Творческий образовательный проект «Народные промыслы России»
проект по рисованию (средняя, старшая, подготовительная группа)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_narodnye_promysly_rossii.docx | 945.2 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя школа № 12
Творческий образовательный проект
«Народные промыслы России»
Выполнил:
Фоминых Ирина Леонидовна
педагог дополнительного образования
г.Сургут
Описание материала: данный проект будет интересен для старших, подготовительных групп при изучении русского народного декоративно-прикладного искусства.
Паспорт проекта:
Вид проекта | информационно-познавательный, творческий |
Тип проекта | коллективный |
Участники | педагоги ДОУ, обучающиеся старшего дошкольного возраста, родители |
Продолжительность | Средняя продолжительность |
Условия реализации | детский сад – открытая система, обеспечивающая физическое, психическое, эмоциональное благополучие детства в условиях семьи и детского сада |
Среда реализации | развивающая предметно- пространственная среда, развивающие виды деятельности |
Направление деятельности | практически-действенное:
|
Актуальность.
Характеризуя актуальность темы, мы видим, что декоративно-прикладное искусство является одним из факторов гармоничного развития личности.
Посредством общения с народным искусством происходит обогащение души ребенка, прививается любовь к своему краю. Народное искусство хранит и передает новым поколениям национальные традиции и выработанные народом формы эстетического отношения к миру.
Искусство народных мастеров помогает раскрыть детям мир прекрасного, развить у них художественный вкус. Познавая красоту народного творчества, ребенок испытывает положительные эмоции, на основе которых возникают более глубокие чувства: радости, восхищения, восторга.
Цель проекта: ознакомление с традициями народного искусства, разнообразием промыслов, их особенностями, многообразием используемых материалов в изготовлении изделий народных мастеров.
Задачи:
Образовательные:
- Продолжать знакомить обучающихся с произведениями декоративно-прикладного искусства, историей его возникновения, развитием и ролью в культуре русского народа (дымковская игрушка, хохломская, городецкая росписи, гжель).
- Учить понимать содержание народного искусства, выделять средства выразительности: пластика формы, связь назначения предмета и его украшения, элементы узора, колорит, композиция.
- Закреплять умение создавать свои композиции на листах бумаги разной формы, силуэтах предметов и игрушек.
- Учить использовать растительные элементы.
- Научить детей ориентироваться в различных видах росписи.
- Совершенствовать изобразительные умения и навыки.
Развивающие:
- Развивать познавательные способности детей через развитие интереса к предметам народного искусства.
- Развивать художественно-творческие способности в процессе восприятия произведений декоративного искусства и детской деятельности.
- Расширить и обогатить словарный запас детей: растительный орнамент, завиток, тычок, травка, элемент, «золотая Хохлома», дымковская, гжель, ярмарка, коробейник.
- Продолжать развивать координацию движений, мелкую моторику рук.
Воспитательные:
- Воспитывать у детей любовь к русскому прикладному искусству.
- Воспитывать любовь к народному творчеству.
- Воспитывать уважение к работе народных мастеров.
- Воспитывать эстетические и этические чувства.
- Воспитывать любознательность.
Интеграция образовательных областей:
- «Социально – коммуникативное развитие».
- «Речевое развитие»,
- «Физическое развитие»,
- «Художественно – эстетическое развитие».
Формы и методы организации проекта:
- познавательно-исследовательская деятельность,
- продуктивная деятельность,
- учебно-игровая деятельность,
- коммуникативно – диалоговая деятельность.
Итоговый продукт:
- Альбом «Народные промыслы России»
- Выставка детских рисунков по декоративно – прикладному искусству.
Прогнозируемый результат:
Участники проекта | Результаты проекта |
Дети |
|
Педагоги |
|
Родители |
|
Этапы проекта
1этап: подготовительный:
- постановка проблемной ситуации перед детьми;
- совместное составление плана и паспорта проекта в интеграции образовательных областей
«Социально – коммуникативное развитие», «Речевое развитие», «Физическое развитие»,
«Художественно – эстетическое развитие»;
- создание соответствующей развивающей среды;
- информирование и ознакомление родителей с темой и планом проекта.
этап: исследовательский:
- постановка проблемы вместе с детьми;
- чтение познавательной литературы;
- просмотр презентаций, видеофильмов;
- знакомство с народным декоративно-прикладным искусством;
- продуктивная деятельность детей;
- папка-передвижка на тему: «Влияние народных промыслов на эстетическое воспитание детей дошкольного возраста»; «Художественно – эстетическое воспитание детей в семье».
этап: заключительный:
- Альбом «Народные промыслы России»
- Выставка детских рисунков по декоративно – прикладному искусству.
Поэтапная реализация проекта по познавательно-исследовательской и продуктивной деятельности.
Работа на I этапе:
- Беседы с детьми с целью выявления знаний детей о народных промыслах.
- Подбор иллюстративного и демонстрационного материала, художественной литературы по теме проекта.
- Сбор экспонатов для создания мини – музея в ИЗО студии, группах.
- Подбор дидактических игр по теме проекта.
- Ознакомление родителей (законных представителей) с проектом.
- Подготовка консультаций для родителей.
Работа на II этапе
Технологическая карта проекта
Образовательная область | Вид деятельности | Содержание деятельности |
Познавательное развитие | познавательно – исследовательская, коммуникативная |
|
Речевое развитие | речевая |
А. Дьякова «Весёлая дымка», Л. Гулыга «Пёстрый хоровод»; В. В. Гаврилова «Индюк», «Водоноска»; П. Синявский «Хохломская роспись», Ю. Николаева «Чаша».
«Хохлома» (об истории хохломской росписи).
|
Художественное развитие | изобразительная, продуктивная |
|
музыкальная |
| |
Физическое развитие | двигательная, игровая |
|
Взаимодействие со специалистами ДОУ:
Педагог дополнительного образования (ИЗО - деятельность):
- Раскрашивание плоскостных силуэтов красками: «Волшебные лошадки», «Дымковская барыня», посуда «Гжель», «Хохлома», «Городец».
- Рисование элементов дымковской, хохломской росписи.
- Посуда «Гжель».
- Аппликация «Сказочные птицы» по мотивам городецкой росписи.
Учитель физической культуры:
- Разучивание народных подвижных игр, игр-забав.
Учитель музыки:
- Разучивание с детьми песен, народных хороводов, народных танцев.
- Обучение игре на шумовых народных инструментах.
- Использование русских народных песен и танцев.
- Музыкальный праздник «Осенняя ярмарка».
На протяжении проекта ребята:
- знакомились с народными росписями,
- рассматривали натуральные объекты декоративно - прикладного искусства, а также их изображение на картинках, книжных иллюстрациях,
- знакомились со стихотворными произведениями, сказками и легендами, которые повествуют об истории возникновения той или иной росписи,
- расписывали бумажные силуэты игрушек и посуды,
- разучивали народные песни,
- знакомились с народными играми,
- с родителями посетили магазин «Русский сувенир».
Все новые знания и умения детей, полученные на занятиях в ДОУ, закреплялись в семьях.
Работа на III этапе
- Альбом «Народные промыслы России»
- Выставка детских рисунков по декоративно – прикладному искусству.
Результативность проекта:
- Оформлен мини-музей русского народного творчества.
- У детей появился ярко выраженный интерес к прошлому своего народа, русской национальной культуре, обычаям и традициям, фольклору.
- Дети правильно называют виды народного декоративно-прикладного искусства, знают особенности того или иного промысла; умеют передавать свои знания о промыслах в разных видах продуктивной деятельности (рисование, лепка, аппликация).
- Развились нравственно-патриотические качества: гордость, гуманизм, толерантность.
- Улучшились коммуникативные навыки детей.
- Наблюдается сформированность духовного, экологического, нравственного и личностного отношения к действительности.
ПРИЛОЖЕНИЕ 1.
Страницы альбома «Народные промыслы России».
ЗОЛОТАЯ ХОХЛОМА
ГОРОДЕЦ
ГЖЕЛЬ
| |||
|
| ||
ПРИЛОЖЕНИЕ 2.
Легенда для знакомства детей с искусством Хохломы.
I вариант. В народе сказывают о чудо - мастере, который жил в нижегородских лесах. Построил мастер дом в лесу на берегу реки Хохломки и начал изготовлять посуду. Один раз прилетела к нему жар-птица. Мужик накормил ее крошками. Птица захотела отблагодарить мужика. Задела она своим крылом простую посуду деревянную и посуда вмиг превратилась в «золотую». С тех пор стал мужик делать посуду, и все его узорные чашки и ложки были похожи на золотые. Узнали об этом в Москве, и послал царь за мастером царских солдат. Когда услышал об этом мастер, он позвал мужиков, рассказал им секрет «золотой» посуды. А сам исчез…
II вариант. Говорят, в давние времена в Москве жил талантливый мастер-иконописец. Царь высоко ценил его мастерство и щедро награждал за труды. Любил мастер свое ремесло, но еще больше любил он свободу. Но однажды покинул он царские палаты и поселился в глухих керженских лесах. Избу поставил и занялся своим ремеслом. Хотел мастер, чтобы его искусство стало всем родным, как простая русская песня, и чтобы в нем отразилась красота русской природы. И стал он рисовать пышные яркие цветы и тоненькие веточки.
Вскоре слава о мастере разнеслась по всей земле. Стали люди приезжать да красотой любоваться. Избы рубили и селились рядом. Слава о мастере донеслась и до государя. Приказал он отряду стрельцов найти беглеца и вернуть в Москву. Но народная молва летела быстрее стрелецких сапог. Узнал о беде мастер, собрал своих односельчан и раскрыл секреты своего мастерства. А утром, когда царские посланцы вошли в село, они увидели, как ярким пламенем горела изба чудо- художника. А самого художника, как ни искали, нигде не нашли. Но остались от художника краски, вобравшие в себя жар пламени и чернь пепелища. Исчез мастер, но осталось его удивительное искусство, в котором отразилась и горячая любовь к людям, и жажда красоты. Знать, кисть у художника была необычной – она была из солнечных лучей.
Беседы для детей по знакомству с русским народным
декоративно-прикладным искусством «Золотая Хохлома»
Хохлома, Хохлома!
Весь народ свела с ума!
Яркая, лучистая,
узоры золотистые!
Резные ложки и ковши
Ты разгляди-ка, не спеши.
Там травка вьётся и цветы
Растут нездешней красоты.
Блестят они как золотые,
А может, солнцем залитые.
Сегодня я хочу вас познакомить с русским народным декоративно-прикладным искусством – хохломской росписью. Посмотрите на эти изделия и скажите: нравятся ли они вам? Почему они вам понравились? Как вы думаете. Что необычного в этой посуде?
Золотистого цвета деревянные изделия этого промысла с растительным орнаментом, называют Хохлома.
Хохлома – это название старинного торгового села, куда привозили на продажу расписную деревянную посуду.
Откуда же пришло к нам это диво? Вы хотите узнать? Тогда слушайте.
В народе сказывают о чудо - мастере, который жил в нижегородских лесах. Построил мастер дом в лесу на берегу реки Хохломки и начал изготовлять посуду. Один раз прилетела к нему жар-птица. Мужик накормил ее крошками. Птица захотела отблагодарить мужика. Задела она своим крылом простую посуду деревянную и посуда вмиг превратилась в «золотую». С тех пор стал мужик делать посуду, и все его узорные чашки и ложки были похожи на золотые. Узнали об этом в Москве, и послал царь за мастером царских солдат. Когда услышал об этом мастер, он позвал мужиков, рассказал им секрет «золотой» посуды. А сам исчез…
И стали другие мастера изготовлять «золотую» посуду. Как вы думаете, трудно ли изготовить такую посуду? Конечно, изготовить ее не просто. Изделие надо сначала выточить на станке, затем оно шпаклюется, шкуриться, олифиться, лудиться, т.е. покрывается алюминиевым порошком, подвергается закалке в печи с высокой температурой.
Возьмите любой понравившийся вам предмет и посмотрите на него. Какие цвета использовал художник? Правильно, есть черный, красный. Встречается зеленый, но больше всего золотого цвета. Теперь вы понимаете, почему хохлому называют «золотой». А какие узоры использовал художник? (В узорах есть разные ягоды, листья (чаще всего тройные), декоративные цветы.)а вот этот элемент, который чаще всего встречается, называется «травка». Из травки художники составляют самые разные композиции. Из «травинок» составляют даже изображения птиц и рыбок. Посмотрите, как плавно изогнуты ветки с ягодами. Листьями, цветами. «Трава» занимает все пространство между ними. Она легкая, изогнутая или похожа на завитки с острыми кончиками («как осока на ветру»). Узор занимает почти всю поверхность изделия. Край изделия украшен прямой каймой.
И чего здесь только нету:
Хохлома, Хохлома! Весь народ свела с ума!
Яркая, лучистая, узоры золотистые! И нигде на свете нет таких соцветий.
Особенно красивой росписью украшали предметы, предназначенные для торжественных событий: братины, ковши, ендовы.
Давайте вспомним, для чего предназначена эта посуда:
Братина - русский шаровидный сосуд ХVI – XVII веков из дерева, меди, серебра, золота. Из нее на братничных пирах («на всю братию») разливали напитки по чашам для питья вкруговую. Так же она использовалась как большая чаша для питья и еды.
Ендова – деревянный или металлический древнерусский сосуд ладьевидной формы с широким горлом, с носком или рыльцем, употреблявшийся для разлива напитков на пирах.
Ковш – широкий открытый сосуд с ручкой для зачерпывания жидкости.
Давайте рассмотрим несколько хохломских изделий вместе. (Показ изделий сопровождается чтение стихов).
Вот Ладья: цветущий хвост – корма, Нос – петушиная головка.
Плывёт по лесу Хохлома, Расписанная очень ловко.
Наши ложки хохломские – Самый лучший сувенир.
С позолотой – не простые, Прогремели на весь мир.
А вот утица по реченьке плывёт, Выше бережка головушку несёт. Чёрным крылышком помахивает, На цветы водицу стряхивает.
А вот поднос.
В нём алых ягод россыпь, Отголоски лета
В зелени травы, Шелковые всплески Золотой листвы.
Братина солнечна весьма, На нём цветы и земляника. Семёновская Хохлома
Вся золотисто – краснолика.
Сейчас давайте придумаем разнообразные (слова) эпитеты и сравнения к слову «хохлома». Дети придумывают слова («яркая», «Красочная», «жаркая», «солнечная», «сочная», «как золото блестит», «как жар-птица горит»).
Хохломские изделия известны на весь мир, а не только у нас в стране.
В конце нашей беседы хочется прочитать вам еще одно стихотворение. Послушайте: Роспись хохломская,
Словно колдовская,
В сказочную песню просится сама. И нигде на свете нет таких соцветий,
Всех чудес чудесней наша ХОХЛОМА!
Дополнительные вопросы к детям во время беседы:
- Откуда пришло название «хохломская роспись»?
- Из какого материала делали посуду в Хохломе?
- Какие цвета и оттенки используют художники?
- Какими элементами расписано то или иное изделие? Покажите их.
- О чем напоминает вам роспись?
- Если бы вы были мастерами, то какое изделие изготовили бы и как его расписали?
- Какое настроение создают у тебя эти изделия? Не правда ли, еда в такой посуде покажется особенно вкусной?
Художественное слово о Хохломе.
Роспись хохломская, Словно колдовская,
В сказочную песню просится сама. И нигде на свете нет таких соцветий,
Всех чудес чудесней наша ХОХЛОМА!
Терем, терем, теремок. Он не низок, не высок
Расписные здесь завалинки,
С хохломским узором ставенки, Солнце светит поутру,
Звери к терему идут. ХОХЛОМА, ХОХЛОМА,
Наше чудо дивное. Мы рисуем хохлому, Красоту невиданную. Рисовали травку Солнечною краской, А цветы-огоньки
Красной краской от зари. Сколько здесь прекрасных чаш – Это Вам подарок наш!
Кисть хохломская, большое спасибо! Сказывает сказку для радости жизни! Ты, как душа у народа красива!
Ты, как и люди, служишь Отчизне!
В.Боков
Хохлома, Хохлома! Весь народ свела с ума!
Яркая, лучистая, узоры золотистые! Стоит студёная зима,
Снежинки кружит буйный ветер, А золотая Хохлома
Напоминает нам о лете.
Ладья: цветущий хвост – корма, Нос – петушиная головка.
Плывёт по лесу Хохлома, Расписанная очень ловко. Бочонок солнечен весьма, На нём цветы и земляника. Семёновская Хохлома
Вся золотисто – краснолика. В тарелочках не полутьма,
Не сумрак в вазах и солонках; Напоминает Хохлома Родную, милую сторонку!
Н.Глазков
Хохломская роспись –
Алых ягод россыпь,
Отголоски лета
В зелени травы.
Шёлковые всплески
Солнечно-медовой
Золотой листвы.
У красы точёной
Сарафан парчовый,
По волнам узоров
Яхонты горят.
Что за чародеи
Хохлому одели
В этот несказанный
Праздничный наряд.
П.Синявский
Все листочки как листочки, Здесь же каждый золотой. Красоту такую люди Называют ХОХЛОМОЙ!
ХОХЛОМА, ХОХЛОМА –
Разукрашу все дома. А потом всю улицу, Петуха да курицу!
Бабка деда до обеда
Заставляла рисовать – Ведь в красивую посуду Щи приятно наливать! Вся деревенская краса Вот так и мечется в глаза!
Тут груды чашей и горшков, Корчаг, бочонков, кувшинов, Там лыки, вёдра и ушаты, Лотки, подойники, лопаты… На мой товар полюбуйтесь, Только не торгуйтесь!
Ложки золочёные, узоры кручёные. Братина солнечна весьма!
На ней цветы и земляника. Семёновская хохлома
Вся золотиста, краснолика! А вот поднос.
В нём алых ягод россыпь, Отголоски лета
В зелени травы, Шелковые всплески Золотой листвы.
Вот ладья: цветущий хвост – корма. Нос – петушиная головка.
Плывёт по лесу хохлома, Расписанная очень ловко. Надою я молока,
Напою котёнка. Разрисую хохломою Милую Бурёнку.
Простые по форме, а радуют взор. Богат и наряден чудесный узор.
По золоту фона затейливой змейкой Орнамент здесь вьётся
Попробуй, сумей-ка…
А где-то кудрины по чёрному полю Мерцают, как звёзды
В небесном раздолье. Наши ложки хохломские – Самый лучший сувенир.
С позолотой – не простые Прогремели на весь мир.
А вот утица по реченьке плывёт, Выше бережка головушку несёт. Чёрным крылышком помахивает, На цветы водицу стряхивает.
Я всё небо разрисую, Разрисую хохломой. Пусть все лётчики летают Под такою красотой.
Как волшебница Жар-птица, Не выходит из ума Чародейка-мастерица,
Золотая Хохлома. И богата, и красива.
Рада гостю от души. Кубки, чаши и ковши. Гроздья огненных рябин, Маки солнечного лета
И ромашки луговин.
Всё вобрала, словно память:
Зорь червонные лучи И узорчатый орнамент
Древнесуздальской парчи. Листья рдеют не редея, От дыхания зимы.
Входим в царство Берендея, В мир волшебной Хохломы.
П.Синявский
ПРИЛОЖЕНИЕ 3.
Сказка для знакомства детей с Городецким промыслом.
«Давным-давно на берегу Волги в городе Городце жил один мастер. Лучше всех он умел делать разные изделия из дерева. И была у него невеста – такая красавица, что ни в сказке сказать, ни пером описать. Она тоже была большая мастерица: умела рисовать красивые узоры на деревянных досках, блюдах, прялках. В этих узорах были красивые цветы – голубые и розовые, зеленые листья. Работали мастер и его невеста радостно, весело, и изделия у них получались радостные, светлые, они согревали душу людям, веселили их.
Но вот однажды нависла над Городцом беда. Подступили к городу со всех сторон враги, окружили его, хотят захватить. Храбро сражались жители за свой город, не пустили врагов за городские стены. Тогда враги решили осадить непокорный город, чтобы все жители умерли без воды и пищи.
Стали думать жители Городца, как им быть. Нужно бы за подмогой послать в соседние города. Да как из города выбраться? Враги за всеми входами-выходами следят, даже мышь из города не проскользнет. И вот тогда вызвался наш мастер пойти за подмогой. Был у него вороной конь, быстрый как ветер…». А дальше сказку придумаем вместе… Молодцы, интересная сказка у нас с вами получилась.
«Веселый Городец»
Есть на Волге город древний, По названью – Городец.
Славится по всей России Своей росписью, творец. Распускаются букеты, Ярко красками горя.
Чудо-птицы там порхают, Будто в сказку нас зовя.
Если взглянешь на дощечки, Ты увидишь чудеса!
Городецкие узоры тонко вывела рука! Городецкий конь бежит -
Вся земля под ним дрожит! Чудо-птицы там порхают, И кувшинки расцветают!
Будто в сказку нас зовя!
Ребята, мы продолжаем путешествия по старинным русским городам, знаменитым на весь мир своими художественными промыслами. И сегодня я приглашаю вас еще в один старинный город на реке Волге, Городец. Берег здесь обрывист и крут, он сплошь усеян небольшими домиками, одетыми в тонкую резьбу, вьющуюся по окнам и стенам. В этой резьбе и перья Жар-птицы, и сплетения цветов и трав, и русалки - берегини, и сказочные львы. Резной наряд Городецких изб принес славу городку. Мы с вами познакомимся с еще одной удивительной росписью. Посмотрите, какие удивительные, красивые изделия выпускают на фабрике в этом городе. А как они необычно расписаны. Это, ребята, знаменитая на весь мир Городецкая роспись.
Скажите, пожалуйста, из какого материала сделаны эти изделия? Правильно! Все вещи сделаны из дерева. Сюжетами для Городецких мастеров служила сама их жизнь, праздничная ее сторона, нарядные костюмы. Здесь сцены гуляний, свиданий, чаепития, застолий. Посмотрите, какие необычные цветы в Городецкой росписи. Похожи ли они на сказочные? Городецкий растительный
орнамент переплетается с городецкими купавками фантастической окраски и такими пышными, что кажется, будто бутоны вот-вот раскроются. Также в этой росписи есть «ягодки», «цветы- розетки», «розаны», листья. Еще Городецкие изделия мастера украшают сказочными птицами и вороными конями. Все они необычные и нигде не спутаешь вороного чудо-коня, его всегда изображают в профиль с поджатой крючком ногою и лебединой изогнутой шеей. Чудо-конь и чудо-птица стали символом Городецких художников.
Городецкие кони, Молодецкие кони. Гордо шею изогнули, Круто ножку повернули.
Мне очень нравиться этот чудо-конь. Я думаю, что он сказочный. А вы помните сказки, в которых одним из героев был конь? Давайте придумаем свою сказку про Городецкого коня. Пусть в этой сказке будет участвовать чудо-конь, сказочная птица, мастер-умелец и его невеста. Если вы согласны, у меня уже есть начало сказки:
«Давным-давно на берегу Волги в городе Городце жил один мастер. Лучше всех он умел делать разные изделия из дерева. И была у него невеста – такая красавица, что ни в сказке сказать, ни пером описать. Она тоже была большая мастерица: умела рисовать красивые узоры на деревянных досках, блюдах, прялках. В этих узорах были красивые цветы – голубые и розовые, зеленые листья. Работали мастер и его невеста радостно, весело, и изделия у них получались радостные, светлые, они согревали душу людям, веселили их.
Но вот однажды нависла над Городцом беда. Подступили к городу со всех сторон враги, окружили его, хотят захватить. Храбро сражались жители за свой город, не пустили врагов за городские стены. Тогда враги решили осадить непокорный город, чтобы все жители умерли без воды и пищи.
Стали думать жители Городца, как им быть. Нужно бы за подмогой послать в соседние города. Да как из города выбраться? Враги за всеми входами-выходами следят, даже мышь из города не проскользнет. И вот тогда вызвался наш мастер пойти за подмогой. Был у него вороной конь, быстрый как ветер…». А дальше сказку придумаем вместе…. Молодцы, интересная сказка у нас с вами получилась.
Давайте теперь рассмотрим изделия и найдем на них элементы узора. Вот этот элемент, где много цветов рядом называется – «гирляндой». Рисовать художник начинает с «подмалевка». В центре – самый крупный и красивый цветок – «розан» или «купавка», по бокам – цветы-розетки и ягодки с бутонами в окружении пышной зелени. Листочки очень разнообразны по форме и по размеру, но всегда расположены группами. Это могут быть группы из круглых маленьких листочков, продолговатых или развернутых веером с малым крупным листом.
Городецкие цветы Чудо, как хороши. Они душу веселят
И на нас с тобой глядят.
Посмотрите, какие цвета красок используют Городецкие мастера-художники при росписи. Назовите их.
Городецкие мастера изготовляют детскую мебель, игрушки, предметы бытового назначения и предметы декоративного характера.
Из липы доски сделаны,
И прялки, и лошадки… Цветами разрисованы, Как будто полушалки.
Там лихо скачут всадники, Жар-птицы ввысь летят.
И точки чёрно-белые На солнышке блестят.
Сейчас Городецкие изделия продолжают удивлять весь мир древним и вечно молодым искусством, радовать своей необычной красотой.
Ох, Россия, ты, Россия, Славы не убавилось, Городцом, ты, Городцом На весь мир прославилась.
Дополнительные вопросы к детям во время беседы:
- Чем знаменит Городец?
- Как ты думаешь, что означает утверждение «Городецкая резьба тесно связана с живописью»?
- Какие темы и мотивы использовали в росписи мастера из Городца?
- Что сегодня делают в Городце?
- Как называется народный промысел, с которым мы с вами сегодня познакомились?
- Какое изделие вам больше всего понравилось? Почему?
- А что бы вы хотели расписать?
- Скажите, как называются элементы росписи?
- Давайте вспомним, как получить розовый цвет? А нежно-голубой?
- Вспомните, из какого материала сделаны Городецкие изделия?
- Какое настроение возникает у тебя, когда ты смотришь на городецкие изделия?
- Как ты думаешь, почему и в наши дни русский народ продолжает с глубокой симпатией относиться к изделиям городецкого промысла?
Художественное слово о Городце.
Из липы доски сделаны, И прялки, и лошадки… Цветами разрисованы, Как будто полушалки.
Там лихо скачут всадники, Жар-птицы ввысь летят.
И точки чёрно-белые На солнышке блестят. Городецкие узоры,
Сколько радости для глаз. Подрастают мастерицы, Может быть и среди нас!
И.В.Кадухина
Ох, Россия, ты, Россия, Славы не убавилось, Городцом, ты, Городцом
На весь мир прославилась. Листья, горлицы и кони, Петухи, скворцы, цветы Городецкие узоры, Небывалой красоты!
О.Хренова
Велика Россия наша
И талантлив наш народ, О Руси родной умельцах На весь мир молва идёт.
И.В.Кадухина
В городце у нас все двери, В городце весь детский сад. Городец у нас все любят, Все в саду: и стар и млад
О.Хренова
Любовались гости чудом Громко восхищалися, Городецкой красотой Сражённые осталися.
Городецкие узоры, Сколько радости для глаз Подрастают мастерицы, Может быть и среди нас Ты, играй гармошка,
Ты, подруга, подпевай, Мастеров Руси великой Во весь голос прославляй.
И.В.Кадухина
Веселись наш детский сад, Веселее нет ребят!
Мы с улыбкой на лице Вам споем о ГОРОДЦЕ! Кто рисует Городец – Ах, какой он молодец! И листочки, и цветы – Это всё для красоты!
Коль на досточке девица Иль удалый молодец,
Чудо – конь и чудо – птица – Значит это ГОРОДЕЦ!
Где ковши, кони-качалки Очень радостных тонов – Это всё труды прекрасных Городецких мастеров!
Рисовали мы цветы Небывалой красоты. Красоте той нет конца – Это всё из Городца!
Городец да Городец, Кто оттуда – молодец!
Приглашаем в детский сад Рисовать учить ребят
А я тоже молодец Тоже еду в Городец.
А когда вернусь назад – Разрисую детский сад! Уезжаю в Городец – Все мне так советуют. Дайте кисточку одну
И рюкзак с конфетами! Передаём вам привет И подарки свои
Со сторонки родной. Где живут журавли,
С мест, где Волгой омыты, Где рассвет золотой,
Где омыты ракиты Голубою водой.
Есть на Волге город древний, По названью – Городец.
Славится по всей России Своей росписью, творец. Распускаются букеты, Ярко красками горя.
Чудо-птицы там порхают, Будто в сказку нас зовя.
Если взглянешь на дощечки, Ты увидишь чудеса!
Городецкие узоры тонко вывела рука! Городецкий конь бежит -
Вся земля под ним дрожит! Чудо-птицы там порхают, И кувшинки расцветают!
Будто в сказку нас зовя! Городецкие кони, Молодецкие кони.
Гордо шею изогнули, Круто ножку повернули. Городецкие цветы
Чудо, как хороши. Они душу веселят
И на нас с тобой глядят
ПРИЛОЖЕНИЕ 4.
Легенда-сказка «Откуда в Гжели синий цвет»
«Пошли как-то девушки, живущие в селе Гжель, полоскать белье на речку. А в речке небо отражается. Река синяя – и небо синее в ней. Показами девушки мастерам красоту такую. И решили, что такого синего неба нигде в мире не найти. Вот тогда-то и стали расписывать мастера свои изделия всеми оттенками синего цвета, словно старались оставить частичку синего неба на посуде. А узоры для росписи брали у природы – травинки, былинки в поле, цветы на лугу и в саду».
Сказка-легенда «Цветок – Огонь и цветок «Снежинка». (жостовский промысел)
Сто крылец, сто колец, сто вестей, сто коней – так начинается наша сказка. Вся земля наша – земля мастеров. Все может человек; превратить дерево в терем расписной, камень – в украшение или в шкатулку, глину – в игрушки забавные или посуду, железо – в подносы, красоты невиданной.
Жил да был на свете мастер. Был он очень трудолюбивый, потому и делал изумительные подносы. Вдруг случилось чудо. Как-то принес ветер к избе мастера два цветка. Один - с северной стороны, другой с южной. Пригляделся мастер к ним, а цветы и впрямь были необычные. (Под музыку воспитатель показывает два цвета: красный и голубой). Спрашивает у детей: какая музыка, какому цветку соответствует?
Да, ребята, вот это цветок – огонь, а другой цветок – снежинка. Посадил их мастер, у себя дома. Но не знал мастер, что они волшебные. В первый же вечер, как только уснул мастер, а месяц вышел из-за тучи и коснулся их серебряным светом, превратились цветы в красивых девиц- мастериц на все руки. Пока старый мастер спал, красны девицы расписали все подносы. А под утро снова в цветы превратились. Проснулся мастер и чуду невиданному подивился. Кто же так ночью поработал? Но, увидев, что на листьях у цветов краска осталась, догадался, кто ему помог. Попросил мастер цветы, чтобы показали они чудо всем жителям села.
Как взмахнул цветок – огонь, своей шапочкой - разлетелись в разные стороны искры и тут же превратились в цветы и узоры красоты невиданной.
Как упали несколько цветов на подносы, так и засияли там букеты. Второй цветок взмахнул своей шапочкой – разлетелись вокруг серебряные нити, переплелись в сине-голубые цветы, как на ковре.
Оглядитесь вокруг: в нашей студии тоже есть удивительной красоты цветы. Все они вот на этих красивых подносах.
Подходит к подносам и рассматривает их вместе с детьми.
«Сине – голубое чудо» Сине-белая посуда, Расскажи-ка: ты откуда? Видно с севера пришла
И цветами расцвела: Голубыми, синими, Нежными, красивыми.
Сегодня я приглашаю вас в сине-голубую сказку. Почему она так называется? Сейчас вы сами поймете это.
Посмотрите, сколько здесь разной посуды. Какую посуду вы здесь видите? Да, здесь и чашки с блюдцами, и вазы для фруктов, и большие блюда, и чайники. А вот красивый молочник.
Вся посуда разная. Но есть в ней и что-то общее. Что? Правильно, вся посуда украшена сине- голубым узором, расположенном на белом фоне. Называется эта посуда гжельской, потому, что сделана она на фарфоровом заводе, который находиться в селе Гжель Московской области.
Есть в Подмосковье такое местечко Белая рощица, синяя речка.
В этой негромкой российской природе Слышится эхо волшебных мелодий.
И светлеет вода родниковая, И дыхание ветра слышней.
Расцветает Гжель васильковая, Незабудковая Гжель!
П.Синявский
Именно в Гжели зародился этот промысел более 400 лет назад. Он объединил мастерские, расположенные в 30 селах в районе Гжели, в 60 км от Москвы. В этом районе умельцы нашли белую глину и стали лепить из нее самую разную посуду. Посуда украшалась лепными деталями. Посмотрите, на крышке этой масленки вместо ручки причудливые завитки. Иногда встречаются и фигурки людей и животных, украшающих какое-то изделие. А вот эта ваза похожа на лебедя, плывущего по реке.
Узор на всех изделиях выполнен синей или голубой краской. Откуда взялся этот цвет? Мастера Гжели рассказывают, что этот цвет им подарила река Гжелка, синие полевые цветы, синие тени на белом-белом снегу. А еще есть такая легенда – сказка.
«Пошли как-то девушки, живущие в селе Гжель, полоскать белье на речку. А в речке небо отражается. Река синяя – и небо синее в ней. Показами девушки мастерам красоту такую. И решили, что такого синего неба нигде в мире не найти. Вот тогда-то и стали расписывать мастера свои изделия всеми оттенками синего цвета, словно старались оставить частичку синего неба на посуде. А узоры для росписи брали у природы – травинки, былинки в поле, цветы на лугу и в саду».
Сине-белая посуда, Расскажи-ка: ты откуда? Видно с севера пришла И цветами расцвела:
Голубыми, синими, Нежными, красивыми.
Посмотрите, какие узоры встречаются на этих изделиях особенно часто? Давайте рассмотрим их. Вот на этом кувшине и этой вазе гирлянда из небольших листьев с тонкими, закрученными, вьющимися усиками. А на этом молочнике, на чайнике и еще на вазе – гирлянда с крупным цветком, с гжельской розой. Встречаются еще геометрические орнаменты в виде сети.
Гжельские квасницы, кружки, тарелки, кувшины, цветочные горшки пользовались спросом во многих городах российских. Полюбилась людям такая посуда и стали они ее называть «сине – белое чудо», или «нежно - голубое чудо».
Голубизну небесную, Что сердцу так мила,
Кисть мастера на чашечку Легко перенесла!
Гжельские изделия всегда легко отличить: они сделаны из белой глины и расписаны голубовато- синими широкими мазками, воспроизводящими цветочными композиции или сценки из народной жизни. в гжельском промысле всегда отводилось большое место настольной скульптуре. Это небольшие фигурки или группа фигурок высотой от 5 до 20 см, изображающие персонажей народных сказок, сюжетных или бытовых сценок, а также детские игрушки.
По сей день не далеко от Москвы средь лесов и полей стоит старинный русский городок Гжель. Работают в нем внуки и правнуки известных мастеров. Продолжают славную традицию – лепят и расписывают удивительную гжельскую посуду.
На весь мир прославили свой любимый край мастера. Всем поведали, какие умелые мастера живут на Руси.
Гордятся в Гжели жители Небесной синевой,
Не встретите на свете Вы Красоты такой!
П.Синявский
Я предлагаю вам посмотреть видеофильм «Чудо Гжели» о гжельской керамике.
Дополнительные вопросы к детям во время беседы:
- Чем отличаются изделия гжельских мастеров? Из какой глины они изготавливаются?
- Почему Гжель называют сине-голубой?
- Какую посуду делали гжельские мастера?
- Что вылепил мастер и как украсил свое изделие?
- Какое изделие вам больше всего понравилось? Почему?
- Если бы вы были мастерами, то какое изделие изготовили бы и как его расписал.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект "Народно - художественные промыслы"
Проект создан с целью приобщения детей старшего дошкольного возраста к культуре своего народа через знакомство с народно – художественными промыслами....
ТВОРЧЕСКИЙ ПРОЕКТ «Народное творчество в России» Старший дошкольный возраст (с 6 до 7 лет)
Проблема: Как приобщить детей дошкольного возраста к традициям, обрядам, быту русского народа через знакомство с народным творчеством?Цель:Формирование элементарных представлений о народном творчестве...
Образовательный проект "Народные промыслы России"
Народные промыслы - это история страны, города, семьи; нельзя забывать истоки народных промыслов и труд народных мастеров.Использование в работе с дошкольникам...
Тематический образовательный проект "Народные промыслы"
Данный проект подходит для детей старшего дошкольного возраста. Разработан на основе тематическиго образовательного проекта художественно-эстетической направленности по изучению народных промысло...
Познавательно-творческий долгосрочный проект «Народный промысел России»
Познавательно-творческийдолгосрочный проект «Народный промысел России»...
Образовательный проект «Народные промыслы - Городецкая и Дымковская росписи » Старшая группа
Цель проекта: развивать у детей проектно-исследовательскую деятельность, формировать интерес к народным промыслам России на примере Городецкой росписи и Дымковской игрушки....
музыкально -образовательный проект "Народные промыслы"
Проект"Народные промыслы" (краткосрочный проект для подготовительной к школе группы) подг. музыкальный руководитель Дериглазова О.В.,воспитатели Углова Л.А., О.В., Гордиенко Л,А.)Тип проекта...