерской.

  1. Заинтересовывающий момент

«Если видишь на картине» (Александр Кушнер):

Если видишь на картине

Нарисована река,

Или ель и белый иней,

Или сад и облака,

Или снежная равнина,

Или поле и шалаш,

 — Обязательно картина

 Называется пейзаж

  1. Беседа: Ребята, что такое пейзаж? Каким бывает пейзаж?

Давайте вспомним какие виды пейзажа мы знаем, а помогут нам в этом картинки – пиктограммы.

(Показываю картинки-пиктограммы, а дети отвечают).

Вместе с детьми разбираем пиктограммы. Показ пиктограмм -  дети отвечают. Например, снежинка – значит зимний пейзаж, дерево – значит лесной пейзаж и солнце – значит дневной пейзаж.

Делаем вывод: Пейзаж делится на три вида: по времени года, по месту нахождения и по времени суток.

Далее подбираем пиктограммы к репродукции картины известного художника И.Э. Грабарь «Зимний вечер».

Сначала подбираем пиктограммы по месту нахождения времени года и суток.

Далее находим линию горизонта на нашей репродукции. Что такое линия горизонта? Это линия, которая делит нашу будущую картину на небо и землю.

Ребята, а что значит передний и дальний план? На переднем плане деревья большие и высокие, а на дальнем плане деревья маленькие и низкие.

 

  1. Самостоятельная работа детей.

Ребята, какое время года сейчас? Хотели бы вы нарисовать красоту зимней природы? Предлагаю написать зимний лесной пейзаж. Подбор пиктограмм. 

Превращаемся в художников – пейзажистов, для этого оденем фартуки, чтоб не замараться. Ну вот мы готовы. Незабываем о линии горизонта, затем раскрашиваем небо, пока небо сохнет, рисуем нижнюю часть рисунка – передний план, далее переходим к дальнему плану. 

  1. Заключительная часть.

Предлагаю детям разложить готовые работы на столах (выставка детских работ)

Анализ работ: - Что изображено на рисунке? Какие цвета использовал? Какое настроение было у «художника»? Какие элементы природы показаны на переднем плане, а какие на заднем? Чем твой пейзаж отличается от других? Хотелось бы вам оказаться в этом месте? Почему? А что нам помогло нарисовать красивые зимние пейзажи? (пиктограммы)

Рефлексия: «Лучики солнца».

Вам понравилось сегодня в нашей мастерской?

У меня на доске изображены 2 солнышка без лучиков с разными эмоциями (радостное и грустное). Если вам все понравилось, у вас в конце нашего занятия хорошее настроение, прикрепите свой лучик к радостному солнышку, а если нет – то к грустному. 

Мне понравилось, как вы сегодня работали. Вы были настоящими художниками-пейзажистами.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master_klass_vzmah_kisti_1.docx18.73 КБ

Предварительный просмотр:

Мастер – класс

«Использование пиктограмм для обучения детей рисованию пейзажа»

Цель: Познакомить педагогов с методикой «пиктограмма», используемой для обучения рисованию пейзажа с детьми старшего дошкольного возраста.

Материал и оборудование: Пиктограммы «Виды пейзажа», репродукция картин И.И.Шишкина «Зима», И.Э. Грабарь «Зимний вечер», альбомные листы, краски, кисти, салфетки, вода.

Вступительное слово:

Добрый день, уважаемые коллеги! Рада Вас приветствовать на нашем мастер-классе «Использование пиктограмм для обучения детей рисованию пейзажа». Тема выбрана неслучайно, так как пиктограммы играют важную роль в начальном этапе развития художественных навыков у детей.

Теоретическая часть:

В детский сад дети приходят с разным потенциалом, и часто бывает так, что ребёнок хочет нарисовать что-то, но не знает, как.

Поэтому, чтобы помочь ребёнку в вопросе «как…», большое значение имеет организация занятий, используемые методы и приёмы. Один из интересных методов - это использование пиктограмм.

Пиктограммы – это стилизованные и упрощенные изображения предметов и явлений, которые используются для облегчения визуального восприятия и обучения детей основам рисования.

Пиктограммы способствуют формированию базовых представлений о форме и цвете – т.е. дети учатся различать и воспроизводить основные геометрические формы.

Также пиктограммы способствуют развитию мелкой моторики, воображения и творческих способностей детей.

Пиктограммы для рисования пейзажей рекомендуют использовать со старшего дошкольного возраста.

Виды пиктограмм могут варьироваться в зависимости от целей занятия и от уровня подготовки детей.

Различают следующие пиктограммы:

  1. Пиктограммы с изображением элементов природы: деревья, скалы, цветы, растения.
  2. Пиктограммы с изображением композиционных элементов: линия горизонта, перспектива и масштабирование объектов.
  3. Пиктограммы с изображением техники рисования: штриховка, размытые линии, контурные линии и нанесение краски (кистью, губкой, пальцами).

В своей работе пока я использую первых два вида.

Использование пиктограмм в обучении рисованию пейзажей у детей имеет свою специфику. Вот как это происходит:

  1. Знакомство с элементами пейзажа.

Пейзаж включает множество разных элементов: небо, земля, вода, горы, деревья, облака и другие природные объекты. Пиктограммы позволяют детям познакомиться с этими элементами и понять, как они выглядят в упрощенной форме.

  1. Простота изображения природных объектов.

Детям бывает сложно представить, как нарисовать дерево или гору. Пиктограммы предлагают простой способ изображения этих объектов: дерево как ствол с ветками, трава как треугольник.

  1. Создание композиционных схем.

Пиктограммы помогают детям понять принципы построения композиции. Например, горизонтальная линия делит лист бумаги на две части: верхнюю (небо) и нижнюю (земля). Затем добавляются элементы, такие как солнце, облака, деревья и пр.

  1. Фантазия и творчество.

Даже в рамках ограниченного набора пиктограмм дети могут проявлять своё воображение. Например, вместо простого треугольника – горы можно нарисовать с вершиной, покрытой снегом.

  1. Этапность выполнения работ.

Обучение рисованию пейзажа с помощью пиктограмм проходит поэтапно. Сначала мы рассматриваем и рисуем пейзажи по месту нахождения (лес, деревня, горы, город, море), затем рассматриваем и рисуем пейзажи по временам года, в зимний период знакомимся с пейзажем по времени суток.

В результате использование пиктограмм в обучении рисованию пейзажа помогает детям лучше понять структуру природного окружения,  развивает их способность видеть и передавать красоту природы через искусство. Этот метод позволяет постепенно усложнять задачи, начиная с самых простых элементов и заканчивая созданием полноценных пейзажных композиций.

Практическая часть:

А сейчас предлагаю посмотреть практическую часть нашего мастер-класса. Вы увидите на практике использование пиктограмм при рисовании зимнего пейзажа.

  1. Оргмомент:

–Здравствуйте ребята! Рада вас приветствовать в нашей мастерской.

  1. Заинтересовывающий момент

«Если видишь на картине» (Александр Кушнер):

Если видишь на картине

Нарисована река,

Или ель и белый иней,

Или сад и облака,

Или снежная равнина,

Или поле и шалаш,

 — Обязательно картина

 Называется пейзаж

  1. Беседа: Ребята, что такое пейзаж? Каким бывает пейзаж?

Давайте вспомним какие виды пейзажа мы знаем, а помогут нам в этом картинки – пиктограммы.

(Показываю картинки-пиктограммы, а дети отвечают).

Вместе с детьми разбираем пиктограммы. Показ пиктограмм -  дети отвечают. Например, снежинка – значит зимний пейзаж, дерево – значит лесной пейзаж и солнце – значит дневной пейзаж.

Делаем вывод: Пейзаж делится на три вида: по времени года, по месту нахождения и по времени суток.

Далее подбираем пиктограммы к репродукции картины известного художника И.Э. Грабарь «Зимний вечер».

Сначала подбираем пиктограммы по месту нахождения времени года и суток.

Далее находим линию горизонта на нашей репродукции. Что такое линия горизонта? Это линия, которая делит нашу будущую картину на небо и землю.

Ребята, а что значит передний и дальний план? На переднем плане деревья большие и высокие, а на дальнем плане деревья маленькие и низкие.

  1. Самостоятельная работа детей.

Ребята, какое время года сейчас? Хотели бы вы нарисовать красоту зимней природы? Предлагаю написать зимний лесной пейзаж. Подбор пиктограмм.  

Превращаемся в художников – пейзажистов, для этого оденем фартуки, чтоб не замараться. Ну вот мы готовы. Незабываем о линии горизонта, затем раскрашиваем небо, пока небо сохнет, рисуем нижнюю часть рисунка – передний план, далее переходим к дальнему плану.  

  1. Заключительная часть.

Предлагаю детям разложить готовые работы на столах (выставка детских работ)

Анализ работ: - Что изображено на рисунке? Какие цвета использовал? Какое настроение было у «художника»? Какие элементы природы показаны на переднем плане, а какие на заднем? Чем твой пейзаж отличается от других? Хотелось бы вам оказаться в этом месте? Почему? А что нам помогло нарисовать красивые зимние пейзажи? (пиктограммы)

Рефлексия: «Лучики солнца».

Вам понравилось сегодня в нашей мастерской?

У меня на доске изображены 2 солнышка без лучиков с разными эмоциями (радостное и грустное). Если вам все понравилось, у вас в конце нашего занятия хорошее настроение, прикрепите свой лучик к радостному солнышку, а если нет – то к грустному.  

Мне понравилось, как вы сегодня работали. Вы были настоящими художниками-пейзажистами.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка "Обучение детей дошкольного возраста рисованию, лепке, аппликации на основе предметов народного искусства"

Материал содержит описание основных направлений работы с детьми младшего, среднего и старшего дошкольного возраста при обучении детей дошкольного возраста рисованию, лепке, аппликации на основе предме...

Статья "Роль тестовых рисунков в обучении детей дошкольного возраста рисованию предмета"

Данная статья раскрывает, что такое тестовые рисунки и как можно их использовать на занятиях по художественно-эстетическому развитию при обучении детей рисованию предмета....

Использование активных методов и приемов обучения детей дошкольного возраста рисованию

Изобразительная деятельность – один из немногих видов художественной деятельности, где ребенок творит сам, а не просто разучивает и исполняет созданные кем-то стихи, песни, танцы, где пытается о...

Мастер класс «Подготовка и обучение детей дошкольного возраста основам кукловождения - театральные игры и упражнения»

Цель: ознакомление  педагогов с   театральными методами и приемами, направленными на подготовку и обучение детей основам кукловождения....

Мастер-класс для воспитателей «Обучение детей дошкольного возраста построению и перестроению»

Мастер-класс для воспитателей «Обучение детей дошкольного возраста построению и перестроению»...

Мастер -класс " Методика обучения детей дошкольного возраста рисованию фигуры человека"

Благодаря рисованию дети быстрее и нагляднее познают окружающий мир.Умение рисовать - одно из самых важных занятий в становлении ребенка как творческой личности....