Мастер-класс для педагогов ДОУ по теме «Специфика технологии «Симметричное рисование двумя руками» в развитии дошкольников»
учебно-методический материал по рисованию (средняя, старшая, подготовительная группа)

Мутаева Анна Владимировна

Цель: Распространение педагогического опыта демонстрацией применения технологии рисования двумя руками одновременно.

Задачи:

  • сформировать у педагогов – участников мастер класса представления о технологии
  • раскрыть практические навыки, составляющие основу технологии рисования двумя руками
  • активизировать познавательную деятельность педагогов, повысить уровень их профессиональной компетенции в вопросах интеллектуального развитие детей дошкольного возраста

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnologicheskaya_karta_master-klassa_dlya_pedagogov_dou.docx146.33 КБ

Предварительный просмотр:

муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 11 «Светлячок»

Конспект мастер-класса для педагогов ДОУ по теме

«Специфика технологии «Симметричное рисование

двумя руками» в развитии дошкольников»

Работу выполнили:

Мутаева Анна Владимировна

г.Людиново 2023г.

Цель: Распространение педагогического опыта демонстрацией применения технологии рисования двумя руками одновременно.

Задачи:

  • сформировать у педагогов – участников мастер класса представления о технологии
  • раскрыть практические навыки, составляющие основу технологии рисования двумя руками
  • активизировать познавательную деятельность педагогов, повысить уровень их профессиональной компетенции в вопросах интеллектуального развитие детей дошкольного возраста

Материалы : экран, проектор, ноутбук, межполушарные трафареты, пособие «восьмерка», нейропрописи, листы А4, карандаши простые и цветные, фломастеры

Этапы мастер-класса:

  1. Организационный этап
  2. Актуализация темы
  3. Ознакомление с материалом
  4. Практическая работа
  5. Итог
  6. Рефлексия

Актуальность

     Рисование двумя руками – интереснейший творческий опыт, который можно попробовать в любом возрасте.          Нестандартные техники творчества сейчас набирают популярность особенно в среде родителей. Многие слышали о невероятной пользе рисования двумя руками для интеллектуального развития и предлагают деткам попробовать новую игру.

     Специалисты успешно используют практику синхронного рисования для профилактики и коррекции дислексии и дисграфии. С этими проблемами сталкивается все больше дошкольников.

     Одновременные движения обеих рук активируют сразу оба полушария. Как следствие, повышается умственная активность и работоспособность.

     Развитие межполушарного взаимодействия синхронизирует работу полушарий, улучшает память, внимание, речь, снижает утомляемость, повышает способность к произвольному контролю, работоспособность, активизирует интеллектуальные и познавательные процессы, развивает зрительно-моторную координацию.

Ход проведения мастер-класса

Этапы мастер-класса

Содержание деятельности ведущего

Содержание деятельности слушателей

Время

Организационный этап

Организация педагогов, установка на предстоящую деятельность

Приветствие:

   Добрый день, уважаемые коллеги! Вначале нашего мастер класса мы предлагаем вам упражнение на положительный настрой.

   Предлагаем вам взять в руки невидимую кисть, вы сегодня художники и создаете великолепные картины.

   Перекладываем кисть в другую руку и продолжаем творить. предлагаю побыть дирижёрами в рисовании.

   Какие замечательные произведения у вас получились!

   Сегодня мы будем одной большой фокус группой. На мастер классе мы познакомим вас с технологией «Симметричного рисования двумя руками»

Просматривают презентацию, слушают.

    Слайд 1

(включается музыка)

рисуют воображаемые картины

Слайд 2

цели и задачи

2 минуты

Актуализация темы

   Вы справедливо можете задать вопрос. Зачем ребёнку или взрослому нужно рисовать двумя руками? Ведь пишем мы или рисуем одной рукой.

   Да, мы владеем одной рукой, но в процессе рисования принимает участие весь мозг, оба его полушария.

   Каждое полушарие по-своему принимает и обрабатывает информацию из внешнего мира.

    Левое полушарие отвечает за логические связи, критику, правила и стереотипы. Оно является ведущим, руководит нами. Правое полушарие отвечает за пространственно-образное мышление. Оно отвечает за наши творческие способности и именно оно делает нашу жизнь яркой и неповторимой. За правое полушарие отвечает левая рука, а за левое полушарие - правая рука. Одновременные движения обеих рук активируют сразу оба полушария.

   Очень важно, когда оба полушария хорошо и гармонично развиты. И следовательно, хорошо сформированы такие процессы, как симметрия, внимания, памяти, мелкая моторика, пространственное мышление, воображение.

 Высказывают свои предположения

Слайд 3

Слушают

3 минуты

Ознакомление с материалом.

Создание условий для активной деятельности педагогов.

Актуализация имеющихся знаний.

   Сейчас я предлагаю Вам определить, какое полушарие доминирует именно у Вас с помощью не сложных тестов. Готовы?

   Еще 40 лет назад учёные придумали тест,  который позволяет с невероятной точностью определить доминирующее полушарие мозга человека. Тест состоит из нескольких шагов и подходит как детям, так и взрослым.

ТЕСТ

  1. Подмигните. Каким глазом вы подмигнули? Если правым — «Л», левым — «П».
  2. Плечо. Наклоните голову к плечу.
  3. Похлопайте в ладоши и обратите внимание на то, какая рука при этом оказалась у вас сверху. Если левая ладонь — ставьте букву «П», если правая — букву «Л».
  4. Переплетите пальцы. Сложите руки вместе и переплетите пальцы. Большой палец какой руки оказался сверху? Если левой руки, то поставьте на листе букву «П», если правой руки  — букву «Л».
  5. Поза Наполеона.  скрестите руки на груди. Кисть какой руки лежит сверху? Если кисть левой руки — ставьте «П», если правой — «Л».
  6. Положите ногу на ногу. Закиньте ногу на ногу. Какая нога оказалась сверху? Если правая — поставьте букву «Л», если левая — букву «П».

Тут ошибки быть не может.

Немного фактов о вас

  • В левом полушарии находится центр речи, поэтому «левополушарные» люди любят поговорить. Левое полушарие не воспринимает музыку — за нее отвечает правое.
  • Правое полушарие чувствительно к юмору и понимает метафоры. Оно дает возможность мечтать и фантазировать. С помощью правого полушария мы можем сочинять различные истории. Правое полушарие хорошо запоминает эмоции, чувства, личный опыт.

   Одновременное рисование правой и левой рукой – путь к успеху! Такое рисование очень увлекательно и полезно. Это интереснейший творческий опыт, который тренирует интеллект ребенка, и это действительно так.

   Коллеги, часто ли вы наблюдали, что у некоторых детей многое не получается, например, им тяжело правильно держать кисть или карандаш, владеть рабочей рукой, слабая пространственная ориентация, их нерешительность?

   Как вы думаете, к чему это может привести? Вследствие этого интерес к творческой деятельности у ребёнка угасает.

   Но это можно легко исправить, используя технологию «Симметричное рисование двумя руками»! Этот метод рисования формирует интерес к творческому процессу, активизирует творческий потенциал, снимает напряжение, тревожность. Ребёнок учится думать и анализировать.

   Итак, предлагаем вам поближе познакомиться с этой технологией.

    Чтобы начать рисовать с помощью метода одновременного рисования двумя руками рекомендуется перед занятием выполнить несколько упражнений для активизации обоих полушарий мозга.  

Упр. Цветные слова.

Необходимо как можно быстрее назвать цвет слов на картинке. Будьте очень внимательны – не путайте слова и цвета букв слов.

   При этом работают оба полушария. Левое полушарие “читает“, а правое отслеживает цвет. А люди, у которых развиты оба полушария, меньше устают и имеют более высокую работоспособность.

   Следующие упражнения включают механизм «единства мысли и движения», задействованы оба полушария, и это даёт больше шансов добиться хороших результатов в деятельности.

1.«Лесенка» Для этого упражнения нужны большой и указательный пальцы на обеих руках. Соединяем большой палец с указательным , затем вторые пары соединяем, а первые разъединяем, получается, как будто пальцы шагают по ступенькам.

2. «Дом – ёжик – замок» Дом – пальцы рук соединить под углом, большие пальцы соединить, ёжик – поставить ладони под углом друг к другу, расположить пальцы одной руки между пальцами другой руки, замок – ладони прижать друг к другу, пальцы переплести.

3. Возьмитесь правой рукой за левое ухо, а левой рукой за нос. Теперь опустите руки, хлопните в ладоши и поменяйте руки: левой рукой возьмитесь за правое ухо, правой - за кончик носа и так далее, увеличивая скорость.

4. На правой руке покажите указательный палец, на левой руке - одновременно указательный и средний. Затем быстро хлопните в ладоши и поменяйте руки - на левой руке покажите указательный палец, на правой - указательный и средний. Продолжайте с ускорением.

   Все эти игры активно развивают мозг за счет разнообразия действий и вызывают у детей живой интерес, снимается тревожность, которая зачастую мешает ребенку начать работу или справляться с ней. Такие упражнения полезно выполнять не только перед занятием или во время него, но и в любое другое время.

   Сейчас очень много интересных и полезных игр, пособий на развитие межполушарного взаимодействия. Одна из них заслуживает вашего внимания.

   Это восьмерка, ее можно двигать в пространстве двумя руками, или левой и правой поочередно. Можно повышать сложность, добавляя количество шариков. Балансируя сторонами доски, необходимо сделать так, чтобы шарик прокатился по все восьмерке.

    И, конечно, это может использоваться как инструмент для повышения энергии и радости!)

   С чего же лучше начать учиться рисовать двумя руками?

   Сейчас много очень интересных и полезных пособий, и начинать обучение этой технологии лучше с деревянных трафаретов – лабиринтов. Чтобы упростить ребенку задачу, можно предложить ему для начала не рисовать, а обводить двумя руками готовые шаблонные линии. Затем предлагается вести ползунок по намеченной траектории сначала одной рукой, затем другой, а после – обеими одновременно. Сначала начинаем с одинаковых фигур и только потом, когда будете справляться, можно усложнить и пробовать рисовать разные.

   Для игры с этими трафаретами нужно установить 2 одинаковые досточки так, чтобы изображения были зеркальны друг другу.  Рассмотреть контуры изображения, посмотреть, чем они похожи, чем отличаются. Сначала можно провести по контурам пальцами, а затем повторить изображения в воздухе. Так же нужно познакомить ребенка со стилосами (палочками), предложить ими провести по контуру узора досточек. А далее предложить ребенку обводить по контуру рисунка стилосами по очереди каждой рукой и двумя руками одновременно. Когда ребенок научится обводить контур одинаковых зеркальных досточек, можно предлагать различное сочетание изображений, но остается необходимым выполнение задания одновременно обеими руками.

   Если вы заметите, что одна рука обгоняет вторую, то вам придется ее придерживать, необходимо, чтобы все движения выполнялись синхронно. Постепенно ребенок научится контролировать ведущую руку самостоятельно.

   Такие доски помогут ребенку координировать движения и сформируют усидчивость. Они разработаны для детей, но полезны и для взрослых. Главная задача - действовать одновременно двумя руками.

   После того как принцип движения будет понят и выполнен, можно будет браться за бумагу и карандаши.

Слайд 4

Слайд 5

(тест на определение доминирующего полушария)

Выполняют действия, соответствующие тесту

Делятся результатами проведенного теста

Слайд 6

Слушают

Слайд 7

Отвечают на вопросы, высказывают свое мнение.

Слушают

Слайд 8

Проговаривают цвет слов

Слайд 9

Выполняют упражнения

Слушают

Слайд 10

Практикуются в работе с пособием

Слайд 11

Слушают, практикуются в работе с пособием

10 минут

Практическая работа.

Обмен опытом, передача способов деятельности, демонстрация методов и приемов освоения технологии при активной работе всех участников мастер-класса.

Создание условий для включения всех участников мастер-класса в активную деятельность

Как правильно начать рисовать?

   Лист нужно хорошо зафиксировать на поверхности стола, или это может быть не обычный стол, а мольберт.

   Рисование двумя руками лишь на первый взгляд может показаться простым. На самом деле оно ставит как мозг, так и тело ребенка в нестандартные, крайне непривычные для него условия. Поэтому начинать следует с самых простых форм – прямых горизонтальных и вертикальных линий, дуг, спиралей и окружностей.

   Сначала «прорисовывайте» пальцем в воздухе, чтобы мышцы запомнили движения, а ребенок не боялся сделать ошибку.

   Попробуйте. Возьмите лист с заранее нарисованной линией симметрии, карандаши в обе руки. Изобразите теперь эти линии на бумаге. Приступим.

    И только после можно переходить к законченным изображениям.

    Рисунки должны быть симметричными и предельно простыми: домик, цветок, бабочка, машинка, ель. Посередине желательно провести линию симметрии, она поможет художнику ориентироваться, ведь у каждой руки – собственная половина листа и они не должны друг другу мешать. Для детей старшего дошкольного возраста линию симметрии можно не рисовать, а согнуть лист вдоль пополам, и, если объяснить детям, то они сразу поймут, для чего нужна эта линия. Если вы работаете с краской, то мойка кистей, набор краски, нанесение изображения – все эти движения должны выполняться одновременно обеими руками. Приступим.

   Старайтесь создавать с обеих сторон симметричный, одинаковый рисунок, следя за синхронностью движений правой и левой руки. Для рисования можно использовать гуашь, акварель, мягкие кисточки любого размера, фломастеры или карандаши.    

  • Поставьте обе кисточки в одну точку, в нашем случае это будет верх крыши, ели, лепестка цветка и так далее.
  • Начинайте одновременно вести карандаши вниз по контуру будущего рисунка, у кого-то это скаты крыши, у кого-то ветки ели, но в противоположные стороны.
  • Контролируйте скорость движения рук, важно, чтобы они работали синхронно.

   

     Завершив задание, ребенок по желанию может дорисовать и раскрасить свою работу, что позволяет развить его воображение, возбуждает фантазию и побуждает к творчеству. Если вам хочется это можете сделать и вы.

    Как выдумаете, рисовать можно только лишь фломастерами и карандашами? Подойдут любые материалы: краски, мелки, крупа, песок, камушки, ракушки, Ваша фантазия играет только вам на руку!

   Как вы думаете, с какого возраста можно рисовать одновременно?

   Ваши предположения?

   Рекомендовано заниматься этими упражнениями с раннего возраста, с 1,5 – 2 лет. Почему, потому что у малышей не определена еще ведущая рука. Они одинаково хорошо владеют и правой и левой рукой. Они более восприимчивы и более гибкие в рисовании.

   Детки рисуют не карандашами и кисточками, а пальчиками и ладошками, ставя отпечатки сначала правой рукой (если она ведущая), потом левой, затем одновременно обеими руками и постепенно ребенок научится контролировать ведущую руку самостоятельно.  

     К тому же, как вы знаете, сейчас нет тенденции переучивать детей с левой руки на правую. А так-же считается, что не переученный левша в будущем становится более творческой личностью.

   В основе этого рисования лежат три основных принципа укрепления межполушарных связей.

•        Разнообразие. Мозг начинает активно развиваться тогда, когда мы сосредотачиваемся на выполнении непривычных движений. Это касается и мелкой моторики, и артикуляции новых звуков, движений рук и ног.

•        Одновременность действий. В процессе должны участвовать оба полушария, ведь левое, как известно, контролирует правую половину тела, а правое – левую, левое отвечает за речь, а правое – за координацию движений. Пример: игра в съедобное – несъедобное, когда играющие должны отбить или поймать мяч, сопровождая движения словами.

•        Работа обеими руками. Любые упражнения, выполняемые и левой, и правой рукой, способствуют укреплению нейронных связей и созданию новых. Это может быть и рисование, игра на музыкальном инструменте, возведение башенок из конструктора.

   

   Есть ещё один полезный инструмент для раскрытия возможностей нашего головного мозга – это нейропрописи. Такие прописи активизируют мозг через непривычные для него действия, подключаем к одновременной работе оба полушария.

   Нейропрописи для дошкольников обычно состоят из несложных элементов или изображений. И устроены по принципу «от простого к сложному», как и симметричное рисование. Это прямые, волнистые, ломаные, пунктирные линии, либо простые геометрические фигуры, которые нужно одновременно повторить двумя руками. Затем это полноценные изображения.

   Нейропрописи развивают важный навык: координацию ведущей и ведомой руки. Вся работа таких прописей строится на трёх принципах:

  1. разнообразие;
  2. синхронность действий;
  3. работа двумя руками.

   Сейчас я хочу предложить вам познакомится с ними поближе. Как и в рисовании самые простые задания в прописях ориентированы на обводке пальцами обеих рук. Попробуйте.

   Усложняем, теперь вам нужно взять в обе руки

карандаши и прорисовать линии по контуру.

   Следующее задание - обвести изображение по контурам.

  • Поставьте обе кисточки в одну точку, в нашем случае это будет верх крыши.
  • Начинайте одновременно вести кисточки вниз по скатам крыши и стенкам домика, но в противоположные стороны.
  • Контролируйте скорость движения рук, важно, чтобы они работали синхронно.

Следующее задание уже немного сложнее: нужно дорисовать весь рисунок до конца. Заранее на листе изобразите половину картинки: для правши – это будет левая часть, а для левши – правая часть.

  • Возьмите фломастеры или кисточки и поставьте их в верхней части рисунка.
  • Ведущая кисть дорисовывает недостающую половинку.
  • Подчиненная обводит рисунок по контуру.

   При выборе нейропрописи обязательно нужно учитывать возраст ребёнка и уровень сложности. Очень важно не переусердствовать и рассчитать нагрузку. Например, одно занятие может длиться от 5 до 20 минут в зависимости от возраста и усидчивости ребёнка.

Слайд 12

Слушают

Слайд 13

Пробуют самостоятельно изобразить простые формы на бумаге при помощи карандашей

Слушают этапы работы

            Слайд 14

Слайд 15

Слайд 16

Слайд 17

Знакомятся с нейропрописями, выполняют задания в них. Слушают

Слайд 18

Выполнение задания №1

(Обводят по контуру)

Слайд 19

Выполняют задание №2

(дорисовывают рисунок до конца)

10 минут

Итог

   Как вы думаете, актуальна ли эта техника в работе с детьми ОВЗ?

   Рисование двумя руками одновременно— это универсальная система упражнений, она эффективна для всех детей, но особенно актуально её применение для детей с ограниченными возможностями здоровья, т.к  помогает стать более раскрепощенными и эмоциональными, убирает барьеры « я не смогу», «у меня не получиться» и полностью раскрывает "спящие" творческие способности , что и соответствует системно-деятельному подходу в худ.- эст деят-ти.

   Рисование двумя руками не только увлекательно, но и полезно. Его суть: выйти из зоны комфорта изменить работу мозга. Нужна не столько красота, а работа рук.

   Согласитесь, это непривычный способ творчества. Он вызывает интерес. Рисуя двумя руками, мы избавляемся от собственных ограничений, блоков, зажимов, становимся более открытым для нового.

   И важно помнить, что обучение рисованию и детей, и взрослых проводится не для того, чтобы стать выдающимся художником (хотя это тоже не исключается), а для того, чтобы быть гармоничной личностью, чтобы раскрыть весь потенциал, заложенный в человеке природой. 

Слайд 20

Участники мастер-класса делятся мнением, отвечают на вопросы, высказываются о пользе технологии

3 минуты

Рефлексия. Анализ работы.

Рефлексия «Клякса».

   Предлагаю вам оценить мастер – класс, на столе лежат разного цвета кляксы,

 Если мастер – класс прошёл плодотворно, вы получили новые знания, которые будете использовать в своей работе, это голубая клякса; 

 Если тематика мастер – класса для вас знакома, вы давно используете данную технику в своей работе и готовы поделиться опытом, это желтая клякса; 

 Если мастер-класс для вас был неинтересен, это красная клякса.

   От нас огромная благодарность за проявленную активность и интерес к теме. Всем спасибо.

Слайд 21

Работа с сигнальными карточками «кляксами»

Заключительное слово ведущего мастер-класса по всем вопросам и предложениям.

2 минуты


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер – класс на конкурс педагог года. Использование здоровьесберегающих технологий при решении задач физического развития дошкольников с учётом ФГОС ДО.

В представленном материале автор  рассказывает  о том, как с помощью здоровьесберегающих технологий можно эффективно решать задачи по физическому развитию детей в дошкольном учреждении, кото...

Мастер-класс для молодых педагогов « Слово-сказка как одно из эффективных средств развития связной речи дошкольников»

Творческие рассказы вводятся во второй половине старшей и в подготовительной к школе группе, когда дети овладевают большим запасом слов, грамотным построением предложений, интонационной выразител...

Мастер-класс "Игровые технологии, способствующие эффективному социально-коммуникативному развитию дошкольников"

Как только ребёнок рождается, он сразу же начинает познавать и осваивать окружающий его мир, изменять его, учится думать, мечтать, любить и радоваться всему прекрасному. Мир детства – мир игры, ...

Мастер - класс для педагогов ДОУ "Использование информационно - коммуникационных технологий в воспитательно - образовательной работе с дошкольниками"

В последние годы наблюдается массовое внедрение информационно-компьютерных технологий не только в школьное, но и дошкольное образование. Процесс информатизации в дошкольных учреждениях обусловлен...

Мастер – класс «ТРИЗ для педагогов ДО». «Использование ТРИЗ-технологии «Волшебные круги Луллия» в развитии детей дошкольного возраста»

Цель мастер - класса: создание условий для повышения профессионального мастерства педагогов через знакомство с использованием кругов Луллия(технология ТРИЗ) в развитии дошкольников.Задачи мастер...

Мастер - класс «Использование технологии сотрудничества в социально-личностном развитии дошкольников с особыми образовательными потребностями»

Дорогие друзья! Мы рады приветствовать вас в стенах нашего дошкольного образовательного учреждения. Вы выбрали не простую профессию - воспитатель. Профессия эта не только сложная, но и ответственная, ...

Мастер-класс для педагогов на тему: «Использование игровой технологии «Парашют» для обеспечения эмоционального благополучия дошкольников»

На мастер-классе педагогов знакомят с игровой технологией "Парашют". Раскрывают задачи, которые можно эффективно решать с его помощью. Здесь же представлены примеры игр для детей разных возр...