Конспект НОД для детей подготовительной группы на тема: «Гжельская роспись»
план-конспект занятия по рисованию (подготовительная группа)

М.В. РОДИНА

Конспект НОД для детей подготовительной группы

на тему: «Гжельская роспись»

Цель: Знакомство детей с традиционным  русским художественным  промыслом «Гжелью»

Задачи:

Образовательная:

- учить выделять характерные особенности  гжельской росписи и украшать шаблоны посуды простейшими видами  растительного орнамента  (прямыми и волнистыми линиями различной толщины,  точками, капельками,  листиками, сеточками, цветами).

Развивающая:

- развивать наблюдательность;

-  умение видеть характерные отличительные особенности изделий,  качество материала, способ его обработки, фон,  колорит росписи, элементы узора.

Воспитательная:

- воспитывать интерес  к народному декоративному искусству;

- вызывать положительный эмоциональный  отклик  на прекрасное.

- способствовать формированию эстетического и художественного вкуса;

- развивать творческое воображение детей.

Демонстрационный материал:

Изделия    выполненные в технике  гжельской росписи (посуда, игрушки)

Ход занятия

Неужели, неужели

Вы не знаете о Гжели?

Или в Гжельской чашке чай

Вам на стол не ставили,

И про Гжель хоть невзначай

Разве не слыхали вы?

 (Николай Симаков)

-  Ребята, сейчас  я расскажу вам  сказку, а вы мне в этом поможете.

Мы все любим русские народные сказки.  Какими словами   начинаются сказки?

-Жили-были…

-  Правильно. Так вот слушайте…

Жили–были в деревеньке Гжель, что под Москвой, добрые трудолюбивые люди.

Весной землю пахали, хлеб сеяли, осенью собирали урожай. Вот и зима уже на пороге, природа будто засыпает. (Показ репродукций картин русских художников)

Почему зиму очень часто называют волшебницей?

- Как по волшебству, изменяется всё в природе, земля покрывается пушистым белым снегом, деревья наряжаются в сверкающие серебристымимантии, елочки  в  белые шубы.

Какие стихи русских поэтов о зиме  вы знаете?

И. Суриков «Зима»,  С. Есение «Береза», Е. Шаламонова Зима,

 (По желанию дети читают стихи о зиме)

 Природа заснула до весны, но гжельские мастера  не привыкли сидеть без дела: берут они припасённую с лета глину, замешивают глиняное тесто  и начинают лепить посуду – чашки да чайники, блюда да бокалы, кувшины да крынки.  Выходят из-под рук мастеров и диковинные фигурки птиц да зверей, детишкам на радость , забавы ради. Потом  кладут мастера свои  изделия  в жаркую печь, чтобы закалились на огне, стали прочными.

За делами – заботами незаметно опускается на землю тихий синий зимний вечер…

 (Чтение педагогом стихотворения Василия.Фетисова «Зимний вечер»)

Вечер зимний

В небе синем

Звезды синие зажег.

Ветви сыплют

Синий иней

На подсиненный снежок.

 

За ветвями

Дом синеет,

Крытый синей ватою.

Тени ходят по стене

Сеткой синеватою.

 

Красит синькою Мороз

В окнах незабудки.

И зевает синий пес

Возле синей будки

 

Для росписи своей посуды гжельские мастера выбрали  синюю краску на белоснежном фоне.

Краски у гжельских мастеров с секретом: невзрачный серый порошок (кобальт называется), и узор на посуде серый.почти чёрный. А как покроют готовые поделки глазурью для блеска да ещё раз в печь для закалки поставят – так и заиграют они волшебными синими да голубыми красками.

Вот какие чудесные произведения у гжельских мастеров получались. (Показ репродукций и иллюстраций)И пошла по всей России  слава о  бело-синей  Гжели.

 На прошлых занятиях мы изготовили блюдца ,сделанные из соленого теста, а сегодня  мы будем их расписывать .

Основные элементы гжельской росписи - «широкая и узкая полоса», «точка», «волна», «кустик», «лепесток», «сетка», «листок». Показ на демонстрационном листе, прикреплённом к доске.

Особый приём, отличающий гжельскую роспись – «растяжение» цвета, от тёмно-синего до бледно-голубого. Выполняется этот приём «всей кистью» за счёт неравномерного набора краски на кисть, на кончике - большее количество, к основанию - минимальное.

Гжельские мастера применяют сухую краску, в порошке. Работая акварелью или гуашью, «растяжение» цвета можно получить, нанеся равномерно окрашенный мазок синей краски и затем убрав сухой чистой кистью лишнюю краску с одной стороны широкого мазка.

Попробуйте выполнить на листе бумаги элементы росписи, поупражняйтесь в выполнении «растяжения» цвета. Давайте приступим к росписи наших блюдец, пользуясь только одной краской – синего цвета. Каждый попробует создать свой узор, используя традиционные мотивы гжельской росписи. Композиция рисунка – крупный рисунок в центре и мелкий узор по краю блюдца.

Физминутка «Сеточки Гжели».

Раз, два, три, четыре, пять, (сгибают и разгибают кулачки)

Будем с вами рисовать, (поворачиваются друг к другу)

Черточки, полоски, (изображают короткие черточки, а затем длинные полоски двумя руками)

Капельки и точки. (изображают «дождик», а затем «ставят» точки двумя руками)

И запомним мы теперь (руки к голове, качают головой)

Нарисовать как  сетки гжель. (руки вниз и в стороны)

Возьмите  блюдце, придумайте свой узор и распишите его.

Рефлексия в технологии «Кубик Блюма»:

- С творчеством народных мастеров какого промысла мы сегодня познакомились?

- Чем отличается гжельская роспись от других видов росписи?

- Почему работы гжельских мастеров напоминают нам о зиме?

- Было ли вам интересно?

- Что запомнилось на занятии? Понравилось? Не понравилось?

- Что вы можете сказать о своих работах? Всё ли удалось, почему?

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_nod_v_podgotovitelnoy_gruppe_risovanie.docx19.1 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект НОД для детей подготовительной группы

на тему: «Гжельская роспись»

Цель: Знакомство детей с традиционным русским художественным промыслом «Гжелью»

Задачи:

Образовательная:

- учить выделять характерные особенности гжельской росписи и украшать шаблоны посуды простейшими видами растительного орнамента (прямыми и волнистыми линиями различной толщины, точками, капельками, листиками, сеточками, цветами).

Развивающая:

- развивать наблюдательность;

- умение видеть характерные отличительные особенности изделий, качество материала, способ его обработки, фон, колорит росписи, элементы узора.

Воспитательная:

- воспитывать интерес к народному декоративному искусству;

- вызывать положительный эмоциональный отклик на прекрасное.

- способствовать формированию эстетического и художественного вкуса;

- развивать творческое воображение детей.

Демонстрационный материал:

Изделия выполненные в технике гжельской росписи (посуда, игрушки)

Ход занятия

Неужели, неужели

Вы не знаете о Гжели?

Или в Гжельской чашке чай

Вам на стол не ставили,

И про Гжель хоть невзначай

Разве не слыхали вы?

(Николай Симаков)

- Ребята, сейчас я расскажу вам сказку, а вы мне в этом поможете.

Мы все любим русские народные сказки. Какими словами начинаются сказки?

-Жили-были…

- Правильно. Так вот слушайте…

Жили–были в деревеньке Гжель, что под Москвой, добрые трудолюбивые люди.

Весной землю пахали, хлеб сеяли, осенью собирали урожай. Вот и зима уже на пороге, природа будто засыпает. (Показ репродукций картин русских художников)

Почему зиму очень часто называют волшебницей?

- Как по волшебству, изменяется всё в природе, земля покрывается пушистым белым снегом, деревья наряжаются в сверкающие серебристымимантии, елочки в белые шубы.

Какие стихи русских поэтов о зиме вы знаете?

И. Суриков «Зима», С. Есение «Береза», Е. Шаламонова Зима,

(По желанию дети читают стихи о зиме)

Природа заснула до весны, но гжельские мастера не привыкли сидеть без дела: берут они припасённую с лета глину, замешивают глиняное тесто и начинают лепить посуду – чашки да чайники, блюда да бокалы, кувшины да крынки. Выходят из-под рук мастеров и диковинные фигурки птиц да зверей, детишкам на радость , забавы ради. Потом кладут мастера свои изделия в жаркую печь, чтобы закалились на огне, стали прочными.

За делами – заботами незаметно опускается на землю тихий синий зимний вечер…

(Чтение педагогом стихотворения Василия.Фетисова «Зимний вечер»)

Вечер зимний

В небе синем

Звезды синие зажег.

Ветви сыплют

Синий иней

На подсиненный снежок.

За ветвями

Дом синеет,

Крытый синей ватою.

Тени ходят по стене

Сеткой синеватою.

Красит синькою Мороз

В окнах незабудки.

И зевает синий пес

Возле синей будки

Для росписи своей посуды гжельские мастера выбрали синюю краску на белоснежном фоне.

Краски у гжельских мастеров с секретом: невзрачный серый порошок (кобальт называется), и узор на посуде серый.почти чёрный. А как покроют готовые поделки глазурью для блеска да ещё раз в печь для закалки поставят – так и заиграют они волшебными синими да голубыми красками.

Вот какие чудесные произведения у гжельских мастеров получались. (Показ репродукций и иллюстраций)И пошла по всей России слава о бело-синей Гжели.

На прошлых занятиях мы изготовили блюдца ,сделанные из соленого теста, а сегодня мы будем их расписывать .

Основные элементы гжельской росписи - «широкая и узкая полоса», «точка», «волна», «кустик», «лепесток», «сетка», «листок». Показ на демонстрационном листе, прикреплённом к доске.

Особый приём, отличающий гжельскую роспись – «растяжение» цвета, от тёмно-синего до бледно-голубого. Выполняется этот приём «всей кистью» за счёт неравномерного набора краски на кисть, на кончике - большее количество, к основанию - минимальное.

Гжельские мастера применяют сухую краску, в порошке. Работая акварелью или гуашью, «растяжение» цвета можно получить, нанеся равномерно окрашенный мазок синей краски и затем убрав сухой чистой кистью лишнюю краску с одной стороны широкого мазка.

Попробуйте выполнить на листе бумаги элементы росписи, поупражняйтесь в выполнении «растяжения» цвета. Давайте приступим к росписи наших блюдец, пользуясь только одной краской – синего цвета. Каждый попробует создать свой узор, используя традиционные мотивы гжельской росписи. Композиция рисунка – крупный рисунок в центре и мелкий узор по краю блюдца.

Физминутка «Сеточки Гжели».

Раз, два, три, четыре, пять, (сгибают и разгибают кулачки)

Будем с вами рисовать, (поворачиваются друг к другу)

Черточки, полоски, (изображают короткие черточки, а затем длинные полоски двумя руками)

Капельки и точки. (изображают «дождик», а затем «ставят» точки двумя руками)

И запомним мы теперь (руки к голове, качают головой)

Нарисовать как сетки гжель. (руки вниз и в стороны)

Возьмите блюдце, придумайте свой узор и распишите его.

Рефлексия в технологии «Кубик Блюма»:

- С творчеством народных мастеров какого промысла мы сегодня познакомились?

- Чем отличается гжельская роспись от других видов росписи?

- Почему работы гжельских мастеров напоминают нам о зиме?

- Было ли вам интересно?

- Что запомнилось на занятии? Понравилось? Не понравилось?

- Что вы можете сказать о своих работах? Всё ли удалось, почему?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Ознакомление детей с живой и неживой природой. конспект занятия для детей подготовительной группы

Структура занятия Тема:       «Ознакомление детей с живой и неживой природой»Возраст     6-7 летЦель. Развивать интерес и любознательность к окру...

Конспект: Совместная деятельность детей подготовительной группы с детьми младшей группы по художественно-эстетическому развитию

Совместная деятельность детей подготовительной группы с детьми младшей группы по художественно-эстетическому развитию...

Конспект занятия для детей подготовительной группы «Цветы – дети матери Земли»

Предлагаю конспект познавательного экологического занятия о жизни цветов....

Конспект открытого занятия в подготовительной группе «Дымковская игрушка».(роспись дымковской игрушки)

Конспект занятия по кружковой деятельности«Дымковская игрушка».(роспись дымковской игрушки)....

Конспект НОД для детей подготовительной группы «Декоративное рисование. Роспись объемной фигуры «Рыбка»

Конспект НОД для детей подготовительной группы«Декоративное рисование. Роспись объемной фигуры «Рыбка» Цель: создать условия для развития творческих способностей в создании...