Нетрадиционная техника рисования – граттаж.
план-конспект занятия по рисованию (старшая группа)

Прокопьева Татьяна Владимировна

Одна из ключевых задач современного дошкольного образования — развитие творческой стороны личности. Большой потенциал для этого представляет изобразительная деятельность, особенно нетрадиционные техники рисования. Такие занятия погружают малышей в удивительный мир искусства, дают возможность почувствовать себя настоящими волшебниками. Изделия, созданные детьми с использованием нестандартных методов, всегда вызывают большой интерес.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл grattazh.docx30.21 КБ

Предварительный просмотр:

Нетрадиционная техника рисования – граттаж.

Одна из ключевых задач современного дошкольного образования — развитие творческой стороны личности. Большой потенциал для этого представляет изобразительная деятельность, особенно нетрадиционные техники рисования. Такие занятия погружают малышей в удивительный мир искусства, дают возможность почувствовать себя настоящими волшебниками. Изделия, созданные детьми с использованием нестандартных методов, всегда вызывают большой интерес.

Хочу поделиться одним удивительным нестандартным методом рисования, который используется в детских творческих работах – это техника «Граттаж».   Смысл данной техники  заключается в том, что он  проявляется в процессе процарапывания помощью острого инструмента (зубочистки или острой палочки)  по бумаге, на которой нанесен слой гуаши поверх воска.

    Существуют два типа граттажа: черно-белый и цветной. В первом варианте производится вырезание светлого узора на тёмном фоне. Для создания цветного граттажа используется специальная техника, которая включает в себя использование подложки из разноцветных восковых мелков или окраску базы акварелью, а затем покрытие воском и окрашивание гуашью.

  Картины, выполненные в технике граттаж, могут быть представлены в различных стилях, включая пейзажи, натюрморты, сюжетные композиции и декоративные узоры. Дети занимающиеся граттажем, получают возможность развивать свои творческие способности, улучшать мелкую моторику и стимулировать креативное мышление. Эта нетрадиционная техника помогает дошкольникам развиваться во всех сферах искусства и способствует их всестороннему развитию. Дети, владеющие этим нестандартным методом рисования, разрабатывают уникальные и оригинальные произведения, в которых проявляется их творчество, фантазия и способность воплотить свои замыслы с помощью необычных средств.

Конспект занятие по изобразительной деятельности

«Золотая осень» в технике «Граттаж».

Тема занятия:  Нетрадиционные методы рисования. Золотая осень.

Цель занятия: Ознакомить детей с техникой граттаж.

 Учить детей отражать осенние признаки, передавать ее колорит. Развитие речи, памяти, мышления, воображения. Обогащение словарного запаса слов.

Задачи занятия:

1. Развивать у детей желание изучать окружающий мир и явления природы.

2. Обучить использованию нового метода создания изображений – граттажу.

3. Стимулировать детей изображать осенний пейзаж на своих рисунках, вдохновляясь впечатлениями, полученными при изучении картин и чтении книг о осени.

4. Совершенствовать мелкую моторику рук; развивать навыки создания четкого контура изображений путем усиленного нажатия на рисующий инструмент в соответствии с выбранной техникой.

Материал для занятия:

• страница в альбоме с уже подготовленным фоном для граттаж;

• заостренная палочка (или зубочистка).

• работы, представленные в стиле граттаж.

Предварительная работа: основа для создания альбомных листов - это заготовка, которая поможет воплотить в жизнь творческие идеи граттажа, беседа об осени, явлениях изучение изменений в природе осенью, анализ характеристик осенних пейзажей.

Ход занятия:

  1. Организационный момент.

Листочки осени (Автор: Каспарова Ю.)

Листочки пляшут и вихрятся в воздухе.

И ярким ковром мне под ноги ложатся.

Как будто ужасно они занятые,

Зелёные, красные и золотые…

Листья кленовые, листья дубовые,

Пурпурные, алые, даже бордовые…

Бросаюсь я листьями вверх наугад —

Я тоже устроить могу листопад!

В. Друзья, о каком сезоне упоминается в данном произведении?

Д. Об осени.

В. Как вы догадались, что именно о сезоне осени идет речь в этом стихотворении?

Д.  ответы детей.

В.  Друзья, у каждого из вас перед глазами лежит черный листок (загатовка граттажа). Сегодня перед нами открывается возможность творить настоящее чудо. Давайте вместе рассмотрим, как художники изображают осень в своих произведениях.

Дети изучают копии известных картин.

В. Друзья, какую осень можно увидеть на этих картинах?

Д. Ранняя, поздняя, золотая.

В. Как вы об этом догадались?

Д. По цвету листвы.

Какие эмоции вызывают у вас эти произведения искусства?

Д. ответы детей.

В. А вам нравится осень?

Д. Да.

В. Почему?

Д. Ответы детей.

Сегодня мы погрузимся в удивительную атмосферу и станем творцами как художники. Наши картины станут отражением нашего внутреннего мира, и мы сможем провести выставку, показывая другим наши произведения искусства. Как вы считаете, что мы изобразим на наших полотнах?

Д. Осень.

В. Конечно, друзья. Наши произведения искусства будут восхитительными. Взгляните на них,   эти картины нарисованы техникой граттаж. Этот метод придает изображениям особую привлекательность и загадочность. Для выполнения такого рисунка нужно  процарапывать  острой палочкой нашу основу. Такие готовые основы лежат перед вами, которые мы с вами заранее подготовили. Осталось заостренной палочкой процарапать задуманный рисунок.  Потребуется некоторое усилие, чтобы довести работу до завершения. Давайте сделаем небольшую разминку перед тем, как приступить к этой задаче.

Разминка. Пальчиковая гимнастика «Осень»:

Осень, осень,   -    трем ладошки друг о друга

Приходи!    –          по очереди сжимаем кулачки

Осень, осень,     -     трем ладошки друг о друга

Погляди! –            положить ладошки на щеки

Листья желтые кружатся, -    движение ладонями сверху вниз

Тихо на землю ложатся. – поглаживаем коленки

Солнце нас уже не греет, -  по очереди сжимаем кулачки

Ветер дует все сильнее, -  разводим одновременно ручки в разные стороны

Птицы к югу полетели,  - скрестить ручки и пошевелить пальчиками

Дождик к нам в окно стучится. – стучим пальчиками по ладошкам

Шапки, куртки надеваем – делаем вид

И ботинки обуваем – постучать ногами

Знаем месяцы осенние: - похлопать ладошками по коленкам

Сентябрь, и Октябрь, и Ноябрь. - кулак, ребро, ладонь

Самостоятельная работа детей:

В. Давайте начнем работу, друзья! Сегодня мы сможем воплотить в жизнь свои уникальные и волшебные идеи картины Осени. Помним о важности соблюдения правил безопасности, будем внимательны и осторожны, чтобы избежать неприятностей. Вместе мы создадим настоящее волшебство, но не забываем, что нужно быть осторожными с нашими "волшебными палочками", чтобы не причинить вред друг другу.

В. Вы, ребята, молодцы! Мне кажется, вы все настоящие волшебники и талантливые художники, потому что справились с таким сложным заданием на отлично. Нравится ли вам результат вашей сегодняшней работы?

Подведение итогов:

В. Педагог спросил детей, о каком сезоне они говорили во время беседы.?

Дети: время года осень.

В.  Ребята, понравилось ли вам творить и рисовать в технике гранттаж?

Список литературы

  1. Комарова Т.С. Обучение детей технике рисования − Изд. 2-е, перераб. и доп. – М.: Просвещение, 1970. – 158 с.
  2. Харрисон Х. Энциклопедия техник рисования. М.: АСТ Астрель. 2005.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Занятие по овладению нетрадиционной техники-рисования-граттаж в подготовительной группе ,,Белая берёза,,

Занятие по овладению нетрадиционной техники рисования-Граттаж в подготовительной группе ,,Белая берёза,, Задачи:Знакомство с одним из видов графики-граттаж.Повторение правил построения композиции.Выд...

Конспект ООД по рисованию в нетрадиционной технике рисования граттаж "По волнам она гуляет и покой наш охраняет"

Дети любят экспериментирвать, поэтому такое рисование как граттаж очень нравиться им, а эксперимент с "погружением подводной лодки" дает им первые научные познония в физике....

Творческая мастерская в старшей группе "Космическое путешествие" с использованием нетрадиционной техники рисования – граттаж, фроттаж и рисование трафаретами.

Уточнить представления детей о космосе и космических объектах, - вызвать интерес к теме, желание узнать новое о Космосе. Познакомить с новыми техниками рисования - «граттаж», фроттаж, рисо...

Конспект занятия по рисованию в подготовительной группе «Золотая рыбка». Нетрадиционная техника рисования «граттаж».

Познание новой техники с применением её на практике. Создание условий для личностной самореализации каждого обучающегося в процессе овладения техникой «Граттаж»; способствование развитию и...

Конспект рисования по нетрадиционной технике рисования- ГРАТТАЖ

Использование нетрадиционных художественных техник является эффективным средством для создания выразительных композиций, развивают детскую ...

Конспект занятие в старшей по рисованию «Подводный мир» с применением нетрадиционной техники рисования «граттаж»

Конспект занятия в старшей группе по рисованию в технике граттаж на тему " Подводный мир"....