Проект занятия «Русский народный костюм».
план-конспект занятия по рисованию (подготовительная группа)

Гамзина Юлия Александровна

Познакомить детей с русским народным костюмом, выявить особенности костюма   и сформировать навыки составления орнамента, через использование нетрадиционной техники нанесения рисунка «холодный батик».
 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл russkiy_kostyum.docx45.39 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Октябрьский детский сад «Сказка»

Проект занятия

«Русский народный костюм».

Выполнила: Гамзина Юлия Александровна

Преподаватель   I квалификационной категории

«Октябрьский детский сад «Сказка»

с. Октябрьское 2018

Пояснительная записка

Организационная информация

1.

Ф.И.О. педагога

Гамзина Юлия Александровна

2.

Доминирующая образовательная область

Художественно- эстетическое развитие

3.

Вид деятельности детей

Рисование.

4.

Вид деятельности детей

Игровая, продуктивная, познавательно-исследовательская.

Методическая информация

1.

Тема образовательной деятельности

«Украшение кокошника и картуза».

2.

Общее количество часов, отведённое для на изучение темы, место занятия в системе занятий по теме

1час, занятие по ознакомлению с декоративно- прикладным творчеством.

3.

УМК. Название, автор, год издания.

Анцифирова  Н. Г. Необыкновенное рисование // Дошкольная педагогика. 2011. №7(72).

Грибовская   А.А. Обучение дошкольников декоративному рисованию, лепке, аппликации. Конспекты занятий. – М.: «Издательство Скрипторий 2003»,2013г.

Комарова Т. С. Занятия по изобразительной деятельности в детском саду.

Казакова Р.Г. «Занятия по рисованию с дошкольниками: Нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий».- М.: ТЦ Сфера, 2009г.

Лыкова И. А. Изобразительная деятельность в детском саду. Подготовительная к школе группа. - Москва.2007г.

ИНТЕРНЕТ РЕСУРСЫ: http://doshkolnik.ru, http://www.maaam.ru/catalog, http://www.museum.ru.

4.

Методы и приемы для реализации содержания занятия

По источникам передачи информации и приобретения знаний (Н.М. Верзилин, Д.О. Лордкипанидзе, И.Т. Огородников и др.)

1.наглядные(наблюдение, демонстрация, показ)

2. практические (моделирование, игра)

3.ИКТ

 По типу (характеру) познавательной деятельности (М.Н. Скаткин, И.Я. Лернер): объяснительно-иллюстративный (информационно-репродуктивный), репродуктивный (границы мастерства и творчества), проблемное изложение знаний, частично-поисковый (эвристический), исследовательский.

5.

Интеграция образовательных областей

Познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, социально-коммуникативное, физическое развитие.

Художественно-эстетическое развитие (стихотворения и загадки о русском народном костюме, музыка «Шопен «Апрель мечты»», продуктивная деятельность – изготовление элемента русского народного костюма- кокошника с помощью техники рисования «холодный   батик».)

Познавательное развитие (знакомство с историей создания русского народного костюма, знакомство с орнаментами русского народного костюма, просмотр презентации «Русский народный костюм»

Речевое развитие (пальчиковые игры, физминутка.)

4.

Возрастная группа: подготовительная   группа.

Характеристика группы:

в подготовительной группе воспитываются   20 воспитанников, из них 5- из неполных, остальные воспитываются в полных семьях, многодетные - 3 семьи, 5 семей малообеспеченных.

  В основном, психологическая обстановка в группе удовлетворительная. Уровень сплоченности коллектива, по данным психолого-педагогической службы детского сада, составляет    60%. 30% воспитанников имеют средний уровень учебной мотивации, 65 % выше среднего, 5% высокий.

Для активного участия в подготовке и проведении открытого занятия удалось привлечь 8 воспитанников, родители которых дали согласие на съёмку их детей на открытом занятии. Во время проведения открытого занятия микроклимат в группе был доброжелательный и комфортный.                    

5.

Цель:

Познакомить детей с русским народным костюмом, выявить особенности костюма   и сформировать навыки составления орнамента, через использование нетрадиционной техники нанесения рисунка «холодный батик».

6.

Задачи:

Формировать знания об истоках русских народных традиций, освоение основ русского народного костюма, знакомство с   предметами русского народного костюма с орнаментами и цветовой гаммой, используемыми в русском народном костюме.

6.1

Познакомить детей с нетрадиционной техникой рисования по ткани «холодный батик».

6.2

Развивать умения применять орнамент для украшения кокошника и картуза в нетрадиционной технике рисования «холодный батик». Развивать мелкую моторику рук, художественный вкус и воображение дошкольников в ходе выполнения творческого задания.

6.3

Развитие понимания бытования народного костюма, его истории и связи его со всей народной культурой;

6.4

Воспитывать интерес и уважение к русской культуре, к народным традициям.

6.5

Активизировать словарь детей: рубаха, сарафан, кокошник, порты, шуба. Обогатить словарный запас новыми словами: оберег, кичка, сорочка, кафтан, колпак.

6.6

Закреплять представления о русском народном костюме через самостоятельное стремление выполнять работы в технике «Холодный батик».

7.

Планируемые результаты:

Дети познакомятся с русским народным костюмом, его происхождением, технологией изготовления изделий, цветовой гаммой, орнаментами, в том числе нетрадиционной техникой рисования «Холодный батик». Появится устойчивый интерес к народному прикладному искусству и уважение к труду мастеров.

7.1

Сформируются умения отличать русский народный костюм от других национальных костюмов, что позволяет развивать эстетические чувства; уважать культуру своего народа; любить народное творчество; стремиться самостоятельно выполнять рисунки в технике «Холодный батик».

7.2

Отработать навыки работы в коллективе .

7.3

Техники, применяемые для проведения занятия (образовательной деятельности)

Техника рисования «холодный батик», техника печатания по ткани, техника рисования на пене для бритья, техника плетения из бумажных полосок.

  8.

Организация среды для проведения занятия

(образовательной деятельности.)

 Ноутбук, проектор, экран, презентация в программе Power Point «История создания русского народного костюма», магнитно-маркерная доска с репродукциями художников, мольберты с плоскостными куклами в русской народной одежде.  Демонстрационный стенд «Как наши предки шили одежду». Ткань, наклеенная на картон, печати с изображением орнаментов, картонные квадраты 10*10 и полоски бумаги для плетения. Дидактическая   игра «Русский народный костюм». Шаблоны сарафанов и рубашек для нанесения орнаментов. Демонстрационные   орнаменты для показа детям. Шаблоны кокошников и картузов. Наглядное пособие «Виды орнаментов». Фартуки, гуашь, кисти, стаканчики с водой, клеенки. Рушник, цветы, волны и ромбы для проведения рефлексии.

Сценарий   занятия - проекта «Украшение кокошника и картуза»

1 этап (подготовительный)

  1. Разработка   цикла   мероприятий по теме проекта.
  2. Определяем продукт проекта – изготовление кокошника и картуза.
  3. Подбор художественной и познавательной литературы.
  4. Рассматривание репродукций картин, с целью изучения русского народного костюма в творчестве художников.
  5. Подготовка наглядного материала: образцы орнаментов русского народного костюма, картинки с изображением, разные виды: рубахи, сарафана, кокошников, кафтанов, сорочек и других элементов русского народного костюма.
  6. Подготовка   учебно-методического   пособия: альбомы для детского художественного творчества «Рубахи и сарафаны», «Учимся рисовать орнаменты», «Русский народный костюм», «Составь орнамент», альбомы для аппликаций «Вырежи и наклей», «Женская одежда на Руси»
  7. Технологические карты по декоративному рисованию «Русский костюм» (последовательность изображения орнамента), таблицы с готовыми орнаментами: «Кокошники», «Картузы», «Рубахи», «Сарафаны», книжки-раскраски с подсказкой «Русский костюм».
  8. Изготовление   дидактических игр: «Одень куклу в русский народный костюм», «Узнай элементы орнамента», «Составь орнамент», «Разрезные картинки», «Выложи орнамент», «Найди пару», «Костюмы и орнаменты народов Поволжья».
  9. Планируется совместная деятельность   с детьми и родителями, прогнозируются результаты.                                                                                      

2 этап (основной) –занятие «Русский народный костюм»

I.

Вводная часть

Организационный этап.

Цель: включение детей в деятельность на личностно-значимом уровне.

Приветствие. Давайте поздороваемся с нашими гостями. Доброе утро, ребята! Вы проснулись? Да проснулись. Вы друг другу улыбнулись? Улыбнулись. Я рада, что у вас хорошее, весеннее   настроение.

1.1

Введение в тему (создание проблемной ситуации)

Перед детьми репродукции картин   художников изображавших девушек и парней в русском народном костюме.

Ребята, посмотрите и скажите, куда мы с вами попали? (ответы детей). В галерею. А кто знает, что такое галерея? Специально устроенное помещение, художественный музей, в котором размещают произведения искусства.Что вы видите на этих картинах? Что у них общего? (ответы детей). Правильно это репродукции картин художников изображавших русских красавиц и парней в русском народном костюме. А что вы уже знаете о русском народном костюме? (ответ детей). А что еще хотели бы узнать о русском народном костюме?

Как вы думаете, о чем же мы с вами сегодня будем говорить?

 Мы с вами познакомимся с тем, как наши предки шили одежду, с орнаментами, которыми украшали костюмы, с головными уборами, и изготовим элемент русского народного костюма, головной убор- кокошник и картуз, используя нетрадиционную технику росписи – «холодный батик».

А, вы любите путешествовать? (ответы детей).

Сегодня мы с вами заглянем в прошлое, чтобы узнать, как одевались русские люди в старину.

В круг широкий, вы и я, (идем по кругу)

Встанем вместе мы друзья (остановиться)

А сейчас пойдем направо, (поворот на право)

А теперь пойдем на лево, (поворот на лево)

В центре круга соберемся, (идем в центр)

И к местам своим вернемся, (возвращаемся обратно)

Улыбнемся, подмигнем, (хлопки в ладоши)

В прошлое мы   попадем!

1.2

Мотивация деятельности детей

Цель: Освоение нового материала.

Способ достижения: Организация сюрпризного момента: знакомство с детьми

Результат: дети с помощью педагога, и виртуальной экскурсии знакомятся с элементами русского народного костюма и его орнаментом. В заключение оденут в русский народный костюм девочку и мальчика, создадут женский головной убор кокошник.

- Как вы думаете, когда человек начал носить одежду?  (ответы детей)

Правильно, это произошло очень давно, одежда служила человеку для защиты от холода и жары. Постепенно одежда стала приобретать все большее значение в жизни человека.

И я хочу пригласить вас   в музей русского народного костюма.

Внимание на экран.

Виртуальный музей русского народного костюма.

Цель: познакомить детей с элементами русского народного костюма-рубаха, сорочка, сарафан, кокошник, понева через посещение виртуального музея

Способ достижения: просмотр презентации «Русский народный костюм», посещение детьми двух залов, мужского и женского русского народного костюма.

Результат: дети знакомятся с элементами костюма и орнаментами.

Зал мужского   костюма.

Главными частями мужской одежды были рубаха и порты.

Рубаху делали длинной и подпоясывали так, чтобы больше выдавался живот. Толстыми животами в ту пору гордились.

Поверх рубахи и портов надевали верхнюю одежду, например, кафтаны.

Их носили и бедные, и богатые. У кафтанов иногда делали очень длинные рукава, гораздо длиннее рук.

- А что носили мужчины на голове? Как вы думаете?

- Мужской головной убор того времени – картуз.

Зал женского народного костюма.

Основной одеждой женщин была длинная сорочка. Поверх сорочки надевали сарафан.

Для тепла поверх сарафана надевали душегрею.

- Как вы думаете, как образовалось это слово?

Это короткая, чуть ниже талии очень широкая сборчатая одежда на лямках.

А более длинную одежду, согревающей не только душу, но и тело была.

- Как бы вы называли такую одежду? (Телогрея)

- А какие головные уборы носили девушки? (платки, кокошники, косынки, повязки)

Женские головные уборы были разными для девочек, девушек и замужних женщин. Девочки   и девушки могли носить волосы распущенными или заплетать их в косы. Женщины по старым обычаям должны были прятать свои волосы под платком. И я сейчас вам предлагаю поиграть в игру.

Дидактическая   игра «Русский народный костюм»

Цель: закрепить   знания об элементах русского народного костюма. 

Способ достижения: подбираются соответствующие картинки, ребёнок должен назвать часть одежды, и поместить соответствующую картинку на поле.

Результат: дети знакомятся с историей русского народного костюма, закрепляют названия элементов костюма.

Ребята, посмотрите пока   мы с вами, были в музее, на наших мольбертах появились девочка Марья и мальчик Ваня. Во что они одеты? (на мальчике нижняя рубаха, на девочке сорочка), как вы думаете, каких элементов одежды не хватает? (ответы детей). Что для этого нам нужно сделать?

1.3

Целеполагание (с помощью педагога дети формулируют цель своей деятельности или принимают цель педагога)

Цель: Дать возможность детям   определить свою образовательную деятельность на данном занятии

Способ достижения: Организация выставки репродукций картин, путешествие в виртуальный музей, виды разных орнаментов, беседа о русском народном костюме, в ходе которой дети говорят о том, чтобы они хотели узнать о русском народном костюме и сделать на занятии.

Результат: дети с помощью воспитателя определяют тему, цель и задачи занятия.

II.

Основная часть:

2.1

Актуализация ранее приобретенных знаний

Цель: активизировать знания детей о русском народном костюме.

Способ достижения: Беседа с детьми на выставке репродукций художников, художественное экспериментирование «Ткань для костюма».

Результат: дети активизируются на получение новых знаний о русском народном костюме в ходе: беседы с педагогом на   выставке, игры, художественного экспериментирования.

Люди с разным достатком одевались по-разному. Те, что победнее, одежду делали из материала изготовленными городскими ремесленниками, или домотканою - изготовленную дома, в домашних условиях на станке. Ткани иногда окрашивали целиком, иногда наносили узор. Такая ткань называлась набойной.

- Ребята, как вы думаете, с чем связано такое название?

- А как вы думаете, как это делали?

На доске вырезали узор, покрывали его краской, а затем «отбивали» узор на материи. Красили ткани отварами из коры, корней, листьев, настоями из растертого в порошок камня.

А сейчас мы с вами проведем небольшое художественное ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЕ:

Цель: формирование эмоционально-ценностного отношения к окружающему миру, гармонизация мировосприятия и создание целостной картины мира.

Способ достижения: дети при помощи печатей набивают узор на ткань.

Результат: в результате у детей формируется умение принимать и анализировать художественную задачу, раскрывать смысл, выделять внутреннее противоречие, разрешение которого и означает нахождение смыслообразующего звена (идею, способа, типа конструкции или основу сюжета), дети при помощи печати получают набойную ткань.

Сейчас мы с вами попробуем набить узор на ткань. У вас на столах лежат кусочки ткани, приклеенные на картоне. Я   предлагаю вам   взять печатки, нанести на них кисточкой краску и "набить" узор на ткань (т.е. сделать её набойной).

Посмотрите, что располагается на нашем столе (ответы детей). Правильно на нашем столе расположены шаблоны одежды. Как называется эта одежда? (верхняя рубаха и сарафан). А теперь скажите, какими элементами одежды нужно дополнить русский народный костюм   мальчика и девочки. (ответы детей).

Я предлагаю вам стать дизайнерами и украсить рубаху и сарафан орнаментами, создав таким образом оберег на одежде.  

 Дидактическая игра: «Составь оберег», через рисование   орнаментов   на   пене   для   бритья.

Цель: сформировать умение детей создавать оберег на одежде.

Результат: ребёнок выбирает понравившийся вид одежды, выкладывает на ней орнамент и называет вид орнамента (волнистая линия, красный круг, крест, ромб, цветы).

- Ребята, давайте, и мы с вами попытаемся создать свой оберег на одежде.

- Возьмите понравившийся вам вид одежды, на который вам необходимо будет нанести оберег. На какую часть одежды мы будем наносить обереги? На Руси употребляли слово «узор».

«Узор» происходит от древнеславянского слова «узреть» - увидеть. Увидеть красоту.

Мастерицы вышивали знаки: ромбы, кресты, цветы, круги.

Узор в виде орнамента, т.е. ритмично повторяющегося рисунка, «клали» на ворот, рукава и подол. Считалось, что вышивка – это «оберег» она предохраняла и оберегала человека от злых сил.

Пока ребята выполняют работу, звучит музыка. Педагог рассказывает:

- Ребята, а вы знаете, что каждый знак, обозначал свой символ:

волнистые линии означали - символ воды

красные круги - символ солнца

крест - это тоже символ солнца

ромб - символ земли, плодородия

цветы – символ богатства

- Даже цвета имели своё значение:

Красный – благополучие

Жёлтый – тепло и ласка

Синий – радость

Чёрный – богатство

Рисование   орнаментов   на   пене   для    бритья.

Цель: развитие моторики рук и пальцев, внимания, памяти, речи.

Результат: дети   с помощью пены рисуют орнаменты, украшающие русский народный костюм.

Рубашки, как мужские, так и женские, украшали вышивкой.

Молодцы! А сейчас давайте немного отдохнем.

Физминутка.                                                                  

Шагаем на месте.      Шагают на месте.

Коля, Коля, Николай, за собою убирай

У тебя ленивы руки        хлопают в ладоши.

Под столом ремень и брюки, приседают

Не в шкафу рубаха,        рисуют прямоугольник

Николай - неряха.              грозят пальчиком, качают головой.                                                                        

2.2

Добывание (сообщение и приятие) нового знания

Добывание нового знания.

1.Рассказ по картинкам «Как наши предки шили одежду.

Цель: составление   рассказа «Как наши предки шили одежду» с опорой на картинки.

Способ достижения: Подбираются картинки по соответствующей теме, и педагог совместно с детьми рассказывают о том, как в старину шили одежду.

Результат: педагог рассказывает, о том, как в старину шили одежду

Сегодня я вам расскажу о том, как и из чего шили одежду, наши предки. Одежда в старину была простой и удобной. Шили ее из льняного полотна и домотканой шерстяной материи.

Забот у хозяйки хватало. Не успеешь лен обработать, шерсть напрясть - люди засмеют, скажут:

«У ленивой пряхи и про себя нет рубахи»

Этапы   выращивания и обработки льна.

1 этап.  Посев льна.

Лен - первый текстильный материал растительного происхождения, который стали использовать люди. На Руси лен разводили с незапамятных времен. Однако вырастить хороший лен сложно - процесс получения льняной ткани крайне трудоемкий. Сеяли лен обычно мужчины, доверяли эту работу самым искусным сеятелям. (на магнитной доске размещается картинка с изображением крестьянина сеющего лен). Ребята, а вы хотели бы сами попробовать посадить лен на поле, я вам предлагаю это сделать, возьмите магнитные картинки с изображением льна и расположите их на нашем поле.

 2 этап. Выращивание льна.

Самая прочная ткань выходила из созревшего льна. Стебли вытаскивали с корнями и клали рядом "в кресты" - одну горсть на другую. Горсть - это ровно столько, сколько может захватить рука взрослой женщины. (на магнитной доске располагается картинка с изображением как выращивали лен)

3 этап. Отделение волокон от стебля. Мочение льна.

Подсохшие снопы увозили с поля в специально построенное для обмолота здание - гумно. В некоторых местностях (там, где теплее) коробочки с семенами прямо на поле отрывали руками либо обрубали топорами, срезали косой. Семенные коробочки обмолачивали колотушками, дубинками, цепами, вальками, лапами (изогнутыми тяжелыми и очень прочными палками, вырезанными из ствола дерева вместе с корнем). В дело шли все подходящие инструменты. В работе участвовали дети, молодежь, главное - нужно было сделать работу в короткие сроки. Полученные семена ссыпали в крепкие холщовые мешки и хранили в сусеках - специально отгороженных местах в зернохранилище или амбаре. Стебли, которые предназначались для изготовления ткани, связывали в снопы, при необходимости досушивали. (на магнитной доске располагается картинка с изображением мочения льна).

4 этап. Сушка льна.

Сушили лен в бане, на полатях. Но самые нетерпеливые хозяйки несли его сразу в избу и сушили на широкой русской печи. Высушенный лен имеет неказистый вид: темный, сухой, ломкий, занозистый. И только сами мастерицы знают, как идет превращение невзрачного стебелька в белоснежную ткань. (на магнитной доске располагается картинка с изображением, как лен сушили)

5 этап. Трепание и очес льна.

При работе тщательно соразмеряли силу и направление удара. Иногда лен перекидывали через мялку или край ушата. Использовали для этого и специальное приспособление в виде короткого вертикального бревнышка, к торцу которого ребром прибивали горизонтальную доску, через которую и перекидывали стебли льна. (картинка помещается на магнитную доску).

5 этап. Прядение льна.

В давние времена уметь прясть должна была каждая женщина - неважно, в бедной или богатой семье она родилась. Прядение считалось самым приличным времяпровождением для женщин в зимние вечера. Долгое время люди пряли вручную - вытягивали пальцами из кудели узенькую ленточку и скручивали ее. Позднее было изобретено ручное веретено - простейшее приспособление для прядения. Оно представляло собой деревянную палочку длиной 15–30 см с острым концом с одной стороны и утолщением в нижней части - с другой. Делали веретено из сухого дерева (чаще липы) Чем веретено длиннее, тем легче им прясть.

6 этап. Как ткали ткань.

Прядение обычно заканчивали к Масленице. Прялку убирали и доставали ткацкий станок. Ткать, как и прясть, умела каждая женщина. Искусство ткачества развилось в древности из плетения. До сих пор сохранился изобретенный еще в то время принцип образования ткани. Уточной нитью, намотанной на палочку с заостренными концами, ткач вручную переплетал нити основы одну за другой - протыкал нити - отсюда, вероятно, и пошло "тыкать", "ткать". Принцип работы станков был достаточно простым: на деревянную раму равномерно натягивались нити, которые назывались нити основы, а между ними определенным образом пропускалась поперечная нить, уток. Так, ряд за рядом, полотно становилось длиннее.

7 этап. Ткань.

Для пошива одежды использовали не только белые ткани, но и цветные. В быту часто требовались ткани немаркие, которые меньше пачкались, поэтому белые холсты окрашивали. Красили ткани отварами из коры, корней, листьев различных растений, настоями из растертого в порошок камня. Цветные ткани назывались крашенинами.

8 этап.  Одежда.

Льняную одежду носили люди богатые, бедные и даже цари. Лен использовали для разных хозяйственных нужд: делали парусину, рыболовецкие сети, канаты. Льняные вещи служили долго, их носили по многу лет, передавали по наследству. Полотенца, скатерти переходили от бабушек внучкам, служили нескольким поколениям. Древним словом "портище" называли отрез (кусок ткани); отсюда и слово "портной" - человек, шьющий одежду. Основной одеждой у славян, причем как у мужчин, так и женщин, считалась рубаха, все остальные детали служили дополнением. Рубахи были будничные, праздничные, покосные, свадебные.

9 этап. Узоры и орнаменты.

Важно было не просто сшить одежду, но и украсить ее. Женщины придумывали разные узоры, расшивали одежду. Вышивались обычно ворота и рукава мужских и женских рубах.

10 этап. Детская одежда.

Дети на Руси носили только рубашонки. Причем шили их не из нового полотна, а обязательно из  одежды родителей. И дело было вовсе не в скупости или бедности родителей. Считалось, что ребенок еще не окреп ни телом, ни душой и беззащитен перед внешними силами и только родительская одежда может защитить от порчи и сглаза.

Ребята только посмотрите сколько людей было задействовано в пошиве одежды в старину, и их назвали ремесленниками. Почему? Как вы думаете? (ответы детей). Потому что каждый занимался своим ремеслом, своим делом. Сеятели- сеяли лен, жнецы- убирали его, сушильщики его сушили, пряхи –пряли нити для ткани, ткачихи ткали полотна, красильщики красили ткань, и делали её набойной, вышивали узоры и орнаменты. А портные шили одежду. И все это делали вручную. А сейчас в нашем современном мире это все выполняют машины, построены заводы и фабрики по пошиву одежды.

Физминутка  «Любопытная Варвара».

Любопытная Варвара смотрит в лево, смотрит вправо

А потом вперед, тут немного отдохнет

(наклон головы вперед)

Шея, не напряжена, а расслаблена она

(голову держать прямо)

А Варвара смотрит вверх

Выше всех и дальше всех

(наклон головы назад)

Возвращается обратно, расслабление приятно.

А сейчас я вам предлагаю попробовать самим изготовить ткань при помощи картонного станка и картонных нитей.

Цель: Подвести итог по теме: «Как наши предки шили одежду», ЭКСПЕРЕМЕНТИРОВАНИЕ: «Изготовление ткани при помощи плетения из бумаги».

Пальчиковая игра "Льняная гимнастика"

Били лен, били (стучать кулачками).

Топили, топили (растирать ладонями).

Колотили, колотили (похлопывать).

Мяли, мяли (разминать пальцами).

Трепали, трепали (трясти за плечи).

Белы скатерти ткали (чертить ребрами ладоней).

На столы накрывали (поглаживать ладонями).

Способ достижения: детям предлагаются картонные заготовки с прорезями и белые полоски бумаги. Сначала дети переплетают одну полоску между прутиками, начиная с низу, и закрепляют ее концы капельками клея, чтобы полоска не выпала. Затем, переплетают вторую и третью полоски, так же закрепляя их концы клеем.

Результат: дети с помощью педагога изготавливают образец плетения нитей.

2.3

Самостоятельная деятельность детей по закреплению нового знания.

Продуктивная деятельность. «Роспись кокошника и картуза в технике холодный батик»

Ребята, а теперь давайте рассмотрим головные уборы.

(Показ   картинок с разными видами кокошников и картузов)

Наиболее распространенный вид праздничного убора, это- кокошник, в виде опахала или округлого щита вокруг головы. Название происходит от древнеславянского «кокош» - обозначающего курицу или петуха.

Характерная черта кокошника - это гребень.

Кокошник делали на твердой основе, сверху украшали парчой, бисером, жемчугом.

Был кокошник у дворян

У купчихи, у крестьян

Хоть носить его не просто

С ним вы словно выше ростом

Нижний край обшивали поднизями - сеткой из жемчуга, а по сторонам над висками крепили «рясна» - низко спадающими на плечи нити жемчужных бус. Такой убор стоил очень дорого. 

Картуз это известный   мужской головной убор, который использовался повсеместно на территории России. Картузы носили без исключения все сословия, как бедные, так и знатные люди.

И я вас приглашаю в художественную мастерскую, чтобы вы стали мастерами и мастерицами.  И предлагаю, вам самим украсить кокошники и картузы для Мани и Вани с помощью знакомых вам орнаментов, используя технику рисования по ткани – «холодный батик». так как эта работа очень кропотливая, нам нужно размять наши пальчики.

Пальчиковая игра "Льняная гимнастика"

Били лен, били (стучать кулачками).

Топили, топили (растирать ладонями).

Колотили, колотили (похлопывать).

Мяли, мяли (разминать пальцами).

Трепали, трепали (трясти за плечи).

Белы скатерти ткали (чертить ребрами ладоней).

На столы накрывали (поглаживать ладонями).

Цель: знакомство с техникой   рисования по ткани – «холодный батик»: украшение кокошника и картуза из ткани.

Способ достижения: дети расписывают орнаментами тканевую заготовку кокошника и картуза

Результат: дети расписали кокошник и картуз орнаментами с помощью нетрадиционной техники «холодный батик»

III.

Заключительная часть

3.1

Анализ и самоанализ деятельности детей

Посмотрите какие красивые у вас получились кокошники и картузы, как у настоящих мастеров!

У каждого получился свой неповторимый узор!

А сейчас ребята давайте покажем свои работы друг другу и нашим гостям.

Все работы выставляются на доску.

Молодцы мастера! Все ваши работы получились яркие, красивые и сказочные.

Посмотрите на свои работы и скажите все работы одинаковые или нет?

Правильно все разные, потому что каждый мастер оставил частичку своего тепла в своей работе.

А теперь я предлагаю вам выбрать самый красивый кокошник для девочки Марьи и картуз для мальчика Вани. (дети выбирают понравившиеся работы прикрепляют их на куклах).

Ребята, скажите мне пожалуйста теперь костюмы у мальчика и девочки стали полными? (ответы детей)

Чему мы должны были научиться? Удалось ли нам добиться цели?

Что мы для этого сделали?

О чем нам может рассказать русский народный костюм?

Что вам понравилось сегодня на занятии?

Рефлексия:

Ребята, вы уже знаете, что каждый знак в орнаменте имел своё значение.

цветы – символ богатства, а у нас они будут означать что, занятие мне понравилось, я со всем справился.

ромб - символ земли, плодородия, а у нас он будет означать что, занятие мне было интересно, я со всем справился, но у меня остались вопросы.

 волнистые линии означали - символ воды, а у нас они будут означать что, на занятии мне было интересно, я со всем справился, но занимать этим я больше не хочу.

Посмотрите перед вами орнаменты и   рушник или по-другому полотенце, выберите для себя подходящий орнамент и поместите его на наш рушник.

Молодцы, вы сегодня замечательно работали, мне с вами было очень интересно путешествовать, и поэтому я расположу на нашем рушнике цветок.

IV.

Дальнейшая разработка темы (развивающая среда)

4.1

Создание мини музея по теме: «Русский народный костюм»

3 этап – Заключительный (анализ и оценка полученных результатов, их оформление и обсуждение).                                      

 Создание мини музея по теме «Русский народный костюм» – это результат совместной работы воспитателей, детей и их семей. В ходе проекта нам удалось сформировать представление у детей об истории возникновения русского народного костюма, об элементах и узорах, украшать элементы русского народного костюма можно выполнять не только с помощью лент, сетками и нитям из жемчуга, но и использовать нетрадиционный метод украшения «холодный батик». Результативность работы по ознакомлению детей с русским народным костюмом, подтверждается знаниями детей и умениями отличать русский народный костюм от других видов национальных костюмов.

Самоанализ   НОД

Конспект НОД разработан в соответствии с основной образовательной программой дошкольного образования МАДОУ

«Октябрьский детский сад «Сказка», по   образовательной области художественно-эстетическое развитие, с учетом возрастных особенностей детей в соответствии с ФГОС дошкольного образования.

Тема НОД: «Украшение кокошника и картуза»

Форма проведения: подгрупповая.

Доминирующая образовательная область: художественно- эстетическое развитие.

  Цель: Познакомить детей с русским народным костюмом, выявить особенности костюма   и сформировать навыки составления орнамента, через использование нетрадиционной техники нанесения рисунка «холодный батик».

Задачи:

-Формировать знания об истоках русских народных традиций, освоение основ русского народного костюма, знакомство с   предметами русского народного костюма с орнаментами и цветовой гаммой, используемыми в русском народном костюме.

-Познакомить детей с нетрадиционной техникой рисования по ткани «холодный батик».

-Развивать умения применять орнамент для украшения кокошника и картуза в нетрадиционной технике рисования «холодный батик». Развивать мелкую моторику рук, художественный вкус и воображение дошкольников в ходе выполнения творческого задания.

-Развитие понимания бытования народного костюма, его истории и связи его со всей народной культурой;

-Воспитывать интерес и уважение к русской культуре, к народным традициям.

Активизировать словарь детей: рубаха, сарафан, кокошник, порты, шуба. Обогатить словарный запас новыми словами: оберег, кичка, сорочка, кафтан, картуз.

-Закреплять представления о русском народном костюме через самостоятельное стремление выполнять работы в технике «Холодный батик».

Дети познакомились с русским народным костюмом, его происхождением, технологией изготовления изделий, цветовой гаммой, с элементами и орнаментами русского народного костюма. Появился устойчивый интерес к народному прикладному искусству и уважение к труду мастеров.

Использование оборудования: были подобраны наглядные материалы, соответствующие атрибуты, которые стимулировали и активизировали детей к мыслительной деятельности.

 Образовательные технологии: проектная, ИКТ-технология, критического мышления, игровая, здоровьесберегающая, исследовательская.

Методы и приемы: показ, беседа, физминутки, пальчиковая гимнастика, составление рассказа по картинкам, дидактическая игра, экспериментирование.

   Техники: рисование в технике «холодный батик», техника печатания по ткани, техника рисования на пене для бритья, техника плетения из бумажных полосок.

Вывод: поставленные цель и задачи были достигнуты. У детей сформировано умение: отвечать на вопросы, узнавать по элементам и орнаментам русский народный костюм. Дети познакомились с русским народным костюмом, его происхождением, технологией изготовления изделий, цветовой гаммой, орнаментами, в том числе нетрадиционной техникой рисования «Холодный батик». Появится устойчивый интерес к народному прикладному искусству и уважение к труду мастеров. Сформированы умения отличать русский народный костюм от других национальных костюмов, что позволяет развивать эстетические чувства; уважать культуру своего народа; любить народное творчество; стремиться самостоятельно выполнять рисунки в технике «Холодный батик».

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия "Русский народный костюм"

Пословицы  о  труде,  игра  " Золотые  ворота"....

проект "История русского народного костюма"

Пронкт знакомит дошкольников с историей создания русского костюма, с его особенностями и разновидностями....

Конспект занятия "Русский народный костюм"

Дошкольное отделение МБОУ "СШ №40  Конспект занятияпо образовательной области "Художественно-эстетическое развитие"(Раздел: "Рисование") по теме: "РУССКИЙ НАРОДНЫЙ КОСТЮМ(занятие для де...

Проект "История русского народного костюма" подготовительная группа

2014-2015 учебном году в подготовительной группе "Васильки" был релизован проект "История русского народного костюма".  Несомненно, на сегодняшний день тема  очень актуальна. В то время, как...

Конспект занятия "Русский народный костюм"

ОО "Художественно-эстетическое развитие"...

Проект "История русского народного костюма"

Проект во второй младшей группе "история русского народного костюма"...

ПРЕЗЕНТАЦИЯ ФОТООТЧЁТ Проект «История русского народного костюма». старшая группа

Проблема :Знакомы ли наши дети и родители с особенностями и традициями русского народного костюма ?Многие люди  забывают  о своих русских ценностях.Проектная деятельность позволяет...