"Морозные узоры"
план-конспект занятия по рисованию (подготовительная группа)

Рисование декоративное по мотивам кружевоплетения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon moroznye_uzory.doc33.5 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия в подготовительной к школе группе.

Тема: «Морозные узоры» 

(Рисование декоративное по мотивам кружевоплетения)

Цель:
Учить детей рисовать морозные узоры в стилистике кружевоплетения. Задачи: 

Расширить и разнообразить образный ряд создать ситуацию для свободного, творческого применения разных декоративных элементов (точка, круг, завиток, листок, лепесток, трилистник, волнистая линия, прямая линия с узелками, сетка, цветок, петля и пр.).

Совершенствовать технику рисования концом кисти.
Развивать чувство формы и композиции.
Предварительная работа:

Беседа о прославленном искусстве кружевоплетения на примере вологодских мастериц.
Рассматривание кружевных изделий (салфеток, воротничков, платочков, занавесок, деталей костюма и пр.). Поиск аналогий между кружевами и другими композициями, например, природными объектами (морозные узоры на окне, паутина, узор на листьях растений, жилкование листьев, узор на крыльях бабочек и стрекоз, окраска лепестков цветковых растений). Рисование в альбоме для детского художественного творчества «Вологодская сказка». Подготовка обложки для коллективного альбома «Морозные узоры».
Материалы, инструменты, оборудование: 

Листы бумаги одного размера и формата, но разного цвета (фиолетового, тёмно-синего, вишнёвого, сиреневого, бордового, чёрного, тёмно-коричневого, тёмно-зелёного и пр.), гуашевые краски, кисти разных размеров, баночки с водой, салфетки бумажные и матерчатые; обложка для коллективного альбома «Морозные узоры».
Рекомендуемые учебно-методические пособия, наглядность:
Технологические карты «Морозные узоры», «Вологодское кружево», «Бумажный фольклор».

Ход занятия:

Воспитатель показывает детям плакат «Морозные узоры» или «Зимнее окошко» и читает детям стихотворение И. Бунина «На окне, серебряном от инея»:

На окне, серебряном от инея,
За ночь хризантемы расцвели.
В верхних стёклах - небо ярко-синее
И застреха в снеговой пыли.
Всходит солнце, бодрое от холода,
Золотится отблеском окно.
Утро тихо, радостно и молодо,
Белым снегом всё запушено.
И всё утро яркие и чистые
Буду видеть краски в вышине,
И до полдня будут серебристые
Хризантемы на моём окне.

Воспитатель показывает детям вологодские кружева (укрепив на тёмном фоне, например, на бархатной бумаге чёрного или фиолетового, вишнёвого, зелёного, тёмно-синего цвета), предлагает сравнить морозные узоры с причудливыми переплетениями нитей в кружевах.
Затем педагог выставляет вариативные композиции «Морозные узоры», просит рассмотреть, сравнить, описать. Спрашивает, как можно нарисовать такие сказочно красивые узоры. Подсказывает детям, что сначала нужно нарисовать простым карандашом общую форму - круг, овал, полуовал, ромб, снежинку или другую форму, например, бабочку, цветок. Или же задумать сплошной узор на окне, в этом случае форму рисовать не надо - ею послужит лист бумаги. Затем необходимо наметить опорные линии, которые пройдут по всей форме, пересекая её в разных направлениях: на круге через центр (3-5 линий), на квадрате в виде прямой или диагональной сетки, на бабочке через туловище и середину крыльев. Такими опорными линиями в кружевах служат более прочные (толстые) нити. А от этих опорных линий (нитей) идут, в свою очередь, более тонкие ниточки, перекрывая паутиной всю форму. Эти нити идут прямо или волной. На местах их пересечения есть узелки - точки или круги. А ещё поверх нитяной сетки ложится узор из растительных или геометрических элементов - листочков, цветов, веток, завитков, петелек, спиралек и пр.
Педагог показывает детям таблицу с вариантами элементов декора, ещё раз обращает внимание на вологодские кружева и предлагает самим нарисовать «Морозные узоры». Дети выбирают по своему 
желанию цвет бумаги для морозного окошка (чёрный, синий, фиолетовый, вишнёвый, зелёный и пр.), рассматривают кружева и начинают рисовать.
В конце занятия дети раскладывают свои «Морозные узоры» на свободном столе.

Рефлексия:

Что у вас получилось лучше всего?                                                      Что было самым трудным?

На что похожи морозные узоры?

 (Ответы детей)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект совместной деятельности с детьми подготовительной группы с ОНР. • Заучивание стихотворения И. Сурикова “Зима”. • Рисование “Морозные узоры”

Конспект совместной деятельности с детьми подготовительной группы с ОНР.Заучивание стихотворения И. Сурикова “Зима”.Рисование “Морозные узоры”...

"Морозные узоры"

Познакомить деитей с различными видами батика (узелковый, холодный и свободная роспись) развивать творческую фантазию детей....

Морозные узоры.

Нетрадиционные техники рисования - это толчок к развитию воображения, творчества, проявлению самостоятельности, инциативы, выражения индивидуальности.Существует много техник нетрадиционного рисования,...

Конспект непосредственно-образовательной деятельности по рисованию в подготовительной группе детей с ЗПР. Тема: «Морозный узор»

Итак, изобразительная деятельность для  детей с задержкой психического развития  нуждается в целенаправленном развитии. Однако поступательное движение в данном направлении будет невозможным,...

Конспект занятия по рисованию "Морозный узор"

Рисование в нетрадиционной технике....

Конспект НОД по реализации ОО "Художественное творчество" рисование "Морозные узоры" (техника "Саксаул")

Конспект НОД по реализации ОО "Художественное творчество" рисование "Морозные узоры" (техника "Саксаул")...

Конспект досуга "Морозные узоры" для детей среднего и старшего дошкольного возраста.

В рамках проведения тематической недели Зимние игры и забавы был проведен досуг для детей средних и старших групп на тему: "Морозные узоры", где детям были предложены увлекательные игры с различными м...