Рисование старшая группа Тема: «О чем рассказывает жанровая живопись»
план-конспект занятия по рисованию (старшая группа)

Марина Дмитриевна Нетудыхата

Рисование старшая группа

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 1_o_chem_rasskazyvaet_zhanrovaya_zhivopis.docx30.45 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия по рисованию №1

в старшей группе

Тема: «О чем рассказывает жанровая живопись»

Доминирующая образовательная область: художественно-эстетическое развитие.

Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Физическое развитие», «Художественно-эстетическое развитие».

Деятельность детей: коммуникативная, познавательно-исследовательская,  восприятие художественной литературы и фольклора, музыкальная.

Цель: дать детям представления о разных видах изобразительного искусства.

Программное содержание: вызывать у детей интерес к жанровой живописи, эмоциональный отклик на произведения, желание внимательно рассматривать их, соотносить увиденное с собственными чувствами и опытом, общаться по поводу увиденного с товарищами, делиться впечатлениями; развивать наблюдательность, воображением, образное и логическое мышление; подводить детей к пониманию особенностей жанровой живописи как сюжетно-тематической картины, где есть определенная тема и конкретный сюжет; учить внимательно рассматривать картину, устанавливать логические связи в содержании и средствах выразительности с целью установления замысла художника; дать представление о жанровой живописи как особом виде; развивать умение высказывать развернутые оценки и суждения об увиденных произведениях, используя образные выражения, эпитеты, сравнения; знакомить с правилами поведения в музее, на выставке.

Предварительная работа: знакомить детей с натюрмортом и пейзажем, чтение рассказов, рассматривание иллюстраций, слушание музыкальных произведений, сюжетно-тематическое рисование на разные темы.

Материалы и оборудование:  репродукции картин: натюрморты («Яблоки на красном фоне» К.Петрова-Водкина; «Сирень в корзине» П.Кончаловского), пейзажи («Золотая осень» И.Левитана, «Зима» И.Шишкина); портреты («За туалетом» З.Серебряковой, «Портрет Мики Морозова» В.Серова); жанровая живопись («Ужин трактористов», «Сенокос» А.Пластова; «Дети, бегущие от грозы» К.Маковского; «Масленица» Б.Кустодиева; «Хоккеисты» А.Дейнеки); аудиозапись музыкального произведения «Мелодия (фа мажор)» А. Рубинштейна, отрывок из пьесы «Март. Песня жаворонка».

Планируемые результаты: дети имеют представления о разных видах изобразительного искусства, могут назвать некоторые картины и художников.

Структура занятия

I

Вводная часть

Вступительная часть

2 мин

II

Основная часть

21 мин

1

Беседа педагога

О картинах

11 мин

2

Рассматривание картины

«Ужин трактористов»

10 мин

III

Заключительная часть

 

2 мин

Длительность 25 минут

Ход занятия

  1. Вводная часть

Вступительная часть

На стендах размещены репродукции картин.

- Ребята, сейчас мы пойдем на выставку художественных картин. Вы знаете, как следует вести себя на выставках? (Тихо, спокойно, не мешать другим любоваться картинами, не спешить, быть внимательными...)

II. Основная часть

1. Беседа педагога

Дети расходятся по помещению и самостоятельно рассматривают произведения.

- Ребята, посмотрите внимательно на эти картины. Чем картины на одном стенде отличаются от картин на других стендах?

Дети спокойно рассматривают картины. Педагог негромко включает музыкальный отрывок из «Мелодии» А. Рубинштейна.

После просмотра выставки педагог выключает музыку, дети собираются вокруг педагога.

- Каково ваше впечатление от выставки? (Большая, интересная, много картин и т. д.)

- Вам понравились картины? (Да, понравились.)

- Вы подумали, чем же картины каждого стенда отличаются друг от друга? (Ответы детей.)

- Вы правильно заметили, что на стендах представлены разные виды изобразительного искусства: натюрморты, покажите их (дети выполняют), пейзажи (дети выполняют), портреты (дети выполняют). Как называются картины, помещенные на четвертом стенде? (Педагог показывает их.)

- Об этих картинах я еще вам не рассказывала. Этот новый для вас вид живописи называется жанровой живописью. Давайте подойдем к стенду и рассмотрим, о чем рассказывают нам эти картины. (Дети рассматривают и высказываются.)

- Да, если в натюрмортах, пейзажах или портретах предметом изображения является один или несколько объектов (овощи, фрукты, природа, человек), то в жанровой живописи предметом изображения является человек или люди в действии, в событиях, то есть в сюжете, на картине с ними что-то происходит. Содержание картин жанровой живописи очень многообразно. Давайте внимательно рассмотрим картины и полюбуемся мастерством художников, которые увидели много интересного в нашей обычной жизни.

2. Рассматривание картины «Ужин трактористов»

Дети сидят перед картиной (она закрыта).

- Ребята, сейчас осень, и в поле, пашут землю на тракторе люди, которых называют трактористами. Художник Аркадий Александрович Пластов жил в селе, он видел этот нелегкий, но очень нужный для всех труд. И однажды написал картину (открывает ее).

- Рассмотрите картину, и подумайте, о чем же он хотел нам рассказать, на что хотел обратить наше внимание?

Детям даются 3—4 минуты для рассматривания. Включается отрывок из пьесы «Март. Песня жаворонка».

- Так о ком же эта картина? Как вы догадались? (Ответы детей.)

- Да, трактористы — это отец и сын. Сын еще мальчик, но уже помогает отцу. А кто эта девочка?

- Наверное, дочка. Она принесла свежее молоко и сейчас аккуратно наливает его в миску. Как вы думаете, что собрались делать трактористы?

- Они завтракают, обедают или ужинают? (Ответы детей.) 

- Как вы догадались, что это ужин?

- Об этом нам говорит окружающий героев картины пейзаж. Солнце садится за горизонт, опускаются вечерние сумерки, «пурпурной полосой огня прозрачный озарен закат» (А. Фет). Последние лучи окрасили все в теплые золотисто-красные, красно-коричневые тона: яркими золотисто-розовыми бликами вспыхнули платье и косынка девочки, полыхает красная майка отца, лучи приглушили голубую майку мальчика. Зеленая сочная трава, на которой сидят люди, приобрела бурые оттенки, а распаханное поле загорелось красновато-коричневыми тонами. Вечереет, лиловые оттенки сумерек холодят небо, по земле потянулись вечерние холодноватые тени.

- Расскажите о людях, чем они сейчас заняты? (Ответы детей.) 

- Как вы думаете, почему эта семья ужинает в поле? (Ответы детей.) 

- Как вы догадались? (Ответы детей.) 

- Мы видим, что трактор стоит с невыключенным мотором — вьется дымок, значит, трактористам еще предстоит работа. Они будут пахать и ночью. А утром им на смену придут другие и продолжат пахоту. Время такое: нужно успеть вспахать землю и засеять ее зерном, чтобы получить добрый урожай. Эти люди понимают, как важен сейчас их труд. Они хорошо потрудились — такое огромное поле вспахали! А сейчас наслаждаются тишиной и покоем природы, сделав маленькую передышку на ужин.

- Давайте представим, что мы как будто вошли в картину.

Как влажно дышит пашня под ногами,

Какое небо щедрое над нами!

                            М. Семенова

- Встанем вот тут, за трактором, и прислушаемся. Что вы слышите? (Ответы детей.) 

- Работает мотор машины — урчит как живой, ветер колышет траву, льется молоко в миску, где-то еще трещит в траве кузнечик, в поле прокричал грач. Вдохните воздух. Какие запахи вы почувствовали?

- Свежий ветерок доносит до нас теплый запах разогретой пашни, степных трав, напоенных ароматом цветов. Пахнет свежим хлебом. Вот как вкусно!

Слети к нам, тихий вечер,

На мирные поля!

Тебе поем мы песню,

Вечерняя заря.

Как тихо всюду стало,

Как воздух охладел!

И в ближней роще звонко

Уж соловей пропел.

                    Л. Модзалевский

  1. Заключительная часть

- Ребята, где вы сегодня побывали? (На выставке художественных картин.)

- С каким жанром живописи познакомились на выставке? (С жанровой живописью.)

- Чем картины этого жанра отличаются от других? (Ответы детей.) 

- Картины художников, работающих в жанровой живописи, сюжетны - они изображают какое-либо событие из жизни людей. Художники обращают наше внимание на то, как грустна или радостна бывает жизнь, как много необычного можно увидеть, если быть внимательными.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по нетрадиционному рисованию старшая группа Тема «Сказочный лес» \рисование солью\

Конспект занятия по нетрадиционному рисованиюстаршая группаТема «Сказочный лес» \рисование солью\ Программные задачи: Учить детей создавать образ зимней природы, предавать ее красоту, разно...

Непрерывная образовательная деятельность Продуктивная деятельность (рисование) старшая группа Тема: «Помощь гостье Гжель»

Цель: Формирование умений рисовать  гжельские узоры.ЗадачиОбразовательные:1.Формировать умение рисовать цветок по мотивам гжельской  росписи.2. Расширять представление об истории возникновен...

Конспект по рисованию старшая группа. Тема: «Зимушка – зима!»

1. Учить детей отмечать в рисунке признаки зимы и её красоту.2. Продолжать знакомить детей с зимнем пейзажем, подвести к пониманию того, что природа прекрасна в любое время года.3. Продолжать учить...

Художественно-эстетическое развитие Рисование Младшая группа Тема: «Королева-кисточка рассказывает»

Цель: Вызвать у детей интерес к рисованию красками. Задачи по областям:Социально-коммуникативное развитие:Воспитывать умение беречь изобразительные материалы; Познавательное развитие:Уч...

Коенспект занятия по рисоавнию «Знакомство с искусством». Тема: «О чем рассказывает жанровая живопись?» Осенние грибы.

Жанровая живопись — это жанр живописи, который изображает сцены из повседневной жизни.На таких картинах показывают эпизоды и определённые моменты из жизни человека или группы людей. Эт...